Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Специальность: 12.00.11
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция правового регулирования и организационного обеспечения прокурорского надзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности представляет собой совокупность исходных теоретических положений, в которых:- в целях надлежащей организации работы, выделения предметной специализации и разработки методического инструментария обосновывается положение о признании общенадзорной деятельности[1] прокуратуры самостоятельной отраслью, состоящей из пяти подотраслей: а) надзор за законностью в сфере государственного строительства; б) надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина; в) надзор за соблюдением социальных прав граждан; г) надзор за исполнением экологического законодательства; д) надзор за исполнением законов экономической направленности. В логической увязке с заявленной целью проведена дальнейшая детализация (предметная определенность) участков (приоритетов) надзорной деятельности, обусловливающая особенности применения надзорных полномочий и средств прокурорского реагирования;- дано авторское понимание предмета прокурорского надзора;- определен круг актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор;- дано системное толкование пределов прокурорского надзора, прокурорского усмотрения;- определены правовые и организационные механизмы повышения эффективности надзорной деятельности;- разработаны формализованные показатели результативности прокурорского надзора.
  2. Доказана не только активная вовлеченность прокуратуры в сферу хозяйственной жизни, но и само появление в России прокуратуры как государственно-правового учреждения с функциями надзора для обеспечения интересов казны, проведения реформы управления, экономических преобразований, явившихся стержнем всех инициированных Петром I модернизационных процессов.
  3. На основе обширного исторического материала, характеризующего надзорную деятельность прокуратуры в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды, выявлены следующие закономерности и тенденции прокурорского надзора в экономической области общественной жизни: 3.1. В дореволюционный период деятельность прокуратуры носила выраженный полифункциональный характер, объединяя черты надзорного органа и органа исполнительной (надведомственной) власти, вовлеченного в решение экономической функции государства в виде попечения казенных (государственных) заводов, рекрутских наборов, особой заботы о казне, ее наполнении и рачительном использовании, что и обусловило в последующем значительное сокращение надзорных полномочий в сфере государственного управления в ходе судебной реформы 1864 г. 3.2. С возрождения после установления советской власти общего надзора в 1922 г. вплоть до 1936 г. внимание прокуроров фокусировалось на надзоре за законностью правовых, особенно нормативных правовых актов, которое со временем вылилось в обязательное направление деятельности для всех звеньев органов прокуратуры, и на уголовном преследовании за совершение преступлений экономической направленности. 3.3. Принятие Конституции СССР 1936 г. ознаменовало качественные (сущностные) изменения предмета прокурорского надзора, поскольку на органы прокуратуры возлагался высший надзор не только за законностью правовых актов, но и за исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им организациями, учреждениями, предприятиями, а также гражданами (ст. 113 Конституции СССР). 3.4. В 70-80-е гг. XX столетия в общенадзорной деятельности доминировало предупреждение преступлений за счет участия органов прокуратуры в разработке программ профилактики, широкого взаимодействия с постами, группами, органами народного контроля на предприятиях, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с хищениями социалистического имущества. Прокурорская система имела развернутую программу действий в деле укрепления законности и правопорядка. 3.5. С распадом в 1991 г. Союза ССР и началом радикальной экономической реформы, имевшей целью переход от административно-командной к рыночной экономике, началась адаптация традиционных прокурорских полномочий к решению новых, принципиально непохожих на прежний период задач: создание равных конкурентных возможностей для носителей хозяйственных интересов вне зависимости от форм собственности, внедрение специфических институциональных регуляторов хозяйственной жизни в виде банков, инвестиционных компаний и пр., формирование рыночной инфраструктуры. Отсутствие нормативно прописанной модели построения рыночной экономики, несформированность правовых основ предпринимательства объективно способствовали в 90-егг. XX столетия снижению до небывало низкого уровня правоохранных и правозащитных возможностей прокурорского надзора.
  4. Из надзорной практики необходимо исключение таких направлений и методов прокурорской деятельности, которые выпадают из общих закономерностей развития прокурорского надзора: 4.1. Обоснована правомерность исключения из законодательства о прокуратуре надзора за исполнением законов гражданами, поскольку эта задача не была реализована на практике и входит в противоречие с продекларированными целями демократического государства, делегирующего институтам гражданского общества многие вопросы организации общественной жизни. 4.2. Предлагается отказаться от глубокой специализации с использованием методов экономико-правового анализа, иных не свойственных социальному предназначению прокуратуры функций контрольно-ревизионных органов, усилив при этом теоретическую проработку и практическое использование специальных познаний органов государственного контроля для целей надзора. 4.3. Наделение прокурора полномочиями по внесению хозяйствующим субъектам обязательных к исполнению предписаний, а также введение процедуры приостановления действий опротестованного правового акта исказило природу прокурорской власти в такой отрасли, как общий надзор, породило некомпетентное вмешательство прокуроров в сложные хозяйственно-производственные процессы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.06.1987, которым были внесены изменения и дополнения в Закон «О прокуратуре СССР». Отказ от этих законоположений в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» 1992г. закономерен, а постоянно муссируемые предложения о необходимости их восстановления не только вредны, но и опасны искажением целей деятельности органов прокуратуры). 4.4. Наметившаяся с принятием в 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР тенденция по включению в объекты прокурорского надзора конкретных предприятий, организаций часто приводила в сфере хозяйственных правоотношений к подмене специализированных органов государственного контроля, не прослеживалась специфика правовых средств обеспечения экономического правопорядка. Поэтому надзор за исполнением законов хозяйствующими субъектами, не основанными на государственной или муниципальной собственности, в условиях современной правовой действительности не должен осуществляться в принципе. Исключением может быть экстраординарная ситуация бездействия управомоченных органов государственного и муниципального контроля, серьезно обостряющая напряженность в социальных отношениях.
