- Представленная диссертация открывает новое направление в исследовании уровня экологической грамотности населения Российской Федерации в переходный период 1992-2003 гг. Оригинальность концептуального замысла диссертации состоит в выявлении взаимосвязи между возросшей угрозой экологической безопасности и созданием современной системы экологического просвещения в средней и высшей школе Российской Федерации.
- Автор отмечает, что серьезным достижением российской системы экологического образования стало открытое признание ряда замалчиваемых прежде экологических проблем, отход от господствовавшего в советский период утилитарного отношения к природе, отказ от утверждения неисчерпаемости, либо быстрой восстанавливаемости природных ресурсов страны.
- Исследование показало, что низкий уровень экологической грамотности населения в начале 1990-х гг. являлся следствием общего структурного кризиса в стране, необъективности в освещении экологической ситуации, отсутствия отвечающей современным условиям системы экологического просвещения. Рост внимания государственных структур к вопросам экологического образования и воспитания объяснялся комплексом объективных и субъективных факторов, в числе которых сохранение прежних и появление новых угроз экологической безопасности, обеспокоенность общественности состоянием природной среды, стремление России к интеграции с развитыми странами Запада.
- Положительной стороной созданной в 1990-е гг. системы экологического образования Российской Федерации является его комплексный характер и содержательная преемственность просвещения, охватывающего все звенья государственной образовательной цепи: дошкольное, общее и дополнительное образование детей, подготовка и переподготовка специалистов в средних и высших учебных заведениях, система повышения квалификации и переподготовки кадров, подготовка специалистов высшей квалификации; а также экологическое просвещение населения через СМИ, учреждения культуры, общественные организации.
- Серьезным препятствием на пути становления новой системы экологического образования в России являлись кадровые проблемы, отсутствие квалифицированных специалистов в области охраны природы. Решению данной задачи способствовала разработка и принятие нового государственного образовательного стандарта по специальности «Экология». Грамотность и энтузиазм преподавателей определяли успех формирования экологических убеждений молодого поколения учащихся.
- Становлению системы экологического образования долгое время препятствовала ведомственная разобщенность Министерства природных ресурсов, Министерства образования и науки, Министерства земледелия и Лесного хозяйства РФ, преодолеть которую удалось только в условиях централизации власти в начале 2000-х гг.
2. Шилина И.Б. Охрана природных ресурсов в теории и политической практике Российской Федерации (1990-е гг.) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. № 3. С. 92-98 (0,4 п.л.).
3. Шилина И.Б. Экологические последствия структурной перестройки советской экономики в 1985-1991 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2003. № 4. С. 162-167. (0,5 п.л.).
4. Шилина И.Б. Экологическое воспитание современной российской молодежи // Вестник Самарского государственного университета. 2004. № 3. С.83-88. (0,5 п.л.).
5. Шилина И.Б. Формирование концепции экологического образования в постсоветской России (1992-2005 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2004. № 2. С. 61-68. (0,5 п.л.).
6. Шилина И.Б. Законодательная база становления и развития экологического образования в Российской Федерации // Вестник Красноярского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Красноярск, 2005. № 3. С. 161-168. (0,6 п.л.).
7. Шилина И.Б. Изменение экологической ситуации в постсоветской России и новые задачи органов государственной власти в сфере охраны природных ресурсов // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2007. № 2. С. 211-227. (1,1 п.л.).
Монография:
8. Шилина И.Б. Становление и развитие экологического образования в контексте природоохранной политики Российской Федерации в 1992-2003 гг. М.: Прометей, 2007. 391 с. (25 п.л.).
Статьи:
9. Шилина И.Б. Организация экологических троп в условиях большого города (на примере г. Москва) // Экология и краеведческое образование. - Пенза: Московский филиал географического общества, краеведческая комиссия, 1992. - С. 52-56. (0,3 п.л.).
10. Шилина И.Б. Факультативный курс краеведения в средней школе // Краеведение в ВУЗе и школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Русское географическое общество. Московский центр, 1994.-С. 87-92. (0,5 п.л.).
11. Шилина И.Б. Экологическое образование в СССР и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа // Проблемы формирования нового человека. М., МГСА. 1995. С.53-59. (0,3 п.л.).
12. Шилина И.Б. Природоохранное движение в Российской Федерации // Материалы региональной конференции по проблемам обеспечения национальной безопасности России. 1995 г. Пермь, 1995. С. 35-48. (0,5 п.л.).
13. Шилина И.Б. Геоэкологические вопросы краеведческого изучения города // Международная конференция по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. - Обнинск: АсЭкО, 1995. С. 166-176. (0,7 п.л.).
14. Шилина И.Б. Исторический опыт государственной природоохранной политики в России // Экология и география: проблемы подготовки учителя. Региональная конференция педвузов Московского региона. - М.: ТЭ-КО Центр, 1995. С. 181-182. (0,3 п.л.).
