Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза как оптимальная совокупность взаимосвязанных педагогических средств, технологий, условий в свете разработанных теоретико-методоло­гических положений, включающих научные подходы, концепцию субъектно-развивающей социализации, ее основные идеи, закономерности, принципы, со­держательно-функционально определяет последовательную переориентацию традиционной социализации (с преимуществом стихийного усвоения социаль­ных знаний, установок, оценочных стереотипов, единообразия норм поведения) на социализацию субъектно-развивающего характера, интегрирующую смыслы социетальных и индивидуальных подсистем, стимулирующих самомотивиро­ванное стремление студента к новым социокультурным знаниям, избирательно-оценочное овладение комплексом способов, моделей личностно-средового взаи­модействия, приобретение нового социального опыта на основе позитивного от­ношения к социальным нормам и ценностям, когда внутреннее принятие соци­альных ориентиров регулирует внешнюю социальную деятельность.
  2. Методологическая стратегия исследования педагогического обес­печения субъектно-развивающей социализации студента вуза определяет це­лесообразность интеграции обоснованной совокупности научных подходов: со­циально-педагогического, способствующего установлению многомерности коор­динат системы отношений социума, социальной микросреды и личности, свя­занной с овладением социокультурным опытом в области социальной практики; личностно ориентированного, создающего возможности для признания лично­сти студента как высшей ценности, его права на самоопределение, самореализа­цию, саморазвитие в социуме; деятельностного, позволяющего определить по­лифункциональность позиций, выделяя многообразие форм, методов социально ориентированной деятельности студента (исследовательская, учебная, внеауди­торная, общественная, досуговая), обеспечивающих активное и осознанное ов­ладение студентом социальными знаниями, умениями, ценностями социума в векторном направлении от себя (модифицируя окружающий социум) и внутрь себя (самосовершенствуясь).
  3. Концепция субъектно-развивающей социализации студента в структуре педагогического обеспечения дает целостное представление при­чинно-следственных связей, основных идей, закономерностей и принципов; оп­ределяет субъектно-развивающий характер социализации; раскрывает пути оп­тимизации педагогического обеспечения изучаемого процесса. Структура кон­цепции логически отражена: - в основных идеях, объединенных концептуальным замыслом (идея син­хронизации целей, содержания требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства; идея бинарности социетальной (внеш­ней, отражающей уровень состояния образовательной системы, в которую включается субъект) и индивидуальной (внутренней, обусловленной своеобра­зием развития субъекта) подсистем социализации студента; идея взаимообу­словленности развития субъектности и успешности социализации личности); закономерностях, определяющих устойчивые тенденции, основную линию содержания педагогического обеспечения субъектно-развивающей со­циализации студента вуза (развитие субъектности студента существенно за­висит от активности участия в социально ориентированной деятельности, ус­пешность субъектно-развивающей социализации личности обусловлена реа­лизацией субъектно-субъектного взаимодействия в вузе; степень освоения социально-профессиональных ролей и уровень интегрированности индивида в социум определяются направленностью смысловых ориентиров социализа­ции студента); принципах, отражающих сущность закономерностей, как ориентира для разработки приоритетной стратегии педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации деятельности (социального резонирования, дея-тельностного полифонизма, социальной многомерности, социальной активно­сти, рефлексивности).
  4. Понятийно-терминологическое поле исследования в совокупности традиционно трактуемых и авторски уточненных ведущих понятий и категорий в соответствии с разработанной концепцией обогащает содержание и характе­ристики педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента: субъектно-развивающая социализация студента - многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, предусматриваю­щий интериоризационный уровень (осознанное усвоение культурного опыта общества, социально значимых ценностей, норм, образцов поведения) и интра-индивидуальный уровень (активная роль субъекта, его право на самоопределе­ние, самореализацию, саморазвитие) и осуществляемый в форме продуктивно-рефлексивного действования в системе общественных отношений; педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации сту­дента рассматривается как совокупность педагогических средств, условий, технологий, детерминируемая разработанной теоретико-методологической стратегией и продуцирующая успешное освоение диапазона социальных зна­ний, норм, установок, ценностей общества; расширение возможности самореа­лизации студента как субъекта познания, социально-профессионального обще­ния, социальной практики в целях достижения успешности в социальных от­ношениях и преобразовании социума; социализация студента - процесс усвоения и воспроизводства норм, со­циальных установок (аттитюдов), традиций, освоения системы социальных ро­лей множественных микросоциумов - семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, отдель­ных демографических, территориальных, профессиональных социальных общ­ностей (студенчество, горожане, селяне, мужчины, женщины и т.