- Научная новизна представленной диссертационной работы заключается в постановке проблемы анализа сочинений из Даосского канона как исторических источников, содержащих новые сведения по различным аспектам культурной жизни конкретных социальных групп раннесредневекового китайского общества. Данные сочинения либо вообще не исследованы в отечественной синологии, либо их оценка игнорирует как их текстологическую историю, так и их историчность как таковую - т.е. их место в системе тех книжных собраний, в которые они первоначально входили.
- Диссертационное исследование впервые в отечественной синологии исследует историю, структуру и содержание даосской книжной коллекции Шанцин с учетом ее внешней истории и роли в жизни конкретных социальных групп китайского общества III-VI вв. Диссертация представляет собой опыт разработки и апробации методики чтения данных источников на основе анализа их широкого контекста - мегатекста единой культурной традиции, сформированного всеми сочинениями, некогда входившими в единое книжное собрание, и с привлечением максимально возможного числа синхронных источников из Даосского канона. Диссертационное исследование формулирует базовые принципы, правила и ограничения при использовании данной методики.
- Комплексный текстологический подход к даосским сочинениям III-VI вв. позволил впервые сформулировать особенности понятийного аппарата даосских памятников указанного периода и показать важнейшие составляющие их идейно-теоретического и образно-метафорического содержания в исторической перспективе.
- Проведенные изыскания позволили не только уточнить или скорректировать, но и заново сформулировать некоторые традиционные для российской и западной науки теоретические положения, связанные с пониманием отдельных аспектов истории китайской цивилизации.
- Диссертация делает достоянием современной синологии богатый фактологический материал из истории китайской книги III-VI вв. и знакомит научную общественность с рядом сочинений, которые находятся на начальной стадии изучении.
1. Культурные традиции Индии и Китая / Под ред. А.И. Донченко. Благовещенск: Изд. БГПИ, 1994. С. 29-43 (раздел: Некоторые вопросы истории даосизма).
2.История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 1. Философия и востоковедение / Под ред. А.М.Руткевича и С.И.Лунева. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 319-358 (раздел: История формирования Даосского Канона: от «Даодэцзина» к «Дао цзану»).
3.Классическое востоковедение и классический ориентализм / Под ред. С.И.Лунева. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 24-49 (раздел: Структура Даосского Канона: Текст, контекст, подтекст).
Публикации в журналах, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук»:
4.Филонов С.В. Страж заставы Инь Си и даосский монастырь Лоугуань // Религиоведение. 2003. № 2. С. 50-60.
5.Филонов С.В. Книги с небес Высшей чистоты и культурное пространство даосских астральных путешествий // Религиоведение. 2004. № 1. С. 38-60.
6.Филонов С.В. Даосская энциклопедия «Дао цзяо и шу» об истории книг с небес Высшей чистоты: вступительная статья, перевод, комментарии // Религиоведение. 2004. № 1. С. 174-193.
7.Тертицкий К.М., Ульянов М.Ю., Филонов С.В. Рецензия [на 3 книги А.А. Маслова] // Восток. 2006. № 2. С. 196-203.
Прочие публикации по теме диссертации:
8.Филонов С.В. В.П.Васильев и некоторые проблемы даологии: К 140-летию университетской синологии в России // Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. Часть 1: Проблемы гуманитарных наук /
Благовещенский гос. пед. институт. Благовещенск: Изд. БГПИ, 1994. С. 11-13.
9.Филонов С.В. К вопросу о месте литературы даосизма в общекитайском литературном процессе // Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. Ч.1. Проблемы гуманитарных наук / Благовещенский гос. пед. институт. Благовещенск: Изд. БГПИ, 1995. С. 6-8.
10.Филонов С.В. Китайский язык и культура Китая: Некоторые проблемы изучения на региональном уровне // Обновление содержания общего образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.2. / Благовещенский Ин-т повышения квалификации пед. кадров. Благовещенск, 1995. С. 91-93.
11.Филонов С.В., Залесская О.В. Аксиологические ориентиры раннего даосизма // Общие подходы в подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в условиях интеграции высшего военного и гражданского образования вузов Дальнего Востока / Материалы второго межвузовского научно-методического семинара учреждений высшего профессионального образования Дальневосточного региона / Благовещенское высшее танковое командное училище. Ч. 1. Благовещенск, 1997. С. 81-82.
12.Филонов С.В. Вехи отечественной историографии в изучении даосизма // Россия и Восток: Основные тенденции социально-экономического и политического развития: Тезисы докладов к общероссийской научно-методической конференции / Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова. Ярославль: Изд. ЯрГУ, 1998. С. 64-66.
13.Филонов С.В. О концепции Даосского Канона // Образование, язык, культура на рубеже XX–XXI веков: Материалы международной научной конференции (22-25 сентября 1998 г.). Ч.2. Уфа: Восточный университет, 1998. С. 145-146.
