Научная тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Бюджетная деятельность государства - действия государства, его органов и должностных лиц по формированию (разграничению между бюджетами, планированию и зачислению) доходов бюджета, установлению расходных обязательств, планированию и осуществлению расходов бюджета, обеспечению поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашению государственного и муниципального долга, осуществлению бюджетного контроля.
  2. Применение в бюджетной деятельности государства программно-целевого метода, связывающего бюджетное финансирование с результатом, обусловлено главным функциональным назначением и смыслом публичных финансов как средства обеспечения общественных благ и потребностей.
  3. Существующие в доктрине финансового права традиционные трактовки бюджета и бюджетного процесса основаны на «бюджетоцентричной» концепции и не учитывают факт законодательного закрепления других форм бюджетного планирования, первичных, с юридической точки зрения, по отношению к бюджету, а также задачу формирования правовой концепции «бюджета результатов».
  4. Для обозначения форм программно-целевого бюджетного планирования целесообразно введение в науку единого термина - «бюджетный программно-целевой акт», под которым предлагается понимать нормативный правовой акт: а) предусматривающий достижение за установленный период времени определенных, количественно (качественно) измеримых целей, необходимые для этого мероприятия и исполнителей, бюджетные и другие ресурсы и б) признаваемый в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации основанием возникновения расходных обязательств.
  5. Статус бюджетных программно-целевых актов, включая основные правила юридической техники изложения их текстов, необходимо закрепить в разрабатываемом федеральном законе о нормативных правовых актах.
  6. Программно-целевое бюджетное планирование представляет собой совокупность процессуальных бюджетно-правовых отношений, в рамках которых реализуется программно-целевой метод бюджетной деятельности. Программно-целевое бюджетное планирование складывается из следующих стадий: 1) подготовка планового акта, 2) рассмотрение и утверждение планового акта, 3) исполнение (включая текущий контроль, корректировку или пролонгацию) планового акта, 4) последующий контроль исполнения. Целесообразны установление контрольных сроков достижения целей бюджетного программно-целевого акта за пределами периода его действия и введение процессуального института «отложенного» последующего контроля исполнения бюджетного программно-целевого акта.
  7. Целесообразно принятие федерального закона о социально-экономическом планировании в Российской Федерации, определяющего: понятие и формы планирования, виды и иерархию плановых актов; единые подходы к определению цикличности планирования; принципы планирования; систему субъектов плановой деятельности, их основные права и обязанности; основы планового процесса, включая механизмы, обеспечивающие скоординированное взаимодействие органов власти всех уровней при разработке и реализации плановых актов, в том числе объединение бюджетных ресурсов.
  8. В основе построения системы бюджетных программно-целевых актов в Российской Федерации, деления их на виды должны лежать два главных критерия: а) характер, масштаб целей, достигаемых с помощью программно-целевого акта, б) круг источников бюджетного финансирования программно-целевого акта, определяемый как в территориальном (средства бюджетов одного или нескольких уровней), так и в ведомственном (средства «бюджетов» одного или нескольких ведомств) разрезах. Программы, решающие общенациональные задачи и финансируемые из бюджетов нескольких уровней бюджетной системы Российской Федерации, должны иметь статус «государственных программ» и воплощать механизмы планирования, отработанные в рамках приоритетных национальных проектов.
  9. В законодательстве Российской Федерации (Бюджетном кодексе Российской Федерации, федеральных законах от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») необходимо закрепить право органов государственной власти Российской Федерации определять порядок установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по софинансированию государственных программ, направленных на создание условий реализации конституционных прав и свобод граждан. Нарушение в данной части федерального законодательства следует рассматривать как основание введения режима временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления).
  10. С целью полного совмещения плановых периодов бюджетного и среднесрочного программно-целевого планирования целесообразно увеличение планового периода бюджетного планирования до пяти лет.
  11. Круг целевых программ, которым присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов бюджета (ст. 21 БК РФ) и на которые распространяется действие других положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, должен быть расширен, с включением в него всех целевых программ, независимо от срока действия (в настоящее время это только долгосрочные программы).
  12. Необходимо внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации норм, комплексно закрепляющих институт аудита эффективности бюджетных расходов, в том числе: понятие и правовой режим внешнего аудита эффективности бюджетных расходов; учет и отчетность по качественным результатам произведенных бюджетных расходов в виде обязательного элемента бюджетного учета и отчетности; право установления единой методики оценки эффективности бюджетных расходов за одним органом - органом внешнего аудита (Счетной палатой Российской Федерации).
  13. В законодательстве Российской Федерации (Бюджетном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях) необходимо закрепить юридическую ответственность руководителей и должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций - получателей бюджетных средств за неэффективное и (или) нерезультативное использование бюджетных средств.
Список опубликованных работ
1. Монографии, учебники, комментарии:

1.Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. Омск: Русь, 2007. – 8,4 п.л.

2.Матненко А.С. Бюджет результатов: правовая концепция. Омск: Омский госуниверситет, 2008. – 16,5 п.л.

3.Учебник Муниципальное право России / под ред. А.Н. Костюкова – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – Главы 14,19. – 2,1 п.л.

4.Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией д.ю.н., профессора А.Н. Костюкова – Омск: Издание ОмГУ, 2005. – Комментарии к статьям 49, 52 – 54, 60 – 62, 65, частям 4 – 7 статьи 75. – 1,7 п.л.

2. Статьи в журналах, включенных ВАК РФ в перечень ведущих рецензириуемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

5.Матненко А.С. О границах и содержании бюджетной деятельности государства // Аспирантский вестник Поволжья. 2008. № 1 – 2. – 0,4 п.л.

