- На основе анализа обширной научной литературы выявлена теоретико-методологическая значимость категории «пространство» для обеспечения национальной и глобальной (международной) безопасности. Введено в научный дискурс понятие «национальное пространство», классифицированы его сферы и уровни. Обоснована приоритетная значимость политической сферы, посредством которой осуществляется управление обществом, принимаются и легитимно проводятся в жизнь авторитетно-властные решения во всех сферах и на всех уровнях национального пространства, т.е. определяется пространственная организация государства.
- Проанализировано воздействие процессов глобализации и регионализации на сферы и уровни национального пространства. Выявлены угрозы национальному пространству России и ее региональным пространствам. На этой основе доказана необходимость изменения пространственной организации РФ и разработано его теоретико-методологическое обоснование - пространственный подход, позволяющий обеспечить защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах и на всех уровнях национального пространства. В качестве основного практического механизма изменения пространственной организации рассмотрена региональная политика, которая в российских условиях почти всегда имеет геополитический характер.
- Предложено авторское понимание нового федерализма, которое заключается в следующем. В современных условиях, характеризующихся сложным и противоречивым взаимодействием процессов глобализации и регионализации, федерализм не должен иметь жестко обусловленную форму. Новый федерализм должен быть более гибким и открытым, ориентированным на регионализм, что подразумевает активизацию взаимодействия федерального Центра с макрорегионами (частями российской территории, которые объединяют несколько субъектов РФ, имеющих географическую, экономическую, социокультурную общность). Это не означает отказ от федеративного государственного устройства, поскольку основными субъектами деятельности выступают субъекты Федерации, которые формируют макрорегиональное пространство для более эффективного обеспечения собственной безопасности и повышения роли в обеспечении национальной безопасности России.
- Сформулировано авторское понимание внешней и внутренней регионализации как новой формы организации российского пространства, которое под воздействием противоречивых глобализационных процессов становится опасным для социума. Внешняя регионализация направлена на обеспечение безопасного международного окружения по периметру государственных границ России с помощью механизмов трансграничного сотрудничества. Внутренняя регионализация определяет новую организацию внутрироссийского пространства в виде взаимодействующих друг с другом и федеральным Центром макрорегиональных пространств. С одной стороны, это позволяет преодолеть фрагментарность национального пространства, с другой - создает условия для эффективного встраивания макрорегионов в трансграничные пространства.
- Разработано концептуальное обоснование взаимодействия макрорегионов друг с другом и федеральным Центром - конкурентный регионализм. Становление конкурентного федерализма на сегодняшнем этапе развития России практически невозможно: страна недавно вступила в эпоху масштабных региональных изменений, поэтому у нее отсутствуют в необходимом объеме развитый внутренний рынок, трудовые ресурсы, финансовый капитал, экономика услуг. Кроме того, субъекты РФ не могут конкурировать друг с другом в силу колоссальных межрегиональных различий. Объединившись в макрорегион, субъекты Федерации повышают уровень своей конкурентоспособности и, следовательно, получают больше возможностей для обеспечения региональной безопасности. В этой связи сформулированы основные принципы эффективного функционирования макрорегионального пространства: сочетание процессов управления и самоорганизации, субсидиарность, экономическая дополнительность, открытость, конкурентоспособность, социокультурная общность.
- На основе концепции инновационного «рывка» российских регионов и теории диффузии инноваций разработана модель инновационного развития макрорегионов. Сформулирован принцип пространственно-территориального оптимума: экономическое развитие регионов зависит от их положения относительно центров науки и производства, поэтому существует оптимум, в котором субъекты Российской Федерации функционируют наиболее эффективно. Нахождение за пределами данного оптимума делает проблематичным региональное развитие.
- Дана авторская трактовка модели региональной безопасности как теоретической конструкции, построенной на совокупности определенных показателей (индикаторов), отсутствие, недостаток или, напротив, чрезмерный уровень которых формирует долговременные угрозы безопасности регионального пространства и в перспективе может привести к его распаду. На основе пространственного подхода систематизированы имеющиеся и разработаны собственные показатели безопасности субъектов Федерации и макрорегионов, что позволяет выстроить многомерную и многоуровневую модель региональной безопасности.
- В рамках пространственного подхода методом SWOT-анализа выстроена модель безопасного развития субъектов Федерации на примере Забайкальского края. Внутрирегиональные и внешние факторы и явления разделены на четыре категории: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats), затем установлены связи, имеющие приоритетное значение для стратегии развития региона. На этой основе выделены два основных стратегических вектора развития Забайкальского края. Первый вектор направлен на формирование внутрирегионального каркаса с выделением зон опережающего экономического развития, обладающих эффектом диффузии. Второй вектор направлен на включение Забайкальского края в макрорегиональное пространство - Байкальский макрорегион, для реализации сильных сторон (конкурентных преимуществ) которого разработан ряд рекомендаций.
