Научная тема: «ДЕПУТАТ В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»
Специальность: 12.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Под представительной властью в собственном смысле слова следует понимать вид публичной власти (государственной, муниципальной), осуществляемой выборными органами, коллегиальными по составу и порядку выработки и принятия решений, призванными представлять граждан (народ, население) соответствующих политико-территориальных образований при осуществлении всех своих властных полномочий. Только обладающие перечисленными свойствами органы публичной власти могут характеризоваться как представительные органы. В качестве таковых в Российской Федерации выступают Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. В то же время включение в состав представительных органов единоличных выборных органов, как показано в диссертации, не основательно.
  2. Для представительных органов разных уровней власти в современной Российской Федерации характерно в целом системное единство. Оно определяется рядом факторов. Во-первых, единым источником власти, в качестве которого выступает многонациональный народ страны. Во-вторых, единой конституционно-законодательной основой деятельности разных представительных органов власти (в законодательной части ее еще предстоит сформировать). В-третьих, едиными целями, принципами формирования и деятельности представительных органов. В-четвертых, наличием у них единых функций (представительской, правотворческой, контрольной и финансовой). В-пятых, в основном одинаковыми формами их деятельности. Несмотря на единство, система представительных органов публичной власти децентрализована. Разные представительные органы не находятся между собой в отношениях подчинения (не должны находиться). Децентрализованность системы представительных органов власти благотворна, поскольку позволяет обеспечить адекватность представительства интересов различных территориальных коллективов, а в конечном итоге - и многонационального народа страны. В то же время она предполагает взаимодействие органов публичной власти разного уровня на равных в интересах граждан.
  3. Систему представительных органов власти можно охарактеризовать в качестве системы представительной власти, если первую рассматривать не саму по себе, а как ведущее звено представительной системы общества (системы народного представительства). В рамках представительной системы отношения представительных органов, депутатов и граждан (народа, населения) в значительной части опосредуют партии, иные гражданские объединения, средства массовой информации. Эта деятельность должна усиливать, а не подменять прямые отношения депутатов и граждан. Подобный акцент важно обеспечить в правовом регулировании отношений депутатов и политических партий, а также партийных фракций в органах представительной власти.
  4. Отношения граждан (народа, населения) и депутатов, депутатского корпуса представительных органов определяются в своей основе режимом конституционного правонаделения как элементом принципа народовластия. Данный режим имеет два аспекта: правотворческий (конституционное определение основ системы представительной власти, статуса депутатов) и правоприменительный (определение состава представительных органов власти на выборах). Формирование состава Совета Федерации Федерального Собрания РФ, состава тех представительных органов муниципальных районов, которые включают представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов, также отвечают принципу народовластия, только в качестве формы не прямого, а косвенного (опосредованного) волеизъявления граждан.
  5. В рамках взаимодействия граждан (населения, народа) и депутатов конституционному праву граждан быть представленными в органах власти противостоит конституционная обязанность депутатов, депутатского корпуса обеспечивать полноценную реализацию данного права. Названная обязанность депутатов соединяется с их правом на выступление в качестве полномочных представителей граждан (народа, населения). Отсюда вытекает их право на добровольное досрочное сложение депутатских полномочий.
  6. Конституционно-правовой статус депутатов и общедепутатских коллегий представительных органов - самостоятельные, но связанные между собой явления. Такое их соотношение отражает связанность деятельности отдельных депутатов и депутатского корпуса представительных органов власти. С одной стороны, деятельность депутатского корпуса представительного органа выражается в деятельности отдельных депутатов. С другой стороны, деятельность депутатского корпуса не может быть описана как сумма усилий отдельных депутатов. Не только депутаты, но и депутатский корпус в целом выступает в качестве субъекта народного представительства в организационной «оболочке» общедепутатской коллегии представительного органа власти.
  7. В соотношении депутатов, депутатского корпуса и соответствующих представительных органов власти первичным звеном выступают депутаты, депутатский корпус. Представительный орган власти в части обеспечения представительства граждан (населения, народа) - форма объединения на равных депутатов, составляющих его. Для иных органов публичной власти это, как правило, не характерно. Без депутатского корпуса в его правомочном составе представительный орган не может выступать в качестве такового, а, следовательно, и осуществлять свою компетенцию, за исключением прав, обязанностей юридического лица.
  8. Депутатский мандат представляет собой исходящее от граждан в лице избирательного корпуса поручение депутату (депутатам) представлять их интересы при осуществлении законодательно установленных властных функций, соединенное или не соединенное с дополнительными требованиями, адресованными депутатам избирателями (наказы, иные индивидуализированные поручения). Он также предполагает нормативное закрепление того или иного способа взаимоотношений депутата (депутатов) и граждан после выборов. Депутатский мандат следует рассматривать в качестве обобщенной концептуальной основы правовой модели депутатской деятельности, определяющей главное содержание иных ее элементов.
  9. Исходя из того, кто является носителем депутатского мандата, можно выделять мандаты отдельных депутатов и совокупные мандаты. В числе последних мандаты избирательных объединений, депутатского корпуса отдельных представительных органов власти, мандат депутатского корпуса страны в целом. Исходя из содержания депутатского мандата, можно выделять императивный, свободный и полусвободный депутатские мандаты. Все названные виды мандатов проанализированы в диссертации с опорой на законодательство, практику его применения, имеющиеся научные разработки.
  10. Действующее в Российской Федерации законодательство позволяет характеризовать как полусвободный не только индивидуальный депутатский мандат, но и такие виды совокупного мандата, как мандат избирательных объединений, сформировавших фракции в представительных органах власти, мандат общедепутатских коллегий представительных органов власти.
