-
Предпосылки становления и развития регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: социально-экономические (различия регионов по уровню и особенностям социально-экономического развития, определяющие их дифференциацию по характеру и степени остроты социальных проблем); организационно-административные (особенности образовательной и социальной политики субъектов Федерации; стратегические цели развития региональных образовательных систем и др.); нормативно-правовые (право субъектов РФ в соответствии с Законом «Об образовании» определять политику в области образования, разрабатывать и реализовывать региональные программы развития образования, формировать региональные рынки образовательных услуг, создавать региональные экспериментальные площадки для разработки новых подходов к содержанию и технологии образования и др.);- социально-культурные (различия менталитета населения регионов как основания для самоидентификации в сфере образовательных потребностей; специфика образовательного, научного, управленческого потенциала региона как основание для разработки и внедрения перспективных региональных образовательных программ и стратегий);- социально-педагогические (необходимость обеспечения адаптивности выпускников - специалистов в области социальной работы к профессиональной деятельности в условиях конкретного региона, корректировки содержания, организационных форм и технологий их профессиональной подготовки с учетом специфики региональных социальных проблем).
-
Регионализация профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы представляет собой сложное социально-педагогическое явление, процесс и результат полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности в соответствии со спецификой социальных проблем регионов. Основные функции регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: аксиологическая (формирование у будущего специалиста в области социальной работы системы ценностей, определяющих его отношение к миру, своей деятельности, к самому себе как к личности и профессионалу в области социальной работы, соответствующих практике профессиональной деятельности и менталитету регионального социума); прогностическая (формирование у студентов ориентации на развитие региона и выживание регионального социума, на решение проблем населения региона, обусловленных его спецификой); профессиональной социализации (обеспечение усвоения и воспроизводства студентами социального опыта, позволяющего приобщиться к профессиональной культуре социальной работы регионального социума, интегрироваться в региональное профессиональное сообщество).
-
Регионализация профессиональной подготовки определяет совокупность общекультурных и профессиональных компетенций специалистов в области социальной работы, необходимых для успешной их адаптации и самореализации в профессиональной деятельности в условиях региона. В качестве обобщенного социально-значимого показателя результативности регионализации профессиональной подготовки специалиста в области социальной работы выступает регионально-ориентированная компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая теоретическую и практическую готовность к деятельности, направленной на решение социальных проблем региона. Она определяет качество его деятельности, выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в региональных условиях, отражает готовность к самооценке своей позиции на данной территории. Регионально-ориентированная компетентность представляет собой совокупность базовых (в контексте регионализации) и регионально-ориентированных компетенций. Базовые компетенции (в контексте регионализации) представляют собой способность наиболее универсально использовать полученные знания и навыки вне зависимости от конкретных региональных условий. Регионально-ориентированные компетенции - это способность применять полученные знания и навыки в конкретных условиях региона. Регионально-ориентированные компетенции подразделяются на общерегиональные и регионально-обусловленные. Общерегиональные компетенции предполагают способность использовать знания, умения и навыки для выявления и решения региональных проблем. Регионально-обусловленные компетенции предполагают способность решать характерные проблемы конкретного региона. Уровни сформированности регионально-ориентированной профессиональной компетентности будущего специалиста в области социальной работы: индифферентный (характеризуется отсутствием интереса к социально-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам регионов, к специфике и особенностям функционирования учреждений региональной системы социальной защиты населения, в которой планируется осуществлять профессиональную деятельность); потенциальный (характеризуется наличием интереса к социально-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам регионов, к специфике и особенностям функционирования учреждений региональной системы социальной защиты населения, в которой планируется осуществлять профессиональную деятельность, наличием базовых знаний по проблемам региональной специфики профессиональной деятельности специалистов в области социальной работы, наличием первичного опыта выполнения профессиональной деятельности в региональных социальных службах); преобразующе-технологический (характеризуется наличием готовности и способности комплексно анализировать профессиональные задачи специалиста в области социальной работы с учетом особенностей социальной работы в регионе, стремлением к решению регионально-ориентированных задач в области социальной работы, достижением успешности при решении профессиональных регионально-ориентированных задач в области социальной работы); креативно-исследовательский (характеризуется устойчивостью индивидуально-продуктивных способов профессиональной деятельности с учетом региональной специфики социальной работы, стремлением к решению регионально-ориентированных задач в области социальной работы, умением видеть и самостоятельно решать регионально-ориентированные профессиональные проблемы, умением защищать свои убеждения, генерировать неординарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профессиональной деятельности в региональной системе социальной работы).
