-
Гражданское общество как социальная конструкция форм развития определяется соотношением частных и общественных интересов индивидов. Сформированные автором философско-религиозные концепции позволяют выявить баланс этих интересов в процессе секуляризации и показать их зависимость от религиозного фактора. На данном этапе исторического развития России религия может стать идеологической апелляцией к фундаментальным ценностям тех субъектов, которые формируют социокультурную и институциональную сферы современного гражданского общества.
-
Главной целью гражданского общества является развитие личности как субъект права и гражданских свобод. Обосновывается тезис, что сама потребность личности в политической и гражданской свободе неразрывно связана с ее духовной и религиозной свободой, ее гражданской самостоятельностью. Такое понимание свободы гарантирует личности ее человеческое достоинство.
-
Идея гражданского общества при всех её национальных формах и исторических различиях предполагает интегративную модель гражданского сознания, согласно которому человек сам должен принимать решения и нести за них ответственность. Ориентация на такой тип деятельности требует модернизации религиозных институтов, особенно тех, традиции которых основаны на консервативных началах и являются препятствием для свободы выбора человека.
-
Для современной России формирование гражданского общества в большой степени зависит от традиций русской социальной и философской мысли, в которых государство и гражданское общество выступают в институциональном единстве права, религии и семьи. В настоящее время это единство может быть достигнуто лишь в том случае, если деятельность гражданских объединений будет осуществляться в рамках закона о местном самоуправлении, а сами граждане получат право контроля за деятельностью государственной бюрократии.
-
Специфика построения гражданского общества в России обусловлена полиэтнической и поликонфессиональной социальной культурой страны. Основным фактором формирования такого общества является «наполнение» этнических ценностей общественным и гражданским гражданским содержанием.
-
Анализ форм сознания, зафиксированных в социальной истории России, показывает, что демократические традиции получают развитие при разработке и осуществлении модели гражданского общества лишь в том случае, если такие институты, как семья, церковь, общественные и религиозные объединения, разные по своей природе и ориентации, защищены конституционным правом.
-
Методологической основой при определении роли государства и церкви в построении гражданского общества в России является их взаимодействие или разобщенность при учете частных и общественных интересов граждан. Если на Западе эти интересы определялись либеральным принципом отделения церкви от государства, то в России само понятие «гражданское общество» несло на себе большую идеологическую нагрузку, основанную на союзе светской и духовной власти. Здесь реальность социума осмысливалась как такое пространство, где отсутствует разделительная линия между государством и обществом.
-
На формирование институтов гражданского общества в России большое влияние оказывают социально-религиозные представления о высшей справедливости и божественном происхождении права. Они явились следствием сакрализации власти, в которой личность была поставлена в полную зависимость от власти. Перевод этой традиции в рациональные нормы права способствует процессу формирования гражданского общества и одновременно служит условием преодоления отчуждения народа от властных структур.
-
Для решения проблем гражданского строительства важно выявление ценностей религиозного и секулярного типов мышления. Их воплощение в гражданское общество зависит от того, насколько политика государства способна обеспечить согласие граждан в оценке того, что есть благо для человека. Тем самым создается социальное равновесие, которое на практике принимает форму интеграции религиозных и секулярных взглядов, обоснованных моральными или политическими принципами, что и актуализирует значимость таких категорий, как личность, ее права и обязанности.
Статьи, опубликованные в научных журналах, рецензируемых ВАК:
1.Будов А.И. Национальные особенности и религиозный фактор в гражданской культуре России // Вестник Южноуральского университета. Серия «Социально-гуманитарные науки, № 7 (47), вып. 4, 2005. С. 212–216 (0,8 п.л.).
2.Будов А.И. Идея гражданского общества в социальном учении православной церкви // Религиоведение, № 1, 2006. С. 130–127 (1 п.л.).
3.Будов А.И. Религия в гражданской культуре России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки», № 1, 2006. С. 17–35 (1 п.л.).
4.Будов А.И. Государственно-церковные отношения в гражданском обществе России // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 1, 2008. С. 55–61 (1 п.л.).
5.Будов А.И. Религиозная традиция в гражданской культуре России // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 3, 2008. С. 103–109 (1 п.л.).
6.Будов А.И. Этноконфессиональные проблемы гражданского общества России // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 4, 2008. С. 121– 127 (1 п.л.).
7.Будов А.И. Церковь и власть в гражданской культуре России // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 2, 2009. С. 83–89 (0,7 п.л.).
8.Будов А.И. Гражданская культура России // Гуманитарные и социально-экономические науки, № 3, 2009. С. 87–92 (1 п.л.).
9.Будов А.И. Институциональная сфера гражданского общества // Власть, № 7, 2009. С. 125–128 (0,5 п.л.).
Публикации в других изданиях
1.Будов А.И. Гражданское общество и личность в религиозных традициях // Философия религии и религиозная философия: Россия, Запад, Восток. СПб., 1995. С. 13–16 (0,5 п.л.).
2.Будов А.И. Протестантизм и православие как формы самосознания в культуре // Постижение культуры, вып. 3–4. М., 1995. С. 256–271 (0,8 п.л.).
3.Будов А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России: // Обновление России: трудный поиск решений, вып. 4. М., 1996. С. 132–143 (0,7 п.л.).
4.Будов А.И. Идея гражданственности в социальной и религиозной культуре России // Полигнозис, № 2, 2004. С. 113–122 (1 п.л.).
5.Будов А.И. Идея гражданского общества в теориях общественного договора // Лекции по философии и культурологии. М., 2006. С. 163–174 (0,8 п.л.).
6.Будов А.И. Реформация и социальные изменения в европейском обществе // Лекции по философии и культурологии. М., 2006. С. 126–137 (0,8 п.л.).
7.Будов А.И. Православная культура в перспективе развития гражданского общества в России // Религия и культура. СПб., 2003. С. 53–77 (1,6 п.л.).
8.Будов А.И. Ритуальная и мифологическая культура общества // Философия и культура: теория и история. М., 2009. С. 82–93 (1 п.л.).
9.Будов А.И. Социальные учения античности // Философия и культура: теория и история. М., 2009. С. 291–302 (1 п.л.).
10.Социальная концепция православия в гражданской культуре России. Современное социально-экономическое развитие: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград, 2010. – С. 148–152 (0,3 п.л.).