Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-коммуникативная компетентность является видом профес­ сиональной компетентности педагога профессионального обучения, обеспечиваю­ щим реализацию социально-коммуникативной деятельности при решении профес­ сионально-педагогических задач посредством управления процессами социальной коммуникации.
  2. Формирование социально-коммуникативной компетентности буду­ щих педагогов профессионального обучения - это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять социально- коммуникативную деятельность, которая состоит в проведении анализа педагоги­ ческой ситуации, определении оптимальных способов ее разрешения и достиже­ нии цели посредством управления процессами социальной коммуникации.
  3. Структура социально-коммуникативной компетентности будущего педагога ПО представляет собой систему ключевых (информационно-коммуникативная, операционно-коммуникативная, оценочно-коммуникативная), базовых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, этиче­ская), специальных (социально-личностная, адаптивная) и частно-профессиональных (поведенческая, конструктивная, организаторская) компетен­ций, в каждой из которых определены знания, деятельность, способности, а также профессионально значимых личностных качеств специалиста;
  4. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в вузе раскрывает суть, содержа­ние и особенности рассматриваемого процесса и представляет собой сложную, це­ленаправленную, динамическую систему теоретико-методологических знаний, ба­зирующихся на идеях системного, деятельностного и компетентностного подходов. Ее ключевыми компонентами являются: общие положения, поясняющие назначение концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессио­нального обучения, ее нормативно-правовое обеспечение, источники создания, место в педагогической теории, границы применимости; теоретико-методологические основания, представленные единством тео­ретико-методологических подходов к исследованию социально-коммуникативной компетентности, где общенаучной основой выступает системный подход, теорети­ко-методологической стратегией - деятельно стный подход, практикоориентирован-ной тактикой - компетентностный подход; ядро, состоящее из совокупности трех групп закономерностей, отражаю­щих организационный, педагогический и профессионально обусловленный аспек­ты социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессио­нального обучения, а также из соответствующих им общих и специфических прин­ципов; содержательно-смысловое наполнение, представленное совокупностью моделей: а) структурной, в которой социально-коммуникативная компетентность показана как система ключевых (составляющих инвариантную часть про­фессиональных компетенций специалиста и опирающихся на систему макро-, ми-ди- и миниумений, необходимых для практической деятельности), базовых (необ­ходимых для осуществления основных видов профессиональной деятельности и являющихся макропрофессиональными), специальных (составляющих вариатив­ную часть профессиональных компетенций и позволяющих осуществлять кон­кретные виды профессиональной деятельности) и частно-профессиональных компетенций (обусловленных спецификой деятельности педагога ПО, актуальных для преподавания в учреждениях системы НПО - СПО); а также профессиональ­но значимых личностных качеств специалиста (эмпатичность, рефлексивность, общительность, психологическая гибкость, способность к сотрудничеству, эмо­циональная привлекательность); б) моделью процесса формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях вуза, реализация которой предпола­гает непрерывное пополнение и использование мониторинговой информации; в) моделью выпускника, раскрывающей состав профессиональной компетентности педагога профессионального обучения, углубляющей и конкретизирующей ее со­держание структурными компонентами социально-коммуникативной компетент­ности;
  5. Комплекс педагогических условий: а) реализация системы мониторинга сформированности социально-коммуникативной компетентности, включающей в себя две взаимосвязанные подсистемы: мониторинг профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов профессионального обучения и монито­ринг ключевых, базовых, специальных, частно-профессиональных компетенций; б) создание образовательной среды, обеспечивающей возможности для осуществ­ления социально-коммуникативной деятельности студентов вуза; в) обеспечение рефлексивно-ценностной ориентации учебной деятельности.
  6. Эффективность формирования социально-коммуникативной компетент­ности будущих педагогов профессионального обучения в вузе обеспечивается реа­лизацией концепции посредством педагогической технологии, представленной со­вокупностью этапов: а) начальная диагностика СКК; б) дифференцированно-групповая работа; в) индивидуальная и самостоятельная работа; г) работа в тре-нинговой группе; д) итоговая диагностика СКК, - на которых в последовательно-параллельном режиме реализуются формы, методы, способы, приемы обучения и воспитания.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шумилова, Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетент¬ности в высшем профессионально-педагогическом образовании (монография) / Е.А. Шуми¬лова, – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 126 с. (6, 4 п.л.)