-
Развитие регионально-ориентированной профессиональной компетент ности будущих специалистов в области социальной работы в условиях вуза обес печивается через педагогическое регулирование регионализации. Педагогическое регулирование представляет собой совокупность педагогических средств, форм и методов, направленных на обеспечение подготовки специалистов в области социальной работы, способных и готовых к решению социальных проблем региона. Основными функциями педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы являются: стабилизирующая (обеспечение устойчивости региональной социальной системы), гармонизирующая (согласование потребностей личности, общества и государства с учетом социально-экономических задач региона), контролирующая (проверка соответствия образовательного процесса в условиях регионализации образования общественно и государственно утвержденным нормам). Требования к педагогическому регулированию регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: обоснован -ность в ценностно-смысловом отношении (педагогическое регулирование регионализации должно основываться на существовании общего замысла, единой стратегической цели, которая определяется достижением баланса между целями ее субъектов, с одной стороны, и потребностями, интересами и ценностями участников, с другой); целенаправленность (ориентированность на сознательность действий, выражающихся в четкой формулировке целей акторами взаимодействия, способности выстроить их иерархию, опираясь на представление о наиболее актуальных проблемах); планомерность организации на основе отмеченной выше целесообразности и наличия концепции регулирования; расчлененность и дифференци -рованность в отношении процедур регулирования, приобретающих вследствие этого качество социальных технологий; научная обоснованность (базирование на научном подходе к принимаемым решениям); гибкость и мобильность (возможность оперативной корректировки в соответствии в возникающими условиями), рефлексивность (предполагающая постоянную критическую самооценку субъектов социального регулирования, анализ применяемых ими методов познания и преобразования социальной действительности); превентивность (требующая прогнозирования наиболее вероятных тенденций развития региона в целом, изменения ситуации на рынках труда и образовательных услуг и - вследствие этого - стратегий поведения субъектов регулирования); сочетание внешнего регулирующего воздействия и саморегулирования.
-
Критерии эффективности педагогического регулирования реги онализации профессиональной подготовки специалистов в области со циальной работы: прием на специальность (направление подготовки), вос требованность выпускников; уровень сформированности регионально- ориентированных профессиональных компетенций у выпускников; адаптивность выпускников к региональным условиям рабочего места; удовлетворен ность работодателей и самих выпускников уровнем регионально- ориентированных компетенций.
-
Модель педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы представляет собой совокупность компонентов: детерминирующего - обуславливающего необходимость педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы с учетом согласования потребностей личности, общества в лице региональных работодателей и государства; функционально-целевого - совокупность функций педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; системообразующего - система методологических подходов и принципов педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; процессуально-деятельностного - организационно-технологический механизм, ограничения, условия и обеспечение педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; критериально-оценочного - критерии оценки эффективности педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы
-
Организационное обеспечение педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы осуществляется за счет: выявления необходимых регионально-ориентированных и регионально-обусловленных компетенций специалистов в области социальной работы через проведение специальных исследований по изучению потребностей регионального рынка; реализации социального партнерства через открытые соглашения между различными социальными институтами в целях регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; организации регионально-ориентированной научно-исследовательской деятельности регионально-ориентированной практической подготовки студентов; мониторинга трудоустройства выпускников по направлению (специальности) «социальная работа»; подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Содержательно-технологическое обеспечение педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы осуществляется за счет: разработки регионально-ориентированной основной образовательной программы вуза, регионально-ориентированных учебно-методических комплексов дисциплин, регионально-ориентированных учебников и учебных пособий.
1.Регионализация профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: теория и методология: монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 112 с. (7 п.л.)
2.Становление и развитие регионализации профессиональной под¬готовки специалистов в области социальной работы. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 222 с. (13,88 п.л.)
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией
3.Сизикова В.В. Актуальные проблемы внутрифирменного обучения персонала // Социальная политика и социология. - 2006. - № 2. - С.80-83 (0,5 п.л.).