  5. Кардинально изменившиеся социально-экономические условия современной России, курс на свободу экономического самовыражения и снижение государственного администрирования создают основания для необходимости выделить следующие направления в прокурорском надзоре в исследуемой сфере правоотношений: 1) надзор за соответствием закону нормативных правовых актов органов и должностных лиц, перечисленных в ст. 21 Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» - обязательное направление (осуществляется вне зависимости от поступившей информации о нарушении закона), направлен на обеспечение принципов верховенства закона и единой законности на всем пространстве Российской Федерации; 2) надзор за исполнением законов государственными органами юрисдикционного контроля и муниципального контроля - основное направление (осуществляется на плановой основе в зависимости от состояния законности или по поступившей в органы прокуратуры информации о нарушении закона); 3) надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций - вспомогательное направление (плановые прокурорские проверки должны исключаться в принципе; вмешательство прокуратуры допускается: а) для защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина при наличии сигнала о нарушении закона: невыплата зарплаты, пособий, пенсий и т.п.; б) в случае бездействия уполномоченного государственного, муниципального органа, вызвавшего затяжной правовой конфликт и социальное напряжение.
  6. В преломлении задач прокурорского надзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности проведенное исследование позволило уточнить понятие объекта прокурорского надзора, который в традиционной трактовке включает совокупность юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц. Обоснована позиция, влияющая на организацию надзора, согласно которой юрисдикционные полномочия прокурора существенно разнятся по отношению к хозяйствующим субъектам, основанным на частной и государственной или муниципальной собственности. Наибольшими правами прокурор должен быть наделен на проверку государственных, муниципальных унитарных предприятий, в том числе их объединений, включая государственные корпорации; наименьшими - в отношении гражданина - индивидуального предпринимателя, который законодателем приравнен к юридическому лицу.
  7. Существенно скорректирован предмет прокурорской деятельности в сфере экономики с учетом восходящей ступени развития общества, часто называемой «переходной экономикой». Под предметом прокурорской деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности понимается надзор за законностью действий и актов определенных в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» органов, должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также постоянное наблюдение (мониторинг) за состоянием законности в стране и информирование о его результатах в установленном законом порядке Президента Российской Федерации, высших органов государственной власти и населения. 7.1. В круг нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых призван осуществлять прокурор, на взгляд диссертанта, входят:- федеральные законы,- международные договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией,- указы Президента Российской Федерации, носящие нормативный характер,- государственно-правовые договоры между Российской Федерацией и субъектами, ее составляющими, о разграничении полномочий по предмету совместного ведения. Особое значение отводится постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, учет правовой позиции которого обязателен при применении надзорных полномочий прокурора. Аргументируется необходимость избирательного подхода к надзору за соответствием закону корпоративных правовых актов, имея в виду государственную регуляцию обязательных элементов корпоративной компетенции.
  8. В дополнение к обозначенным в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» ограничителям надзора и имеющимся в литературе мнениям о пределах прокурорского надзора предлагается: 1) дополнить п.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» третьим абзацем в следующей редакции: «В коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, прокурорской проверке подлежит исполнение обязательных требований к хозяйствующим субъектам, закрепленных в федеральном законе»; 2) дополнить п.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» абзацем четвертым в следующей редакции: «Запрещается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность коммерческих и некоммерческих организаций». Исключение названного положения из Закона в 1999 г. создает непредвиденные ситуации при выборе средств прокурорского воздействия, применении полномочий в такой отличающейся особой спецификой сфере общественного разделения труда, как предпринимательство, необоснованно расширяет сферу усмотрения прокурора. В работе, исходя из понимания оперативно-хозяйственной деятельности как «управление текущим событием хозяйственной жизни предприятия, учреждения, находящим отражение в первичных документах учета», даются рекомендации по отнесению к источникам информации о допущенных правонарушениях тех или иных документов, материалов.
  9. В целях надлежащего исполнения возложенной на Генерального прокурора Российской Федерации (п. 7 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») обязанности ежегодно представлять доклад Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению» следует создать необходимые правовые и организационные предпосылки, для чего дополнить ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указанием на наличие самостоятельного направления деятельности органов прокуратуры - постоянное наблюдение (мониторинг) за состоянием законности в стране и информирование об этом указанных в законе государственных органов, должностных лиц и населения.
  10. Дана авторская интерпретация понятия конституционной законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Выделены доминанты состояния конституционной законности и факторы, влияющие на прогноз развития ситуации, определены критерии и формализованные показатели оценки результативности прокурорского надзора за соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации (в их числе доля надзорных протестов (заявлений) в числе всех поводов обращения в суд на предмет признания незаконных нормативных правовых актов недействующими; соотношение дефектных правовых актов, принятых в текущем и предыдущем периодах (если речь не идет об изменениях в федеральном законодательстве); данные о направленных в суд заявлениях о признании недействующими нормативных правовых актов и прекращенных в досудебной стадии в связи с добровольным согласием с доводами прокурора).
  11. Проведена оценка состояния законности в правоприменительной практике и результативности деятельности органов прокуратуры на этом участке, в том числе по выявлению наиболее вредоносных нарушений экономического характера с признаками преступлений. Разработаны критерии и формализованные показатели оценки результативности прокурорского надзора на рассматриваемом направлении (в их числе количество возбужденных по материалам общего надзора уголовных дел и число материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела (в динамике); доля возбужденных уголовных дел в числе всех выявленных прокурорами правонарушений экономической направленности (в динамике); доля прекращенных в ходе расследования и в суде уголовных дел в числе всех возбужденных по материалам общего надзора дел, основания прекращения (в динамике) и др.
  12. Обоснован вывод о возможности существенного обновления действующей организационной модели прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности и предложены меры повышения его результативности.
Список опубликованных работ
Научные работы, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1.Казарина А.Х., Сокольский О.Э. Труд отходников: польза и вред // Социалистическая законность. 1986. № 8. 0,4 п.л.

