- Компетентность будущего специалиста детерминируется практико-ориентированной образовательной средой и опирается на философские и психологические идеи о деятельностной характеристике и практической доминанте образовательной среды, обеспечивающей освоение комплекса компетенций как важных новообразований в личности специалиста, ведущих его к вершинам профессионального мастерства.
- Теоретико-методологической основой изучения процесса развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде выступили акмеологический, интегративный, компетентностный, целостный и системный подходы, раскрывающие многогранность, многоуровневость, многообусловленность профессиональной компетентности специалиста.
- Основными идеями исследования, раскрывающими ключевые положения процесса освоения студентом комплекса профессиональных компетенций, выступают принципы развития профессиональной компетентности специалиста на теоретическом (развитие и детерминизм, гуманизм, моделирование, обратная связь и системность) и прикладном (имплицитного и эксплицитного, оптимизации, одновременного изучения человека и деятельности, активности и инвариантности, операционально-технологический и компетентностно-ориентированный) уровнях. Ведущим принципом является компетентностно-ориентированный, обеспечивающий практико-ориентированную направленность процесса развития профессиональной компетентности специалиста в вузе.
- Профессиональная компетентность выступает как практико-ориентированный конструкт и представляет собой системное личностное новообразование, влияющее на способность специалиста добиваться успеха в решении важных профессиональных задач на основе интеграции деятельностного и когнитивного опытов, внутренних процессов саморазвития, самоорганизации и личностного роста. Профессиональная компетентность наполняется следующими компетенциями: исходными (информационно-мультимедийные, социально-поликультурные, деятельностно-знаковые, коммуникативно-интерактивные и личностно-позиционные компетенции); функциональными (предметно-исполнительские, информационно-аналитические, административно-управленческие, личностно-творческие, организационно-прогностические); специальными (кризисно-ориентировочные, экстремально-управленческие, профессионально-стратегические, индивидуально-психологические, форс-мажорные компетенции). Сущностные признаки профессиональной компетентности раскрываются через реализуемость, востребованность, технологичность, структурность и системность, целостность, оптимальность, акмеологичность. Уровни развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде - акме-коучинговый, акме-тьюторский, акме-мониторинговый.
- Профессиограмма, представленная в работе как компетентностно-развивающая модель профессионально-значимых и личностных качеств специалиста, строится на основе трёх взаимосвязанных блоков (трудограмма, психограмма и профессиональная компетентность) и служит ориентиром для определения состава профессиональных компетенций.
- Акмеограмма как вектор развития практико-ориентированных профессиональных компетенций специалиста определяет основные направления развития и пути достижения вершин профессионального мастерства и включает в свою структуру объективные и субъективные характеристики труда, конечный и исходный уровни развития, подструктуры личности профессионала, стимуляторы, блокаторы и деградацию развития, акмеологические технологии, профессионально-личностные достижения и комплекс практико-ориентированных профессиональных компетенций.
- Практико-ориентированная образовательная среда - это специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, представленное единством целевого, содержательного, процессуального, оценочно-корректировочного компонентов и реализующего социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производственно-деятельностную и профессионально-ориенти-рованную функции, обеспечивающего развитие у будущего специалиста на этапе вузовской подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.
- Акмеологическая сущность практико-ориентированной образовательной среды проявляется: во-первых, в опоре на деятельностный, преобразующий и творческий характер человеческих практик, детерминированный меняющими среду акме-событиями и ситуациями, в результате которых происходит самореализация и саморазвитие человека в профессии и жизни; во-вторых, в дуалистическом характере самодвижения самой практико-ориентированной образовательной среды, детерминирующем саморазвитие специалиста и его продвижение к личностному и профессиональному самосовершенствованию за счёт интеграции приобретенных в процессе обучения профессиональных компетенций с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности.
- Признаками практико-ориентированной образовательной среды являются: направленность на развитие практико-ориентированных компетенций специалиста как показателя личностной и профессиональной зрелости; ориентация на акмеологические процессы в развитии практико-ориентированных компетенций; наличие акмеологических механизмов, обеспечивающих развитие практико-ориентированных компетенций; возможность применения акмеологических технологий, способствующих саморазвитию практико-ориентированных компетенций специалиста; наличие условий и факторов, детерминирующих стремление студента к развитию и саморазвитию практико-ориентированных компетенций; акмеологический уровень преподавательской деятельности (включение в образовательный процесс педагога-акмеолога и тьютора); следование определённым ценностям, нормам и принципам, составляющим, в целом, акмеологическую культуру развития специалиста.
