Научная тема: «СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методическое мышление учителя географии - разновидность профессионального педагогического мышления, имеющая двойственный характер в связи с особой предметной (географической) детерминацией. Методическое мышление служит средством осуществления и управления методической деятельностью учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности. Историко-генетический анализ эволюции системы методической подготовки в отечественной высшей школе позволил выявить тесные связи между стратегией обучения и структурой учебной деятельности студентов в педвузе, и формируемым уровнем методического мышления будущего учителя, который является показателем уровня сформированности его методической компетентности. В современных условиях перехода на новые стандарты ВПО и направленности школьного географического образования на реализацию личностно-деятельностного подхода, развитие познавательных и творческих способностей школьников, адекватными уровнями развития методического мышления выступают уровни продуктивного и творческого мышления. В этой связи основное направление совершенствования современной системы методической подготовки будущего учителя географии связано с переходом к продуктивно-деятельностной модели, направленной на формирование методического мышления и методической компетентности студентов.
  2. Методическая компетентность рассматривается как результат методической подготовки будущего учителя, выражающийся в способности и готовности (функциональной и личностной) эффективно выполнять все виды профессиональной деятельности, определяемые функциональной структурой методического мышления. Это важная составная часть професси­ональной компетентности учителя, характеризующаяся уровнем развития методического мышления и методических компетенций, достаточным для продуктивного и творческого решения методических задач в условиях разнообразных педагогических ситуа­ций. «Методическая компетентность» учителя рассматривается как синоним категории «методическая готовность учителя к осуществлению методической деятельности», включает четыре компонента (мотивационно-личностный, предметно-содержательный, операционально-деятельностный и теоретико-методологический) и представляет собой единство теоретической и практической составляющих. Теоретической составляющей методической готовности студента к осуществлению профессиональной деятельности, основой ее становления является формирование продуктивного и творческого уровней методического мышления, его профессиональной направленности. Практическая составляющая - методические компетенции, которые рассматриваются как совокупность знаний, умений и навыков, качеств личности, позволяющих осуществлять продуктивную деятельность по решению методических задач. Методические компетенции учителя географии соответствуют основным видам профессиональной педагогической деятельности учителя географии и подразделяются на гносеологическую, проектировочную, обучающую, диагностическую, рефлексивную и исследовательскую компетенции.
  3. Методическая компетентность будущего учителя формируется в рамках компетентностно-ориентированной системы методической подготовки, которая характеризуется обновленными целями подготовки будущего учителя, организацией учебного процесса и учебно-познавательной деятельности студентов в условиях стратегии развивающего обучения.
  4. Методическим средством реализации компетентностно-ориентированной системы методической подготовки является не порция информации, а обучающая ситуация - учебно-методическая задача (УМЗ), являющаяся предметом методического мышления и условием формирования методических компетенций. В рамках разработанной системы методической подготовки учебно-методические задачи составля­ют единое целое (комплекс). Содержание учебно-методических задач соответствует основным видам методической деятельности учителя, таким образом учебно-методическая деятельность студента приобретает черты, в которых проявляются особенности будущей профессиональной деятельности. Деятельность студентов по решению комплекса учебно-методических задач осуществляется на аудиторных занятиях по методике преподавания географии (лекциях, практических занятиях), в ходе организации самостоятельной, в том числе учебно-исследовательской работы студентов, в ходе изучения курсов по выбору, на педагогических практиках.
  5. Принципы разработанной системы методической подготовки студентов потребовали изменения содержания методических дисциплин, в первую очередь учебной дисциплины «Теория и методика обучения географии». Содержание методической под­готовки студентов в разработанной системе рассматривается как средство выявления и решения профессиональных задач и проблем будущего учителя, и строится с учетом требований методологичности, фундаментальности, структурирования содержания обучения на уровне теоретического обобщения, практической направленности и учета психолого-педагогических условий организации учебного процесса.
  6. Управление качеством методической подготовки студентов и диагностика их компетентности в рамках разработанной системы осуществляется с помощью диагностических материалов. Авторская схема оценки умений студентов решать УМЗ позволяет учитывать уровень развития методического мышления (репродуктивный, продуктивный, креативный), коррелирующийся с уровнем сложности УМЗ (I, II и III уровни сложности) и уровнем реализации его учебно-методической деятельности (формальный, преобразующий, продуктивный).
Список опубликованных работ
I. Монография:

1. Таможняя Е.А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования. – М.: МПГУ, 2010. - 354 с. (22,0 п.л.)

II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

2. Таможняя Е.А. О профессиональной подготовке учителей географии // География в школе. – № 5. -2000. – С. 52-55 (0,4 п.л.)

3. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. – № 4. - 2004. – С. 46-50 (0,5 п.л.)

4. Таможняя Е.А. Методика и методология подготовки будущих учителей географии / Таможняя Е.А., Беловолова Е.А // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.- М.: Издательство МГОУ, 2009. - № 1.- С. 125-131 (0,5 п.л., авторство не разделено)

5. Таможняя Е.А. Основные направления модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования нового поколения стандартов / Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. - № 2. – С. 55-62 (0,7 п.л., авторство не разделено)

6. Таможняя Е.А. Профессиональная и методическая подготовка учителя географии: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2009. - № 4.- С. 127-131 (0,6 п.л.)

