Научная тема: «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Авторские характеристики современного понимания теории дуализма местного самоуправления и построение на этой основе концепции совершенствования и развития нормативной правовой основы местного самоуправления. Концептуальные положения теории дуализма местного самоуправления в авторской интерпретации заключаются в следующих принципиальных положениях.

Во-первых, теория дуализма местного самоуправления должна основываться на государственной (публично-правовой) теории местного самоуправления, предполагающей подзаконный характер института местного самоуправления (полномочия которого производны от установлений государственной власти) в системе организации публичной власти, на компетенционной, организационной, бюджетной автономии, выборности и периодической сменяемости местной власти.

Во-вторых, элементы других теорий местного самоуправления могут и должны учитываться в практике осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, в случае если они не противоречат основным положениям государственной (публично-правовой) теории местного самоуправления.

В-третьих, отнесение в Конституции Российской Федерации полномочий по решению вопросов местного значения в первую очередь непосредственно к населению, а затем уже к органам местного самоуправления, содержит в себе элемент общественной теории, предполагающий использование механизмов самоорганизации населения через формы непосредственной демократии, а также через механизмы участия населения в местном самоуправлении.

В-четвертых, государство в лице органов государственной власти в соответствии с положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации должно создавать и обеспечивать правовые гарантии реализации механизмов самоорганизации в местном самоуправлении.

2. Результаты исследования соотношения теорий местного самоуправления и конституционных положений о местном самоуправлении позволили обосновать необходимость установления влияния различных теорий местного самоуправления на выбор способов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления, а также на формирование перечня и содержания принципов местного самоуправления. На основе анализа содержащихся в литературе теоретических разработок общей теории права и отраслевых юридических наук показано, что они не позволяют с необходимой для практики степенью конкретизации выявить особые для каждой из существующих отраслей права присущие только этой отрасли методы правового регулирования общественных отношений. Для практических целей под методом правового регулирования должны пониматься не столько совокупность, сколько сочетание известных юридических приемов, средств и способов, при помощи которых осуществляется правовое воздействие в данной сфере общественных отношений. Именно сочетание известных приемов, средств и способов правового воздействия и характеризует присущий только данной отрасли права метод правового регулирования. Поэтому и для муниципального права первичным является нахождение сочетания известных приемов, средств и способов правового воздействия, а также разработка новых приемов, средств и способов такого воздействия на общественные отношения.

3. Выбор приемов и способов нормативного правового регулирования для обеспечения гарантий местного самоуправления зависит от двух принципиально различающихся сфер общественных отношений, составляющих содержание предмета муниципального права: сферы деятельности органов местного самоуправления как органов публичной власти, деятельности должностных лиц местного самоуправления и сферы участия населения в решения вопросов местного значения и проявления собственных инициатив в их решении.

4. На основе предложенной в настоящем исследовании характеристики теории дуализма местного самоуправления выделены отдельные сферы общественных отношений, в которых нормативное правовое регулирование должно осуществляться преимущественно императивными (публично-правовыми) либо преимущественно диспозитивными способами правового регулирования. Классификация сфер такого регулирования включает в себя: организацию и деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления в системе организации публичной власти в Российской Федерации, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, иными органами местного самоуправления; непосредственное решение населением вопросов местного значения; непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения; участие органов местного самоуправления и образуемых ими юридических лиц в гражданско-правовых отношениях. В качестве одного из основных критериев оценки состояния законодательства, регулирующего осуществление форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления, предложено рассматривать критерий максимальной степени обеспечения в нормативном правовом регулировании права и возможности реализации инициативы граждан, населения в осуществлении ими форм непосредственной демократии.

5. Обобщение и классификация результатов анализа практики конституционно-правового и нормативного правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления в России в постсоветский период позволили предложить авторскую периодизацию развития местного самоуправления, включающую в себя четыре характерных этапа. Современный четвёртый этап характеризуется следующими негативными тенденциями.

5.1. Практическая реализация конституционных положений об организационной автономии органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти характеризуется устойчивой тенденцией к постепенному отказу от этого принципа на уровне текущего федерального и регионального законодательства, что выражается в непосредственном участии органов государственной власти в процедуре представления кандидатуры для назначения на должность главы местной администрации, в процедуре удаления главы муниципального образования в отставку, а также возможности исполнения органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления.

