- В отдельные периоды развития российского государства цели законодательного обеспечения проводимой антикоррупционной политики были разными. Выделены главные: 1) достижение социально терпимого уровня коррупции (характерно для периодов государственной абсолютизации экономической сферы); 2) искоренение в общественном сознании дозволенности «коррупционного поведения» ради достижения социальных или экономических благ (характерно для периодов развития рыночной экономики). Исторический анализ позволил установить, что в России эффективное формирование и реализация антикоррупционной политики традиционно основывались на тесной связи правотворчества и правоприменения. Законодательство о противодействии коррупции развивалось с учетом реалий коррупции, потребностей практики противодействия ее проявлениям, способности правоприменителей реализовывать антикоррупционные меры. Несоблюдение этих условий дезавуировало принимаемые меры на практике. Концептуальные компоненты противодействия коррупции составляли:- классификация видов коррупционных деяний, за которые предусматривается уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная ответственность (XVIII-XIX вв.);- оперативная трансформация содержания мер в отношении коррупционных деяний (с карательных на предупредительные и, наоборот) в зависимости от изменения степени их общественной опасности (XIX в.); - использование мер предупреждения коррупции в условиях крайне неблагоприятной криминальной ситуации, связанной с эскалацией коррупции; (XVI в. и XIX в.);- использование специальных мер противодействия организованной коррупции (конфискация имущества виновных; размер уголовного наказания соучастникам подкупа, равного тому, который назначается лицам, виновным в подкупе) (XIX- начало XX вв.);- совмещение функций правотворчества и координации правоприменения в сфере противодействия коррупции на условиях единоначалия (XVI - начало XIX вв.).
- Дано авторское определение понятия антикоррупционной политики, под которой понимается совокупность законодательных, экономических, политических, информационных, организационных мер, направленных на государственное регулирование в области противодействия коррупции. В криминологическом аспекте основное содержание антикоррупционной политики выражается в борьбе с уголовно-наказуемыми коррупционными и иными проявлениями (продуцирующими коррупцию или ее производными) с обязательным использованием превентивных антикоррупционных средств, имеющих полиотраслевую специфику. Достижение криминологически значимых результатов антикоррупционной политики связано с гармонизацией правотворчества и правоприменения в сфере противодействия коррупции, а также развитием антикоррупционного правосознания.
- Установлено, что имплементация в российское законодательство норм международных антикоррупционных конвенций (урегулирование конфликта интересов на государственной службе, экспертиза на коррупциогенность нормотворчества, декларирование доходов государственных служащих и их родственников, гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения) оторвана от потребностей практики предупреждения коррупции, имеет дефицит правового обеспечения и не учитывает уровень правосознания лиц, которые их применяют или в отношении которых они должны действовать. В совокупности это отражается в недостатках правоприменения (практика предупреждения коррупции или отсутствует, или ее эффективность находится на низком уровне).
- В результате проведенного исследования доказано, что проводимые в России независимые оценочные исследования состояния и уровня коррупции критичны в методике, не репрезентативны в получаемых результатах и не отвечают задачам противодействия коррупции.
- Дано авторское определение антикоррупционного мониторинга, под которым предлагается понимать единую государственную систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния коррупции и противодействия ее проявлениям, а также перманентных изменений, возникающих под влиянием различных факторов (социальных, политических, экономических, правовых). Разработан криминологический механизм антикоррупционного мониторинга, который основывается на анализе уголовной и судебной статистики, материалов правоприменительной практики, анкетировании сотрудников правоохранительных органов и населения, и предусматривает оценку результативности деятельности правоохранительных и судебных органов в сфере противодействия коррупции. Основными компонентами оценки являются: количество и удельный вес преступлений, связанных с коррупционными проявлениями, раскрытых по оперативным данным, а также уголовных дел, направленных в суд и рассмотренных судом; динамика выявления лиц, совершивших коррупционные преступления; практика назначения уголовного наказания виновным; сумма возмещенного в результате совершенного преступления ущерба.
