-
Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза как оптимальная совокупность взаимосвязанных педагогических средств, технологий, условий в свете разработанных теоретико-методологических положений, включающих научные подходы, концепцию субъектно-развивающей социализации, ее основные идеи, закономерности, принципы, содержательно-функционально определяет последовательную переориентацию традиционной социализации (с преимуществом стихийного усвоения социальных знаний, установок, оценочных стереотипов, единообразия норм поведения) на социализацию субъектно-развивающего характера, интегрирующую смыслы социетальных и индивидуальных подсистем, стимулирующих самомотивированное стремление студента к новым социокультурным знаниям, избирательно-оценочное овладение комплексом способов, моделей личностно-средового взаимодействия, приобретение нового социального опыта на основе позитивного отношения к социальным нормам и ценностям, когда внутреннее принятие социальных ориентиров регулирует внешнюю социальную деятельность.
-
Методологическая стратегия исследования педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза определяет целесообразность интеграции обоснованной совокупности научных подходов: социально-педагогического, способствующего установлению многомерности координат системы отношений социума, социальной микросреды и личности, связанной с овладением социокультурным опытом в области социальной практики; личностно ориентированного, создающего возможности для признания личности студента как высшей ценности, его права на самоопределение, самореализацию, саморазвитие в социуме; деятельностного, позволяющего определить полифункциональность позиций, выделяя многообразие форм, методов социально ориентированной деятельности студента (исследовательская, учебная, внеаудиторная, общественная, досуговая), обеспечивающих активное и осознанное овладение студентом социальными знаниями, умениями, ценностями социума в векторном направлении от себя (модифицируя окружающий социум) и внутрь себя (самосовершенствуясь).
-
Концепция субъектно-развивающей социализации студента в структуре педагогического обеспечения дает целостное представление причинно-следственных связей, основных идей, закономерностей и принципов; определяет субъектно-развивающий характер социализации; раскрывает пути оптимизации педагогического обеспечения изучаемого процесса. Структура концепции логически отражена: - в основных идеях, объединенных концептуальным замыслом (идея синхронизации целей, содержания требований социума и социализирующего потенциала образовательного пространства; идея бинарности социетальной (внешней, отражающей уровень состояния образовательной системы, в которую включается субъект) и индивидуальной (внутренней, обусловленной своеобразием развития субъекта) подсистем социализации студента; идея взаимообусловленности развития субъектности и успешности социализации личности); закономерностях, определяющих устойчивые тенденции, основную линию содержания педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза (развитие субъектности студента существенно зависит от активности участия в социально ориентированной деятельности, успешность субъектно-развивающей социализации личности обусловлена реализацией субъектно-субъектного взаимодействия в вузе; степень освоения социально-профессиональных ролей и уровень интегрированности индивида в социум определяются направленностью смысловых ориентиров социализации студента); принципах, отражающих сущность закономерностей, как ориентира для разработки приоритетной стратегии педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации деятельности (социального резонирования, дея-тельностного полифонизма, социальной многомерности, социальной активности, рефлексивности).
-
Понятийно-терминологическое поле исследования в совокупности традиционно трактуемых и авторски уточненных ведущих понятий и категорий в соответствии с разработанной концепцией обогащает содержание и характеристики педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента: субъектно-развивающая социализация студента - многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, предусматривающий интериоризационный уровень (осознанное усвоение культурного опыта общества, социально значимых ценностей, норм, образцов поведения) и интра-индивидуальный уровень (активная роль субъекта, его право на самоопределение, самореализацию, саморазвитие) и осуществляемый в форме продуктивно-рефлексивного действования в системе общественных отношений; педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента рассматривается как совокупность педагогических средств, условий, технологий, детерминируемая разработанной теоретико-методологической стратегией и продуцирующая успешное освоение диапазона социальных знаний, норм, установок, ценностей общества; расширение возможности самореализации студента как субъекта познания, социально-профессионального общения, социальной практики в целях достижения успешности в социальных отношениях и преобразовании социума; социализация студента - процесс усвоения и воспроизводства норм, социальных установок (аттитюдов), традиций, освоения системы социальных ролей множественных микросоциумов - семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, отдельных демографических, территориальных, профессиональных социальных общностей (студенчество, горожане, селяне, мужчины, женщины и т.д.); субъектно-развивающая технология социализации студента - это комплекс действий и инструментовка их согласования для достижения поставленной цели и изменения объекта деятельности в ходе предварительно определенного ряда операций, последовательно обеспечивающих активизацию целепола-гания; обновление социальных знаний, умений и актуализацию рефлексивной позиции индивида; раскрытие личностного потенциала и расширение возможностей для социальной успешности, самореализации и саморазвития субъектов созидательного взаимодействия, приводящих к соответствующему прогнозируемому, диагностируемому результату; субъект - сознательно действующее лицо, индивид, проявляющий активную избирательную позицию, познающий и созидающий ценности, нормы, правила социального взаимодействия в контексте социальной ответственности, гуманистически и демократически ориентированных отношений человека с окружающим миром; субъектность студента - сложная характеристика личности, интегрирующая в гармонической согласованности такие ее проявления, как активность, рефлексивность, инициативность, самостоятельность, ответственность в процессе социального взаимодействия субъектов образования, связанных между собой социальными отношениями, в проявлении преобразующего потенциала, вектор которого определяет интенсивность и широту изменений окружающей действительности, самого себя, других людей.
