- Установлено, что возникновение и развитие банковской деятельности в России связано с проявлением внутринациональной особенности, состоящей в первостепенной и образующей роли государства в ее организации. Активное государственное участие в формировании кредитно-денежных институтов в России изначально было направлено на решение публичных финансовых и экономических задач. Данный факт предопределяет традиционно доминирующее значение публично-правового регулирования кредитно-банковской сферы. Государство, оказывая постоянное активное правовое и иное воздействие на поведение субъектов банковской деятельности, то есть, организуя ее посредством правового регулирования, определяет характер и направленность ее эволюции, производит отбор банковских инструментов и институтов, наиболее адекватных конкретной экономической стадии и уровню развития финансовой системы государства и общества.
- Выявлены сущностные характеристики банковской деятельности, рассматриваемой в качестве интегрального понятия, в процессе правового обеспечения которого складываются несколько видов правоотношений: конституционные, финансовые, административные, гражданско-правовые и др. По своей роли в жизнедеятельности современного общества банковская деятельность отлична от других видов предпринимательской деятельности, поскольку одновременно направлена на выполнение публичной миссии, состоящей в обеспечении экономического благополучия государства и общества и получение прибыли. В своей публичной сущности банковская деятельность смыкается с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований. По субъектному составу она реализуется кредитными организациями и Центральным банком Российской Федерации. По содержательному признаку названная деятельность включает в себя банковские операции и иные сделки с финансовыми инструментами, осуществляемыми кредитными организациями, а также деятельность Центрального банка Российской Федерации по регулированию банковских отношений, его контрольно-надзорную деятельность в отношении кредитных организаций, а также его участие в валютной и кредитной деятельности. Доказано, что виды отношений, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, являются банковскими правоотношениями.
- Сформулировано авторское определение понятия «банковская деятельность» как особого вида финансово-экономической деятельности, основанной на сочетании целей обеспечения публичных интересов и получения предпринимательской прибыли и состоящей в совокупности действий, процедур, осуществляемых кредитными организациями при проведении банковских операций и сделок, а также регулятивных и контрольно-надзорных действий Банка России.
- Финансово-правовое регулирование банковских отношений представляет разновидность публично-правового регулирования, имеющую целью обеспечение публичных интересов в экономике, сочетающую применение конституционного, финансового, административного и иных публично-правовых методов регулирования общественных отношений. Выявлена специфика финансово-правового метода регулирования банковских отношений в механизме их правового обеспечения, направленного на реализацию публичных интересов в банковской сфере и представляющего применение властного воздействия со стороны уполномоченных субъектов государства на поведение и волю субъектов - кредитных организаций, базирующегося на императивной основе, в сочетании со средствами саморегулирования.
- Предложена авторская система принципов публично-правового регулирования банковской деятельности, основанная на конституционных принципах общественно-экономического устройства государства, исходя из которых выработаны и раскрыты общеправовые принципы банковской деятельности: приоритета федерального уровня банковского регулирования, единства и целостности организационно-правового регулирования, публичности и стимулирующего воздействия банковской деятельности. Обоснована необходимость их соответствующего закрепления в банковском законодательстве.
- Подчеркнута обусловленность специфики правового регулирования банковской деятельности состоянием финансово-экономического кризиса и усиливающимися процессами глобализации рыночно-экономической сферы, в результате чего государство активнее участвует в банковских отношениях, применяет методы обеспечения надежности, устойчивости и конкурентности банковской системы, включая поддержку банков бюджетными средствами.
- Публично-правовое регулирование кредитно-денежной сферы, являясь способом прямого воздействия государства на экономические отношения и банковскую деятельность, в современных условиях требует доктринального закрепления в рамках государственной банковской политики. В настоящее время отсутствует государственная концепция развития финансово-банковской и денежно-кредитной сфер экономики. Автором обосновывается необходимость ее формирования, а также сформулированы и рассмотрены принципы, которые должны находиться в ее основе, обеспечивая единство, системность, комплексность государственного управления и правового регулирования экономических процессов в банковской сфере. В рамках стратегии государственной банковской политики государство не может оставаться на позициях искусственного уменьшения количества кредитных организаций, опираясь на узкие критерии величин их уставного капитала и активов. Определено, что публично-правовое регулирование банковской деятельности представляет собой специальный механизм, в рамках которого государство может осуществлять правовое воздействие на общественные отношения, устанавливая нормы и правила, обеспечивающие оптимальные условия для отбора экономических институтов и инструментов с позиций их социально-экономической эффективности и реализации публичных интересов.