4.Сизикова В.В. Реализация регионализации образования через фор¬мирование государственных образовательных стандартов по направлению (специальности) «Социальная работа» // Вестник Государственного универ¬ситета управления. Социология и управление персоналом. – 2007. - № 11. – С.97-100 (0,4 п.л.).
5.Сизикова В.В. Регионализация профессиональной подготовки специ¬алистов социальной работы // Педагогическое образование и наука. - 2008. -№ 5. - С. 22-26 (0,5 п.л.)
6.Сизикова В.В. Педагогические условия развития позитивного «Обра¬за Я» // Социальная политика и социология. - 2009. - № 6 (44). - С.103-114 (0,8 п.л.)
7.Сизикова В.В. Преимущества и сложности перехода на систему за-четных единиц // Социальная политика и социология. - 2009. - № 7. - С. 404-405 (0,2 п.л.)
8.Сизикова В.В. Региональные образовательные системы в условиях глобализации // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 10. - С.145-149 (0,3 п.л.)
9.Сизикова В.В. Стандартизация как фактор развития профессиональ¬ного образования // Социальная политика и социология. - 2009. - № 10 (52). – С. 149-159 (0,6 п.л.)
10.Сизикова В.В. Регулирование регионализации образования в обла¬сти социальной работы как актуальная проблема социального образования // Человеческий капитал: ежемес. науч.- практ. журнал. - 2010. - № 6 (18). -С.92-95 (0,5 п.л.)
11.Сизикова В.В. Основные подходы в исследовании проблемы регио¬нализации профессионального образования // Человеческий капитал: ежемес. науч.- практ. журнал. – 2010. - № 7 (19). – С. 60-64 (0,5 п.л.)
12.Сизикова В.В. Педагогическое регулирование регионализации высше¬го профессионального образования в области социальной работы // Педагогиче¬ское образование и наука. - 2010. - № 7. – С. 33-38 (0,4 п.л.)
13.Сизикова В.В. Роль и место вуза в регионализации профессиональ¬ной подготовки специалистов // Человеческий капитал: ежемес. науч.- практ. журнал. – 2010. - № 8 (20). – С. 70-75 (0,5 п.л.)
Учебные, учебно-методические пособия, программно-методические
материалы
14. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи: метод. пособ. по орг. деят. соц. служб. – М.: Изд-во РГСУ, 2005. – 250 с. (15,6 п.л.) (5% авт. – 0,78 п.л.). Социальная работа с людьми с инвалидностью: сб. учеб. – метод. матер. для специализации «Социальная работа с людьми с инвалидностью» в рамках Канадско-Российской программы по инвалидности. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 148 с. (9,25 п.л.) (17% авт. – 1,57 п.).
15.Сизикова В.В. и др. Маркетинговые технологии в социальной рабо¬те: учеб. пособ. - М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 66 с. (4,1 п.л.) (33% авт. - 1,35 п.л.).
16.Маркетинговые технологии и аудит в социальной работе: учеб. по-соб. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 80 с. (5 п.л.) (25% авт. – 1,25 п.л.).
17.Технологии социальной работы специалистов отделений дневного пребывания для пожилых людей: метод. реком. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 84 с. (5,25 п.л.) (25% авт.- 1,31 п.л.).
18.Технологии социальной работы с детьми-сиротами и инвалидами: учеб.- метод. пособ. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 148 с. (9,25 п.л.) (14% авт. -1,3 п.л.).
19.Технологии работы отделений временного проживания центров со¬циального обслуживания: учеб. пособ. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 60 с. (3,75 п.л.) (25% авт.- 0,94 п.л.).
20.Менеджмент и маркетинг в социальной работе: учеб.- метод. пособ. под общ. ред. В.И.Жукова и др. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2008. – 336 с. (21 п.л.) (14% авт.- 2,94 п.л.).
21.Профилактика ПАВ-зависимости среди молодежи: учеб.-метод. по-соб. под общ. ред. В.И.Жукова и др. - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – 216 с. (13,5 п.л.) (6% авт. – 0,81 п.л.).
22.Настольная книга социального работника: учеб.- метод. пособ. под общ. ред. В.И.Жукова и др. - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. - 352 с. (22 п.л.) (6% авт. – 1,32 п.л.).
23.Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях: учеб.- метод. пособ. под общ. ред. В.И.Жукова и др. - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – 440 с. (27,5 п.л.) (4% авт. – 1,1 п.л.).