7. Таможняя Е.А. Исторические этапы профессиональной и методической подготовки учителей географии в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.–Красноярск: Издательство КГПУ, 2009.-№ 3.-С.112-117 (0,7 п.л.)

8. Таможняя Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования /Душина И.В., Таможняя Е.А.// География в школе.– 2010. - № 3. – С. 34-38 (0,4 п.л., авторство не разделено)

9. Таможняя Е.А. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2010. - № 1.- С. 188-193 (0,6 п.л.)

10. Таможняя Е.А. Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии» // Преподаватель XXI век. – М.: «Прометей» МПГУ, 2010. - № 2. – С.59-69 (0,8 п.л.)

11. Таможняя Е.А. Методическая готовность учителя географии: теоретический и практический аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Издательство МГОУ, 2010. - № 4 - С. 163-167 (0,6 п.л.)

12. Таможняя Е.А. Планируемые результаты обучения по географии для общеобразовательной школы / Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.// География в школе.– 1997. - № 4. – С. 3-19 (1 п.л., авторство не разделено)

13. Таможняя Е.А. Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России // География в школе.- 1998. - № 1. - С. 61—63 (0,3 п.л.)

14. Таможняя Е.А. Основные направления модернизации курса «География России» / Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // География в школе.– 2010. - № 6. – С. 24-27 (0,5 п.л., авторство не разделено)

III. Учебно-методические работы:

15. Таможняя Е.А. Практикум по методике обучения географии / Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б. , Тимофеева З.М., Ткачева З.Н., Таможняя Е.А. // М.: МПГУ, 2000. – 112 с. (7 п.л., авторский вклад - 15 %)

16. Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии в школе // Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // М.: АСТ - Астрель, 2002. – 203 с.(11,76 п.л., авторский вклад – 15%)

17. Таможняя Е.А. Программы спецсеминаров по методике обучения географии / Под ред. Е.А.Таможней // М.: Прометей МПГУ, 2002. – 48 с. (3 п.л., авторский вклад – 40%)

18. Таможняя Е.А. Практикум по географическому краеведению / Под ред. О.А.Бахчиевой // Бахчиева О.А., Никонова М.А., Шилина И.Б., Таможняя Е.А. / М.: Прометей, 2004. – С. 24-31 (5,0 п.л., авторский вклад – 8 %)

19. Таможняя Е.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И.В.Душиной / Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. и др.// М.: Дрофа, 2007. – 510 с. (32 п.л., авторский вклад – 24%)

20. Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А.Таможней / Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А.// М.: Экзамен, 2008. – 112 с. (7 п.л., авторский вклад – 40%)

21. Таможняя Е.А. Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии»: уч. пос. для студентов геогр.специальностей пед. вузов / Под ред. Е.А.Таможней / Душина И.В., Беловолова Е.А., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.// - М.: МПГУ, 2009. – 77 с. (5,0 п.л., авторский вклад – 40%)

22. Таможняя Е.А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения географии» / Душина И.В., Таможняя Е.А. – М.: МПГУ, 2010. – 25 с. (1,5 п.л., авторский вклад – 50%)

IV. Научные статьи:

23. Таможняя Е.А. Совершенствование методической подготовки студентов-географов // Проблемы непрерывного географического образования и картографии // Сборник научных трудов.- Курск: Антекс, 2000. – С.130-132 (0,2 п.л.)

24. Таможняя Е.А. Роль спецсеминаров в методической подготовке студентов геофака МПГУ // Проблемы непрерывного географического образования и картографии // Сборник научных трудов. Вып. 3. – Винница: Консоль, 2002. –- С. 247-249 (0,2 п.л.)

25. Таможняя Е.А. Развитие способностей школьников на уроках географии // География и экология в школе XXI века. – М.: ГЕО-ЭКО, 2005. - № 1. - С.42-50 (0,9 п.л.)

26. Таможняя Е.А. Развитие творческой активности студентов в рамках работы спецсеминара «Новые педагогические технологии в обучении географии» // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки // Сборник науч. статей. – М.: Прометей, 2006. – С. 466-468 (0,4 п.л.)

27. Таможняя Е.А. Подготовка студентов географов к преподаванию геоэкологических вопросов в школе // Геоэкологические проблемы современности // Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. – Владимир: ВГПУ, 2007. – С. 246-248 (0,1 п.л.)

28. Таможняя Е.А. Проблема формирования методического мышления и ключевых компетенций в процессе методической подготовки будущих учителей географии // Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования. – М.: Прометей, 2008.- С. 63-65 (0,2 п.л.)

29. Таможняя Е.А. Формирование профессиональных компетенций в ходе работы с учебно-методическим комплектом «Теория и методика обучения географии» // «География». Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения. - Издательский дом «Первое сентября». – 2009. - № 15. – С. 26. (0, 2 п.л.)

30. Таможняя Е.А. Теоретические основы разработки новой линии школьных учебников географии и направления их апробации // Библиотечка журнала Вестник образования России. – 2010. - № 5. – С. 31-34 (0,2 п.л.)

