-
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности, проявляющей субъектность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием образования дошкольников в области физической культуры.
-
Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих: воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности; самореализация ребенка в двигательной деятельности.
-
В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности дошкольника выступают: физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье; мотивационно-ценностная ориентация (эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями). Условиями-доминантами, определяющими развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий. Усвоение детьми физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. Мотивы положительного отношения к занятиям физической культурой формируются на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение и др.), создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания, развития способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры.
-
Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности направлена на переосмысление ребенком двигательного материала, выработку собственной стратегии поведения. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно выдвигать двигательные проблемы, создавать новые двигательные решения (проблемно-двигательные ситуации и задачи). Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализ, сравнение). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Основной критерий эффективности педагогической технологии - возрастание способностей ребенка к творческой самореализации в двигательной деятельности.
-
Программа физического воспитания детей 4-6 лет имеет оздоровительную и образовательную ценность и нацелена на личностное развитие дошкольников.
-
Содержательная часть программы представлена: задачами физического воспитания, которые концентрируют внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания ребенка (самопознание, рефлексия); перечнем умений, свойственных субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности, в которых дети обнаруживают способность осмысливать явления с помощью собственных размышлений, сомнений; основами физкультурных знаний, помогающих ребенку саморегулировать свое поведение; двигательными умениями и навыками, развивающими физический потенциал личности дошкольника; гигиеническими умениями, определяющими способность к самоорганизации здорового образа жизни; примерным двигательно-оздоровительным режимом, в котором отражены мероприятия, способствующие решению задач физического и личностного развития детей. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, ориентированный на интеграцию разных видов детской деятельности, синтезирующий работу разных специалистов.
-
Программа самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения формирует новую способность педагога к построению процесса физического воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В ней отражено теоретическое и практическое содержание, которое знакомит педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий физической культурой, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности. Каждая тема программы сопровождается заданиями для самоанализа (репродуктивного и продуктивного характера). Они направленные на воспроизведение информации по памяти, требуют творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре, а также задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью. Выполнение заданий формирует у специалиста умения объяснять и интерпретировать педагогические явления, классифицировать факты, творчески подходить к профессионально-педагогической деятельности. Разработанный и апробированный программный материал способствует становлению личностно-ориентированного педагога.
1.Шебеко, В.Н. Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности / В.Н. Шебеко // Спортивный психолог. – 2008.– № 2 (14). – С. 22– 25.
2. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 42–47.
3. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одаренности / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 23–27.
4.Шебеко, В. Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.– 2009.– № 1. – С. 25–35.
5. Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. 
С. 21–27.
6.Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 18–23.
7.Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры в дошкольном возрасте / В.Н. Шебеко // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 1–10.
8.Шебеко, В. Если вас охватил стресс: бежать от него или управлять им? / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 10–16.
9. Шебеко, В. Руководитель дошкольного учреждения: каким должно быть его деловое общение / В. Шебеко, Е. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 39–46.
10.Шебеко, В. Самообразование как условие профессионального роста / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 39–45.
Монография, учебные пособия
11. Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография / В.Н. Шебеко. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2000.  178 с.
12. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  М.: Издательский центр «Академия», 1996.  192 с.
13. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.  192 с.
14. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.  192 с.
15. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  М.: Издательский центр «Академия», 1996.  176 с.
17. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.  176 с.
18. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: практикум: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.  3-е изд. перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.  160 с.
19. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: «Унiверсiтэцкае», 1998.  184 с.
20. Шебеко, В.Н. Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак / под ред. В.Н. Шебеко.  Минск: «Унiверсiтэцкае», 1999. – 109 с.
21. Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш.школа, 2005. – 14 с. + 5,12 цветные карточки.
22. Шебеко, В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 88 с.
23. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. школа, 2010. – 288 с.
Учебные программы
24. Шабека, В.М. Тэорыя i методыка фiзiчнага выхавання дашкольнiкаў / В.М. Шабека // Зборнiк вучэбных праграм для вышэйшых навучальных устаноў па спецыяльнасцях: 1-010101 – «Дашкольная адукацыя», 1-010102 «Дашкольная адукацыя. Дадатковая спецыяльнасць». – Мiнск: БДПУ, 2006. – С. 59–65.
25. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание / В.Н. Шебеко // Программа воспитания и обучения детей 6-го года жизни, не посещающих детские дошк. уч-режд. / под ред. И.В. Житко.  Минск: ЗАО «Веды», 1998.  С. 8–10.
26. Шебеко, В.Н. Я в мире движений / В.Н. Шебеко // Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в старшей группе (второй год обучения) в дошкольном учреждении: программа и краткие метод. рекомендации / под ред. И.В. Житко.  Минск: ЗАО «Веды», 1998.  С. 24–34.
27. Шебеко, В.Н. Методические рекомендации к проведению педагогической диагностики / В.Н. Шебеко // Психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях: программа и метод. рекомендации / под ред. Е.А. Стреха. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 25–29.
28. Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин; под ред. В.Н. Шебеко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 89 с.
29. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: программно-методический комплекс / В.Н. Шебеко. – Минск: БГПУ, 2006. – 47 с.
30. Шебеко, В.Н. Производственная практика по физическому воспитанию в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко // Практика на факультете дошкольного образования: пособие. В 2 ч. Ч.1 / Д.Н. Дубинина, И.В. Житко и др.; под общ. ред. Е.А. Стреха. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 136–150.
31. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей до-школьного возраста: учеб. прогр. для высших учеб. заведений / В.Н. Шебеко // Сборник учебных программ для высших учебных заведений по специальностям: 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 01 02 «Дошкольное образование. Дополнительная специальность». – Минск: БГПУ, 2009. – С. 4–15.
Методические пособия и рекомендации
32.Шабека, В.М. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: метадыч. дапамож. / В.М. Шабека, З.І. Ермакова. – Мінск: Народная асвета, 1987. – 80 с.
33.Шабека, В.М. Індывідуальны падыход у фізічным выхаванні дашкольнікаў: метадыч. рэкамендацыi / В.М. Шабека, В.А. Шышкіна. – Мінск: Беларус. дзярж. пед. ун-т, 1996.  16 с.
34.Шабека, В.М. Любім бегаць і скакаць. Карэкцыя фізічнага развіцця дзяцей: дапам. для выхавальнікаў / В.М. Шабека, Т.Ю. Лагвіна, В.А. Шышкіна.  Мінск: Народная асвета, 1998.  127 с.
35.Шабека, В.М. Развіцце творчасці дашкольніка як сродак умацавання яго псіхалагічнага здароўя / В.М. Шабека, Я.Л. Каламінскі, Л.А. Панько // Працуем па праграме «Пралеска»: дапамож. для педагогаў і кіраўнікоў устаноў, якія забяспеч. атрыманне дашкольнай адукацыі, з беларускай мовай навуч. / Л.А. Панько [і інш.]. – Мінск: НІА; Аверсэв, 2007. – С. 35–40.
36.Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре для детей младшей и средней групп детского сада: метод. пособие для воспитателя / В.Н. Шебеко, З.И. Ермакова.  Минск: Народная асвета, 1979.  159 с.
37. Шебеко, В.Н. Физкультурные занятия  основная форма обучения детей движениям: метод.рекомендации / В.Н. Шебеко. – Минск: Минск. гос. пед. ин-т, 1986.  С. 10.
38.Шебеко, В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: метод. пособие для воспитателя / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова.  Минск: Полымя, 1987.  264 с.
39. Шебеко, В.Н. Совершенствование процесса физического воспитания шестилеток: метод. рекомен. / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, В.А. Овсянкин.  Минск: Минск. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького, 1988.  33 с.
40. Шебеко, В.Н. Физическая культура в средней группе детского сада: метод. пособие / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова.  Минск: Полымя, 1990.  135 с.
41. Шебеко, В.Н. Диагностика физического развития дошкольников: метод. рекомендации / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, Т.Ю. Логвина.  Минск: Респ. ме-тод. кабинет по физ. культ. и спорту, 1992.  33 с.
42. Шебеко, В.Н. Физическая культура в первом классе: метод. пособие / В.Н. Шебеко, Л.В. Карманова, В.А. Овсянкин.  Минск: Респ. метод. кабинет по физ. культ. и спорту, 1993.  194 с.