  11. Связанность позиции депутата позицией партии, фракции, определяемую партийной, фракционной дисциплиной, следует в юридической плоскости рассматривать не как отдельный партийный мандат депутата, а в качестве одного из средств ограничения свободного депутатского мандата, превращения его в полусвободный мандат. Цель данного средства (в идеале) - повышение эффективности прямых и обратных связей депутатов и граждан. Названная связанность не может подменять базовую связь депутата с избирателями его отношениями с руководством фракции, партии.
  12. Конституционно-правовой статус депутата выступает элементом общей правовой модели депутатской деятельности. Указанная модель наряду с данным статусом включает в себя: 1) депутатский мандат; 2) цели, принципы депутатской деятельности; 3) правосубъектность депутата; 4) основания приобретения и прекращения статуса депутата; 5) ограничения для депутатов по осуществлению той или иной деятельности, занятию тех или иных должностей.
  13. В конституционно-правовом статусе депутата как системном образовании выделяются следующие элементы: 1) принципиальное место депутата в представительном органе власти (депутатская должность); 2) права и обязанности депутата, реализуемые при осуществлении им индивидуально или коллективно властных полномочий; 3) гарантии депутатской деятельности; 4) конституционно-правовая ответственность депутата. Именно эти элементы непосредственно определяют поведение депутата.
  14. Конституционно-правовой статус депутата включает в себя два уровня: первый (определяющий) - место депутата в представительном органе власти. На втором уровне в конституционно-правовом статусе депутата располагаются все иные его элементы. Однако главное место среди них занимают права, обязанности депутата, непосредственно обеспечивающие его включение в осуществление властных полномочий и представление интересов граждан (народа, населения). Остальные элементы этого уровня (гарантии, ответственность) носят дополнительный, вспомогательный характер.
  15. Конституционно-правовой статус депутата является конкретизацией конституционно-правового статуса гражданина. Права, обязанности депутата - модификация основных прав и свобод, прежде всего политических. В диссертации данная модификация показана на конкретных примерах. Сам конституционно-правовой статус депутата конкретизируется в иных специальных статусах, обладание которыми предполагает обладание депутатским мандатом (член фракции, комитета, комиссии, т.п.).
  16. Конституционно-правовой институт статуса депутата (депутатской деятельности) входит в парламентское право как составную часть конституционного права. Нормы данного института закрепляют конституционно-правовой статус депутата, иные элементы общей правовой модели депутатской деятельности, определяют порядок депутатской деятельности.
  17. Права, обязанности депутатов по сфере осуществления подразделяются на права, обязанности депутатов в представительном органе (учредительные, организационные, контрольные) и их права, обязанности в отношениях с гражданами, что нашло отражение в действующем законодательстве о статусе депутатов. По субъектам данные права делятся на три группы: а) индивидуальные (права, обязанности отдельных депутатов); б) коллективные (групповые), реализуемые в составе тех или иных депутатских формирований; в) общеколлегиальные, реализуемые в составе представительного органа власти в целом. Все названные группы прав проанализированы в диссертации.
  18. Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, средства, способы, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности. Цель гарантий заключается в защите депутата и в стимулировании его к эффективной работе на благо граждан, что предполагает гарантирование не только прав, но и обязанностей. Имеются в виду те права, обязанности депутата, которые непосредственно связаны с его участием в осуществлении властных функций. Гарантии выступают также в качестве соответствующих обеспечительных правоотношений. Эти отношения, дополняя друг друга, образуют соответствующий обеспечительный правовой режим, позволяющий увидеть общую картину правовой обеспеченности (или необеспеченности) депутатской деятельности.
  19. Гарантии депутатской деятельности содержательно включают в себя две группы. Первая - это условия, обеспечивающие эффективное осуществление депутатской деятельности (общие гарантии). Вторая - это средства, способы, непосредственно обеспечивающие осуществление депутатских полномочий (специальные гарантии). В качестве общих гарантий в диссертации представлены политические, экономические и правовые условия, общие не только для депутатов, но и для иных субъектов политической системы, общества в целом. В силу этого они, строго говоря, не входят ни в конституционно-правовой статус депутата, ни в общую правовую модель депутатской деятельности. Специальные гарантии по функционально-целевому основанию, а также в зависимости от конкретных средств и способов обеспечения депутатской деятельности подразделены на три основные группы: организационные, социально-экономические и собственно юридические гарантии, каждая из которых получила раскрытие в диссертации.
  20. Конституционно-правовая ответственность депутата включает в себя два аспекта: позитивно-проспективный и негативно-ретроспективный. Первый предполагает положительную оценку депутатской деятельности, закрепляя ответственно-правомерный стереотип деятельности и обеспечивая добровольное должное поведение депутата (в диссертации данный аспект ответственности отнесен к сфере общих гарантий депутатской деятельности). Второй аспект предполагает негативную оценку действий депутата, образующих конституционно-правовой деликт и влекущих применение к нему нормативно предусмотренных санкций. Негативная конституционно-правовая ответственность по природе близка юридическим гарантиям, однако имеет и существенное от них отличие. Если гарантии призваны обеспечить повседневную положительную деятельность депутатов, то негативная конституционно-правовая ответственность направлена на пресечение возможного противоправного поведения депутата. Сказанное заставляет обособлять гарантии и ответственность в конституционно-правовом статусе депутатов. В диссертации системно раскрыты имеющиеся и возможные меры конституционно-правовой ответственности депутатов.
  21. В диссертации сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность депутатов, в частности, приведены доводы в пользу принятия рамочного федерального закона, нацеленного на закрепление основ правового положения депутатов представительных органов власти, который бы дополнялся законами о правовом статусе депутатов отдельных уровней власти или отдельных представительных органов власти.
Список опубликованных работ
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования научных результатов диссертаций

