Научная тема: «ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Компетентность будущего специалиста детерминируется практико-ориентированной образовательной средой и опирается на философские и психологические идеи о деятельностной характеристике и практической доминанте образовательной среды, обеспечивающей освоение комплекса компетенций как важных новообразований в личности специалиста, ведущих его к вершинам профессионального мастерства.
  2. Теоретико-методологической основой изучения процесса развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде выступили акмеологический, интегративный, компетентностный, целостный и системный подходы, раскрывающие многогранность, многоуровневость, многообусловленность профессиональной компетентности специалиста.
  3. Основными идеями исследования, раскрывающими ключевые положения процесса освоения студентом комплекса профессиональных компетенций, выступают принципы развития профессиональной компетентности специалиста на теоретическом (развитие и детерминизм, гуманизм, моделирование, обратная связь и системность) и прикладном (имплицитного и эксплицитного, оптимизации, одновременного изучения человека и деятельности, активности и инвариантности, операционально-технологический и компетентностно-ориентированный) уровнях. Ведущим принципом является компетентностно-ориентированный, обеспечивающий практико-ориентированную направленность процесса развития профессиональной компетентности специалиста в вузе.
  4. Профессиональная компетентность выступает как практико-ориентированный конструкт и представляет собой системное личностное новообразование, влияющее на способность специалиста добиваться успеха в решении важных профессиональных задач на основе интеграции деятельностного и когнитивного опытов, внутренних процессов саморазвития, самоорганизации и личностного роста. Профессиональная компетентность наполняется следующими компетенциями: исходными (информационно-мультимедийные, социально-поликультурные, деятельностно-знаковые, коммуникативно-интерактивные и личностно-позиционные компетенции); функциональными (предметно-исполнительские, информационно-аналитические, административно-управленческие, личностно-творческие, организационно-прогностические); специальными (кризисно-ориентировочные, экстремально-управленческие, профессионально-стратегические, индивидуально-психологические, форс-мажорные компетенции). Сущностные признаки профессиональной компетентности раскрываются через реализуемость, востребованность, технологичность, структурность и системность, целостность, оптимальность, акмеологичность. Уровни развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде - акме-коучинговый, акме-тьюторский, акме-мониторинговый.
  5. Профессиограмма, представленная в работе как компетентностно-развивающая модель профессионально-значимых и личностных качеств специалиста, строится на основе трёх взаимосвязанных блоков (трудограмма, психограмма и профессиональная компетентность) и служит ориентиром для определения состава профессиональных компетенций.
  6. Акмеограмма как вектор развития практико-ориентированных профессиональных компетенций специалиста определяет основные направления развития и пути достижения вершин профессионального мастерства и включает в свою структуру объективные и субъективные характеристики труда, конечный и исходный уровни развития, подструктуры личности профессионала, стимуляторы, блокаторы и деградацию развития, акмеологические технологии, профессионально-личностные достижения и комплекс практико-ориентированных профессиональных компетенций.
  7. Практико-ориентированная образовательная среда - это специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, представленное единством целевого, содержательного, процессуального, оценочно-корректировочного компонентов и реализующего социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производственно-деятельностную и профессионально-ориенти-рованную функции, обеспечивающего развитие у будущего специалиста на этапе вузовской подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.
  8. Акмеологическая сущность практико-ориентированной образовательной среды проявляется: во-первых, в опоре на деятельностный, преобразующий и творческий характер человеческих практик, детерминированный меняющими среду акме-событиями и ситуациями, в результате которых происходит самореализация и саморазвитие человека в профессии и жизни; во-вторых, в дуалистическом характере самодвижения самой практико-ориентированной образовательной среды, детерминирующем саморазвитие специалиста и его продвижение к личностному и профессиональному самосовершенствованию за счёт интеграции приобретенных в процессе обучения профессиональных компетенций с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности.
  9. Признаками практико-ориентированной образовательной среды являются: направленность на развитие практико-ориентированных компетенций специалиста как показателя личностной и профессиональной зрелости; ориентация на акмеологические процессы в развитии практико-ориентированных компетенций; наличие акмеологических механизмов, обеспечивающих развитие практико-ориентированных компетенций; возможность применения акмеологических технологий, способствующих саморазвитию практико-ориентированных компетенций специалиста; наличие условий и факторов, детерминирующих стремление студента к развитию и саморазвитию практико-ориентированных компетенций; акмеологический уровень преподавательской деятельности (включение в образовательный процесс педагога-акмеолога и тьютора); следование определённым ценностям, нормам и принципам, составляющим, в целом, акмеологическую культуру развития специалиста.
