- Финансовая правосубъектность как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях и определяется тем, что осуществление прав и исполнение обязанностей субъектами финансового права связано с определенной областью - с аккумулированием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований, носит отраслевой характер, специфика которого обусловлена предметом и методом финансового права. Финансовая правосубъектность обладает самостоятельностью, наполнена конкретным содержанием, границы которого установлены законодателем, в связи с чем ее предпосылками не могут выступать гражданская, административная, конституционная и другая правосубъектность. Финансовую правосубъектность как способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю необходимо рассматривать в качестве обязательного условия (предпосылки) финансово-правового статуса. Каждый субъект, принимая участие в публичной финансовой деятельности, несмотря на ее разнообразие, обладает в равной степени общей финансовой правосубъектностью.
- Финансовая правоспособность - это возможность участника правоотношений обладать правами и нести обязанности в сфере, связанной с осуществлением государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Финансовая правоспособность является неотъемлемым качеством любого субъекта финансового права и характеризует его на протяжении всего функционирования (для публичных и коллективных субъектов) или на протяжении всей жизни (для индивидуальных субъектов).
- Финансовая дееспособность - это способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять финансовые права, исполнять финансовые обязанности. Она, также как и правоспособность, реализуется в течение всего времени существования субъекта. Исключение составляют индивидуальные субъекты, в отношении которых действует правило о различных видах дееспособности. Финансовая дееспособность включает в себя налоговую, бюджетную, валютную и другие подвиды дееспособности. Исследование общезначимой категории «финансовая дееспособность» посредством отдельных составляющих (подвидов), т.е. с использованием метода от общего к частному и от частного к общему, позволяет глубже понять ее, рассмотреть через конкретные проявления.
- Финансово-правовой статус субъекта является сложной правовой конструкцией, которая может быть представлена несколькими самостоятельными блоками: целевым (отражает цели и задачи публичной финансовой деятельности), структурно-организационным (определяет иерархию органов, порядок образования, реорганизации и ликвидации субъекта, его структуру и др.), компетенционным (совокупностью прав и обязанностей), а также ответственностью. В данной конструкции главное место занимает компетенционный блок, т.е. компетенция. Финансовая компетенция как совокупность соответствующих полномочий (прав и обязанностей) включает функциональный, территориальный и процессуальный элементы, определенные границами предмета и метода финансового права. В зависимости от видовой принадлежности субъекта превалируют те или иные компоненты финансово-правового статуса. Для характеристики субъекта финансового права наряду с перечисленными свойствами важное юридическое значение имеет выделение в качестве самостоятельных частей его финансово-правового статуса: 1) социального блока (характеризующего субъекта в современный период по-новому и раскрывающего его во взаимных связях с иными субъектами, а также показывающего отношение к ним), 2) гарантий обеспечения прав и их защиты. У различных субъектов финансового права количественный состав статусных элементов, который зависит от видовой принадлежности субъекта к различным группам, неодинаков, а, значит, неодинаково и его содержание.
- По «разной степени заинтересованности» при осуществлении публичной финансовой деятельности, которая характеризует волевой аспект действий (бездействия) субъекта финансового права, а также соотношение (преобладание) публичных и частных интересов, и применение одними в отношении других субъектов принудительных мер воздействия, позволяет разделить все многообразие субъектов финансового права на следующие виды: 1) «публичные субъекты» (публичные образования); 2) «коллективные субъекты», которые в свою очередь представлены: а) субъектами, осуществляющими властные полномочия, и б) субъектами, не связанными с властными полномочиями; 3) «индивидуальные субъекты». Одновременно по этому же основанию их можно разделить на: 1) активных и 2) пассивных участников финансовых правоотношений.
- Субъектом российского финансового права признается потенциальный участник конкретных финансовых отношений, обладающий правосубъектностью, которому финансово-правовыми нормами предписано действовать (поступать) определенным образом или воздержаться от конкретных действий, или совершать их в пользу управомоченного лица, что соответствует целям и задачам публичной финансовой деятельности. Благодаря этому субъекты финансового права могут прилагать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя правомерные средства и методы; требовать от других участников совершения соответствующих действий; а также обращаться к государству за защитой нарушенных прав или за объективным рассмотрением и разрешением спорного правоотношения.