5.2. Попытка федерального законодателя использовать существующую практику нормативного правового регулирования статуса юридического лица гражданского права для установления статуса не только органов местного самоуправления (юридических лиц публичного права), но и структурных подразделений местной администрации приводит к отождествлению органов местного самоуправления с муниципальными учреждениями, исполняющими управленческие функции по аналогии с некоммерческими организациями. Принципиальная ошибка законодателя проистекает не только из-за отсутствия удовлетворительных отечественных теоретических концепций о статусе юридических лиц публичного права, позволяющих использовать их положения в практической законотворческой деятельности, но и в приверженности авторов этой новеллы Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ общественной теории местного самоуправления.

Институт главы местной администрации, назначаемого на основе контракта, введенный в российскую правовую систему Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, был воспринят в большинстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не как институт публичного права, а как институт, основанный на принципах гражданского права.

5.3. Диспозитивный способ нормативной правовой регламентации компетенции муниципальных образований двух типов (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений), основанный на предоставлении права органам местного самоуправления муниципальных образований принимать участие в осуществлении государственных полномочий, которыми они не наделены законом, противоречит императивному характеру публично-властных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления как органами публичной власти. В отличие от полномочий, осуществляемых органами государственной власти, органы местного самоуправления могут принимать к своему рассмотрению только те вопросы, которые не входят в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований (факультативная компетенция).

5.4. До настоящего времени не преодолено негативное влияние концепции советского периода о единой государственной власти на формирование нормативной правовой основы местного самоуправления, заключающееся в необоснованном регулировании местного самоуправления по аналогии с институтами государственной власти (в нормативном правовом регулировании системы организации местного самоуправления, бюджетного процесса в муниципальных образованиях, режима формирования, использования и управления муниципальным имуществом, организации и функционировании института муниципальной службы), что приводит к игнорированию особенностей местного самоуправления по сравнению с институтами государственной власти.

5.5. Способы нормативного правового регулирования, используемые для регулирования института временной финансовой администрации в муниципальном образовании в федеральном законодательстве, не достаточно обоснованы, поскольку ориентированы на решение вопроса о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании преимущественно диспозитивными методами в процессе арбитражного судопроизводства, предназначенного для разрешения хозяйственных споров. При введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании предметом рассмотрения суда должно быть рассмотрение спора о временном возложении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, что должно являться предметом конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации.

6. На третьем и четвёртом этапах становления местного самоуправления в России выявлена тенденция отклонения на федеральном и региональном уровнях от принципов местного самоуправления в практике нормативного правового регулирования. Сложившееся устойчивое противоречие между некоторыми принципами местного самоуправления, содержащимися в Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, и практикой нормативного правового регулирования может быть преодолено двояким образом.

В первом варианте, который поддерживается автором настоящей работы, требуется внести поправки в федеральное законодательство, устраняющие указанные выше противоречия, внести дополнения в Конституцию Российской Федерации. Во втором варианте необходимо отказаться от выполнения в полном объёме в нормативных правовых актах трёх уровней публичной власти некоторых принципов местного самоуправления. В этом случае потребуется внесение изменений в положения, содержащиеся в Главе 8 «Местное самоуправление» Конституции Российской Федерации, а также провести некоторую ревизию обязательств нашей страны в части выполнения в полном объёме Европейской хартии местного самоуправления.

7. Развитие и совершенствование нормативной правовой основы местного самоуправления по первому варианту может быть обеспечено через внесение комплексных изменений и дополнений в федеральное законодательство и статьи 130 - 132 Главы 8 Конституции Российской Федерации.

7.1. С целью обеспечения государственных гарантий самостоятельного формирования и исполнения местного бюджета, необходимо внести в Конституцию Российской Федерации дополнения в части установления критериев соотношения доходов консолидированных местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

7.2. Для обеспечения законодательных условий устойчивости территорий и границ муниципальных образований, необходимо внести в пункт «н» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации дополнение об отнесении к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов административного территориального деления в Российской Федерации.

7.3. На основе анализа литературных данных о содержании и перечнях принципов местного самоуправления, федерального законодательства, постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также классификации принципов, предложенных автором исследования, обоснована необходимость дополнения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формулировками принципов местного самоуправления с целью детализации положений Конституции Российской Федерации, совершенствования федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.

