Научная тема: «ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дискурс - это пространство непосредственного развёртывания речи в заданном локусе (определённой сфере) коммуникации.
  2. Как речевое пространство в целом, так и каждый отдельно рассматриваемый его сектор в диахроническом аспекте своего существования и непосредственного развёртывания структурируется по принципу палимпсеста - как естественного процесса многократного «наслоения» и последовательного преобразования коллективного речемыслительного опыта.
  3. Лингво-риторическая реконструкция дискурсных прототипов из античной речемыслительной традиции позволяет с высокой степенью точности выявить механизмы дисгармонии дискурса и определить предпосылки его гармонизации.
  4. Функционирование мифосистемы педагогического дискурса реализуется в триаде взаимосвязанных понятий «архетип - миф - метафора», раскрывающих базовые речемыслительные механизмы его организации («путь от мысли к слову»).
  5. Исследование архетипического и мифологического в педагогическом дискурсе позволяет выявить теоретические предпосылки и практические возможности его гармонизации.
  6. Эталонная модель педагогической речевой личности содержит в своей структуре базовые компоненты «Профессионал», «Воспитатель», «Актёр», «Философ» (комплекс ПВАФ).
  7. Важнейшим условием гармонизации педагогического дискурса является совершенствование дискусивных умений обучающего как обеспечивающих эффективное осуществление речемыслительных операций в ходе управления учебно-воспитательным процессом и гармонизирующих отношения его участников.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: на пути к гармонизации / Ю.В. Щербинина. – М.: Прометей; МПГУ, 2010. – 300 с. 18,75 п.л.

2.Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия / Ю.В. Щербинина. – М.: КомКнига, 2006. – 360 с. (2-ое изд. 2008). 22,5 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

3.Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить – говорить – действовать: Учебное пособие / Ю.В. Щербинина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 440 с. 26,95 п.

4.Щербинина, Ю.В. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Щербинина. – М.: Экзамен, 2009. – 349 с. 28,6 п.л.

5.Щербинина, Ю.В. Если ребёнок – грубиян. Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии / Ю.В. Щербинина. – М.: Ювента, 2006. – 320 с. 20 п.л.

6.Щербинина, Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие / Ю.В. Щербинина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с. 13,7 п.л.

7.Щербинина, Ю.В. «От обидного слова навек ссора»: Раздел учебника / Ю.В. Щербинина // Риторика. 10 класс / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, Ювента, 2005. – С. 61–81. 1,3 п.л.

8.Щербинина, Ю.В. Агрессия в речи учителя; Этикетные особенности речи учителя: Разделы учебного пособия / Ю.В. Щербинина // Педагогическая риторика: Рабочая тетрадь / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Олимп, 2004. – С. 14–39. 3,5 п.л.

9.Щербинина Ю.В. Агрессия в речи учителя; Этикетные особенности речи учителя: Разделы учебного пособия / Ю.В. Щербинина // Педагогическая риторика: Практикум / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Олимп, 2003. – С. 74–137. 4 п.л.

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, включённых в перечень научных изданий ВАК РФ

10. Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: типическое и архетипическое / Ю.В. Щербинина // Наука и школа, 2010, № 2. – С. 37–42. 0,5 п.л.

11. Щербинина Ю.В. Дискурс как речевое пространство / Ю.В. Щербинина // Знание. Понимание. Умение, 2009, №4. – С. 104–111. 0,7 п.л.

12. Щербинина, Ю.В. Основные направления гармонизации педагогического дискурса / Ю.В. Щербинина // Преподаватель – XXI век, 2009, № 1, ч. 1. – С. 162–169. 0,5 п.л.

13. Щербинина, Ю.В. Феномен школьного «обожания»: от Смольного до наших дней / Ю.В. Щербинина // Начальная школа плюс: До и После, 2009, № 11. – С. 90–93. 0,4 п.л.

14. Щербинина, Ю.В. Аспекты работы по преодолению инвективно-сленгового словоупотребления в речи учащихся / Ю.В. Щербинина // Русский язык в школе, 2009, № 3. – С. 18–24. 0,5 п.л.

15. Щербинина, Ю.В. Тернистый путь: с «тусовки» – в «супермаркет»? / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2006, № 1. – С. 104–110. 0,5 п.л.

16. Щербинина, Ю.В. Спорь, да не вздорь: учимся и учим спорить / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2005, № 9. – С. 113–117. 0,5 п.л.

17. Щербинина, Ю.В. А если он не понимает «по-хорошему»?.. (Проблема речевой агрессии в педагогическом общении) / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2004, №12. – С. 109–113. 0,5 п.л.

18. Щербинина, Ю.В. Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2004, № 9. – С. 102–107. 0,5 п.л.

19. Щербинина, Ю.В. Обучение без огорчения: Спецкурс «Речевая агрессия как педагогическая проблема» / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2004, № 8, 2004. – С. 103–109. 0,5 п.л.

