- оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов представляет собой многомерный феномен, проявляющийся как универсальное средство системного познания и преобразования личности и действительности, как способ выполнения образовательных стандартов нового поколения, обеспечивающий с учетом критерия оптимальности прогнозируемый результат профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса в условиях эффективного использования образовательных ресурсов вуза, выполняющий ориентирующую, регулирующую, развивающую, прогнозирующую и контролирующую функции, обладающий свойствами системности, гуманизма, динамичности, адаптивности, структурированности, интегрированности, полифункциональности, креативности, проблемности, развития, вариативности, субъектности;
- теоретико-методологические предпосылки оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов-аграриев образуют целостное единство социокультурных (изменения позиции общества и личности в отношении целей и задач высшего профессионального образования, модернизация общей и профессиональной культуры), социально-экономических (обусловленные формированием постиндустриального информационного общества, изменением требований к подготовке социально мобильного конкурентоспособного специалиста), психолого-педагогических (гуманистическая парадигма профессионального образования, его ориентация на аксиологический, системный, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический, компетентностный подходы) положений;
- оптимизационное моделирование образовательного процесса способствует практической реализации личностно ориентированного профессионального образования (личностное и профессиональное саморазвитие студентов как субъектов будущей профессиональной деятельности), компетентностного подхода (формирование у будущих специалистов социальной, коммуникативной, информационной, специальной и когнитивной ключевых компетенций), интегративного подхода, отражающего межпредметную координацию содержания учебных дисциплин (внешняя интеграция) и формирование интегральных характеристик личности будущего профессионала (внутренняя интеграция); позволяет на научной основе проектировать траекторию личностного и профессионального развития современного выпускника аграрного вуза; компоненты и варианты структурирования содержания профессиональной подготовки, а также способы межпредметного взаимодействия дисциплин учебного плана аграрного вуза; активные, развивающие формы и методы профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; средства программного и учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; результаты профессиональной подготовки и методику выявления уровней готовности выпускников аграрного вуза к профессиональной деятельности;
- концепция оптимизационного моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля отражает целостное единство взаимосвязанных инвариантного, вариативного и контрольно-результирующих блоков;
- структура оптимизационных моделей профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля включает целевой компонент, представленный критерием оптимальности (достижение каждым студентом максимально возможного для него уровня профессиональной компетентности в условиях нормативного использования учебного времени); креативное образовательное пространство аграрного вуза, содержащее современные образовательные ресурсы; механизм диагностики результативности продвижения субъекта образовательного процесса по индивидуальной траектории;
- технологическое обеспечение процесса формирования компетентного конкурентоспособного специалиста аграрного профиля характеризуется внедрением педагогических технологий (технология проектной деятельности, технология совместной деятельности, кейс-технология, технология математического моделирования процессов в АПК и др.), созданием развивающей информационно-образовательной среды (электронные и гипертекстовые учебники и учебно-методические пособия, мультимедийные обучающие программы, средства компьютерного моделирования, распределенные базы данных и базы знаний, информационно-справочные системы, виртуальные лаборатории, системы off-line и on-line тестирования, системное программное и аппаратное обеспечение);
- эффективность формирования профессиональной компетентности выпускника аграрного вуза обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий (осуществление организации оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза в единстве социально-экономических и личностных аспектов, на основе системного, аксиологического, деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов; обоснование сущности, содержания и структуры оптимизационных моделей профессиональной подготовки студентов на основе совокупности ключевых компетенций, соответствующих мировым стандартам профессионального образования; выявление закономерностей и принципов оптимизационного моделирования профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов АПК, базируясь на компетентностном подходе; взаимодействие моделирования и образовательных информационных технологий; выполнение курсовых, дипломных и творческих работ (проектов) студентами с применением математических моделей социально-экономических процессов в аграрной сфере; обеспечение образовательного процесса методическими и учебными пособиями, рекомендациями, педагогическими программными средствами; осуществление мониторинга результативности оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов);
- разработанные критерии результативности оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и коммуникативно-рефлексивный) и методика их выявления обеспечивают мониторинг качества образовательного процесса;
- ведущими тенденциями оптимизационного моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля выступают фундаментализация, гуманизация, информатизация, компьютеризация, междисциплинарность, интегративность, непрерывность.
