Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В ходе проведенного исследования разработана концепция формирования системы доходов государственных и местных бюджетов в Российской Федерации, сущность которой состоит в том, что данная система доходов государственных и местных бюджетов обусловлена природой функций, выполняемых государством на различных этапах своего развития. На основе анализа научных взглядов об основных и неосновных функциях государства[1] установлено, что основные функции, обеспечивая выполнение важнейших целей, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, осуществляются в интересах непосредственно носителя общественной власти (класса, нации, народа и иных групп), их реализация является выражением общественного интереса, поэтому они должны исполняться государством безвозмездно, а их финансирование следует производить за счет налоговых доходов. Неосновные функции осуществляются в интересах отдельных граждан, поэтому они не должны финансироваться за счет средств всех налогоплательщиков, незаинтересованных в результатах этой деятельности, а за их реализацию государство вправе взимать плату. Вместе с тем, исходя из социальной значимости исполнения неосновных функций, государство некоторые из них должно осуществлять безвозмездно.
  2. Анализ проходившей в обозримом прошлом эволюции доходов государства, неотъемлемо связанной с возникновением и развитием человеческого общества, дает возможность утверждать, что приоритетность доходов действующей бюджетной системы Российской Федерации, связанных с налогообложением граждан и организаций, оказанием государственных услуг и осуществлением государством хозяйственной деятельности, исторически обусловлена и соответствует научным представлениям о государственных доходах.
  3. Учитывая негативные последствия широкого применения налоговых методов при формировании доходов государства, автором обоснован вывод о необходимости при определении формы извлечения государством доходов учитывать правовую природу источника доходов, свидетельствующую о публичном либо частноправовом характере отношений.
  4. На основе анализа сущности природно-ресурсных платежей автором сформулирован вывод о том, что отношения по использованию природных ресурсов, являются рентными. В связи с этим плата за их использование должна поступать в бюджет не в форме налоговых платежей как это закреплено в законодательстве, а на основе концессионных соглашений между государством и предпринимателями, то есть должен применяться частноправовой метод, позволяющий установить эффективную и более справедливую систему оплаты использования природных ресурсов.
  5. Учитывая публичную цель санкций, предусмотренных за нарушение налогового законодательства, представляется  необоснованным выделение в ст. 41 БК РФ указанных источников в качестве налоговых доходов бюджета. Такого рода санкции, как и иные меры ответственности имущественного характера, являются неналоговыми доходами бюджета. Установлено, что доходы бюджетов бюджетной системы могут образовываться при применении не только мер гражданско-правовой, административно-правовой, финансово-правовой и уголовно-правовой ответственности, но также и мер за нарушение трудового законодательства работниками государственных и муниципальных организаций (материальной ответственности).
  6. С учетом изложенного все указанные платежи целесообразно отнести к одной группе неналоговых доходов, образующихся в результате применения мер всех видов юридической ответственности, носящих имущественный характер. 
  7. В названную группу следует отнести также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, выплачиваемые в рамках реализации мер юридической ответственности.
  8. Исходя из авторской концепции о взаимосвязи основных и неосновных функций государства с источниками их финансирования, сделан вывод о том, что цель взимания большинства сборов, предусмотренных налоговым законодательством, а также фискальных сборов, установленных иными нормативными правовыми актами, заключается не в финансировании общих затрат публичной власти, вызванных осуществлением основных функций государства, а в возмещении расходов органов государственной и местной власти на осуществление в интересах плательщика определенных действий, связанных с реализацией неосновных функций государства. Проведенный анализ данного источника доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации свидетельствует о том, что сборам в большей степени присущи признаки гражданско-правовых, а не публично-правовых платежей, в связи с чем их следует относить к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы.
  9. С учетом изложенного обосновывается вывод о необходимости исключения из НК РФ норм, регламентирующих уплату сборов, и принятия специального федерального закона, устанавливающего общие условия их взимания, а также дополнения соответствующих законодательных актов, регламентирующих общественные отношения, связанные с взиманием сборов, положениями, определяющими конкретные условия и порядок их уплаты. Принимая во внимание, что сборы взимаются в качестве платы при осуществлении государством публичных услуг, размеры указанных платежей должны устанавливаться с учетом компенсационного принципа их взимания, т.е. они не должны превышать объема расходов государства, вызванных необходимостью осуществления в интересах плательщика определенных юридически-значимых действий. В целях исключения корупциогенных схем платежи, взимаемые в виде сборов, должны вноситься исключительно в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а не поступать в распоряжение учреждений, осуществляющих деятельность, являющуюся основанием для уплаты таких платежей.
  10. Сформулировано авторское определение категории «публичные услуги», представляющие собою комплекс имеющих общественный интерес социальных услуг, оказываемых государственными органами, органами местного самоуправления непосредственно или через уполномоченные организации, в том числе негосударственные, перечень таких услуг зависит от уровня развития государства и социальных запросов общества.
  11. Установлена природа возмездной деятельности государственных  учреждений, не связанной с оказанием публичных услуг. Такую деятельность, хотя по форме и схожей с предпринимательской, но в силу присущих ей специфических черт (отсутствие самостоятельности, цели на систематическое получение прибыли, установление субсидиарной имущественной ответственности), следует именовать «государственной хозяйственной деятельностью», являющейся одним из видов экономической деятельности, предусмотренной статьей 34 Конституции Российской Федерации.
