Научная тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Смысл концепции «эмоциональная атмосфера общества» состоит в объединении в единую систему наличествующих в обществе эмоций и настроений, которые «окутывают» членов данного общества. Понимаемая таким образом, эмоциональная атмосфера общества является элементом социальной реальности, существенным образом влияющим на политическое поведение на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях. Это влияние осуществляется в процессе взаимодействия эмоциональной атмосферы с другими элементами социальной реальности, которые Р. Мертон свел в свое время в два блока, назвав культурной и социальной структурами общества.
  2. К рассмотренным в диссертации основным факторам формирования эмоциональной атмосферы общества относятся: (а) свойство человека «заражаться» чужими эмоциями; (б) события, процессы и социальные институты-«настройщики» (термин Г. Тарда), то есть источники психологических стимулов, действующие одновременно на все общество или на его значительную часть и работающие в качестве синхронизаторов настроений членов общества; (в) факторы, «ответственные» за неоднородность эмоциональной атмосферы (сложные виды восприятия, идентичности и т.д.). Факторы формирования эмоциональной атмосферы общества могут быть операционализированы и описаны в научных терминах.
  3. По мнению автора диссертации, в состав минимального набора компонент эмоциональной атмосферы общества в первом приближении могут быть включены: общая удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью ; оптимизм / пессимизм; чувство уверенности / неуверенности в себе; уровень агрессивности (интенсивность агрессивных эмоций); уровень тревожности (интенсивность тревог, страхов); интенсивность социальной идентичности / уровень доверия к социуму в целом. Большинство компонент и системных характеристик эмоциональной атмосферы общества поддается количественной оценке с помощью показателей, получаемых путем социологических опросов. Концепция эмоциональной атмосферы общества достаточно легко согласуется с теорией рационального поведения homo politicus´а и может помочь реалистичнее разграничить состояния общества, в которых применение этой теории не вызывает сомнений, и состояния, при которых ее использование требует существенной осторожности и оговорок.
  4. Компонентами агрессивной составляющей эмоциональной атмосферы общества в диссертации предлагается считать:- с содержательной точки зрения - негативные эмоции, имеющие в качестве мотивационной компоненты установку на нападение (в отличие от установки на бегство); примерами таких эмоций могут служить гнев, зависть, обида, отвращение, презрение;- по критерию продолжительности - и краткие, импульсивные эмоциональные реакции, и достаточно длительные эмоциональные состояния (настроения), составляющие эмоциональный фон поведенческой агрессии.
  5. К числу важнейших факторов, определяющих динамику агрессивной составляющей эмоциональной атмосферы общества, относятся фрустрационные процессы. Предлагаемый в диссертации понятийный аппарат позволяет описать эти процессы как выход величины разрыва между уровнем притязаний («хочу») и уровнем ожиданий («могу») за верхнюю границу некоторой принятой в данном обществе нормы - верхнюю границу ситуации «принятия вызова». При политологическом исследовании агрессивности общества целесообразно разграничивать два вида фрустрационных процессов, различающихся по базовым условиям и механизмам развертывания - токвилев и стрессовый процессы. В терминах, предлагаемых в диссертации, токвилев процесс может быть описан как результат опережающего роста уровня притязаний («хочу») относительно уровня ожиданий («могу»), происходящего на фоне роста уровня достижений («имею»). Стрессовый процесс представляется следствием ускоренного снижения уровня ожиданий («могу») по сравнению с уровнем притязаний («хочу»), происходящего на фоне снижения уровня достижений («имею»).
  6. Гипотетическая модель развертывания и торможения токвилевых и стрессовых процессов такова. Склонность сообщества к тому или иному виду фрустрационных процессов связана с развитостью/неразвитостью в нем достижительного поведения: в сообществах с развитым достижительным поведением вероятность развертывания стрессового процесса заметно превышает вероятность развертывания токвилевого процесса; в сообществах со слабым развитием достижительного поведения соотношение вероятностей развертывания этих процессов будет обратным. Развитость/неразвитость достижительного поведения является коррелятом зрелости/незрелости «современной (индустриальной)» (по Р. Инглхарту) культуры. Это, в частности, означает, что в зрелых индустриальных обществах рост массовой агрессивности более вероятен при ухудшении экономической ситуации и менее вероятен в условиях ее улучшения. Между тем, в сообществах, находящихся на начальных этапах модернизации или выхода из тоталитаризма, будет иметь место обратная ситуация: здесь рост массовой агрессивности более вероятен на фоне улучшения экономической ситуации и менее вероятен на фоне ее ухудшения. Учет данного обстоятельства важен при решении задач прикладного политического анализа и прогнозирования.
  7. Приведенные в диссертации данные различных социологических исследований и статистические показатели:- свидетельствуют о том, что современное российское общество характеризуется относительной неразвитостью достижительного поведения (по сравнению, например, со странами «Большой семерки») и склонностью к токвилевым/несколнность к стрессовым фрустрационным процессам;- говорят в пользу гипотезы о зависимости характера фрустрационного процесса от уровня зрелости достижительного поведения.
Список опубликованных работ
Публикации в журналах, входящих в список ВАК

