Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности, проявляющей субъектность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием образования дошкольников в области физической культуры.
  2. Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих: воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности; самореализация ребенка в двигательной деятельности.
  3. В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности дошкольника выступают: физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье; мотивационно-ценностная ориентация (эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями). Условиями-доминантами, определяющими развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий. Усвоение детьми физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. Мотивы положительного отношения к занятиям физической культурой формируются на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение и др.), создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания, развития способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры.
  4. Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности направлена на переосмысление ребенком двигательного материала, выработку собственной стратегии поведения. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно выдвигать двигательные проблемы, создавать новые двигательные решения (проблемно-двигательные ситуации и задачи). Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализ, сравнение). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Основной критерий эффективности педагогической технологии - возрастание способностей ребенка к творческой самореализации в двигательной деятельности.
  5. Программа физического воспитания детей 4-6 лет имеет оздоровительную и образовательную ценность и нацелена на личностное развитие дошкольников.
  6. Содержательная часть программы представлена: задачами физического воспитания, которые концентрируют внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания ребенка (самопознание, рефлексия); перечнем умений, свойственных субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности, в которых дети обнаруживают способность осмысливать явления с помощью собственных размышлений, сомнений; основами физкультурных знаний, помогающих ребенку саморегулировать свое поведение; двигательными умениями и навыками, развивающими физический потенциал личности дошкольника; гигиеническими умениями, определяющими способность к самоорганизации здорового образа жизни; примерным двигательно-оздоровительным режимом, в котором отражены мероприятия, способствующие решению задач физического и личностного развития детей. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, ориентированный на интеграцию разных видов детской деятельности, синтезирующий работу разных специалистов.
  7. Программа самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения формирует новую способность педагога к построению процесса физического воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В ней отражено теоретическое и практическое содержание, которое знакомит педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий физической культурой, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности. Каждая тема программы сопровождается заданиями для самоанализа (репродуктивного и продуктивного характера). Они направленные на воспроизведение информации по памяти, требуют творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре, а также задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью. Выполнение заданий формирует у специалиста умения объяснять и интерпретировать педагогические явления, классифицировать факты, творчески подходить к профессионально-педагогической деятельности. Разработанный и апробированный программный материал способствует становлению личностно-ориентированного педагога.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ

1.Шебеко, В.Н. Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности / В.Н. Шебеко // Спортивный психолог. – 2008.– № 2 (14). – С. 22– 25.

2. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 42–47.

3. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одаренности / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 23–27.

4.Шебеко, В. Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.– 2009.– № 1. – С. 25–35.

5. Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. 

С. 21–27.

6.Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 18–23.

7.Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры в дошкольном возрасте / В.Н. Шебеко // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 1–10.

8.Шебеко, В. Если вас охватил стресс: бежать от него или управлять им? / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 10–16.

9. Шебеко, В. Руководитель дошкольного учреждения: каким должно быть его деловое общение / В. Шебеко, Е. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 39–46.

10.Шебеко, В. Самообразование как условие профессионального роста / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 39–45.

Монография, учебные пособия

11. Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография / В.Н. Шебеко. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2000.  178 с.

12. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  М.: Издательский центр «Академия», 1996.  192 с.

13. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.  192 с.

14. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.  192 с.

15. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

16. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  М.: Издательский центр «Академия», 1996.  176 с.

17. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.  176 с.

18. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  3-е изд. перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.  160 с.

19. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: «Унiверсiтэцкае», 1998.  184 с.

20. Шебеко, В.Н. Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак / под ред. В.Н. Шебеко.  Минск: «Унiверсiтэцкае», 1999. – 109 с.

21. Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш.школа, 2005. – 14 с. + 5,12 цветные карточки.

22. Шебеко, В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 88 с.

23. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. школа, 2010. – 288 с.

Учебные программы

24. Шабека, В.М. Тэорыя i методыка фiзiчнага выхавання дашкольнiкаў / В.М. Шабека // Зборнiк вучэбных праграм для вышэйшых навучальных устаноў па спецыяльнасцях: 1-010101 – «Дашкольная адукацыя», 1-010102 «Дашкольная адукацыя. Дадатковая спецыяльнасць». – Мiнск: БДПУ, 2006. – С. 59–65.

25. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание / В.Н. Шебеко // Программа воспитания и обучения детей 6-го года жизни, не посещающих детские дошк. уч-режд. / под ред. И.В. Житко.  Минск: ЗАО «Веды», 1998.  С. 8–10.

26. Шебеко, В.Н. Я в мире движений / В.Н. Шебеко // Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в старшей группе (второй год обучения) в дошкольном учреждении: программа и краткие метод. рекомендации / под ред. И.В. Житко.  Минск: ЗАО «Веды», 1998.  С. 24–34.

27. Шебеко, В.Н. Методические рекомендации к проведению педагогической диагностики / В.Н. Шебеко // Психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях: программа и метод. рекомендации / под ред. Е.А. Стреха. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 25–29.

28. Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин; под ред. В.Н. Шебеко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 89 с.

29. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: программно-методический комплекс / В.Н. Шебеко. – Минск: БГПУ, 2006. – 47 с.

30. Шебеко, В.Н. Производственная практика по физическому воспитанию в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко // Практика на факультете дошкольного образования: пособие. В 2 ч. Ч.1 / Д.Н. Дубинина, И.В. Житко и др.; под общ. ред. Е.А. Стреха. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 136–150.

31. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей до-школьного возраста: учеб. прогр. для высших учеб. заведений / В.Н. Шебеко // Сборник учебных программ для высших учебных заведений по специальностям: 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 01 02 «Дошкольное образование. Дополнительная специальность». – Минск: БГПУ, 2009. – С. 4–15.

Методические пособия и рекомендации

32.Шабека, В.М. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: метадыч. дапамож. / В.М. Шабека, З.І. Ермакова. – Мінск: Народная асвета, 1987. – 80 с.

33.Шабека, В.М. Індывідуальны падыход у фізічным выхаванні дашкольнікаў: метадыч. рэкамендацыi / В.М. Шабека, В.А. Шышкіна. – Мінск: Беларус. дзярж. пед. ун-т, 1996.  16 с.

34.Шабека, В.М. Любім бегаць і скакаць. Карэкцыя фізічнага развіцця дзяцей: дапам. для выхавальнікаў / В.М. Шабека, Т.Ю. Лагвіна, В.А. Шышкіна.  Мінск: Народная асвета, 1998.  127 с.

35.Шабека, В.М. Развіцце творчасці дашкольніка як сродак умацавання яго псіхалагічнага здароўя / В.М. Шабека, Я.Л. Каламінскі, Л.А. Панько // Працуем па праграме «Пралеска»: дапамож. для педагогаў і кіраўнікоў устаноў, якія забяспеч. атрыманне дашкольнай адукацыі, з беларускай мовай навуч. / Л.А. Панько [і інш.]. – Мінск: НІА; Аверсэв, 2007. – С. 35–40.

36.Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре для детей младшей и средней групп детского сада: метод. пособие для воспитателя / В.Н. Шебеко, З.И. Ермакова.  Минск: Народная асвета, 1979.  159 с.

37. Шебеко, В.Н. Физкультурные занятия  основная форма обучения детей движениям: метод.рекомендации / В.Н. Шебеко. – Минск: Минск. гос. пед. ин-т, 1986.  С. 10.

38.Шебеко, В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод. пособие для воспитателя / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова.  Минск: Полымя, 1987.  264 с.

39. Шебеко, В.Н. Совершенствование процесса физического воспитания шестилеток: метод. рекомен. / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, В.А. Овсянкин.  Минск: Минск. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького, 1988.  33 с.

40. Шебеко, В.Н. Физическая культура в средней группе детского сада: метод. пособие / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова.  Минск: Полымя, 1990.  135 с.

41. Шебеко, В.Н. Диагностика физического развития дошкольников: метод. рекомендации / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, Т.Ю. Логвина.  Минск: Респ. ме-тод. кабинет по физ. культ. и спорту, 1992.  33 с.

42. Шебеко, В.Н. Физическая культура в первом классе: метод. пособие / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, В.А. Овсянкин.  Минск: Респ. метод. кабинет по физ. культ. и спорту, 1993.  194 с.

