Научная тема: «ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Программно-технологическое обеспечение взаимосвязи процессов спе­циализации и самоопределения социального педагога отражает целостное единство программ, технологий, педагогических условий, выстроенное на принципах целостности; целенаправленности; рефлексивности; самореализа­ции; партнерства в совместной деятельности, гуманного межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного про­цесса; субъектности, позволяет индуцировать взаимосвязь исследуемых про­цессов, что содействует формированию у студентов личного опыта на основе принятия ими этики деятельности социального педагога, критического воспри­ятия и экспертной оценки образцов решения социально-педагогических задач, концептуализации опыта в социально-педагогических проектах, в том числе и личностных конструктах профессионального развития и самоопределения.
  2. Методологические основания программно-технологического обеспече­ния взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального пе­дагога включают системный, социально-педагогический, интегративный подхо­ды, в совокупности взаимодополняющие и обеспечивающие эффективность программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализа­ции и самоопределения социального педагога. Системообразующим регуляти-вом выступает программно-целевой принцип, задающий стержень программно-технологического обеспечения социально-педагогического образования в целом. Системный подход обеспечивает целостность элементов программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и само­определения социального педагога (программ, технологий, методов, педагоги­ческих условий, концептуальных положений), благодаря которым совершается взаимодействие, взаимопроникновение исследуемых процессов. Социально-педагогический подход предусматривает реализацию идей со­циально-педагогической помощи и поддержки будущему социальному педаго­гу в индивидуальном, творческом освоении избранной специализации и обес­печивает ориентацию на личность будущего социального педагога как на субъ­ект взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального пе­дагога в условиях программно-технологического обеспечения исследуемых процессов. Интегративный подход обеспечивает интеграцию программно-техноло­гических элементов системы образования социального педагога, что способствует обновлению стратегии социально-педагогического взаимодействия педа­гога и студента, направленной на позитивные изменения в личностно-профес­сиональных ориентирах будущего специалиста.
  3. Авторская концепция определяет инновационное представление о взаимообусловленности исследуемых процессов, предлагающее рассмотрение специализации как контекста профессионального самоопределения социаль­ного педагога, в отличие от традиционного понимания исследуемых процес­сов как параллельно протекающих в вузе. Востребованность их единства ос­нована на положениях физиолого-психологических концепций о взаимодей­ствии человека со средой, утверждении целесообразности педагогического сопровождения приоритетных ориентиров профессионального самоопределе­ния студента. Между стимулом (овладеть профессией социального педагога) и началом действий (в профессионально-практической деятельности) проис­ходят процессы сличения (сопоставления, сравнения) знаний и норм, полу­ченных по специализации, с образом получаемой профессии, на базе которо­го принимаются решения (выбор, профессиональное самоопределение), опре­деляются цели, программа самореализации будущего социального педагога. Педагогическая сущность концепции программно-технологического обеспе­чения взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога заключается в создании педагогических основ актуализации субъ­ектной позиции студента при самостоятельном овладении новым знанием и социальным опытом в результате интеграции (объединения, восполнения, ук­рупнения в единое целое связанных частей и многочисленности связей) эле­ментов образовательного процесса (взаимосвязь закономерностей, принци­пов, целей; связь обучения и преподавания; обучения и воспитания; преобра­зование образования в самообразование и др.), что определяет характер и ме­тоды, эффективность самоопределения студента как субъекта образователь­ной деятельности. Концепция программно-технологического обеспечения взаимосвязи про­цессов специализации и самоопределения социального педагога включает:- ведущую идею исследования: программно-технологическое обеспечение взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога определяет непосредственную организацию, динамичность и интегративную на­правленность образовательного процесса, обеспечивает перевод традиционной дидактической направленности образования на обновление стратегии социаль­но-педагогического взаимодействия педагога и студента, содействующего пози­тивным изменениям в личностно-профессиональных ориентирах будущего со­циального педагога на основе обновленного программно-технологического обеспечения системы социально-педагогического образования; закономерности - обусловленность профессионального самоопределе­ния студента многообразием специализаций социального педагога; зависи­мость уровня профессионального самоопределения от