43. Шебеко, В.Н. Диагностика и коррекция физического состояния детей до-школьного возраста: метод. рекомендации / В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина, В.А. Шишкина.  Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1996.  32 с.
44. Шебеко, В.Н. Поиграем в упражнения: творчество в двигательной деятельности детей: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  Минск: НМ Центр, 1999.  72 с.
45. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  М.: Просвещение, 2000.  93 с.
46. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  2-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2001.  93 с.
47. Шебеко, В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак.  3-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2003.  93 с.
48. Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Университетское», 2001. – 88 с.
49. Шебеко, В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н. Шебеко. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 100 с.
50. Шебеко, В.Н. Физическая культура и здоровье / В.Н. Шебеко // Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе: метод. рекомендации для учителей / под ред. М.Б. Антиповой.  Минск: Изд-во «Пачатковая школа», 2005. – С. 139–164.
51. Шебеко, В.Н. Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – С. 37– 41.
Статьи в научных журналах
52. Шабека, В.М. Канiкулы ў дзiцячым садзе / В.М. Шабека, Т.С. Якаўлева // Народная асвета.  1989.  № 5.  С. 38–40.
53. Шабека, В.М. Фiзiчная культура ў старшай групе / В.М. Шабека // Пралеска.  1992.  № 1.  С. 31–34; № 2. – С. 35–38; № 3. – С. 38–40; № 4. – С. 33–35; № 5. – С. 35–37; № 6. – С. 37–40.
54. Шабека, В.М. Фiзiчная культура ў старшай групе / В.М. Шабека,
В. Карманава // Пралеска.  1992.  № 7-8.  С. 34–36; № 9. – С. 43–45; № 10. –
С. 37–40; № 11. – С. 38–41; № 12. – С. 36–38; 1993. – № 1. – С. 37–40.
55. Шабека, В.М. Праграма фiзiчнага выхавання дзяцей дашкольнага ýзросту / В.М. Шабека, Л.В. Карманава, В.А. Аýсянкiн // Пралеска.  1996. –
№ 1.  С. 36–44 ; № 2. – С. 20–24.
56. Шабека В.М. Ìндывiдуальны падыход у фiзiчным выхаваннi дашкольнiкаý / В.М. Шабека, В.А. Шышкiна // Пралеска.  1996.  № 11. 
С. 10–15.
57. Шабека, В.М. Сродкі фізічнай культуры ў рэабілітацыі дашкольнікаў пры захворванні органаў дыхання / В.М. Шабека, Т.Ю. Лагвіна // Пралеска.  1997.  № 7.  С. 20–33.
58.Шабека, В.М. Праграма адукацыйных паслуг дзяцей 6-га года жыцця, якія не наведваюць дашкольную ўстанову / В.М. Шабека // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 1. – С. 9–17.
59.Шебеко, В.Н. Формирование личности ребенка средствами физической культуры: примерная программа самообразования для воспитателей и руководителей физического воспитания в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Пралеска. – 1998. – № 8. – С. 35–42.
60.Шебеко, В.Н. Физическая культура и развитие личности дошкольника / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Пралеска. – 1999. – № 4. –
С. 16–21; № 5-6. – С. 15–21.
61.Шебеко, В.Н. Движение в радость / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак // Пралеска. – 1999. – № 10. – С. 34–37; № 11. – С. 34–37; № 12. – С. 33–35.
62.Шебеко, В.Н. Факел, который нужно зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте / В.Н. Шебеко и др. // Пралеска. – 2002. – № 12. – С. 7–13.
63.Шебеко, В. Психомоторная одаренность и методы ее выявления у детей дошкольного возраста / В. Шебеко, А. Булах // Пралеска. – 2003. – № 11. – С. 46–50.
64.Шебеко, В. Одаренность и психомоторика / В. Шебеко, А. Булах // Обруч. Дошкольное и начальное образование. – 2004. – № 3. – С. 17–20.
65.Шебеко, В.Н. Развитие психомоторных способностей и одаренности детей в условиях дошкольных учреждений / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Псiхалогiя. – 2006. – № 1. – С. 36–49.
66.Шебеко, В.Н. Основные характеристики технологии развития творчества дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2006. – № 4. – С. 46–57.
