- Тувинские студенты характеризуются удовлетворительным уровнем адаптации сердечно-сосудистой системы. Динамика изменения функционального состояния организма в период обучения свидетельствует, что студенты тувинской национальности имеют более совершенные механизмы физиологической адаптации в сравнении с русскими студентами.
- Функциональное и психофизиологическое состояние организма студентов в процессе обучения в вузе характеризуется двумя стадиями напряжения адаптации - на 2 и 5 курсах, связанных с периодом адаптации к обучению у второкурсников и психоэмоциональным напряжением у выпускников.
- Низкая психосоциальная адаптация тувинских студентов в сравнении с русскими обусловлена высокой тревожностью, низким уровнем нейродинамических показателей нервной системы, интровертированностью, особенностями акцентуаций характера и типа темперамента.
- Интегральный анализ адаптивного портрета студентов тувинской и русской национальности выявил более высокие возможности физиологической адаптации у тувинских студентов, а психосоциальной адаптации - у русских студентов. Обнаруженное у русских студентов стабильно большее число взаимосвязей на всех уровнях регуляции и более высокий уровень кортизола в крови указывают на напряжение адаптивных механизмов и неэкономичный тип приспособительных реакций, что свидетельствует о высокой физиологической «цене» их адаптации.
1.Валеологическая оценка образа жизни студентов Тывинского государственного университета / Л.К. Будук-оол // Валеология. – 2005. – №2 – С. 75-81.
2.Морфофункциональные особенности организма студентов тувинской и русской национальности / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Валеология. – 2006. – №2. – С. 68-72.
3.Морфофункциональное развитие школьников тувинской и русской национальностей / В.А. Красильникова, Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Физиология человека. – 2008. – Т. 34. – № 1.– С. 74-81.
4.Региональные особенности функционального статуса студентов, проживающих в Республике Тыва / Л.К. Будук-оол // Экология человека. – 2008. – № 1. – С. 26-30.
5.Сравнительная динамика показателей кардиореспираторной системы студентов южно-сибирского региона / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Российский медико-биологический вестник им. И.П. Павлова. – 2008. – №4. – С. 28-34.
6.Этнопсихофизиологические особенности студентов тувинской и русской национальностей /Л.К. Будук-оол // Вестник Оренбургского государственного университета – 2009. – № 1. – С. 91-95.
7.Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов тувинской и русской национальности к обучению в вузе / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Экология человека. – 2009. - № 2. – С. 32-38.
8.Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского автономного округа /В.И. Хаснулин, В.А. Красильникова, А.О. Дороганов, Л.К. Будук-оол // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 3-6.
9.Физическое развитие и здоровье студентов в дискомфортных климатогеографических условиях проживания / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Казанский медицинский журнал. – 2009. – Т. 90. – №4. – С. 567-569.
10.Морфофункциональные показатели у студентов Тывинского государственного университета / Л.К. Будук-оол, Р. И. Айзман // Гигиена и санитария. – 2009. – № 3. – С. 82-84.
11.Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климатогеографическом регионе / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман, В.А. Красильникова // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – №4. – С. 103-109.
12.Сравнительная оценка профиля функциональной асимметрии мозга и свойств нервной системы студентов тувинской и русской национальности / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Бюллетень СО РАМН. – 2009. – №5 (139). – С. 61-67.
13.Сравнительная оценка свойств нервной системы студентов тувинской и русской национальностей / Л.К. Будук-оол // Вестник Уральской медицинской академ. науки. – 2009. – №2 (25). – С. 196-197.
14.Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях южно-сибирского региона / Л.К. Будук-оол, Р. И. Айзман // Гигиена и санитария. – 2010. – № 1. – С. 84-87.
Монографии
15.Адаптация студентов к обучению: этнические аспекты / Л.К. Будук-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009. – 220 с.
16.Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности / Л.К. Будук-оол, М.В. Назын-оол. – М: Академия Естествознания, 2010. – 143 с.
Статьи:
17.Влияние физической нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы / Л.К. Будук-оол, Т.В. Струльникова // Альманах «Новые исследования». – 2004. – № 1-2. – С. 93-94.
18.Morphological, functional, and Psychological development of children living permanently in the Tuva republic / R.I. Aizman, V.A.Krasilnikova, L.K. Buduk-ool // Alaska medicine. – 2007. – V.49. – №2. – P.133-138.
19.Особенности морфофункционального статуса студентов тувинской национальности / Л.К. Будук-оол // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 7. – С.17-20.
20.Морфофункциональный статус организма студентов тувинской и русской национальности / Л.К. Будук-оол // Вестник этнической медицины. – 2007. – Т. 2. – № 1. – С. 20-23.
21.The ethnic peculiarities to adaptation of the cardiovascular system of students living in Tuva republic / L.K. Buduk-ool, R.I. Aizman // European Journal of natural history. – 2008. – № 3. – P.81-85.