успешности освоения студентом специализации социального педагога;принципы (целостности, целенаправленности, рефлексивности, самореа­лизации; партнерства в совместной деятельности, гуманного межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного про­цесса; субъектности), содержащие требования к реализации программно-техно­логического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и самоопреде­ления социального педагога;цель, предусматривающую профессиональное самоопределение соци­ального педагога. Результатом программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педаго­га выступает профессиональное самоопределение в совокупности когнитивно­го, мотивационного, деятельностного, креативного компонентов. Компоненты самоопределения мы рассматриваем как критериально значимые: в динамиче­ском аспекте (они постоянно развиваются и поддаются измерению), в то же время в статическом аспекте (внутри достигнутого состояния сформирован-ности) они содержат критерии и показатели. При этом когнитивный наиболее ценен и информативен для самообразования, мотивационный - для самопо­знания, деятельностный и креативный - для самореализации;задачи, конкретизирующие цель (программно-технологическое обеспе­чение самообразования, самопознания, самореализации студента, педагогиче­ская поддержка субъекта профессионального самоопределения, развитие опыта самореализации);категориально-понятийное пространство, содержащее совокупность традиционно трактуемых и уточненных автором в русле концепции ведущих категорий и понятий (взаимосвязь представляет собой способ отношений меж­ду объектами социально-педагогической действительности и на основе сравне­ния, сопоставления их реального состояния отражает целесообразность сопод-чиненности исследуемых явлений; с этих позиций специализация, при наличии взаимосвязи, выступает контекстом, активизирующим профессиональное са­моопределение личности, что обеспечивает становление социального педагога; специализация социального педагога рассматривается в двойном толковании этимологии понятия: в статическом состоянии - это совокупность специаль­ных знаний, умений, навыков социального педагога; в динамическом состоя­нии - это процесс и результат овладения специальными знаниями, умениями и навыками в рамках основной образовательной программы по данной специаль­ности; профессиональное самоопределение - процесс и результат последовательного выбора профессиональной деятельности, обеспечивающей полноцен­ную самореализацию личности в конкретных социальных условиях; профес­сиональное самоопределение социального педагога - процесс и результат вы­бора специализации деятельности социального педагога на основе совокупно­сти общих и специальных знаний, умений и опыта личности, выступающих субъектно значимым базисом освоения профессии в соответствии с требова­ниями динамично изменяющегося рынка труда);структурно-функциональную модель программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и самоопределения соци­ального педагога как прогностическую основу социально-педагогического об­разования;комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реа­лизации структурно-функциональной модели (организация общеобразователь­ной подготовки, активизирующей самообразование, обеспечение психолого-педагогической подготовки, стимулирующей самопознание, осуществление предметно-профильной подготовки, способствующей самореализации).
  4. Структурно-функциональная модель программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социаль­ного педагога интегрирует компоненты: целевой (профессиональное самоопреде­ление социального педагога); содержательный (программно-содержательное со­провождение: программы спецкурса, спецсеминара, социально-педагогической практики); технологический (технологическое сопровождение: технологии иссле­довательской, проектной, игровой деятельности; педагогической поддержки, PR-технологии, кейс-метод, комплексное портфолио) и результативный (диагности­ка по когнитивному, мотивационному, деятельностному, креативному критериям и адекватным показателям, позволяющим выявить уровни (высокий, средний, низкий) профессионального самоопределения социального педагога.
  5. Научно-методическое сопровождение взаимосвязи процессов специали­зации и самоопределения социального педагога в рамках программно-техно­логического обеспечения включает дидактический комплекс программ (спец­курса, спецсеминара, социально-педагогической практики); технологий (ис­следовательской, проектной, игровой деятельности; педагогической поддерж­ки, PR-технологий, кейс-метода, комплексного портфолио), в совокупности способствующих эффективной реализации программно-технологического обеспечения взаимосвязи процессов специализации и самоопределения соци­ального педагога и позволяющих определить содержание, методику и основ­ные направления обучения специализации с позиции создания контекста, за­дающего целевые ориентиры и стимулы для успешного профессионального самоопределения эффективной реализации концепции взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Егорова, Ю. Н. Профессиональное самоопределение социального педагога: тео¬рия и практика / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 136 с. (8,5 п. л.)