- Установлено, что проявления организованной коррупции не однородны по содержанию. В их генезисе участвуют криминологически значимые признаки подкупа, либо продажность государственных или муниципальных служащих. Исходя из такого понимания, выделяются соответствующие виды организованной коррупции. Первый вид образуют преступления, которые связаны с незаконным распоряжением государственными или муниципальными служащими государственными (муниципальными) активами (бюджет, имущество, льготы, заказы). Второй вид составляет деятельность организованных преступных формирований (сообществ), которые выступают заказчиком действий подкупленной стороны. Оба вида проявлений организованной коррупции могут продуцировать или, напротив, выступать в качестве предикатных, по отношению к криминальным и околокриминальным явлениям («рейдерство», недобросовестная конкуренция, «крышевание», наркобизнес).
- Противодействие организованной коррупции связано с необходимостью совершенствования: - законодательства (введение специальной меры уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве, сокращение сферы уголовно-правового иммунитета, придание конфискации статуса меры наказания); - правоприменительной практики (выявление не эпизодов, а системы противоправных деяний, связанных с организованными проявлениями коррупции, активное использование оперативно-розыскных методов выявления коррупционных преступлений, реализация принципа неотвратимости наказания, исключение либеральной практики назначения уголовного наказания лицам, виновным в совершении коррупционных преступлений).
- В целях исполнения требований международных антикоррупционных конвенций, в которых участвует Россия, а также для обеспечения гармонизации потребностей практики правоприменения и правотворчества в сфере противодействия коррупции (касающихся конфискации) предлагается расширить перечень преступлений (ст.ст. 201, 285.1, 289, 291 УК РФ), в случае совершения которых может применяться конфискация имущества в соответствии со статьей 104.1 УК РФ. Данную меру необходимо рассматривать в контексте усиления репрессивного и предупредительного содержания антикоррупционных мер, принимаемых для целей противодействия организованной коррупции. Представляется целесообразным пункт «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ изложить в следующей редакции: «1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, 201, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 285.1, 289, 290, 291, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;».
- Тезаурус, выражающий различные аспекты доминантного понятия «коррупция», в настоящее время не имеет ни научно-обоснованных, ни нормативных основ. К числу основных понятийных категорий, имеющих криминологическое значение, относятся: «коррупционная практика» и «коррупционные риски», правовая природа и предупреждение которых не исследованы. Под коррупционной практикой предлагается понимать систему методов, способов и средств конструирования благоприятных условий (в том числе посредством использования недостатков законодательства, подкупа лиц, обладающих специальной деликтоспособностью) для совершения коррупции и обеспечения ее латентности. В свою очередь к коррупционным рискам, связанным с государственной службой, следует отнести вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано:- несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы;- реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего.
- Правовой институт урегулирования и разрешения конфликта интересов на государственной службе не выполняет функции предупреждения коррупции. Повышение эффективности данного института связано с совершенствованием законодательства, в котором следует: - определить специальный порядок и условия передачи государственными служащими финансовых активов, которыми они владеют, в доверительное управление (уполномоченную государством организацию); - расширить антикоррупционные требования, которые содержатся в федеральном законодательстве о государственной гражданской службе, и отнести их к предмету рассмотрения комиссий по урегулированию конфликта интересов;- установить специальные критерии отбора независимых экспертов комиссий по урегулированию и разрешению конфликта интересов, которые позволят исключить необъективность при принятии комиссией решений.
- Внесены предложения по изменению законодательства. В частности, подпункт «а» пункта 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» предлагается изложить в следующей редакции: «21. Основанием для проведения заседания комиссии является: а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьями 15, 17 и 18 Федерального закона;». Раздел III Положения предложено дополнить пунктом 18¹ следующего содержания: «Независимыми экспертами в составе комиссии не могут быть граждане Российской Федерации: - не имеющие высшего юридического образования; - связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью руководителю комиссии или субъектам конфликта интересов, или имеющие связи близкого родства или свойства с ними».