-
Процессная модель педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента выступает прогностическим основанием и структурно отражает относительно самостоятельные блоки: целевой задает необходимость реализации основной цели исследования (обеспечение успешности субъектно-развивающей социализации студента), содержательно-функциональный включает многообразие направлений содержания - программное (продуцирующее усвоение диапазона новых социальных знаний, формирование инновационного мышления и накопление опыта личностно-средового взаимодействия), технологическое (стимулирующее раскрытие индивидуальности, формирование и отработку социальных умений и навыков эффективного поведения и саморегуляции в социуме), ресурсное (инициирующее расширение социализирующего влияния на качество социальных знаний, умений, формирование позитивных социальных мотивов и отношений обучаемого); результативный определяет качество, результат и позитивную динамику субъ-ектно-развивающей социализации студента, а также эффективность реализации научно обоснованного педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента.
-
Педагогические средства обеспечения субъектно-развивающей социализации способствуют успешному социальному становлению и непрерывному профессиональному совершенствованию студента вуза и включают: программу социально ориентированной деятельности студента, содержащую основные разделы: «Познание» (образовательно-информационные занятия, электронная трибуна, лекция-визуализация, информ-интернет-клубы); «Социально-профессиональное общение» (социальные дискуссии, творческие встречи-диалоги, интеркультурные объединения, научно-исследовательские сообщества); «Социальная практика» (творческие лаборатории, инициативные группы, социальные проекты и акции, волонтерство), - выступающие основанием целостности приобретения обучаемым социального опыта как синтеза социальных умений и навыков, знаний, способов деятельности и социоориен-тированного мышления; субъектно-развивающую технологию социализации студента, отражающую интегративную целостность составляющих: интерактивной (активизирует обогащение субъект-субъектных отношений, связей, позиций участников взаимодействия), социально-педагогической (обеспечивает многообразное использование воспитательных влияний, ресурсов социума, важнейших социальных институтов общества), оценочно-рефлексивной (нацеливает на осмысление субъектных результатов деятельности, поведения, общения, взаимоотношений), обеспечивающих эффективное вовлечение студента в разнообразную социализирующую деятельность по овладению общественным опытом (социально ценными знаниями, умениями, отношениями); диагностику как систему планомерного отслеживания на основе качественного и количественного анализа результатов педагогического обеспечения, направленности изменений в субъектно-развивающей социализации студента вуза, включающую комплекс педагогических, социологических и психологических методик, позволяющих определить динамику субъектно-развивающей социализации студента вуза в соответствии с обоснованными критериями и показателями, предусматривая функцию обратной связи, рефлексии и коррекции.
1.Пак, Л. Г. Игровая деятельность и социализация школьников / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 196 с. (12,15 п. л.)
2.Пак, Л. Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях обра-зовательного учреждения / Л. Г. Пак // Становление личности в условиях современ¬ного образовательного пространства / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак [и др.]. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2008. — С. 13—32. (15,5 п. л. / авт. 2,24 п.л.)
3.Пак, Л. Г. Теория социализации студента в условиях высшего профессио-нального образования / Л. Г. Пак // Социально-педагогические аспекты подготовки будущего специалиста в вузе / Л. В. Анпилогова, И. А. Беленова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2008. — С. 11—58. (11,9 п. л. / авт. 5,0 п. л.)
4.Пак, Л. Г. Личностно ориентированная парадигма вузовского образования в контексте социального становления будущих специалистов / Л. Г. Пак // Смысловые ориентиры инновационных процессов образовательной сферы / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2010. — С. 15—57. (21,9 п. л. / авт. 8,6 п. л.)
