- Институционализм является наиболее эффективным подходом в познании суверенитета как политико-правового института в рамках его исторической и социокультурной обусловленности, поскольку предполагает трактовку суверенитета не как результата прямой детерминации нормативно-правовой системы, а как деятельности институциональных субъектов, опосредованной всей системой нормативной регуляции, включая мораль, традиции, обычаи и др. Правовой институционализм в познании суверенитета ориентирован не на его идеальную модель, как правило, ведущую к рецептивному формированию нормативно-правового обеспечения, а на реально складывающиеся политико-правовые отношения в данной сфере, что соответствует требованиям теоретико-правовой и методологической корректности.
- Суверенитет есть политико-правовая категория, отражающая связь между существующими институциональными политическими и правовыми условиями жизнедеятельности личности, общества и государства и национальными интересами, обусловленными тенденциями социально-экономической, политической и культурной жизни. Реализация суверенитета осуществляется в форме институционально-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего стабильность государственной власти, устойчивое развитие и создание условий для самореализации личности. Защита суверенитета требует институционального обеспечения, включающего в себя долгосрочную государственную политику, институционально-правовое поле и систему организаций, интегрированных в качестве ее субъекта.
- Отношения национального суверенитета - это совокупность связей между людьми, которые возникают по поводу реализации интересов личности, общества и государства в рамках исторически сложившейся политической и правовой систем. Отношения суверенитета определяются содержанием экономических, политических, правовых и культурных отношений, характеризующих конкретную общественную и государственную системы. К их основным группам относятся свобода, равенство, гражданство, публичная власть и государственная целостность, имеющие институционально-правовое закрепление в законодательстве. Участниками отношений суверенитета выступают: человек и гражданин, органы государственной власти и общественного самоуправления, общественные, международные и межправительственные организации. Институциональными субъектами суверенитета являются личность, общество и государство, объектом - права и свободы человека, стабильность государственной власти и устойчивость социально-экономического развития. Складывающиеся в обществе отношения суверенитета лежат в основе политико-правового процесса, который представляет собой деятельность институциональных субъектов суверенитета, отражающую приоритеты экономического развития, концептуализируемую государственной политикой, осуществляемую путем реализации принципа законности и направленную на защиту национальных интересов.
- Институт национального суверенитета представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения суверенизации государственной власти, включает в себя суверенитет личности, общества и государства и формируется как система нормативно-правовой совокупности в соответствии с объектами правового регулирования отношений суверенитета . Правовое оформление суверенитета представляет собой процесс легитимации национальных интересов, реализации свободы личности, народовластия, независимости, обеспечения стабильности государственной власти и территориальной целостности государства.
- Национальный суверенитет - вид суверенитета, предметом регулирования которого являются отношения независимости и самостоятельности государственной власти, институциональная возможность проводить самобытную государственную политику от имени всего общества (нации). Институционально-правовая структура национального суверенитета формируется в контексте национального и международного правового порядка как итог политико-правового процесса, протекающего на глобальном, региональном и национальном уровнях. Практика институционализации национального суверенитета легализует следующие институционально-правовые формы: реальный суверенитет как способность государства самостоятельно проводить внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства; легальный суверенитет как правовая возможность защиты национального суверенитета посредством национальной и международной легитимации суверенного пространства государства; суверенитет как институционально закрепленная возможность государственной власти принимать решение - осуществлять властные полномочия; имперский суверенитет как социоцентристская медель структурирования жизненно важных интересов, где определяющее значение имеет доминирование государственных интересов над личностными; интеграционная национально-государственная форма суверенитета как добровольное ограничение суверенитета государств и передача суверенных прав в компетенцию наднациональных образований международного характера; суверенная демократия как институциональное свойство национального суверенитета, характеризующегося внутренним суверенитетом (эффективность проведения внутренней государственной политики), взаимозависимым суверенитетом (охрана государственных границ), международным юридическим суверенитетом (взаимное признание суверенитета государств), вестфальским суверенитетом (невмешательство во внутреннюю политику государств).
- Децизионизм как правоупорядочивающий институт регулирует отношения суверенитета государственной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств, когда контекст позитивного права не позволяет принимать адекватные сложившейся ситуации решения, осуществляет политико-правовую легитимацию властно-волевого характера управления, основанного на абстрактно-правовых принципах и мотивированного национальными интересами. Согласно принципу целесообразности децизионизм является политико-правовой технологией реализации суверенитета личности, общества и государства, не институционализированной юридически.