- Термин «финансовая деятельность государства и муниципальных образований» - это составляющий элемент общеюридической категории «финансовая деятельность», а институт «правовое регулирование финансовой деятельности» - комплексный институт права, который складывается из норм, регулирующих отношения, связанные: 1) с публичной финансовой деятельностью (т.е. деятельностью государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств) и 2) с финансовой деятельностью частных субъектов. Если в первом случае - это предмет регулирования финансового права, то во втором - отраслей частно-правового характера (гражданского, предпринимательского права и др.), за исключением финансовой деятельности государственных унитарных и муниципальных унитарных предприятий (в т.ч. казенных).
- При осуществлении финансовой деятельности государство как особый самостоятельный субъект российского финансового права занимает главенствующее положение среди иных субъектов. Реализуя свои права и обязанности в публичных интересах в финансовой сфере, оно проявляет себя и как суверен, и как казна, одновременно. В связи с этим государство определяет не только пределы собственного участия в названной области, но и устанавливает в отношении себя различные финансовые привилегии. Оно признается субъектом финансового права в случаях, предусмотренных законом. По отношению к другим субъектам в сфере финансов у Российского государства имеется верховенство власти, которое проявляется как внутри страны, так и за ее пределами. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства проявляются в том, что, с одной стороны, Российская Федерация воспринимается в качестве единого неделимого (консолидированного) субъекта, а, с другой, являясь многоуровневым многофункциональным образованием, подразделяется на субъектов различных уровней - субъектов Российской Федерации, которые выступают самостоятельными участниками финансовых правоотношений.
- Особенности финансовой правосубъектности субъектов РФ, определенные рамками федеративного государства, проявляющиеся в сохранении Российской Федерацией высокой централизации налогово-бюджетных и других полномочий, свидетельствующие об активном «вторжении» в распределение экономических объектов и финансовых ресурсов на региональном уровне, позволяют обосновать необходимость разработки перспективной концепции по осуществлению целенаправленной федеральной финансовой политики, максимально учитывающей интересы субъектов РФ, которая будет способствовать: 1) устранению дифференциации экономического и социального развития регионов, 2) исключению дискриминационной практики предоставления финансовых льгот, а также дополнительных бюджетных, налоговых и других прав в финансовой сфере отдельным территориям; 3) подготовке единой методики предоставления льгот с сохранением правил «рыночной игры»; 4) изменению парадигмы региональной налоговой политики, заключающейся в переходе от методов временного ослабления территорий к средствам, ориентированным на их перспективное развитие и увеличение собственных доходов; 5) использованию эффективных и унифицированных подходов с учетом особенностей каждого субъекта РФ.
- Необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне принципа финансовой независимости муниципальных образований, характеризующегося преобладанием собственных (а не закрепленных) доходов, обеспечивающих их достаточную материальную базу и устраняющих влияние федеральных, региональных и внебюджетных вливаний, так как, в отличие от полномочий Российской Федерации и ее субъектов, в отношении муниципальных образований используется «остаточный» принцип установления муниципальных финансовых полномочий. В некоторых случаях они основываются только на одностороннем властном порядке и носят обеспечительный характер, что негативно сказывается на стабильности местных финансовых поступлений.
- Особое место среди коллективных субъектов финансового права занимают органы государственной власти (федерального и регионального уровня) и органы местного самоуправления. Специфика их правового статуса заключается в том, что, с одной стороны, они являются самостоятельными участниками финансовых правоотношений: платят налоги, участвуют в отношениях по государственному и муниципальному кредиту, получают бюджетные ассигнования из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании федерального закона на очередной финансовый год и плановый период, а также аналогичных законов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с другой - выполняют волю публичных субъектов и тем самым характеризуют Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования как самостоятельных субъектов финансового права. Указанная особенность органов порождает различные проблемы при реализации их финансово-правового статуса, поэтому назрела необходимость в разграничении финансовых полномочий некоторых органов, в четком определении их компетенции, что позволит избежать параллелизма, дублирования направлений деятельности и, как следствие, повысить эффективность государственного управления финансами.
- Необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне порядка по наложению мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, установленных ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что позволит эффективнее применять не только блокировку расходов бюджета, сокращение лимитов бюджетных обязательств, но и другие санкции.
- В целях улучшения деятельности органов местного самоуправления необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне всех финансовых полномочий каждого муниципального органа с четким разграничением по сферам. Высказываемые некоторыми учеными предложения о создании профессиональных органов по осуществлению муниципальной финансовой деятельности приведут к увеличению количества органов и муниципальных служащих, а также муниципальных расходов. К тому же, не будет полностью исключен и параллелизм финансовых полномочий в деятельности таких органов.
- Современный период характеризуется появлением новых субъектов финансового права, в том числе большого количества некоммерческих организаций как важнейших структур становления и развития гражданского общества в Российской Федерации, получивших название «некоммерческий (третий) сектор». Особенностью их правового статуса при всей отдаленности от решения задач по осуществлению публичной финансовой деятельности является то, что, с одной стороны, они могут выступать стороной в финансовых отношениях: налоговых, кредитных, по использованию финансовых льгот и т.п., с другой - необходимы государству, так как становятся активными его «помощниками», решая задачи по стимулированию налоговой, финансовой политики; выступая с инициативой по изменению финансового законодательства; создавая благоприятные условия для развития других субъектов финансового права.
- В силу предоставленного бюджетным учреждениям в установленных законом случаях права на осуществление предпринимательской деятельности и в целях улучшения их финансирования и эффективной реализации особенностей финансово-правового статуса, связанных с получением внебюджетных денежных средств, представляется возможным сформулировать предложение по внесению дополнения в п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации: после слов «... получать кредиты (займы).» следующего содержания: «Бюджетное учреждение по согласованию с собственником на основании договора вправе расходовать на свои нужды денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности».
- Особенностью финансово-правового статуса индивидуальных субъектов (граждан) в настоящее время является то, что они становятся активными участниками правоотношений. На их финансовую правосубъектность (право-, дее-, деликтоспособность) влияют как социальные (родство, свойство), биологические (возраст, психическое здоровье) признаки, так и индивидуализирующие факторы (фамилия, имя, отчество, место жительства). В качестве основного критерия наступления финансовой дееспособности гражданина должно стать закрепление в федеральном законодательстве 18-летнего возраста, и только в виде исключения (в случаях, строго оговоренных законом) 16-летний возраст как возраст наступления полной финансовой дееспособности.
- С учетом разработанных выше положений финансово-правовой доктрины и в целях эффективного регулирования отношений, связанных с реализацией субъектами российского финансового права своих прав и обязанностей в современном обществе, а также определения перспективной оптимизации концепции о них необходимо принятие Федерального закона «Об основах финансовой деятельности в Российской Федерации», включающего следующие составляющие: - Раздел «Общие положения», охватывающий задачи и принципы публичной финансовой деятельности, основные понятия, финансовое законодательство (его действие в пространстве и времени, соотношение с нормами международного права), основания возникновения финансовых прав и исполнения финансовых обязанностей и т.п.;- Раздел «Публичные субъекты», регламентирующий особенности финансово-правового статуса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и др.;- Раздел «Коллективные субъекты», разделенный на два подраздела, которые должны быть посвящены особенностям финансово-правового статуса: 1) «коллективных субъектов финансового права, обладающих властными полномочиями» и 2) «коллективных субъектов, не связанных с властными полномочиями» и т.д.; - Раздел «Индивидуальные субъекты», устанавливающий их правосубъектность (правоспособность, дееспособность (ее разные виды), деликтоспособность), в том числе и в отношении граждан иностранных государств и с двойным гражданством, а также граждан, его не имеющих;- Раздел «Финансовые правонарушения и ответственность за их совершение», регламентирующий основания наступления финансово-правовой ответственности; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; формы вины; принципы привлечения к ответственности и др. Регулирование рассматриваемых отношений, в том числе и других положений общей части финансового права, в едином федеральном законе будет способствовать более точному его исполнению, позволит избежать ошибок в правоприменительной деятельности.
