- Суверенитет есть самая важная качественная политическая и правовая характеристика государства. Он представляет собой основной элемент, признак и цель государственно организованного общества. Именно в суверенитете максимально полно проявляется идея и сущность государства.
- В государственно-правовых отношениях, суверенитет выступает как признанная государствообразующим народом (легитимная), внешне непроизводная, постоянная, юридически неограниченная верховная власть, обладающая универсальным полномочием на управление государством в целом и концентрирующая монопольное право на принятие окончательных решений по всем вопросам общегосударственного значения. С организационно-правовой точки зрения верховная власть представляет собой высшую инстанцию в иерархически организованной системе государственной власти, наделенную правом и обладающую способностью принимать и проводить в жизнь решения, своевременное и адекватное выполнение которых позволяет существовать государству как независимой и самобытной политической и культурной целостности.
- Юридическое содержание суверенитета составляют функции и полномочия верховной власти, которые в совокупности могут быть определены как исключительная компетенция государства. Основными функциями верховной власти являются: учредительная функция, функция организации и управления государственной жизнью, функция поддержания и охраны политико-правового порядка, функции стабилизации и развития общественно-политического строя государства. При их осуществлении верховная власть выполняет одну, свойственную только ей задачу организации государственного аппарата и управления его деятельностью.
- Основу юридической конструкции суверенитета составляют суверенные права государства, которые реализует своими актами верховная власть. Суверенные права выступают основой правового статуса государства и его верховной власти. Данные права составляют правовую сущность верховной власти и юридическое содержание ее деятельности. В отличие от других правомочий государства, суверенные права осуществляются непосредственно верховной властью и не могут быть переданы производным от нее государственным органам или уровням власти либо другим государственным или международным союзам без риска потери внешнего и внутреннего суверенитета либо его значительного ограничения. К суверенным правам относятся правомочия по решению таких вопросов, самостоятельное решение которых позволяет государству и его народу существовать независимо от других государств и народов, а власти, принимающей эти решения и организующей их исполнение, - быть высшей, верховной.
- В идеале, исходя из смысла идеи суверенитета, которая есть полновластие, суверенные права должны быть присущи носителю верховной власти всегда целиком и без остатка. Поэтому формально-юридически суверенитет рассматривается как неограниченная, неотчуждаемая и неделимая верховная власть государства. Однако, как показывает практика государственного строительства, объем полномочий суверенного характера может быть поделен между несколькими высшими органами государства или осуществляться ими совместно. Это приводит к определенной конкуренции между ними за реальную прерогативу более полного контроля над реализацией суверенных прав. Тем не менее, это свидетельствует о том, что по своему юридическому объему суверенитет делим, и что возможно обладание суверенными полномочиями по определенному кругу вопросов, так же, как и их концентрация в одном органе или разграничение между несколькими органами либо уровнями государственной власти.
- На организацию верховной власти и порядок принятия решений по вопросам суверенного значения оказывает влияние форма государственного устройства. Она выступает более фундаментальным элементом структуры формы государства, чем форма правления и политико-правовой режим. В самом явлении государственного устройства и в понятии его объясняющем прямо и непосредственно связываются все субстанциональные элементы и признаки государства: территория, народ, публичная (государственная) власть и суверенитет. Указанные элементы, взаимодействуя между собой, оказывая влияние друг на друга, определяют степень и форму политического единства государства в конкретных исторических условиях. Они непосредственно связанны с распределением суверенных прав между верховной властью и территориальными единицами, чем и определяются различные политико-правовые модели (формы) государственного устройства.
- Основополагающими политико-правовыми принципами, определяющими территориальное устройство современных государств, являются принципы унитаризма и федерализма. Другие принципы - централизации и децентрализации, административной и политической автономии, местного самоуправления - могут присутствовать и сочетаться в территориальном устройстве любых государств. При этом их применение в практике государственного строительства унитарных государств, как и отдельных элементов территориального представительства в парламентах некоторых из них не меняет их политико-правовой природы. Осуществление верховной государственной власти в любом унитарном государстве организуется по принципу концентрации всех функций и полномочий суверенного характера на общегосударственном уровне. Суверенные права в унитарном государстве в полном объеме принадлежат единой системе высших органов государственной власти. Региональные образования и их органы не принимают участия в осуществлении суверенных прерогатив государства.