15. Шилина И.Б. Становление экологического образования в России // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сб. научных статей. М.: Прометей, 1996. С.173-179. (0,6 п.л.).
16. Шилина И.Б. Формирование экологического сознания школьников // Учёные записки. Астрахань: АГПИ, 1997. С. 41-48. (0,5 п.л.).
17. Шилина И.Б. Экологическое образование российской молодежи // Социально-экономические и культурологические проблемы современности. Сборник научных трудов МПГУ. М.: Гном-Пресс, 1997. С. 125-129. (0,4 п.л.).
18. Шилина И.Б. Концептуальные основы государственной природоохранной политики (1990-е гг.) // География в школе будущего: Тезисы международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 1997. С. 97-100. (0,3 п.л.).
19 Шилина И.Б. Разработка государственной программы экологического образования школьников // Школьное естественно-географическое образование: проблемы, поиски, перспективы: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Могилев: Могилевский гос. ун-т, 1998. С.42-43. (0,5 п.л.).
20. Шилина И.Б. Особенности геоэкологического изучения г. Москвы // Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Владимир: ВГПУ, 2000. С. 192-198. (0,6 п.л.).
21. Шилина И.Б. Разработка новой концепции экологического воспитания учащейся молодежи Российской Федерации в начале 1990-х гг. // Новые подходы к изучению отечественной истории в вузе. Материалы круглого стола. М.: МГСУ, 2001. С. 16-22. (0,4 п.л.).
22. Шилина И.Б. Геоэкологическое изучение городов студентами педвузов // Учитель 21 века: Краеведческая подготовка студентов педагогических Вузов. Материалы межвузовской научно-практической конференции. -М.: МГПУ, 2001. С. 190-192. (0,7 п.л.).
23. Шилина И.Б. Региональный компонент вузовского географического образования российской молодежи // Научные труды. - МПГУ. Серия: Естественные науки. Сб. научных статей. М.: Прометей, 2001. С. 181-183. (0,4 п.л.).
24. Шилина И.Б. Приоритетные направления и стратегия экологического образования в Российской Федерации в 1992-2003 гг. // Материалы по итогам научно-исследовательской деятельности конкурса «Актуальные проблемы образования». Конкурс грантов в области педагогики 2000 г. - М.: Прометей, 2002. С. 21-25. (0,5 п.л.).
25. Шилина И.Б. Изучение геоэкологических проблем в региональном курсе географии основной школы // Географическое краеведение в школе и ВУЗе. Научные труды ВГПУ: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции по географическому краеведению. Владимир: ВГПУ, 2002. С. 181-185. (0,3 п.л.).
26. Шилина И.Б. Система изучения геоэкологических проблем большого города // Теория и практика социально-экономической географии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Самарский гос. экон. акад, 2002. С. 290-298. (0,4 п.л.).
27. Шилина И.Б. Государственное финансирование внеклассного геоэкологического образования школьников // История и развитие идей П.П. Семенова - Тян-Шанского в современной науке и практике школьного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.1 - Липецк: ЛГПУ, 2002. С. 230-235. (0,7 п.л.).
28. Шилина И.Б. Формирование экологического сознания российской молодежи в 1990-е гг. // Вестник МФЭИ: Сб. научных статей преподавателей и студентов. Выпуск № 2. - М.: МФЭИ, 2003. С. 58-60. (0,6 п.л.).
29. Шилина И.Б. Особенности государственного природопользования в России в 1990-е гг. // Отечественные путешественники: прошлое и настоящее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел: ОГУ, 2003. С.172-175. (0,4 п.л.).
30. Шилина И.Б. Становление системы экологического образования в России (история и современность) // Вестник МФЭИ: Сб. научных статей преподавателей и студентов. Выпуск №5. М.: МФЭИ, 2003. С. 42-50. (0,4 п.л.).
31. Шилина И.Б. Экологическое образование в контексте природоохранной политики Российской Федерации // Вестник МФЭИ: Сб. научных статей преподавателей и студентов. Выпуск № 6. М.: МФЭИ, 2004. С. 6-11. (0,7 п.л.).
32. Шилина И.Б. Нарастание угрозы экологического кризиса на завершающем этапе индустриальной модернизации // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Сб. рефератов, избранных научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: Уральский университет, 2005. С. 17-20. (0,3 п.л.).
33. Шилина И.Б. Потребительская культура цивилизации // Материалы Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». М: Альфа-М, МГУ, 2006. С.234-246. (0,8 п.л.).
34. Шилина И.Б. Формирование экологической культуры современной российской молодежи // Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. М.: Прометей, 2007. С. 372-380. (0,6 п.л.).