1.Древаль Л.Н. Финансово-правовое регулирование внебюджетных фондов в Российской Федерации: Монография. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт (ДВЮИ) МВД РФ. 2001. – 5, 8 п.л.
2.Древаль Л.Н. Финансово-правовой статус органов внутренних дел и таможенных органов: Научное издание. – Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2005. – 5, 6 п.л.;
3. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права: Монография. - М.: ИД «Юриспруденция». 2008. – 18,0 п.л.;
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК:
4. Древаль Л.Н. К вопросу о рассмотрении арбитражными судами налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 9. – 0,3 п.л.;
5. Древаль Л.Н. О финансово-правовом статусе органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 1. – 0,4 п.л.;
6. Древаль Л.Н. О дефиниции «субъект финансового права» // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 2. – 0,3 п.л.;
7. Древаль Л.Н., Турчина О.В. К вопросу о формах и методах финансового контроля // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 3. – 0,4 п.л.;
8. Древаль Л.Н. Муниципальные образования в системе публичных субъектов финансового права // Закон и право. 2006. № 8. – 0,3 п.л.;
9. Древаль Л.Н. К вопросу о финансовой компетенции таможенных органов // Закон и право. 2006. № 9. – 0,3 п.л.;
10. Древаль Л.Н., Турчина О.В. К вопросу о совершенствовании налогового контроля // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 8. – 0,3 п.л.;
11. Древаль Л.Н. Граждане как участники финансовых правоотношений // Вестник Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. 2006. № 4. – 0,4 п.л.;
12. Древаль Л.Н. Субъекты финансового права в дореволюционной русской, советской и постсоветской доктрине // История государства и права. 2007. № 17. – 0,6 п.л.;
13. Древаль Л.Н. О финансовой правосубъектности физических лиц // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 4. - 0,6 п.л.;
14. Древаль Л.Н. К вопросу о частных финансах // Закон и право. 2007. № 8. – 0,5 п.л.;
15. Древаль Л.Н. О классификации субъектов финансового права // Закон и право. 2007. № 9. – 0,3 п.л.;
Статьи в общероссийских изданиях и журналах других регионов:
16. Древаль Л.Н. Институт административной юстиции в налоговых правоотношениях // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2002. № 2. – 0,5 п.л.;
17. Древаль Л.Н. Устав муниципального образования г. Хабаровска. Комментарий некоторых статей. – Хабаровск. 1999. – 0,1 п.л.;
18. Древаль Л.Н. К вопросу о предмете, методе и системе финансового права // Финансовое право. 2005. № 2. – 0,4 п.л.;
19. Древаль Л.Н. Налоговая ответственность: некоторые аспекты теории // Вестник ДВЮИ МВД России. 2005. № 2. – 0,3 п.л.;
20. Древаль Л.Н. К вопросу о рассмотрении арбитражными судами налоговых споров // Информационно-аналитическая газета «Налоги». 2006. № 6. – 0,3 п.л.;
21. Древаль Л.Н. Субъекты финансового права: генезис доктрины // Финансовое право. 2007. № 9. – 0,5 п.л.;
22. Древаль Л.Н. О финансово-правовом статусе таможенных органов // Ежегодник МАФП. М., 2006. – 0,5 п.л.;
23. Древаль Л.Н. Субъекты права в трудах ученых и законодательстве стран Дальнего зарубежья // Вестник ДВЮИ МВД России. 2006. № 2 (11). – 0,8 п.л.;
24. Древаль Л.Н., Турчина О.В. К вопросу о формах налогового контроля // Вестник ДВЮИ МВД России. 2006. № 2 (11). – 0,8 п.л.;
25. Древаль Л.Н. Развитие доктрины о субъектах финансового права в 13-20 вв. / Сб. научных трудов. – Хабаровск: ДВИМБП. 2007. – 0,3 п.л.;
26. Древаль Л.Н. О финансовой правосубъектности индивидуальных предпринимателей // Вестник ДВЮИ МВД России. 2007. – 0,4 п.л.;
27. Древаль Л.Н. Сущность финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Научно-методический информационный журнал. – Белгород. 2007. № 3 (7). – 0,6 п.л.;
28. Древаль Л.Н. О коллективных субъектах финансового права // Юридические науки. 2007. № 6 (28). – 0,4 п.л.;
29. Древаль Л.Н., Казначеева Н.Г. Обязательное социальное страхование как составляющая финансовой деятельности российского государства // Вестник ДВЮИ МВД России. 2008. № 1. – 0,4 п.л.;