6.Матненко А.С. Изменение правовой роли бюджета в условиях бюджетной реформы // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. – 0,35 п.л.

7.Матненко А.С. Правовое обеспечение бюджетной реформы: международный опыт // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4. – 0,33 п.л.

8.Матненко А.С. Проблемы формирования национальной системы планирования в России // Федерализм. 2008. № 3. – 0,5 п.л.

9.Матненко А.С. Законодательное обеспечение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств // Закон и право. № 9. – 0,17 п.л.

10.Матненко А.С. Эффективность государственной службы: проблемы правового обеспечения // Закон и право. 2008. № 12. – 0,15 п.л.

11. Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы: проблемы соотношения // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 7. – 0,14 п.л.

12.Матненко А.С. К вопросу о методах бюджетной деятельности государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 31 (132). Право. Выпуск 17. – 0,25 п.л.

13.Матненко А.С. Предмет бюджетного права // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 4. – 0,47 п.л.

14.Матненко А.С. Направления совершенствования правового регулирования приоритетных национальных проектов // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 5. – 0,23 п.л.

15.Матненко А.С. О совершенствовании механизма реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Право и образование. 2008. № 7. – 0,37 п.л.

16.Матненко А.С. Правовое обеспечение плановой деятельности современного российского государства // Lex Russica. 2009. № 1. – 0,42 п.л.

17.Матненко А.С. Изменения в Бюджетный кодекс приняты: достигнуты ли результаты // Российский юридический журнал, 2009. № 1. – 0,39 п.л.

18.Матненко А.С. Обеспечение софинансирования федеральных программ из региональных и местных бюджетов: конституционно-правовой аспект проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1. – 0,28 п.л.

19.Матненко А.С. Социально-экономическое планирование и бюджетный процесс: проблемы соотношения (историко-правовой аспект) // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 1 (28). – 0,31 п.л.

20.Матненко А.С. Программно-целевой метод бюджетной деятельности: правовая характеристика // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145). Право. Выпуск 18. – 0,3 п.л.

Статьи в иных журналах, сборниках:

21.Матненко А.С. Роль органов государственной власти субъекта Российской Федерации в регулировании социально-экономического развития муниципальных образований / О роли органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социально-экономического развития Омской области в переходный период: Материалы научно-практической конференции. Омск: Администрация Омской области, 2001. – 0,17 п.л.

22.Матненко А.С. Правовой анализ финансово-экономических аспектов реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Региональная и местная власть: проблемы реформирования: Сборник научных трудов. Омск: ОмГУ, 2003. – 0,31 п.л.

23.Матненко А.С. Смена бюджетной парадигмы / Административные, правовые и экономические реформы в России: Сборник материалов. Омск: ОмГУ, 2006. – 0,15 п.л.

24.Матненко А.С. Проблемы правового обеспечения бюджетной и административной реформ / Правовое обеспечение реформ в России: Сборник материалов. Омск: ОмГУ, 2007. – 0,13 п.л.

25.Матненко А.С. Функции бюджетной деятельности государства: правовой аспект / Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. Томск: Томский государственный университет, 2007. Часть 37. – 0,12 п.л.

26.Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2007. Том 2. – 1,25 п.л.

27.Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты как метод и форма бюджетной деятельности // Реформы и право. 2007. № 1. – 1,2 п.л.

28.Матненко А.С. Методы бюджетной деятельности государства / Перспективы развития российского законодательства: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции филиала Томского государственного университета в г. Юрге. Томск, 2008. – 0,15 п.л.

29.Матненко А.С. Бюджетная деятельность государства как финансово-правовая категория // Законодательство и экономика. 2008. № 6. – 0,73 п.л.

30.Матненко А.С. Юридическая техника изложения программно-целевых актов // Законодательство и экономика. 2008. № 11. – 1,1 п.л.

31.Матненко А.С. Программно-целевой метод бюджетной деятельности государства // Вестник Омского государственного университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). – 0,27 п.л.

32.Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты: предпосылки, сущность и проблемы правового регулирования // Вестник Омского университета. 2008. № 4. – 0,5 п.л.

33.Матненко А.С. Способы обеспечения софинансирования федеральных программ из региональных и местных бюджетов // Финансы. 2008. № 12. – 0,32 п.л.

34.Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты как механизм обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления / Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: Материалы VI научно-практической конференции. Омск: Правительство Омской области, ОмГУ, 2008. – 0,37 п.л.

35.Матненко А.С. Программно-целевое бюджетное планирование: понятие и проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2008. № 11. – 0,29 п.л.

36.Матненко А.С. Новый формат бюджетного процесса / Финансовая система России: опыт и перспективы правового регулирования: Cборник материалов международной научно-практической конференции. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. – 0,3 п.л.

37.Матненко А.С. Переход на бюджетирование, ориентированное на результат (сравнительно-правовой аспект) / Международные юридические чтения: Материалы ежегодной научно-практической конференции. Омск: Омский юридический институт, 2008. Часть III. – 0,3 п.л.

38.Матненко А.С. Конституционно-правовые основания участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в финансировании федеральных программ / Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы международной научно-практической конференции. Челябинск: Филиал Московского педагогического государственного университета в г. Челябинске, 2008. Том 2. – 0,4 п.л.

39.Матненко А.С. Качество жизни как правовая категория / Международные стандарты прав человека и проблемы их реализации: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Омск: Омская академия МВД России, 2008. – 0,25 п.л.

40.Матненко А.С. Правовые проблемы формирования системы аудита эффективности бюджетных расходов // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 1. – 0,36 п.л.

41. Матненко А.С. Субъекты отношений программно-целевого бюджетного планирования и их процессуально-правовой статус // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 1. – 0,8 п.л.