- Надзорно-правовая политика представляет собой обусловленную сущностью государства, его социальным назначением и историческим этапом развития научно обоснованную, последовательную и системную деятельность по созданию эффективного механизма регулирования и оптимизации надзорной деятельности (упорядочение полномочий надзорных органов, их правовой регламентации, преодоление дублирования надзорной деятельности и т.д.), система приоритетов которой основывается на общепризнанных нормах международного права и состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, в принятии, реализации и совершенствовании законодательства о надзорной деятельности. Надзорно-правовая политика приобретает реальность, становление и развитие при условии ее реализации на трех уровнях: а) как части правовой политики; б) как политики в разных сферах общественной и государственной жизни (экономической, социально-культурной, административно-политической); в) как политики в отдельных направлениях деятельности (налоговом, антимонопольном, таможенном, санитарно-эпидемиологическом, архитектурно-строительном и т.д.).
- Надзор представляет собой юридическую деятельность специализированных государственных органов по поддержанию режима правообеспечения, осуществляемую в установленной процессуально-правовой форме в отношении не подчиненных им субъектов, обеспечивающую правореализацию законодательства в урегулированных правом сферах жизнедеятельности, направленную на предупреждение и выявление нарушений, привлечение виновных к установленной законом ответственности, а также на обеспечение соответствия правовых актов Конституции Российской Федерации общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам.
- Сущностным функциональным свойством надзора, характеризующим и определяющим предназначение этого вида юридической деятельности, является обеспечение регулятивного воздействия права на общественные отношения, поддержание устойчивости и непрерывности функционирования общества в заданных правовых параметрах. В условиях становления правового государства и формирования гражданского общества распространенный подход к определению только правовой потребности в осуществлении надзора как средства обеспечения законности, соблюдения установленных государством норм не отражает современные процессы, происходящие как в правовой системе государства, так и в этой сфере правового регулирования, основанные на концепции разграничения права и закона, обусловленность содержания права объективным воздействием на него внешних естественно-правовых факторов и социальных процессов, «связанности» государства правом. Поэтому необходимо определить социальную потребность в осуществлении надзора, являющуюся основой правовой потребности в нем, обусловливающей сущность, стратегию и тактику надзорно-правовой политики, в качестве которой следует рассматривать обеспечение безопасности личности и общества, функционирования государства (экономической - налоговой, финансовой, предпринимательской и др.; экологической, таможенной, санитарно-эпидемиологической, энергетической и т.д..; правовой - в сфере правотворчества и др.).
- В условиях формирования правового государства традиционный подход к определению цели надзора - как поддержание режима законности - не отражает в полной мере его содержания, поскольку отождествляется с признанием только публичного права, предстающего в виде закрепления односторонних обязанностей, запретов и ответственности граждан и организаций перед всесильным государством, с соблюдением любых норм, санкционированных государством, с отсутствием судебного контроля за деятельностью власти и т.д. В связи с этим цель надзорной деятельности в правовом государстве, учитывая современные естественно-правовые подходы к правопониманию, состоит в поддержании режима правообеспеченности, под которым понимается реальное состояние полного и постоянного воспроизводства и гарантированности верховенства прав человека, выражающееся в реализуемости субъективных прав, исполняемости правовых обязанностей, соблюдаемости правовых запретов, поддерживаемости правовых стимулов, равновесии между правонаделением и правоограничением, закрепленными в развитой системе правового законодательства, структуру которого составляют законность, правозаконность, правоконституционность и правопорядок.
- Российская надзорно-правовая политика, являясь актуальным направлением правовой политики государства, испытывает влияние общих факторов, отражающих проблемы взаимоотношений государства и общества, публичного и частного, администрирования и либерализма в управлении делами общества, характеризующее качество публичной власти и зрелость институтов гражданского общества, которые в совокупности определяют следующие современные закономерности ее формирования в условиях правового государства: а) устранение избыточности надзора путем последовательного сокращения его реализации в сферах гражданского общества (экономики, предпринимательства и др.) по мере становления в них, при содействии государства, процессов саморегулирования, что подлежит реализации поэтапной заменой надзора другими механизмами (финансовыми гарантиями, обязательным страхованием, введением уведомительной системы начала ведения бизнеса и т.д.); б) ограничение возможности осуществления надзорных мероприятий при отсутствии сведений о каких-либо нарушениях, за исключением только тех сфер правового регулирования, которые объективно в этом нуждаются (таможенная, налоговая, сфера правотворчества и др.), последовательной заменой плановых надзорных мероприятий, мониторингом деятельности поднадзорных структур, сокращение; в) усиление правовых основ надзорной деятельности, придание порядку осуществления надзора процессуального характера.