30. Древаль Л.Н. Об ответственности государства в финансовой сфере: некоторые аспекты // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 4 (23). – 0,4 п.л.;
Статьи, тезисы, опубликованные в материалах общероссийских, международных, научно-практических, межвузовских конференций, семинарах и сессии Европейско-Азиатского правового конгресса:
31. Древаль Л.Н. К вопросу о правовом регулировании внебюджетных фондов / Сб.: Роль органов внутренних дел в усилении борьбы с преступностью в современных условиях. – Хабаровск: ХВШ (Хабаровская высшая школа) МВД РФ. 1996. – 0,3 п.л.;
32. Древаль Л.Н. К вопросу о правовом регулировании внебюджетных фондов местного самоуправления / Сб.: Актуальные проблемы правового регулирования экономических отношений в условиях реформирования. – Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права. 1996. – 0,1 п.л.;
33. Древаль Л.Н. Участие органов внутренних дел в обеспечении налоговых поступлений и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды / Сб.: Совершенствование борьбы с преступностью в условиях Дальнего Востока. – Хабаровск: ХВШ МВД РФ. 1997. – 0,2 п.л.;
34. Древаль Л.Н. Взаимодействие исполнительных органов государственных внебюджетных фондов с Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации по обеспечению страховых взносов / Сб.: Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений в кредитно-финансовой сфере. – Хабаровск: Учебный центр ФСНП РФ по Хабаровскому краю. 1997. – 0,4 п.л.;
35. Древаль Л.Н. О взаимодействии исполнительных органов социальных внебюджетных фондов с налоговыми службами по обеспечению страховых взносов / Сб.: Власть и общество: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия. – Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы (ДВАГС). 1998. – 0,2 п.л.;
36. Древаль Л.Н. Некоторые аспекты реализации права на защиту субъективных прав граждан в административном порядке / Сб.: Деятельность правоохранительных органов и противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ. 2002. – 0,1 п.л.;
37. Древаль Л.Н. К вопросу о совершенствовании налогового законодательства / Сб.: Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях. – Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права (ДВИМБП). 2002. – 0,1 п.л.;
38. Древаль Л.Н. Источники финансирования мероприятий, связанных с устранением чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования, чрезвычайные налоги или добровольные пожертвования / Сб.: Актуальные проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций. Челябинск: Челябинский институт МВД РФ. 2002. – 0,1 п.л.;
39. Древаль Л.Н. К вопросу о правовом регулировании налогов на имущество физических лиц / Сб.: Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе. 2002. – Пенза. – 0,2 п.л.;
40. Древаль Л.Н. К вопросу о правовом регулировании налоговых отношений / Сб.: Проблемы укрепления государственности и обеспечения верховенства закона. – Владивосток: ДВГУ. Юридический институт. 2003. – 0,2 п.л.;
41. Древаль Л.Н. Органы внутренних дел как субъекты налоговых правоотношений / Сб.: Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе. – Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2004. – 0,3 п.л.;
42. Древаль Л.Н. Органы внутренних дел как участники налогового процесса / Сб.: Развитие финансового права в условиях рынка в XXI веке. – М.: МГЮА. 2005. – 0,3 п.л.;
43. Древаль Л.Н. Участие государства в финансовых правоотношениях / Сб.: Современное законодательство: теория и практика. – М.: МГУ. 2006. – 0,3 п.л.;
44. Древаль Л.Н. Некоторые аспекты современного банковского кредитования / Сб.: Актуальные вопросы противодействия преступности в современных условиях: реальность и пути решения. Уссурийск. 2007. – 0,3 п.л.;
45. Древаль Л.Н., Турчина О.В. О правовой регламентации финансового статуса органов государственной власти / Сб.: Проблемы правоприменительной деятельности на Дальнем Востоке. – Южно-Сахалинск. 2007. – 0,4 п.л.;
46. Древаль Л.Н. Финансовая деятельность и финансовая политика / Сб.: Правовая интеграция Европейско-Азиатского региона в условиях глобализации. – Екатеринбург.2007. – 0,4 п.л.;