24.Методические рекомендации преподавателю по подготовке и про-ведению текущего контроля успеваемости для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 24 с. (1 п.л.) (20 % авт. – 0,2 п.л.).
25.Методические рекомендации преподавателям по подготовке и про¬ведению зачета для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 20 с. (1 п.л.) (16% авт. – 0,16 п.л.).
26.Методические рекомендации преподавателю по подготовке и про-ведению семинара для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 24 с. (1 п.л.) (16% авт. – 0,16 п.л.).
27.Методические рекомендации преподавателю по подготовке и про-ведению экзамена для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 20 с. (1 п.л.) (16 % авт. – 0,16 п.л.).
29.Методические рекомендации преподавателю по подготовке и про¬ ведению лекций для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 36 с. (1,3 п.л.) (16 % авт. – 0,21 п.л.).
30.Контрольно-оценочные средства для специальности 040101.65 «Социальная работа» и направления 040100.62 «Социальная работа» для специальности 040101.65 «Социальная работа». - М.: Технологический кол¬ ледж № 21, 2008. – 275 с. (17,2 п.л.) (33 % авт. – 5,68 п.л.).
31.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов на преддипломной практике: учеб.- метод. пособ. для студен¬тов вечернего отделения для специальности 040101.65 «Социальная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 44 с. (1,8 п.л.) (25% авт. – 0,45 п.л.).
32.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов на производственной практике (старших курсов): учеб.-метод, пособ. для студентов вечернего отделения для специальности 040101.65 «Социальная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 44 с. (1,8 п.л.) (25% авт. – 0,45 п.л.).
33.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов на производственной практике (младших курсов): учеб.-метод. пособ. для студентов вечернего отделения для специальности 040101.65 «Социальная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 48 с. (2 п.л.) (25% авт. – 0,5 п.л.).
34.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов на учебной практике: учеб.- метод. пособ. для студентов ве¬чернего отделения для специальности 040101.65 «Социальная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 48 с. (2 п.л.) (25% авт. – 0,5 п.л.).
35.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов на ознакомительной практике: учеб.- метод. пособ. для сту¬дентов вечернего отделения для специальности 040101.65 «Социальная ра¬бота». – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 40 с. (1,7 п.л.) (25 % авт. – 0,43 п.л.).
36.Методические материалы по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для специальности 040101.65 «Соци¬ альная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 64 с. (4 п.л.) (16,6 % авт. – 0,66 п.л.).
37.Организация и проведение практики для студентов по специально¬сти 040101.65 «Социальная работа» (специалист) заочной формы обучения: учеб.- метод. пособ. под ред. Т.А.Дубровской. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 48 с. (2 п.л.) (20% авт. – 0,4 п.л.).
38.Методические рекомендации по организации самостоятельной ра¬боты студентов: учеб.-метод. пособ. по специальности 040101.65 «Социаль¬ная работа» (специалист). - М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 53 с. (3,3 п.л.) (25% авт. – 0,83 п.л.).
39.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки «Социальная работа». Квалификация (степень) Магистр. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 64 с. (4 п.л.) (10 % авт. – 0,4 п.л.).
Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов
40.Сизикова В.В. Актуальные вопросы исследования проблемы само¬регуляции личности // Педагогическая мысль и образование ХХ1 века: Рос¬сия-Германия: Материалы Международной научно-практической конферен¬ции. – В 2-х ч. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - Ч. 1. - С. 323-328 (0,4 п.л.).
41.Сизикова В.В. Ценностное самоопределение студентов университе¬та // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. (Сбор¬ник научных трудов Выпуск 5). - Москва: Изд-во ООО «Педагогика», 2001. – С.14-19 (0,4 п.л.).
42.Сизикова В.В. Рыночные отношения в сфере образования // IV Международный социальный конгресс «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» 25-26 ноября 2004 года - М.: Изд-во РГСУ. - С.17-19 (0,3 п.л.).
43.Сизикова В.В. Особенности рыночных отношений в сфере образо¬вания // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики (Материалы VIII социально-педагогических чтений РГСУ 25 марта 2005 го¬да). – С. 130-134 (0,3 п.л.).