1.Насколько мы готовы к демократии? (Статья 1) // Рабочий класс и современный мир (с 1991 – ПОЛИС). 1989. № 4. (0,5 п.л.)

2.Насколько мы готовы к демократии (Статья 2) // Рабочий класс и современный мир (с 1991 – ПОЛИС). 1990. № 2. (0,5 п.л.)

3.Освобождаясь от авторитаризма // ПОЛИС. 1991. № 1. (0,5 п.л.)

4.О судьбе перестройки в СССР // ПОЛИТИЯ. 2001. № 5. Соавт.: Бунин И.М. (1,0 п.л.; личный вклад автора – 0,5 п.л.)

5.Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования. Статья 1 // Общественные науки и современность. 2007. № 2. (0,8 п.л.)

6.Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования. Статья 2 // Общественные науки и современность. 2007. № 3. (0,7 п.л.)

7.Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования. Статья 3 // Общественные науки и современность. 2007. № 4. (0,7 п.л.)

8.Динамика массовой агрессивности в сообществах с различным уровнем развития достижительного поведения. Статья 1 // Общественные науки и современность. 2008. № 4. (0,8 п.л.)

9.Динамика массовой агрессивности в сообществах с различным уровнем развития достижительного поведения. Статья 2 // Общественные науки и современность. 2008. № 5. (0,8 п.л.)

Книги

10.Партийная система в России в 1989-1993 годах: опыт становления. – М.: Начала Пресс, 1994. Соавт.: Салмин А.М., Бунин И.М., Капелюшников Р.И. (4 п.л.; личный вклад автора – 1,0 п.л.)

11.Средний класс в России: количественные и качественные оценки. – М.: ТЕИС, 2000. Соавт.: Авраамова Е.М., Григорьев Л.М. и др. (18 п.л.; личный вклад автора – 2 п.л.)

12.Второй срок правления В.Путина: дилеммы российской политики. – М.: Права человека, 2004. Соавт.: Григорьев Л.М., Загорский А.В. (3 п.л.; личный вклад автора – 1,0 п.л.)

13.Современная Россия: вызовы и ответы. – М.: ФАП «Экспертиза», 2005. Соавт.: Касамара В.А. (7,5 п.л.; личный вклад автора – 5,5 п.л.)

14.Бизнес и общественное развитие России: проблемы и перспективы. Национальный доклад для Программы развития ООН. – М.: Ассоциация менеджеров, 2006. Соавт.: Литовченко С.Е., Чувиляев П.А. и др. (3 п.л.; личный вклад автора – 1 п.л.)

15.Эмоции в политическом поведении. – М.: Аспект Пресс, 2008. (15 п.л.)