- Информационное обеспечение антикоррупционной политики в настоящее время осуществляется односторонне (со стороны государства) и имеет ярко выраженный ознакомительно-пропагандистский характер. Между тем, активные и качественные формы участия населения и институтов гражданского общества в противодействии коррупции достижимы в рамках информационно-контрольного подхода, при котором происходит их включение в практику противодействия коррупции. Ключевое звено такого подхода образуют контрольные механизмы СМИ (ведение реестра физических и юридических лиц, причастных к коррупции, проверка полноты декларирования доходов государственными служащими и их родственниками).
1. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. – 8,5 п.л.
2. Астанин В.В. Организованная коррупция и реагирование на нее. Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. – 4,5 п.л.
3. Астанин В.В. Анализ и оценка коррупциогенных рисков в законодательстве о земле и недрах. Монография. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2007. – 4 п.л.
4. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). СПб.: Юридический Центр – Пресс, 2009. – 18 п.л.
5. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти. Учебно-методический комплекс. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2009.– 2,3 п.л.
6. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Монография. М.: Юнити, 2009. – 13 п.л.
Статьи в журналах, включенных ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на со-искание ученой степени доктора юридических наук
7. Астанин В.В. О регулятивных возможностях организованной пре-ступности в период избирательных процессов // Закон и право, 2003. № 6. – 0,2 п.л.
8. Астанин В.В. О регулятивных возможностях благотворительности в период предвыборных кампаний // Закон и право, 2003. № 4.– 0,2 п.л.
9. Астанин В.В. Организованная коррупция в России. Динамика за 2000 г. – первое полугодие 2004 года // Закон и право, 2004. № 9. – 0,25 п.л.
10. Астанин В.В. К вопросу о присоединении России к Дополнительному Протоколу к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2005. № 4.– 0,3 п.л.
11. Астанин В.В. Криминологическая характеристика проявлений организованной коррупции // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2007. № 1. – 0,8 п.л.
12. Астанин В.В. Недобросовестная конкуренция и коррупция // Вестник Московского Университета МВД России, 2007. № 10. – 0,3 п.л.
13. Астанин В.В. Понятие «публичное должностное лицо» в контексте международных обязательств Российской Федерации по имплементации. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2007. № 4.– 0,3 п.л.
14. Астанин В.В. Взаимосвязь недобросовестной конкуренции и коррупции: оценка реагирования и возможности его оптимизации для целей установления ответственности виновных // Человек: преступление и наказание, 2008. № 1.– 0,3 п.л.
15.Астанин В.В. Антикоррупционный мониторинг законодательства как направление научно-практического исследования (методологические аспекты) // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2008. № 2. – 0,7 п.л.
16. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в контексте принципа равенства граждан перед законом // Российский юридический журнал, 2008. № 2. – 0,3 п.л.
17. Астанин В.В. Научно-криминологическое мнение об основных критериях и показателях оценки эффективности антикоррупционной деятельности // Вестник Московского Университета МВД России, 2008. № 2. – 0,3 п.л.
18. Астанин В.В. Исключение условий, способствующих проявлениям коррупции на стадии судебного рассмотрения уголовных дел // Человек: преступление и наказание, 2008. № 2. – 0,5 п.л.
19. Астанин В.В. Гражданско-правовые механизмы ответственности за коррупцию // Московский журнал международного права, 2008. № 2. – 0,5 п.л.
20. Астанин В.В. Организационно-правовые основы выявления и расследования коррупционных преступлений организованного характера в США // Российская юстиция, 2008. № 3. – 0,3 п.л.
21. Астанин В.В. Дисциплинарная и уголовная ответственность как меры противодействия коррупции в среде судейского сообщества // Человек: преступление и наказание, 2008. № 3. – 0,4 п.л.
22. Астанин В.В. Методика криминологического анализа организованной коррупции // Российское правосудие, 2008. № 4. – 0,5 п.л.