67.Шебеко, В.Н. Формирование физической культуры личности ребенка до-школьного возраста в процессе физкультурной деятельности / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2007. – № 1. – С. 50–55.
68.Шебеко, В.Н. Творчество дошкольников в двигательной деятельности. Педагогическая технология развития творчества дошкольников средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Пралеска. – 2007. – № 10. 
С. 24–32.
69.Шебеко, В.Н. Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности / В.Н. Шебеко // Мир спорта. – 2008. – № 1. – С. 64–69.
70. Шебеко, В.Н. Государственный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность. Образовательная область «Физическая культура» / В.Н. Шебеко // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 2. – С. 9–10.
71.Шебеко, В.Н. О выявлении психомоторной одаренности детей до-школьного возраста / В.Н. Шебеко // Пралеска. – 2008. – № 7. – С. 15–17.
72.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность и методы ее выявления в до-школьном возрасте / В.Н. Шебеко // Мир спорта . – 2009. – № 1(34). –
С. 43–46.
73.Шебеко, В. Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить / В. Шебеко, Е. Семенова // Здоровье дошкольника. – 2009. –
№ 6. – С . 33–38.
74.Шебеко, В.Н. Формирование субъектных качеств у ребенка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности / В.Н. Шебеко, М.С. Мельникова // Мир спорта . – 2011. – № 1. – С. 37–41.
75.Шебеко, В. Толерантность: как способствовать ее проявлению у педагога // В. Шебеко, Е. Семенова // Здоровье дошкольника. – 2010. – № 5. – С. 39–42.
Статьи в сборниках научных трудов
76.Шебеко, В.Н. Индивидуальный подход в обучении прыжкам детей млад-шего дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: сб. науч. ст. / отв. ред. В.Д. Лысенко.  Минск: Минск. пед. ин-т им. А.М. Горького, 1983.  С. 34–40.
77.Шебеко, В.Н. Комплексность исследования  необходимое условие изучения индивидуальных различий в развитии движений / В.Н. Шебеко, Н.Т. Терехова // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: сб. науч. тр. / редкол.: Н.Н. Поддьяков (отв. ред.) [и др.].  М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1985.  С. 34–38.
78.Шебеко, В.Н. Индивидуализация процесса обучения прыжковым упражнениям на занятиях физической культурой в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Т. Терехова // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. / под ред. Н.Т. Тереховой.  М.: Акад. пед. наук СССР, 1989.  С. 46–63.
79.Шебеко, В.Н. Концептуальные основы программы физического воспитания детей разных возрастных групп детского сада / В.Н. Шебеко // Педагогические проблемы разноуровневой подготовки школьников и студентов в условиях реформирования образования: сб. науч. ст. / под ред. А.П. Сманцера: в 2 ч.  Минск: Акад. последиплом. обр., 1998. – Ч. 2.  С. 486–491.
80.Шебеко, В.Н. Физическая подготовка детей шести лет к обучению в школе / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: сб. ст. / под ред. И.В. Житко. – Минск: Нац. ин-т обр., 2002. – С. 91–97.
81.Шебеко, В.Н. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. тр. / редкол.: И.В. Житко [и др.]; отв. ред. Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 77–82.
82.Шебеко, В.Н. Организация и содержание личностно ориентированного физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Ученые записки: сб. науч. тр. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2007. – Вып. 10. – С. 285–293.
83.Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей до-школьного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 243–245.
84.Шебеко, В.Н. Развитие личности дошкольника на занятиях физическими упражнениями / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Л.Н. Воронецкая и др; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 240–243.
Материалы конференций
85.Шебеко, В.Н. Индивидуальный подход в физическом воспитании ослабленных детей / В.Н. Шебеко // Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Кенеман, Москва, 10 – 11 апр. 1996 г.  М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1996.  С. 154–156.
86.Шебеко, В.Н. Формирование основ здорового образа жизни дошко-льника / В.Н. Шебеко // Валеология: формирование, укрепление и сохранение здоровья: матер. докл. 2-й респ. науч.-практ. конф., Минск, 23 июня 1998 г. – Минск: М-во спорта и туризма Республики Беларусь, 1998.  С. 181–184.
87.Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника в двигательной дея-тельности / В.Н. Шебеко // Актуальные педагогические проблемы социальной пси-хологии развития: материалы докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25–26 ноября 1998 г: в 2 ч. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им.