- Особенности территориального устройства и организации верховной власти федераций порождают значительные сложности в определении юридической природы и построении непротиворечивой концепции суверенитета федеративного государства. Это привело к возникновению нескольких теоретических концепций суверенитета государств с федеративным устройством: принадлежности всей полноты суверенитета федеральной власти; его делимости между федерацией и ее субъектами; ограниченного суверенитета субъектов федерации и др. Каждая из них отражает специфику организации верховной власти при одной из моделей федеративного устройства на определенном этапе ее существования (американской, германской, швейцарской, советской и др.). Но все они неоправданно претендуют на универсальное объяснение природы федерации и ее суверенитета. Практика федеративного строительства свидетельствует о том, что не может существовать единой доктринальной концепции государственного суверенитета, подходящей для всех федеративных государств. Ее юридическое содержание в каждой конкретной федерации зависит от многих обстоятельств объективного и субъективного характера.
- Это свидетельствует о фактической и юридической возможности существования «полусуверенных» государств и государств с фактически и юридически ограниченным суверенитетом. Такие государства являются, как правило, членами межгосударственных, конфедеративных и государственно-правовых союзов или входят в состав империй.
- В государственном устройстве империи соседствуют и сочетаются принципы унитаризма и федерализма, централизации и децентрализации, автономии и местного самоуправления, конфедерализма и протектората. Империя, кроме административных единиц, включает в себя разностатусные этнополитические образования, находящиеся в различной степени политико-правовой зависимости от имперского центра. Характерная черта имперского суверенитета заключается в том, что конкретные варианты распределения суверенных правомочий между верховной имперской властью и местными властями существенно разнятся от территории к территории в соответствии с их спецификой и статусом в рамках империи. При этом основными особенностями осуществления имперского суверенитета являются сохранение за империей всей полноты суверенных прав внешнеполитического характера и непрямые формы и методы властвования по отношению к периферийным образованиям. Последние достаточно часто сохраняют за собой государственный либо иной политический статус, формальную независимость и традиционный образ правления. Однако, суверенные прерогативы имперского центра в отношении внешней политики позволяют ему достаточно эффективно контролировать также внутреннюю политику своих «союзников», протекторатов и сателлитов непрямыми методами, при помощи установления и навязывания им определенной политической программы действий, практически без использования прямого принуждения и насилия.
- Процессы глобализации, происходящие в современном мире выступают фактором разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом трансформирующим классические формы государственного устройства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета - носят достаточно объективный характер. Это ведет к всеобщей трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является реновация имперский моделей государственного устройства и возникновение нового вида имперского суверенитета. В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции: одна - это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции федеральной власти в целом ряде федеративных государств; другая - это региональная децентрализация и автономизация, федерализация и конфедерализация современных государств, которые идут параллельно с передачей их суверенных прав на более высокий уровень - различным международным организациям и союзам или сопровождаются их добровольным ограничением в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав и союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй.
- Новая форма мирного существования может быть формой равновесия больших государственных (имперских) образований. В настоящее время существенная роль и значение в большей (международной) политике, а также привилегии фактического суверенитета становятся монополией очень немногих макрорегиональных и мировых держав имперского типа со сложным территориальным устройством непременно концентрирующих в своих руках суверенные полномочия внешнеполитического характера. Остальные, формально суверенные, государства перестают в сущности быть таковыми. Они становятся фактически и юридически подконтрольны этим супердержавам, хотя, возможно, и не будут претерпевать значительного изменения своего статуса в сферах внутренней организации и управления. Приближается время новых форм политико-териториальной организации государственности весьма отличных от тех, которые существуют в мире в течении последних столетий, хотя и сохраняющих многие их черты.
- 12. Начиная с XVI в. российское государство строилось и функционировало как империя. Не утратило оно отдельных элементов имперской организации и в настоящее время. Существует объективная необходимость исследования имперской природы государственного устройства России с точки зрения наследования ею отдельных черт и признаков прежних имперских форм и освобождения понятия империи от негативного смыслового содержания. Империя есть лишь одна из сложносоставных форм государственного устройства, имеющая свои особенности, достоинства и недостатки. При этом, как показывает исторический опыт, развитие отдельных стран и народов подводит их на определенном этапе к необходимости образования имперской государственности, создающейся объективно-исторически, а не по чьей-то субъективной воле. Строительство империй - вполне закономерный путь становления и развития великих держав. Это в значительной степени относится и к России. Существование России в качестве независимого и самостоятельного государства предполагает имплантацию некоторых имперских практик в современную организацию ее государственного устройства, отражающих суверенную и демократическую природу ее государственности.
