2. Характеристика онто-культурных возможностей понимания, обеспечивающих: во-первых, воссоздание и создание смыслов, отсутствующих в структуре текста; во-вторых, обогащение человеческой экзистенции и творение новой субъективности путем расширения социального, духовно-нравственного и психокультурного опыта личности интерпретатора; в-третьих, насыщение новыми смыслами коммуникативного пространства, которое становится культурной средой личностного развития включенных в него субъектов. Художественный образ как носитель смысла одновременно выступает проектом реальности, свернутой моделью человека и мира, которая разворачивает свои смыслы в процессе понимающей активности воспринимающего субъекта и тем самым как бы творит саму реальность, включая мир человеческой субъективности. Процесс понимания, независимо от меры осознания субъекта, содержит глубинные смыслопорождающие структуры, участвующие в создании и формировании смысловой матрицы художественного текста как эстетико-культурной целостности.
3. Трактовка понимания как диалогического по своей природе процесса мыследеятельности субъектов, целенаправленного на актуализацию, опредмечивание и презентацию смыслов художественного текста в системе социально-культурных коммуникаций. Алгоритм процесса понимающей мысле-деятельности предполагает поэтапное постижения художественного текста, включающее: непосредственное восприятие, видящее текст как совокупность образов; переживание образов в соответствии с жизненным опытом путем включения их в «смысловое поле» собственной биографии; интерпретацию переживаемого текста путем разложения его на определенные смысловые единицы с последующим воссозданием в форме «понимающего текста».
4. Система субъективных факторов, обусловливающих креативный эффект понимания, включающая: а) общую методологическую культуру понимания, способность к продуктивному, рефлексивному мышлению; б) резо-нансность субъекта понимания с проблемным полем художественного текста, которая возникает при условии совпадения аксиологической и проблемной доминанты, то есть соответствия ценностного основания духовного мира субъекта и художественного текста; в) «тематическую сензитивность» интерпретатора; г) моделирование характера и логики воспроизводства событийности текста в момент рефлексии и интерпретации в соответствии с «фа-зовостью» разрешения сюжетных противоречий и коллизий.
5. Базовые характеристики художественного текста как явления искусства и объекта креативно-онтологического понимания, сущностными атрибутами которого выступают: а) целостность, системность и организованное единство составляющих текст элементов, единство его событийной фактуры и символической матрицы; б) наличие системообразующих смысловых конфигураций - символических схем, содержащих в себе глубинные смыслы текста; в) развернутая во времени последовательность знаков, фиксирующая через семантическое и образное содержание некую совокупность смыслов, воспроизводимых в иных языковых системах; г) полисемантизм, способность актуализироваться в иной культурной ситуации в форме индивидуального, авторского построения картины мира и человека; д) изоморфизм и соответствие смысловых текстовых доминант (понятийной, эмоциональной, фоносе-мантической), дисбаланс которых ведет к деструкции текста и разрушению его художественных достоинств; е) инвариантность художественного текста, его способность разворачивать новые смыслы в меняющемся контексте, стимулировать духовный рост личности; ж) интенциональность - в формате социальной коммуникации текст есть адресованное и определенным образом кодированное сообщение, предполагающее активную творческую позицию реципиента, который для понимания должен владеть соответствующим языковым и смысловым кодом.
6. Предпосылки и условия понимания и интерпретации художественного текста в креативно-онтологической методологии:
- соразмерность субъективного и объективного полюсов понимания, задаваемых авторским замыслом, историко-культурным и психологическим контекстом, картиной мира и проблемным полем интерпретатора;
- экзистенциально-смысловое «равенство» творца и воспринимающе го текст субъекта (что предполагает соответствующий уровень личностного развития последнего);
- аксиологическая и проблемная сензитивность воспринимающего (специфика понимания художественного текста заключается в том, что адек ватность процесса познания во многом определяется способностью человека к эмпатии, интуитивно-эмоциональному проникновению в подлинный и со кровенный смысл произведения, недоступный обычным рациональным спо собам извлечения и содержащийся в естественных науках знания);
- многоаспектность бытия, предполагающая видение и понимание ху дожественного текста в трех его ипостасях: как исторического документа, части некоторого культурного целого, как материала для познания более ши рокой историко-культурной взаимосвязи; как филологического феномена, сквозь призму которого текст предстает как художественное явление с точки зрения его замысла, композиции; как результата психологической проекции автора и интерпретатора, в которой смыслы образуются в зоне отождествления картины мира интерпретатора с авторской социо-психодрамой, системой ценностей и мировоззрения (художественный текст как актуальное и значимое явление для индивидуальной биографии личности);
- взаимодополняемость различных уровней понимания, в процессе которого тематический анализ концептуально выстраивается на процессе и результате понимания смысла текста с позиции замысла автора, его системы ценностей и мировоззрения, и обогащается контекстуальным анализом, выявляющим скрытый смысл, выходящий за пределы непосредственного авторского замысла.
