- На основе анализа различных точек зрения на сущность и понятие государственной гражданской службы делается вывод об отсутствии непреодолимых противоречий между пониманием государственной гражданской службы как публично-правового института (административно-правовой подход) и как разновидности служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников (трудоправовой подход). Аргументируется необходимость разностороннего исследования государственной гражданской службы и проблем ее правового регулирования на основе сочетания достижений наук конституционного, административного и трудового права, соединения функционального и содержательного аспектов. Автор предлагает исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы - как публичного института практической реализации задач и функций государства, осуществляемого посредством профессиональной служебной (трудовой) деятельности, содержанием которой является оказание государственных услуг, обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.
- Доказывается принципиальная возможность исследования государственной гражданской службы не только как составной части системы государственного управления, но и в качестве обособленного сегмента общественной организации труда. Выделяется ряд отличительных признаков государственно-служебной организации труда: специализация профессиональной деятельности на обеспечении исполнения задач и функций государства; принадлежность к организационной структуре государственных органов; государственно-нормативное регулирование организации и условий труда; применение специфических приемов и способов разделения и кооперации труда, подбора, учета, подготовки, распределения и перераспределения кадров, особых правовых форм привлечения к труду; наличие специального законодательства, выделяющего государственную гражданскую службу в особую категорию профессиональной деятельности, устанавливающего особенности правового статуса служащих, использования их труда и социальной защиты. Как социально-трудовая организация государственная гражданская служба представляет собой социально, профессионально, организационно и юридически обособленный слой служащих (корпорацию труда), состоящий из граждан, реализовавших конституционное право равного доступа к государственной службе и участвующих в управлении делами государства посредством осуществления профессиональной трудовой деятельности в системе государственных органов для обеспечения реализации их задач и функций.
- Обосновывается вывод о принадлежности государственной гражданской службы к классу наемного (несамостоятельного) труда в системе публичной службы - собирательной категории, охватывающей государственную и муниципальную службу (класс наемного труда) и деятельность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (класс носителей публичной власти). Наемный характер гражданской службы делает возможным производить ее правовое регулирование как по трудоправовой, так и по смешанной (комбинированной) модели, при которой сочетаются трудоправовые и публично-правовые начала. Выдвинуты предложения об основных направлениях унификации законодательства о статусе, условиях труда и социальной защите лиц публичной службы, государственных гражданских и муниципальных служащих.
- Выделены основные элементы государственно-служебной организации труда, его кооперации и разделения: виды государственной службы (военная, правоохранительная, гражданская); уровни гражданской службы (федеральный и региональный); система ведомств, государственных органов и должностей государственной службы. Показано, что должностная организация гражданской службы имеет не внутриколлективный, а общегосударственный характер и включает функциональный, организационно-структурный и социальный аспекты. В диссертации предложена система принципов должностной организации государственной гражданской службы.
- Сформулировано теоретическое понятие должности гражданской службы как первичного элемента системы государственно-служебной организации, способа разделения и кооперации профессиональной служебной деятельности, организационно-функциональной и социально-трудовой единицы, посредством которой определяются принадлежность гражданина к государственной службе, ее определенному виду, уровню, ведомству и государственному органу, характер и степень участия служащего в реализации полномочий государственного органа, его конкретная социально-трудовая роль в системе кооперации и разделения государственно-служебного труда, условия службы, а также социальной защиты служащего.
- Приведены доказательства того, что административно-правовая концепция единого государственно-служебного правоотношения (Ю.Н. Старилов, В.А. Козбаненко, А.Ф. Ноздрачев, А.А. Гришковец) не позволяет в полной мере выявить своеобразие всего комплекса правовых связей и затушевывает их социально-трудовую природу. С другой стороны, недостаточно обоснованной представляется и распространенная в науке трудового права (Л.А. Чиканова, Е.А. Ершова, Т.А. Нестерова) характеристика данных правоотношений только как разновидности трудовых (элементов служебно-трудовых) отношений. В связи с этим автором предлагается общая типология правоотношений в сфере гражданской службы, имеющая сложную структуру, неоднородное содержание и включающая группы служебных (государственно-служебных, служебных трудовых и социально-служебных) и организационных (организационно-структурных, организационно-служебных и организационно-социальных) правоотношений; показана их различная правовая природа и раскрыты содержание, субъектный состав и основания возникновения правовых связей. Выявлены взаимосвязь и различия между государственно-служебными и служебными трудовыми, а также между служебными трудовыми и «общими» трудовыми правоотношениями.