- Возможность применения мер государственного принуждения при проведении надзорных мероприятий и по их результатам выдвигает в качестве принципиального условия повышения эффективности надзора в условиях правового государства придание правовому регулированию надзорной деятельности процессуального характера, нормативно закрепляющего порядок и последовательность осуществления надзорной деятельности, состоящий в совершении действий по сбору, документированию и анализу информации об исполняемости правовых обязанностей, соблюдаемости правовых запретов; в выявлении возникающих в связи с этим проблем правореализации; в использовании в установленных правовых формах правовых способов и средств для определения адекватной меры воздействия; в исполнении принятых правовых решений, а также определяющего содержание возникающих в связи с этим надзорно-правовых отношений, обеспечивающих наделение их участников соответствующими правами, создающими условия, исключающие дискреционные полномочия лидирующих субъектов надзора и произвольное их использование, тем самым и возможности коррупционных проявлений. Реализация такого подхода вызывает необходимость формирования надзорно-процессуальной политики как приоритетного направления надзорно-правовой политики.
- Правовая форма надзорной деятельности характеризуется: закреплением инициирования надзорной деятельности при наличии повода к ее возбуждению; реализацией надзора в форме определенных (надзорных) правоотношений, охраняемых этим производством; наличием особого круга субъектов, вступающих между собой в эти правоотношения и обладающих предусмотренными законом правами и обязанностями; наличием собственных средств и методов для сбора и проверки информации, необходимой для принятия законного и обоснованного решения; реализацией надзорной деятельности в установленные законом сроки; принятием по ее результатам правового решения. При этом правовое регулирование неюрисдикционных форм надзорной деятельности, в связи с необходимостью усиления судебных правовых гарантий в сфере правоприменения, подлежит приведению в соответствие требованиям деятельности обеспечительной по отношению к деятельности юрисдикционной, что обусловливает необходимость в едином подходе к правовому регулированию порядка осуществления надзора на основе общих принципов его осуществления.
- Правовую форму надзорной деятельности составляют надзорно-проверочное производство, осуществляемое при наличии нарушений, не влекущих административную или уголовную ответственность, а также и при отсутствии сведений о каких-либо нарушениях с целью выявления (обнаружения) нарушений законодательства, и надзорно-административное производство, возбуждаемое при выявлении в ходе надзорно-проверочной деятельности административного правонарушения. Указанные производства, являясь взаимосвязанными и относительно самостоятельными частями, отделенными итоговым решением, характеризуются непосредственными задачами и спецификой надзорно-правовых отношений и составляют стадии надзорного процесса.
- Специфика правовой формы надзорной деятельности определяется содержанием надзорно-процессуального режима - разновидности процессуально-правового режима, представляющего собой обусловленную особым характером сочетания взаимодействующих между собой розыскного и состязательного методов направленность правового регулирования надзорной деятельности, обеспечивающую динамику ее осуществления, характеризующуюся преобладанием поискового (розыскного) метода регулирования отношений между субъектами надзорной деятельности, являющихся двусторонними, что обусловливает особый характер надзорных правоотношений.
- Динамическая система надзорно-правовых средств, а также способов и методов, используемых при ее осуществлении, составляет структуру надзорной деятельности. Надзорно-правовыми средствами является весь нормативно закрепленный и используемый при осуществлении надзорной деятельности с соблюдением установленной процессуальной формы надзорно-правовой инструментарий (надзорные проверки, надзорные действия, надзорные полномочия, акты реагирования и т.д.), эффективность взаимодействия элементов которого реализуется в отдельных видах надзорной деятельности. Способы надзора представляют собой обусловленные видом надзорной деятельности наиболее эффективные подходы в ее осуществлении, обеспечивающие достижение надлежащего правового результата и характеризующиеся спецификой отношений субъектов надзорной деятельности, а также используемых надзорно-правовых средств. Методы надзорных действий, являясь их качественной характеристикой, составляют особую разновидность приемов и операций, предназначенных для эффективного воздействия на объект деятельности для достижения правовых целей.
- Система взаимодействия используемых при осуществлении надзорной деятельности правовых средств, а также применяемых при этом способов и методов, находящихся в разновариантной функциональной взаимозависимости и обусловленных предметом надзора, составляет особенности осуществления отдельных видов надзорной деятельности. В зависимости от вида правообеспечиваемых правовых норм, следует выделить надзор по обеспечению правореализации социально-правовых норм и надзор за реализацией юридико-технических норм: в первом случае особенности надзора обусловливаются спецификой социального поведения субъектов по соблюдению, исполнению и применению ими нормативно-правовых установлений; во втором - правореализационной деятельностью поднадзорных структур во взаимосвязи с овеществленным результатом этой деятельности (произведенными товарами потребительского рынка и т.п.).