22.The Time Required for Adapting to Academic Load for Students Living in a Climatically Uncomfortable Geographic Region / L.K. Buduk-ool, R.I. Aizman, V.A. Krasilnikova // Human Physiology. – 2009. – Vol.35. – №4. – P. 484-490.
23.Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Сибири / Л.К. Будук-оол // Вестник Тывинского государственного университета. – 2009. – Вып. 2. – С. 4-9.
Научные труды:
24.Некоторые морфофункциональные показатели организма студентов-первокурсников / Л.К. Будук-оол // Научные труды ТывГУ. – Кызыл, 2006. – Вып.4. – Т. 2. – С. 88-90.
25.Исследование психофизиологических показателей функционального состояния студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол // Научные труды ТывГУ.– Вып. V. – Т. 1. – Кызыл, 2008. – С. 246 – 249.
26.Исследование свойств нервной системы студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол, А.А. Шыдыраа // Научные труды ТывГУ.– Вып. V. – Т. 1. – Кызыл, 2008. – С. 249 -250.
27.Особенности психо-социальной адаптации к обучению школьников и студентов тувинской национальности / Л.К. Будук-оол, В.А. Красильникова // Научные труды II съезда физиологов СНГ. – М.–Кишинэу. – 2008. – С. 94.
28.Роль темпераментных характеристик студентов в адаптации к обучению / Л.К. Будук-оол // Научные труды Тывинского гос. ун-та. – 2008. – Вып. 6. – Т. 2. – С. 135-137.
29.Особенности психофизиологической адаптации студентов тувинской и русской национальностей / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Научные труды Тывинского гос. ун-та. – 2008. – Вып. 6. – Т. 2. – С. 138-140.
30.Структура адаптивного портрета студентов тувинской и русской национальностей / Л.К. Будук-оол // Научные труды Тывинского гос. ун-та. – 2009. – Вып. 7. – Т. 2.– С. 199-201.
Материалы конференций с международным участием:
31.Здоровье населения и самооценка здоровья студентов в Республике Тыва / Л.К. Будук-оол // Сборник трудов 7-й Международной конференции «Здоровье и образование в ХХI веке». – 2006. – С. 93-94.
32.Психофункциональный статус студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол // 3-я Международная конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы медицины и биологии» // «Успехи современного естествознания», 2007. – №9. – С. 49.
33.Особенности функциональной асимметрии мозга и отсчета времени у студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман, В.А. Красильникова // Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-азиатского региона». – Кызыл. – 2007. – С. 168-169.
34.Процессы адаптации по показателям функционирования сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в условиях Тувы / Л.К. Будук-оол // Медико-физиологические проблемы экологии человека:
44
Материалы Всероссийской конференции с международным участием. – Ульяновск, 2007. – С. 43-45.
35.Адаптивные показатели сердечно-сосудистой системы студентов, проживающих в условиях Республики Тыва / Л.К. Будук-оол // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фундаментальные аспекты компенсаторно-приспособительных процессов» // Сибирский консилиум. Медико-фармацевтический журнал. – 2007. – № 7.– С. 166.
36.Функциональная асимметрия мозга и индивидуальная минута у студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол // Международная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в медицине» // Успехи современного естествознания, 2007. – №12. – 434 с.
37.Психофизиологические особенности студентов тувинской и русской национальностей, проживающих в условиях Южной Сибири / Л.К. Будук-оол, В.И. Хаснулин // Современные проблемы экологической физиологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы. – 2008. – С. 41.
38.Психофизиологические особенности студентов различных этнических групп Республики Тыва / Л.К. Будук-оол // Материали за 4-а международна научна практична конференция. Биологии. Физическа култура и спорт. «Научно пространство на Европа» – София, «Бял ГРАД-БГ» ООД. – 2008. – Т. 21. – С. 76-77.
39.Психофизиологические аспекты адаптации студентов разных этнических групп / Л.К. Будук-оол // Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи / Сб. материалов V Международной научно-практической конференции. – Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2008. – С.190-193.
40.Межполушарная функциональная асимметрия мозга при адаптации к обучению студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Сибири / Л.К. Будук-оол // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности / Материалы Всеросс. конф. с междун. участием. – М.: Научный мир. – 2008. – С. 172-176.
41.Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния студентов тувинской и русской национальностей / Л.К. Будук-оол // Бъдещи изследвания – 2009 / Материали за V международна научна практична конференция. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. – С. 48-50.
42.Адаптивные особенности студентов тувинской и русской национальностей в зависимости от уровня тревожности / Л.К. Будук-оол // Здоровая образовательная среда - здоровое поколение / Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского гос. ун-та, 2009. – С. 37-39.
43.Изучение физического развития и состояния здоровья студенток гуманитарных факультетов / Л.К. Будук-оол, А.С. Куулар // Здоровая образовательная среда - здоровое поколение / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. – С. 142-144.