  10. Акмеологическая практико-ориентированная образовательная среда в вузе строится на принципах: взаимодействия будущего специалиста с вузом через практико-ориентированную образовательную среду (наличие встречных информационных потоков между вузом и студентом); функционирования вуза как учебно-научно-производственный комплекс; ориентации на практическую применяемость и востребованность формируемых компетенций; акмеологического роста практико-ориентированных компетенций будущего специалиста; взаимодополнения практико-ориентированной образовательной среды и формируемого в ней специалиста. Развитие практико-ориентированной образовательной среды проходит следующие уровни: аморфный, директивный, целеустановочный, аксиологический, стратегический, функционирующий, акмеологический.
  11. Персонограмма и карьерограмма, выступая важными инструментами подготовки специалиста ещё на этапе его обучения в вузе, обеспечивают эффективность развития профессиональной компетентности. Персонограмма представляет собой уточнённый ранговый список способностей конкретного студента, фигурирующих в профессиограмме специалиста, расставленных по степени их развития, разрабатывается на основе опросника «Персонограмма студента». Карьерограмма раскрывает перед студентом возможные варианты личностного роста, стимуляторы и блокаторы развития, кризисные этапы и возможные варианты карьеры (научно-ориентированная: магистрант, аспирант; педагогически-ориентированная: преподаватель; практико-ориентированная: молодой специалист, старший специалист, ведущий специалист, начальник отдела).
  12. Развитие профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде обеспечивают профессиографический, акмеографический, персонографический, карьерографический механизмы, детерминирующие эффективное развитие практико-ориентированных компетенций. Указанные механизмы раскрываются через блоки идентификации, структурирования, иерархии, критериев соответствия и индикаторов.
  13. Профессиональная компетентность специалиста развивается с учётом следующих психолого-акмеологических детерминант: условий развития практико-ориентированной образовательной среды: социально-экономических (социальный запрос и заказ государства на компетентного экономиста, профессионала высокой квалификации; социальное взаимодействие человека с другими людьми в профессиональной деятельности; социальное значение внутренних ресурсов экономиста для общества; инновационное развитие экономики и социальной среды, требующие специалиста, способного к саморазвитию и самосовершенствованию); культурно-аксиологических (создание профессионально-ценностной мотивации и ситуаций профессионально-личностного развития студентов; освоение и оценка личностью материальных и духовных ценностей); профессионально-акмеологических (наличие акмеологической среды в образовательном процессе; наличие профессиональной рефлексии в диалоге всех участников образовательного процесса; активное взаимодействие в профессиональной среде); организационно-технологических (инновационные формы и методы организации образовательного процесса, практико-ориентированные и акмеологические технологии); факторов практико-ориентированной образовательной среды: направленности, инновации, активности, мониторинга и управления.
  14. Структурно-блочная психолого-акмеологическая модель оптимизации развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде состоит из десяти блоков (сущностный, целевой, детерминирующий, технологический, содержательный, средовый, организационный, процессуальный, интегративно-деятельностный и аналитико-мониторинговый) и раскрывает концептуальные основы развития профессиональной компетентности специалиста (на примере экономической деятельности) и сущностные характеристики практико-ориентированной образовательной среды, выступающей ведущим технологическим условием эффективности данного процесса.
  15. Учебно-научно-производственный комплекс «Вуз - Коммерческое предприятие» включает когнитивно-психологический (учебно-методический комплекс) и технолого-акмеологический (практико-ориентированные акме-технологии) образовательные блоки, обеспечивает комплексность и эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалистов. Методики практико-ориентированных акме-технологий и инновационные средства саморазвития студентов, учебно-методические комплексы дисциплин направлены на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста и представляют собой последовательную серию профессиональных практико-ориентированных задач с постепенно возрастающей сложностью, что требует овладения и реализации специалистом профессиональных компетенций, поиска нестандартных путей решения задач с учетом реальных условий профессиональной действительности и психологических факторов.
Список опубликованных работ
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикаций научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций

1.Солянкина, Л.Е. Профессиональное саморазвитие студентов – проблемы и решения / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 12 (0,4 п.л.).

2.Солянкина, Л.Е. Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 6 (0,32 п.л.).

3.Солянкина, Л.Е. Ретроспективный анализ теории и практики профессионального саморазвития студентов в дореволюционной России / Л.Е. Солянкина // Известия ВолГПУ. – 2007. – № 10 (0,25 п.л.).

4.Солянкина, Л.Е. Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 9 (0,38 п.л.).

5.Солянкина, Л.Е. Что значит быть компетентным специалистом? / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 1 (0,44 п.л.).

6.Солянкина, Л.Е. Позиционирование компетентностного подхода в образовательном пространстве России / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2008. – № 1 (0,63 п.л.).

7.Солянкина, Л.Е. Теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированного принципа в условиях подготовки бакалавра / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2008. – № 1 (0,50 п.л.).

8.Солянкина, Л.Е. Методологические основы подготовки бакалавра в условиях его личностно-профессионального развития / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 1 (0,38 п.л.).

9.Солянкина, Л.Е Практико-ориентированная направленность подготовки бакалавра в вузе /Л.Е. Солянкина //Среднее профессиональное образование. –2009. – № 2 (0,38 п.л.).

10.Солянкина Л.Е. Акмеологическая модель профессиональной компетентности специалиста экономики / Л.Е. Солянкина // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарных наук. – 2010. – Вып. 7 (0,99 п.л.).

11.Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.Е. Солянкина // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарных наук. – 2010. – Вып. 11 (0,88 п.л.).

12.Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

Монографии и учебные пособия

13.Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированная модель личностно-профессионального развития бакалавра: монография / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Царицынская полиграфическая компания, 2008. – 156 с. (9,1 п.л.).

14.Солянкина, Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеологический аспект : монография / Л.Е. Солянкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. – 196 с. (10,72 п.л.).

15.Солянкина, Л.Е. Акмеологическая модель практико-ориентированной образовательной среды как детерминанты развития профессиональной компетентности специалиста : монография / Л.Е. Солянкина. – М.: АПКиППРО, 2011. – 202 с. (12,5 п.л.).

16.Солянкина, Л.Е. Методологические подходы к исследованию профессиональной компетенции специалиста в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Психологическое развитие личности : коллективная монография / Н.А. Коваль, Л.Е. Солянкина. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 272–282.

17.Солянкина, Л.Е. Технология конструирования учебно-методического комплекса студента: учебное пособие / Л.Е. Солянкина, А.М. Саранов. – Волгоград : Перемена, 1999. – (3,2 п.л.).

18.Солянкина, Л.Е. Психология и педагогика профессиональной деятельности (курс лекций) : учебное пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2001. – (3,2 п.л.).

19.Солянкина, Л.Е. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Психология и педагогика»: учебное пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (0,72 п.л.).

20.Солянкина, Л.Е. Использование методик активизирующих познавательную деятельность студента при заочной форме обучение: методические указания / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (1,2 п.л.).

21.Солянкина, Л.Е. Методика организации и проведения урока-экскурсии на производстве : методические указания / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (1,2 п.л.).

22.Солянкина, Л.Е. Деловое общение: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Л.Е. Солянкина. – Волгоград: Политехник, 2006. – (1,92 п.л.).

23.Солянкина, Л.Е. Методические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Деловое общение»: учебно-методическое пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Политехник, 2006. – (1,93 п.л.).

Научные статьи

24.Солянкина, Л.Е. Педагогический поиск инновационных средств обучения / Л.Е. Солянкина // Среднее специальное образование. – 1999. – № 2 (0,4 п.л.).

25.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента / Л.Е. Солянкина // Специалист. – 1999. – № 2 (0,25 п.л.).

26.Солянкина, Л.Е. Обоснование программы профессионального саморазвития студентов в Волгоградском техническом колледже: депонирован. статья / Л.Е. Солянкина, А.М. Саранов // Реферативный сборник рукописей по образованию и педагогике. – Москва, 1999. – Вып. 1. – С. 33–99 (1,4 п.л.).

27.Солянкина, Л.Е. Генезис педагогических идей о профессиональном саморазвитии студентов в России Х1Х века / Л.Е. Солянкина // Специалист. – 2007. – № 1 (0,38 п.л.).

28.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента как инновационное средство обучения / Л.Е. Солянкина // Материалы научн.-практ. конф. ВСПК. – Волгоград : РИО, 1999. – (0,15 п.л.).

29.Солянкина, Л.Е. Профессиональное саморазвитие студентов в условиях технического колледжа / Л.Е. Солянкина // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются : докл. V науч.-методолог. семинара памяти проф. В.С. Ильина. – Волгоград : Перемена, 2000. – (0,25 п.л.).