- Функциями надзора являются взаимосвязанные с функциями государства и функциями права, обусловленные сущностью, социальным назначением и историческим этапом развития государства направления деятельности по обеспечению соответствия правореализующей и правотворческой деятельности определенных субъектов правовым установлениям, регулирующим различные сферы жизнедеятельности, в качестве которых следует выделить функцию правоохраны и функцию правозащиты. Современное неудовлетворительное состояние правообеспеченности в сфере предпринимательства вызывает необходимость усиления правозащитной функции надзора прокуратуры, в связи с этим п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нуждается в дополнении положением о праве обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органы прокуратуры в случаях нарушения их прав и законных интересов при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля.
- Надзор в сфере правотворчества представляет собой систему деятельности органов прокуратуры, состоящую в реализации превентивного содействия в подготовке качественных и эффективных нормативно-правовых актов, соответствующих Конституции РФ, нормам международного права, другим правовых актам, обеспечивающим воплощение в законодательстве не только формальных, но и содержательных характеристик справедливости, системного учета общественного мнения и т.д.; наблюдении за соблюдением процедуры принятия нормативно-правовых актов на всех стадиях законодательного процесса, необходимость в котором обусловливается существенным увеличением субъектов нормотворчества представительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; выявлении действующих незаконных нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, нормам международного права, правовым нормам большей юридической силы и осуществлении надзорного реагирования, чем обеспечивается достижение правовой безопасности законов и других нормативно-правовых актов. Законодательное возложение на органы прокуратуры осуществления надзора за соответствием Конституции РФ и законам принимаемых правовых актов вызывает необходимость приведения в соответствие надзорно-правовых средств возложенным на орган надзора задачам, что обусловливает актуальность наделения прокуратуры правом непосредственного обращения, в порядке прямого нормоконтроля, в Конституционный суд Российской Федерации в связи с проверкой конституционности федеральных законов Российской Федерации, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
- Важным условием достижения состояния правообеспеченности в сферах осуществления надзорной деятельности, а также эффективности самого надзора является необходимость введения координации деятельности надзорных органов, содействующей реализации упреждающего системного противодействия нарушениям законодательства посредством согласованной деятельности органов надзора. С помощью использования надзорных средств и методов такая деятельность позволяет: выявлять условия, способствующие совершению опасных правонарушений, и устранять их; определять из всего многообразия сфер надзора приоритетные направления, требующие первоочередных мер надзорного воздействия; посредством динамичного обмена информацией по вопросам комплексного анализа состояния законности в деятельности самих надзорных органов, обобщения практики и других объективных данных обеспечивать практическую реализацию правовых ограничений при осуществлении надзора, а также в условиях становления институтов гражданского общества прогнозировать возможности замены надзора механизмами саморегулирования в конкретных сферах правового регулирования общественных отношений. Данная деятельность составляет одно из направлений надзорно-правовой политики государства, реализация которой должна быть отнесена к компетенции прокуратуры, функцию координации деятельности органов специализированного надзора которой следует рассматривать как производную от законодательно возложенной на прокуратуру функции осуществления универсального надзора.
1.Назаров С.Н. Надзорная деятельность: этапы развития, сферы реализации, правовая форма. Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2005. − 11 п.л.
2.Назаров С.Н. Общая теория надзорной деятельности. М.: Изд-во «Приор», 2007. − 15 п.л.
3.Назаров С.Н. Надзор в правовой политике России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. − 18,9 п.л.
Статьи, опубликованные в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России:
4.Назаров С.Н. Надзорные правоотношения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2006. № 4. − 0,5 п.л.
5.Назаров С.Н. Предмет надзорной деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2006. № 3. − 0,6 п.л.
6.Назаров С.Н. Задержание – «иное» процессуальное действие // Российская юстиция. 2003. № 7. − 0,3 п.л.
7.Назаров С.Н. Правовые средства надзорной деятельности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2006. № 2. − 0,5 п.л.
8.Назаров С.Н. Надзор в сфере технического регулирования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2006. № 5. − 0,5 п.л.
9.Назаров С.Н. Общность признаков надзора и контроля // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 4. − 0,6 п.л.
10.Назаров С.Н. Функциональный подход в понимании сущности надзорной деятельности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2007. № 1. − 0,4 п.л.
11.Назаров С.Н. Стадии надзорного процесса // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 1. − 0,4 п.л.
12.Назаров С.Н. Соотношение форм реализации права и функции надзора прокуратуры // История государства и права. 2008. № 6. − 0,3 п.л.