  12. Обосновано положение о том, что сама сущность публичной власти предполагает необходимость осуществления государством и муниципальными образованиями хозяйственной деятельности, приносящей им доход, поскольку налоговые платежи не могут и не должны покрывать всех расходов государства. Эта деятельность, осуществляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления или находящимися в их ведении организациями, не обладая высокой степенью общественной значимости, по ряду присущих специфических черт, схожа с предпринимательской деятельностью. Оказывая данный вид платных услуг, указанные органы и организации выступают в качестве одного из множества субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, при этом их статус «органа государственной власти», «органа местного самоуправления» или «государственного учреждения» не дает им преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами при осуществлении такой деятельности.
  13. Разработано положение о разграничении видов неналоговых доходов государственных и местных бюджетов, которые образуются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления, а также находящимися в их ведении организациями платных услуг.
  14. Если осуществляемые за плату услуги связаны с реализацией неосновных государственных функций, которые относятся к полномочиям соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, то они в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ должны признаваться платными государственными услугами. Если же платные услуги непосредственно не связаны с реализацией государственных функций в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в других областях государственной деятельности, установленных федеральными законами, то их следует относить к государственной или муниципальной хозяйственной деятельности.
  15. Исходя из признанных в юридической науке положений о том, что деятельность государства в качестве хозяйствующего субъекта основывается не только на праве собственности, но и иных имущественных правах, предлагается в статье 42 БК категорию «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности» изложить в следующей редакции: «доходы от использования имущества, находящегося на праве государственной или муниципальной собственности или на ином вещном или обязательственном праве», которая более точно отражает характер хозяйственной деятельности государства и муниципальных образований.
  16. Исходя из авторской концепции формирования системы доходов бюджетной системы Российской Федерации, предложена новая редакция ст. 41 БК РФ:
  17. Анализ деятельности органов внутренних дел по  предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказанию публичных услуг и осуществлению государственной хозяйственной деятельности позволил определить основные направления участия органов внутренних дел Российской Федерации в создании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Во-первых, осуществляемая органами внутренних дел деятельность способствует нормализации экономических отношений в обществе, стремлению большинства хозяйствующих субъектов к осуществлению своей деятельности в рамках правового поля, а также исключению практики незаконной предпринимательской деятельности, в том числе связанной с неуплатой налогов. Таким образом, реализация правоохранительной функции органами внутренних дел в конечном итоге позитивно отражается на росте поступлений в бюджет государства. Во-вторых, органы внутренних дел, наделенные полномочиями по государственному регулированию и контролю общественных отношений в различных сферах общественной жизни, в том числе в области экономики и финансов, в рамках этой деятельности приносят доход государству в результате применения санкций, обеспечительных мер процессуального характера, оказания платных услуг и т.п. При этом размер доходов, поступающих в государственный бюджет в результате реализации органами внутренних дел Российской Федерации своих функций, в значительной степени зависит от эффективности такой деятельности. В-третьих, доход государственного бюджета формируют средства, образующие в результате осуществления органами внутренних дел Российской Федерации государственной хозяйственной деятельности.
  18. Разработаны меры по совершенствованию управления предприятиями и учреждениями системы МВД России, осуществляющими возмездную деятельность, а также ее правовой базы, что позволит повысить ее эффективность в целях получения дополнительных доходов. К таким мерам относятся в частности:- проведение единой имущественной политики и оказание методологической помощи по управлению государственным имуществом в  органах внутренних дел Российской Федерации. В этих целях целесообразно образовать в системе МВД России специализированное подразделение, наделенное полномочиями по координации деятельности по управлению государственным имуществом органов внутренних дел Российской Федерации и оценке эффективности ее использования;- сокращение общего количества предприятий и учреждений органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих хозяйственную деятельность, в том числе ликвидация убыточных;- обеспечение достоверного учета объектов государственной собственности, закрепленной за предприятиями, учреждениями системы МВД России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, путем ведения единого централизованного ведомственного реестра  такого имущества;- обеспечение надлежащего качества, конкурентоспособности и приемлемой себестоимости продукции, выпускаемой предприятиями системы органов внутренних дел Российской Федерации, а также оказываемых ими работ и услуг. В связи с чем необходимо: а) осуществлять на постоянной основе финансово-экономический анализ и планирование производственной и другой хозяйственной деятельности предприятий и учреждений системы МВД России; б) разработать и закрепить в ведомственных нормативных правовых актах экономические нормативы эффективности деятельности  подведомственных предприятий и учреждений.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Боженок С.Я. Правовое регулирование государственных неналоговых доходов: Монография. – М.: Моск. ин. права, 2006. – 8,5 п.л.