- Выявлены основные особенности и тенденции современной государственной банковской политики в Российской Федерации, к которым отнесено усиление регулирования банковской сферы экономики, что признано объективно необходимым и обусловленным экономическими и правовыми предпосылками, а также социальным и системообразующим значением банковской деятельности для общества, государства и его граждан. К факторам, определяющим современную государственную банковскую политику, отнесены: отказ от монетаристской экономической теории в управлении общественными процессами, усиление государственного регулирования экономики, приоритет финансовых интересов государства в содержании банковской деятельности, активизация государственного управления с помощью инструмента денежных ресурсов.
- Установлена взаимосвязь в деятельности органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, финансовых и банковских государственных корпораций, иных уполномоченных органов и общественных объединений кредитных организаций, и обоснована необходимость их системного воздействия на банковские отношения.
- Конкретизировано понятие «субъект банковской деятельности», в сущностных характеристиках которого наряду с признаками специальной правоспособности (обладание банковской лицензией), и особой компетенции, приобретенной в силу закона или уставных документов, выявлено наличие функциональных обязанностей публичного характера, связанных с выполнением публичных функций, либо осуществлением управляющего воздействия. Определено, что по правовому объему оно шире понятий «участник банковских отношений» и «субъект банковской системы». Расширен состав субъектов банковской деятельности, к числу которых дополнительно отнесены уполномоченные государством органы, финансовые и банковские государственные корпорации, союзы и ассоциации кредитных организаций и обоснована необходимость закрепления в нормах банковского законодательства их правового статуса в части полномочий по регулированию банковской деятельности. Через призму выполнения публичных функций установлено, что банк, как основной субъект банковской деятельности, является особым элементом экономической системы государства, отличным по своему значению и назначению в ней от других хозяйствующих субъектов. Отношения с участием банков, опосредуя всю экономическую систему государства и общества, обуславливают необходимость обеспечения кредитными организациями в ходе своей деятельности общественных интересов. В связи с чем, выявлена роль банка как финансово-правового агента государства, состоящая в выполнении им публичных функций, направленных на обеспечение экономических и финансовых интересов государства и общества.
- С публично-правовых позиций регулирование банковской деятельности представляет собой современный тип ее правового обеспечения и соответственно юридическую форму оптимального воздействия на финансовые и экономические процессы в целом. Оптимальность в рамках публично-правового регулирования банковской деятельности с использованием институтов финансового права, денежных фондов, банковской системы, кредитных организаций проверяется с точки зрения их общественной полезности, экономической эффективности, социально-экономической адекватности, определяемых в качестве ее основных критериев. С их помощью возможно отбирать средства и инструменты, оптимизирующие регулятивно-правовое воздействие на банковские отношения. Оптимизация публично-правового регулирования банковской деятельности как единого комплекса управления функционированием банковской системы на основе правовых норм в сочетании с публичными и частноправовыми началами, раскрывается как процесс совершенствования способов и форм воздействия права на банковские и экономические отношения и процессы в целом.
- Раскрыта сущность контрольно-надзорного механизма, состоящая в обеспечении публичных интересов в банковской сфере и включающая два уровня публично-правового регулирования, в равной мере касающихся реализации функции контроля в отношении Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций. Первый уровень государственного финансового контроля относится к банковской деятельности Центрального банка Российской Федерации и заключается в общем контроле соответствия банковскому законодательству его функционирования как особой организации, наделенной полномочиями органа власти. Такой контроль реализуется как последующий контроль и осуществляется Национальным банковским советом, Федеральным Собранием Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации. Второй уровень включает формы банковского контроля и надзора, реализуемые Центральным банком Российской Федерации и направлен на обеспечение соблюдения банковского законодательства, на укрепление финансовой устойчивости отдельны кредитных организаций и в целом банковской системой страны.
- В качестве мер по усилению контроля за кредитными организациями в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности предлагается: - в структуре Центрального банка Российской Федерации создать Департамент по взаимодействию с финансовыми и банковскими государственными корпорациями и другими банковскими учреждениями с государственным участием и обеспечению публичных интересов;- обеспечить участие союзов и ассоциаций кредитных организаций в регулировании банковской деятельности, делегировав им следующие полномочия: по проведению независимых проверок кредитных организаций по соблюдению ими правил проведения банковских операций и действующего законодательства; по даче заключений о лицензировании, вступлении в систему страхования вкладов, предоставлении господдержки кредитным организациям; по проверкам жалоб потребителей банковских услуг; права по вынесению предписаний в адрес кредитных организаций, нарушающих действующее законодательство, что повысит степень саморегулирования банковской системы. Передача полномочий банковским ассоциациям подлежит закреплению в нормах действующего Закона о банках и банковской деятельности, и внесения в него дополнений.