2.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов профессионального обучения: теоретико-методологические аспекты (монография) / Е.А. Шумилова. – М.: изд.-во Моск. гос. обл. ун-та, 2010. – 264 с. (11 п.л.)

3.Шумилова, Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компе¬тентности будущих педагогов в вузе (монография) / Е.А. Шумилова. – М.: изд.-во Моск. гос. обл. ун-та, 2010. – 364 с. (18 п.л.)

Публикации в ведущих научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

4.Шумилова, Е.А. К вопросу о классификации психолого-педагогических концепций развития творческой личности / Н.В. Уварина, Е.А. Шумилова // Вестн. Челябинского госу¬дарственного педагогического университета. Научный журнал №5. – Часть 3, 2006 г. – С.110-122.

5.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет иссле¬дования / Е.А. Шумилова // Вестник Южно-Уральского государственного университета №16(71). – 2006. - С.150-155.

6.Шумилова, Е.А. Закономерности и принципы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. Науч¬ный журнал.– №07. – 2009г. – С.212-220.

7.Шумилова, Е.А. К проблеме формирования социально-коммуникативной компе¬тентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Журнал теоре¬тических и прикладных исследований. –№3(60) март, 2009 г. – С.42-49.

8.Шумилова, Е.А. Педагогическая технология формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Мир науки, культуры, образования: научный журнал №7 (19), часть 1, де¬кабрь, 2009. – С. 243–246.

9.Шумилова, Е.А. Модель формирования социально-коммуникативной компетент¬ности будущего педагога профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – №2. – 2010. – М.: Издательство МГОУ. – 224 с. – С. 44 – 49.

10.Шумилова Е.А. Условия формирования социально-коммуникативной компетент¬ности будущих педагогов профессионального обучения / Шумилова Е.А. // Вестн. Челябин¬ского государственного педагогического университета. Научный журнал.– №07. – 2010 г. – С. 254-263.

11.Шумилова, Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социаль¬но-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова //Педагогическое образование в России. – №3. – 2010 г. – С. 31-37.

12.Шумилова, Е.А. Концептуальная модель и технология формирования соци-ально-коммуникативной компетентности будущих педагогов / Е.А. Шумилова // Сибир-ский педагогический журнал, №10. – С. 216-224.

13.Шумилова, Е.А. Реализация ключевых положений концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Омский научный вестник, №10. – 2010 г. – С.134-140.

Статьи в научных вестниках, сборниках и журналах

14.Шумилова, Е.А. Механизмы формирования социально-коммуникативной компе¬ тентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы II Всероссийской НПК. - ТГПИ им. Менделеева, 2008. - С. 134-138.

15.Шумилова, Е.А. Проявление социально-коммуникативной компетентности в усло¬виях высшего профессионального образования / Е.А. Шумилова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XI Всероссийской НПК: в 7 ч. Ч.6 / Академия пов. квал и проф. перепод. работ. образ.; М.; Че¬лябинск: изд.во «Образование», 2008. - С. 42-49.

16.Шумилова, Е.А. Структура и функции социально-коммуникативной компетентно¬сти / Е.А. Шумилова // IV Сазоновские педагогические чтения. Научное обеспечение про¬фессионального самоопределения личности в современных условиях: Сборник материалов международной научно–практической конференции (7–8 февраля 2008 г.). – Курган: Изд.-во Курганского гос. Ун.-та, 2008. – С. 168-172.

17.Шумилова, Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности бу¬дущих педагогов профессионального обучения средствами психодидактики / Е.А. Шумилова // Психодидактика высшего и среднего образования. Часть II: материалы седьмой междуна¬родной научно-практической конференции 25-27 марта 2008 года. - Барнаул: БГПУ, 2008. С. 277-284.

18.Шумилова, Е.А. Проблема социально-коммуникативной компетентности в психо¬лого-педагогических исследованиях / Е.А. Шумилова // Труды VI юбилейной международ¬ной научной конференции «Инновации в науке и образовании - 2008». Калининград, Кали¬нинградский государственный технический университет, 2008, в трех частях, часть 3. С. 314-317.