2.Боженок С.Я. Генезис доходов государства: Монография. – М.: Экон-информ, 2010. – 11,0 п.л.

3.Боженок С.Я. Финансово-правовое регулирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: Монография. – М.: Прогресс, 2011. – 12,0 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

4.Боженок С.Я. К вопросу о прибыли – как цели деятельности Центрального банка Российской Федерации // Банковское право. 2005. № 2. –0,3 п.л.

5.Боженок С.Я. К вопросу о системе источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. № 7. – 0,3 п.л.

6.Боженок С.Я. Штрафы и пени, установленные налоговым законодательством как разновидность неналоговых доходов // Налоги. 2009. № 4. – 0,4 п.л.

7.Боженок С.Я. Штрафы и пени как разновидность неналоговых доходов // Человек и закон. 2009. № 6. – 0,3 п.л.

8.Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь. 2009. № 11. – 0,5 п.л.

9.Боженок С.Я. Гаврилов Б.Я. К вопросу о провокации преступлений (с учетом решений Европейского Суда по правам человека) // Российская юстиция. 2006. № 5. – 0,6 п.л./0,3 п.л. (в соавторстве).

10.Боженок С.Я. Формирование системы источников государственных доходов // Российский следователь. 2009. № 23. – 0,5 п.л.

11.Боженок С.Я. Формирование источников государственных доходов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 12. – 0,4 п.л.

12.Боженок С.Я. Правовая природа платных услуг бюджетных учреждений // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. –0,3 п.л.

13.Боженок С.Я. О компенсационной природе государственной пошлины и сборов, предусмотренных налоговым законодательством // Государственный аудит. Право. Экономика. 2010. № 6. – 0,4 п.л.

14.Боженок С.Я. О финансовом обеспечении государственных функций // Финансовое право. 2010. № 10. – 0,4 п.л.

15.Боженок С.Я. Взгляды некоторых меркантилистов XVI в. на государственные финансы // История государства и права. 2010. № 21. – 0,35 п.л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

16.Боженок С.Я. Правовые основы платной деятельности образовательных учреждений МВД России // Финансирование образования: организационно-правовые проблемы: Сборник статей / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2002. – 0,5 п.л.

17.Боженок С.Я. О вопросах внебюджетного финансирования органов внутренних дел Российской Федерации // Финансовое право. 2002. № 3. – 0,3 п.л.

18.Боженок С.Я. О платных услугах бюджетного учреждения // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 3. – 0,5 п.л.

19.Боженок С.Я. О платных услугах бюджетных учреждений // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. – Вып. 4: В 3-х т. Т. 3. – М.: Изд. группа «Юрист», 2004. – 0,5 п.л.

20.Боженок С.Я. К вопросу об использовании бюджетными учреждениями средств, образующихся в результате оказания ими платных услуг // Юридическая наука и актуальные проблемы построения социального государства: Материалы «круглого» стола. 16 декабря 2005 г. – М.: МИП, 2006. – 0,7 п.л.

