- Потребность в информационно-правовом обеспечении природопользования и охраны окружающей среды обусловлена рядом факторов. К наиболее важным из них относятся: объективный характер социально-экономических и экологических противоречий, усиливающихся под воздействием глобального финансово-экономического кризиса, результатом которых являются экологические проблемы; реальные и потенциальные возможности их решения с помощью экологической информации, что предопределено возрастанием ее роли и значения в условиях активного развития современного информационного общества; предусмотренное в законодательстве право граждан на экологическую информацию, включая конституционное право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, требующие создания гарантий и условий для их реализации; несовершенство законодательства в области экологической информации.Эти и другие факторы вызывают необходимость информационно-правового обеспечения природопользования и охраны окружающей среды на системной комплексной методологической основе, разработки и совершенствования теоретико-правовой, а также нормативно-правовой базы (в том числе концептуальных подходов, категориального аппарата, законодательства, эколого-правовых мер и механизмов их реализации), адекватной общественным и государственным потребностям в экологической информации.
- На основе общетеоретических правовых категорий «механизм правового регулирования» и «правовая система» с учетом особенностей общественных отношений в области экологической информации, специфики их правового регулирования сформулировано новое для теории экологического права определение «правовой механизм информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды». Он представляет собой систему правовых средств, опосредованных правовыми нормами экологического, информационного и других отраслей права, направленных на правовое регулирование эколого-информационных отношений (общественных отношений, возникающих в процессе природопользования и охраны окружающей среды, связанных с экологической информацией и эколого-информационными процессами), а также обеспечивающих эффективное правовое воздействие на участников этих отношений в целях реализации их экологических прав, включая право на информацию о состоянии окружающей среды. Вего составе следует выделять находящиеся во взаимосвязи доктринальная, нормотворческая, нормативно-правовая, правоприменительная и правоохранительная составляющие.
- В условиях множественности доктринальных подходов к правовому понятию «экологическая информация», его отсутствия в экологическом законодательстве дается определение, основанное на родовидовых характеристиках, отражающих сущность и наиболее важные особенности экологической информации, позволяющих ее отграничить от иных видов информации и установить оптимальный правовой режим. Исходя из этого предлагается определять экологическую информацию в качестве правовой категории как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.) независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являющиеся значимыми) для обеспечения общественных, личных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц. Необходимо законодательное закрепление данного понятия наряду с открытым и максимально широким перечнем сведений, относящихся к экологической информации, в том числе о ее источниках.
- Правовые нормы, регулирующие отношения в области экологической информации, содержащиеся в конституционном, информационном, экологическом, административном и других отраслях права, образуют комплексный правовой институт.
- В целях обеспечения доступа к экологической информации в составе субъектов эколого-информационных правоотношений необходимо выделять: индивидуальный субъект (человек, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством); социальные общности (население, жители поселения и т.д.); коммерческие и некоммерческие юридические лица; общественные и иные некоммерческие объединения, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
- В составе доктринальных основ информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды следует выделять информационную составляющую концепции развития экологического законодательства. Наряду с положениями, непосредственно относящимися к экологической информации (определение ее понятия, состава, видов, источников, доступа и т.д.), она должна включать эколого-правовые меры информационного характера (экологический мониторинг, экологический учет и отчетность, государственные кадастры и реестры природных ресурсов и др.), а также охватывать информационные особенности и характеристики иных правовых мер, (оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, экологический контроль и т.д.), реализация которых требует эколого-информационного сопровождения. Совершенствование законодательства в области экологической информации на доктринальном уровне вызывает необходимым решение ключевых теоретико-правовых вопросов: определение характера и форм взаимодействия информационного и экологического права в процессе правового регулирования эколого-информационных отношений, установление при этом отраслевых приоритетов, а также пределов экологизации информационного права и законодательства.
- Создание эффективной нормативной правовой базы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды требует эколого-информационного сопровождения правотворческой деятельности, важной составной частью которого следует рассматривать эколого-правовой мониторинг законодательства и правоприменительной практики в области экологической информации. Функции по его проведению необходимо возложить на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Полученные информационно-аналитические сведения должны включаться в ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в РФ, а также представляться в Центр мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для их отражения в ежегодном докладе о состоянии законодательства в РФ.