44.Адаптация студентов: этнопсихофизиологический аспект / Л.К. Будук-оол // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Здоровье личности и ее адаптация / Материалы международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 41-44.
45.Оценка образа жизни студентов Тывинского университета / Л.К. Будук-оол // Состояние здоровья: медицинские и психолого-педагогические аспекты / Материалы I Международной научно-практической интернет-конференции. – Чита:ЧитГУ, 2009. – Ч.1. – С. 137-140.
46.Особенности физического развития тувинских студентов / Л.К. Будук-оол // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи / Материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск. – 2009. – С.50-56.
Материалы Всероссийских конференций:
47.Состояние здоровья студентов как показатель уровня валеологического образования /Л.К. Будук-оол // Новые технологии и комплексные решения: наука, образование, производство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 3. – КемГУ, Анжеро-Судженск, 2001. – С. 78-76.
48.Ценностные ориентации студентов университета в контексте психического и физического здоровья / Л.К. Будук-оол // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 2005. – Ч. 1. – С. 107-110.
49.Сравнительный анализ состояния здоровья студентов тувинской и русской национальности, проживающих в условиях Республики Тыва / Л.К. Будук-оол // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза. – 2006. – С.42-43.
50.Проблемы адаптации студентов Тывинского государственного университета / Л.К. Будук-оол, В.А. Красильникова // XI Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты». – Калуга, 2007. – С. 66-68.
51.Функциональное состояние организма студентов тувинской национальности / Л.К. Будук-оол // ХХ Съезд Физиологического общества России. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 161-162.
52.Этнопсихологические особенности адаптации к обучению студентов тувинской и русской национальности / Л.К. Будук-оол // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития / Материалы второй научно – практической конференции. – М.: МГППУ, 2008. – С. 20-21.
53.Качественные характеристики жизни студентов, обучающихся в условиях Республики Тыва / Л.К. Будук-оол // Интегративные исследования в медицине / Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та. – 2009. – С. 53-56.
54.Психофизиологические особенности адаптации студентов / Л.К. Будук-оол // Фундаментальные и прикладные аспекты физиологии / Материалы научно-практ. конф. – Гродно: ГрГМУ. – 2009. – С. 23-26.
Материалы региональных конференций:
55.К вопросу о здоровье населения Республики Тыва /Л.К. Будук-оол // Образ жизни – фактор здоровья: Сборник научных статей по материалам научной конференции / Под ред. Ч.Т. Сагды, Л.К. Будук-оол. -Кызыл. – 2005. – С. 11-15.
56.Сравнительный анализ состояния здоровья студентов / Л.К. Будук-оол // Образ жизни – фактор здоровья: Сборник научных статей по материалам научной конференции / Под ред. Ч.Т. Сагды, Л.К. Будук-оол. -Кызыл. – 2005. –С. 62-63.
57.Этнические особенности функционального состояния студентов, проживающих в Республике Тыва / Л.К. Будук-оол, В.А.Красильникова // Материалы итоговой научно-практической конференции ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН «Вопросы сохранение и развития здоровья населения Севера и Сибири». – Красноярск, 2007. – С. 54-56.
58.Психофизиологические детерминанты функционального состояния и здоровья студентов / Л.К. Будук-оол, В.А.Красильникова // Материалы конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Республики Тыва». – Кызыл, 2008. – Вып. 7. – С. 87-89.
59.Динамика функционального статуса в процессе долговременной адаптации студентов / Л.К. Будук-оол // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы адаптации и сохранения здоровья населения в условиях Сибири». – Кызыл, 2008. – С. 16-22.
60.Психофизиологические особенности адаптации к обучению студентов / Л.К. Будук-оол. Р.И. Айзман // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы адаптации и сохранения здоровья населения в условиях Сибири». – Кызыл, 2008. – С. 23-34.
61.Экологически обусловленный стресс в дискомфортных климато-экологических условиях Тывы / В.И. Хаснулин, Л.К. Будук-оол, и др. // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы адаптации и сохранения здоровья населения в условиях Сибири». – Кызыл, 2008. – С. 182-187.
62. Особенности адаптивного портрета студентов разных этнических групп в зависимости от количественных взаимосвязей различных уровней регуляции / Л.К. Будук-оол // Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири / Материалы итоговой научно-практической конференции. – Красноярск, 2010. – Вып. 9. – С. 35-37.
Учебные пособия и учебно-методические работы:
63.Общая валеология: Учебное пособие / Л.К. Будук-оол. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2001 – 132 с.
64.Теоретические представления об адаптации: Учебное пособие / Л.К. Будук-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ. – 2008. – 87 с.
65.Функциональная асимметрия мозга в проблеме индивидуальности: Учебное пособие / Л.К. Будук-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ. – 2008. – 58 с.