1.Погонышева, Д.А.Формирование будущих специалистов экономико-математическими средствами: монография/Д.А. Погонышева. - М.:ЗАО «Экономическая литература», 2004.-125 с. (7,44 п.л.).
2. Погонышева, Д.А. Технология обучения будущих специалистов экономико-математическими методами: монография/Д.А. Погонышева. - Брянск: Изд-во БГСХА, 2004. -154 с. (9,0 п.л.).
3.Погонышева, Д.А. Моделирование в образовательном процессе в аг-рарном вузе: монография /Д.А. Погонышева.-Брянск: Изд-во БГУ, 2005.-118 с. (7,25 п.л.).
4.Погонышева, Д.А. Разработка информационной системы дистанционного образования экономического профиля/Д.А. Погонышева, А.И. Грищенков, С.Н. Злобина, Е.И. Морозова, Л.В. Сидорова, С.В. Кузнецова, О.В. Зубкова.-Брянск: Изд-во ООО «Курсив», 2009.-150 с.(9,5 п.л., из них авторских–20%).
5.Погонышева, Д.А. Оптимизационное моделирование профессиональ-ной подготовки студентов-аграриев: монография /Д.А. Погонышева.- Брянск: Изд-во ООО«Ладомир», 2010. -122 с. (7,6 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
6.Погонышева, Д.А. Математическая подготовка экономистов / Д.А. Погонышева // Высшее образование в России. - М., 2004.-№10.-С.157-159 (0,19 п.л.).
7.Погонышева, Д.А. Подготовка будущих специалистов экономико-математическими средствами как психолого-педагогическая проблема / Д.А. Погонышева // Информатика и образование. - М., 2004.-№12.-С.109-110 (0,12 п.л.).
8.Погонышева, Д.А. Экономико-математическое моделирование в подготовке будущих специалистов/Д.А. Погонышева // Alma mater.-М., 2004.-№8.-С.59-61 (0,19 п.л.).
9.Погонышева, Д.А. Моделирование как метод реализации компе-тентностного подхода в профессиональном образовании /Д.А. Погоны-шева // Педагогика. - М., 2009.-№10.-С.22-28 (0,44 п.л.).
10.Погонышева, Д.А. О формировании профессиональной компе-тентности студентов-аграриев/Д.А. Погонышева // Высшее образование в России. - М., 2009.-№11.-С.159-161 (0,19 п.л.).
11.Погонышева, Д.А. Модернизация профессиональной подготовки студентов аграрного вуза на основе моделирования / Д.А. Погонышева // Образование и общество. - Орел, 2009.-№6(59).-С.27-31 (0,31 п.л.).
12.Погонышева, Д.А. Личностно-профессиональное развитие буду-щих специалистов на основе математического моделирования/Д.А. По-гонышева // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2009.№11.-С.89-98 (0,62 п.л.).
13.Погонышева, Д.А. Формированиe профессиональной компетентности будущих специалистов аграрного профиля на основе моделирования/Д.А. Погонышева //Информатика и образование.-М., 2009.-№12.-С.116-117 (0,12 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
14. Погонышева, Д.А. Моделирование социально-экономических процессов в сельском хозяйстве: задания для студентов специальностей 060500, 060900, 061400, 061100, 061500 /Д.А. Погонышева.- Брянск: БГСХА, 1998.- 40 с. (2,6п.л.).
15.Погонышева, Д.А. Моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве: учебно-методическое пособие (задания для студентов специальностей 060500, 060900) /Д.А. Погонышева.- Брянск: БГСХА, 1998.- 22 с. (1,4 п.л.).