- В целях совершенствования и развития законодательства в области экологической информации на системной основе представляется необходимым: разработка и принятие Федерального закона «Об экологической информации», направленного на регулирование отношений, связанных с экологической информации и ее обращением, возникающих в процессе природопользования и охраны окружающей среды. В нем следует предусмотреть: понятие, состав, виды экологической информации и ее источников, а также виды эколого-информационных ресурсов, установив требования к правовому режиму государственных эколого-информационных ресурсов на основе публично-правовых начал регулирования; принципы правового регулирования отношений в области экологической информации (открытости, доступности, достоверности, обоснованности, своевременности, полноты и др.); право граждан и общественных организаций (объединений) на экологическую информацию, определив обязанности уполномоченных субъектов по ее предоставлению, порядок и способы обеспечения доступа граждан и других пользователей к экологической информации; порядок создания и функционирования эколого-информационных систем; порядок обмена и распространения экологической информации; требования защиты права на экологическую информацию и привлечения нарушителей законодательства к юридической ответственности;- обеспечение учета в процессе законотворческой деятельности положений международных конвенций, других документов в области охраны окружающей среды, в том числе касающихся экологической информации, а также использование зарубежного экологического и информационного законодательства; - использование позитивного опыта правотворчества субъектов РФ, устранение неравномерности развития регионального законодательства в области экологической информации для создания единого правового пространства на территории Российской Федерации в части информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
- Информационная сущность права и его отраслей, в том числе экологического, предопределяет информационное содержание всех эколого-правовых мер и функций экологического управления, в составе которых необходимо выделять информационную функцию. Реализация предусмотренных в законодательстве эколого-правовых мер требует их информационного сопровождения. Его содержание, в том числе состав, объем и адресаты экологической информации, зависят от правового понятия конкретных эколого-правовых мер, что следует учитывать при их доктринальном определении и законодательном закреплении. Информационная функция экологического управления проявляется через познавательно-аналитическую, оценочно-экспертную, прогнозно-целевую, морально-правовую, а также документально-архивную составляющие и реализуется при осуществлении всех видов экологического управления. Для повышения ее эффективности представляется необходимым:- установление в экологическом законодательстве общих требований к порядку и условиям сбора, передачи, получения, предоставления, обмена, распространения экологической информации;- организация и функционирование единых государственных эколого-информационных систем и банков данных, центров информатизации, обеспечивающих эколого-информационное сопровождение органов власти в процессе осуществления ими всех функций экологического управления, а также потребности граждан, общественных организаций и юридических лиц в экологической информации;- создание условий для реализации права граждан, общественных организаций и объединений, других пользователей на экологическую информацию и гарантированного свободного доступа к ней.
- Для совершенствования организации и проведения экологического мониторинга, преодоления существующих недостатков необходимо обеспечить: формирование и функционирование Единой государственной информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, базирующейся на научно-обоснованной концепции, обеспечивающей проведение экологического мониторинга на основе комплексного подхода, многоуровневого и межотраслевого информационного взаимодействия; ведение Единого государственного фонда экологической информации, включающего сведения в области природопользования и охраны окружающей среды; научное, правовое, методическое, метрологическое, организационное, финансовое, материально-техническое и кадровое сопровождение экологического мониторинга. Создание эффективной нормативной правовой базы экологического мониторинга требует перевода правового регулирования отношений в этой области с преимущественно подзаконного на законодательный уровень и принятия Федерального закона «Об экологическом мониторинге». В нем следует предусмотреть понятие, цели, задачи, принципы, систему, виды экологического мониторинга, порядок его организации и проведения, включая сбор сведений, информационный обмен, координацию и взаимодействие между уполномоченными субъектами, предоставление и использование полученных сведений; закрепить право граждан и других заинтересованных лиц на доступ к экологической информации наряду с обязанностями по их реализации, указать обеспечительные меры. Для установления единых требований осуществления государственного экологического мониторинга на уровне субъектов РФ следует разработать модельный закон о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды.
