- На современном этапе развития система обеспечения коллективной безопасности представляет собой взаимосвязанную совокупность следующих элементов: - политико-правовых институтов (институциональных механизмов) коллективной безопасности, существующих в трех организационных формах: универсальной (ООН), в форме региональных соглашений и организаций (созданных и функционирующих в соответствии с гл. VIII Устава ООН), в форме соглашений о коллективной обороне (созданных в соответствии со ст. 51 Устава ООН);- политико-правовых режимов обеспечения безопасности (режим мирного разрешения международных споров; режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный с использованием вооруженных сил; режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил; режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений; режим международного контроля; меры по укреплению доверия);- общепризнанных принципов и норм международного права. С учетом содержания международно-правовые принципы, реализуемые непосредственно в сфере коллективной безопасности, можно разделить на общие (основополагающие) и специальные. Среди специальных принципов: принцип неделимости международного мира и безопасности, принцип разоружения, принцип равной и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, принцип запрещения пропаганды войны.
- В силу глобального характера угроз, стоящих сегодня перед миром, обеспечение безопасности любого государства, даже самого сильного как в военно-политической, так и социально-экономической сфере, возможно только в рамках принятия коллективной стратегии, основанной на строгом следовании нормам и принципам международного права при однородном толковании их содержания и понимании их взаимосвязи. Выработать и принять коллективную стратегию в европейском регионе целесообразно при участии уже созданных и функционирующих региональных организаций, таких как ОБСЕ, ОДКБ, НАТО и ряда других. Нормативно закрепить единую коллективную стратегию безопасности может новый договор о Европейской безопасности.
- В современных условиях практически каждая страна мира разрабатывает и активно реализует собственную концепцию национальной безопасности. Многие из них похожи, но, безусловно, имеют свою специфику. Проведенный анализ российских концепций и доктрин показывает, что несмотря на общий прогрессивный характер данных документов, они имеют ряд спорных и противоречивых положений, которые требуют доработки. В частности, Военная доктрина РФ как доктрина «переходного периода» требует пересмотра в целях большего соответствия ее положений современным изменившимся реалиям как внутриполитической жизни российского государства, так и динамики развития международных отношений. Недопустимой для Военной доктрины России как постоянного члена Совета Безопасности ООН является значимость механизмов ООН и других международных институтов (ОДКБ, ШОС, например), которые в случае возникновения вооруженного конфликта и даже на стадии угрожающего периода рассмотрены в указанном документе на самом последнем месте. При этом использование возможностей ООН и других международных организаций допускается только на ранних стадиях восстановления безопасности и мира, что не вполне соответствует положениям Устава ООН, рассматривающим обращение к соответствующим механизмам как обязательное условие.
- Не лишенной проблемных аспектов является и сама всеобъемлющая институциональная система обеспечения коллективной безопасности под эгидой ООН. До настоящего времени механизмы обеспечения коллективной безопасности, созданные в ООН, не были реализованы в полном объеме, а многие из них были искажены в связи с обструкцией в деятельности главного органа, ответственного в этой сфере, - Совета Безопасности ООН. Основная часть операций по принуждению к миру проходит во внеуставном порядке. Необходимо вернуть данную деятельность государств и их альянсов в четкое правовое поле, активизировав усилия по реформированию состава и структуры Совета Безопасности ООН, по созданию международно-правовых документов, регламентирующих способы и порядок проведения операций по поддержанию и принуждению к миру. Одним из первостепенных шагов по данной проблематике может стать реанимирование положений Устава ООН, касающихся Военно-штабного комитета. На региональном уровне, в первую очередь на европейском, в соответствии с п. 4 ст. 47 Устава ООН можно воспользоваться возможностью создания региональных подкомитетов ВШК. При наличии соответствующего решения Совета Безопасности ООН подобные подкомитеты ВШК примут на себя функции реализации всей совокупности действий и мер по возможному принуждению к миру с использованием вооруженных сил в соответствующем регионе. Региональные подкомитеты при наличии полномочий от Совета Безопасности ООН будут осуществлять использование войск и подразделений, представленных региональными организациями и командование ими при проведении соответствующих операций.