- Акмеологическая практико-ориентированная образовательная среда в вузе строится на принципах: взаимодействия будущего специалиста с вузом через практико-ориентированную образовательную среду (наличие встречных информационных потоков между вузом и студентом); функционирования вуза как учебно-научно-производственный комплекс; ориентации на практическую применяемость и востребованность формируемых компетенций; акмеологического роста практико-ориентированных компетенций будущего специалиста; взаимодополнения практико-ориентированной образовательной среды и формируемого в ней специалиста. Развитие практико-ориентированной образовательной среды проходит следующие уровни: аморфный, директивный, целеустановочный, аксиологический, стратегический, функционирующий, акмеологический.
- Персонограмма и карьерограмма, выступая важными инструментами подготовки специалиста ещё на этапе его обучения в вузе, обеспечивают эффективность развития профессиональной компетентности. Персонограмма представляет собой уточнённый ранговый список способностей конкретного студента, фигурирующих в профессиограмме специалиста, расставленных по степени их развития, разрабатывается на основе опросника «Персонограмма студента». Карьерограмма раскрывает перед студентом возможные варианты личностного роста, стимуляторы и блокаторы развития, кризисные этапы и возможные варианты карьеры (научно-ориентированная: магистрант, аспирант; педагогически-ориентированная: преподаватель; практико-ориентированная: молодой специалист, старший специалист, ведущий специалист, начальник отдела).
- Развитие профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде обеспечивают профессиографический, акмеографический, персонографический, карьерографический механизмы, детерминирующие эффективное развитие практико-ориентированных компетенций. Указанные механизмы раскрываются через блоки идентификации, структурирования, иерархии, критериев соответствия и индикаторов.
- Профессиональная компетентность специалиста развивается с учётом следующих психолого-акмеологических детерминант: условий развития практико-ориентированной образовательной среды: социально-экономических (социальный запрос и заказ государства на компетентного экономиста, профессионала высокой квалификации; социальное взаимодействие человека с другими людьми в профессиональной деятельности; социальное значение внутренних ресурсов экономиста для общества; инновационное развитие экономики и социальной среды, требующие специалиста, способного к саморазвитию и самосовершенствованию); культурно-аксиологических (создание профессионально-ценностной мотивации и ситуаций профессионально-личностного развития студентов; освоение и оценка личностью материальных и духовных ценностей); профессионально-акмеологических (наличие акмеологической среды в образовательном процессе; наличие профессиональной рефлексии в диалоге всех участников образовательного процесса; активное взаимодействие в профессиональной среде); организационно-технологических (инновационные формы и методы организации образовательного процесса, практико-ориентированные и акмеологические технологии); факторов практико-ориентированной образовательной среды: направленности, инновации, активности, мониторинга и управления.
- Структурно-блочная психолого-акмеологическая модель оптимизации развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде состоит из десяти блоков (сущностный, целевой, детерминирующий, технологический, содержательный, средовый, организационный, процессуальный, интегративно-деятельностный и аналитико-мониторинговый) и раскрывает концептуальные основы развития профессиональной компетентности специалиста (на примере экономической деятельности) и сущностные характеристики практико-ориентированной образовательной среды, выступающей ведущим технологическим условием эффективности данного процесса.
- Учебно-научно-производственный комплекс «Вуз - Коммерческое предприятие» включает когнитивно-психологический (учебно-методический комплекс) и технолого-акмеологический (практико-ориентированные акме-технологии) образовательные блоки, обеспечивает комплексность и эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалистов. Методики практико-ориентированных акме-технологий и инновационные средства саморазвития студентов, учебно-методические комплексы дисциплин направлены на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста и представляют собой последовательную серию профессиональных практико-ориентированных задач с постепенно возрастающей сложностью, что требует овладения и реализации специалистом профессиональных компетенций, поиска нестандартных путей решения задач с учетом реальных условий профессиональной действительности и психологических факторов.
1.Солянкина, Л.Е. Профессиональное саморазвитие студентов – проблемы и решения / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 12 (0,4 п.л.).
2.Солянкина, Л.Е. Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 6 (0,32 п.л.).
3.Солянкина, Л.Е. Ретроспективный анализ теории и практики профессионального саморазвития студентов в дореволюционной России / Л.Е. Солянкина // Известия ВолГПУ. – 2007. – № 10 (0,25 п.л.).