7. Концепция креативно-онтологического метода понимания как целостной и многоуровневой активности сознания, обеспечивающей оптимальное сочетание креативности и адекватности интерпретации полисмыслового пространства художественного текста за счет специально организованного процесса мыследеятельности, повторяющего алгоритм творческого процесса и включающего: а) прочтение художественного текста в форме непосредственного отображения образа; б) переживание как непосредственное восприятие образа в соответствии с собственным жизненным опытом и включение его в свое смысловое и проблемное поле; в) интерпретацию переживаемого «текста-образа» в форме рефлексии путем разложения его на определенные смысловые единицы с последующим воссозданием целостности, т.е. перевод произведения из объективированного продукта в духовную активность, воссоздающую модель процесса его производства.
1.Фазылзянова, Г.И. Понимание художественного текста как культурологический феномен. – СПб.: Астерион, 2008. – 272 с. (17,0 п.л.).
2.Фазылзянова, Г.И. Особенности процесса инкультурации современного студенчества // Формирование духовно-нравственного потенциала современного студенчества в контексте аксиологического подхода / Фазылзянова Г.И., Погорелова А.Н. – Казань: Издательство «Отечество». 2009. – 196 с. (12,25 п.л.).
3.Фазылзянова, Г.И. Культурологическая методология понимания художественных текстов. – СПб.: Невский фонд, 2008. – 148 с. (9,25 п.л.).
4.Фазылзянова, Г.И. Интерпретация художественного текста как социально-культурная технология / Интерпретации художественных текстов культуры: современные подходы и технологии: коллективная монография / науч. ред. Г.И.Фазылзянова, З.М.Явгильдина. – Казань: КГУКИ, 2009. – 175 с. (11,0 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ
5.Фазылзянова, Г.И. Культурологическая методология анализа художественного текста: / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №4(20). – С. 30-34 (0,3 п.л.).
6.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст как объект понимания / Г.И.Фазылзянова // Вестник Тамбовского государственного университета им. Р.Г.Державина. – 2008. – № 7(63). – С. 411-417 (0,4 п.л.).
7.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа / Г.И.Фазылзянова // Вестник Тамбовского государственного университета им. Р.Г.Державина. – 2008. – №8(64). – С. 270-274 (0,3 п.л.)
8.Фазылзянова, Г.И. Проблемы национально-культурного самосознания в России / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №1(22). – С. 48-50 (0,2 п.л.).
9.Фазылзянова, Г.И. Специфика культурологической интерпретации художественного текста / Г.И.Фазылзянова // Журнал «Культурная жизнь Юга России». – 2008. – №2 (27). – С. 30-35 (0,4 п.л.).
10.Фазылзянова, Г.И. Культура понимания как образовательная проблема / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 1, 2009. – С. 90-95 (0,3 п.л.).
11.Фазылзянова, Г.И. Смысл как продукт коммуникативной ситуации понимания / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 2, 2009. – С. 8-13 (0,3 п.л.).
12.Фазылзянова, Г.И. Мыследеятельностная природа понимания художественного текста. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 109, 2009 г. – с. 43-50.
Учебные пособия и методические рекомендации
13.Фазылзянова, Г.И. Теория и история народной художественной культуры: методические рекомендации. – Казань: КГУКИ, 2005. – 23 с. (1,4 п.л.).
14.Фазылзянова Г.И. Мировая художественная культура: методические рекомендации. – Казань: Гран Дан, 2006. – 30 с. (2,0).
15.Фазылзянова, Г.И. Татарская современная художественная культура: методическая рекомендация. – Казань: Издательство «Отечество», 2008. – 32 с. (2,0 п.л.).
16.Фазылзянова, Г.И. Татарская традиционная художественная культура: учебник. – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – 253 с. (16,0 п.л.).
17.Фазылзянова, Г.И.The techniques of art text understanding: методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура на иностранном языке» для студентов специальности «Искусствоведение», «Менеджмент туризма и гостиничного бизнеса» – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – 56 с. (3,4 п.л.)
Научные статьи и материалы конференций
18.Фазылзянова, Г.И. Интегрированный подход в системе образования // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Гран Дан, 2003. – С. 46-49.
19.Фазылзянова, Г.И. Педагогические условия ориентации на духовно-нравственные ценности специалистов СКС средствами народного искусства // Прикладная культурология в системе непрерывного профессионального образования специалистов социокультурной сферы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – С. 120-126.
20.Фазылзянова, Г.И. Педагогические условия развития нравственных ценностей средствами народного искусства // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 326-330.
21.Фазылзянова, Г.И. Формирование духовно-нравственных ценностей в системе дополнительного образования // Социокультурные аспекты развития системы дополнительного образования: материалы Межвузовской научно-практической конференции.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 164-172.
22.Фазылзянова, Г.И. Воспитательный и духовно-нравственный потенциал народного искусства // Основные технологии культурно-досуговой деятельности: Сборник научных статей. – Казань: Изд.-во Казан. ун-та, 2005. – С. 165-186.