1.Карасев А.Т. Права и обязанности в структуре конституционно-правового статуса депутата: вопросы ограничений и классификации //Вестник Челябинского госуниверситета.- 2009. Серия «Право». Вып. 19 (0,4 п.л.)

2.Карасев А.Т. Теоретические аспекты понятия и системы гарантий депутатской деятельности //Вестник Московского университета МВД РФ.- 2009.- № 3 (0,7 п.л.)

3.Карасев А.Т., Морозова А.С., Савоськин А.В. Представительная власть как вид публичной власти // Вестник Московского университета МВД РФ.- 2009.- №6 (0,5 п.л.)

4.Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // История государства и права. 2008.- №18 (0,6 п.л.)

5.Карасев А.Т. Ответственность депутатов представительных органов власти: особенности установления и реализации // Российский юридический журнал.- 2008.- №6 (0,6 п.л.)

6.Карасев А.Т. Особенности формирования государственной власти в федеративных государствах // Вестник Челябинского государственного университета.- 2008.- № 2. Направление «Право». Вып. 15 (0,35 п.л.)

7.Карасев А.Т. Проблемы понятия и структуры конституционно-правового статуса депутата // Вестник Челябинского государственного университета.- 2008.- №2. Направление «Право». Вып. 14 (0,35 п.л.)

8.Карасев А.Т. Отзыв в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал.- 2007. -№ 2 (0,1 п.л.)

9.Карасев А.Т. Особенности правового статуса депутатов первого российского парламента // Вестник Южно-Уральского госуд. университета.-2006.- №13 (68). Серия «Право». Вып. 8. Т. 2. (0,3 п.л.)

10.Карасев А.Т., Савоськин А.В. Представительная (законодательная) власть в системе разделения властей в РФ (общая характеристика) // Вестник Южно-Уральского госуд. университета. 2006. № 13 (68). Серия «Право». Вып. 8. Т. 2 (0,5 п.л.)