4.Солянкина, Л.Е. Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 9 (0,38 п.л.).
5.Солянкина, Л.Е. Что значит быть компетентным специалистом? / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 1 (0,44 п.л.).
6.Солянкина, Л.Е. Позиционирование компетентностного подхода в образовательном пространстве России / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2008. – № 1 (0,63 п.л.).
7.Солянкина, Л.Е. Теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированного принципа в условиях подготовки бакалавра / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2008. – № 1 (0,50 п.л.).
8.Солянкина, Л.Е. Методологические основы подготовки бакалавра в условиях его личностно-профессионального развития / Л.Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 1 (0,38 п.л.).
9.Солянкина, Л.Е Практико-ориентированная направленность подготовки бакалавра в вузе /Л.Е. Солянкина //Среднее профессиональное образование. –2009. – № 2 (0,38 п.л.).
10.Солянкина Л.Е. Акмеологическая модель профессиональной компетентности специалиста экономики / Л.Е. Солянкина // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарных наук. – 2010. – Вып. 7 (0,99 п.л.).
11.Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.Е. Солянкина // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарных наук. – 2010. – Вып. 11 (0,88 п.л.).
12.Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
Монографии и учебные пособия
13.Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированная модель личностно-профессионального развития бакалавра: монография / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Царицынская полиграфическая компания, 2008. – 156 с. (9,1 п.л.).
14.Солянкина, Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеологический аспект : монография / Л.Е. Солянкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. – 196 с. (10,72 п.л.).
15.Солянкина, Л.Е. Акмеологическая модель практико-ориентированной образовательной среды как детерминанты развития профессиональной компетентности специалиста : монография / Л.Е. Солянкина. – М.: АПКиППРО, 2011. – 202 с. (12,5 п.л.).
16.Солянкина, Л.Е. Методологические подходы к исследованию профессиональной компетенции специалиста в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Психологическое развитие личности : коллективная монография / Н.А. Коваль, Л.Е. Солянкина. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 272–282.
17.Солянкина, Л.Е. Технология конструирования учебно-методического комплекса студента: учебное пособие / Л.Е. Солянкина, А.М. Саранов. – Волгоград : Перемена, 1999. – (3,2 п.л.).
18.Солянкина, Л.Е. Психология и педагогика профессиональной деятельности (курс лекций) : учебное пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2001. – (3,2 п.л.).
19.Солянкина, Л.Е. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Психология и педагогика»: учебное пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (0,72 п.л.).
20.Солянкина, Л.Е. Использование методик активизирующих познавательную деятельность студента при заочной форме обучение: методические указания / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (1,2 п.л.).
21.Солянкина, Л.Е. Методика организации и проведения урока-экскурсии на производстве : методические указания / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Изд-во ВГСХА, 2002. – (1,2 п.л.).
22.Солянкина, Л.Е. Деловое общение: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Л.Е. Солянкина. – Волгоград: Политехник, 2006. – (1,92 п.л.).
23.Солянкина, Л.Е. Методические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Деловое общение»: учебно-методическое пособие / Л.Е. Солянкина. – Волгоград : Политехник, 2006. – (1,93 п.л.).
Научные статьи
24.Солянкина, Л.Е. Педагогический поиск инновационных средств обучения / Л.Е. Солянкина // Среднее специальное образование. – 1999. – № 2 (0,4 п.л.).
25.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента / Л.Е. Солянкина // Специалист. – 1999. – № 2 (0,25 п.л.).
26.Солянкина, Л.Е. Обоснование программы профессионального саморазвития студентов в Волгоградском техническом колледже: депонирован. статья / Л.Е. Солянкина, А.М. Саранов // Реферативный сборник рукописей по образованию и педагогике. – Москва, 1999. – Вып. 1. – С. 33–99 (1,4 п.л.).
27.Солянкина, Л.Е. Генезис педагогических идей о профессиональном саморазвитии студентов в России Х1Х века / Л.Е. Солянкина // Специалист. – 2007. – № 1 (0,38 п.л.).
28.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента как инновационное средство обучения / Л.Е. Солянкина // Материалы научн.-практ. конф. ВСПК. – Волгоград : РИО, 1999. – (0,15 п.л.).
29.Солянкина, Л.Е. Профессиональное саморазвитие студентов в условиях технического колледжа / Л.Е. Солянкина // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются : докл. V науч.-методолог. семинара памяти проф. В.С. Ильина. – Волгоград : Перемена, 2000. – (0,25 п.л.).