- Глобализация в качестве характеристики современного цивилизационного процесса представляет собой форму интеграции человечества в целостную систему на базе ценностей западноевропейского гуманизма, идеологически обеспечивающего политико-правовой процесс, протекающий на национальном, региональном и глобальном уровнях. Как политико-правовой феномен глобализация выступает фактором унификации политики национальных государств на основе норм современной концепции прав и свобод человека, результатом которой становится универсализация западноевропейских и американских ценностей и интересов в форме правовой легитимации неолиберальной идеологии. В сфере политики и права основные тенденции глобализационных процессов связаны с редукцией этнических и культурных прав и свобод, доминированием наднациональных институтов, деятельность которых обусловлена интересами транснациональных корпораций, ограничением социального законодательства в общем объеме национального законодательства, защищающего права и свободы человека. Общим политико-правовым вектором глобализации является ограничение суверенитета личности, общества и государства.
- Современный процесс глобализации, унифицируя международное политико-правовое пространство, создает институциональные условия для ограничения государственного суверенитета путем реконструкции и изменения политического значения и роли международных институтов, о чем свидетельствует реконструкция международного правового порядка, основанного на принципах Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, прав и свобод человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Девальвация ценностей международной правовой системы, прямое и косвенное нарушение норм международного права и игнорирование воли международных институтов по вопросам соблюдения прав и свобод человека рядом государств приводят к кризису института национального суверенитета, обозначающему стратегию космополитичности той или иной государственности. В этих условиях политико-правовая институционализация национального суверенитета осуществляется посредством реализации национальными правовыми системами таких его институциональных форм, как имперская, интеграционная и суверенная демократии, применение которых обусловлено особенностями социокультурных и правовых традиций стран, конкретно-историческими условиями политического процесса.
- В политико-правовом дискурсе доминируют институционально-правовой и деонтологический подходы к построению национальной и международной систем обеспечения суверенитета. Институционально-правовой подход провозглашает концепцию прав и свобод человека в качестве основной нормативно-правовой базы институционализации суверенитета, которая свою политическую и международно-правовую реализацию находит в вестфальской модели мира. При этом суверенитет национальных государств является главным институциональным императивом этого подхода, гарантирующим реализацию интересов личности, общества и государства, стабильность международного правопорядка. Деонтологический подход культивирует идею реализации интересов экономически развитых стран путем реагирования всеми возможными силами и средствами на прямые и косвенные угрозы в соответствии с критерием целесообразности, при этом ставится под сомнение институциональная значимость концепции прав и свобод человека. Основными недостатками этого подхода являются, во-первых, недооценка национальных интересов суверенных государств в построении системы глобальной безопасности; во-вторых, игнорирование нравственных и политических последствий применения силы, юридически не санкционированной мировым сообществом; в-третьих, фактическое нарушение действующей структуры международного права. Вариантом возможного ответа на этот вызов глобализации может стать институционализация космополитического государства, легализующего индифферентное отношение к признаку национальности и допускающего законодательно закрепленное толерантное сосуществование наднациональных идентичностей.
- Имперская институционально-правовая форма национального суверенитета основана на доминировании политико-правовых идеалов и ценностей, легитимирующих институциональную ориентацию интересов личности на общественные и государственные интересы. В политико-правовом измерении имперскую форму национального суверенитета следует рассматривать как институт универсальной интеграции этнических, культурных, территориально-политических образований в рамках когерентности субъективных прав и обязанностей, обеспеченной суверенитетом верховной власти, идеологической совокупностью идей и институционально-правовых принципов ее суверенизации, основой которых является гармоничное сочетание интересов личности, общества и государства при ведущей институциональной роли государства в защите и реализации наднациональных интересов. Имперский принцип организации государственной власти есть форма суверенизации, содержащая ряд политико-правовых элементов,
в числе которых: державность как аксиологическое доминирование института государства, отождествление процесса суверенизации с усилением государственной власти в качестве гаранта стабильности политической жизни и социально-экономического развития, защиты интересов многонационального народа; этнокультурный элемент, состоящий в политико-правовом доминировании государствообразующего этноса, культура которого сыграла определяющую роль в формировании государственности; политическая и институционально-правовая абсолютизация формы государственности, исторически сложившейся на соответствующем геополитическом пространстве, и стремление к ее распространению на другие территории. - Европейский союз представляет собой интеграционную национально-государственную форму, которую следует рассматривать как закономерный этап суверенизации в условиях глобализации, особый способ политико-правовой защиты национальных интересов группы стран, предполагающий передачу части их суверенитета надгосударственным институциональным субъектам. Формирование и институционально-правовое развитие Евросоюза показывают, что его внутренней основой является совокупность исторически сложившихся социальных и культурных особенностей европейских государств, их образ жизни, политическая, правовая и социокультурная идентичность как институциональное условие унификации их политико-правового пространства. Внешней основой интеграции выступает обусловленный глобализационными процессами конфликт интересов национальных государств, преодоление которого в условиях трансформации международно-правового порядка возможно лишь посредством интеграционной формы суверенизации. Институциональное формирование Европейского союза как интеграционной формы суверенизации включает в себя несколько исторических этапов: первым этапом является унификация политико-правового пространства присоединившихся стран на основе взаимоприемлемых критериев интеграционной национально-государственной формы; вторым - геополитическое расширение; третьим - современным этапом - дальнейшая унификация институтов государственного управления, детерминирующая ограничение национального суверенитета в пользу надгосударственных политико-правовых субъектов.