V. Тезисы докладов научных конференций:

31. Таможняя Е.А. Развитие мыслительных способностей школьников в процессе изучения географии // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке // Труды научно-практической конференции. - Москва: МПГУ, 2000. – С.117-119 (0,1 п.л.)

32. Таможняя Е.А. Изучение истории географических открытий и персоналий в школьной географии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения П.П.Семенова-Тян-Шанского. Т.1 – Липецк: ЛГПУ, 2002. – С. 228-231 (0,2 п.л.)

33. Таможняя Е.А. Изучение историко-географических вопросов в школьной и вузовской географии // Отечественные путешественники: прошлое и настоящее // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орел: ОГУ, 2003. – С. 168-171 (0,2 п.л.)

34. Таможняя Е.А. Совершенствование методической подготовки студентов географов в области новых информационных технологий обучения // Учитель 21 века: Модернизация географического образования» // Материалы 3-ей межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2004.- С.125-128 (0, 25 п.л.)

35. Таможняя Е.А. Подготовка студентов географов к изучению историко-географических вопросов в школьной географии // Модернизация системы географического образования // Труды XII съезда Русского географического общества. Т.7. – СПб., 2005.- С.132-135 (0,3 п.л.)

36. Таможняя Е.А. Проблемы подготовки учителя географии в период модернизации образования / Душина И.В., Таможняя Е.А. // Территориальная организация общества и управления в регионах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II– Воронеж, 2005. – С.102-105 (0,3 п.л., авторский вклад – 50%)

37. Таможняя Е.А. Методическая подготовка студентов к работе с электронными учебниками // География, экология, экономика: актуальные проблемы науки и образования // Сборник статей по материалам 3 научно-практической конференции // Приложение к Вестнику Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». – М.: Издательство МГОУ, 2005. – С.287-290 (0,2 п.л.)

38. Таможняя Е.А. О подготовке студентов географов к будущей работе в условиях профильной школы // Учитель XXI века: Профильное обучение и перспективы школьной географии // Материалы V межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2006. – С. 37-39 (0,2 п.л.)

39. Таможняя Е.А. Подготовка учителя географии к работе с учебниками нового поколения // Науки о Земле и отечественное образование: история и современность // Материалы Всероссийской научно-практической конференции посвященной памяти академика РАО А.В.Даринского. - СПб: Издательство РГПУ имени А.И.Герцена, 2007.- С. 132-133 (0,1 п.л.)

40. Таможняя Е.А. Формирование творческой активности и навыков самостоятельной работы студентов-географов в ходе изучения дисциплины «Теория и методика обучения географии» // Учитель XXI века: Содержание географического образования // Материалы VI межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2007. – С. 64-66 (0,2 п.л)

41. Таможняя Е.А. Компетентностный подход как средство диагностики качества знаний будущих учителей географии / Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. // Учитель XXI века. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль // Материалы VII межвузовской научно-практической конференции / отв.ред. В.Т.Дмитриева. – М.: МГПУ, 2008. – 280 с. - С. 19-24 (0,4 п.л., авторство не разделено)

42. Таможняя Е.А. Компетентностный подход в методической подготовке будущих учителей географии // Инновационные формы учебного процесса в высшей школе в условиях перехода на многоуровневое высшее образование. Материалы региональной научно-методической конференции / отв. ред. Г.П.Иванова. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С.131-135 (0,25 п.л.)

43. Таможняя Е.А. Новации методической подготовки учителя географии / Беловолова Е.А., Таможняя Е.А. // Учитель XXI века. Географическое образование: традиции и инновации // Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции / отв.ред. В.Т.Дмитриева. – М.: МГПУ, 2009. – 222 с. - С. 51-55 (0,4 п.л., авторство не разделено)

44. Таможняя Е.А. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей географии в ходе педагогических практик IV и V курса // Трансформация географических процессов на территории регионов России и мира. Современные проблемы географического образования в вузе и школе // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры экономической, социальной географии и методики обучения географии НГПУ и 90-летию со дня рождения профессора И.К.Орфанова / Под ред. К.П.Сергеевой. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 263 с. – С. 212-216 (0,25 п.л.)

45. Таможняя Е.А. Исторические аспекты подготовки учителей географии в России // Науки о Земле и отечественное образование: история и современность // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – С. 45-47 (0,4 п.л.)

46. Таможняя Е.А. Инновационные технологии в методической подготовке учителя географии в период модернизации географического образования // География: проблемы науки и образования. LXIII Герценовские чтения // Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции / От. ред. В.П.Соломин, Д.А.Субетто, Н.В. Ловелиус. – СПб.: «Полиграф-Ресурс», 2010. – 718 с. – С. 592-595 (0,2 п.л.)

47. Таможняя Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения географии» как средство формирования профессиональных компетенций учителя географии // Учитель XXI века. Интеграция естественнонаучного образования в мировое образовательное пространство // Материалы IХ межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Дмитриева. – М.: МГПУ, 2010. – С.47-53 (0,4 п.л.)