Прочие публикации

16.Содержание труда клубного работника // Социология культуры. Труды НИИ культуры. № 104. 1981. (1,7 п.л.)

17.О подготовке клубных специалистов в институтах культуры // Социология культуры. Труды НИИ культуры. № 104. 1981. Соавт.: Ионкус А.П. (1,0 п.л.; личный вклад автора – 0,5 п.л.)

18.Профессиограмма клубного работника // Социология культуры. Труды НИИ культуры. № 104. 1981. Соавт.: Плотников С.Н., Ионкус А.П. (0,9 п.л.; личный вклад автора – 0,3 п.л.)

19.Представления о культурном человеке как предмет сравнительных исследований культуры (тезисы доклада) // Проблемы сравнительных социологических исследований. – М.: ИСИ АН СССР, 1982. (0,1 п.л.)

20.Моделирование человека как биосоциальной системы. Общая структура биосоциальной системы «человек». – Л., Наука (Ленингр. отд.), 1983. Соавт.: Киселев Е.Ю., Киселев М.Ю. и др. (1,1 п.л.; личный вклад автора – 0,3 п.л.)

21.Роль театра в нравственном воспитании зрителя // Театр и время. Сб. статей ВТО-ВНИИ искусствознания. М.: ВТО, 1985. (0,7 п.л.)

22.К анализу политического сознания народных депутатов (по материалам социологического исследования). // Т.Т. Тимофеев, Р.Я. Евзеров, А.М. Салмин (Ред.) Рабочий класс и социальный прогресс – 1993 (Ежегодник Института сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН). – М.: Наука, 1993. (1,5 п.л.)

23.Либерализм и идеология российских элит // Либерализм в России. Сб. статей. – М.: Знак, 1993. (0,8 п.л.)

24.Managerial Ideologies: A Russian and British Comparison // International Business Review, 1993. Vol. 2. № 3. Co-authors: Mirza, H., Butler, R. (0,5 п.л.; личный вклад автора – 0,4 п.л.)

25.Авторитарность: опыт количественной оценки // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1994. № 5 (0,3 п.л.)

26.Анализ и прогнозирование политических кампаний // Вестник Московской школы политических исследований. 1996. № 5 (0,5 п.л.)

27.О национальной идентичности // Вестник Московской школы политических исследований. 1996. № 6 (0,5 п.л.)

28.Существует ли инвестиционный потенциал сбережений населения России? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1997. № 3 (0,2 п.л.)

29.Стимулирование развития среднего класса в России как управленческая и политическая задача. // Средний класс в России: проблемы и перспективы. М.: ИЭППП. Научные труды № 9. Р-1. 1998 (0,3 п.л.)

30.Некоторые факторы адаптации российского общества к ситуации после августовского кризиса 1998 г. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999. № 2. (0,8 п.л.)

31.Новые жизненные реальности и их отражение в общественном сознании: механизмы обеспечения социальной стабильности // Россия: поиск пути. – М.: Научная книга, 1999 (0,3 п.л.)

32.Россия в XXI веке: вопросы без ответов // Г. Никипорец-Такигава (Ред.-сост.) Integrum: точные методы и гуманитарные науки. М.: Летний сад, 2006 (1,0 п.л.)

33.Russia: geopolitical views and domestic political context // By F.Tassinari, P.Joenniemi, U.Jakobsen (Eds.) Wider Europe: Nordic and Baltic Lessons to post-Enlargment Europe. – Copenhagen: Danish Institute for International Studies, 2006. (0,8 п.л.)

34.Трансформация политического режима в России: содержание и возможные последствия (Тезисы доклада) // Тезисы докладов. IV Всероссийский конгресс политологов. – М.: РАПН, 2006. (0,1 п.л.)

35.Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования: постановка проблемы. Препринт WP14/2007/01. Серия WP14. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007 (3,0 п.л.)