- Идея о реформировании ООН не является проблемой современности и существует практически с начала деятельности Организации, однако ни к каким результатам всевозможные инициативы, проводимые в этой сфере, за последние несколько десятилетий не привели. В связи с необходимостью изменения Устава ООН при изменении состава постоянных членов Совета Безопасности и учитывая диаметрально противоположные позиции государств - членов ООН по данному вопросу, реализация данного аспекта реформы невозможна. Реформировать ООН необходимо без изменений в Уставе ООН (без применения механизмов ст. 108 и 109 Устава ООН). Изменения в составе и структуре Совета Безопасности ООН не должны являться основным направлением реформы, которая должна быть главным образом сконцентрирована на повышении эффективности деятельности и обеспечении главной роли Совета Безопасности ООН в вопросах коллективной безопасности через создание дополнительных институциональных и организационных возможностей.
- Современная институциональная система региональных организаций коллективной обороны (ОДКБ, НАТО и др.), созданных на основе ст. 51 Устава ООН, не подкрепляет должным образом регламентированную в рамках ООН институциональную систему всеобъемлющей безопасности и не является достаточно эффективной с глобальной точки зрения, так как безопасность в современном мире неделима. Снять существующие несоответствия в определенной степени возможно путем институциональной координации данных региональных организаций. На европейском континенте, в частности, целесообразно было бы учреждение Совета европейской безопасности, в который могли бы войти представители наиболее влиятельных региональных организаций. В компетенцию Совета входило бы рассмотрение принципиальных вопросов, связанных с реализацией соответствующими региональными организациями своих полномочий по обеспечению безопасности, особенно при возникновении любого спора или ситуации, которая может угрожать стабильности и безопасности, либо в случае непосредственной угрозы стабильности и безопасности в регионе. Учреждение подобной структуры создало бы предпосылки для эффективного взаимодействия, сотрудничества и координации, исключило дублирование возможностей и действий данных структур по вопросам региональной безопасности.
- Создание структуры по проблемам безопасности, включающей представителей влиятельных региональных организаций было бы целесообразно и на универсальном уровне - Совета региональных организаций при СБ ООН, что позволило бы привлечь к проблемам международной безопасности все государства - и большие и малые через их членство в соответствующих региональных организациях, а также упорядочить сферу и механизмы обеспечения безопасности, применяемые региональными организациями.
- Развитие координации и межгосударственного сотрудничества в рамках таких региональных организаций, как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС в их четком понимании своей вспомогательной роли в соответствии с главной ответственностью СБ ООН, только восполнит существующие недостатки и укрепит современную систему всеобщей безопасности.
- Для соотнесения политико-правового статуса ОДКБ и ШОС с существующими механизмами ООН необходимо внести ряд дополнений в их учредительные акты. В частности, ни одна из этих организаций не характеризует себя как региональная организация в соответствии с гл. VIII Устава ООН (так как это сделано, например, в ОБСЕ - ст. 7 Хартии Европейской безопасности 1999 г.), не фиксирует регион своей ответственности, не имеет ограничений, в том числе географических, по составу членов. Отсутствием данных положений ОДКБ и ШОС существенно ограничивают свой политико-правовой статус, так как неопределенность во взаимоотношениях с ООН формально затрудняет возможность использования данных организаций со стороны ООН в качестве региональных механизмов обеспечения коллективной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН как на стадии мирного разрешения международных споров (ст. 33 Устава ООН), так и на стадии принуждения к миру (ст. 53 Устава ООН).
- Современная доктрина США, а также реализуемая в настоящее время Стратегическая концепция НАТО грубо противоречат Уставу ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Хельсинскому заключительному акту 1975 г. и многим другим правовым нормам, в том числе самому Вашингтонскому договору от 1949 г. Российской Федерации необходимо инициировать в рамках ООН рассмотрение данного вопроса с принятием соответствующих решений и рекомендаций, свидетельствующих об установлении такой противоправной практики и осуждающих ее.