13. Назаров С.Н. Надзорные производства в системе правовых форм деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 3. − 0,5 п.л.
14. Назаров С.Н. Вопросы совершенствования правового регулирования надзорной деятельности // Философия права. 2008. № 3. − 0,4 п.л.
Статьи, тезисы докладов и выступлений на научных конференциях:
15.Назаров С.Н. Вопросы прокурорско-надзорной деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 4. − 0,2 п.л.
16.Назаров С.Н. Процессуальные вопросы участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001. № 2. − 0,3 п.л.
17.Назаров С.Н. Вопросы процессуальной регламентации надзорной деятельности // Юридический вестник РГЭУ. 2001. № 3. − 0,1 п.л.
18.Назаров С.Н. Вопросы соотношения задержания подозреваемого и возбуждения уголовного дела // Северо-Кавказский юридический вестник. 2002. № 4. − 0,4 п.л.
19.Назаров С.Н. Правовое регулирование надзора прокуратуры за формами реализации норм права в условиях современной правовой реформы // Материалы научно-практической конференции «Правовые реформы в России: теория и практика осуществления». Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. − 0,4 п.л.
20.Назаров С.Н. Критерии дифференциации вневедомственной надзорной и контрольной деятельности // Проблемы развития юридической науки и образования. Ростов-на-Дону, 2004. − 0,8 п.л.
21.Назаров С.Н. Классификация сфер деятельности надзорно-контрольных органов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2004. № 3. − 0,4 п.л.
22.Назаров С.Н. Реализация правовых идеалов в процессуальной форме надзорной деятельности // Политико-правовой идеал в современном российском законодательстве: Материалы научно-практической конференции. Сочи − Ростов-на-Дону, 2005. − 0,6 п.л.
23.Назаров С.Н. Общеправовые принципы надзорной деятельности // Юридический вестник РГЭУ. 2005. № 4. − 0,8 п.л.
24.Назаров С.Н. Способы и методы надзорной деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник.2006. № 1− 0,6 п.л.
25.Назаров С.Н. Надзорные действия как основной элемент надзорной деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2006. № 2. − 0,4 п.л.
26.Назаров С.Н. Надзорно-процессуальный режим и его элементы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2006. № 4. − 0,6 п.л.
27.Назаров С.Н. Оптимизация надзора за законностью нормативно-правовых актов // Новая правовая мысль. 2006. № 6. − 0,2 п.л.
28.Назаров С.Н. Юридическая деятельность прокуратуры в сфере нормоконтроля // Юридический вестник РГЭУ. 2006. № 4. − 0,3 п.л.
29.Назаров С.Н. Надзорный процесс как правовая форма надзорной деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2007. № 1. − 0,8 п.л.
30.Назаров С.Н. Сертификация в системе деятельности контролирую-щих органов // Вестник Волгоградского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Тольятти, 2007. Вып. 64. − 0,2 п.л.
31.Назаров С.Н. Понятие процессуально-правового режима и его виды // Вестник Волгоградского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Тольятти, 2007. Вып. 64. − 0,2 п.л.
32.Назаров С.Н. Надзорный процесс в системе процессуального регулирования // Актуальные проблемы правоведения. Самарский государственный экономический университет. 2007. №1. − 0,2 п.л.
33.Назаров С.Н. Надзорные органы в системе органов государственной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2007. № 2. − 0,3 п.л.
34.Назаров С.Н. Защита прокурором прав предпринимателей: вопросы оптимизации правового регулирования // Северо-Кавказский юридический вестник. 2007. № 4. − 0,4 п.л.
35.Назаров С.Н. Надзорно-правовая политика: понятие и приоритеты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2008. № 3. − 0,8 п.л.
36.Назаров С.Н. Надзорно-правовая политика в условиях становления гражданского общества // Материалы Международного круглого стола 23.06.2008 г. «Правовая политика и правовая жизнь. Россия в начале XXI века». Ростов-на-Дону, 2008. − 0,9 п.л.
37.Назаров С.Н., Харебава Г.Д. Новые средства прокурорского надзора // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. − 0,8 п.л./ 0,4 п.л.
Учебные пособия:
38.Назаров С.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М., 1998. − 2,5 п.л.
39.Назаров С.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999. − 9 п.л.
40.Назаров С.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.М. Прусакова и проф. С.И. Улезько. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002 (в соавторстве). − 20 п.л. / 2, 1 п.л.
41.Назаров С.Н. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. Ростов-на-Дону: Изд-во «Март», 2002 (в соавторстве). − 25 п.л. / 0,8 п.л.