- Доказана необходимость разработки и применения инвестицион ных, социально-экономических и иных форм и механизмов использования потенциала КНР в развитии восточных регионов России. Предложена кон цепция развития приграничного российского пространства, направленная на формирование «пояса развития» на границе между РФ и КНР. С одной стороны, это включает комплекс нормативно-правовых актов и организа ционных действий, в том числе единую федеральную политику привлече ния и работы с инвестициями, системные налоговые льготы, финансовую государственную поддержку, строительство особых экономических зон, с другой - системный учет угроз безопасности субъектов РФ и националь ной безопасности России в целом.
- Сделан научный прогноз дальнейших изменений пространствен ной организации России. Для этого разработаны два сценария - инерцион ный и инновационный. Первый сценарий подразумевает дальнейшее уг лубление политической, экономической и культурной разобщенности внутри страны и как результат - полную утрату государственного контро ля над целым рядом территорий. Второй сценарий ориентирован на фор мирование макрорегионального каркаса России с центрами, которые при званы сыграть роль механизма в социально-экономическом и инновацион ном развитии, повышении качества жизни населения субъектов Федерации, входящих в один макрорегион. Это будет способствовать сетевым взаимо действиям с другими макрорегионами и странами, а в будущем может стать системной основой изменения административно-территориального деления России путем объединения субъектов Федерации.
2.Арсентьева И.И. Стратегия национальной безопасности США в контексте международной безопасности // Вестник Читинского государст¬венного университета. Чита, 2008. № 6 (51). С. 155–162. 0,75 п.л.
3.Арсентьева И.И. Проблемы обеспечения безопасности в Вос-точной Азии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Волго-град, 2008. № 2 (14). С. 81–88. 0,65 п.л.
4.Арсентьева И.И. Стратегия обеспечения национальных интере¬сов КНР в контексте международной безопасности и национальной безо¬пасности РФ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. М., 2009. № 1. С. 72–82. 0,8 п.л.
5.Арсентьева И.И. Россия между Западом и Востоком в глобали¬зирующемся мире: стратегия национальной безопасности // Известия Рос¬сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герце¬на. СПб., 2009. № 97. С. 308–315. 0,65 п.л.
6.Арсентьева И.И. Трансформация региональной политики Рос¬сийской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности // Политическая наука. № 2: Региональная политика и развитие территорий в условиях административно-политической реформы 2004–2008 гг. / ИНИОН РАН. М., 2009. С. 68–75. 0,5 п.л.
7.Арсентьева И.И. Российские регионы в системе национальной безопасности // Известия Алтайского государственного университета. Се¬рия: История. Политология. Барнаул, 2009. № 4/1 (64/1). С. 257–262. 0,7 п.л.
8.Арсентьева И.И. Приграничные регионы в системе националь¬ной безопасности России (на примере Забайкальского края) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2009. № 108. С. 191–198. 0,65 п.л.
9.Арсентьева И.И. Научный дискурс категории «политическое пространство»: дефиниции, структура, механизмы формирования // Вест¬ник Читинского государственного университета. Чита, 2010. № 4 (61). С. 87–93. 0,5 п.л.
10.Арсентьева И.И. Байкальский регион России и Северо-Восточный регион Китая: проблемы и перспективы становления трансгра¬ничной региональной системы // Политическая наука. № 3: Трансгранич¬ные региональные системы: Потенциал развития / ИНИОН РАН. М., 2010. С. 117–127. 0,65 п.л.
Монографии
11.Арсентьева И.И. Региональные факторы национальной безо-пасности Российской Федерации. Чита: ЧитГУ, 2008. 224 с. 10,6 п.л.
12.Арсентьева И.И. Россия между Востоком и Западом: стратегия национальной безопасности. М.: Восток-Запад, 2008. 195 с. 9,75 п.л.
13.Арсентьева И.И. Российские регионы в системе национальной безопасности. М.: Восток-Запад, 2008. 206 с. 9,7 п.л.
14.Арсентьева И.И. Забайкальский край в системе национальной безопасности России. М.: Восточная книга, 2009. 208 с. 10,2 п.л.
Учебные пособия
15.Арсентьева И.И., Абрамов В.А. Социальная экология: учебное пособие (рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специ¬альностей 350100 «Социальная антропология», 350500 «Социальная рабо¬та», 020300 «Социология» вузов региона). Чита: ЧитГУ, 2004. 337 с. 15 п.л. (авторский текст – 7,5 п.л.)
16.Арсентьева И.И., Полоротова Н.Н., Стародубцева К.А. Основы русской православной культуры: учебное пособие. Чита: ЧитГУ, 2005. 389 с. 18 п.л. (авторский текст – 6 п.л.)