14.Филонов С.В. Ранняя история даосского движения Шанцин и его письменной традиции: вопросы источниковедения // Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока. Сборник докладов научно-теоретической конференции 13-15 октября 1998 г. / Иркутский государственный педагогический университет; Международный центр азиатских исследований. Кн. 1. Иркутск, 1998. С. 40-43.
15.Филонов С.В. Некоторые тенденции в развитии современного даосского монашества КНР // Вестник АмГУ. 1998. № 3. С. 22-26.
16.Филонов С.В. Основные этапы в истории даосизма // Молодежь и научно-технический прогресс: Материалы региональной научной конференции. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 1998. С. 80-81.
17.Филонов С.В. Первые даосские энциклопедические своды // Материалы юбилейной конференции Восточного института ДВГУ / Дальневосточный государственный университет. Владивосток: Изд. ДВГУ, 1999. С. 115-116.
18.Филонов С.В. Отражение эволюции даосизма в библиографических источниках // Вестник АмГУ. 1999. № 5. С. 19-24.
19.Филонов С.В. Даосский взгляд на письменное слово: К постановке проблемы // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы 1-й международной научной конференции / Дальневосточный государственный технический университет. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 1999. С. 163-168.
20.Филонов С.В. Даосский монастырь как вневербальный текст китайской культуры // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы 1-й международной научной конференции / Дальневосточный государственный технический университет. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 1999. С. 168-172.
21.Филонов С.В. Книжное собрание движения Шанцин: История формирования и оценка даосской традицией // Сборник работ преподавателей и аспирантов АмГУ и Пекинского университета: Филология / Амурский государственный университет; Пекинский университет. Благовещенск: Изд. АмГУ, 1999. С. 19-24.
22.Филонов С.В. Ян Си – первый посвященный в учение Шанцин // Вестник АмГУ. 2000. № 10. С. 50-55.
23.Филонов С.В. У истоков шанцинского даосизма: Сюй Ми и Сюй Хуэй // Вестник АмГУ. 2001. № 12. С. 23-26.
24.Филонов С.В. Буддо-даосское взаимодействие и формирование структуры Даосского Канона: некоторые проблемы и подходы // Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Вып. 4: Этнические контакты. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2001. С. 428-435.
25.Филонов С.В. Первое библиографическое описание даосских текстов // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы III международной научной конференции / Дальневосточный государственный технический университет, Восточный институт. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 2002. С. 181-190.
26.Филонов С.В. Социально-политическая проблематика «Даодэцзина» // Актуальные проблемы языков, истории, культуры, образования стран АТР: Материалы II международной конференции / Дальневосточный государственный технический университет, Восточный институт. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 2002. С. 175-187.
27.Филонов С.В. Даосский монастырь Лоугуань – легендарная колыбель даосизма // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 5. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2003. С. 341-347.
28.Филонов С.В. Миграционные процессы как фактор институциализации даосизма (на примере взаимодействия доктрины Небесных наставников и Шанцин) // Религиозный мир Китая. Альманах: 2003. М.: Муравей, 2003. С. 47-63.
29.Филонов С.В. Формирование даосского учения Линбао: Опыт источниковедческого анализа // Религиозный мир Китая. Альманах: 2003. М.: Муравей, 2003. С. 64-92.
30.Филонов С.В. Ранняя история даосских монастырей: Опыт предварительного анализа // Религиозный мир Китая. Альманах: 2003. М.: Муравей, 2003. С. 105-123.
31.Филонов С.В. «Встреча» в контексте культурного пространства даосского текста (размышления о методологии изучения шанцинского даосизма) // Первые Торчиновские чтения: Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 20-21 февраля 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 105-110.
32.Филонов С.В. О влиянии взаимных контактов буддизма и даосизма на формирование структуры Даосского Канона (предварительный анализ) // Религиозный мир Китая. Альманах. 2005 / Труды Ин-та восточных культур и античности РГГУ. Вып. IX. М.: Изд. РГГУ, 2006. С. 31-40.
33.Филонов С.В. Шанцинский даосизм: у истоков традиции: по материалам работы Тао Хун-цзина «Чжэнь гао» // Религиозный мир Китая. Альманах. 2005 / Труды Ин-та восточных культур и античности РГГУ. Вып. IX. М.: Изд. РГГУ, 2006. С. 85-113.
34.Тао Хун-цзин. «Чжэнь гао» («Речения Совершенных»). История книг с небес Высшей чистоты. Введ., перевод, коммент. С.В. Филонова // Религиозный мир Китая. Альманах. 2005 / Труды Ин-та восточных культур и античности РГГУ. Вып. IX. М.: Изд. РГГУ, 2006. С. 115-161.
35.Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосское учение о бессмертии // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. С. 271-273.
36.Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. С. 269-271.