20. Щербинина, Ю.В. «Слово ласковое – мастер дивных див» / Ю.В. Щербинина // Дошкольное воспитание, 2004, № 5. – С. 118–123. 0,5 п.л.

21. Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия в школе и способы её преодоления / Ю.В. Щербинина // Начальная школа плюс: До и После, 2004, № 2. – С. 15–20. 0,5 п.л.

Научные статьи, материалы выступлений и докладов, опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах и сборниках

22. Щербинина, Ю.В. Гармонизирующая роль детской литературы: от чтения – к совершению поступка / Ю.В. Щербинина // Русский язык, литература, культура в школе и вузе, 2010, № 2(32). – Киев: УАПРЯЛ, 2010. – С. 40–46. 0,5 п.л.

23. Щербинина, Ю.В. Ослик Мафин – воспитатель / Ю.В. Щербинина // Искусство в школе, 2009, № 6. – С. 17–21. 0,6 п.л.

24. Щербинина, Ю.В. Дискурсивные умения педагога: к постановке проблемы / Ю.В. Щербинина // Школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография. Вып. II / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой. – М.: Баласс, 2010. – С. 85–94. 0,5 п.л.

25. Щербинина, Ю.В. Гармонизация педагогического дискурса: определение понятия, основные направления / Ю.В. Щербинина // Культура речи сегодня: теория и практика: Коллективная монография. – М.: МИОО, 2009. – С. 190–198. 0,4 п.л.

26. Щербинина, Ю.В. Лингво-риторические подходы к описанию и совершенствованию речевой личности педагога / Ю.В. Щербинина // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: Материалы XIV Международной научной конференции (1–3 февраля 2010 г.) / Под ред. Г.Г. Глинина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 201–203. 0,2 п.л.

27. Щербинина, Ю.В. Жанры дисгармонии в педагогическом дискурсе / Ю.В. Щербинина // Активные процессы в различных типах дискурсов: функционирование единиц языка, социолекты, современные речевые жанры: Материалы международной научной конференции (19–21 июня 2009 г.). – М. –Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 569–574. 0,3 п.л.

28. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия как лингво-риторическая проблема / Ю.В. Щербинина // Филологический журнал: Межвузовский сборник научных статей. – Вып. XIII. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2005. – С. 136–140. 1 п.л.

29. Щербинина, Ю.В. Проблема преодоления вербальной агрессии школьников / Ю.В. Щербинина // Школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография. – М.: Прометей, 2005. – С. 78–85. 0,5 п.л.

30. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия и специфические формы речевого общения в молодёжной субкультуре / Ю.В. Щербинина // Риторика и культура речи в современном информационном обществе: Материалы докладов участников XI Международной научно-методической конференции по риторике (Ярославль, 29–31 января 2007 г.) / Под ред. Н.В. Аниськиной, Е.Н. Туркиной. – Ярославль, 2007. – Т. II. – С. 193–195. 0,4 п.л.

31. Щербинина, Ю.В. Курс «Речевая агрессия как педагогическая проблема» в практике вузовского преподавания / Ю.В. Щербинина // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сборник материалов X Международной конференции по риторике. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 476–481. 0,4 п.л.

32. Щербинина, Ю.В. Пути преодоления вербальной агрессии / Ю.В. Щербинина // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. – Ярославль: Истоки, 2005. – С. 108–111. 0,25 п.л.

33. Щербинина, Ю.В. Теоретические проблемы гармонизации педагогиче-ского дискурса / Ю.В. Щербинина // Человек. Русский язык. Информационное пространство: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Ярославль, 2007. – С. 302–303. 0,2 п.л.

34. Щербинина, Ю.В. Негативные модели речевого поведения учителя / Ю.В. Щербинина // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки: Cборник статей. – М.: Прометей, 2004. – С. 175–178. 0,2 п.л.

35. Щербинина, Ю.В. Риторика в системе контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде / Ю.В. Щербинина // Риторика в модернизации образования: Материалы докладов участников VIII Международной научной конференции по риторике. – М.: МПГУ, 2004. – С. 272–274. 0,1 п.л.

36. Щербинина, Ю.В. Программа элективного курса «Речевая агрессия как педагогическая проблема» (для студентов педагогических вузов) / Ю.В. Щербинина // Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100»: Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 147–154. 0,4 п.л.

37. Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия как педагогическая проблема (элективный курс для студентов педагогических вузов); Теория коммуникации (для студентов магистратуры по направлению «Филология»); Русский язык и культура речи (для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология»); Тренинг профессионального общения (для студентов магистратуры по направлению «Лингвистика») / Ю.В. Щербинина // Риторика. Русский язык и культура речи: Сборник программ. – М.: Прометей, 2006. – С. 153 – 160; 227 – 243; 345 – 353. 2 п.л.