23.Фазылзянова, Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов. Всероссийской научно- методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. – С. 28-31.
24.Фазылзянова, Г.И. Потенциал художественной культуры в духовно – нравственном воспитании личности // Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Казань: КГУКИ, 2006. – С. 160-163.
25.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст как объект понимания // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 314-318.
26.Фазылзянова, Г.И. Художественно-педагогические технологии творческого саморазвития личности в условиях свободного времени // Проблемы и тенденции развития СКД: Сборник научных материалов. – Казань: КГУКИ, 2007. – С. 166-181.
27.Фазылзянова, Г.И. Проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей в высшей школе // Современные проблемы обучения и воспитания в высшей школе: Межвузовская научно-практическая конференция. – Казань: Изд-во КГЭУ, 2007. – С. 128-132.
28.Фазылзянова, Г.И. Культурологический подход к процессу воспитания студентов вуза культуры и искусства: ценностный аспект // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические. – Чебоксары: ЧГПУ, 2007. – С. 97-100.
29.Фазылзянова, Г.И. Творческое саморазвитие личности как условие модернизации современного образования // Дополнительное профессиональное образование специалистов социокультурной сферы: управление, инновации, качество. – Казань: ИДПО МК РТ, 2007. – С. 15-19.
30.Фазылзянова, Г.И. Творческая самореализация личности как определяющий фактор развития культуры // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 311-314.
31.Фазылзянова, Г.И. Мировая художественная культура как средство духовно – нравственного воспитания студентов вузов культуры и искусства // Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема: Сборник научных материалов 2008. – Казань: Изд-во КГУ-КИ, 2008. – С. 162-164.
32.Фазылзянова, Г.И. Народное искусство как средство гуманизации образования // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании со-циогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 71-74.
33.Фазылзянова, Г.И. Роль этнокультурных традиций как своеобразных индикаторов этнической самоидентификации // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 254-258.
34.Фазылзянова, Г.И. Национально-культурное самосознание: культурологический подход // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья. Международная научно-практическая конференция.– Йошкар-Ола, 2008. – С. 108-111.
35.Фазылзянова, Г.И. Культуроантропологический подход как методология интерпретации художественных текстов // Культура как духовный ресурс развития региона. Международная научная конференция. – Казань: ИД-ПО, 2008, – С. 154-158.
36.Фазылзянова, Г.И. Коммуникативные аспекты деятельности экскурсовода // Туризм в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1.02.2008 г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. – С. 19-22.
37.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа // Культурологические штудии: Ежегодник кафедры культурологи и мировой художественной культуры. – Чебоксары: Free-Poetry, 2008. – С. 115-118.
38.Фазылзянова, Г.И. Техники понимания художественного текста // Познавая образы мира: культура и искусство в прошлом и настоящем. / Сборник статей. Выпуск 1 / Научный редактор и составитель: Файзулаева М.П. – Казань: 2008. – С. 30-42.
39. Фазылзянова, Г.И. Маркетинговое сообщение как текст: проблемы понимания. Реклама и ПР в России. Современное состояние и перспективы развития. Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции 15 февраля 20089 г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. – С. 69-73.
40.Фазылзянова, Г.И. Современные педагогические технологии в социокультурной сфере // Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция (г. Орел, 19-20 марта 2009 г.) / гл. ред. Н.А.Паршиков. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», – 2009. – С. 274-276.
41.Фазылзянова, Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.
42.Фазылзянова, Г.И. Понимание как форма и условие социальной коммуникации // Единое социокультурное пространство: теоретические и управ-ленческо-технологические проблемы. Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – С. 42-46.
43.Фазылзянова, Г.И. Культура понимания художественного текста как образовательная проблема // Новая формация специалиста культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность. Научно-практическая конференция. – Казань: ИДПО, 2009. – С. 123-126.
44.Фазылзянова, Г.И. Понимание текста народной культуры как особой модели мировоззрения // Этнокультура и современность. Всероссийская научно-практическая конференция. – Белгород, 2009. – С. 83-89.
45.Фазылзянова Г.И. Философско-культурологические проблемы понимания текста. // Основные социокультурные процессы Татарстана и Узбекистана: проблемы, тенденции, новации: Казанский государственный университет культуры и искусств; Ташкентский государственный институт культуры им. А. Кадыри. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. – Вып. 1. – С. 196-201.
46.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст культуры как отражение национального менталитета // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции (19 апреля 2009 г.), – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С. 162-170.
47.Фазылзянова, Г.И. Художественный текст как объект коммунициро-вания в диалоге «продуцент-реципиент» // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции (19 апреля 2009 г.), – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С. 135-141.
48.Фазылзянова, Г.И. Духовная деятельность как энтелихийный источник процесса инкультурации личности // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции (19 апреля 2009 г.). – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – с. 110-115 (в соавт.).