д.); субъектно-развивающая технология социализации студента - это ком­плекс действий и инструментовка их согласования для достижения поставлен­ной цели и изменения объекта деятельности в ходе предварительно определен­ного ряда операций, последовательно обеспечивающих активизацию целепола-гания; обновление социальных знаний, умений и актуализацию рефлексивной позиции индивида; раскрытие личностного потенциала и расширение возмож­ностей для социальной успешности, самореализации и саморазвития субъектов созидательного взаимодействия, приводящих к соответствующему прогнози­руемому, диагностируемому результату; субъект - сознательно действующее лицо, индивид, проявляющий ак­тивную избирательную позицию, познающий и созидающий ценности, нормы, правила социального взаимодействия в контексте социальной ответственности, гуманистически и демократически ориентированных отношений человека с ок­ружающим миром; субъектность студента - сложная характеристика личности, интегри­рующая в гармонической согласованности такие ее проявления, как актив­ность, рефлексивность, инициативность, самостоятельность, ответственность в процессе социального взаимодействия субъектов образования, связанных меж­ду собой социальными отношениями, в проявлении преобразующего потен­циала, вектор которого определяет интенсивность и широту изменений окру­жающей действительности, самого себя, других людей.
  5. Процессная модель педагогического обеспечения субъектно-разви­вающей социализации студента выступает прогностическим основанием и структурно отражает относительно самостоятельные блоки: целевой задает не­обходимость реализации основной цели исследования (обеспечение успешно­сти субъектно-развивающей социализации студента), содержательно-функ­циональный включает многообразие направлений содержания - программное (продуцирующее усвоение диапазона новых социальных знаний, формирова­ние инновационного мышления и накопление опыта личностно-средового взаимодействия), технологическое (стимулирующее раскрытие индивидуаль­ности, формирование и отработку социальных умений и навыков эффективно­го поведения и саморегуляции в социуме), ресурсное (инициирующее расши­рение социализирующего влияния на качество социальных знаний, умений, формирование позитивных социальных мотивов и отношений обучаемого); ре­зультативный определяет качество, результат и позитивную динамику субъ-ектно-развивающей социализации студента, а также эффективность реализации научно обоснованного педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента.
  6. Педагогические средства обеспечения субъектно-развивающей со­циализации способствуют успешному социальному становлению и непрерыв­ному профессиональному совершенствованию студента вуза и включают: программу социально ориентированной деятельности студента, со­держащую основные разделы: «Познание» (образовательно-информационные занятия, электронная трибуна, лекция-визуализация, информ-интернет-клубы); «Социально-профессиональное общение» (социальные дискуссии, творческие встречи-диалоги, интеркультурные объединения, научно-исследовательские сообщества); «Социальная практика» (творческие лаборатории, инициативные группы, социальные проекты и акции, волонтерство), - выступающие основа­нием целостности приобретения обучаемым социального опыта как синтеза социальных умений и навыков, знаний, способов деятельности и социоориен-тированного мышления; субъектно-развивающую технологию социализации студента, отра­жающую интегративную целостность составляющих: интерактивной (активи­зирует обогащение субъект-субъектных отношений, связей, позиций участни­ков взаимодействия), социально-педагогической (обеспечивает многообразное использование воспитательных влияний, ресурсов социума, важнейших соци­альных институтов общества), оценочно-рефлексивной (нацеливает на осмыс­ление субъектных результатов деятельности, поведения, общения, взаимоот­ношений), обеспечивающих эффективное вовлечение студента в разнообраз­ную социализирующую деятельность по овладению общественным опытом (социально ценными знаниями, умениями, отношениями); диагностику как систему планомерного отслеживания на основе качест­венного и количественного анализа результатов педагогического обеспечения, направленности изменений в субъектно-развивающей социализации студента вуза, включающую комплекс педагогических, социологических и психологиче­ских методик, позволяющих определить динамику субъектно-развивающей со­циализации студента вуза в соответствии с обоснованными критериями и пока­зателями, предусматривая функцию обратной связи, рефлексии и коррекции.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Пак, Л. Г. Игровая деятельность и социализация школьников / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 196 с. (12,15 п. л.)