43. Шебеко, В.Н. Диагностика и коррекция физического состояния детей до-школьного возраста: метод. рекомендации / В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина, В.А. Шишкина.  Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1996.  32 с.

44. Шебеко, В.Н. Поиграем в упражнения: творчество в двигательной деятельности детей: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  Минск: НМ Центр, 1999.  72 с.

45. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  М.: Просвещение, 2000.  93 с.

46. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  2-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2001.  93 с.

47. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  3-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2003.  93 с.

48. Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Университетское», 2001. – 88 с.

49. Шебеко, В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 100 с.

50. Шебеко, В.Н. Физическая культура и здоровье / В.Н. Шебеко // Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе: метод. рекомендации для учителей / под ред. М.Б. Антиповой.  Минск: Изд-во «Пачатковая школа», 2005. – С. 139–164.

51. Шебеко, В.Н. Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – С. 37– 41.

Статьи в научных журналах

52. Шабека, В.М. Канiкулы ў дзiцячым садзе / В.М. Шабека, Т.С. Якаўлева // Народная асвета.  1989.  № 5.  С. 38–40.

53. Шабека, В.М. Фiзiчная культура ў старшай групе / В.М. Шабека // Пралеска.  1992.  № 1.  С. 31–34; № 2. – С. 35–38; № 3. – С. 38–40; № 4. – С. 33–35; № 5. – С. 35–37; № 6. – С. 37–40.

54. Шабека, В.М. Фiзiчная культура ў старшай групе / В.М. Шабека,

В. Карманава // Пралеска.  1992.  № 7-8.  С. 34–36; № 9. – С. 43–45; № 10. –

С. 37–40; № 11. – С. 38–41; № 12. – С. 36–38; 1993. – № 1. – С. 37–40.

55. Шабека, В.М. Праграма фiзiчнага выхавання дзяцей дашкольнага ýзросту / В.М. Шабека, Л.В. Карманава, В.А. Аýсянкiн // Пралеска.  1996. –

№ 1.  С. 36–44 ; № 2. – С. 20–24.

56. Шабека В.М. Ìндывiдуальны падыход у фiзiчным выхаваннi дашкольнiкаý / В.М. Шабека, В.А. Шышкiна // Пралеска.  1996.  № 11. 

С. 10–15.

57. Шабека, В.М. Сродкі фізічнай культуры ў рэабілітацыі дашкольнікаў пры захворванні органаў дыхання / В.М. Шабека, Т.Ю. Лагвіна // Пралеска.  1997.  № 7.  С. 20–33.

58.Шабека, В.М. Праграма адукацыйных паслуг дзяцей 6-га года жыцця, якія не наведваюць дашкольную ўстанову / В.М. Шабека // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 1. – С. 9–17.

59.Шебеко, В.Н. Формирование личности ребенка средствами физической культуры: примерная программа самообразования для воспитателей и руководителей физического воспитания в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Пралеска. – 1998. – № 8. – С. 35–42.

60.Шебеко, В.Н. Физическая культура и развитие личности дошкольника / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Пралеска. – 1999. – № 4. –

С. 16–21; № 5-6. – С. 15–21.

61.Шебеко, В.Н. Движение в радость / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак // Пралеска. – 1999. – № 10. – С. 34–37; № 11. – С. 34–37; № 12. – С. 33–35.

62.Шебеко, В.Н. Факел, который нужно зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте / В.Н. Шебеко и др. // Пралеска. – 2002. – № 12. – С. 7–13.

63.Шебеко, В. Психомоторная одаренность и методы ее выявления у детей дошкольного возраста / В. Шебеко, А. Булах // Пралеска. – 2003. – № 11. – С. 46–50.

64.Шебеко, В. Одаренность и психомоторика / В. Шебеко, А. Булах // Обруч. Дошкольное и начальное образование. – 2004. – № 3. – С. 17–20.

65.Шебеко, В.Н. Развитие психомоторных способностей и одаренности детей в условиях дошкольных учреждений / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Псiхалогiя. – 2006. – № 1. – С. 36–49.

66.Шебеко, В.Н. Основные характеристики технологии развития творчества дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2006. – № 4. – С. 46–57.