21.Боженок С.Я., Бондаренко Т.Г., Булындин Д.В. и др. Правовое регулирование и методика проведения финансовых проверок предприятий / Под ред. И.Г. Ушачева. – М.: Агри Пресс, 2005. – 5 п.л./0,8 п.л. (в соавторстве).

22.Боженок С.Я., Бондаренко Т.Г., Магомедов А-Н.Д. и др. Инфраструктура продовольственного рынка / Под ред. И.Г. Ушачева. – М.: Агри Пресс, 2006. – 8,5 п.л./1 п.л. (в соавторстве).

23.Боженок С.Я., Бондаренко Т.Г., Панаедова Г.И. и др. Рекомендации по развитию системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием / Под ред. И.Г. Ушачева. – М.: Агри Пресс, 2006. – 5,2 п.л./0,7 п.л. (в соавторстве).

24.Боженок С.Я. К вопросу о признании государственных органов юридическими лицами // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. – Вып. 6: В 3-х т. Т. 2. – М.: Изд. группа «Юрист», 2006. – 0,4 п.л.

25.Боженок С.Я. Вопросы уголовной ответственности за провокацию преступлений // Конституционные основы уголовного права: Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2006. – 0,5 п.л.

26.Боженок С.Я. К вопросу о системе государственных доходов // Становление и развитие правового государства в России: опыт, проблемы, перспективы: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 15 марта 2006 г. – М.: МИП, 2006. – 0,4 п.л.

27.Баев А.А., Боженок С.Я. Финансовое право (учебное пособие). – М.: МИП, 2006. – 7,25 п.л./6 п.л. (в соавторстве).

28.Боженок С.Я. Проблемы использования средств, образующихся в результате оказания платных услуг бюджетными учреждениями // Организационно-экономические и правовые основы тылового обеспечения органов внутренних дел в свете реформирования правоохранительной деятельности: Сборник научных трудов. – М.: Академия управления МВД России, 2006. – 0,5 п.л.

29.Боженок С.Я. К вопросу о понятии «государственные регалии» // Проблемы экономического и финансово-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях реформирования бюджетных и налоговых отношений: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. – М.: Академия управления МВД России, 2006. – 0,6 п.л.

30.Боженок С.Я. Эволюция системы государственных доходов // Экономические, тыловые и гражданско-правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел. Материалы межвузовского научно-практического семинара, посвященного 50-летию кафедры ОФЭиТО. – М.: Академия управления МВД России, 2007. – 0,7 п.л.

31.Боженок С.Я. О правовом значении государственной пошлины, взимаемой при обращении граждан в суд // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. – М.: МИП, 2007. – 0,4 п.л.

32.Боженок С.Я. Генезис финансовой мысли о системе государственных доходов // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. – Вып. 8: В 3-х т. Т. 1. – М.: Изд. группа «Юрист», 2008. – 0,8 п.л.

33.Боженок С.Я. Финансово-правовое регулирование платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями // Правовое обеспечение индустрии сервиса: Материалы заседания секции в рамках XIII Межд. науч.-практ. конф. «Наука – сервису». – М.: Институт сервиса РГУТиС, 2008. – 0,7 п.л.

34.Баев А.А., Боженок С.Я. Налог как источник финансирования государственных услуг // Правовое обеспечение индустрии сервиса: Материалы заседания секции в рамках XIII Межд. науч.-практ. конф. «Наука – сервису». – М.: Институт сервиса РГУТиС, 2008. – 0,7 п.л./0,4 п.л. (в соавторстве).

35.Боженок С.Я. Неналоговая правовая природа некоторых налоговых доходов государства // Право и правоприменение в России: Сборник научных трудов. – М.: Институт сервиса РГУТиС, 2009. – 0,8 п.л.

36.Боженок С.Я. Сбор как разновидность неналоговых доходов // Финансовое право. 2009. № 4. – 0,4 п.л.

37.Боженок С.Я. О правовой природе природно-ресурсных платежей // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. – Вып. 9: В 3-х т. Т. 2. – М.: Изд. группа «Юрист», 2009. – 0,5 п.л.

38.Боженок С.Я. Теоретические и правовые предпосылки финансирования функций государства // Актуальные проблемы применения права: материалы межвуз. науч.-практ. конф. – М.: Институт сервиса РГУТиС, 2010. – 0,7 п.л.