- Обоснован вывод о том, что предмет правового регулирования государственной гражданской службы охватывает правовые связи по поводу ее «внутреннего устройства»: организации профессиональной служебной деятельности и управления ею, условий труда служащих и порядка прохождения службы, статуса служащих. Что же касается разнообразных «внешневластных» публичных правоотношений, в которых участвует государство в лице государственных органов и действующих от их имени служащих, то они находятся за пределами предмета правового регулирования государственной гражданской службы.
- Раскрыты сущность и содержание служебного контракта как особой правовой формы привлечения к труду на гражданской службе, показаны его сходство и различия по отношению к трудовому договору, с одной стороны, и по отношению к иным видам контрактов о прохождении службы, с другой стороны; сформулированы предложения по совершенствованию контрактной формы на гражданской службе.
- Исследованы особенности метода правового регулирования гражданской службы, раскрыты правовое положение, содержание и характер взаимоотношений государственного нанимателя, его представителей и гражданского служащего, показано соотношение императивных и диспозитивных начал в правовом регулировании гражданской службы. Сделан вывод о необходимости законодательного закрепления правовых форм участия гражданских служащих в правовом регулировании условий их профессиональной деятельности.
- Проведен сравнительный анализ принципов государственной гражданской службы и принципов правового регулирования труда, на его основе предложена система принципов правового регулирования труда на гражданской службе, сформулированы предложения по их более полной реализации в законодательстве и практике.
- Проанализированы конституционные основы государственной службы, выявлен двойственный (политико-правовой и социально-трудовой) генезис конституционного права равного доступа к государственной службе, раскрыто его содержание, включающее ряд конкретных правопритязаний.
- На основе исследования содержания норм международного права в рассматриваемой сфере доказывается, что они исходят из комплексного (публично-правового и трудоправового) характера государственной службы и ориентируют национального законодателя на признание, законодательное закрепление и защиту социально-трудовых прав государственных служащих, принадлежащих им как наемным работникам; законодательство может устанавливать особые правила и процедуры реализации некоторых из этих прав (таких, как право на защиту от безработицы, на объединение для защиты своих профессиональных интересов, на участие в установлении условий труда, на социальное обеспечение), но при этом их объем и общий уровень гарантий реализации не должен снижаться. Международная организация труда исходит из принципов умеренности в установлении особенностей труда на государственной службе, дифференцированного подхода к тем или иным категориям служащих, недопустимости произвольного и несоразмерного ограничения их прав.
- Проанализирована практика и обобщены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по вопросам государственной службы, показана их роль в выявлении конституционной сущности и предназначения института государственной службы, защите прав государственных служащих.
- Выделены основные этапы истории развития современного законодательства о государственной гражданской службе; сформулированы предложения по совершенствованию структуры и содержания действующего федерального законодательства о гражданской службе, устранению в нем ряда конкретных недоработок, пробелов и противоречий; обоснована необходимость создания полноценной общегосударственной вневедомственной системы органов управления государственной службой, наделенных соответствующими властными полномочиями.
- Проанализированы состав, структура и содержание действующего законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, предложены общая схема регионального законодательства о гражданской службе, основные направления его дальнейшего реформирования и развития.
1. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования: монография. - Екатеринбург: УрГЮА, 2005.- 276 с. - 16 п.л.
2. Гусев А.В. Государственная служба Российской Федерации. Юридический словарь-справочник. - Екатеринбург: УрАГС, 2001. - 113 с. - 6 п.л.