- Задачи модернизации российского общества и государства, соответствующих современным условиям и тенденциям мирового развития, могут быть успешно решены, если будут опираться на соприродные культурно-историческому коду России политико-правовоые формы и методы управления. В связи с важностью и значимостью задач, решаемых российским государством на современном этапе, обновленная форма государственного устройства, содержащая элементы имперской организации может оказаться не только востребованной, но жизненно необходимой. Обладать суверенитетом в современном российском государстве может только центральная общефедеральная власть. Его политико-территориальной организации в полной мере соответствует конституционная концепция абсолютного государственного суверенитета. Статус тех или иных территориальных образований внутри страны и конституционно-правовая модель ее государственного устройства являются подчиненными по отношению к принципу абсолютного верховенства федеральной власти, которой в полном объеме должны принадлежать все суверенные права и прерогативы российского государства.
- Этнополитическая, культурная, религиозная, экономическая гетерогенность территориального пространства России диктует неоднородные и более сложные формы взаимоотношений между центром и регионами, чем те, которые описываются классическими понятиями унитаризма и федерализма. Наличие элементов имперской специфики в организации российского государства предполагает сочетание различных принципов государственного устройства применительно к различным региональным образованиям, при полной элиминации возможностей конфедерализации страны и доминировании принципов унитаризма как общей константы дальнейшего развития ее внутренней организации. Принципы федерализма, конфедерализма, протектората, ограниченного и разделенного суверенитета могут быть использованы в качестве политико-правового инструментария при целенаправленном формировании интеграционных процессов для образовании нового содружества наций на постсоветском пространстве
1.Грачев, Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития / Н. И. Грачев. – М.: ООО «Книгодел»; Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2009. – 468 стр. – 27,2 п.л.
2.Грачев, Н. И. Происхождение суверенитета: Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества: Монография / Н. И. Грачев.– М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. – 320 с. – 20 п. л.
3.Грачев, Н. И. Суверенитет федеративного государства: проблемы теории и конституционного регулирования: Монография / Н. И. Грачев,
Н. А. Эрмялиева. – Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2007. – 260 с. –
16,3 п. л. (соавторство не разделено).
4.Грачев, Н. И. Формы правления и институт президентства в странах СНГ: Монография / Н. И. Грачев, Э. А. Гаджи – Заде. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2005. – 168 с. – 9,77 п. л. (соавторство не разделено).
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:
5.Грачев, Н. И. Суверенитет и федерализм: правовые проблемы организации верховной власти в федеративном государстве / Н. И. Грачев,
Н. А. Эрмялиева // Закон и право. – 2007. – № 1. – С. 10 – 13. – 0,6 п. л. (соавторство не разделено).
6.Грачев, Н. И. Суверенитет как феномен верховной власти /
Н. И. Грачев // Закон и право. – 2007. – № 2. – С. 3 – 5. – 0,5 п. л.
7.Грачев, Н. И. Государственный и народный суверенитет во «внешнем» и «внутреннем» выражении / Н. И. Грачев // Закон и право. – 2007. – № 3. – С. 18 – 21. – 0,6 п. л.
8.Грачев, Н. И. Происхождение суверенитета: государство и верховная власть в традиционном мировоззрении / Н. И. Грачев // Философия права. – 2006. – №1 (17). – С. 88 – 94. – 0,7 п. л.
9.Грачев, Н. И. Понятие и политико-правовая природа федерации / Н. И. Грачев // Юрист-правовед. – 2006. – №1 (16). – С. 21 – 25. – 0,5 п. л.
10.Грачев, Н. И. Проблемы государственного устройства России в свете тенденций общемирового политического развития / Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. Юбилейный выпуск. – 2006. – (№ 50). – С. 12 – 20. – 0,75 п. л.
11.Грачев, Н. И. Империя как форма государственного устройства и тенденции развития суверенной государственности в современном мире /
Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 5 (51). – С. 8 – 15. – 0,75 п. л.
12.Грачев, Н. И. Суверенитет как феномен верховной власти /
Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 6 (52). – С. 13 – 18. – 0,6 п. л.