23. Астанин В.В. Критерии определения результативности борьбы с коррупцией в криминологическом исследовании и на основе экспертных данных в соотношении с рекомендациями международных антикоррупционных конвенций // Lex Russica. Научные труды МГЮА, 2008. № 5. – 1 п.л.
24. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере землепользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция, 2008. № 6. – 2 п.л.
25. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция, 2008. № 9. – 1 п.л.
26. Астанин В.В. Взаимосвязь коррупционных проявлений и экологических преступлений: проблемы детерминации, латентности и уголовной репрессии // Человек: преступление и наказание, 2009. № 1. – 0,3 п.л.
27. Астанин В.В. Информационно-правовые стандарты предупреждения коррупционных рисков при выполнении НИОКР // Информационное право, 2009. № 1. – 0,5 п.л.
28. Астанин В.В. Правовые основы противодействия коррупции в соот-ветствии с новеллами российского законодательства // Федерализм, 2009. № 1. – 1 п.л.
29. Астанин В.В. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (по новеллам российского законодательства) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. № 1. – 0,4 п.л.
30. Астанин В.В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир, 2009. № 2. – 0,5 п.л.
31. Астанин В.В. Коррупционные риски в деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009. № 2. – 1 п.л.
32. Астанин В.В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе) // Российская юстиция, 2009. № 2. – 0,7 п.л.
33. Астанин В.В. Нормы антикоррупционных конвенций и устои национальных правовых систем в характеристиках соотношения и взаимоучета // Юридический мир, 2009. № 3. – 0,5 п.л.
34. Астанин В.В. Определение антикоррупционных понятий в ретроспективе отечественных юридико-практических подходов и соотношении с нормами антикоррупционных конвенций // Юридический мир, 2009. № 4. – 0,5 п.л.
Статьи в других изданиях
35. Астанин В.В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I // Сборник статей «Криминальная ситуация на рубеже веков в России». М. Криминологическая ассоциация. 1999. – 0,2 п.л.
36. Астанин В.В. Инициативы Международных финансовых организа-ций по борьбе с коррупцией и некоторые документы ООН // Сборник статей «Коррупция и борьба с ней». М.: Криминологическая ассоциация, 2000. – 0,3 п.л.
37. Астанин В.В. О роли власти в законодательном обеспечении антикоррупционных мер: исторический аспект // Сборник материалов конференции «Преступность и власть». М. Криминологическая ассо-циация, 2000. – 0,2 п.л.
38. Астанин В.В. Коррупция и благотворительность: проблемы разграничения в Южном федеральном округе // Сборник статей «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью». М. Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,25 п.л.
39. Астанин В.В. Состояние коррупционной преступности в Южном федеральном округе // Раздел статьи «Региональные различия преступности и преступность в Южном федеральном округе» в сборнике статей «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,25 п.л.
40. Астанин В.В. Отражение проявлений коррупции в российском законодательстве // Сборник статей «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон». М.: Российская криминологическая ассо-циация, 2001. – 0,3 п.л.
41. Астанин В.В. Коррупция и изменение преступности // Раздел 2 § 8 статьи «Изменение преступности в России на рубеже веков» в сборнике «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,2 п.л.
42. Астанин В.В. Деятельность организованной преступности в политической сфере жизни общества // Сборник статей «Организованная преступность, миграция, политика» М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. – 1,5 п.л.
43. Астанин В.В. Состояние и особенности коррупционной преступности и борьбы с ней в Российской Федерации в 2000-2003 гг. // Сборник статей «Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. – 0,4 п.л.
44. Астанин В.В. Учет отечественного опыта системного предупрежде-ния коррупции // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России». М., 2003. Выпуск 2. – 0,3 п.л.
45. Астанин В.В. О подкупе и регулятивных возможностях благотворительности в период российских предвыборных компаний // Материалы научно-практической конференции «Социология коррупции». М.: ИНИОН. 2003. – 0,3 п.л.