5.Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания / Л. Г. Пак. — М., 2010. — 180 с. (11,2 п. л.)
Учебные и учебно-методические пособия
6.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — 100 с. (6,2 п. л.)
7.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Социальная педаго-гика» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 40 с. (2,48 п. л.)
8.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Социология» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 49 с. (3,0 п. л.)
9.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 43 с. (2,66 п. л.)
10.Пак, Л. Г. Методические рекомендации по спецкурсу «Социализация лич-ности посредством игровой деятельности» / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2004. — 30 с. (1,86 п. л.)
11.Пак, Л. Г. Методика написания и правила оформления курсовой работы / Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭК, 2006. — 104 с. (6,44 п. л. / авт. 3,5 п. л.)
17.Пак, Л. Г. Специфика социально-педагогической исследовательской работы студента / Л. Г. Пак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 104 с. (6,00 п. л.)
18.Пак, Л. Г. Основные направления социально-педагогической исследова-тельской работы студента / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2008. — 120 с. (7,44 п. л.)
19.Пак, Л. Г. Основы профессиональной деятельности в социальной сфере / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2009. — 274 с. (17 п. л. / авт. 9 п. л.)
20.Пак, Л. Г. Теория обучения и воспитания: общее и частное / Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2010. — 164 с. (10,1 п. л. / авт. 6,0 п. л.)
21.Пак, Л. Г. Организация практики студентов специальности 050711.65 Соци-альная педагогика (заочное отделение) : учеб.-метод. пособие / М. А. Валеева, Ю. Н. Егорова, Пак Л. Г. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 188 с. (11,8 п. л. / авт. 6,0 п. л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
22.Пак, Л. Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном кон¬тексте / Л. Г. Пак // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 4. — С. 163— 170. (0,5 п. л.)
23.Пак, Л. Г. Конструирование субъект-ориентированного содержания образо¬вательной деятельности студента вуза / Л. Г. Пак. // Сибирский педагогический жур¬нал. — 2008. — № 11. — С. 63—71. (0,72 п. л.)
24.Пак, Л. Г. Педагогические технологии социализации студента в условиях образовательного процесса вуза / Л. Г. Пак. // Вестник Университета (Государствен¬ный университет управления). — 2009. — № 5. — С. 85—88. (0,5 п. л.)
25.Пак, Л. Г. Личностно ориентированная парадигма вузовского образования / Л. Г. Пак // Образование и общество. — 2009. — № 3 (56) — С. 13—17. (0,31 п. л.)
26.Пак, Л. Г. Категория субъектности в контексте социализации личности / Л. Г. Пак // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 4. — С. 32—41. (0,62 п. л.)
27.Пак, Л. Г. Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 7—8. — С. 27—34. (0,5 п. л.)
28.Пак, Л. Г. Основные направления процесса социализации студенческой мо¬лодежи / Л. Г. Пак. // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 6. — С. 209— 218. (0,62 п. л.)
29.Пак, Л. Г. Особенности конструирования субъект-ориентированного со-держания образовательной деятельности студента в условиях вуза / Л. Г. Пак // Из-вестия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11, № 4 (30) (5). — С. 1126—1131. (0,55 п. л.)
30.Пак, Л. Г. О социализации студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Философия образования. — Новосибирск, 2010. — № 2 (31). — С. 157—163. (0,6 п. л.)
31.Пак, Л. Г. Субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза / Л. Г. Пак // Наука и школа. — 2010. — № 3. — С. 94—97.
32.Пак, Л. Г Смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента вуза / Л. Г. Пак // Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 5. — С. 58—63.
Научные статьи в сборниках и журналах
33.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников посредством игровой дея-тельности / Л. Г. Пак // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : междунар. сб. науч. тр. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — С. 276—284. (0,5 п. л.)
34.Пак, Л. Г. Конструирование социально ориентированного содержания иг¬ровой деятельности младших школьников / Л. Г. Пак // Педагогические науки. — 2005. — № 2 (12). — С. 31—35. (0,5 п. л.)
35.Пак, Л. Г. Особенности социализации младших школьников в игровой дея¬тельности / Л. Г. Пак // Актуальные проблемы теории и практики социальной педаго¬гики : материалы VIII соц.-пед. чтений РГСУ. — М. : Изд-во РГСУ, 2005. — Ч. 2. — С. 96—100. (0,3 п. л.)