13.Грачев, Н. И. Система государственной власти в федерации: особенности организации и гарантии единства / Н. И. Грачев, В. И. Дмитриев // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 8 (22). – Волгоград: ВолГАСУ, 2006. – С. 114 – 120. – 0,6 п. л. (соавторство не разделено).
14.Грачев, Н. И. Государственный и народный суверенитет в их «внешнем» и «внутреннем» выражении / Н. И. Грачев // Философия права. – 2006. – № 4 (20). – С. 27 – 31. – 0,6 п. л.
15.Грачев, Н. И. Суверенитет как правовая категория / Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2005. – № 1 (42). – С. 39 – 44. – 0,6 п. л.
16.Грачев, Н. И. Местное самоуправление и государственная власть: история и современность / Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2005. – № 2 (43). – С. 129 – 134. – 0,5 п. л.
17.Грачев, Н. И. Легитимность Конституции Российской Федерации и проблемы ее адаптации к российской социокультурной среде //
Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2004. – № 4 (41). – С. 60 – 64. – 0,6 п. л.
18.Грачев, Н. И. Местное самоуправление и государственная власть: история и современность / Н. И. Грачев // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2004. – № 4 (41). Часть 2. – С. 239 – 242. – 0,5 п. л.
Публикации в иных изданиях:
19.Грачев, Н. И. Верховное управление и исполнительная власть в деятельности современного государства / Н. И. Грачев // Вестник Евразийской Академии административных наук. – 2009. – № 1(6). – С. 18-24. – 0,7 п.л.
20.Грачев, Н. И. Концепция народного суверенитета: происхождение, практика реализации и основные противоречия / Н. И. Грачев // Философия социальных коммуникаций. – 2009. – №7. – С. 36-52. –1,5 п.л.
21.Грачев, Н. И. Проблемы суверенитета и государственного устройства в современной России / Н. И. Грачев // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции г. Волжский, 16–17 мая 2008 г. Часть 1 / редкол.: А. Э. Ушамирский (отв. ред.) и др.; МОУ «ВИЭПП», юридический факультет. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 28-35.– 0,4 п. л.
22.Грачев, Н. И. Конституционный принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации / Н. И. Грачев,
А. А. Тихонов // Ученые записки (выпуск девятый). Редкол.: В. А. Юсупов и др. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2008. – С. – 0,4 п. л.
23.Грачев, Н. И. Президент и Правительство как субъекты высшей управительной власти в Российской Федерации / Н. И. Грачев // Теория и практика административного права и процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 9–11 октября 2008 года) / Отв. ред.: проф. В. В. Денисенко, доц. А. Г. Эртель. – Краснодар: Изд-во «Кубанькино»; Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2008. – С. – 0,6 п. л.
24.Грачев, Н. И. Концепция государства и верховной власти в политической традиции Византийской империи / Н. И. Грачев // Философия социальных коммуникаций. – 2008. – № 5.– С. 61 – 74. – 1 п. л.
25.Грачев, Н. И. Имперская форма государственного устройства и имперский суверенитет в контексте процессов политической глобализации / Н. И. Грачев // Философия социальных коммуникаций. – 2008. – № 6.– С. 40 – 55. – 1,5 п. л.
26.Грачев, Н. И. Назначение конституции, государственный суверенитет и права человека / Н. И. Грачев // Право по защите прав и свобод человека и гражданина: Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации и 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. – 0,4 п.л.
27.Грачев, Н. И. Суверенитет федеративного государства: проблемы организации верховной власти / Н. И. Грачев // Ученые записки (выпуск восьмой): Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2007. – С. 179 – 190. – 0,6 п. л.
28.Грачев, Н. И. Политическая глобализация, суверенитет и возрождение имперских форм государственного устройства в современном мире // Философия социальных коммуникаций. – 2007. – № 3.– С. 57 – 71. – 1,4 п. л.
29.Грачев, Н. И. Верховное управление и исполнительная власть в деятельности современного государства / Н. И. Грачев // Теория и практика административного права и процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 5–7 октября 2008 года) / Отв. ред.: проф. В. В. Денисенко, доц. А. Г. Эртель. – Краснодар: Изд-во «Кубанькино», 2007. – С. 60 – 68. – 0,6 п. л.
30.Грачев, Н. И. Суверенитет федеративного государства: новое прочтение / Н. И. Грачев // Очерки новейшей камералистики. – 2007. – № 4.– С. 12 – 16. – 0,5 п. л.