3. Гусев А.В. Государственная служба Свердловской области. Юридический словарь-справочник. - Екатеринбург, 2002. - 119 с. - 6,5 п.л.
4. Гусев А.В. Государственная служба постсоветских республик. - Екатеринбург: УрАГС, 2002. - 44 с. - 1,8 п.л.
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации
5. Гусев А.В. Роль и статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Право и политика. - 2003. - № 7. - С. 142-145. - 0,25 п.л.
6. Гусев А.В. Роль трудового права в регулировании государственной гражданской службы // Трудовое право. - 2005. - № 3. - С. 29-32.- 0,4 п.л.
7. Гусев А.В. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации //Государственная служба. - 2005. - № 6. - С. 28-35. -0,4 п.л.
8. Гусев А.В. Роль трудового права в регулировании государственной гражданской службы // Российский юридический журнал. - 2005. - № 1. - С. 30-33. - 0,5 п.л.
9.Гусев А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе // Южно-Уральский юридический вестник. Научно-практический журнал. - 2006. - № 6. - С. 77-80. - 0,5 п.л.
10. Гусев А.В. Конституционные основы государственной службы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2007. - № 6. - С.17-24.- 1,2 п.л.
11. Гусев А.В. Государственная гражданская служба в решениях конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российский юридический журнал. - 2007. - № 1. - С. 108-112. - 0, 5 п.л.
12. Гусев А.В. Государственная служба в решениях Конституционного Суда РФ // Правоведение. - 2007. - № 6. - С. 97-103. - 0,5 п.л.
13. Гусев А.В. Должностная организация государственной гражданской службы //Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 7. - С.76-79. - 0,5 п.л.
14. Гусев А.В. Законы о государственной гражданской и муниципальной службе // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 139 -147. - 0,4 п.л.
III. Публикации в научных, периодических изданиях, сборниках научных трудов
15. Гусев А.В. Публичные и частные начала в правовом регулировании труда государственных служащих в Российской Федерации // Правовое регулирование труда государственных служащих в России и Франции: Материалы международных семинаров / Отв. ред. В.Ш. Шайхатдинов. - Екатеринбург, 1998. - С. 87-93. - 0,4 п.л.
16. Гусев А.В. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в регулировании труда государственных служащих в России // Фундаментальные и прикладные проблемы развития юридической науки. Тезисы докладов научно-практической конференции (Пермь, 15 – 16 октября 1998 г.). – Пермь: Пермский государственный университет, 1998. - С. 126 – 129. - 0,2 п.л.
17. Гусев А.В. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в регулировании труда государственных служащих в Российской Федерации // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998 года) / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – Екатеринбург, 1999. - С. 233 -236. -0,2 п.л.
18. Гусев А.В. Конституционные основы статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Региональное управление и кадровая политика: Проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 1999.- С. 128-133.- 0,4 п.л.
19. Гусев А.В. Государственная и муниципальная служба как разновидность профессиональной трудовой деятельности // Сборник научно-практической конференции «Региональное управление и кадровая политика: проблемы становления государственной и муниципальной службы Тюменской области». - Тюмень. - 1999. - С.43-50.- 0,4 п.л.
20. Гусев А.В. Акты органов конституционного (уставного) правосудия как источники права // Вестник Уставного Суда Свердловской области. - 2000. - № 2.- С. 106-118 - 0,4 п.л.
21.Гусев А.В. Судебные органы и вопросы государственной службы // Вестник Уставного Суда Свердловской области. - 2001. - № 4. - С. 106-117 - 0,5 п.л.
22. Гусев А.В. Государственная служба и правовое регулирование труда // Актуальные вопросы развития законодательства о государственной службе, труде и социальном обеспечении. Сборник статей. Часть 1. – Екатеринбург: УрАГС, 2001. - С. 1-10 - 0,5 п.л.