Учитывая, что при классификации принципов местного самоуправления в теории муниципального права разными исследователями вводятся различные основания, для систематизации формулировок принципов с целью их включения в федеральное законодательство целесообразно использовать структуру нормативных правовых комплексов, сложившуюся в федеральных законах. Такое основание предполагает выделение следующих групп принципов: компетенционной самостоятельности местного самоуправления; территориальной организации муниципальных образований; организационной самостоятельности местного самоуправления; финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления; принципы, которым подчиняется деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления; принципы реализации форм непосредственной демократии и участия населения в местном самоуправлении.

7.4. Для формирования устойчивого состава собственной компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований двух типов необходимо в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

  • установить перечень исключительных вопросов местного значения для каждого типа муниципальных образований, полномочия по исполнению которых не могут перераспределяться на основе соглашений между муниципальным районом и городскими и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального района;
  • исключить право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, если они не наделены законом такими государственными полномочиями;
  • ввести критерий, устанавливающий предельные объемы государственных полномочий, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления.

7.5. Учитывая наличие существенных отклонений в территориальной организации местного самоуправления в Сахалинской, Калининградской, Свердловской, Московской областях и других субъектах Российской Федерации (отсутствие двух типов муниципальных образований, наделение района статусом городского округа, образование городских поселений по территории сопоставимой с территорией сельских поселений и др.), для обеспечения гарантий формирования муниципальных образований во всех субъектах Российской Федерации целесообразно на законодательном уровне ввести императивные требования о поэтапном формировании обязательных атрибутов муниципальных образований (прежде всего представительного органа муниципального образования) в тех муниципальных образованиях, в которых образованы местные территориальные администрации, в границах юрисдикции этих территориальных администраций.

7.6. Конституционное положение о праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать и исполнять местный бюджет обуславливает необходимость исключения из федерального законодательства института отрицательных межбюджетных трансфертов, введения в Бюджетный кодекс Российской Федерации критериев формирования и распределения ресурсов межбюджетного выравнивания посредством целевых и нецелевых фондов финансовой помощи, исключения из понятия собственных доходов местных бюджетов средств финансовой помощи из бюджетов других уровней.

8. С целью обеспечения конституционных гарантий прав на участие граждан в местном самоуправлении, целесообразно на федеральном уровне обеспечить принятие комплекса федеральных законов, содержащих рекомендательные нормы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, которые позволят создать дополнительные гарантии для непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения. При этом в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления не принимают соответствующие нормативные правовые акты в установленный законом срок, положения федеральных законов вводятся в действие непосредственно.

Список опубликованных работ
I. Монографии, коллективные монографии, учебные пособия

1. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник судебных решений федеральных судов. Сост.: Л. В. Гильченко, А. Н. Дементьев, Л. Е. Лаптева; Вступ. статья, коммент. А. Н. Дементьева. - Юристъ, 1997. - 136 с. – 7,0/0,7 п. л.

2. Дементьев, А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2004. - 108 с. – 8,0 п. л.

3. Дементьев, А.Н. Проблемы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации (1990-2006 годы)/Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.– М.: Издание Совета Федерации. - 2006. – 142 с. -12,0 п. л.

4. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М.: Норма, 2007. (Краткие учебные курсы юридических наук). – 320 с. – 16,8 п. л.

5. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Противодействие коррупции на муниципальном уровне: Сборник. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 272 с.: ил. – Бондарь В.Н., Дементьев А.Н., Кушниренко С.П., Никонов С.Ю. С. 167-232. - 15,0/3,7 п. л.

6. Дементьев А.Н. Теории и конституционно-правовая практика местного самоуправления в Российской Федерации: монографическое исследование. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2009. – 304 с. – 17,64 п. л.

7. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Опыт разработки и реализации анти-коррупционных программ на местном уровне. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 182 с.: Арбатская Е.О., Бондарь В.Н., Дементьев А.Н., Никонов С.Ю. С. 4-96. - 11,0/4,2 п. л.

II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук

8. Дементьев, А.Н. О «системе советов» и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право. 1996. № 8. С. 112-119. - 0,7 п. л.

9. Дементьев, А.Н. Генезис современных проблем разграничения компетенции между органами государственной и местной власти в Российской Федерации // Право и политика. 2002. № 9. С. 41-47. - 0,5 п. л.