67.Шебеко, В.Н. Формирование физической культуры личности ребенка до-школьного возраста в процессе физкультурной деятельности / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2007. – № 1. – С. 50–55.

68.Шебеко, В.Н. Творчество дошкольников в двигательной деятельности. Педагогическая технология развития творчества дошкольников средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Пралеска. – 2007. – № 10. 

С. 24–32.

69.Шебеко, В.Н. Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2008. – № 1. – С. 64–69.

70. Шебеко, В.Н. Государственный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность. Образовательная область «Физическая культура» / В.Н. Шебеко // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 2. – С. 9–10.

71.Шебеко, В.Н. О выявлении психомоторной одаренности детей до-школьного возраста / В.Н. Шебеко // Пралеска. – 2008. – № 7. – С. 15–17.

72.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность и методы ее выявления в до-школьном возрасте / В.Н. Шебеко // Мир спорта . – 2009. – № 1(34). –

С. 43–46.

73.Шебеко, В. Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить / В. Шебеко, Е. Семенова // Здоровье дошкольника. – 2009. –

№ 6. – С . 33–38.

74.Шебеко, В.Н. Формирование субъектных качеств у ребенка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности / В.Н. Шебеко, М.С. Мельникова // Мир спорта . – 2011. – № 1. – С. 37–41.

75.Шебеко, В. Толерантность: как способствовать ее проявлению у педагога // В. Шебеко, Е. Семенова // Здоровье дошкольника. – 2010. – № 5. – С. 39–42.

Статьи в сборниках научных трудов

76.Шебеко, В.Н. Индивидуальный подход в обучении прыжкам детей млад-шего дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: сб. науч. ст. / отв. ред. В.Д. Лысенко.  Минск: Минск. пед. ин-т им. А.М. Горького, 1983.  С. 34–40.

77.Шебеко, В.Н. Комплексность исследования  необходимое условие изучения индивидуальных различий в развитии движений / В.Н. Шебеко, Н.Т. Терехова // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: сб. науч. тр. / редкол.: Н.Н. Поддьяков (отв. ред.) [и др.].  М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1985.  С. 34–38.

78.Шебеко, В.Н. Индивидуализация процесса обучения прыжковым упражнениям на занятиях физической культурой в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Т. Терехова // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. / под ред. Н.Т. Тереховой.  М.: Акад. пед. наук СССР, 1989.  С. 46–63.

79.Шебеко, В.Н. Концептуальные основы программы физического воспитания детей разных возрастных групп детского сада / В.Н. Шебеко // Педагогические проблемы разноуровневой подготовки школьников и студентов в условиях реформирования образования: сб. науч. ст. / под ред. А.П. Сманцера: в 2 ч.  Минск: Акад. последиплом. обр., 1998. – Ч. 2.  С. 486–491.

80.Шебеко, В.Н. Физическая подготовка детей шести лет к обучению в школе / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: сб. ст. / под ред. И.В. Житко. – Минск: Нац. ин-т обр., 2002. – С. 91–97.

81.Шебеко, В.Н. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. тр. / редкол.: И.В. Житко [и др.]; отв. ред. Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 77–82.

82.Шебеко, В.Н. Организация и содержание личностно ориентированного физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Ученые записки: сб. науч. тр. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2007. – Вып. 10. – С. 285–293.

83.Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей до-школьного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 243–245.

84.Шебеко, В.Н. Развитие личности дошкольника на занятиях физическими упражнениями / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Л.Н. Воронецкая и др; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 240–243.

Материалы конференций

85.Шебеко, В.Н. Индивидуальный подход в физическом воспитании ослабленных детей / В.Н. Шебеко // Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Кенеман, Москва, 10 – 11 апр. 1996 г.  М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1996.  С. 154–156.

86.Шебеко, В.Н. Формирование основ здорового образа жизни дошко-льника / В.Н. Шебеко // Валеология: формирование, укрепление и сохранение здоровья: матер. докл. 2-й респ. науч.-практ. конф., Минск, 23 июня 1998 г. – Минск: М-во спорта и туризма Республики Беларусь, 1998.  С. 181–184.