30.Солянкина, Л.Е. Концепции профессионального саморазвития студентов в инновационном учебном заведении / Л.Е. Солянкина // Вестник МСУ. – 2000. – № 5 (0,42 п.л.).
31.Солянкина, Л.Е. Профессиональное образование в условиях современности / Л.Е. Солянкина // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы Современной России» / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2003. – (0,20 п.л.).
32.Солянкина, Л.Е. Внедрение новых технологий и форм организации учебного процесса в системе непрерывного образования / Л.Е. Солянкина // Материалы научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – (0,32 п.л.).
33.Солянкина, Л.Е. Проблемы в области профессионального образования: акмеологический аспект / Л.Е. Солянкина // Социально-экономические проблемы современной России : матер. внутривуз. научн.-практ. конф. «Социально-экономические и правовые проблемы развития общества: теория, методология, практика»: в 2 ч. – Волгоград, 2005. – Вып. 2. – (0,3 п.л.).
34.Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс студента, его назначение и составные элементы / Л.Е. Солянкина // СМР: организация, технология и контроль : матер. Всеросс. практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2005. – (0,32 п.л.).
35.Солянкина, Л.Е. Этапы создания системы управления качеством обучения / Л.Е. Солянкина // Управление качеством подготовки специалистов : материалы научн.-практ. конф. : в 2 ч. – Волгоград : Колледж, 2006. – (0,44 п.л.).
36.Солянкина, Л.Е. Содержание и средства личностно-профессионального развития компетентного специалиста в вузе / Л.Е. Солянкина // Материалы IV международной науч.-практ. конф. «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний». – Пенза : Приволжский дом знаний, 2007. – (0,2 п.л.).
37.Солянкина, Л.Е. Инновационные подходы к подготовке компетентного специалиста в вузе / Л.Е. Солянкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : матер. докл. ХIV годичного собрания Южного отделения РАО и ХХVI психолого-педагогических чтений Юга России: в 3 ч. Ч. III. – Ростов-на-Дону : Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – (0,25 п.л.).
38.Солянкина, Л.Е. Становление компетентностного подхода в образовательном пространстве России / Л.Е. Солянкина // Приоритеты и цели социально-экономического и правового развития России : матер. межвуз. научн.-практ. конф. / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2007. – (0,21 п.л.).
39.Солянкина, Л.Е. Внедрение СМК для подготовки специалистов / Л.Е. Солянкина // Вестник МСУ. – 2007. – № 11 (0,5 п.л.).
40.Солянкина, Л.Е. Подготовка компетентного специалиста (бакалавра) в условиях личностно-развивающего высшего образования / Л.Е. Солянкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : матер. докл. ХХVII психолого-педагогических чтений Юга России : в 3 ч. Ч. 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2008. – (0,44 пл.).
41.Солянкина, Л.Е. Модель компетентного специалиста в условиях трехуровневой системы высшего профессионального образования / Л.Е. Солянкина // Продуктивное образование: от школьного проекта – к профессиональной карьере : матер. междунар. конф. / под. ред. Е.А. Александровой. – Саратов: Научная книга, 2008. – Вып. 11. – (0,38 п.л.).
42. Солянкина, Л.Е. Принципы построения учебно-методического комплекса в условиях личностно-профессионального развития компетентного специалиста / Л.Е. Солянкина // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. – Волгоград : Перемена, 2008. – (0,44 п.л.).
43. Солянкина, Л.Е. Практико-ориентированный принцип как условие подготовки бакалавра: историко-культурный и методологический аспекты / Л.Е. Солянкина // Грани познания. – 2008. – № 1 (1 п.л.). URL: www.grani.sup.ru.
44. Солянкина, Л.Е. Сущность компетентностного подхода как методологической основы новой парадигмы образования / Л.Е. Солянкина // Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного : материалы межвузовской научно-практической конференции / Международный славянский институт. – Волгоград : Политехник, 2009. – (0,44 п.л.).
45.Солянкина, Л.Е. Становление компетентного специалиста в условиях двухуровневой модели высшего образования: аспект целостности / Л.Е. Солянкина // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются: материалы методологического семинара памяти В.С. Ильина / науч. ред. Н.К. Сергеев; сост. К.Ю. Грачев. – Вып. 9: в 2 ч. Ч. 2: Целостный педагогический процесс в профессиональном образовании. – Волгоград, 2009. – (0,5 п.л.).