- Научная новизна диссертации, выносимая на защиту, обусловлена, прежде всего, постановкой проблемы и формулированием темы исследования. В исследовании эволюция старообрядчества рассматривается в «переходный» период отечественной истории, находящийся на стыке больших исторических эпох. В качестве объекта исследования привлекается старообрядчество Байкальской Сибири, которое рассматривается в рамках компаративного соотношения со старообрядчеством других регионов. Этот край, имеющий свою ярко выраженную специфику, не только обрёл высокую «старообрядческую насыщенность», но также представил миру свой вариант регионального старообрядчества.
- Автором работы введён в научный оборот большой комплекс исторических источников, не используемых ранее.
- В контексте изучения политики по отношению к старообрядчеству, автором рассматриваются конкретные сюжеты и проблемы реализации этой политики в условиях региона, как до революции, так и после неё. Выявляется и исследуется сложная структура местного старообрядчества, которое включало в себя не только разные общины и согласия, но и отдельные этно-конфессиональные группы («семейские», «несемейские»). Выявляется согласийная структура местного старообрядчества, количественные и качественные показатели которого в тот период заметно меняются. Рассматриваются общие проблемы социально-экономической, политической и культурной эволюции старообрядчества региона во время общего сложного перехода российского общества от Империи к Советской власти. Формулируются оригинальные выводы, которые, на наш взгляд, заметно обогащают современную систему знаний о региональном старообрядчестве.
1.Костров А.В. Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине XIX – начале XX вв. Иркутск: Оттиск, 2006. 160 с.
2.Костров А.В. Старообрядцы Байкальской Сибири в начале XX в. Иркутск: Оттиск, 2009. 68 с.
3.Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905-1930-е гг.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 444 с.
Статьи в журналах рекомендованных ВАК:
4.Костров А.В. Старообрядческое направление отечественной исторической науки в 1905-1917 гг. // История науки и техники. 2008, №1. С. 19-24;
5.Костров А.В. Историография старообрядчества Байкальской Сибири в 20-е гг. XX в. // История науки и техники. 2008, №8. С. 51-55;
6.Костров А.В. Конфессиональная реформа начала XX в. и старообрядчество Байкальской Сибири. // Вестник ДВО РАН. 2009, №1. С. 33-39;
7.Костров А.В. Полемика о выборных должностях у старообрядцев Забайкалья в начале XX в. // Вестник ДВО РАН. 2009, №5. С. 111-115;
8.Костров А.В. Демографическое движение старообрядческого населения Байкальской Сибири в начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009, №4/3 (64/3). С. 103-107;
9.Костров А.В. Забайкальское старообрядчество в трудах дореволюционных авторов. // Вестник Тамбовского университета. 2009, №11 (79). С. 38-44;
10.Костров А.В. Проблема регистрации старообрядческих общин Забайкалья в период становления советской власти (20-е гг. XX в.). // Вестник ДВО СО РАН. 2010, №2. С. 9-14;
11.Костров А.В. Советская власть и старообрядцы Байкальской Сибири в 20-е гг. XX в. // Новый исторический вестник. 2010, №1 (23). С. 35-42;
12.Костров А.В. Фотоматериалы как источник по истории семейских старообрядцев Забайкалья. // Вестник Тамбовского университета. 2010, №3 (83). С. 327-333;
13.Костров А.В. Кампания по закрытию старообрядческих храмов в Забайкалье в 1930-е гг. // Новый исторический Вестник. 2010, №2 (24). С. 24-31;
14.Костров А.В. Эволюция старообрядчества Байкальской Сибири в период становления советского общества. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. №11. В печати;
Статьи в других изданиях:
15.Костров А.В. Клерикально-охранительная и демократическая концепции старообрядчества в отечественной историографии второй половины XIX в. // Тезисы региональной конференции «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. С. 14-17;
16.Костров А.В. Официально-церковная концепция старообрядчества в отечественной историографии второй половины XIX в. // Материалы III международной конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. С. 16-18;
17.Костров А.В. К вопросу о научной новизне в исследовании творчества А.П. Щапова. // Материалы всероссийской конференции «История России» А.П. Щапова и история России». Иркутск: Оттиск, 2001. С. 40-45;
18.Костров А.В. Старообрядческие соборы второй половины XIX – начала XX вв. как пример сохранения русским народом принципа соборности. // Материалы всероссийской конференции «Сословное (народное) представительство и самоуправление в России XVI – начала XXI вв.». Иркутск: Оттиск, 2003. С. 76-79;
19.Костров А.В. Вклад исследователя Н.И. Ивановского в развитие официально-церковной концепции старообрядчества. // Материалы международной конференции «Старообрядчество как историко-культурный феномен». Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. С. 128-131;
20.Костров А.В. Старообрядческое направление отечественной историографии начала XX века и Ф.Е. Мельников. // Материалы VII международной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». М., 2005. Т. 2. С. 17-22;
21.Костров А.В. Старообрядческое направление отечественной историографии в межреволюционный период (1905-1917 гг.). // Материалы IV Международной конференции «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока». Владивосток, 2005. С. 5-9;
22.Костров А.В. Структурные единицы существования старообрядчества как исторического явления. // Материалы всероссийской конференции «Конфессии народов Сибири в XVII – начале XX вв.: развитие и взаимодействие». Иркутск: Оттиск, 2005. С. 229-234;
23.Костров А.В. Проблема влияния этно-конфессионального фактора на становление и развитие отечественного предпринимательства в современной историографии. // Историко-экономические исследования. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. С. 69-74;