36.Пак, Л. Г. Специфика технологий социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях / Л. Г. Пак // Социальная педагогика как синтез нау¬ки и практики: ведущие тенденции и динамика развития : сб. ст. — Оренбург : Принт-Сервис, 2006. — С. 120—124. (0,4 п. л.)
37.Пак, Л. Г. Социально-педагогическая характеристика студенчества / Л. Г. Пак // Социально-педагогическое и дидактическое обеспечение образовательной дея¬тельности студента вуза : сб. науч. тр. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — С. 223— 234. (0,7 п. л.)
38.Пак, Л. Г. Специфика личностно ориентированной парадигмы высшего профессионального образования / Л. Г. Пак // Академический журнал Западной Си¬бири. — Тюмень, 2009. — № 5. — С. 48—49. (0,13 п. л.)
Материалы научно-практических конференций
39.Пак, Л. Г. Социализация как способ формирования личности / Л. Г. Пак // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV препод. и XLII студ. на¬уч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — Ч. 7. — С. 128—131. (0,22 п. л.)
40.Пак, Л. Г. Социализация младших школьников посредством игровой дея-тельности / Л. Г. Пак // Интеграция науки и практики в инновационных процессах со¬временного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Берлин — Росток (Германия) — Оренбург : Изд-во ИЭК, 2004. — С. 98—104. (0,45 п. л.)
41.Pak, L. G. Sozialisierung der schüler sekundärer klassen durch spieltätigkeit / L. G. Pak // Wissenschafts- und Рraxisintegration in Innovationsprozessen der Heutigenge-sellschaft: Internationale Reihe wissenschaftlicher Artikel anlässlich des 10-jährigen Beste-hens der Hochschule für Wirtschaft und Kultur Orenburg. — Berlin ; Rostock ; Orenburg, 2004. — С. 40—41. (0,1 п. л.)
42.Пак, Л. Г. Социально-педагогические условия социализации младших школьников / Л. Г. Пак // Социальная педагогика: диалог теории и практики : мате¬риалы междунар. науч.-практ. конф. — Саратов : Научная книга, 2006. — С. 166— 170. (0,3 п. л.)
43.Пак, Л. Г. Социоориентированные игры как фактор социализации школьни¬ков / Л. Г. Пак // Европейська наука XXI столiття: стратегiя i перспективи розвитку-2006 : материалы I мiжнар. наук.-практ. конф. — Днiпропетровськ : Наука i освiта, 2006. — С. 73—78. (0,5 п. л.)
44.Пак, Л. Г. Создание социализирующей среды игровой деятельности млад¬ших школьников в условиях дополнительного образования / Л. Г. Пак // Теория и практика формирования культуры детей и подростков // Вестник Института культуры и детства / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2007. — Вып. 7. — С. 130—138. (0,6 п. л.)
45.Пак, Л. Г. Социализация студента в условиях высшего образования / Л. Г. Пак // Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучении : материалы V междунар. науч.-практ. конф. — Нижнекамск : Изд-во НМИ,
2007.— С. 246—247. (0,12 п. л.)
46.Пак, Л. Г. Личностно ориентированные концепции вузовского образова¬ ния / Л. Г. Пак // Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Рязань : Ряз. гос. ун-т.,
2008.— С. 150—156. (0,45 п. л.)
47.Пак, Л. Г. Особенности социализации студента в условиях высшего про-фессионального образования / Л. Г. Пак // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Самара : Изд-во СамГПУ, 2008. — С. 247—251. (0,6 п. л.)
48.Пак, Л. Г. Развитие субъектной позиции студента в образовательном про¬цессе вуза / Л. Г. Пак // Актуальные тенденции развития общества в контексте совре¬менных социально-экономических преобразований : материалы междунар. науч. конф. преподавателей. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2009. — С. 57— 66. (0,6 п. л.)
49.Пак, Л. Г. Социализация студентов вуза в контексте социально-педагоги-ческого подхода / Л. Г. Пак // Образование и учитель XXI века: проблемы, перспек¬тивы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ,
2009.— Т. 2. — С. 51—55 (0,58 п. л.)
50.Пак, Л. Г. Студенчество как особая социально-демографическая группа / Л. Г. Пак // Развитие мирового социокультурного пространства : сб. стат. и материалов меж- вуз. науч. препод. конф. — Оренбург : Изд-во ОИЭК, 2010. — С. 40—51. (0,74 п. л.)