44.Сизикова В.В. Рыночные отношения в сфере образования: преиму¬щества и ограничения // Х международная научно-практическая конференция 21 октября 2005 года. - МГУС., 2005. - С.224-228 (0,3 п.л.).
45.Сизикова В.В. Роль государства в формировании рынка образова¬тельных услуг в сфере высшего профессионального образования // Образова¬ние и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 26-31 (0,4 п.л.).
46.Сизикова В.В. Педагогические условия формирования будущей профессиональной успешности на этапе обучения студента // VI Всероссий¬ ский социально- педагогический конгресс 6-7 июня 2006 года. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. - С. 123-125 (0,25 п.л.).
47.Консалтинговое проектирование внутрифирменного обучения пер¬ сонала организации // Консалтинг в образовании и управлении: монография. - М.: ИИТ МГУС, 2007. – С. 21-31 (0,8 п.л.).
48.Сизикова В.В. Стандартизация как фактор развития профессио¬ нального образования // Повышение профессионализации социальной рабо¬ ты, педагогики и ювенологии: материалы XI годичных чтений факультета социальной работы, педагогики и ювенологии 1-3 февраля 2008 г. – М.: Изд- во РГСУ., 2008. - С. 109-111 (0,2 п.л.).
49.Сизикова В.В. Компетентностный подход в подготовке специали¬ стов к работе с семьей // Материалы V Международного конгресса «Россий¬ ская семья» «Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики». – М.: Изд-во РГСУ, 2008. - С. 362-366 (авт. 50% – 0,1 п.л.).
50.Сизикова В.В. Подготовка специалистов в области социальной ра¬боты: три поколения стандартов // Инновации в социальной теории и практи¬ке: сборник научных статей. В 2 ч. / Под ред. О.И.Волжиной, Г.И.Осадчей. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 83-92 (авт. 33 % - 0,2 п.л.).
51.Сизикова В.В. Образовательные стандарты как инструменты реали¬зации государственной политики в области образования // Социальное обра¬зование как условие социальной сплоченности в условиях глобального кри¬зиса: материалы научных годичных чтений факультета 21 марта 1009 г. / Под ред. Старовойтовой Л.И. – М.: Изд-во РГСУ, 2009 . – С. 119-122 (0,2 п.л.).
52.Сизикова В.В. Реализация социальной ответственности организа-ции перед сотрудниками как тенденция современного этапа развития произ¬водства // Международный научный альманах. Выпуск 6: сборник статей преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / Под ред. М.В. Во¬ронцовой, А.А. Калюжного. – Таганрог-Актюбинск: Изд-во ПринтА, 2009. – С.237-239 (0,2 п.л.).
53.Сизикова В.В. Маркетинговые технологии в социальной работе // Современные технологии работы с населением, нуждающимся в социальной поддержке . III Евроазиатский форум социального обеспечения. 22-23 октяб¬ря 2009 года. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. С.266-267 (0,1 п.л.).
54.Сизикова В.В. Интеграция социальных институтов как фактор по-вышения эффективности подготовки специалистов системы социальной за-щиты населения // Страны БРИК в условиях глобального кризиса: Потенциал и проблемы консолидации: материалы выступлений участников IX Между¬народного социального конгресса 25-26 ноября 2009 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С. 351-352 (0,2 п.л.).
55.Сизикова В.В. Регионализация современного образования в России // Международный научный альманах. Выпуск 8: сборник статей преподава¬телей, аспирантов, магистрантов и студентов / Под ред. А.А.Калюжного, М.В.Воронцовой. – Таганрог – Актюбинск, 2010. – С. 239-244 (0,4 п.л.).
56.Сизикова В.В. Современные подходы к регионализации образова¬ния // Теория и технология обеспечения социального благополучия человека и общества в условиях выхода из глобального кризиса: сборник статей по итогам годичных научных чтений факультета социальной работы, педагоги¬ки и ювенологии 3-4 февраля 2010 года / Под ред. Т.А.Дубровской, Л.В.Мардахаева, В.В.Сизиковой, Л.И.Старовойтовой – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С.118-123 (0,4 п.л.).
57.Сизикова В.В. Основные подходы в исследовании проблемы регио¬нализации профессионального образования // Сборник трудов научно-педагогической школы РГСУ в области социальной науки и социального об¬разования / Под общ. ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – С. 321-326 (0,5 п.л.).