Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА: СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Речевая компетентность - личностная характеристика, отражающая степень актуализации коммуникативных и профессиональных интенций, качество рефлексивной регуляции речевого поведения, уровень языковой компетентности и адекватность ее реализации в дискурсе.
  2. Речевая компетентность личности универсально включает в себя мотивационно-целевой, содержательный, личностный компоненты, но содержательное наполнение данных структурных компонентов, а также критерии их сформированности вариативны и могут быть конкретизированы только в процессе анализа учебной ситуации и специфики субъектов образовательного процесса.
  3. Содержание лингвистического образования в вузе экономического профиля целесообразно ориентировать на формирование речевой компетентности обучаемых (в отличие от принятого подхода, направленного на совершенствование культуры речи), так как именно это понятие соответствует контексту специальности, дискурсу профессиональных требований.
  4. Формирование речевой компетентности студентов-экономистов - это целостный процесс, основанием для которого является активизация факторов мотивации, рефлексии в ситуациях социально востребованной речевой деятельности. Данные ситуации продуцируются благоприятным коммуникативным пространством учебного заведения, а также внедрением контекстно обусловленной педагогической технологии. Формы организации лингвистического образования в вузе экономического профиля целесообразно строить с опорой на прагматику, герменевтику и теорию коммуникации.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные и методические пособия

1.Речевая компетентность в педагогической деятельности: учебное пособие. - Москва: Флинта. Наука, 2010. – 224 с. (13,7 п.л.).

2.Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей: монография.- Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009.– 359 с.(20,8 п.л.).

3.Совершенствование речевой компетентности преподавателей неязыкового вуза: монография. - М.: Изд-во Московского государственного областного ун-та, 2010. – 120 с. (7,5 п.л.).

4.Речевая компетентность экономистов: практическое пособие. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. – 332 с. (19,1 п.л.).

5.Языковая и речевая компетентность экономистов: сборник упражнений для студентов экономических специальностей. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. – 52 с. (3 п.л.).

6.Русский язык и культура речи: сборник упражнений для студентов I курса всех форм обучения и специальностей / Румянцев В.Ф., Субботина Л.И. - ЧКИ МУПК. Чебоксары, 2002. - 110 с. (6,87 п.л.; авторских - 5,2 п.л.).

7.Русский язык и культура речи: конспект лекций. - Чебоксары: Салика, 2002. – 56 с. (3,75 п.л.).

8.Этикет студента: учебное пособие / Леванов Ю.П., Исмуков Н.А. - Чебоксары: Руссика, 2003. – 76 с. (4,75 п.л. 4 авторских – 2 п.л.).

9.Русский язык: практическое пособие для подготовки к ЕГЭ и вступительным испытаниям / Корсакова Л.Е. - Чебоксары: Руссика, 2005. - 182 с. (11,1 п.л.; авторских – 5,5 п.л.)

10. Русский язык и культура речи. Новые образовательные технологии: электронное учебное пособие / Корсакова Л.Е. - Чебоксары, 2007. – 178 с. (10,2 п.л; авторских – 5,1 п.л.).

11. Русский язык: практическое пособие для подготовки к контрольным работам и тестированию. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. – 80 с. (4,7 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ

12. Формирование речевой компетентности студентов в коммуникативном пространстве неязыкового вуза // Высшее образование в России. – 2007. - № 11. – С. 132-134 (0,19 п.л.).

13. Комплекс подходов к формированию речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 4. - С. 28 – 32 (0,62 п.л.).

14. Факторы формирования речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Казанский педагогический журнал. – 2007. - № 4 (52). - C. 31-37 (0,5 п.л.).

15. Речевая компетентность или речевая культура? // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 83-90 (0.62 п.л.).

16. Дискурсивная характеристика речевой компетентности личности // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 13. – С. 146-154 (0.5 п.л.).

17. Диагностика речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Казанский педагогический журнал. – 2009. - № 2. – С. 39-48 (0,69 п.л.).

18. Концептуальные характеристики речевой компетентности экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 8. – С. 143 – 153 (0,62 п.л.).

19. Специфика профессионального языка экономистов // Вестник РУДН, серия «Вопросы образования: языки и специальность». – М.: Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008. - № 3. – С. 109-114 (0,37 п.л.).

Научные статьи, тезисы докладов, методические работы, опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, журналах и сборниках

20. Обоснование учебной программы по курсу «Культура речи» для студентов экономических специальностей // Сборник научно-методических статей преподавателей и аспирантов. Выпуск XII.- Чебоксары: Салика, 1999. – С. 58-62 (0,25 п.л.).

21. Актуальные аспекты преподавания курса «Русский язык и культура речи» студентам вуза экономического профиля // Потребительская кооперация: социальная инициатива и ответственность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию Московского университета потребительской кооперации. - Чебоксары: Руссика, 2003. – С. 196-202 (0,43 п.л.).