46. Астанин В.В. Легкое прикосновение к неприкосновенным // Домашний адвокат, 2003. №12. – 0, 25 п.л.
47. Астанин В.В. Состояние организованной коррупции и возможности борьбы с ней в России (по данным на январь 2005 года) // Сборник научных трудов «Противодействие преступности». Нижнекамск. 2005. – 0,3 п.л.
48. Астанин В.В. Организованная коррупция // Сборник научных трудов «Организованная преступность, терроризм, коррупция в их прояв-лениях и борьба с ними» М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005. – 0,3 п.л.
49. Астанин В.В. О необходимости присоединения Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года // Восемнадцатые международные плехановские чтения. Секция «Международное право и сравнительное правоведение». Материалы конференции. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова. 2005.– 0,2 п.л.
50. Астанин В.В. Борьба с коррупцией и равенство граждан перед законом как принцип уголовной ответственности (конституционные основы и криминологическая обусловленность) // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию УК РФ. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2006. – 0,2 п.л.
51. Астанин В.В. Практика реагирования судебных органов на организованную коррупцию и в сфере их деятельности // Уголовное судопроизводство, 2006. № 2. – 0,25 п.л.
52. Астанин В.В. Понятие организованной коррупции (криминологическая операционализация) // Противодействие преступности. Сборник научных трудов. Выпуск 8. Нижнекамск. 2006. – 0,8 п.л.
53. Астанин В.В. Анализ норм законов и иных нормативных правовых актов о землепользовании в контексте выявления их коррупционного содержания // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2006. № 4. – 1 п.л.
54. Астанин В.В. Уголовная политика в сфере борьбы с экологическими преступлениями, в том числе связанными с коррупцией // Следователь, 2006. № 12. – 0,4 п.л.
55. Астанин В.В. Проблема коррупции в сфере недропользования: пробелы законодательства // Нефть, газ, право. 2007. № 1. – 1 п.л.
56. Астанин В.В. Выявление коррупционности норм законодательства о недропользовании // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2007. № 1. – 1 п.л.
57. Астанин В.В. Понятие организованной коррупции (криминологическая операционализация) // Экономика права. Научные труды. Выпуск 1. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова. 2007. – 1 п.л.
58. Астанин В.В. Формирование в уголовном законодательстве системных основ борьбы с коррупцией и международно-правовые обязательства России в этой области // Системность в уголовном праве. Материалы II Российского конгресса уголовного права 31 мая – 1 июня 2007 г. М.: Проспект. 2007. – 0,7 п.л.
59. Астанин В.В. Недостатки законодательства в сфере оборота земли и землепользования как источник коррупции // Нефть. Газ. Право, 2007. № 3. – 2 п.л.
60. Астанин В.В. Определение коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт. 2007. – 0,4 п.л.
61. Астанин В.В. Понятие и сущность организованной коррупции // Цивилизация знаний и конкурентоспособность российского общества. Материалы III межвузовской научно-практической конференции. М. 2008.– 0,4 п.л.
62. Астанин В.В. Исключение коррупциогенных рисков в земельном законодательстве и законодательстве о недрах России // Правовое регулирование аграрных земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования. Международный сборник научных трудов. М.: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. Т. 2.– 0,3 п.л.
63. Астанин В.В. Коррупционные риски в деятельности таможенных органов по защите интеллектуальных прав и борьбе с контрафактом // Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. трудов. Т. 2 / под ред. д.ю.н. В.Н. Лопатина. М.: Юрайт, 2009. – 1 п.л.
64. Астанин В.В. Информационное обеспечение антикоррупционной политики посредством СМИ и обращений граждан // Материалы научно-практической конференции «Правовой мониторинг регионального законодательства: состояние, проблемы, направления развития» / под ред. д.и.н. проф. В.И. Скрябина. Тульский филиал ГОУ ВПО РПА Минюста России. Тула: Папирус, 2009 – 0,3 п.л.