- Экологическое законодательство предусматривает широкий круг эколого-информационных правовых мер (государственные кадастры, реестры природных ресурсов и природных объектов, регистры источников воздействия на окружающую среду и др.), объединенных учетно-регистрационным содержанием. В ходе осуществления учетной деятельности, как одного из основных направлений реализации информационной функции экологического управления, они образуют единую унифицированную государственную систему экологического учета, являются информационными ресурсами, содержащими экологические сведения, и соответственно важными источниками экологической информации. Наряду с общими свойствами они обладают отличительными особенностями, которые не были учтены при замене государственных водного и лесного кадастра на аналогичные государственные реестры, в результате чего произошло сокращение и изменение объема, состава, а также содержания включаемых в них сведений. Наряду с экологическим учетом, в том числе государственным статистическим учетом и отчетностью, указанные правовые меры осуществляются органами экологического управления в целях информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды, принятия эколого-обоснованных управленческих, хозяйственных и иных решений, обеспечения граждан и других пользователей достоверной экологической информацией. В этой связи представляется необоснованной исключение из земельного законодательства государственного земельного кадастра и введение взамен него государственного кадастрового учета земельных участков, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
- Анализ федерального и регионального законодательства в области оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) и экологической экспертизы, практики его применения свидетельствуют о недостатках реализации их информационной функции. В этой связи наряду с требованием восстановления правового статуса ОВОС и государственной экологической экспертизы, проведение которых должно быть обязательно для всех видов планируемой хозяйственной и иной деятельности, обосновываются следующие предложения по совершенствованию информационного обеспечения этих эколого-правовых мер:- целесообразно определение состава, объема и перечня экологической информации, а также обосновывающей документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, в зависимости от сложности объекта экспертизы, а также степени воздействия на окружающую среду;- необходимо разработать и утвердить Порядок участия общественности в принятии решений о видах деятельности, связанной с природопользованием и воздействием на окружающую среду. В нем, в частности, следует установить процедуру и условия информирования общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учета общественного мнения в процессе принятия решений; определить способы участия граждан и общественных организаций (объединений) в ОВОС и государственной экологической экспертизе, а также обеспечения их доступа к экологической информации при проведении этих процедур; регламентировать осуществление общественной экологической экспертизы.
- Реализация информационной функции экологического контроля как эколого-правовой меры, направленной на обеспечение уполномоченными субъектами соблюдения и исполнения требований экологического законодательства, нормативов и нормативных документов в области природопользования и охраны окружающей среды, должна обеспечиваться для всех его видов и форм, а также стадий осуществления контрольной деятельности. В целях информационного сопровождения государственного экологического контроля необходимо определить единые требования и установить порядок работы с экологической информацией при планировании, подготовке, проведении контрольных мероприятий, оформлении, учете, анализе их результатов и принятии к нарушителям правовых мер воздействия. Для повышения эффективности мер административной ответственности за правонарушения в области экологической информации и восполнения существующих пробелов предлагается расширить содержание ст. 8.5 КоАП РФ путем включения в нее дополнительных оснований применения административного взыскания - за непредоставление экологической информации и отказ от ее предоставления.
1. Выпханова Г.В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ М.М. Бринчука. – М.: Издательский дом «Городец», 2009. – 240 с. (15,0 п. л.).
2. Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ М.М. Бринчука. – М.: Издательский дом «Городец», 2009. (25,0 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
3. Выпханова Г.В. Информационно-правовые проблемы экологического и земельного законодательства в условиях реформирования гражданского законодательства // Экологическое право. 2009. № 5-6 (0,55 п.л.).
4. Выпханова Г.В. Доступ к экологической информации в современном законодательстве // Бизнес в законе. 2009. № 4. (0,45 п.л.).
5. Выпханова Г.В. Применение судами экологического законодательства в области экологического мониторинга // Российское правосудие. 2009. № 11. (0,5 п.л.).
6. Выпханова Г.В. Информационно-правовые проблемы экологической экспертизы в условиях изменения законодательства // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 5. С. 98-100. (0,28 п.л.).
7. Выпханова Г.В. Развитие идей профессора В.В. Петрова об эколого-правовом механизме применительно к информационному обеспечению природопользования и охраны окружающей среды // Экологическое право. 2009. Специальный выпуск. № 2-3. С. 52-56. (0,39 п.л.).
8. Выпханова Г.В. Судебная практика по спорам, связанным с экологической информацией // Российское правосудие. 2008. № 7. С. 75-82. (0,44 п.л.).