16. Погонышева, Д.А. Решение задач линейного программирования с помощью Excel 7.0: учебно-методическое пособие /Д.А. Погонышева. - Брянск: БГСХА, 1999. - 14 с. (0,88 п.л.).
17.Погонышева, Д.А.Моделирование сложных систем: учебно-методическое пособие /Д.А. Погонышева.-Брянск:БГСХА,2000.–48с.(2,9 п.л.).
18. Погонышева, Д.А. Исследование операций в экономике: учебное пособие /Д.А. Погонышева.- Брянск: БГСХА, 2000.-56 с. ( 3,5 п.л.).
19. Погонышева, Д.А. Подготовка дипломной работы: рекомендовано УМО вузов по агрономическому и агроэкономическому образованию в качестве методического пособия/Д.А. Погонышева, Е.П. Чирков, А.Н. Нехамкин.-Брянск: БГСХА, 2000. –80 с (4,6 п.л., из них авторских 30%).
20. Погонышева, Д.А. Экономико-математические методы и модели: учебное пособие/Д.А. Погонышева.-Брянск: БГУ, 2004.-58 с.(3,7 п.л.).
21. Погонышева, Д.А. Компьютерные экономико-математические модели: учебное пособие /Д.А. Погонышева.-Брянск: БГУ,2004.-51 с.(3,2 п.л.).
22. Погонышева, Д.А.Методические указания и задания для самостоя-тельной работы студентов по курсу «Методы и модели в экономике» специальности «Экономика и управление на предприятии АПК»: учебно-методическое пособие/Д.А. Погонышева. - Брянск: БГСХА, 2005.-42 с. (2,4 п.л.).
23.Погонышева, Д.А. Информационные технологии в экономике: допущено УМО по экономическому образованию в качестве учебного пособия/Д.А. Погонышева, В.Б. Яковлев, Н.А. Верезубова, Н.В. Петракова. - Брянск: БГСХА, 2005.- 101с.(5,92 п.л., из них авторских – 38%.).
Сборники статей, статьи в научных журналах
24.Погонышева, Д.А. Компьютерная технология управления производством кукурузы в условиях погодного риска/Д.А. Погонышева, Л.А. Мочалова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-М., 1996.-№12.-С.19-20.(0,12 п.л., из них авторских 50%).
25.Погонышева, Д.А. Прогнозирование урожайности кормовых куль-тур/Д.А. Погонышева, В.Н. Наумкин, Н.А. Лопачев, А.М. Хлопяников, Г.В. Хлопяникова//Кормопроизводство.-М., 1998.- №11. - С. 2-3 (0,12 п.л., из них авторских 20%.)
26.Погонышева, Д.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов на основе моделирования/Д.А. Погонышева //Вестник БГУ. № 1.-Брянск: Изд-во БГУ, 2005.-С.119-123. (0,31п.л.)
27.Погонышева, Д.А. Формирование кадров аграрного профиля на основе моделирования/Д.А. Погонышева //Вестник БГСХА. №1.-Брянск: БГСХА, 2005.-С.47-49. (0,18 п.л.).
28.Погонышева, Д.А. О совершенствовании подготовки кадров для АПК на основе моделирования/Д.А. Погонышева //Вестник БГСХА. №2.-Брянск: БГСХА, 2005.-С.63-65. (0,18 п.л.).
29.Погонышева, Д.А. О совершенствовании подготовки специалистов аграрного профиля на основе математического моделирования/Д.А. Погонышева //Образовательные технологии. Науч.-тех. журнал.-Воронеж: ВГПУ, 2005.-№3 .-С.163-166.(0,25 п.л.).
30. Погонышева, Д.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза на основе математического моделирования/Д.А. Погонышева // Вестник БГУ. №1.-Брянск: БГУ, 2006.-С.170-173. (0,25 п.л.).
31.Погонышева, Д.А. Профессиональная подготовка специалистов аграрного профиля на основе метода моделирования/Д.А. Погонышева //Вестник БГУ.-2009.-№1.-С. 50-54. (0,31 п.л.).
