Научная тема: «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. уточнено содержание понятия «стратегических приоритетов», которое включает повышение качества жизни граждан - главную цель социального госу­дарства;
  2. обоснована возможность применения КСО как социальной инновации, при­званной способствовать модернизации социальной сферы; предложено при оценке эф­фективности деятельности исполнительных органов государственного управления ис­пользовать такой критерий как качество жизни;
  3. доказано, что концепция корпоративной (социальной) ответственности содер­жит высокий потенциал по активизации и взаимодействию власти, бизнеса и общества в решении задач социально-экономического развития. Концепция, с одной стороны, на­правлена на повышение устойчивости компаний и повышение их конкурентоспособно­сти, а с другой - на приращение социального капитала и улучшение качества жизни на­селения на территориях присутствия компаний.
  4. разработана модель КСО субъектов хозяйствования разных уровней с учетом социокультурной специфики; выделены основные факторы, влияющие на специфику моделей корпоративной социальной ответственности;
  5. обобщены и систематизированы модели КСО России и разных стран, доказана необходимость повышения роли государства в регулировании ответственности бизнеса.
  6. обоснованы предложения по формированию механизма КСО на макро- и мезо-уровнях как системы формальных и неформальных институтов, оказывающих влияние на компанию через внешнюю и внутреннюю среды; установлено, что такими инсти­тутами являются: государство (законодательная и исполнительная власть); общество - организации НКО; финансовый рынок/финансовые учреждения/институциональные ин­весторы; рынок товарный; рынок труда; деловое сообщество; консалтинговые фирмы; образовательные учреждения; СМИ; институт религии;
  7. разработаны меры по государственной политике в области КСО, состоящие из трех блоков: меры по популяризации КСО, меры по обеспечению прозрачности и ини­циативы органов власти в рамках государственных политик (социальной, экологической, налоговой, пенсионной, госзакупок и т.п.) на основе обобщения опыта европейских стран;
  8. выявлены инструменты межсекторного взаимодействия в рамках политики компаний по отношению к местным сообществам, предложена система мер по повыше­нию взаимодействия бизнеса и власти в решении социальных проблем регионов.
  9. выделена корпоративная ответственность в управлении компанией как объект специального менеджмента: этического менеджмента, менеджмента взаимоотношений, экологического менеджмента, социального менеджмента, корпоративного управления;
  10. обоснована структура управления КСО на предприятии, определены инстру­менты анализа заинтересованных сторон (стейкхолдеров); выявлено значение управле­ния отношениями с заинтересованными сторонами в управлении компанией;
  11. определено значение нефинансовой отчетности и развития аудита корпоратив­ной ответственности; предложено создание при Общественных советах по развитию территорий структуры по проведению аудита корпоративной ответственности и вери­фикации нефинансовой отчетности компаний;
  12. обоснована необходимость проведения аудита корпоративной социальной от­ветственности и сформирована его методика.
  13. сформирован алгоритм разработки концепции/программы КСО для региона; -   разработана программа развития корпоративной социальной ответственности
  14. как система мер, обеспечивающих взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и об­щества в достижении приоритетов социально-экономического развития, для определен­ного региона (Северо-Кавказского федерального округа), определены инструменты ее реализации;
  15. обоснована необходимость создания Общественных советов по развитию терри­торий; даны рекомендации по созданию советов на уровне первых лиц региональной власти и руководителей муниципальных образований в субъектах округа, а также при полномочном представителе Президента РФ в округе;
  16. доказана необходимость учета культурной специфики исполнительными орга­нами власти при продвижении концепции корпоративной ответственности на регио­нальном и местном уровне, с этой целью рекомендовано сочетать «универсальные» и специфические формы реализации корпоративной ответственности, присущие отдель­ным регионам.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК

1.Батаева Б.С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в реализации корпоратив-ной социальной ответственности / Б.С. Батаева, Э.И. Мантаева, В.С. Полухина // Вест¬ник Самарского государственного экономического университета, 2010. №1 (63). С. 42– 47. (0,6/ 0,2 п.л.);

2.Батаева Б.С. Направления формирования российской модели корпоративной ответ-ственности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2010. №5. С. 67–72. (0,5 п.л.).

3.Батаева Б.С. Качество жизни как фактор устойчивого развития региона (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // TERRA ECONOMICUS. Ростов н/Д., 2010. Т. 8. №1. Ч. 3. С. 165–176. (1,0 п.л.);

4.Батаева Б.С. Региональная модель корпоративной социальной ответственности // Национальные интересы, приоритеты и безопасность, 2010. №3 (60). С. 63–71. (1,0 п.л.);

5.Батаева Б.С. Политика российских компаний в отношении местных сообществ в решении социальных проблем регионов // Экономика и управление, 2010. №9 (59). С. 26–31. (0,5 п.л.);

6.Батаева Б.С. Социальная ответственность бизнеса исламских стран // Экономика и управление, 2009. №12 (50). С. 72–76. (0,6 п.л.);

7.Батаева Б.С . Корпоративная социальная ответ ственность в зеркале общественных ожиданий // Вестник Финансовой академии, 2007. №1.С. 91–97. (0,4 п.л.);

8.Батаева Б.С. Взаимоотношения власти и бизнеса в рамках нового подхода к социаль-ному партнерству // Финансы и кредит, 2005. №9 (177). С. 60–63. (0,55 п.л.);

9.Батаева Б.С. Повышение роли гражданского общества как условие перехода к устойчивому развитию // Вестник Финансовой академии, 2005. № 4 (36). С. 83–92. (0,9 п.л.);

10.Батаева Б.С. Корпоративное гражданство. Российские реалии // Финансы и кредит, 2004. №9 (147). С. 78–82. (0,5 п.л.);

11. Батаева Б.С. Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления // Финансы и кредит, 2003. №24 (138). С. 79–82. (0,5 п.л.);