10. Дементьев, А.Н. Конституционный статус местного самоуправления не противоречит принципу единства власти // Федерализм. 2002. № 4 (28). С. 217-228. - 0,9 п. л.

11. Дементьев, А.Н. Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления // Федерализм. 2005. № 1. С. 93-116. – 1,1 п. л.

12. Дементьев, А.Н. Принципы местного самоуправления // Право и образование. 2006. № 5. С. 17-24. – 0,7 п. л.

13. Дементьев, А.Н. Проблемы реализации института временной финансовой администрации в Российской Федерации // Федерализм. 2008. № 4. С. 53-68. – 1,0 п. л.

14. Дементьев, А.Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1. С. 42-50. - 0,9 п. л.

15. Дементьев, А.Н. Принципы местного самоуправления: состав, содержание и методы нормативной правовой реализации // Политика и общество. 2009. № 2. С. 69-76. – 1,1 п.л.

16. Дементьев, А.Н. Инвестиционная деятельность на местном уровне: правовые и бюджетные проблемы её осуществления // Политика и общество. 2009. № 4. С. 49-57. – 1,1 п.л.

17. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Федерализм. 2010. -№ 1. С. 37-58. – 1,1 п.л.

18. Дементьев, А.Н. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Федерализм. 2010. -№ 2. – С. 25-40. – 0,9 п.л.

19. Дементьев, А.Н. Соотношение предмета и методов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 25-34. – 1,1 п.л.

III. Статьи в других научных, аналитических периодических изданиях и сборниках научных трудов

20. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление в России: исторические параллели // В сб. «Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право. Серия «Библиотека муниципального служащего», Выпуск № 2. - М.: Моск. обществ. науч. фонд; Международный институт гуманитарно-политических исследований. 1998. С. 27-31. - 0,3 п. л.

21. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // В сб. «Центр-регионы-местное самоуправление: Сб. учеб. м-лов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. Г.М. Люхтерхант-Михалевой и С.И. Рыженкова. - М.; СПб.: ИГПИ: Летний сад. 2001 г. (Studia politica; Вып 4). 2001. С. 106-113. - 0,5 п. л.

22. Дементьев А.Н. О некоторых политико-правовых аспектах реализации в Российской Федерации принципа разделения властей «по вертикали» // Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 34 (190): Актуальные проблемы государственного строительства. 2002. С.89-103. – 0,6 п. л.

23. Дементьев А.Н. Проблемы разграничения полномочий местного самоуправления и органов государственной власти по вертикали // Гражданин и право. 2002. № 5. С. 16-22. - 0,6 п. л.

24. Дементьев, А.Н. Принципы двухуровневой организации местного самоуправления в Концепции разграничения полномочий органов публичной власти по вертикали // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 1 (194). Аналитическое управление. Аппарат Совета Федерации. «Проблемы разграничения компетенции между уровнями публичной власти по вертикали». 2003. № 1 (194). С. 26-96. – 3,2 п. л.

25. Дементьев, А.Н. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: история и перспективы реализации // Аналитический вестник № 19 (212) «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2. Местный уровень». 2003 г. С. 4-31. – 1,5 п. л.

26. Дементьев, А.Н. Перспективы законодательного обеспечения самостоятельности местных бюджетов // Аналитический вестник № 19 (212) «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2. Местный уровень». 2003 г. С. 31-63. – 1,6 п. л.

27. Дементьев, А.Н. Некоторые аспекты статуса муниципальных служащих в органах местного самоуправления земель Германии // Аналитический вестник № 19 (212) «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2. Местный уровень. 2003 г. С. 103-112. - 0,4 п. л.

28. Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ Переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. № 7 (227). С. 6-64. – 3,0 п. л.

29. Дементьев, А.Н. Актуальные проблемы местного самоуправления в России // Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2004. № 22 (242). С. 4-69. – 3,1 п. л.

30. Дементьев, А.Н. Проблемы законодательного обеспечения реформы местной власти // Аналитический вестник № 26 (246). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Специальный выпуск. III Байкальский экономический форум. - М. 2004. С. 90-106. – 0,7 п. л.

31. Дементьев, А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления // Аналитический вестник № 26 (246). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Специальный выпуск. III Байкальский экономический форум. - М. 2004. С. 106-150. – 2,2 п. л.