19.Шумилова, Е.А. Генезис проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности в науке и практике / Е.А. Шумилова // Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы: материалы международной научно-практической конференции. Челяб. гос. пед. ун¬т. – Челябинск: Издательство «РЕКПОЛ», 2008. – Ч.II. – С.314-323.

20.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность в системе призна¬ков показателей и критериев педагогического мастерства / Е.А. Шумилова // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы III Всероссийской НПК. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – С.118-121.

21.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность в структуре про-фессионализма педагога / Е.А. Шумилова // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (отечест¬венный и зарубежный опыт): Сборник статей по материалам международной научной кон¬ференции, 17–19 марта 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С.131-137.

22.Шумилова, Е.А. Методологические основания концепции формирования социаль¬но-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения/Е.А. Шумилова//Академический журнал Западной Сибири: Материалы II научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в педагогике».– Тюмень.- №2, 2009.–С.24-27.

23.Шумилова, Е.А. Деятельностный подход как теоретико-методологическая страте¬гия концепции формирования социально-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумило¬ва // Академический журнал Западной Сибири: Материалы II научно-практической конфе¬ренции с международным участием «Инновационные технологии в педагогике». – Тюмень. – №2, 2009. – С.46-47.

24.Шумилова, Е.А.Общие и специфические принципы концепции формирования со¬циально-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Эколого-экономическое об¬разование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 15 апреля 2009 г. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд.-во, 2009. – С.98-106.

25.Шумилова, Е.А. Технология формирования социально-коммуникативной компе¬тентности будущего педагога системы специального образования / Е.А. Шумилова // Совре¬менность и пути развития специального образования – Ч.1: Материалы Междунар. Науч-практ. конф., посвященной 45-летнему юбилею ИСО / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,

2009.– С.208-214.

26.Шумилова, Е.А. Структурно-функциональная модель формирования социально- коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Безопасность пространства образова¬ ния: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 25–26 ноября 2009г. – Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. – С.295-300.

27.Шумилова, Е.А. Использование активных технологий в процессе подготовки бу¬ дущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Сборник научных статей. – Челябинск,

2010.– С. 48-57.

28.Шумилова, Е.А. Опыт подготовки специалистов для системы начального и средне¬го профессионального образования / Е. А. Шумилова // Томск, 2010. – С. 46-52.у

29.Шумилова Е.А. Реализация модели формирования социально–коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения посредством педагогиче¬ской технологии/ Е.А. Шумилова // Актуальные проблемы модернизации образования: тео¬рия и практика: Материалы международной заочной научно-практической конференции (Белгород, БелРИПКППС, 2010. – С.89–93.

30.Шумилова, Е.А. Методико-технологические аспекты формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза / Е.А. Шумилова // Проблемы высшего образования: Материалы международной науч.-метод. конф., Хабаровск, 17-19 марта 2010 г. – Хабаровск.: изд.-во Тихоокеан. гос. ун.-та, 2010. – 144-147.

31.Шумилова, Е.А. К проблеме качественной подготовки студентов вуза / Е.А. Шу¬милова// Методика вузовского преподавания: Тезисы 6-й межвузовской научно-практической конференции, 29-30 октября2003 г – Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2003. – С.200-203.

32.Шумилова, Е.А. К вопросу об адаптации студентов к будущей профессии / Е.А. Шумилова // Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов. Материалы научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГАКИ, 2003. – С.270-273.

33.Шумилова, Е.А. Проблемы адаптации студентов к будущей профессии / Е.А. Шумилова // Экономика и социум на рубеже веков: материалы межвузовской научно-практической конференции (27-28 февраля2003 г.) – часть 2 Социум. – Челябинск-2003. – 100-102.

34.Шумилова, Е.А. К вопросу о социально-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Наука. – Костанай: Изд-во КИнЭУ:. – №1.-2007 г.– С. 48-54.

35.Шумилова, Е.А. К проблеме формирования социально-коммуникативной компе¬тентности в условиях высшего профессионально-педагогического образования / Е.А. Шуми¬лова // Актуальные проблемы управления качеством образования: Сборник научных статей / под ред. Е.В. Яковлева. - Выпуск 12. - Челябинск: Изд.-во Челябинского гуманитарного ин¬ститута, 2007. - С.211-219.