- Суверенная демократия - это одна из форм нелиберальной эгалитарной демократии, где политическая, экономическая и общественная свобода отдельного человека ограничивается интересами общества в целях укрепления государственного суверенитета. Суверенная демократия может рассматриваться как политико-правовой проект российской национальной государственности, адекватно решающей задачи укрепления национального суверенитета в условиях глобализации. Данная институциональная форма учитывает условия реформирования российской государственности (федерализация, вестернизация, либерализация) и реализует политико-правовую модель национального суверенитета в рамках основанного на защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина равноправного сочетания суверенитета личности, общества и государства, где реализация суверенитета государства выступает необходимым условием обеспечения национальных интересов.
1. Романова Л.М. Политико-правовая трансформация национального суверенитета в глобализационных процессах. Ростов н/Д, 2008. – 7 п.л.
2. Романова Л.М. Институционально-правовые формы суверенитета в условиях эволюции национального государства. Ростов н/Д, 2009. – 8,3 п.л.
Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:
3. Романова Л.М. «Суверенная демократия» как политико-правовая категория // Философия права. 2006. № 4. – 0,4 п.л.
4. Романова Л.М. Национальный суверенитет России в условиях глобализации // Философия права. 2007. № 1. – 0,4 п.л.
5. Романова Л.М. Национальный суверенитет в глобализационных процессах // Философия права. 2007. № 3. – 0,4 п.л.
6. Романова Л.М. Россия в условиях государственно-правовой глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 1. – 0,8 п.л.
7. Романова Л.М. Национальный суверенитет и глобализация: грани соприкосновения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 3. – 0,45 п.л.
8. Романова Л.М. Национальный суверенитет России: понятие, принципы // Философия права. 2007. № 4. – 0,4 п.л.
9. Романова Л.М. Современные политико-правовые трансформации суверенитета // Философия права. 2008. № 1. – 0,3 п.л.
10. Романова Л.М. Кризис идеи суверенитета и политико-правовые гарантии его существования // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 4. – 0,4 п.л.
11. Романова Л.М. Диктатура как форма реализации суверенитета (по К. Шмитту) // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6. – 0,6 п.л.
12. Романова Л.М. Институционализм как методологический инструментарий политико-правового исследования суверенитета // Юристъ-Правоведъ. 2009. № 2. – 0,5 п.л.
Статьи и другие публикации:
13. Землянухина Л.М. Нравственные проблемы сопротивления злу силой // Проблемы самобытности России в творчестве И.А Ильина: Тезисы докладов и сообщений участников чтений. Ростов н/Д, 1995. – 0,2 п.л.
14. Романова Л.М. Проблемы экономической безопасности России в условиях глобализации // Региональная власть: политико-правовые аспекты реализации и осуществления: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,7 п.л.
15. Романова Л.М. Государственная политика России в отношении национальных меньшинств // Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2007. – 0,4 п.л.
16. Романова Л.М. Незаконная миграция: политико-правовой анализ // Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2007. – 0,4 п.л.
17. Романова Л.М. Политика России в отношении национальных меньшинств // Национальная идентичность, права человека и этнических меньшинств в условиях глобализации: Материалы Международного научно-практического семинара. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007. – 0,4 п.л.
18. Працко Г.С., Романова Л.М. Суверенная демократия, права человека и новый мировой порядок // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность: Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,4 п.л.
