Научная тема: «ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (КОНЕЦ XVII В. –1930-Е ГГ.)»
Специальность: 07.00.09
Год: 2011
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Результаты исследования показали высокую степень историографической информативности школьных учебников по отечественной истории как источников по истории исторической науки. Они во всей полноте отражают не только становление и развитие различных концепций отечественной истории, дают обширный материал по изучению формирования, взаимовлияния и борьбы основных направлений исторической науки, но и являются наиболее массовым источником, иллюстрирующим динамику возникновения и развития той или иной историографической ситуации.
  2. В кризисные переходные эпохи проблема содержания школьной истории и соответственно проблема формирования исторического сознания подрастающего поколения приобретает собую остроту. Это относится и к началу XX века, и к первым годам существования Советского государства, и к перестроечной и постперестроечной России. Именно в эти переломные времена специфика историографических ситуаций заключается в том, что возникновение новых концептуальных подходов к оценке ключевых проблем отечественной истории, дискуссии вокруг них идут по поводу создания новых учебников по истории. И это не просто устойчивая историографическая тенденция, а, по сути, одна из основных закономерностей развития исторической науки и исторического образования.
  3. Рассмотрение и государственной образовательной политики, и состояния академической науки, и содержания учебников за отрезок времени, насчитывающий более двух столетий, вскрыло взаимосвязь между различными историографическими ситуациями, причины, а возможно, и закономерности их возникновения и развития.
  4. Особенность учебника истории как феномена отечественной историографии состоит в том, что он несёт в себе двойную информацию. С одной стороны, в учебниках реализуются социально-политические функции исторической науки, главным образом, идейно-воспитательные, с другой стороны, они, концентрированно отражая уровень развития научной мысли, являются источниками по изучению концепций, как отдельных авторов, так и целых историографических школ и направлений.
  5. Историографическое значение школьного учебника заключается и в том, что он даёт дополнительный материал для изучения авторской концепции. Учебник сжато, как бы в миниатюре даёт представление о взглядах историка по целому комплексу проблем. Поэтому часто он является единственным источником, позволяющим судить о воззрениях учёного на тот или иной конкретно-исторический вопрос. И в этом его неоспоримое преимущество, отличительная черта и особенность, как историографического феномена.
  6. О значимости содержания школьных учебников по отечественной истории рассматриваемого периода свидетельствует ряд историографических фактов. К примеру, тот факт, что «Синопсис» стал новым типом исторического произведения - первой учебной книгой по истории. Опережая свое время в плане идейно-политического содержания, привлечения и использования источников он явился прологом, обеспечившим во многом, возникновение и последующее развитие официальной отечественной историографии XVIII столетия. В XIX веке бесспорной заслугой выдающихся историков-авторов учебной литературы, в ряду которых стояли Н.М. Карамзин, Н.Г. Устрялов, Д.И.Иловайский и ряд других, являлось сохранение и популяризация национальных культурно-исторических традиций, забота о нравственном состоянии русского человека, воспитание гордости за героическую историю Отечества. Наследие дворянской историографии не оставляло равнодушным не только современных оппонентов, но и историков всего XX и начала XXI вв. В конце XIX - начале XX вв. пристальное внимание академической науки, в особенности её либерального крыла, к проблемам содержания, структурирования, принципам отбора материала и соответственно группировке ключевых вопросов отечественной истории способствовало тому, что лидеры профессиональной историографии, понимая свою ответственность за формирование исторического сознания молодёжи, выступили авторами учебников. Лучшими школьными учебниками стали пособия В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова. В них были не только отражены достижения современной науки, но и содержались историографические новации, связанные с новыми подходами к решению узловых конкретно-исторических проблем, с установлением связи школьного курса с университетским, через внедрение принципов научности в школьную историю. Этим примером должны воспользоваться современные лидеры университетской и академической науки. Сравнительно-историографический анализ учебников петербургской и московской школ либеральной историографии свидетельствует о том, что научная школа В.О. Ключевского внесла больше новаций в проблематику отечественной историографии по сравнению с петербургской.
  7. О степени значимости «Русской истории в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского как историографического источника свидетельствует тот факт, что его работа является основной книгой по изучению процесса становления марксистской интерпретации отечественной истории в школьной учебной литературе 1920-х гг. В диссертации также показано основное историографическое значение учебника под редакцией А.В.Шестакова, состоящее в том, что в нём впервые в историографической практике были закреплены основы советской моноконцепции отечественной истории и соответственно унифицировано большинство подходов к решению узловых проблем российского прошлого. 1930-е гг. - время не только мощнейшего идеологического давления на историческую науку, но и время созидательное, время, когда историки ставили и успешно решали конкретно-исторические вопросы, ряд из которых востребован современной наукой.
  8. В работе выявлены закономерности изменений в проблематике содержания учебников. Первая линия изменений непосредственно связана с развитием самой исторической науки - появлением новых теоретико-методологических подходов, расширением источниковой базы, обновлением историографического инструментария. Так, активное использование позитивистской многофакторной методологии в конце XIX - начале XX вв. привело к резкому расширению проблематики, к изменению принципов отбора фактического материала не только в исследовательской, но и в учебной литературе. Ключевыми блоками стали - экономический и социальный. Марксистская методология также поменяла акценты в проблематике. На первый план вышла история классовой борьбы и т.д.
  9. Вторая линия обусловлена идентификацией и самоидентификацией историков по направлениям и школам науки и соответственно теоретико-методологическими и политическими позициями авторов, как ведущих ученых академической науки, так и педагогов-практиков. Ещё одна линия вызвана изменением политической ситуации в стране, сменой идеологий, задачами глобальной реконструкции общественного исторического сознания, периодами, когда историографическая ситуация во многом определяется политической конъюнктурой. В такие времена правительственный и социальный заказы зачастую не совпадают. В условиях меняющихся политических и соответственно историографических ситуаций учебник школьной истории становится не только феноменом политической борьбы, но и открытой ареной политических баталий. На разных этапах истории (от «Синопсиса» до нынешних учебников) в идеологическом аспекте он, с одной стороны, выступает как фактор идеологической борьбы, с другой, как фактор стабилизации общественной жизни.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. – вторая половина 1930-х гг.) – М., 2010 – 490 с. (20,2 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах (в соответствии с перечнем ВАК) за последние пять лет:

1. Фукс А.Н. Проблема интерпретации истории Отечества в школьных учебниках// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2006, №1. С. 125-129. (0,7 п.л.)

2. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как предмет историографических исследований// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2007, №1. С.226-233. (0,85 п.л.)

3. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографическое явление// Преподавание истории в школе, 2007, №7. С.28-34.(1 п.л.)

4. Фукс А.Н. Школьные учебники по русской истории официально-охранительного направления исторической науки второй половины XIX - начала XX вв.// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2008, №2. С.25-34. (0,75 п.л.)

5. Фукс А.Н. «Синопсис» - первая учебная книга по русской истории// Преподавание истории в школе, 2008, №5. С.54-58.(0,7 п.л.)

6. Фукс А.Н. Русская история в школьных учебниках Д.И. Иловайского// Отечественная история, 2008, №5. С.185-192. (1 п.л.)

7. Фукс А.Н. «Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского // Преподавание истории в школе, 2008, №8. С. 34-39. (0,9 п.л.)

8. Фукс А.Н. Формирование советской моноконцепции отечественной истории и её отражение в школьном учебнике А.В. Шестакова// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». №2. М., 2009. С.104-114. (1 п.л.)

9. Фукс А.Н. «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского как историографический источник//Вестник МГОУ. Серия «история и политические науки». №3. М., 2010. С.13-21. (1,2 п.л.)

Учебные пособия.

1. Фукс А.Н. Школьные учебники по русской истории (1861 – 1917 гг.) - М.:МОПИ, 1985 – 84 с. (5,25 п.л.)

2. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории (конец XVIII - начало XX вв.). - М., 2008 – 175 с.(11 п.л.)

Другие статьи:

1. Фукс А.Н. Школьные учебники Д.И. Иловайского и их реакционная сущность// Преподавание истории в школе, 1982, №5. С.75-79. (0,75 п.л.)

2. Фукс А.Н. Школьные учебники по русской истории в конце XIX – начале XX века//Советская педагогика, 1982, №6. С.96-100. (0,8 п.л)

3. Фукс А.Н. Отражение концепции отечественной истории в школьном учебнике С.Ф.Платонова //Вопросы отечественной и всеобщей истории в трудах русских историков XIX – начала XX в. - Воронеж, 1983. С. 34-44. (1 п.л.)

4. Фукс А.Н. Подготовка учащихся к решению мировоззренческих задач на уроках истории//«X Симпозиум педагогов-историков соцстран. ВНР. Доклады и сообщения советской делегации». М., 1984. С. 1-7. (0,4 п.л)

5. Фукс А.Н. К вопросу о школьных учебниках истории как историографических источниках (на материале учебной исторической литературы конца XIX века – начала XX века) // В сб. «Вопросы методологии историографии и источниковедения». Томск, 1984. С.76-78 (0,2 п.л.)

6. Фукс А.Н. Идейная борьба по вопросам содержания школьных учебников истории второй половины XIX века – 1917 г.//Народное образование,1985, № 8.С.82-85.(0,8 п.л.)

7. Фукс А.Н. Учебник по русской истории в дореволюционной России// Советская педагогика, 1987, № 3. С. 102-108. (1,0 п.л.)

8. Фукс А.Н. К вопросу о подготовке учителей историков//Преподавание истории в школе», 1990, №5. С. (0,6 п.л.)

9. Фукс А.Н. Предисловие к серии «Дореволюционные учебники по отечественной истории» (учебники И.И. Беллярминова и Д.И. Иловайского). - М.: Просвещение, 1993. С.3-4. (0,15 п.л.)

10. Фукс А.Н. С.Ф. Платонов. Краткий историко-биографический очерк. (Вступительная статья к «Лекциям по русской истории С.Ф. Платонова»). - М.: Высшая школа, 1993.- С. 7-37. (2,5 п.л.)

11. Фукс А.Н. Рецензия на учебник П.Н. Зырянова по истории России XIX века для 8 класса общеобразовательных школ// «Вестник МПУ», 1998, № 1. С. 61-62. (0,3 п.л.)

12. Фукс А.Н. К вопросу о концепции двенадцатилетней школы// Материалы научной конференции к 70-летию МПУ.- М., 2001. С. 21-23. (0,2 п.л.)

13. Фукс А.Н. К вопросу о содержании современных школьных учебников по отечественной истории// История и культура Подмосковья: проблемы изучения и образования. Сборник материалов второй областной научно-практической конференции. - Коломна, 2005. С.245-248. (0,4 п.л.)

14. Фукс А.Н. Проблема периодизации отечественной истории в школьных учебниках XIX - начала XX вв.// Время в координатах истории. Тезисы международной научной конференции. - М.:ИВИ РАН, 2008. С.36-39 (0,15 п.л.)