30.Солянкина, Л.Е. Концепции профессионального саморазвития студентов в инновационном учебном заведении / Л.Е. Солянкина // Вестник МСУ. – 2000. – № 5 (0,42 п.л.).

31.Солянкина, Л.Е. Профессиональное образование в условиях современности / Л.Е. Солянкина // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы Современной России» / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2003. – (0,20 п.л.).

32.Солянкина, Л.Е. Внедрение новых технологий и форм организации учебного процесса в системе непрерывного образования / Л.Е. Солянкина // Материалы научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – (0,32 п.л.).

33.Солянкина, Л.Е. Проблемы в области профессионального образования: акмеологический аспект / Л.Е. Солянкина // Социально-экономические проблемы современной России : матер. внутривуз. научн.-практ. конф. «Социально-экономические и правовые проблемы развития общества: теория, методология, практика»: в 2 ч. – Волгоград, 2005. – Вып. 2. – (0,3 п.л.).

34.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента, его назначение и составные элементы / Л.Е. Солянкина // СМР: организация, технология и контроль : матер. Всеросс. практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2005. – (0,32 п.л.).

35.Солянкина, Л.Е. Этапы создания системы управления качеством обучения / Л.Е. Солянкина // Управление качеством подготовки специалистов : материалы научн.-практ. конф. : в 2 ч. – Волгоград : Колледж, 2006. – (0,44 п.л.).

36.Солянкина, Л.Е. Содержание и средства личностно-профессионального развития компетентного специалиста в вузе / Л.Е. Солянкина // Материалы IV международной науч.-практ. конф. «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний». – Пенза : Приволжский дом знаний, 2007. – (0,2 п.л.).

37.Солянкина, Л.Е. Инновационные подходы к подготовке компетентного специалиста в вузе / Л.Е. Солянкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : матер. докл. ХIV годичного собрания Южного отделения РАО и ХХVI психолого-педагогических чтений Юга России: в 3 ч. Ч. III. – Ростов-на-Дону : Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – (0,25 п.л.).

38.Солянкина, Л.Е. Становление компетентностного подхода в образовательном пространстве России / Л.Е. Солянкина // Приоритеты и цели социально-экономического и правового развития России : матер. межвуз. научн.-практ. конф. / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2007. – (0,21 п.л.).

39.Солянкина, Л.Е. Внедрение СМК для подготовки специалистов / Л.Е. Солянкина // Вестник МСУ. – 2007. – № 11 (0,5 п.л.).

40.Солянкина, Л.Е. Подготовка компетентного специалиста (бакалавра) в условиях личностно-развивающего высшего образования / Л.Е. Солянкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : матер. докл. ХХVII психолого-педагогических чтений Юга России : в 3 ч. Ч. 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2008. – (0,44 пл.).

41.Солянкина, Л.Е. Модель компетентного специалиста в условиях трехуровневой системы высшего профессионального образования / Л.Е. Солянкина // Продуктивное образование: от школьного проекта – к профессиональной карьере : матер. междунар. конф. / под. ред. Е.А. Александровой. – Саратов: Научная книга, 2008. – Вып. 11. – (0,38 п.л.).

42. Солянкина, Л.Е. Принципы построения учебно-методического комплекса в условиях личностно-профессионального развития компетентного специалиста / Л.Е. Солянкина // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. – Волгоград : Перемена, 2008. – (0,44 п.л.).

43. Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированный принцип как условие подготовки бакалавра: историко-культурный и методологический аспекты / Л.Е. Солянкина // Грани познания. – 2008. – № 1 (1 п.л.). URL: www.grani.sup.ru.

44. Солянкина, Л.Е. Сущность компетентностного подхода как методологической основы новой парадигмы образования / Л.Е. Солянкина // Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного : материалы межвузовской научно-практической конференции / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2009. – (0,44 п.л.).

45.Солянкина, Л.Е. Становление компетентного специалиста в условиях двухуровневой модели высшего образования: аспект целостности / Л.Е. Солянкина // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются: материалы методологического семинара памяти В.С. Ильина / науч. ред. Н.К. Сергеев; сост. К.Ю. Грачев. – Вып. 9: в 2 ч. Ч. 2: Целостный педагогический процесс в профессиональном образовании. – Волгоград, 2009. – (0,5 п.л.).