31.Грачев, Н. И. Эволюция политико-правовой природы федеративного государства / Н. И. Грачев, Н. А. Эрмялиева // Современные гуманитарные проблемы: Сб. науч. трудов. Вып. 3 / Редкол.: П. В. Анисимов и др. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2006. – С. 128 – 136. – 0,6 п. л. (соавторство не разделено).
32.Грачев, Н. И. Цели государства: ценностно-коммуникативный подход / Н. И. Грачев // Философия социальных коммуникаций. – 2006. – № 1 (1). – С. 29 – 34. – 0,6 п. л.
33.Грачев, Н. И. Пути реформирования современного государственного устройства России / Н. И. Грачев, В. П. Стародубцев // Право и правосудие в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции (г. Краснодар) – Краснодар: Изд-во Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия, 2006. –
С. 219 – 222. – 0,4 п. л. (соавторство не разделено).
34.Грачев, Н. И. Государственный суверенитет и права человека /
Н. И. Грачев, Н. А. Эрмялиева // Научные труды Евразийской академии административных наук. – М.: Издательство ВИЭСП, 2006. – С. 98 – 103. – 0,4 п. л. (соавторство не разделено).
35.Грачев, Н. И. Автономия, местное самоуправление и децентрализация в территориальном устройстве современных государств /
Н. И. Грачев // Ученые записки (выпуск седьмой) / Редкол.: В. А. Юсупов и др. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2006. – С. 78 – 89. – 0,6 п. л.
36.Грачев, Н. И. Политическая глобализация и проблемы государственного устройства России / Н. И. Грачев // Философия социальных коммуникаций. – 2006. – № 2 (2). – С. 80 – 88. – 0,8 п. л.
37.Грачев, Н. И. Политическая и административная автономия в территориальной организации современного государства / Н. И. Грачев // Кооперативная мысль – практике кооперативного строительства: Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава по итогам научно-практической конференции. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С. 185 – 195. – 0,6 п. л.
38.Грачев, Н. И. Пути реформирования государственного устройства России в условиях политической глобализации / Н. И. Грачев // Ученые записки. Выпуск III (юбилейный): Сборник научных и научно-методических трудов Северо-Кавказского филиала РОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Краснодар): В 2-х т., Т. 1. – Краснодар, 2006. – С. 16 – 24. – 0,75 п. л.
39.Грачев, Н. И. О статусе русского народа в контексте формирования «гражданской нации» и национального государства в России / Н. И. Грачев // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Выпуск сорок девятый. – Тольятти: ВУиТ, 2005. – С. 136 – 150. – 1 п. л.
40.Грачев, Н. И. Система государственной власти в федерации: особенности организации и гарантии единства / Н. И. Грачев, В. И. Дмитриев // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2005. – № 1 (7). – С. 93 – 100. – 0,6 п. л. (соавторство не разделено).
41.Грачев, Н. И. Проблемы легитимации Конституции Российской Федерации в российской социокультурной среде / Н. И. Грачев // Конституционное развитие России: история, современность, перспективы: Материалы науч.-практ. конференции. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. –
С. 90 – 99. – 0,6 п. л.
42.Грачев, Н. И. Особенности организации системы государственной власти в федеративном государстве / Н. И. Грачев,
В. И. Дмитриев // Ученые записки (выпуск пятый) / Редкол.: В. А. Юсупов и др. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2004. – С. 4 – 15. – 0,5 п. л. (соавторство не разделено).
43.Грачев, Н. И. Понятие и цели государства / Н. И. Грачев // Актуальные проблемы государства и права Азербайджанской Республики. –№ 9. – Баку: Издательство Азербайджанской Академии наук, 2004. – С. 117 –127. – 0,6 п. л.
44.Грачев, Н. И. Юридическое содержание суверенитета /
Н. И. Грачев // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Выпуск 1. Сборник научных трудов / Редкол.: П. В. Анисимов (отв. ред.) и др. – Волгоград: ВА МВД России, 2004. – С. 150-158. – 0,6 п.л.
45.Грачев, Н. И. Легитимность Конституции Российской Федерации и проблемы ее адаптации к российской социокультурной среде / Н. И. Грачев // Конституция России и формирование правового государства: к 10-летию принятия Конституции Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Волгоград: ВА МВД России, 2004. – С. 3 – 12. – 0,5 п. л.