9. Выпханова Г.В. Теоретико-правовые проблемы информационного обеспечения экологической сферы // Государство и право. 2008. № 5. С. 30-38. (0,74 п.л.).
10. Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. № 3. С. 4-14. (0,85 п.л.).
11. Выпханова Г.В. Правовое регулирование отношений в области экологического мониторинга на региональном уровне // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 3. С. 119-121. (0,38 п.л.).
12. Выпханова Г.В. Эколого-информационные правоотношения: правовая природа, состав, классификация // Право и политика. 2008. № 3. С. 676-685. (0,92 п.л.).
13. Выпханова Г.В. Правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы // Право и политика. 2008. № 2. С. 421-430. (0,89 п.л.).
14. Выпханова Г.В. К дискуссии о правовом понятии и составе экологической информации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 162-164. (0,37 п.л.).
15. Выпханова Г.В. К дискуссии о правовом понятии и составе экологической информации // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 169-171. (0,37 п.л.).
16. Выпханова Г.В. К вопросу о дефинировании понятия «экологическая информация» // Право и государство: теория и практика. 2008. № 1. С. 122-126. (0,32 п.л.).
17. Выпханова Г.В. Развитие понятийного аппарата экологического права под влиянием информационных процессов // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 6. С. 164-168. (0,54 п.л.).
18. Выпханова Г.В. Понятие «правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы» // Экологическое право. 2007. № 5. С. 12-16. (0,47 п.л.).
19. Выпханова Г.В. Механизм информационно-правового обеспечения природопользования и охраны окружающей среды // Актуальные проблемы развития экологического права в ХХI веке / Отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. Труды Института государства и права РАН. 2007. № 5. С. 108-121. (0, 85 п.л.).
20. Выпханова Г.В. К вопросу об информационном обеспечении природопользования и охраны окружающей среды: концептуальные и правовые аспекты // Экологическое право. 2006. № 5. С. 36-40. (0,47 п.л.).
21. Выпханова Г.В. Обеспечение устойчивого развития России и ее регионов в условиях глобализации: информационно-правовые проблемы // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 4. С. 74-81. (1 п.л.).
22. Выпханова Г.В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и ее регионов // Экологическое право. 2005. № 5. С. 7-10. (0,5 п.л.).
23. Выпханова Г.В. Ландшафтный подход как способ обеспечения устойчивого развития территорий: концептуальные и правовые аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 3. С. 422-430. (0,95 п.л.).
Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций
24. Выпханова Г.В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и ее регионов // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск пятый. 2005-2007 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Составители: А.К. Голиченков, Е.И. Ефимова, - М.: Форгрейфер, 2009. С. 29-33. (0,5 п.л.).
25. Выпханова Г.В. К вопросу об информационном обеспечении природопользования и охраны окружающей среды: концептуальные и правовые аспекты // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск пятый. 2005-2007 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Составители: А.К. Голиченков, Е.И. Ефимова, - М.: Форгрейфер, 2009. С. 196-201. (0,47 п.л.).
26. Выпханова Г.В. Национальный проект «развитие АПК» в контексте устойчивого развития: эколого-правовые и информационные аспекты // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск пятый. 2005-2007 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Составители: А.К. Голиченков, Е.И. Ефимова, - М.: Форгрейфер, 2009. С. 201-208. (0,5 п.л.).
27. Выпханова Г.В. Понятие «правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы» // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск пятый. 2005-2007 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Составители: А.К. Голиченков, Е.И. Ефимова, - М.: Форгрейфер, 2009. С. 353-357. (0,5 п.л.).
28. Выпханова Г.В. К дискуссии по проекту Экологического кодекса РФ: информационно-правовые положения // Научные труды. РАЮН: В 3 т. Т.2. Вып. 8. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 900-906. (0,22 п.л.).
29. Выпханова Г.В. Правовое регулирование эколого-информационных отношений в условиях глобализации // Российское и европейское право: традиции и стратегия развития в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию юрид. ф-та Поморского ун-та (Архангельск, 30-31 октября 2007 г.) / Сост. и отв. ред. М.Г. Мелентьева; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2008. С. 267-276. (0,65 п.л.).