23. Гусев А.В. Конкурс на государственной службе: сущность и принципы // Организация и проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы. Вып. 37. – Екатеринбург, 2001. - С. 6-12.- 0,3 п.л.
24.Гусев А.В. Социально-правовые проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации // Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Материалы международной научно-практической конференции «Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения». - Екатеринбург: УрАГС, 2001. - С. 260-270. - 0,4 п.л.
25.Гусев А.В. Публичность в правовом регулировании государственной службы субъектов Российской Федерации // Теория и практика правотворческой деятельности субъектов РФ: Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: САГС, 2001. - С. 136-141. - 0,3 п.л.
26.Гусев А.В. Правоотношения на государственной службе // Российский юридический журнал. - 2001. - № 4. - С. 35-40. - 0,5 п.л.
27. Гусев А.В. Особенности метода правового регулирования труда на российской государственной службе // Вестник Уставного Суда Свердловской области. - 2002. - № 1. - С. 169-187. - 0,5 п.л.
28. Гусев А.В. Акты органов конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации и вопросы государственной службы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. - М., 2002. - С. 232-244.- 0,4 п.л.
29. Гусев А.В. Становление и развитие конституционного правосудия в Свердловской области // Материалы научно-практического семинара «Конституционное правосудие в федерализме. Какое единство и разнообразие является желательным и возможным?». – Казань, 2002. - С. 138-148.- 0,4 п.л.
30. Гусев А.В. Проблемы правового регулирования труда и социальной защиты на государственной службе в свете решений судов конституционной юрисдикции // Вестник Гуманитарного университета. Серия: Право 1(3). - Екатеринбург, 2002. - С. 147-158. - 2,0 п.л.
31. Гусев А.В. Проблемы совершенствования законодательства о труде на государственной службе Российской Федерации // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в Российской Федерации и новых независимых государств. Часть 1. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2002. - С. 170-175. - 0,4 п.л.
32. Гусев А.В. Реформа государственной службы в свете решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционная юстиция в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2003. - С.153-165. - 2,0 п.л.
33. Гусев А.В. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Вестник Уставного Суда Свердловской области. - 2005. - № 1. - С. 62-76. - 0,5 п.л.
34. Гусев А.В. Некоторые актуальные проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Правовое обеспечение государственной гражданской службы: проблемы теории и практики. - Екатеринбург: УрАГС, 2005. - С. 76-87. - 0,3 п.л.
35. Гусев А.В. Государственная служба в свете решений конституционных (уставных) судов // Вестник Конституционного Суда Республики Карелия. - 2005. - № 1. - С. 72-78. - 0,5 п.л.
36. Гусев А.В. Проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 8. - С. 13-16. - 0,5 п.л.
37. Гусев А.В. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы права России и стран СНГ. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Челябинск, 2005. - С. 238-245. – 0,3 п.л.
38. Гусев А.В. Проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная гражданская служба Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов. – Екатеринбург: УрГЮА, 2005. - С. 14-32. - 0,8 п.л.
39. Гусев А.В. К вопросу о соотношении правового статуса судьи и гражданского служащего // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Сборник научных трудов. – Казань, 2006. - С. 278-286. - 0,25 п.л.
40. Гусев А.В. Некоторые проблемы развития региональной конституционной юстиции в Российской Федерации // Судебная и правоохранительная системы: проблемы и перспективы развития в современной России. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. – Екатеринбург : УрГЮА, 2007. - С.11-17. - 0,4 п.л.
41. Гусев А.В. Реформа законодательства о муниципальной службе // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 7. - Екатеринбург, 2007. - С. 273-283. - 0,5 п.л.
42. Гусев А.В. Региональная конституционная юстиция: роль в социально-экономическом развитии регионов и ближайшие перспективы // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 4. - С. 32-34. - 0,2 п.л.
43. Гусев А.В. Новое законодательство о противодействии коррупции в системе государственной и муниципальной службы // Российское право: Образование. Практика. Наука. - 2009. - № 2. - С.16-19. - 0,2 п.л.