32.Погонышева, Д.А. Модернизация профессиональной подготовки технического специалиста на основе моделирования /Д.А. Погонышева, В.А. Погонышев//Энергетический вестник СПбГАУ.-СПб: СПбГАУ, 2010.-С.365-368. (0,25 п.л., авторских – 50% ).
Материалы конференций
33.Погонышева, Д.А. Роль информатизации в развитии АПК/Д.А. Погонышева// Экономические проблемы реформирования сельскохозяйственного производства: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск: БГСХА, 1997.-С.123-125 (0,18 п.л.)
34. Погонышева, Д.А. Опыт применения активных методов обучения студентов по курсу «Моделирование социально-экономических процессов» /Д.А. Погонышева //Совершенствование экологического воспитания и образования в аграрном вузе: сб. материалов регион. конф. -Брянск: БГСХА, 1998. -С. 125-126. (0,12 п.л.).
35.Погонышева, Д.А. Использование системы эконометрических моде-лей в оценке производственного потенциала СХП/Д.А. Погонышева, А.Д. Зелепугин, Н.А. Гудина //Актуальные проблемы АПК юго-запада России: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск: БГСХА, 1998.-С.78-81(0,25 п.л., из них авторских 33%).
36.Погонышева, Д.А.К вопросу экологического воспитания студентов в аграрном вузе/Д.А. Погонышева //Актуальные проблемы экологии на рубеже третьего тысячелетия и пути их решения: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск: БГСХА,1999.-С.211-212.(0,12 п.л.).
37.Погонышева, Д.А. Профессиональная ориентация при подготовке экономистов в сельскохозяйственном вузе/Д.А. Погонышева //Актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов VI научн.-практ. конф. преподавателей общеобразовательных, профессиональных учреждений, аспирантов, студентов. –Брянск: БГУ, 1999. - С. 133-134.(0,12 п.л.).
38. Погонышева, Д.А. Эконэкол в системе аграрного образования /Д.А. Погонышева, Г.К. Андросов //Новые технологии в экологии, технике, образовании: сб. материалов IV всерос. научн.-практич. конф., в 3-х томах, 16-18 июня 1999 г. СПб: Балт. гос. техн. ун-т, 1999. - Т. 3. -С. 234 (0,06 п.л., из них авторских 50%).
39.Погонышева, Д.А. К вопросу экономического воспитания студентов в аграрном вузе/Д.А. Погонышева //Экономико-экологические проблемы современности и пути их решения: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск: БГСХА, 1999.-С.211-212 (0,12 п.л.).
40.Погонышева, Д.А.К вопросу совершенствования кадрового обеспечения агропромышленного комплекса/Д.А. Погонышева //Российская экономика в ХХ1 веке: проблемы, перспективы развития: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Ч.2.-Брянск, 2000.- С.73-75. (0,19п.л.).
41. Погонышева, Д.А. К вопросу повышения качества учебного процесса в вузе/Д.А. Погонышева //Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая система: сб. материалов VI междунар. научн.-практ. конф. –Брянск: БГУ, 2000. –С. 105. (0,06 п.л.).
42. Погонышева, Д.А. Новые информационные технологии в аграрном вузе/Д.А. Погонышева //Наука и образование - возрождению сельского хозяйства России в ХХ1 веке: сб. материалов междунар. науч.-практ. и учеб.-метод. конф.-Брянск, 2000.-С.670-672. (0,19 п.л.).
43. Погонышева, Д.А. Модельный подход при изучении физики и триботехники/Д.А. Погонышева, В.А. Погонышев //Качество инженерного образования: сб. материалов междунар. науч.-метод.конф.-Брянск: Изд-во БГТУ, 2000.-С.193 (0,2 п.л., из них авторских 50%).
44. Погонышева, Д.А. О совершенствовании подготовки кадров для аграрного производства/Д.А. Погонышева // Экономика Брянской области: проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. научн.-практ. конф. -Брянск, 2001. –С. 22-24. (0,19 п.л.).