- Внесены предложения по изменению банковского законодательства, направленные на его совершенствование и закрепление публично-правовых основ регулирования банковской деятельности:- предложена концепция проекта Банковского кодекса Российской Федерации, в общей части которого выработаны в качестве доктринальных основ принципы банковской деятельности, предмет, цели и задачи публично-правового регулирования, разработаны основные понятия и категории, определен круг субъектов банковских отношений. В особенной части предложены основы публично-правового регулирования банковских институтов; - сформулированы изменения и дополнения в ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-ФЗ «О банках и банковской деятельности», уточняющие понятия «банковская деятельность», «субъект банковской деятельности», «банковская система», «банковская государственная корпорация», «финансовая государственная корпорация», «публичные функции», а также предложения дополнить определение понятия «кредитная организация» введением в качестве цели деятельности осуществление публичных функций; - внесены предложения в ст. 3 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» о дополнительном установлении полномочий по регулированию банковской деятельности ассоциациями и союзами кредитных организаций: по проведению независимых проверок по соблюдению кредитными организациями действующего законодательства; о даче заключений по вопросам лицензирования, вступления в систему страхования вкладов, предоставления господдержки кредитным организациям; по проверке жалоб потребителей банковских услуг на действия кредитных организаций, нарушающих действующее законодательство, с вынесением соответствующих предписаний по результатам в их адрес;- разработаны предложения о дополнении Федерального закона «О банках и банковской деятельности» статьей «Публично-правовые принципы банковской деятельности», устанавливающей приоритет федерального банковского законодательства в правовом обеспечении банковской деятельности, единство и целостность организационно-правового обеспечения, публичность в деятельности кредитных организаций и органов регулирования банковской деятельности, принцип стимулирующего воздействия, и статьей «Критерии оптимизации банковской деятельности», определяющей в качестве таковых: общественную полезность, экономическую эффективность, социально-экономическая адекватность.
1.Черникова Е.В. Очерки о развитии кредита в дореволюционной России и молодой советской республике (XYII-XX в.в.). Монография. – М.: Новый индекс, 2008. – 7 п.л.
2.Черникова Е.В. Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: административный и организационный аспекты. Монография. – М.: Новый индекс, 2009. – 7 п.л.
3.Черникова Е.В. Банковская деятельность и ее публично-правовое регулирование. Монография. – М.: Издательство РАГС, 2009. – 20 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии
4.Черникова Е.В. Особенности правового регулирования банковской деятельности // Современное право. 2007. № 12. – 0,8 п.л.
5.Черникова Е.В. Особенности рассмотрения судебных споров с участием кредитных организаций // Российское правосудие. 2008. № 6 (26). – 0,5 п.л.
6.Черникова Е.В. Некоторые проблемы структурного состава банковской системы России // Закон и право. 2007. № 12. – 0,7 п.л.
7.Черникова Е.В. Проблемы формирования и пути совершенствования банковского законодательства: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2008. № 6. – 0,5 п.л.
8.Черникова Е.В. Правовые проблемы регулирования рынка микроплатежей // Современное право. 2008. № 6. – 0,4 п.л.
9.Черникова Е.В. Проблемы российской правовой и судебной системы как риски банковской деятельности в России // Закон и право. 2008. № 5. – 0,4 п.л.
10.Черникова Е.В. Теоретические проблемы правового регулирования банковской деятельности // Российское правосудие. 2009. № 1(33). – 0,6 п.л.
11.Черникова Е.В. К вопросу об оптимизации публично-правового регулирования банковской деятельности // Закон. 2009. № 4. – 0,5 п.л.
12.Черникова Е.В. Проблемы регулирования финансово-кредитной системы: правовой и институциональный аспекты // Современное право. 2009. № 1. – 0,5 п.л.
13.Черникова Е.В. Особенности административно-правового регулирования банковской деятельности на современном этапе развития экономики в Российской Федерации // Российское правосудие. 2009. № 5. – 0,5 п.л.
14.Черникова Е.В. Правовые аспекты повышения капитализации российской банковской системы // Современное право. 2008. № 3. – 0,5 п.л.
15.Черникова Е.В. Правовой статус государственных корпораций нуждается в совершенствовании // Государственная служба. 2009. № 4. – 0,5 п.л.