87.Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника в двигательной дея-тельности / В.Н. Шебеко // Актуальные педагогические проблемы социальной пси-хологии развития: материалы докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25–26 ноября 1998 г: в 2 ч. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им.

М. Танка, 1998.  Ч. 1.  С. 204–207.

88.Шебеко, В.Н. Развитие личности дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Физическая культура, спорт, туризм  в новых условиях развития стран СНГ: материалы междунар. науч. конгр., Минск, 23–25 июня 1999 г.: в 2 ч. / под ред. Б.Н. Рогатина [и др.].  Минск: «Тесей», 1999.  Ч. 2. – С. 221–224.

89.Шебеко, В.Н. Формирование у дошкольников положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями / В.Н. Шебеко // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19 – 20 апр. 2002 г.: в 2 ч. – Минск:. Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. –Ч. 2. – С. 217–219.

90.Шебеко, В.Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры /В.Н. Шебеко, Т.Г. Степанова // Дошкольное образование в XXI веке: материалы студ. конф., Минск, 20 нояб. 2002 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 142–144.

91.Шебеко, В.Н. Педагогическая поддержка моторно одаренного дошкольника / В.Н. Шебеко // Наука о детстве: современные психолого-педагогические проблемы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 4-5 декабря 2003 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т. –2003. – С. 200–202.

92.Шебеко, В.Н. Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду / В.Н. Шебеко, Е.Г. Будова // Детский сад, семья, школа – сотрудничество во благо ребенка: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 23 апр. 2004 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2004. – С. 29–32.

93.Шебеко, В.Н. Влияние эмоций на формирование мотивов положительного отношения дошкольников к занятиям физическими упражнениями / В.Н. Шебеко, А.В. Булах // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: материалы междунар. науч. практ. конф., посвященной 20-летию ф-та дошк. обр. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – С. 242– 47.

94.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность и особенности ее развития у детей в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Наука о детстве и современное образование: материалы междунар. юбилейной науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. – М.: Центр «Школьная книга», 2005. – С. 144–145.

95.Шебеко, В.Н. Формирование физической культуры личности дошкольника / В.Н. Шебеко // Воспитание в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 февр. 2005 г. в 2 ч. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им М. Танка, 2005. – Ч. 1. – С. 336–339.

96.Шебеко, В.Н. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста (тесты и их анализ) / В.Н. Шебеко, Е.Ю. Наточева // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 19 апр. 2005 г. / редкол. О.И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н.В. Литвина. – Минск: БГПУ, 2005. – С. 247–249.

97.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность дошкольника и ее развитие в деятельности «детского экспериментирования» / В.Н. Шебеко // Формирование психолого-педагогической культуры специалиста дошкольного и начального образования: матери-алы респ. науч.-практ. конф., Минск, 10–11 ноября 2005 г./ редкол. Е.А. Панько [и др.]; отв. ред. Я.Л. Коломинский. – Минск: БГПУ, 2005. – С. 206–207.

98.Шебеко, В.Н. Влияние педагога на психологическое здоровье дошкольников / В.Н. Шебеко [и др.] // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – С. 26–41.

99.Шебеко, В.Н. Развитие и формирование творчества дошкольника в условиях двигательной деятельности / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Актуальные проблемы теоретической и практической психологии в свете идей Л.С. Выготского (к 100-летию со Дня рождения ученого: 1896–2006): материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–18 ноября 2006 г. / редкол. Л.А. Кандыбович [и др.], Л.Н. Рожина (науч. ред.). – Минск: БГПУ, 2006. – С. 80– 81.

100.Шебеко, В.Н. Особенности взаимосвязей показателей физической подго-товленности и личностного развития ребенка в разные периоды дошкольного детства / В.Н. Шебеко // Формирование профессиональной ментальности будушего специалиста системы дошкольного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 мая 2006 г. / редкол.: И.В. Житко [и др.]; отв. ред. Н.В. Литвина. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 190–192.

101.Шебеко, В.Н. Мотивация двигательной активности ребенка-дошкольника / В.Н. Шебеко // Итоговое пленарное заседание: материалы 9-й междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2005 г. Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту / сост.: М.Е. Кобринский, Т.Д. Полякова; редкол.: М.Е. Кобринский (председатель) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2006. – С. 218–223.