11.Карасев А.Т., Андреев А.В. Представительная власть в субъектах РФ: общее и особенное // Правоведение.- 2003. -№1 (0,3 п.л.)

12.Карасев А.Т., Федоров Р.В. К вопросу о гарантиях как составных элементах конституционно-правового статуса личности // Российский юридический журнал.- 2004.- № 2 (0,3 п.л.)

Монографии, учебники, учебные пособия:

13. Карасев А.Т. Депутат в системе представительной власти (конституционно-правовое исследование) Монография. Екатеринбург.- 2009. (22,0 п.л.)

14. Карасев А.Т., Савоськин А.В. Представительная (законодательная) власть России: конституционно-правовое исследование. Монография. Екатеринбург.- 2008 (9,0 п.л.)

15.Карасев А.Т. (в соавт.: А.Н. Кокотов, И.В. Захаров, О.А. Кожевников, А.Н. Романов, В.И. Русинов, В.Ю. Русинова, В.Ш. Шайхатдинов ). Муниципальное право России. Учебник. /Под ред. А.Н. Кокотова. - М., «Высшее образование». 2008. (26,46/1,0 п.л.).

16.Карасев А.Т. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. Екатеринбург. 2004 (9,0 п.л.)

17. Карасев А.Т., Андреев А.В. Представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации (общая характеристика). Монография. Екатеринбург.- 2004 (4,8 п.л.)

18.Карасев А.Т. Конституция Российской Федерации (основные положения и их характеристика). Учебно-методическое пособие. Екатеринбург.- 1998. (3,2 п.л.)

19.Карасев А.Т. Конституционное право Российской Федерации (общая характеристика основных положений). Екатеринбург, 1998 (2,8 п.л.)

20.Карасев А.Т. Основы конституционного права Российской Федерации. Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург. 1997 (2,7 п.л.)

21.Карасев А.Т. Конституционное право Российской Федерации. Схемы и определения.- Екатеринбург. 1997 (2,0 п.л.)

22.Карасев А.Т. Конституция Российской Федерации. Лекции. -Екатеринбург. 1996 (3,5 п.л.)

23.Карасев А.Т. Основы конституционного права. Учебное пособие.- Екатеринбург. 1995 (3,7 п.л.)

24.Карасев А.Т. (в соавт.: В.В. Перфильев, А.И. Потапов, Д.А. Ягофаров). Основы государства и права (пособие для поступающих в ВУЗы МВД РФ). Екатеринбург. ЕВШ МВД РФ. 1994 (5,4 п.л. / 1,0 п.л.)

25.Карасев А.Т. (в соавт.: С.В. Кодан, Д.А. Ягофаров). Основы государства и права. Пособие для поступающих в ВУЗы. Екатеринбург. 1993 (4,2 п.л. / 1,0 п.л.)

Иные научные статьи и публикации:

26.Карасев А.Т. Влияние статуса членов Совета Федерации Федерального Собрания на представительную природу палаты и ее положение в отношениях народовластия // Проблемы реформирования российской государственности (к 15-летию Конституции РФ). Всероссийская конференция. (Екатеринбург, 2 декабря 2008 г.) Екатеринбург.- 2009.(0,6 п.л.)

27.Карасев А.Т. Представительная власть как форма реализации прав гражданина на местное самоуправление // Актуальные проблемы права России и стран СНГ. 2008. часть 1. Материалы Х Международной научно-практической конференции 3-4 апреля 2008 г. Челябинск.- 2008. Южно-Уральский госуд. университет (0,5 п.л.)

28.Карасев А.Т. Представительная власть как форма реализации права граждан на народное представительство // Права человека: регулирование, реализация, защита: Материалы региональной конференции.(14 декабря 2007г.) Екатеринбург.- 2008 (0,4 п.л.)

29.Карасев А.Т. Организационно-правовые вопросы участия территориального общественного самоуправления в деятельности муниципальных образований // Экономико-правовые проблемы и перспективы развития Уральского региона: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. Изд-во УрО РАН.- 2006 (0,2 п.л.)

30.Карасев А.Т., Зенченков А.В. Принципы и формы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2005: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Челябинск. 7-8 апреля 2005 г.) Челябинск.- 2005. часть 1 (0,4 п.л.)

31.Карасев А.Т., Андреев А.В. Представительная власть в субъектах //Вестник Южно-Уральского госуниверситета. Челябинск.- 2005.- Серия «Право». Вып. 6. № 8 (48) (0,4 п.л.)