45. Погонышева, Д.А. О совершенствовании подготовки будущих специалистов в аграрном вузе/Д.А. Погонышева //Проблемы региональной экономики: пути решения: сб. материалов регион. науч-практ. конф. –Брянск, 2001. –С.78-80. (0,19 п.л.).
46. Погонышева, Д.А. К вопросу о реализации системного подхода к учебному процессу/Д.А. Погонышева // Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема: сб. материалов VIII междунар. научн.-практ. конф. –Брянск, 2001. –С. 123-124.(0,12 п.л.)
47. Погонышева, Д.А. О совершенствовании учебного процесса в вузе /Д.А. Погонышева //Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема: сб. материалов VIII междунар. на-учн.-практ. конф. –Брянск, 2001. –С. 76-78.(0,19 п.л.).
48. Погонышева, Д.А. К вопросу оптимизации учебного процесса в вузе экономико-математическими методами/Д.А. Погонышева // Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема: сб. материалов IХ междунар. научн-практ. конф. Ч.2. –Брянск, 2002. –С. 70-72. (0,19 п.л.).
49. Погонышева, Д.А. Инновации в подготовке экономистов/Д.А. Погонышева //Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. материалов междунар. научн.-практ. конф.-Брянск, 2002.-С.200-202.(0,19 п.л.).
50. Погонышева, Д.А. О профессиональной направленности обучения в высшей школе /Д.А. Погонышева //Технолого-экономическое образование: состояние, проблемы, перспективы: сб. материалов между-нар. научн.-практ. конф.-Брянск, 2003.-С.178-181.(0,25 п.л.).
51. Погонышева, Д.А. Дидактические условия обучения студентов эко-номико-математическими методами/Д.А. Погонышева //Технолого-экономическое образование: состояние, проблемы, перспективы: сб. материалов междунар. научн.-практ. конф.-Брянск, 2003.-С.181-183. (0,19 п.л.).
52. Погонышева, Д.А. Электронные средства обучения студентов экономико-математическими методами/Д.А. Погонышева //Формирование творческой личности и подготовка современного специалиста: сб. материалов Х междунар. научн.-практ. конф. Ч.2.–Брянск, 2003. –С. 79-80.(0,19 п.л.).
53. Погонышева, Д.А. О применении в подготовке экономистов математических методов и моделей/Д.А. Погонышева // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. материалов XIII междунар. научн.-технич. конф.-Пенза, 2004.-С.327-329.(0,19 п.л.)
54. Погонышева, Д.А. Инновации в экономическом образовании /Д.А. Погонышева //Образование в XXI веке: сб. материалов всерос. научн. конф.-Тверь, 2004.-С.127-128.(0,12 п.л.).
55. Погонышева, Д.А. О развитии творческой самостоятельности студентов на основе экономико-математических методов/ Д.А. Погонышева //Возможности и результаты развивающего обучения специалистов в совершенствовании образования в средней и высшей школах: сб. материалов междунар. научн.-практ. конф.-Балашов, 2004.-С.49-53. (0,31 п.л.).
56.Погонышева, Д.А. О технологии обучения студентов методом экономико-математического моделирования/Д.А. Погонышева // Актуальные вопросы педагогики: проблемы и решенияпроблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе: сб. материалов междунар. науч.-метод. конф.-Брянск, 2004.-С.89-90 (0,12 п.л.).
57.Погонышева, Д.А. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов на основе технологии обучения экономико-математическими средствами/Д.А. Погонышева //Социально-экономические проблемы АПК и опыт их решения на региональном уровне: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск, 2004.-С.32-33. (0,12 п.л.).
58.Погонышева, Д.А. Совершенствование подготовки студентов на основе технологии обучения экономико-математическими средствами/Д.А. Погонышева//Актуальные проблемы технологического и профессионально-педагогического образования: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф.-Брянск, 2004.-С.200-203 (0,12 п.л.).