М. Танка, 1998.  Ч. 1.  С. 204–207.
88.Шебеко, В.Н. Развитие личности дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Шебеко // Физическая культура, спорт, туризм  в новых условиях развития стран СНГ: материалы междунар. науч. конгр., Минск, 23–25 июня 1999 г.: в 2 ч. / под ред. Б.Н. Рогатина [и др.].  Минск: «Тесей», 1999.  Ч. 2. – С. 221–224.
89.Шебеко, В.Н. Формирование у дошкольников положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями / В.Н. Шебеко // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19 – 20 апр. 2002 г.: в 2 ч. – Минск:. Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. –Ч. 2. – С. 217–219.
90.Шебеко, В.Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры /В.Н. Шебеко, Т.Г. Степанова // Дошкольное образование в XXI веке: материалы студ. конф., Минск, 20 нояб. 2002 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 142–144.
91.Шебеко, В.Н. Педагогическая поддержка моторно одаренного дошкольника / В.Н. Шебеко // Наука о детстве: современные психолого-педагогические проблемы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 4-5 декабря 2003 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т. –2003. – С. 200–202.
92.Шебеко, В.Н. Формирование взаимоотношений детей на занятиях по физической культуре в детском саду / В.Н. Шебеко, Е.Г. Будова // Детский сад, семья, школа – сотрудничество во благо ребенка: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 23 апр. 2004 г. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2004. – С. 29–32.
93.Шебеко, В.Н. Влияние эмоций на формирование мотивов положительного отношения дошкольников к занятиям физическими упражнениями / В.Н. Шебеко, А.В. Булах // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: материалы междунар. науч. практ. конф., посвященной 20-летию ф-та дошк. обр. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – С. 242– 47.
94.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность и особенности ее развития у детей в дошкольном учреждении / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Наука о детстве и современное образование: материалы междунар. юбилейной науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. – М.: Центр «Школьная книга», 2005. – С. 144–145.
95.Шебеко, В.Н. Формирование физической культуры личности дошкольника / В.Н. Шебеко // Воспитание в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 февр. 2005 г. в 2 ч. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им М. Танка, 2005. – Ч. 1. – С. 336–339.
96.Шебеко, В.Н. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста (тесты и их анализ) / В.Н. Шебеко, Е.Ю. Наточева // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 19 апр. 2005 г. / редкол. О.И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н.В. Литвина. – Минск: БГПУ, 2005. – С. 247–249.
97.Шебеко, В.Н. Психомоторная одаренность дошкольника и ее развитие в деятельности «детского экспериментирования» / В.Н. Шебеко // Формирование психолого-педагогической культуры специалиста дошкольного и начального образования: матери-алы респ. науч.-практ. конф., Минск, 10–11 ноября 2005 г./ редкол. Е.А. Панько [и др.]; отв. ред. Я.Л. Коломинский. – Минск: БГПУ, 2005. – С. 206–207.
98.Шебеко, В.Н. Влияние педагога на психологическое здоровье дошкольников / В.Н. Шебеко [и др.] // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – С. 26–41.
99.Шебеко, В.Н. Развитие и формирование творчества дошкольника в условиях двигательной деятельности / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Актуальные проблемы теоретической и практической психологии в свете идей Л.С. Выготского (к 100-летию со Дня рождения ученого: 1896–2006): материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–18 ноября 2006 г. / редкол. Л.А. Кандыбович [и др.], Л.Н. Рожина (науч. ред.). – Минск: БГПУ, 2006. – С. 80– 81.
100.Шебеко, В.Н. Особенности взаимосвязей показателей физической подго-товленности и личностного развития ребенка в разные периоды дошкольного детства / В.Н. Шебеко // Формирование профессиональной ментальности будушего специалиста системы дошкольного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 мая 2006 г. / редкол.: И.В. Житко [и др.]; отв. ред. Н.В. Литвина. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 190–192.
101.Шебеко, В.Н. Мотивация двигательной активности ребенка-дошкольника / В.Н. Шебеко // Итоговое пленарное заседание: материалы 9-й междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2005 г. Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту / сост.: М.Е. Кобринский, Т.Д. Полякова; редкол.: М.Е. Кобринский (председатель) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2006. – С. 218–223.