2.Пак, Л. Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях обра-зовательного учреждения / Л. Г. Пак // Становление личности в условиях современ¬ного образовательного пространства / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак [и др.]. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2008. — С. 13—32. (15,5 п. л. / авт. 2,24 п.л.)

3.Пак, Л. Г. Теория социализации студента в условиях высшего профессио-нального образования / Л. Г. Пак // Социально-педагогические аспекты подготовки будущего специалиста в вузе / Л. В. Анпилогова, И. А. Беленова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2008. — С. 11—58. (11,9 п. л. / авт. 5,0 п. л.)

4.Пак, Л. Г. Личностно ориентированная парадигма вузовского образования в контексте социального становления будущих специалистов / Л. Г. Пак // Смысловые ориентиры инновационных процессов образовательной сферы / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2010. — С. 15—57. (21,9 п. л. / авт. 8,6 п. л.)

5.Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания / Л. Г. Пак. — М., 2010. — 180 с. (11,2 п. л.)

Учебные и учебно-методические пособия

6.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — 100 с. (6,2 п. л.)

7.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Социальная педаго-гика» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 40 с. (2,48 п. л.)

8.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Социология» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 49 с. (3,0 п. л.)

9.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 43 с. (2,66 п. л.)

10.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по спецкурсу «Социализация лич-ности посредством игровой деятельности» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 30 с. (1,86 п. л.)

11.Пак, Л. Г. Методика написания и правила оформления курсовой работы / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2006. — 104 с. (6,44 п. л. / авт. 3,5 п. л.)

17.Пак, Л. Г. Специфика социально-педагогической исследовательской работы студента / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 104 с. (6,00 п. л.)

18.Пак, Л. Г. Основные направления социально-педагогической исследова-тельской работы студента / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2008. — 120 с. (7,44 п. л.)

19.Пак, Л. Г. Основы профессиональной деятельности в социальной сфере / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2009. — 274 с. (17 п. л. / авт. 9 п. л.)

20.Пак, Л. Г. Теория обучения и воспитания: общее и частное / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2010. — 164 с. (10,1 п. л. / авт. 6,0 п. л.)

21.Пак, Л. Г. Организация практики студентов специальности 050711.65 Соци-альная педагогика (заочное отделение) : учеб.-метод. пособие / М. А. Валеева, Ю. Н. Егорова, Пак Л. Г. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 188 с. (11,8 п. л. / авт. 6,0 п. л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

22.Пак, Л. Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном кон¬тексте / Л. Г. Пак // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 4. — С. 163— 170. (0,5 п. л.)

23.Пак, Л. Г. Конструирование субъект-ориентированного содержания образо¬вательной деятельности студента вуза / Л. Г. Пак. // Сибирский педагогический жур¬нал. — 2008. — № 11. — С. 63—71. (0,72 п. л.)

24.Пак, Л. Г. Педагогические технологии социализации студента в условиях образовательного процесса вуза / Л. Г. Пак. // Вестник Университета (Государствен¬ный университет управления). — 2009. — № 5. — С. 85—88. (0,5 п. л.)

25.Пак, Л. Г. Личностно ориентированная парадигма вузовского образования / Л. Г. Пак // Образование и общество. — 2009. — № 3 (56) — С. 13—17. (0,31 п. л.)

26.Пак, Л. Г. Категория субъектности в контексте социализации личности / Л. Г. Пак // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 4. — С. 32—41. (0,62 п. л.)

27.Пак, Л. Г. Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 7—8. — С. 27—34. (0,5 п. л.)

28.Пак, Л. Г. Основные направления процесса социализации студенческой мо¬лодежи / Л. Г. Пак. // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 6. — С. 209— 218. (0,62 п. л.)

29.Пак, Л. Г. Особенности конструирования субъект-ориентированного со-держания образовательной деятельности студента в условиях вуза / Л. Г. Пак // Из-вестия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11, № 4 (30) (5). — С. 1126—1131. (0,55 п. л.)

30.Пак, Л. Г. О социализации студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Философия образования. — Новосибирск, 2010. — № 2 (31). — С. 157—163. (0,6 п. л.)

31.Пак, Л. Г. Субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Наука и школа. — 2010. — № 3. — С. 94—97.

32.Пак, Л. Г Смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента вуза / Л. Г. Пак // Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 5. — С. 58—63.

Научные статьи в сборниках и журналах

33.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников посредством игровой дея-тельности / Л. Г. Пак // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : междунар. сб. науч. тр. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — С. 276—284. (0,5 п. л.)

34.Пак, Л. Г. Конструирование социально ориентированного содержания иг¬ровой деятельности младших школьников / Л. Г. Пак // Педагогические науки. — 2005. — № 2 (12). — С. 31—35. (0,5 п. л.)

