Научная тема: «УЧЕНИЕ ЯКОБА БЁМЕ И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА XIX ВЕКА»
Специальность: 24.00.01;09.00.03
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Культурно-исторический контекст Германии начала 17 столетия во многом определил понятийный и терминологический способ изложения основных идей теософии Якоба Бёме, которая внесла в этот контекст своеобразную динамику и систематичность взаимообуславливающих символических понятий и образов, выраженных на языке наличной действительности.
  2. На основании текстов Бёме выявлено, что метафизическое употребление и истолкование им немецкого языка определено христианским пониманием сущности и назначения человека, его Божественного Призвания в этом мире, ибо  человек, согласно Бёме, есть образ, откровение и открыватель Божий. Выявлено, что в согласии с учением Бёме, это означает, что рождение человеческого слова в человеческом духе есть образ рождения Божественного Слова в Боге, в возникновении человеческого слова выражается теогония Божественного Слова; показано, что именно поэтому библейская история сотворения, изложенная в первой книге Моисея, стала для Бёме исходным пунктом рассмотрения сущности языка. На основании анализа современного Бёме языкознания, утверждается, что бёмевская концепция «натурального языка» была оригинальным явлением в ученом мире Нового времени.
  3. Антропологический поворот в мышлении Нового времени сказывается в учении Бёме в развертывании теогонического процесса Бога-«Бездны» в Троице через вечную волю, поскольку это происходит, в конечном итоге, в абсолютном субъекте, в самой теогонической душе человека. Учение Бёме о Бездне связано с его учением о Боге, человеке и об абсолютной свободе; учение Бёме о Бездне, о безосновном, темном и предшествующем бытию начале, есть одновременно его попытка ответить на основной вопрос о возникновении мира и о происхождении зла; постичь негативное, зло, в идее самого Бога, и, таким образом, постичь его абсолютно, составляет важнейший пункт в учении Бёме; поскольку до Бога или вне Бога нет ничего, то основа его существования должна быть в Нем самом; эта основа существования Бога, есть природа в Боге, неотделимая, но все-таки отличная от Него сущность.
  4. Бёме различает два отношения к Богу: путь мистики, когда человек непосредственно «просвещен и возжен Богом», и путь теософии, когда человек сам пытается познать сущность Бога. Бёме всегда начинает свои исследования с выяснения самого рождения Бога, но его теософский способ познания требует исследования «земных и небесных сил в природе». В начале всех вещей пребывает «бездонное Божество», Бездна, которая есть одновременно условие (т.е. «дно», Grund) и Безусловное (т.е. «Не-дно», Ungrund). Бездна, согласно Бёме, есть желание вечного и непознаваемого Ничто, которое преобразует себя в бытие; Бездна есть не абстрактная отрицательность, поскольку вместе с желанием Ничто возникает Нечто. Бёме полагает всегда только собственно сущность («эссенция») Бездны, переходя сразу к рассмотрению того процесса, который она порождает: все его рассмотрение Бездны состоит в этом постоянном ее самоосуществлении («экзистенции»). Для Бёме мистика и теософия при всем их различии не существуют друг подле друга, но теософия должна развиться из самой мистики.
  5. Высшим откровением Бога, согласно Бёме, в конечном итоге выступает наш видимый внешний мир как смешение небесного «царства радости» и мрачного бесплодного «царства гнева», достигающее своего высшего противоречия и напряжения противоположных сил в человеке как в «сердце мира». Человек, согласно Бёме, есть посредник между небом и землей, между духом и природой; понимание Бёме человеческой природы выражает существенно новый подход в истории философии в постановке философской и историко-культурной проблемы свободы и назначения человека; важное значение учения Бёме о происхождении человека также обусловлено понятием свободы в его теософии. Для Бёме мир есть смешение добра и зла, а человек является основанием для разрешения высшего противоречия мира, ибо человек содержит в себе потенциально «ад» и «небо».
  6. Во многом благодаря учению Бёме существенным и исходным пунктом немецкого идеализма 19 века в толковании действительности выступает человеческое сознание, дух, Я: философия совершает шаг от метафизики трансцендентных ценностей к открытию человеческой личности как центрального пункта всякого мышления и действия, и за этим «коперниканским» переворотом в мышлении, совершенном сперва в области философии, следует затем вся немецкая культура.
  7. В рецепции Бёме в немецкой философии начала 19 в. Баадер, Шеллинг и Гегель были по существу единственными мыслителями, которые признали и переосмыслили философские взгляды Якоба Бёме; тем не менее, на формирование основных идей немецкой философии истории Бёме оказал большей частью лишь опосредствованное влияние через теологию и метафизику истории Ф. Отингера.
  8. Философия Шеллинга и Гегеля в своем отношении к Бёме дополняет и восполняет радикальный пиетизм начала 18 века, чисто мистически понимавший Бёме; если пиетизм совершенно не замечал в Бёме стремления к понятийному познанию, то, согласно Шеллингу, Баадеру и Гегелю именно «понятийное мышление» должно придать мистике временного божественного озарения новую ясность и определенность.
  9. Романтизм породило стремление к обоготворению «вечной природы», и это стремление и тоска стали основным тоном романтической поэзии. Впоследствии романтизм и сам признал, что все в мире возникает благодаря этому стремлению выйти из мрака к свету. Таким образом, ранние романтики стремились к «утраченной красоте» и из этого стремления возникло «евангелие романтизма», которое можно выразить в двух словах - «фантазия и природа».
  10. Бёме, как и романтизм 18-19 вв., повсюду находит Божество и доходит на этом пути до всеобщей персонификации природы. Подобно романтикам, Бёме сильно ощущал «недостаточность всего земного», для него его земная природа была скорее обузой, мешающей полету воображения - как в жизни, так и в учении. В результате этой «романтической» неудовлетворенности земной жизнью, отмеченной «поврежденной адамической природой», образ мыслей Бёме (порою даже стиль его сочинений) порождает в известном смысле романтическую иронию. Природа и Бог явились высшей целью романтической поэзии; Природа и Бог были также высшей целью бёмевского мистицизма. и путь, которым романтики пытались достичь этой цели, достигался ими тем же - посредством фантазии, называемой у Бёме «воображением». Романтики с благодарностью признали в Бёме идейного предтечу всей современной им культуры и глубочайший источник своих идей, поскольку несмотря на все различие в образовании и эпохе их объединяет с Бёме общее стремление освободить от земных оков посредством фантазии свое подлинное «Я».
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России:

1. Фокин И. Л. Несколько слов о творческом наследии «тевтонского философа» Якоба Бёме ⁄⁄ Вестник молодых ученых. 2006. № 3. (Серия «Философские науки». № 1). С. 55-60. 0,5 п.л.

2. Фокин И. Л. Феноменология теогонической души в учении Я. Бёме ⁄⁄ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». 2008. № 1 (10). С. 7-18. 0,8 п.л.

3. Фокин И. Л. Проблема свободы в первоначальном учении о «божественных качествах» Я. Бёме ⁄⁄ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». 2008. № 3 (14). С. 20-29. 0,6 п.л.

4. Фокин И. Л. Якоб Бёме и немецкая культура на рубеже 18 и 19 столетий ⁄⁄ Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. 2009. Вып. 2. С. 231-238. 0,5 п.л.

5. Фокин И. Л. Учение о качествах и язык Якоба Бёме ⁄⁄ Религиоведение. Научно-теоретический журнал. № 2, 2009. С. 92-97. 0,5 п.л.

6. Фокин И. Л. Гегелевское прочтение философии Я. Бёме (к вопросу о становлении немецкого идеализма) ⁄⁄ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». 2009. № 4 (том 2). С. 93-100. 0,6 п.л.

7. Фокин И. Л. Учение Бёме о происхождении и назначении человека ⁄⁄ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». 2010. № 1. С. 65-74. 0,7 п.л.

8. Фокин И. Л. Система университетского образования Канта, Фихте и Шеллинга ⁄⁄ Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 3. С. 88-97. 0,8 п.л.

Монографии:

1. Фокин И. Л. Мартин Лютер и немецкая Реформация. СПб.: Изд. «Мiръ», 2007. 10 п.л.

2. Фокин И. Л. Philosophus teutonicus Якоб Бёме. СПб.: Изд. «Мiръ», 2007. 13,1 п.л.

3. Фокин И. Л. Университетская реформация Шеллинга. СПб.: Изд. «Мiръ», 2008. 12 п.л.

Статьи, опубликованные в научных изданиях:

1. Фокин И. Л. Основная идея послекантовской философии ⁄⁄ Шеллинг, Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. СПб.: Изд. «Алетейя», 2000. С. X-XXIX. 1,2 п.л.

2. Фокин И. Л. Духовные истоки XX века ⁄⁄ Сб. «Фауст и Заратустра». СПб.: Изд. «Азбука», 2001. С. 275-285. 0,6 п.л.

3. Фокин И. Л. Соотношение веры и знания в философии Я. Бёме ⁄⁄ Материалы научной конференции «Проблема веры и знания в немецкой классической философии». 8–9 июня 2006 г. Философский факультет СПбГУ. СПб., 2006. С. 225-230. 0,5 п.л.

4. Фокин И. Л. Духовные истоки современной религиозной мысли ⁄⁄ Сб. «Theologia teutonica contemporanea». СПбГУ – МГУ, 2006. С. 357-383. 1,6 п.л.

5. Фокин И. Л. Комментарии и примечания к произведениям Г. Гессе, Р. Вагнера, П. Дейссена, Р. Кнопфа, А. Гарнака, В. Вреде, А. Юлихера ⁄⁄ Сб. «Theologia teutonica contemporanea». СПбГУ – МГУ, 2006. С. 349-357. 0,3 п.л.

6. Фокин И. Л.. Учение о качествах, или «Тесные врата» в тевтонскую мудрость Якоба Бёме. ⁄⁄ Бёме, Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. СПб.: Изд. «Амфора», 2008. Вступительная статья. С. 5-45. 2,3 п.л.

7. Фокин И. Л. Доклад на тему: «Философия истории Якоба Бёме» ⁄⁄ Конференция, посвященная проблемам эзотерической философии. 10 ноября, 2008 г. РХГА, Санкт-Петербург, Фонтанка, 15. Вестник РХГА. Т. 10, вып. 2, 2009. С. 263-267. 0,3 п.л.

8. Фокин И. Л. Обзор конференции на тему: «Каким должно быть университетское образование?» ⁄⁄ Методические записки. Выпуск 5: «Философское образование». Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. Москва – Санкт-Петербург, 2010. С. 175-179. 0,3 п.л.

9. Фокин И. Л. Здесь творили Фихте и Шеллинг ⁄⁄ Санкт-петербургский университет, № 2, январь, 2010. С. 63-68. 0,2 п.л.

Переводы:

1. Шеллинг, Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. СПб., 2000. 16 п.л.

2. Гессе, Герман. Фауст и Заратустра ⁄⁄ Сб. «Theologia teutonica contemporanea». СПб.: Изд. СПбГУ – МГУ, 2006. 1,2 п.л.

3. Бёме, Якоб. О тройственной жизни человека. СПб., 2007. 24,5 п.л.

4. Шеллинг, Ф. В. Й. Лекции о методе университетского образования. СПб., 2009. 8,5 п.л.