16.Черникова Е.В. Отзыв банковской лицензии при установлении фактов существенной недостоверности отчетных данных (правовой аспект) // Современное право. 2008. № 9. – 0,5 п.л.
17.Черникова Е.В. Анализ отдельных правовых проблем, возникающих в процессе применения банковского законодательства // Российский судья. 2009. № 4. – 0,5 п.л.
18.Черникова Е.В. К вопросу о публично-правовом регулировании банковской деятельности // Современное право. 2009. № 3. – 0,5 п.л.
19.Черникова Е.В. Публичность в правовом регулировании банковской деятельности // Государство и право. 2009. № 6. – 0,4 п.л.
20.Черникова Е.В. Государственной поддержке банковской системы нужен финансово-правовой механизм // Современное право. 2009. № 4. – 0,5 п.л.
21.Черникова Е.В. Публичность банковской деятельности (финансово-правовые аспекты) // Российский судья. 2009. № 4.- 0,5 п.л.
22.Черникова Е.В. Становление кредитных учреждений в России в XVIII веке // Современное право. 2004. № 5. – 0,5 п.л.
23.Черникова Е.В. Кредитные учреждения России, история становления и правовое регулирование // Закон и право. 2003. № 11. – 0,5 п.л.
24.Черникова Е.В., Черников В.С. Правовое регулирование экономической деятельности // Современное право. 2001. № 4. – 0,7 п.л. (авторство не разделено)
25.Черникова Е.В. Государственное предпринимательство как метод управления государственным сектором экономики // Юрист. 1998. № 5. – 0,5 п.л.
Статьи, опубликованные в иных изданиях:
26.Черникова Е.В. Пути реформирования государственной собственности/Правовые и организационные аспекты государственного управления: Сборник научных статей. – М., 1998. – 0,5 п.л.
27.Черникова Е.В. Реформа государственной собственности//Законодательство и экономика. 1998. № 2. – 0,4 п.л.
28.Черникова Е.В. Значение биржи в современном хозяйственном строе (комментарий к статье)/ М.И.Туган-Барановский. Экономические очерки. – М., 1998. – 0,3 п.л.
29.Черникова Е.В., Черников В.С. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства/Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических отношений: Сборник статей. – М., 2001. – 0,9 п.л. (авторство не разделено).
30.Черникова Е.В. Бумажные деньги и металл (комментарий к статье)/ М.И.Туган-Барановский. Экономические очерки. – М., 1998. – 0,4 п.л.
31.Черникова Е.В., Черников В.С. Правовая характеристика пруденциального надзора как способа административно-правового регулирования банковской деятельности/ Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических отношений: Сборник статей. –М. 2001. – 0,8 п.л. (авторство не разделено).
32.Черникова Е.В., Быков В.П., Юдина Н.С. Проблемы применения законодательства о ликвидации юридических лиц // Корпоративные споры. 2006. № 5. – 0,5 п.л. (авторство не разделено).
33.Черникова Е.В., Быков В.П., Юдина Н.С. Особенности правового регулирования договора коммерческой концессии (франчайзинга) // Арбитражная практика. 2006. № 8. – 0,6 п.л. (авторство не разделено).
34.Черникова Е.В., Быков В.П. Проблемы применения корпоративного законодательства, регулирующего исключение участников из общества с ограниченной ответственностью // Корпоративные споры. 2006. № 12. – 0,6 п.л. (авторство не разделено).
35.Черникова Е.В., Быков В.П., Юдина Н.С. Правовая защита деловой репутации юридических лиц (новые аспекты) // Коллегия. 2006. № 3. – 0,5 п.л. (авторство не разделено).
36.Черникова Е.В., Черников В.С. Некоторые вопросы возвращения искового заявления, апелляционной и кассационной жалобы // Юридический консультант. 1999. № 4. – 0,9 п.л. (авторство не разделено)
37.Черникова Е.В. Представительство в арбитражном суде // Коллегия. 2005. № 8. – 0,4 п.л.
38.Черникова Е.В., Быков В.П., Юдина Н.С. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Недвижимость, строительство и право. 2006. № 1. – 0,8 п.л. (авторство не разделено).
39.Черникова Е.В., Быков В.П., Юдина Н.С. Правовая защита деловой репутации юридических лиц // Коллегия. 2005. № 11. – 0,4 п.л. (авторство не разделено).
40.Черникова Е.В. Научно-практическое значение теоретического анализа природы и сущности банковской деятельности// Научные записки РАГС. 2009. – 0,5 п.л.