30. Выпханова Г.В. Правовые средства информационного обеспечения эколого-ориентированного экономического развития // Проблемы совершенствования законодательства в странах СНГ на современном этапе (Материалы II международной научно-практической конференции (15-17 мая 2008 года) / Под общ. научн. ред. докт. экон. наук, профессора В.К. Крутикова. – Калуга: Издательство «Эйдос», 2008. С. 82-94 (0,57 п.л.).
31. Выпханова Г.В. Проблемы определения правового понятия "экологическая информация" // Пробелы в законодательстве и пути их преодоления. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции 14-15 сентября 2007 г. / Под ред. В.И. Каныгина, С.В. Изосимова, А.Ю. Чупровой. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 143-149. (0,75 п.л.).
32. Выпханова Г.В. К вопросу о правовой природе эколого-информационных правоотношений // Теоретические проблемы развития правовой системы России: Сб. науч. статей по материалам 5-й Всероссийской научно-практической конференции. 2007. Вып. 14. С. 302-310 (0,37 п.л.).
33. Выпханова Г.В. Экологическое образование и устойчивое развитие // Проблемы совершенствования методики преподавания эколого-правовых и аграрно-правовых учебных дисциплин в юридических вузах России: Материалы Всероссийского научно-методологического семинара / Под ред. проф. Г.Е. Быстрова. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2007. С. 261-266. (0, 26 п.л.)
34. Выпханова Г.В. Обеспечение устойчивого развития как направление современной науки: информационно-правовые аспекты // Состояние и перспективы развития юридической науки: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Удм. гос. ун-та. 30-31 марта 2006 г. Ижевск: Детектив-информ, 2006. Ч. 3. С. 146-152. (0,6 п.л.).
35. Выпханова Г.В. Право собственности на природные ресурсы и природопользование в контексте устойчивого развития: информационно-правовые аспекты // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования [Текст]: Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13-14 апреля 2006 г., Москва / Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкоград, Д.О. Сиваков. – М.: ИЗиСП, ГУЗ, 2006. С. 32-35. (0,35 п.л.).
36. Выпханова Г.В. Проблемы комплексности в теории права и информационно-правовое обеспечение экологической сферы // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2006 г.: Материалы VIII международной научно-практической конференции 30-31 марта 2006 г. Ч. 1. – Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер». С. 252-254. (0,4 п.л.).
37. Выпханова Г.В. Экологическое законодательство и законотворческая деятельность: концептуальные и информационно-правовые аспекты // Научные труды РАЮН: В 3 т. Т. 3. Вып. 6. М.: Издательская группа «Юрист», 2006. С. 198-201. (0,42 п.л.).
38. Выпханова Г.В. Организационно-правовые проблемы экологического управления в условиях административной реформы и изменение законодательства // Научные труды РАЮН: В 3 т. Т. 2. Вып. 5. М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 602-605. (0,17 п.л.).
39. Выпханова Г.В. Экологическая составляющая территориального планирования и применение ландшафтного подхода // Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе: Сборник статей совместной научно-практической конференции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственного университета по землеустройству / Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкоград; отв. за выпуск П.Л. Денисов, М.В. Пономарев.– М.: ГУЗ, 2004. С. 287-292. (0,25 п.л.).
40. Выпханова Г.В. Правовые аспекты экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды // Научные труды РАЮН: В 3 т. Т. 2. Вып. 3. М.: Издательская группа «Юрист», 2003. С. 192-200. (0,38 п.л.).
41. Выпханова Г.В. Российский и международный опыт регулирования земельных, экологических отношений // Российско-белорусская юридическая наука ХХI века и проблемы законодательства. Материалы участников международной научно-практической конференции, посвященной 3-летию подписания 8 декабря 1999 г. договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О создании союзного государства» / Отв. ред. В.С. Елисеев. – Калуга: Издательский педагогический центр Гриф, 2002. С. 34-50. (0,71 п.л.).
42. Выпханова Г.В. Региональное природопользование и охрана окружающей среды: проблемы правового регулирования // Научные труды РАЮН: В 2 т. Т. 2. Вып. 2. М.: Издательская группа «Юрист», 2002. С. 552-562. (0,46 п.л.).
43. Выпханова Г.В. Некоторые теоретические вопросы экологического права на современном этапе его развития // Проблемы правового регулирования экологических отношений: история и современность: Материалы научно-практической конференции (август 2002 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 36-46. (0,38 п.л.).