- Политико-правовые соглашения, направленные на установление партнерских отношений со странами НАТО, не дали ощутимых результатов. Ни Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 г., ни Римская Декларация «Отношения Россия - НАТО: новое качество» 2001 г., ни Парижская Хартия для новой Европы 1990 г., ни Хартия европейской безопасности 1999 г. не стали серьезной правовой основой для равноправного, эффективного диалога по проблемам европейской безопасности. В связи с этим России необходимо инициировать заключение нового Договора о европейской безопасности, участниками которого должны стать не НАТО и Россия, а на равных правах наиболее влиятельные региональные организации по проблемам безопасности в Европе.
- Современная ситуация характеризуется увеличением количества внутригосударственных конфликтов вместо межгосударственных, появлением новых угроз безопасности, среди которых ведущая роль принадлежит терроризму, где, как правило, нет государственного субъекта противоправной деятельности. В последние годы международное сообщество и отдельные государства стали уделять больше внимания не только проблеме борьбы с терроризмом как таковым, а направили максимум усилий для преодоления условий, потенциально способствующих появлению терроризма. При этом нужно констатировать, что все эти важные усилия в полной мере не достигнут своих целей, если государствам не удастся решить главные проблемы в этой сфере. Среди таких главных проблем, на наш взгляд, является согласование Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом, принятие которой должно стать прогрессивным, этапным событием создания более безопасного миропорядка. В данном документе необходимо согласование единого универсального определения международного терроризма, закрепление международной судебной юрисдикции по данному составу, определение критериев необходимости и пропорциональности при противодействии международному терроризму в порядке самообороны, четкое согласованное определение условий для возможных превентивных действий.
- С учетом последних изменений в военном строительстве ряда государств, в первую очередь США (продвижение военной инфраструктуры к государственной границе РФ, установка ПРО в Европе и др.), необходимо придать большую актуальность проблемам разоружения и ограничения вооружений, не допустить новой милитаризации, пересмотрев и адаптировав существующие и инициируя новые, главным образом универсальные соглашения в этой сфере. Необходимо восстановить механизмы контроля над обычными вооружениями в Европе, при этом первым шагом на пути возобновления сотрудничества в данном направлении может стать учреждение Европейского регионального регистра по обычным вооружениям.
1. Политико-правовая институциональная система всеобъемлющей и региональной безопасности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 455 с.
2. Международная и региональная безопасность: пути повышения эффективности. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – 247 с.
3. Становление гражданского общества: проблемы и перспективы: коллективная монография. – Казань: Изд-во «Фэн», 2005. – 226 с. (в соавт. с
А.Н. Ершовым, Л.С. Леонтьевой, Н.С. Фатхуллиным и др.).
4. Современные стратегии реформирования Совета Безопасности ООН. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – 200 с.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов докторских диссертационных исследований
5. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ и создание региональной системы коллективной безопасности // Вестник КГТУ. – 2006. – № 6, ч. 2. – С. 138–142.
6. Угрозы региональной безопасности на территории СНГ и пути их предотвращения // Закон и право. – 2007. – № 8. – С. 5–8.
7. Международно-правовые и геополитические аспекты расширения НАТО в зоне ответственности СНГ// Ученые записки Казанского государственного университета. – Казань, 2007. – Т. 149, кн. 6. – С. 337–342. – Серия «Гуманитарные науки».
8. Проблемы развития межгосударственного сотрудничества России и НАТО // Государственная служба. – 2008. – № 1 (51). – С. 71–75.
9. Российская концепция национальной безопасности: проблемы и пути модернизации // Право и политика. – 2008. – № 6 (102) – С. 1364–1368.
10. Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право. – 2008. – № 8. – С. 7–9.
11. Политико-правовые концепции и доктрины Российской Федерации в сфере международной безопасности и международное право // Право и политика. – 2008. – № 11 (107). – С. 2697–2702.
Научные статьи и материалы докладов на конференциях
12. Реформа Совета Безопасности ООН – стратегическая задача России // Российский ежегодник международного права. – СПб., 2002. – С. 340–344.
13. Россия в современной архитектуре международной и региональной безопасности // Российский ежегодник международного права. – СПб., 2003. – С. 203–206.
14. Геополитические и международно-правовые аспекты государственной политики Российской Федерации на современном этапе // Современные проблемы развития государственного и муниципального управления: материалы науч.-практ. конф. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – С. 205–211.