35.Пак, Л. Г. Особенности социализации младших школьников в игровой дея¬тельности / Л. Г. Пак // Актуальные проблемы теории и практики социальной педаго¬гики : материалы VIII соц.-пед. чтений РГСУ. — М. : Изд-во РГСУ, 2005. — Ч. 2. — С. 96—100. (0,3 п. л.)

36.Пак, Л. Г. Специфика технологий социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях / Л. Г. Пак // Социальная педагогика как синтез нау¬ки и практики: ведущие тенденции и динамика развития : сб. ст. — Оренбург : Принт-Сервис, 2006. — С. 120—124. (0,4 п. л.)

37.Пак, Л. Г. Социально-педагогическая характеристика студенчества / Л. Г. Пак // Социально-педагогическое и дидактическое обеспечение образовательной дея¬тельности студента вуза : сб. науч. тр. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — С. 223— 234. (0,7 п. л.)

38.Пак, Л. Г. Специфика личностно ориентированной парадигмы высшего профессионального образования / Л. Г. Пак // Академический журнал Западной Си¬бири. — Тюмень, 2009. — № 5. — С. 48—49. (0,13 п. л.)

Материалы научно-практических конференций

39.Пак, Л. Г. Социализация как способ формирования личности / Л. Г. Пак // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV препод. и XLII студ. на¬уч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — Ч. 7. — С. 128—131. (0,22 п. л.)

40.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников посредством игровой дея-тельности / Л. Г. Пак // Интеграция науки и практики в инновационных процессах со¬временного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Берлин — Росток (Германия) — Оренбург : Изд-во ИЭК, 2004. — С. 98—104. (0,45 п. л.)

41.Pak, L. G. Sozialisierung der schüler sekundärer klassen durch spieltätigkeit / L. G. Pak // Wissenschafts- und Рraxisintegration in Innovationsprozessen der Heutigenge-sellschaft: Internationale Reihe wissenschaftlicher Artikel anlässlich des 10-jährigen Beste-hens der Hochschule für Wirtschaft und Kultur Orenburg. — Berlin ; Rostock ; Orenburg, 2004. — С. 40—41. (0,1 п. л.)

42.Пак, Л. Г. Социально-педагогические условия социализации младших школьников / Л. Г. Пак // Социальная педагогика: диалог теории и практики : мате¬риалы междунар. науч.-практ. конф. — Саратов : Научная книга, 2006. — С. 166— 170. (0,3 п. л.)

43.Пак, Л. Г. Социоориентированные игры как фактор социализации школьни¬ков / Л. Г. Пак // Европейська наука XXI столiття: стратегiя i перспективи розвитку-2006 : материалы I мiжнар. наук.-практ. конф. — Днiпропетровськ : Наука i освiта, 2006. — С. 73—78. (0,5 п. л.)

44.Пак, Л. Г. Создание социализирующей среды игровой деятельности млад¬ших школьников в условиях дополнительного образования / Л. Г. Пак // Теория и практика формирования культуры детей и подростков // Вестник Института культуры и детства / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2007. — Вып. 7. — С. 130—138. (0,6 п. л.)

45.Пак, Л. Г. Социализация студента в условиях высшего образования / Л. Г. Пак // Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучении : материалы V междунар. науч.-практ. конф. — Нижнекамск : Изд-во НМИ,

2007.— С. 246—247. (0,12 п. л.)

46.Пак, Л. Г. Личностно ориентированные концепции вузовского образова¬ ния / Л. Г. Пак // Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Рязань : Ряз. гос. ун-т.,

2008.— С. 150—156. (0,45 п. л.)

47.Пак, Л. Г. Особенности социализации студента в условиях высшего про-фессионального образования / Л. Г. Пак // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Самара : Изд-во СамГПУ, 2008. — С. 247—251. (0,6 п. л.)

48.Пак, Л. Г. Развитие субъектной позиции студента в образовательном про¬цессе вуза / Л. Г. Пак // Актуальные тенденции развития общества в контексте совре¬менных социально-экономических преобразований : материалы междунар. науч. конф. преподавателей. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2009. — С. 57— 66. (0,6 п. л.)

49.Пак, Л. Г. Социализация студентов вуза в контексте социально-педагоги-ческого подхода / Л. Г. Пак // Образование и учитель XXI века: проблемы, перспек¬тивы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ,

2009.— Т. 2. — С. 51—55 (0,58 п. л.)

50.Пак, Л. Г. Студенчество как особая социально-демографическая группа / Л. Г. Пак // Развитие мирового социокультурного пространства : сб. стат. и материалов меж- вуз. науч. препод. конф. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2010. — С. 40—51. (0,74 п. л.)