Научные работы, опубликованные в иных научных изданиях
44. Выпханова Г.В. Сведения о земельном участке как объекте кадастрового учета: дискуссионные вопросы в условиях изменения законодательства // Аграрное и земельное право. 2009. № 6 . C. 71-72. (0,54 п.л.).
45. Выпханова Г.В. Информационно-правовые проблемы осуществления экологического контроля // Аграрное и земельное право. 2008. № 7. С. 118-125 (0,52 п.л.).
46. Выпханова Г.В. Состав и содержание эколого-информационных правоотношений // Аграрное и земельное право. 2008. № 2. С. 67-72. (0,38 п.л.).
47. Выпханова Г.В. Ландшафтное развитие городских и других территорий: информационно-правовые аспекты // Аграрное и земельное право. 2008. № 6. С. 102-107. (0,39 п.л.).
48. Выпханова Г.В. Экологический контроль и экономическое развитие: информационно-правовые аспекты // Бизнес в законе. 2008. № 2. С. 372-376 (0,49 п.л.).
49. Выпханова Г.В. Информационная функция экологического контроля // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» 9 апреля 2008 г., Москва / М. ИЗиСП - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. С. 42-46. (0,31 п.л.).
50. Выпханова Г.В. Экологические, правовые и информационные факторы в инвестиционной деятельности // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. Вып. 4. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2008. С. 195-216. (0,98 п.л.).
51. Выпханова Г.В. Информационное обеспечение правотворчества в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под общ. ред. докт. юрид. наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации С.В. Полениной , докт. юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.М. Баранова, канд. юрид. наук Е.В. Скурко. – М.; Нижний Новгород, 2007. С. 234-238. (0,35 п.л.).
52. Выпханова Г.В. Экологическая информация в современном информационном обществе // Аграрное и земельное право. 2007. № 12. С. 112-119. (0,94 п.л.).
53. Выпханова Г.В. Развитие законодательства в области экологической информации // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. Вып. 3. Ч. 1. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2007. С. 156-178. (1,72 п.л.).
54. Выпханова Г.В. Обращение с отходами в угледобывающей промышленности: информационно-правовые проблемы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2006. № 3-4. С. 134-140. (0,86 п.л.).
55. Выпханова Г.В. Вопросы развития экологического законодательства в условиях глобализации // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола» / Под ред. Н.П. Колдаевой, Е.А. Лукьяновой. – М.: «Ось-89», 2005. С. 151-153. (0,21 п.л.).
56. Выпханова Г.В. Информационные и правовые аспекты устойчивого развития России // Гуманитарная наука в Центральном регионе: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы 7-й региональной научно-практической конференции / Отв. ред. О.Г. Вронский. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. – Доп. том. С. 115-125. (0,87 п.л.).
57. Выпханова Г.В. Реализация конституционных норм при осуществлении государственного экологического мониторинга // Конституция Российской Федерации и развитие экологического права: Сборник материалов «круглого стола», посвященного десятилетию Конституции РФ. М.: ИГП РАН, 2005. С. 158-166. (0,25 п.л.).
58. Выпханова Г.В. Формирование и законодательное обеспечение ландшафтной политики как условия экономического роста России // Проблемы правового регулирования экономических отношений на современном этапе: Сб. науч. ст. / отв. ред. В.С. Елисеев. – Гродно : ГрГУ, 2005. С. 85-90. (0,25 п.л.).
59. Выпханова Г.В. Экологическая информация: публично-правовые и частно-правовые аспекты // Вестн. Южно-Урал. государственного университета. Серия «Право», № 8 (48): Вып. 8. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2005. С. 148-150. (0,18 п.л.).
Главы в коллективных монографиях:
60. Выпханова Г.В. Глобальная экология и право // Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика / Коллектив авторов: Балытников В.В., Баранова М.И., Белов Г.В., Буянкина С.В., и др.; Под ред.: Поленина С.В., Скурко Е.В. - М.: Формула права, 2006. С. 93-115. (2,6 п.л.).
Учебники:
61. Выпханова Г.В. Экологическое право: учеб. / Т. С. Бакунина, Г. Е. Быстров, [и др.]; отв. ред. Г. Е. Быстров, Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 216 – 220, 234 – 257, 280 – 327. (3,4 п.л.).