22. Новые тенденции в формировании профессионального языка экономистов // Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации. Часть II. Материалы межвузовской научно-практической конференции 26-27 января 2005 г. – Чебоксары: Руссика, 2005. - С. 176 – 181 (0,37 п.л.).

23. Я-концепция, и ее влияние на процесс самоопределения личности // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 мая 2006 года. – Ульяновск: УлГПУ, 2005. – С. 146 – 152 (0,44 п.л.).

24. Речевая компетентность педагога в коммуникативном пространстве вуза // Человек в информационном пространстве. Выпуск 5. Научное издание. – Ярославль, 2006. – С.197 – 201 (0,31 п.л.).

25. Проблема формирования речевой компетенции специалиста в сфере маркетинга // Международная конференция IX Виноградовские чтения «Русский язык, культура речи и литература: проблемы изучения и преподавания». Межвузовский сборник научных трудов. - Москва, 2006. – С. 6 – 11 (0,37 п.л.).

26. Прагматический аспект речевой компетентности преподавателя как средство решения воспитательных задач // Актуальные проблемы социального воспитания. Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции 16-17 мая 2006 г. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 369 – 373 (0,31 п.л.).

27. Сущность и специфика компетентностного подхода в образовании // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – М.: Наука и кооперативное образование, 2007. – С. 193-198 (0,37 п.л.).

28. Ситуационный подход к формированию речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Совершенствование подготовки кадров для системы потребительской кооперации на основе развития инноваций и качества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию ЧКИ РУК (25-26 января 2007 г.). – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – С. 266-272 (0,62 п.л.).

29. Рефлексивная регуляция как фактор формирования речевой компетентности личности // В.А. Богородицкий и современные проблемы исследования и преподавания языков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию Василия Алексеевича Богородицкого (1857-1941). – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С. 134-138 (0,25 п.л.).

30. Педагогическая технология риторического взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией // Наука и культура России. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24-25 мая 2007 года. Часть II. - Самара, 2007. – С. 107 -110 (0,31 п.л.).

31. Дискурс-анализ как средство формирования речевой компетентности студентов неязыкового вуза // X Виноргадовские чтения. Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. Том IV. Текст контекст в преподавании филологических дисциплин в школе и вузе. Материалы Международной научной конференции 15-17 ноября 2007 года. – М.: МГПУ, 2007. – С. 101-104 (0,31 п.л.).

32. Анализ речевого портрета студентов как условие эффективности преподавания лингвистических дисциплин в неязыковом вузе // Научная сессия IX Невские чтения «Язык и культура как основа общественной связности». Материалы международной научно-практической конференции 18-20 апреля 2007 года. – СПб., 2007. – С. 62-65 (0, 25 п.л.).

33. Дискурс как средство характеристики речевой компетентности субъектов // IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество». - Москва, 27-30 сентября, 2007. - С. 391-392 (0,12 п.л.).

34. Субъектный подход к формированию речевой компетентности студентов экономических специальностей // Проблемы межкультурного речевого взаимодействия и технологии обучения иностранным языкам: материалы международной научно-методической конференции, Хабаровск, 15 мая 2007 г. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. – С. 213-218 (0,37 п.л.).

35. Формирование мотивации учебной деятельности студентов экономических специальностей // V Международная научно- практическая конференция НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ, посвященная Дню славянской письменности и культуры, памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и 35-летию Самарского государственного университета путей сообщения, 22-23 мая 2008 г. – Самара: СамГУПС, 2008. – С. 377 – 382 (0,31 п.л.).

36. Диалог как средство формирования социально значимых качеств личности // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: сб. научных трудов / под. Ред. Н.Н. Никитиной и И.Д. Демаковой. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. - С. 236-242 (0, 37 п.л.).

37. Риторико-прагматические параметры профессиональной компетентности преподавателя // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2007. – С. 172-179 (0,68 п.л.).

38. Проблемные аспекты определения сущности понятия «речевая компетентность экономиста» // Языки профессиональной коммуникации: сборник статей участников третьей международной научной конференции (Челябинск, 23 – 25 октября 2007 г.): в 2 т. / отв. ред.-сост. Е. И. Голованова; чл. редкол. С. А. Питина, Л. А. Шкатова / Челяб. гос. ун-т. – Челябинск : Энциклопедия, 2007. Т. 2. - С. С. 238-241 (0,37 п.л.).

39. Концептуальные характеристики феномена речевой культуры личности // Культура и образование: сб. статей. Вып.8. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – C.104 – 111 (0,44 п.л.).

40. Специфика речевой компетентности экономистов // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. – С. 30-34 (0, 31 п.л.).

41. Принципы создания технологии формирования речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза // III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного научного знания». - Пятигорск, 2010. – С. 172-179 (0, 45 п.л.).