46.Грачев, Н. И. Влияние Конституции Российской Федерации на форму правления в странах СНГ / Н. И. Грачев, Э. А. Гаджи-Заде // Конституция России и формирование правового государства: к 10-летию принятия Конституции Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-прак. конф. Волгоград: ВА МВД России, 2004. – С. 48 – 56. – 0,5 п. л. (соавторство не разделено).
47.Грачев, Н. И. К вопросу об ограниченности государственного суверенитета правами человека / Н. И. Грачев // Свобода, право, рынок. Вып. 4: Сб. научн. трудов / Редкол.: П. М. Филиппов (отв. ред.) и др. – Волгоград: ВА МВД России, 2003. – С. 86 – 91. – 0,4 п. л.
48.Грачев, Н. И. Верховная власть как реальное выражение суверенитета государства / Н. И. Грачев // Право и правоприменение: история, проблемы, тенденции, перспективы: Сборник науч. трудов /
Отв. ред. С. Л. Никонович. – Липецк: МИПиЭ, 2003. – Вып. 2. – С. 24 – 32. – 0,6 п. л.
49.Грачев, Н. И. Особенности формы правления Азербайджанской Республики / Н. И. Грачев, Э. А. Гаджи-Заде // Право и правоприменение: история, проблемы, тенденции, перспективы: Сборник науч. трудов /
Отв. ред. С. Л. Никонович. – Липецк: МИПиЭ, 2003. – С. 33 – 38. – 0,5 п. л. (соавторство не разделено).
50.Грачев, Н. И. Президент в системе исполнительной власти
Н. И. Грачев // Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред.
В. А. Юсупова и В. Д. Симухина. – М.: ИМУ ГУК МВД России, 2003. –
С. 44 – 60. – 1 п. л.
51.Грачев, Н. И. Современный федерализм и проблемы суверенитета / Н. И. Грачев // Право и жизнь. – 2003. – № 55 (3). – С. 24 – 35. – 0,6 п. л.
52.Грачев, Н. И. Мифология и суверенитет: Верховная власть сквозь призму сакральных традиций / Н. И. Грачев // Право и жизнь. – № 49 (6).
– С. 13 – 24. – 0,6 п. л.
53.Грачев, Н. И. Президент в системе исполнительной власти /
Н. И. Грачев // Российское административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. д. ю. н. В. А. Юсупова и к. ю. н. доц. В. Д. Симухина. – Волгоград: ВА МВД России, 2002. – С. 56 – 75. – 1 п. л.
54.Грачев, Н. И. О внешнем и внутреннем аспекте государственного суверенитета / Н. И. Грачев // Наука и образование в начале XXI века: состояние, проблемы, поиски: Материалы Второй Российской научно-методической конференции, 24 мая 2001 г., филиал МГСУ в г. Сочи. – Сочи: Издательство «Стерх», 2002. – С. 13 – 16. – 0,3 п. л.
55.Грачев, Н. И. Мифология и суверенитет: Верховная власть в сакральных традициях древности / Н. И. Грачев // Ученые записки (выпуск второй). Т. 1. / Отв. ред. В. А. Юсупов. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2001. – С. 52 – 63. – 0,5 п. л.
56.Грачев, Н. И. Государственный суверенитет – гарантия устойчивого развития Российской Федерации и ее субъектов / Н. И. Грачев // Современные проблемы регионального правотворчества: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (10 – 11 декабря 1999 года). – Краснодар: КГУ, 2000. – С. 90 – 94. – 0,25 п. л.
57.Грачев, Н. И. Тенденции развития современного федерализма и государственный суверенитет / Н. И. Грачев // Ученые записки (выпуск первый) / Редкол.: В. А. Юсупов и др. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2000. – С. 4 – 15. – 0,6 п. л.
58.Грачев, Н. И. Права человека, конституция и государственный суверенитет / Н. И. Грачев // Права человека в России: проблемы гарантий на современном этапе: Материалы межвуз. конф. / Редкол.: П. В. Анисимов (отв. ред.) и др. – Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. – С. 9 – 12. – 0,3 п. л.
59.Грачев, Н. И. Федерация, субъекты Федерации, местное самоуправление: проблемы взаимоотношений на современном этапе /
Н. И. Грачев // Конституция России и проблемы местного самоуправления: Материалы городского постоянно действующего круглого стола «Актуальные проблемы формирования политической системы» / Сост. проф. А. Н. Вырщиков. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 28 – 31. – 0,3 п. л.