2.Егорова, Ю. Н. Самоопределение студентов в профессиональной деятельно¬сти социального педагога / Ю. Н. Егорова // Социально-педагогические аспекты под-готовки будущего специалиста в вузе / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭиК, 2008. — 194 с. (авт. 2,8 п. л.)

3.Егорова, Ю. Н. Особенности профессионального самоопределения подрост¬ков / Ю. Н. Егорова // Становление личности в условиях современного образователь¬ного пространства / Л. В. Анпилогова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭ-иК, 2008. — 248 с. (авт. 1,6 п. л.)

4.Егорова, Ю. Н. Сущность взаимосвязи специализации и профессионального са-моопределения социального педагога как педагогического явления / Ю. Н. Егорова // Смысловые ориентиры инновационных процессов образовательной сферы / Л. В. Анпи-логова, Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : ОИЭиК, 2010. — 354 с. (авт. 2 п. л.)

5.Егорова, Ю. Н. Взаимосвязь процессов специализации и профессионального самоопределения социального педагога: теоретико-методологические основания / Ю. Н. Егорова. — М., 2010. — 160 с. (10 п. л.)

Учебно-методические пособия и программы

6.Егорова, Ю. Н. Самоопределение студентов в специализации деятельности социального педагога : программа спецкурса / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. — 20 с. (1,25 п. л.)

7.Егорова, Ю. Н. Содержание профессиональной деятельности социального педагога : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — 28 с. (1,75 п. л.)

8.Егорова, Ю. Н. Самоопределение студентов в специализации деятельности социального педагога : учеб. пособие / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ,

2001.— 36 с. (2,25 п. л.)

9.Егорова, Ю. Н. Социально-педагогическая практика студентов педагогиче¬

ских вузов : метод. рекомендации / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ,

2002.— 56 с. (3,5 п. л.)

10.Егорова, Ю. Н. Введение в теоретические основы социальной работы : учеб. пособие / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — 60 с. (3,75 п. л.)

11.Егорова, Ю. Н. Введение в основы профориентологии : учеб. пособие / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 84 с. (5,25 п. л.)

12.Егорова, Ю. Н. Социальный педагог: характеристика профессии : учеб. по-собие / Ю. Н. Егорова. — Оренбург : Принт-сервис, 2007. — 72 с. (4,5 п. л.)

13.Егорова, Ю. Н. Основы профессиональной деятельности специалиста соци-альной сферы : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2008. — 142 с. (8,5 п. л.)

14.Егорова, Ю. Н. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Егорова [и др.] ; под. ред. С. В. Сальце-вой. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 208 с. (13 п. л.)

15.Егорова, Ю. Н. Основы профессиональной деятельности в социальной сфе¬ре : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Егорова, Л. Г. Пак. — Оренбург : Принт-Сервис, 2009. — 274 с. (17 п. л.)

16.Егорова, Ю. Н. Организация практики студентов специальности 050711.65 Со-циальная педагогика (заочное отделение) : учеб.-метод. пособие / М. А. Валеева, Ю. Н. Егорова, Пак Л. Г. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 188 с. (11,8 п. л.)

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

17.Егорова, Ю. Н. Исследование возможностей профессионального образова¬ния социального педагога как основы самоопределения студентов / Ю. Н. Егорова // Вестник ОГУ: Наука и образование: проблемы и перспективы. — Оренбург, 2006. — Ч. 2 (приложение к № 11, ноябрь, 2006). — С. 303—309. (0,6 п. л.)

18.Егорова, Ю. Н. Специализация как контекст профессионального выбора бу-дущего социального педагога / Ю. Н. Егорова // Сибирский педагогический жур¬нал. — Новосибирск, 2008. — № 1. — С. 127—136. (0,8 п. л.)

19.Егорова, Ю. Н. Дидактические условия обеспечения профессионального са-моопределения будущего социального педагога / Ю. Н. Егорова // Образование и са-моразвитие : науч. журнал. — Казань : Центр инновационных технологий, 2008. — № 1 (7). — С. 14—19. (0,6 п. л.)