59. Погонышева, Д.А.Подготовка будущих специалистов методом эко-номико-математического моделирования/Д.А. Погонышева //Наука – сель-скохозяйственному производству и образованию: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.-Смоленск, 2004.-С.78-80 (0,19 п.л.).
60.Погонышева, Д.А. О роли экономико-математического моделирова-ния в модернизации подготовки будущих специалистов/Д.А. Погонышева //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: сб. материалов 3-й всерос. заоч. науч.-практ.конф.-Челябинск, 2004.-С.146-148 (0,19 п.л.).
61.Погонышева, Д.А.О профессиональной подготовке студентов аграрного вуза на основе моделирования/Д.А. Погонышева //Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф.-Пенза, 2005.-С.261-263 (0,19 п.л.).
62.Погонышева, Д.А. О совершенствовании профессиональной подго-товки студентов аграрного вуза/Д.А. Погонышева // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф.-Пенза, 2005.-С.138-140. (0,19 п.л.).
63.Погонышева, Д.А. Совершенствование кадровой политики: инвестиционный аспект/Д.А. Погонышева, Т.М. Хвостенко //Социально-экономические проблемы развития АПК и опыт их решения на региональном уровне: сб. материалов науч.-практ.конф..-Брянск, 2005.-С.211-214 (0,19 п.л., из них авторских – 50%).
64.Погонышева, Д.А. О формировании творческой деятельности студентов аграрного вуза на основе применения моделей и компьютерных технологий/Д.А. Погонышева //История, теория, внедрение, использование, опыт развивающего обучения специалистов во всех видах образования и деятельности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.-Балашов, 2006.-С.66-69 (0,25 п.л.).
65.Погонышева, Д.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза на основе моделирования/Д.А. Погонышева // Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. материалов II междунар. научн.-практ.конф.)-Брянск: Изд-во БГТУ, 2006.-C. 373-375 (0,19п.л.).
66.Погонышева, Д.А. Профессиональная подготовка с применением моделей как ресурс развития личности /Д.А. Погонышева //Инновационная деятельность образовательных учреждений региона: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф.-Брянск: БГУ, 2006.-С.64-65 (0,12 п.л.).
67.Погонышева, Д.А. Совершенствование управления техническими ресурсами АПК на основе применения математических методов/Д.А. Погонышева //Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения: сб. материалов науч.-практ.конф.-Брянск, 2007.-С.102-105 (0,2 п.л.).
68.Погонышева, Д.А.О подготовке специалистов аграрного профиля с применением моделей /Д.А. Погонышева //Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы: сб. материалов III всерос. науч.-практ. заочн. конф.- Ярославль, 2008.- С. 48-50 (0,19 п.л.).
69. Погонышева, Д.А. Моделирование как средство подготовки специалистов для инновационной экономики/Д.А. Погонышева //Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «При-кладная информатика» для инновационной экономики: сб. материалов IV всерос. науч.-метод. конф.).-Москва:МЭСИ, 2008.-С.161-162.(0,12 п.л.).
70.Погонышева, Д.А.Подготовка специалистов аграрного профиля с применением математических моделей/Д.А. Погонышева //Современное об-разование: содержание, технологии, качество: сб. материалов ХIV между-нар.науч.-практ конф.-Санкт-Петербург, 2008.-С.117-119.(0,19 п.л.).
71. Погонышева, Д.А. Моделирование как средство подготовки совре-менного педагога/Д.А. Погонышева //Социокультурные проблемы профессиональной подготовки современного педагога: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф.-Брянск: Изд-во БГУ, 2008.С.108-110.(0,19 п.л.).
72.Погонышева, Д.А. Оптимизационное моделирование образовательного процесса в аграрном вузе/ Д.А. Погонышева // Проблемы инновационной экономики, модернизации и технологического развития: сб. материалов междунар.науч.-практ. конф.-Пенза, 2010.-С.28-30 (0,19 п.л.).