24.Костров А.В. Идентификационные процессы в старообрядческой мысли середины XIX в. и «Окружное послание» И.Г. Кабанова. // Материалы международной конференции «Старообрядчество Буковины». Черновцы, 2006. С. 24-31;
25.Костров А.В. Устный тип источников по истории старообрядчества Байкальского региона. // Материалы всероссийской конференции «Устная история в контексте обновления историографических практик». Братск, 2007. С. 52-57;
26.Костров А.В. Годовой отчёт противораскольнического миссионера-проповедника Забайкальской епархии как исторический источник. // Альманах современной науки и образования. 2007. №7 (7). Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2007. С. 90-91;
27.Костров А.В. Покровская община г. Иркутска в начале XX в.: социально-экономический аспект развития городских старообрядческих сообществ. // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. С. 146-150;
28.Костров А.В. Специфика хозяйственной инфраструктуры старообрядческих общин Байкальского региона в дореволюционный период. // Материалы всероссийской конференции «Сибирь в изменяющемся мире. История и современность». Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007. Кн. 1. С. 242-246;
29.Костров А.В. Развитие историко-философской мысли в старообрядческой литературе начала XX в. // Материалы международной конференции «Славянские языки и культуры: прошлое, настоящее и будущее». Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2007. С. 125-128;
30.Костров А.В. Дореволюционные учебники по «Расколоведению» как исторический источник. // Альманах современной науки и образования. 2007. №2 (2). Тамбов: Грамота, 2007. С. 45-46;
31.Костров А.В. Старообрядческие съезды 1909 г. в Нижнем Новгороде и в Москве и забайкальские беглопоповцы. // Материалы V международной конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. С. 85-89;
32.Костров А.В. Мемуары старообрядческого священника И.Г. Кудрина как исторический источник. // Материалы VIII международной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». М., 2007. Т. 2. С. 156-163;
33.Костров А.В. Старообрядчество в истории России XVII – XX вв. Учебно-методические рекомендации к спецкурсу. Иркутск: ЦОП БИБММ ИГУ, 2007. 24 с.;
34.Костров А.В. Проблема переходных периодов отечественной и мировой истории. // Материалы международной конференции «1917 год в отечественной и мировой истории». Красноярск: Красноярский писатель, 2007. С. 71-78;
35.Костров А.В. Старообрядчество как часть русского этноса. // Материалы VI международной конференции «Русский вопрос: история и современность». Омск, 2007. С. 346-347;
36.Костров А.В. Традиции образования в среде старообрядцев Байкальской Сибири в начале XX в. // Материалы международной конференции «История науки, образования и культуры в Сибири». Красноярск: Изд-во КГУ, 2007. С. 119-125;
37.Костров А.В. Проблема бытования иконы в среде старообрядцев Забайкалья. // Альманах современной науки и образования. 2007. №7 (7). Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2007. С. 85-87;
38.Костров А.В. Старообрядчество: традиция как стратегия выживания народа. // Материалы региональной конференции «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура». Тюмень, 2008. С. 81-85;
39.Костров А.В. О некоторых проблемах постижения и транслирования истории. // Материалы всероссийской конференции «Великая Отечественная война: государственная политика и общественная память». Ч. 2. Волгоград, Изд-во ВАГС, 2008. С. 29-32;
40.Костров А.В. Раскол церкви и общества как последствие переходного периода становления империи. // Материалы IV международной конференции «Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность». Пенза, 2008. С. 136-139;
41.Костров А.В. Отношение забайкальских старообрядцев начала XX в. к школьному образованию. // Материалы X международной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации». Уссурийск, 2008. С. 44-46;
42.Костров А.В. Старообрядческая Покровская община г. Иркутска в начале XX в. // Альманах современной науки и образования. 2008. №6 (13). Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2008. С. 112-114;
43.Костров А.В. Конфессиональная политика правительства Колчака и сибирские старообрядцы. // Материалы всероссийской конференции «Гражданская война на Востоке России». Пермь, 2008. С. 160-162;
44.Костров А.В. Некоторые проблемы функционирования книги в среде старообрядцев. // Альманах современной науки и образования. 2008. №6 (13). Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2008. С. 102-104;
45.Костров А.В. Национальный и социальный состав старообрядчества Байкальской Сибири в начале XX в. // Альманах современной науки и образования. 2009. №1 (20). Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2008. С. 90-92;
46.Костров А.В. Проблемы взаимоотношений советской власти и старообрядцев Байкальской Сибири в 20-е гг. XX в. // Материалы международной конференции «Сибирское общество в контексте мировой и российской истории (XIX – XIX вв.)». Иркутск, 2009. С. 56-63;
47.Костров А.В. Старообрядчество и национальная идентичность русских. // Альманах современной науки и образования. 2009. №7 (26). Ч. 2. С. 81-82;
48.Костров А.В. Отчёт игумена Серафима как источник по истории забайкальского старообрядчества. // Материалы всероссийской конференции «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. С. 376-381;
49.Костров А.В. Семейские: социокультурные трансформации в период формирования группы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Рецензируемый журнал. 2010. №1 (5). Тамбов: Грамота, 2010. С. 82-84
50.Костров А.В. Отношение старообрядцев Байкальской Сибири к советской власти в период её становления (в 20-е гг. XX в.). // Материалы IX международной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Великий Новгород, 2010. С. 176-183.