2.Казарина А.Х. Договоры колхозов, совхозов с временными бригадами // Социалистическая законность. 1987. № 12. 0,4 п.л.

3.Казарина А.Х., Мельников А.Т. Обеспечение законности в деятельности кооперативов // Социалистическая законность. 1989. № 1. 0,4 п.л.

4.Казарина А.Х., Мельников А.Т. Практика исполнения законодательства о кооперативах // Социалистическая законность. 1990. № 1. 0,4 п.л.

5.Казарина А.Х., Насонов Ю.Г. Защита прав трудовых коллективов в процессе приватизации // Социалистическая законность. 1994. № 9. 0,4 п.л.

6.Казарина А.Х., Рыжкова Т.Н. Предпринимательству – надежные законы // Российская Федерация. 1994. № 8. 0,5 п.л.

7.Казарина А.Х., Мельников А.Т. Надзор за исполнением налогового законодательства // Социалистическая законность. 1994. № 11. 0,4 п.л.

8.Казарина А.Х. Публичный интерес в экономике как объект прокурорской защиты // Законность. 1996. № 2. 0,5 п.л.

9.Казарина А.Х. Экономическая преступность и правотворческая практика // Законность. 1996. № 6. 0,4 п.л.

10.Казарина А.Х. Предпринимательство и несовершеннолетние // Законность. 1996. № 9. 0,4 п.л.

11.Казарина А.Х. Приватизация в контексте экономических и социальных задач // Законность. 1997. № 11. 0,4 п.л.

12.Казарина А.Х. Криминализация экономики и проблемы ответственности // Уголовное право. 1997. № 4. 0,5 п.л.

13.Казарина А.Х. Общий надзор: пределы и возможности // Законность. 2003. № 7. 0,4 п.л.