47. Древаль Л.Н. О роли российской доктрины «Субъекты финансового права» / Сб.: Актуальные вопросы правовой политики в современны условиях. – Хабаровск: ДВИМБП. 2008. – 0,4 п.л.;
48. Древаль Л.Н., Полякова С.А. К вопросу о деятельности акционерных обществ / Сб.: Актуальные вопросы правовой политики в современны условиях. – Хабаровск: ДВИМБП. 2008. – 0,3 п.л.;
49. Древаль Л.Н., Петров А.В. К вопросу о распределении инвестиционных средств / Сб.: Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе. – Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2008. – 0,4 п.л.;
50. Древаль Л.Н. О соотношении публичного и частного интереса в финансовой деятельности / Сб.: Финансовая система России: опыт и перспективы правового регулирования. – Красноярск: Сибирский федеральный университет. Юридический институт. 2008. – 0,5 п.л.;
Учебные пособия, рекомендованные к использованию в учебном процессе МВД России:
51. Древаль Л.Н. Бюджетное право Российской Федерации: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2008. – 7,3 п.л.;
52. Древаль Л.Н., Турчина О.В. Основы налогового права: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2008. – 2,6 (общ. объем 5,6) п.л.;
Иные издания:
53. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Учебно-наглядное пособие. – Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 1999. – 1,8 п.л.;
54. Древаль Л.Н. Основы валютного права: Лекция. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 1999. – 1,4 п.л.;
55. Древаль Л.Н. Правовое регулирование расходов в государстве: Лекция. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2002. – 1,9 п.л.;
56. Древаль Л.Н. Финансовое право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2002. – 11,1 п.л.;
57. Древаль Л.Н. Основы банковского права: Лекция. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2002. – 1,9 п.л.;
58. Древаль Л.Н. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВИМПБ. 2002. – 5,3 п.л.;
59. Древаль Л.Н. Правовые основы аудита: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВИМПБ. 2002. – 5,2 п.л.;
60. Древаль Л.Н. Аудит как один из видов предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2003. – 5,4 п.л.;
61. Древаль Л.Н. Бюджетное право: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2003. – 4,4 п.л.;
62. Древаль Л.Н. Правовое регулирование доходов в государстве: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2003. – 6,9 п.л.;
63. Древаль Л.Н. Налоговое право: вопросы ответственности: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2003. – 2,0 п.л.;
64. Древаль Л.Н. Налоговое право: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВИМПБ. 2004. – 7,4 п.л.;
65. Древаль Л.Н. Правовые основы банковской деятельности, денежного обращения, расчетов: Учебное пособие. – Хабаровск: Хабаровский краевой комитет государственной статистики. 2004. – 3,1 п.л.;
66. Древаль Л.Н., Дерюга Н.Н., Стерлигов А.В., Шмаков В.Н. Российское предпринимательское право: Курс лекций. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2004. – 8,0 (общ. объем 16,5) п.л.;
67. Древаль Л.Н. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности: Лекция. – Хабаровск: Хабаровский краевой комитет государственной статистики. 2004. – 1,7 п.л.;
68. Древаль Л.Н. Налоговое право: вопросы ответственности: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ. 2003. – 2,0 п.л.;
69. Древаль Л.Н. Налогообложение коллективных субъектов предпринимательства: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2004. – 4,9 п.л.;
70. Древаль Л.Н, Древаль С.А. Словарь терминов по финансовому праву, налоговому праву, банковскому праву и дисциплине «Основы аудита». - Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2006. – 1,5 (общ. объем 3,0) п.л.;
71. Древаль Л.Н., Полякова С.А., Турчина О.В. Финансовое право в схемах: Учебно-наглядное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2005. – 2,0 (общ. объем 3,3) п.л.;
72. Древаль Л.Н., Чуликова С.М. Основы аудита: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2008. – 4,0 (общ. объем 5,0) п.л.;
73. Древаль Л.Н., Власов К.А. Основы банковского права: Учебное пособие. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2008. – 2,0 (общ. объем 10,23) п.л.