15. Проблемы соотношения международно-правовых принципов территориальной целостности суверенного государства и права наций на самоопределение // Становление гражданского общества и демократической политической системы в РФ: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (октябрь, 2002 г., Казань). – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – С. 106–109.
16. Современные подходы к реформе состава и структуры Совета Безопасности ООН как одной из ключевых проблем внешней политики // Ученые записки Института государственной службы при Президенте РТ. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – С. 193–209.
17. Актуальные правовые аспекты конституционной реформы в России // Становление демократического государства и конституционная реформа РФ: материалы «круглого стола». – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 36–42.
18. Проблема развития личности, профессионала и гражданина в контексте высшего юридического образования // Модернизация высшей школы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы: материалы Респ. форума (27 апр. 2007 г.). – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С. 168–171.
19. Расширение НАТО: форма интеграции Европы или американская экспансия? // Модель социально-экономического и политического развития современной России. Проблемы и перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 16–21.
20. Региональное сотрудничество России по вопросам безопасности в Центральной Азии и на Дальнем Востоке // Россия и регионы в XXI веке: проблемы и перспективы развития законодательства и правоприменительной практики: материалы II Междунар. науч.-практ. конф.; сост.: Р.А. Саккулин, С.А. Алексеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. – С. 108–115.
21. Эволюция стратегий НАТО к евро-атлантической безопасности как потенциальная угроза национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. – № 3. – С. 100–108.
22. Вхождение России в единое европейской образовательное пространство: проблемы и перспективы // Подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в раках Болонского процесса: материалы XX Междунар. ежегодной конф. Европейской сети учебных заведений для местных и региональных властей при Совете Европы. – СПб.: СЗАГС, 2007. – С. 121–126 (на рус. яз.), с. 126–137 (на англ. яз.).
23. Проблемы международной безопасности Российской Федерации в условия построения открытого общества // Информатизация государственного и муниципального управления: опыт, проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф. (2 апреля 2008 г.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – С. 14–18.
24. Безопасность России в свете стратегий НАТО на дальнейшее расширение // Регионы России: власть и общество в условиях социальных рисков. Проблемы безопасности: сб. науч. ст. и сообщений: в 2 ч. / сост. и отв. ред. Л.А. Бурганова, А.Р. Тузиков. – Казань: Изд-во Казан. гос. технологического ун-та, 2008. – Ч. 1. – С. 181–187.
25. Актуальные проблемы юридического образования в контексте создания единого европейского образовательного пространства // Актуальные проблемы подготовки специалистов в юридическом вузе: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 26–27 марта 2008 г.) / отв. ред. А.С. Зинина, И.Б. Петрунина; КЮИ (ф) ГОУ ВПО РПА Минюста РФ. – Казань: Изд-во «Бриг», 2008. – С. 19–24.
26. Пути повышения эффективности ОБСЕ в обеспечении региональной безопасности на современном этапе // Современные проблемы развития международного и конституционного права: материалы Междунар. конф., посвящ. памяти проф. Д.И. Фельдмана. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – С. 17–23.
27. Политико-правовые концепции Российской Федерации в сфере обеспечения международной безопасности, их положение в правовой системе и соотношение с нормами международного права // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: сб. науч. тр. – Казань: ООО «Офсет-сервис», 2009. – Вып. IV. – С. 102–108.
28. Проблемы реализации принципов международного права в системе обеспечения международной безопасности // IX Международные Лихачевские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2009.
Учебные и учебно-методические пособия
29. Правоведение: учеб.-метод. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – 20 с.
30. Конституционное право: учебное пособие для ФГМУ, очная форма обучения. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 23 с.
31. Конституционное право: учебное пособие для ФГМУ, заочная форма обучения. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 20 с.
32. Конституционное право: учебное пособие для факультет переподготовки. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 10 с.
33. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 31 с.
34. Международное право: учеб.-метод. пособие для студентов ФГМУ(очная форма). – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 36 с.
35. Международное право: учеб.-метод. пособие для студентов ФГМУ(заочная форма). – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 36 с.
36. Международное право: учеб.-метод. пособие для факультета переподготовки. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 20 с.
37. Политико-правовые институты национальной и коллективной безопасности: учебно-методическое пособие спецкурса для факультета переподготовки. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 38 с.