60.Грачев, Н. И. Местное самоуправление: понятие и система /
Н. И. Грачев // Основы муниципального права Российской Федерации: Учеб. пособие / Колл. авторов. – Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. – С. 5 – 19. – 1 п. л.
61.Грачев, Н. И. Концепция государственного суверенитета и принцип федерализма / Н. И. Грачев // Федеративное устройство: проблемы взаимодействия регионов и центра: Материалы научно-практической конференции / Под ред. П. В. Анисимова. – Волгоград: Волгоградская областная Дума; Волгоград. юрид. ин-т МВД России, 1998. – С. 26 – 29. – 0,3 п. л.
62.Грачев, Н. И. Правовая природа местного самоуправления /
Н. И. Грачев // Муниципальное управление в России и адаптация зарубежного опыта: Сб. статей. – Волгоград: Комитет по делам печати, 1995. – С. 4 – 12. – 0,5 п. л.
63.Грачев, Н. И. Основы Конституции Российской Федерации (учебное пособие) / Н. И. Грачев, Е. В. Гончаренко, И. В. Ростовщиков // Основы Конституции Российской Федерации. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1995. – 56 с. – 3,5 / 3,0 п.л.
64.Грачев, Н. И. Концепция реформы местного самоуправления в
г. Волгограде / Н. И. Грачев, Е. Н. Мельниченко, М. А. Сукиасян и др. // Концепция реформы местного самоуправления в г. Волгограде. – Волгоград: Комитет по делам печати, 1995. – 1,6 п. л.
65.Грачев, Н. И. Некоторые проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов Российской Федерации /
Н. И. Грачев // Права человека и правоохранительная деятельность: тезисы докладов и сообщений по итогам совместной российско-французской конференции / Редкол.: Б. П. Смагоринский (отв. ред.) и др. – Волгоград: ВЮИ МВД России, 1995. – 0,2 п. л.
66.Грачев, Н. И. Федеративное устройство России / Н. И. Грачев // Основы государства и права России: Учеб. пособие / Под ред.
Б. П. Смагоринского, Н. И. Пикурова. – Волгоград: Волгоградский ин-т МВД России, 1995. – 176 с. – 10,23 / 1,2 п. л.
67.Грачев, Н. И. Права человека: Учебное пособие / В. Г. Беляев,
Н. И. Грачев, И. А. Кузнецов и др. / Под ред. Ф. М. Рудинского и
В. С. Ломова. – Волгоград: ВСГИ МВД России, 1994. – 104 с. – 6,5 / 1,0 п.л.
68.Грачев, Н. И. Правовой статус Президента и задачи исполнительной власти в Российской Федерации / Н. И. Грачев // Механизм исполнительной власти в Российской Федерации: Сб. науч. ст. – Волгоград: ВФ МИЭПП, 1994. – С. 43 – 52. – 0,6 п. л.
69.Грачев, Н. И. К вопросу о возникновении конституционализма в России / Н. И. Грачев // Российская государственность: традиции и перспективы: Материалы научной конференции (Волгоград, февраль 1993 года). – Волгоград: Волгоградский институт управления, 1994. – С. 194 – 200. – 0,4 п. л.
70.Грачев, Н. И. Некоторые проблемы изменения правового статуса органов управления в условиях перестройки / Н. И. Грачев // Юридическая наука в свете новых задач: Доклады научной конференции. – Свердловск: Изд-во Свердловский институт, 1990. – С. 13 – 20. – 0,5 п. л.
71.Грачев, Н. И. Правовой порядок формирования организационных структур регионального управления и проблемы его демократизации /
Н. И. Грачев // Советская правовая система в период перестройки: Сб. научных трудов. – Волгоград: ВолГУ, 1990. – С. 40 – 48. – 0,5 п. л.
72.Грачев, Н. И. Перестройка и реформа структур территориального управления / Н. И. Грачев // Административное право и ускорение НТП: Межвуз. тематич. сборник науч. трудов. – Калининград: КГУ, 1988. – С. 21 – 27. – 0,5 п. л.
73.Грачев, Н. И. Социальная справедливость и территориальное управление / Н. И. Грачев // Интернационализм, патриотизм, гуманизм, социальная справедливость: Тезисы докладов межнацион. научно-практич. конференции. – Волгоград, Изд-во ВолГУ, 1987. – С. 60 – 62. – 0,2 п. л.