20.Егорова, Ю. Н. Опыт самореализации социально-педагогических знаний и умений студентов вуза / Ю. Н. Егорова // Социально-гуманитарные знания. — М., 2008. — № 5. — С. 110—117. (0,6 п. л.)

21.Егорова, Ю. Н. Структурно-логическая характеристика взаимосвязи специа-лизации и профессионального самоопределения социального педагога / Ю. Н. Егоро¬ва // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 2. — С. 8—14. (0,6 п. л.)

22.Егорова, Ю. Н. Специализация социального педагога как контекст профес-сионального самоопределения будущего специалиста / Ю. Н. Егорова // Педагогиче-ское образование и наука. — М., 2008. — № 2. — С. 69—75. (0,6 п. л.)

23.Егорова, Ю. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопреде-ления будущего социального педагога / Ю. Н. Егорова // Вестник РГУ им. И. Канта. — Калининград, 2008. — № 6. — С. 58—66. (0,6 п. л.)

24.Егорова, Ю. Н. Технологическое обеспечение профессионального само-определения студентов в профессии социального педагога / Ю. Н. Егорова // Образо-вание и общество. — Орел, 2009. — № 3 (56). Май-июнь. — С. 53—56. (0,8 п. л.)

25.Егорова, Ю. Н. Механизмы взаимосвязи специализации и профессионально¬го самоопределения социального педагога / Ю. Н. Егорова // Сибирский педагогиче¬ский журнал. — Новосибирск, 2009. — № 4. — С. 24—32. (0,8 п. л.)

26.Егорова, Ю. Н. Интегративно-дидактическая теория взаимосвязи процессов специализации и профессионального самоопределения социального педагога как пе-дагогическое явление / Ю. Н. Егорова // Педагогический журнал Башкортостана. — Уфа, 2010. — № 5. — С. 24—30. (0,8 п. л.)

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

27.Егорова, Ю. Н. Специализация, специальность, квалификация социального педагога: основные характеристики / Ю. Н. Егорова // Педагогические науки. — М., 2005. — № 6 (16). — С. 178—182. (0,4 п. л.)

28.Егорова, Ю. Н. Диагностическая и функциональная школы социальной ра¬боты как фактор активизации профессионального самоопределения социальных пе¬дагогов / Ю. Н. Егорова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : междунар. сб. науч. тр. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2006. — Вып. 32. — С. 102—108. (0,4 п. л.)

29.Егорова, Ю. Н. Специализация и специальность социального педагога: об¬щие и специальные знания и умения / Ю. Н. Егорова // Актуальные проблемы совре¬менного социума и пути их решения : сб. статей науч.-практ. конф. — Оренбург : ОИЭиК, 2006. — С. 57—64. (0,5 п. л.)

30.Егорова, Ю. Н. Допрофессиональная подготовка и начальное профессио-нальное образование социального педагога / Ю. Н. Егорова // Социальная педагогика как синтез науки и практики: ведущие тенденции и динамика развития : сб. статей / под ред. М. А. Валеевой, С. В. Сальцевой. — Оренбург : Принт-Сервис, 2006. — С. 90—93. (0,35 п. л.)

31.Егорова, Ю. Н. Модели социальной работы как средство активизации про¬фессионального самоопределения социального педагога / Ю. Н. Егорова // Вестник ОГПУ: Гуманитарные науки. — 2006. — № 3 (45). — С. 64—72. (0,6 п. л.)

32.Егорова, Ю. Н. Комплексно-ориентированные модели социальной работы как фактор активизации самоопределения социального педагога / Ю. Н. Егорова // Вопросы гуманитарных наук. — М., 2006. — № 5 (26). — С. 172—175. (0,6 п. л.)

33.Егорова, Ю. Н. Социально-педагогическое образование: история и совре-менные тенденции развития / Ю. Н. Егорова // Социально-экономическое развитие России в условиях глобализации : сб. статей. — Оренбург : Изд-во ОИЭиК, 2007. — С. 92—100. (0,6 п. л.)