102.Шебеко, В.Н. Актуальные проблемы и направления развития до-школьного образования в Республике Беларусь / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: материалы респуб. научно-практ. конф., Минск, 14 марта 2007 г. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 77– 82.

103.Шебеко, В.Н. Применение подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.Н. Шебеко, А.С. Мельникова // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы 2-й Республиканской науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых, Минск, 26 апр. 2007 г. – Минск, 2007. – С. 89–91.

104.Шебеко, В.Н. Деятельность педагога по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников дошкольного учреждения / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Традиция и инновации в дошкольном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 135-летию МПГУ. Мо-сква, 7–9 ноября 2007 г. – М.: МПГУ, 2007. – С. 147–153.

105.Шебеко, В.Н. Приобщение дошкольника к ценностям физической культуры как одно из направлений его социализации / В.Н. Шебеко // Возрастные закономерности социализации личности: материалы респуб. научно-практ. конф., Минск, февраль, 2008 г. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 74–77.

106.Шебеко, В.Н. Формирование мотивов двигательной активности у детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 20–21 нояб. 2008 г. – М.: Московский городской пед. ун-т, Институт психол., социол. и социальных отношений, 2008.  С. 196–198.

107.Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника в процессе физиче-ского воспитания / В.Н. Шебеко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации. Научно-педагогическая школа В.Н. Кряжа: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8–10 апр. 2009 г.: в 2 ч. – Минск: БГУФК, 2009. – Ч. 2. – С. 306–309.

108.Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании до-школьников / В.Н. Шебеко // Феномен детства: социально-педагогические пробле-мы: материалы респуб. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию социально-педагогического факультета, Брест, 29–30 мая 2009 г. – Брест: БрГУ, 2009. – С. 238 –243.

109.Шебеко, В.Н. Занятия физическими упражнениями с направленностью на развитие личности дошкольника / В.Н. Шебеко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22–23 октября 2009 г.: в 4 ч. / редкол.: Г.В. Пальчик [и др.]. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования, 2010. – Ч. 3. – С. 161–166.

110.Шебеко, В.Н. Развитие творчества у ребенка-дошкольника при выполне-нии физических упражнений / В.Н. Шебеко // Социально-педагогическая и психологическая поддержка личностного и профессионального самоопределения в онтогенезе: сб. материалов респ. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Брест, 12 мая, 2010 г.: в 2 ч. / редкол.: М.С. Ковалевич [и др.]. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч.1. – С. 248–253.

111.Шебеко, В.Н. Проблема сохранения профессионального здоровья педагога / В.Н. Шебеко // Инновационная деятельность в образовании: матер. 4-й междунар. научн.-практ. конф., Пушкино, 22 апр. 2010 г. – М., 2010. 

С. 485–488.

112.Шебеко, В.Н. Стимулирование творческого отношения к действи-тельности как важное направление в развитии способностей и одаренности дошкольников / Е.А. Панько, Е.В. Бондарчук, В.Н. Шебеко // Одаренные дети дошкольного возраста ХХI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: матер. междунар. науч.-практ. конф. (7–8 октября 2010 г.) / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 189–193.

Тезисы докладов на научных конференциях

113. Шебеко, В.Н. Роль индивидуально-дифференцированного подхода в развитии движений дошкольников / В.Н. Шебеко // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф., Ташкент, 13–15 декабря 1983 г. – Ташкент: Ташкент. гос. мед. ин-т, 1983. – С. 166.

114. Шебеко, В.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко // Индивидуализация учеб-ного процесса физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов: тез. докл. респуб. науч.-практ. конф., Минск, 17–18 июня 1990 г. – Минск: Белорус. гос. ин-т физич. культуры, 1990.  С. 25–27.

115. Шебеко, В.Н. Концепция программы физического воспитания детей до-школьного возраста «Физкульт-ура» / В.Н. Шебеко // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–17 окт. 1997 г.  Минск: Науч.-исслед. ин-т физ. культ. и спорта, Акад. физ. восп. и спорта Республики Беларусь, 1997.  С. 22–23.