32.Карасев А.Т. Представительная (законодательная) власть в конституционном механизме государственной власти // Конституционное развитие России: история и современность: тезисы докладов. Всероссийская конференция. Екатеринбург.- УрАГС.- 2003 (0,2 п.л.)

33.Карасев А.Т., Жилина М.Л. Ограничение политических прав и свобод граждан РФ как институт конституционного права //Сборник научных статей к 10-летию Конституции РФ. Екатеринбург. Изд-во УрЮИ МВД РФ 2003 (0,4 п.л.)

34.Карасев А.Т., Холодилова Е.А. О законотворческом процессе в субъектах РФ // Российский юридический журнал.- 2003. № 1 (0,1 п.л.)

35.Карасев А.Т., Савоськин А.В. Становление парламентаризма в России (октябрь 1905 – июнь 1905 г.г.) // Российский юридический журнал.- 2002. №4. (0,3 п.л.)

36.Карасев А.Т. Права и свободы человека и гражданина в контексте построения правового государства (проблемы реализации) //Сборник материалов региональной научно-практической конференции 20 ноября 2001 г. «Права и свободы человека в современном мире». Красноярск.- 2001 (0,2 п.л.)

37.Карасев А.Т. Некоторые аспекты территориальной основы местного самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ».- Екатеринбург.- 2001 (0,2 п.л.)

38.Карасев А.Т., Андреев А.В. Рецензия на монографию В.А. Лебедева «Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ» // Российский юридический журнал.- 2001. №4. (0,2 п.л.)

39.Карасев А.Т. Права человека и гражданина и местное самоуправление //Сборник «Тезисы выступлений участников круглого стола 9-13 июня 1999г. Ассоциации, центры и клубы ЮНЕСКО: Демократия и права человека. 5 Всемирный конгресс ВФАК ЮНЕСКО.- Екатеринбург.- 1999 (0,2 п.л.)

40.Карасев А.Т., Белослудцев В.И., Зайко Т.М., Зимин А.В. Правовой контроль за соблюдением основных прав и интересов граждан и юридических лиц в практике различных государств. Научно-аналитические материалы.- Екатеринбург. Изд-во УрЮИ МВД РФ.- 1999 (6,5 п.л.)

41.Карасев А.Т. Права человека и правовое государство: общая оценка, проблемы реализации //Сборник «Региональный Уполномоченный по правам человека: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной конференции 27-29 октября 1998г.- Екатеринбург.- 1998 (0,4 п.л.)

42.Карасев А.Т. Рецензия на Комментарий к Конституции РФ (под общей ред. Ю.В. Кудрявцева) М., 1996 //Российский юридический журнал.- 1997. №3. (0,1 п.л.)

43.Карасев А.Т., Ягофаров Д.А. Современный российский конституционализм в контексте разделения властей: общетеоретический подход //Материалы научно-практической конференции «Конституционализм в России: новая история, современность».- Екатеринбург. Изд-во УрГУ им. А.М. Горького.- 1996 (0,3 п.л.)

44.Карасев А.Т. Права депутатов и деятельность органов внутренних дел (конституционно-правовой аспект) //Материалы межреспубликанской конференции «Права человека и деятельность органов внутренних дел».- Екатеринбург., 1993. (0,3 п.л.)

45.Карасев А.Т. Депутатские группы и органы внутренних дел: Особенности взаимодействия в условиях правового государства // Вопросы совершенствования нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. Уфа.- 1991 (0,5 п.л.)

46.Карасев А.Т. Местные Советы в условиях дальнейшего углубления реформы политической системы // Политическая агитация.- 1990. № 5 (0,35 п.л.)

47.Карасев А.Т. Депутат и избиратели в системе социалистического самоуправления народа //27 съезд КПСС и повышение эффективности конституционного регулирования. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. СЮИ.- 1988 (0,4 п.л.)

48.Карасев А.Т., Блохина В.Г. К вопросу о гарантиях депутатской деятельности // Советы народных депутатов.- 1988.- № 10 (0,2 п.л.)

49.Карасев А.Т., Югов А.А. Народный депутат: понятие и основные черты //Советское народное представительство. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. СЮИ.- 1984 (0,4 п.л.)

50.Карасев А.Т., Бахрах Д.Н. В центре исследования – исполком //Советы народных депутатов.-1983.-№ 9. (0,2 п.л.)

51.Карасев А.Т. Понятие и сущность организационно-политических гарантий депутатской деятельности //Вопросы государства, права и социального управления. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. СЮИ.- 1983 (0,25 п.л.).