32. Дементьев, А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований // Муниципальное право. 2004. № 1 (25). С. 15-36. – 0,9 п. л.

33. Дементьев, А.Н. Единая исполнительная вертикаль а системе публичной власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 2 (51). С. 97-100. - 0,5 п. л.

34. Дементьев, А.Н. Местное самоуправление в системе публичной власти. Государство, право и управление: Материалы V-й Всероссийской научно-практической конференции/Под ред. М.И Абдулаева, С.И. Некрасова. Вып. 1; ГУУ. – М., 2005. С. 39-43. – 0,5 п. л.

35. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). Недоверие как основание инициирования процедуры отзыва депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Государство, право и управление: Материалы V-й Всероссийской научно-практической конференции/Под ред. М.И Абдулаева, С.И. Некрасова. Вып. 1; ГУУ. – М., 2005. С. 172-175. - 0,5/0,4 п. л.

36. Дементьев, А. Представительная власть в системе публичной власти: факты истории и действительности // Казанский федералист. Под редакцией Рафаэля Хакимова. Казань, 2005. № 2-3 (14-15) весна, лето. С. 84-90. – 0,7 п. л.

37. Дементьев, А. Проблемы обеспечения компетенционной самостоятельности местного самоуправления // Казанский федералист. Под редакцией Рафаэля Хакимова. Казань, 2006. № 1-2 (17-18) зима, весна. С. 121-131. – 1,1 п. л.

38. Дементьев, А.Н. Проблемы проведения реформы местного самоуправления // Аналитический вестник № 35 (287) «Актуальные вопросы проведения реформы местного самоуправления». Часть 1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2005. С. 5-52. – 2,5 п. л.

39. Дементьев, А.Н. Системный подход к реформированию местного самоуправления // Аналитический вестник № 35 (287) «Актуальные вопросы проведения реформы местного самоуправления». Часть 2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2005. С. 5-14. – 0,5 п. л.

40. Дементьев, А. Правовые основы учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 10. С. 14-23. – 0,9 п. л.

41. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Проблемы законодательного обеспечения статуса выборных лиц местного самоуправления // Аналитический вестник № 27 (315). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. Аналитическое управление. Отдел государственного строительства. Москва-Барнаул. 2006. – 78 с. – 6,0/0,5 п. л.

42. Дементьев, А.Н. О некоторых проблемах законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления // Муниципальное право. 2006. № 2. С. 78-82. – 0,5 п. л.

43. Дементьев, А.Н. Представительная демократия и российский парламентаризм // Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденции: Сборник докладов и материалов/Всероссийская научно-практическая конференция к 100-летию Государственной думы. 23 марта 2006 года, г. Казань. – Казань: Дом печати. 2006. С. 219-222. – 0,7 п. л.

44. Дементьев, А.Н. Некоторые проблемы разграничения и перераспределения собственности между уровнями публичной власти // Городской альманах. Выпуск 2. Фонд «Институт экономики города». – М., 2006. – С. 46-50. – 0,5 п.л.

45. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). Тенденции законодательного разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти (2003-2006 годы) // Городское управление. 2007. № 1. С. 12-22. – 0,8/0,4 п. л.

46. Дементьев, А.Н. Особенности регламентации местного референдума в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Аналитический вестник № 3 (320). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. С. 29-42. – 0,7 п. л.

47. Дементьев, А. Н., (в соавторстве). Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в социальной сфере // Муниципальное право. 2007. № 3. С. 2-9. – 1,0/0,7 п. л.

48. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). Правовые основания и особенности процедуры отзыва депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления // Муниципальное право. 2008. № 2. С. 17-27. – 1,0/0,5 п. л.

49. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). Институт конфликта интересов как один из способов предотвращения коррупции на муниципальном уровне // Муниципальная служба. 2008. № 1. С. 25-35. – 0,9/0,5 п. л.

50. Дементьев, А.Н. Особенности конституционно-правовой модели местного самоуправления в России / Проблемы и коллизии в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении. – М.: Издание Государственной Думы, 2008. С. 82-85. – 0,5 п. л.

51. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). О некоторых проблемах законодательной деятельности в Российской Федерации/Российская государственность в начале XXI века: тенденции, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й Всероссийской научно-практической конференции "Государство, право и управление - 2008". Часть I./Отв. ред. С.И. Некрасов; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2008. С. 117-123. – 1,0/0,5 п. л.

52. Дементьев, А.Н. Конституционно-правовые проблемы признания и защиты форм собственности в Российской Федерации/Российская государственность в начале XXI века: тенденции, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й Всероссийской научно-практической конференции "Государство, право и управление - 2008". Часть I./Отв. ред. С.И. Некрасов; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2008. С. 100-107. - 1,0 п. л.

53. Дементьев, А.Н. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере нормативного правового регулирования формирования бюджетов муниципальных образований // Муниципальное право. 2009. № 1. С. 10-18. -0,9 п.л.

54. Дементьев, А.Н. Тенденции формирования территорий муниципальных образований и обеспечения их устойчивости // Муниципальное право. 2009. № 3. С. 5-16. - 0,9 п.л.

55. Дементьев, А.Н. Некоторые проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2010. № 13 (399). С. 51-65. – 0,7 п. л.

56. Дементьев, А.Н. Законодательное совершенствование деятельности политических и общественных институтов в местном самоуправлении// Гражданин и право. 2010. № 11. С. 23-31. - – 0,9 п. л.

57. Дементьев, А.Н. Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе // Гражданин и право. 2010. № 11. С. 16-28. - – 1,0 п. л.

58. Дементьев, А.Н. О некоторых проблемах законодательного обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований // Муниципальная власть. 2011. № 2. С. 74-83. - 1,2 п.л.

59. Дементьев, А.Н. Конституционно-правовые проблемы института публичной собственности в Российской Федерации // Городское управление. 2011, № 2. С. 30-38. - 1,1 п.л.

60. Дементьев, А.Н. О некоторых проблемах законодательного обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований // Муниципальная экономика. 2011, № 2. С. 20-28.

61. Дементьев, А.Н. Проблемы законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере землепользования и градостроительства // Муниципальная власть. 2011. № 3. С. 71-79. - 0,8 п.л.

IV. Иные публикации, аналитические материалы, учебные пособия

62. Дементьев, А.Н. Муниципальное право России. Рабочая программа дисциплины//Современная гуманитарная академия, 2006. – 19 с. - 1,5 п.л.

63. Дементьев, А.Н. Муниципальное право России. Учебное пособие//Современная гуманитарная академия, 2006. – 91 с. – 7,0 п.л.

64. Дементьев, А.Н. Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации. Рабочая программа дисциплины//Современная гуманитарная академия, 2006. – 14 с. - 1,2 п.л.

65. Дементьев, А.Н. Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации. Учебное пособие//Современная гуманитарная академия, 2006. – 78 с. – 5,0 п.л.

66. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»/Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. – М.: Норма, 2007. – 160 с.

67. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»/Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. – М.: Норма, 2007. – 352 с.

68. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»/Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. – М.: Совет Федерации, 2008. – 672 с.

69. Дементьев, А.Н. в составе авт. коллектива. Актуальные проблемы сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Аналитический доклад «Качество жизни: законодательные аспекты модернизации». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. VI Байкальский международный экономический форум. 2010. – 223 с.

70. Дементьев, А.Н. О взаимодействии институтов гражданского общества и Общероссийского конгресса муниципальных образований по вопросам становления советов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации (аналитический материал) // Материалы «круглого стола». Комиссия Совета Федерации по вопросам развития гражданского общества, Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. – М., 2010. – 12 с. – 0,6 п.л.

71. Дементьев, А.Н. Предотвращение и разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // В кн.: Стоп коррупция. Журналистская практика. Библиотечка АНРИ. - М. - 2010. С. 36-47. – 1,0 п.л.

72. Дементьев, А.Н. О некоторых проблемах законодательного обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований (аналитический материал) // Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 31 января 2011 года, Москва. – 23 с. - 1,0 п.л.

73. Дементьев, А.Н. Проблемы законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере землепользования и градостроительства (аналитический материал) // Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 22 апреля 2011 года, Москва. С. 5-11. – 0,6 п.л.

74. Дементьев, А.Н. (в соавторстве). Некоторые тенденции правового регулирования в сфере градостроительства // Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 22 апреля 2011 года, Москва. С. 12-52. – 1,7/0,7 п.л.