102.Шебеко, В.Н. Актуальные проблемы и направления развития до-школьного образования в Республике Беларусь / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: материалы респуб. научно-практ. конф., Минск, 14 марта 2007 г. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 77– 82.
103.Шебеко, В.Н. Применение подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.Н. Шебеко, А.С. Мельникова // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы 2-й Республиканской науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых, Минск, 26 апр. 2007 г. – Минск, 2007. – С. 89–91.
104.Шебеко, В.Н. Деятельность педагога по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников дошкольного учреждения / В.Н. Шебеко, Е.А. Панько // Традиция и инновации в дошкольном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 135-летию МПГУ. Мо-сква, 7–9 ноября 2007 г. – М.: МПГУ, 2007. – С. 147–153.
105.Шебеко, В.Н. Приобщение дошкольника к ценностям физической культуры как одно из направлений его социализации / В.Н. Шебеко // Возрастные закономерности социализации личности: материалы респуб. научно-практ. конф., Минск, февраль, 2008 г. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 74–77.
106.Шебеко, В.Н. Формирование мотивов двигательной активности у детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 20–21 нояб. 2008 г. – М.: Московский городской пед. ун-т, Институт психол., социол. и социальных отношений, 2008.  С. 196–198.
107.Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника в процессе физиче-ского воспитания / В.Н. Шебеко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации. Научно-педагогическая школа В.Н. Кряжа: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8–10 апр. 2009 г.: в 2 ч. – Минск: БГУФК, 2009. – Ч. 2. – С. 306–309.
108.Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании до-школьников / В.Н. Шебеко // Феномен детства: социально-педагогические пробле-мы: материалы респуб. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию социально-педагогического факультета, Брест, 29–30 мая 2009 г. – Брест: БрГУ, 2009. – С. 238 –243.
109.Шебеко, В.Н. Занятия физическими упражнениями с направленностью на развитие личности дошкольника / В.Н. Шебеко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития: материалы междунар. науч. конф., Минск, 22–23 октября 2009 г.: в 4 ч. / редкол.: Г.В. Пальчик [и др.]. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования, 2010. – Ч. 3. – С. 161–166.
110.Шебеко, В.Н. Развитие творчества у ребенка-дошкольника при выполне-нии физических упражнений / В.Н. Шебеко // Социально-педагогическая и психологическая поддержка личностного и профессионального самоопределения в онтогенезе: сб. материалов респ. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Брест, 12 мая, 2010 г.: в 2 ч. / редкол.: М.С. Ковалевич [и др.]. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч.1. – С. 248–253.
111.Шебеко, В.Н. Проблема сохранения профессионального здоровья педагога / В.Н. Шебеко // Инновационная деятельность в образовании: матер. 4-й междунар. научн.-практ. конф., Пушкино, 22 апр. 2010 г. – М., 2010. 
С. 485–488.
112.Шебеко, В.Н. Стимулирование творческого отношения к действи-тельности как важное направление в развитии способностей и одаренности дошкольников / Е.А. Панько, Е.В. Бондарчук, В.Н. Шебеко // Одаренные дети дошкольного возраста ХХI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: матер. междунар. науч.-практ. конф. (7–8 октября 2010 г.) / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 189–193.
Тезисы докладов на научных конференциях
113. Шебеко, В.Н. Роль индивидуально-дифференцированного подхода в развитии движений дошкольников / В.Н. Шебеко // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф., Ташкент, 13–15 декабря 1983 г. – Ташкент: Ташкент. гос. мед. ин-т, 1983. – С. 166.
114. Шебеко, В.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко // Индивидуализация учеб-ного процесса физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов: тез. докл. респуб. науч.-практ. конф., Минск, 17–18 июня 1990 г. – Минск: Белорус. гос. ин-т физич. культуры, 1990.  С. 25–27.
115. Шебеко, В.Н. Концепция программы физического воспитания детей до-школьного возраста «Физкульт-ура» / В.Н. Шебеко // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–17 окт. 1997 г.  Минск: Науч.-исслед. ин-т физ. культ. и спорта, Акад. физ. восп. и спорта Республики Беларусь, 1997.  С. 22–23.