36.Шумилова, Е.А. Особенности проявления социально-коммуникативной компе¬тентности в условиях высшего профессионально-педагогического образования / Е.А. Шуми¬лова // Наука. – Костанай: Изд-во КИнЭУ, 2007. – № 3. – С. 62-68.

37.Шумилова, Е.А. К вопросу о сущности и содержании коммуникативной компе¬тенции / Е.А. Шумилова // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных тру¬дов. Под общ. Ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. - С.123-133.

38.Шумилова, Е.А. Использование активных технологий в процессе подготовки бу¬дущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Материалы конференции «Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования. – Горно-Алтайск, 2010. – С. 162-170.

39.Шумилова, Е.А. Педагогические условия и механизмы формирования социаль¬но-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Журнал научных публикаций ас¬пирантов и докторантов. – Курск. – №3 март 2009 г. – С.46-49.

40.Шумилова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты проблемы социально-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Наука. – Костанай: Изд-во КИнЭУ, 2008. – № 4. – С. 43-48.

41.Шумилова, Е.А. Пути и средства формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Подго¬товка педагога профессионального обучения: сборник науч. статей регион. межвуз. научной лаборатории «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». – Чел.: Изд.-во Челяб. госуд. пед. ун.-та, 2008. – С.245-250.

42.Шумилова, Е.А.Основные положения системного подхода к формированию со¬циально-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Актуальные проблемы соци¬ально-педагогической деятельности в регионе: Сборник материалов региональной НПК. – Курган: Изд.-во Курганского ун.-та, 2009. – С. 5-9.

43.Шумилова,Е.А.Реализациямеханизмовформированиясоциально-коммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза / Е.А. Шумилова // Со¬временная высшая школа : инновационный аспект: научно-методический журнал. – Челя¬бинск. – №2, 2009 С.18-24.

44.Шумилова, Е.А. Историография становления проблемы формирования социаль¬но-коммуникативной компетентности / Е.А. Шумилова // Семья и демография: региональная политика: материалы Второго Южно-Уральского форума, Челябинск, 13–14 ноября 2008 г.: Ч.2. – Челябинск: Изд.-во Челяб. Гос. ун.-та, 2009. – С. 80-89.

45.Шумилова, Е.А. Социальные технологии в сфере науки / З.А. Бердникова, Е.А. Шумилова // Семья и демография: региональная политика: материалы Второго Южно¬Уральского форума, Челябинск, 13–14 ноября 2008 г.: Ч.2. – Челябинск: Изд.-во Челяб. Гос. ун.-та, 2009. – С. 80-89.

46.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как показатель профессионализма педагога профессионального обучения / Е.А. Шумилова Наука. – Коста-най: Изд-во КИнЭУ, 2007. – № 3. – С. 62-68.

47.Шумилова, Е.А. Практические аспекты подготовки специалистов для системы среднего профессионального образования. / Е.А. Шумилова // Актуальные проблемы соци¬ально-педагогической деятельности в регионе: Сборник материалов региональной НПК. – Курган: Изд.-во Курганского ун.-та, 2009. – С. 5-9.

48.Е.А. Шумилова Е.А. Психологические аспекты подготовки будущих педагогов профессионального обучения. / Е.А. Шумилова // Инновации в науке и образовании 2010. VII Международная научная конференц., посв. 80-летию образов. ун.-та 19-21 октября 2010 г. Труды, часть 3. – Калининград: изд. КГТУ, 2010. – С.304-307

Учебно-методические пособия, методические рекомендации

49.Шумилова, Е.А. Тесты и упражнения по развитию коммуникативных способно-стей / авт.-сост. Е.А. Шумилова. – Челябинск, ЧГПУ, 2006. – 96 с. (5, 42 п.л.).

50.Шумилова, Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: метод. Рекомендации / сост. Е.А. Шумилова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007 – 63 с. (3,65 п.л.).

51.Шумилова, Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности (учебное пособие) / Е.А. Шумилова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – 125 с. (7,8 п.л.). (Гриф «ДопущеноУчебно-методическимобъединениемпопрофессионально- педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501 – Профессиональное обучение (по отрас¬ лям)».

52.Шумилова, Е.А. Теоретико-педагогические основы формирования социально- коммуникативной компетентности (учебное пособие) / Е.А. Шумилова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 144 с. (7п.л.).