19. Романова Л.М. Параметры порядка в архитектуре мирового сообщества // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность: Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,3 п.л.
20. Романова Л.М. Глобальная и региональная геополитическая безопасность России // Национальная безопасность и правопорядок: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007. – 0,3 п.л.
21. Романова Л.М. Роль либеральной элиты в российской десуверенизации (концепция А.С. Панарина) // Элиты и будущее России: взгляд из регионов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007. – 0,2 п.л.
22. Романова Л.М. Права человека и суверенная демократия в контексте нового мирового порядка // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 0,3 п.л.
23. Романова Л.М. Суверенная демократия, права человека и новый мировой порядок // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,4/0,2 п.л. (в соавторстве)
24. Романова Л.М. Параметры порядка в архитектуре мирового сообщества // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,5 п.л.
25. Романова Л.М. Роль глобализации в «размывании» национального суверенитета // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 0,9/0,6 п.л. (в соавторстве)
26. Романова Л.М. Современные политико-правовые трактовки глобализации // Рубикон: Сборник работ молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. Вып. 48. – 0,3 п.л.
27. Романова Л.М. Генезис идеи суверенитета в политико-правовых работах Карла Шмитта // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2008. – 0,4 п.л.
28. Романова Л.М. Миграционная угроза национальному суверенитету в глобализационном контексте // Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. Ч. 2. – 0,4 п.л.
29. Романова Л.М. К вопросу о роли коррумпированной политической элиты в десуверенизации страны // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19–20 июня 2008 года). Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2008. Ч. 1. – 0,4 п.л.
30. Романова Л.М. К вопросу о совместимости суверенитета и глобализации // Рубикон: Сборник научных работ молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. Вып. 49. – 0,75 п.л.
31. Романова Л.М. Демографические и миграционные процессы в условиях глобализации // Миграционный правопорядок: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 23–24 октября 2008 года). Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2008. Ч. 1. – 0,4/0,2 п.л. (в соавторстве)
32. Романова Л.М. Миграция, суверенитет, глобализация: взаимосвязи и точки соприкосновения // Миграционный правопорядок: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 23–24 октября 2008 года). Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2008. Ч. 1. – 0,4 п.л.
33. Романова Л.М. Нравственность молодого поколения как ресурс стабильного развития страны // Молодежь как инновационный ресурс развития современного российского общества: Сборник тезисов докладов межрегиональной научно-практической междисциплинарной конференции студентов и молодых ученых Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. – 0,4 п.л.
34. Романова Л.М. Национальный суверенитет в контексте международно-правового нигилизма // Порядок общества и правовой нигилизм: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. –
0,45 п.л.
35. Романова Л.М. Суверенитет как основной признак национального государства // Рубикон: Сборник научных работ молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. Вып. 50. – 0,4 п.л.
36. Романова Л.М. Соотношение национальных интересов и национального суверенитета в России в условиях глобализации // Рубикон: Сборник научных работ молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. Вып. 50. – 0,2 п.л.
37. Романова Л.М. Политико-правовое влияние глобализации на национальный суверенитет // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов, аспирантов и соискателей: Сборник научных трудов. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2009. Ч. 1. – 0,4 п.л.
38. Романова Л.М. Разработка понятия суверенитета Жозефа де Местра // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов, аспирантов и соискателей: Сборник научных трудов. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2009. Ч. 1. – 0,6 п.л.
39. Романова Л.М. Исторический генезис политико-правовых взглядов на суверенитет // Правовой порядок: Межвузовский научный сборник. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 0,7 п.л.
40. Романова Л.М. Воздействие экономической глобализации на национальный суверенитет // Донской юридический институт: Ученые записки. Ростов н/Д: Изд-во ДЮИ, 2009. Т. 35. – 0,6 п.л.
41. Романова Л.М. Проблемы совместимости суверенитета и глобализации // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2009. № 1. Специальный выпуск. – 0,4 п.л.
42. Романова Л.М. Национальное государство: проблемы определения // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Саратов: СЮИ МВД России, 2009. Вып. 4. Ч. 1. – 0,5 п.л.
43. Романова Л.М. Институционализм в изучении современных политико-правовых процессов // Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 11–12 марта 2009 года). Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. Вып. 2. – 0,4 п.л.
44. Романова Л.М. Глобализация и государство: сущностные проблемы современности // Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 11–12 марта 2009 года). Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. Вып. 2. – 0,4/0,2 п.л. (в соавторстве).