14.Казарина А.Х. Предмет прокурорского надзора // Законность. 2004. № 11. 0,4 п.л.

15.Казарина А.Х. Законность как правовая категория и социальное явление //Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 7. 0,8 п.л.

16.Казарина А.Х. Законность и социальное мифотворчество в экономике // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 7. 0,8 п.л.

17.Казарина А.Х. Правозащитная деятельность прокуратуры и ее влияние на режим законности // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2007. № 2. С. 9-13. 0,5 п.л.

18.Казарина А.Х. Общий надзор как родоначальник прокурорско-надзорной деятельности // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2008. № 1. С. 9-13. 0,4 п.л.

19.Казарина А.Х. Законность как предмет деятельности российской прокуратуры // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2008. № 6. С. 9-13. 0,4 п.л.

20.Казарина А.Х. Согласие прокурора на внеплановую проверку субъектов малого и среднего предпринимательства: правовая природа и существенные черты // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2009. № 2 (10). С. 11-16. 0,5 п.л.

Монографии, научно-практические и учебные пособия:

21.Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) // Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. Монография. М., 2005. 16,6 п.л.

22.Казарина А.Х. Прокурорский надзор. Экономика. Законность. // Акад. Ген. прокуратуры РФ.. М., 2008, 428 с.

23.Казарина А.Х. (в соавторстве). Прокурорский надзор в Российской Федерации (под ред. А.А. Чувилева). Главы: VIII «Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор)» (с. 117–142), IX «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (с. 142–151)// учебник. М., Юристъ, 1999. 400 с.

24.Казарина А.Х. (в соавторстве). Криминология // учебник (под ред. проф. И.И. Карпеца, В.Е. Эминова). М., 1995. 400 с. (вклад автора 1,5 п.л.)

25.Казарина А.Х. (в соавторстве). Правовые средства борьбы с нетрудовыми доходами. М., Наука. 1989, монография, 224 с. (вклад автора – глава VI – 2,0 п.л.).

26.Казарина А.Х. (в соавторстве). Законность в Российской Федерации // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. НИИ Акад. Ген. прокуратуры РФ. М.; 2008. 624 с. 1,7 п.л.

27.Казарина А.Х. (в соавторстве). Руководство для прокуроров // Генеральная прокуратура, Институт проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1993, вып. 1 (0,8 п.л.).

28.Казарина А.Х. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о предпринимательской деятельности //учебное пособие. Генеральная прокуратура Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров. М., 1994. 60 с.

29.Казарина А.Х. (в соавторстве). Состояние законности в Российской Федерации (1993 – 1995 гг.) (аналитический доклад). М., 1996. 8,25 п.л.

30.Казарина А.Х., Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране государственного, муниципального имущества в процессе хозяйственного использования (методич. рекомендации для прокуроров). М., 1996. 2,3 п.л.

31.Казарина А.Х. (в соавторстве). Акты прокурорского надзора. М., Юристъ, 1997. В соавт. 276 с. (вклад автора 2,0 п.л.).

32.Казарина А.Х. Органы государственной регистрации субъектов и объектов предпринимательской деятельности (Справочное пособие для прокуроров) // Ген. прокуратура РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров. М., 1998. С.30.

33.Казарина А.Х., Карлин А.Б. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном регулировании рынка ценных бумаг// Ген. прокуратура РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров. М., 1998. С. 120 (вклад автора 3,8 п.л.).

34.Казарина А.Х., Соколова И.А. Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 1999. С. 64 (вклад автора 1,0 п.л.).

35.Казарина А.Х., Кречетов Д.В. Прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях //Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 2001. С. 97 (вклад автора 1,0 п.л.)

36.Казарина А.Х. Прокурорский надзор за исполнением законов о собственности и иных правах на землю. Методические материалы для слушателей. //Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 2002. Объем 0,5 п.л.

37.Казарина А.Х., Соколова И.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о местном самоуправлении// Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 2002. С. 112 (вклад автора 2,3 п.л.).

38.Абузова Г.А., Казарина А.Х., Соколова И.А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации (введение, §§ 1.1, 1.2, 2.2) //Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 2003. 6,5 п.л.

39.Казарина А.Х. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о формировании и целевом расходовании бюджетных средств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Методические материалы в схемах //Институт повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. М., 2003. (учетн. 1,27 п.л.)

40.Казарина А.Х. (в соавторстве). Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры в 2007 г. Информационно-аналитический доклад //Акад. Ген. прокуратуры РФ. Научно-исследовательский институт. М., 2008. ч. I , II. 224 с. 6,5 п.л.