17.Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2006. 164 с. 7,5 п.л. (авторский текст – 3,5 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов, научных журналах
18.Арсентьева И.И. Экогармоничная личность в концепции ус-тойчивого развития // Человек в современных философских концепциях: материалы III Международной научно-практической конференции (Волго¬град, 14–17 сентября 2004 г.): в 2 т. Т. 1. Волгоград: ПРИНТ, 2004. С. 715– 719. 0,3 п.л.
19.Арсентьева И.И., Стародубцева К.А. Феномен ноосферного гуманизма в глобализирующемся мире // Современный гуманизм: состоя¬ние и перспективы развития: сборник научных трудов. Иркутск: ИГУ, 2004. С. 175–184. 0,5 п.л. (авторский текст – 0,25 п.л.)
20.Арсентьева И.И. Национальная безопасность Российской Фе-дерации в контексте процессов глобализации и регионализации // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2006. № 3. Осень. С. 126–130. 0,6 п.л.
21.Арсентьева И.И., Стародубцева К.А. Процессы регионализации в современной России // Вестник Читинского государственного универси¬тета. Чита, 2006. №. 3 (40). С. 136–141. 0,5 п.л. (авторский текст – 0,25 п.л.)
22.Арсентьева И.И., Чжан Чуньлун. Российско-китайское сотруд¬ничество – основа безопасности в АТР // Вестник Читинского государственного университета. Чита, 2006. № 4 (41). С. 60–65. 0,4 п.л. (авторский текст – 0,25 п.л.)
23.Арсентьева И.И., Гао Юй. Русский язык в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Южная Корея, Япония, Китай) // Вестник Читин¬ского государственного университета. Чита, 2006. № 4 (41). С. 48–54. 0,4 п.л. (авторский текст – 0,25 п.л.)
24.Арсентьева И.И. Российско-китайское стратегическое взаимо-действие в контексте глобальной и региональной безопасности // Вестник Читинского государственного университета. Чита, 2008. № 4 (49). С. 86–93. 0,7 п.л.
25.Арсентьева И.И. Национальная самоидентификация как основа безопасного существования и развития Российской Федерации в условиях глобализации // Проблемы гражданского общества и правового государст¬ва: сборник статей. Вып. 11. Чита: ЗабГГПУ, 2008. С. 121–127. 0,5 п.л.
26.Арсентьева И.И. Социально-политическая безопасность России на региональном уровне // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей. Вып. 12. Чита: Поиск, 2009. С. 72–80. 0,4 п.л.
27.Арсентьева И.И. Стратегия обеспечения национальной безо-пасности России в глобализирующемся мире // Политологические и этно-конфессиональные исследования в регионах: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Барнаул, 23–24 апреля 2009 г.): в 2 т. Т. 1. Барнаул: АлтГУ, 2009. С. 20–28. 0,5 п.л.
28.Арсентьева И.И., Сунь Сун Е. В.В. Путин – Д.А. Медведев: преемственность курса в российско-китайских отношениях // Аспирант: труды молодых ученых, аспирантов и студентов: приложение к журналу «Вестник ЧитГУ». Чита, 2009. № 1 (5). С. 10–15. 0,4 п.л. (авторский текст – 0,25 п.л.)
29.Арсентьева И.И. Российско-китайское сотрудничество: угрозы безопасности Забайкальского края как приграничного региона // Проблемы внешней регионализации КНР и трансграничное сотрудничество (на при¬мере Забайкальского края): материалы Международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (Чита, 21–22 октября 2009 г.). Чита: ЧитГУ, 2009. С. 35–42. 0,5 п.л.
30.Арсентьева И.И. Православие и национальная безопасность Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Мировая политика: взгляд из будущего: материалы V Конвента Российской ассоциации международных исследований (Москва, 26–27 сентября 2008 г.). Т. 3. Постсекулярные общества: перспективы и реальность. М.: МГИМО-Университет, 2009. С. 89–99. 0,8 п.л.
31.Арсентьева И.И. Китай в Восточной Азии: фактор стабильно-сти или нагнетания напряженности? // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы II Между¬народной научно-практической конференции (Чита, 24 февраля 2010 г.). Чита: ЧитГУ, 2010. С. 19–27. 0,4 п.л.
32.Арсентьева И.И. Забайкальский край: проблемы и перспективы обеспечения безопасного внутрирегионального развития // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник научных статей Восточного Центра. Вып. 8. Чита: ЧитГУ, 2010. С. 110–122. 0,7 п.л.
33.Арсентьева И.И. Взаимодействие Забайкальского края со стра¬нами Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы становления трансграничной региональной системы // Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности: материалы VI Конвента Рос¬сийской ассоциации международных исследований. Секция «Современная мировая политика: проекция из Азии» (Москва-Чита, 24–25 сентября 2010 г.). Чита: ЧитГУ, 2010. С. 28–34. 0,4 п.л.