34.Егорова, Ю. Н. Психолого-педагогическая подготовка будущих социальных педагогов к самоопределению в профессиональной деятельности / Ю. Н. Егорова // Вестник Ин-та культуры детства «Теория и практика формирования культуры детей и подростков» / под ред. Р. А. Литвак. — Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2007. — Вып. 7. — С. 41—47. (0,4 п. л.)

35.Егорова, Ю. Н. Профессиональная характеристика социального педагога в до-школьном образовательном учреждении / Ю. Н. Егорова // Детский сад от А до Я: науч.¬метод. журнал для педагогов и родителей. — М., 2007. — № 2 (26). — С. 58—65. (0,4 п. л.)

36.Егорова, Ю. Н. Взаимосвязь специализации и профессионального самооп-ределения социального педагога / Ю. Н. Егорова // Приложение к журн. «Философия образования». — Новосибирск : ГЦРО, 2008. — Т. 28. — С. 172—177. (0,8 п. л.)

37.Егорова, Ю. Н. Особенности профессиональной подготовки социальных пе¬дагогов в вузе / Ю. Н. Егорова // Социально-экономическое развитие России в условиях транснациональных коммуникаций : сб. науч. тр. — Оренбург : Изд-во ОИЭиК, 2008. — С. 215—225. (0,8 п. л.)

38.Егорова, Ю. Н. Взаимосвязь специализации и профессионального самооп-ределения социального педагога: технологии реализации / Ю. Н. Егорова // Социаль-но-педагогическое и дидактическое обеспечение образовательной деятельности сту-дента вуза : сб. науч. тр. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — С. 160—169. (0,8 п. л)

39.Егорова, Ю. Н. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке спе-циалистов социальной сферы / Ю. Н. Егорова // Актуальные тенденции развития об-щества в контексте современных социально-экономических преобразований : сб. на¬уч. стат. — Оренбург : ОИЭиК, 2009. — С. 66—73 (0,4 п. л)

Материалы научно-практических конференций

40.Егорова, Ю. Н. Философия и история социально-педагогического образова-ния / Ю. Н. Егорова // Вызовы 21 века и образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГУ, 2006. — С. 135—141. (0,4 п. л.)

41.Егорова, Ю. Н. Подготовка социальных педагогов к работе с различными категориями населения / Ю. Н. Егорова // Социально-правовые гарантии прав и за-конных интересов граждан в Российской Федерации : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГАУ, 2006. — С. 198—202. (0,3 п. л.)

42.Егорова, Ю. Н. Подготовка будущего социального педагога к реализации этической функции профессиональной деятельности / Ю. Н. Егорова // Теории, со-держание и технологии высшего образования в условиях глобализации образова-тельного процесса : материалы XXVII препод. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — С. 25—33. (0,6 п. л.)

43.Егорова, Ю. Н. Специализация социального педагога как основа профессио-нального самоопределения студента / Ю. Н. Егорова // Этнодидактика народов Рос¬сии: деятельностно-компетентностный подход к обучению : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Нижнекамск, 27 апр. 2007 г. — Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2007. — С. 266—268. (0,6 п. л.)

44.Егорова, Ю. Н. Самореализация как этап профессионального самоопределе-ния будущего социального педагога / Ю. Н. Егорова // Высшее гуманитарное образо-вание 21 века: проблемы и перспективы : материалы III междунар. науч.-практ. конф. — Самара : Изд-во СГПУ, 2008. — С. 117—121. (0,6 п. л.)

45.Егорова, Ю. Н. Аналитический обзор научных и практических основ орга-низации социально-педагогического образования / Ю. Н. Егорова // Интеграция нау¬ки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов : мате¬риалы XXIX препод. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. — Т. 2. — С. 24—34. (0,8 п. л.)

46.Егорова, Ю. Н. Теория и практика самоопределения студентов факультета социальной педагогики в специализации профессиональной деятельности / Ю. Н. Егорова // Оренбургский государственный педагогический университет: история и современность : материалы XXX препод. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — Т. 4. — С. 31—40. (0,8 п. л.)

47. Егорова, Ю. Н. Идеи интегративно-дидактической теории взаимосвязи про-цессов специализации и профессионального самоопределения социального педагога / Ю. Н. Егорова // Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — Т. 1. — С. 92—96. (0,8 п. л.)