Научные статьи

41.Казарина А.Х. Недостатки правового регулирования труда индивидуальных подрядчиков способствующие корыстным преступлениям //Внедрение достижений науки и техники в практику борьбы с преступностью. Тезисы республиканской научной конференции. Вильнюс. 1986 (вклад автора 0, 3 п.л.).

42.Казарина А.Х. Криминологические аспекты использования труда временных бригад в сельском хозяйстве // Обеспечение охраны социалистической собственности в современных условиях – материалы конференции: Горький, 1986. 0,5 п.л.

43.Казарина А.Х. Влияние общего надзора на результативность ведомственного контроля в сфере охраны социалистической собственности // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. Вып. 115, с. 23 – 25. 0,4 п.л.

44.Казарина А.Х. Методическая оснащенность прокуроров как одна из необходимых предпосылок эффективности надзора // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1990. Вып. 122, с. 63 – 67. 0,4 п.л.

45.Казарина А.Х. Экономика переходного периода и общий надзор прокуратуры// Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1991, Вып. 129, с. 93 – 97. 0,4 п.л.

46.Казарина А.Х. Прокурорский надзор в сфере экономики // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1991. Вып. 130, с. 11 – 16. 0,5 п.л. В соавторстве: Ястребов Б.В.

47.Казарина А.Х. Укрепление законности в кооперации // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции: Прокуратура в системе политических и правых институтов общества. М., 1990, с. 131 – 133. 0,2 п.л.

48.Казарина А.Х. Правотворческая функция прокуратуры: сущностные черты и методы реализации // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1992. Вып. 135, с. 65 – 70. 0,4 п.л.

49.Казарина А.Х. К вопросу о предмете и месте общего надзора прокуратуры // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М.,1994. Вып. 145, с. 67–70. 0,4 п.л.

50.Казарина А.Х. Некоторые проблемы укрепления законности средствами прокурорского надзора в сфере приватизации // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1994. Вып. 150, с. 34–57. 0,4 п.л. В соавторстве: Рыжова Т.Н.

51.Казарина А.Х. Контроль в системе мер государственного регулирования экономики //Прокуратура, законность, государственный контроль. М., Манускрипт, 1995. С. 127– 136. 0, 7 п.л.

52.Казарина А.Х. Закон о Законах и его криминологическое содержание // Преступность и законодательство. М., 1997. С. 286– 295. 0,5 п.л.

53.Казарина А.Х. Правовое регулирование лицензирования как специфической формы государственного контроля в экономике // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1996. Вып. 152, с. 9 – 21. 1,0 п.л.

54.Казарина А.Х. Некоторые вопросы повышения эффективности прокурорского надзора в сфере экономики // Прокурорский надзор за исполнением законов: сфера применения и проблемы совершенствования. Махачкала, 1997. С. 21 – 27. 0,4 п.л.

55.Казарина А.Х. Некоторые проблемы укрепления законности в сфере экономики // Прокурорский надзор за исполнением законов: прошлое и настоящее. М., 1998. С. 120 – 128. 0,5 п.л.

56.Казарина А.Х. Аудит как способ выявления экономических правонарушений //Актуальные проблемы прокурорского надзора. Вып. 3 «Вопросы прокурорского надзора за законностью в сфере экономической деятельности». М., 2000. С. 26 – 39. 0,5 п.л.

57.Казарина А.Х., Моторина О.В. Антимонопольное регулирование и задачи прокурорского надзора // Актуальные проблемы прокурорского надзора. Вы. 3 «Вопросы прокурорского надзора за законностью в сфере экономической деятельности». М., 2000. С. 117 – 127. 0,5 п.л.

58.Казарина А.Х. Свобода экономической деятельности как объект прокурорской защиты // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. СПб., Юрид. центр Пресс, 2003. 0,4 п.л.

59.Казарина А.Х. Проблемы организации прокурорского надзора в современных условиях // Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в современных условиях. Н.-Новгород, 2003. С. 19 – 30. 0,5 п.л.

60.Казарина А.Х. Истоки и современное состояние общего надзора прокуратуры в сфере экономики // Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. М., 2003.

С. 19 – 45. 0,2 п.л.

61.Казарина А.Х. Защита прокурором публичного интереса в суде // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики. М., 2005. 0,3 п.л.

62.Казарина А.Х. К вопросу о новой модели прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях. Ч. I. М., 2005. С. 41 – 43. 0,3 п.л.