- Образ государства представляет собой динамическую совокупность объективно существующих, целенаправленно формируемых и субъективно воспринимаемых сущностных характеристик политически организованного, территориально оформленного и подчиненного верховной власти общества.
- Политика формирования позитивного образа государства предполагает как целенаправленное воздействие на уже укоренившиеся в индивидуальном и массовом сознании характеристики с целью усиления их эффекта, так и внедрение в него вновь созданных посредством системы мероприятий административно-управленческого характера. Основными принципами политики формирования позитивного образа государства являются ориентация на стратегию, адресность, всестороннее участие в ходе ее разработки и реализации институтов гражданского общества.
- Значение зарубежных моделей имиджевой политики государств для российской политики формирования позитивного образа государства заключается в возможности дополнения отечественной модели их следующими параметрами: ориентация на проведение имиджевых информационных кампаний в рамках отдельных регионов мира, культурно, лингвистически и этнически близких общностей, территорий государств-союзников и партнеров России; использование в качестве инструментов формирования позитивного образа государства на международной арене нескольких телевизионных и радиокомпаний, фондов и институтов; максимально широкое привлечение государством общественных организаций, частных лиц внутри страны и за рубежом для положительного позиционирования РФ; децентрализованная, построенная на неформальных связях государства и общественных организаций, ассоциаций и индивидов система координации и руководства механизмом формирования положительного образа РФ; формирование собственной, основанной на национальной идеологии, концепции национальных интересов страны, универсальных нормах и принципах международного права, схемы всеобъемлющей интерпретации государственной политики России, ее партнеров и оппонентов; концептуальная интеграция характеристик образов государства на международной арене и во внутриполитической сфере; использование в качестве формы нейтрализации негативного образа России в мире демонстрации шагов, мер и действий государства и общества по преодолению тех или иных отрицательных характеристик.
- В формировании позитивного образа российского государства во внутриполитической сфере и на международной арене могут быть использованы следующие образы-архетипы: образ России-объединительницы для поддержания государственно-территориального единства страны, интеграционных процессов на постсоветском пространстве; образ России-освободительницы в сфере международной энергетической безопасности в отношениях с развивающимися индустриальными странами; образ России-наследницы и преемницы Российской империи и Советского Союза, их достижений в различных сферах общественной жизни и их статусов в мировой политике; образ возрождающейся России как нации-государства.
- Проактивная стратегия формирования позитивного образа российского государства предполагает использование асимметричных информационных мер и мер нейтрализации негативного образа РФ: поддержка заявлений и других способов информирования государством о своей политике акциями экономического, политического, военного и иного сопровождения внешней политики России; выработка схемы всеобъемлющей интерпретации событий в жизни России как страны и государства посредством совмещения различных архетипических образов российской государственности; технологии смещения акцентов и генерирования государством новостей о самом себе; технологии рассеивания внимания аудитории; позиционирование государства как преодолевающего свои недостатки института власти; представление любых позитивных характеристик государства как образца для подражания; акцентирование позитивных характеристик - следствий негативной для государства ситуации; информирование о мерах и действиях государства, дающих положительный эффект в будущем; демонстрация деятельности государства по борьбе с негативными явлениями в жизни общества, существование которых им признается.
- С учетом советского опыта организационного обеспечения внутри-, внешне- и военно-политической пропаганды, организационно-структурный механизм формирования позитивного образа РФ может быть построен на базе сочетания принципов централизации информационного воздействия на отечественную и зарубежные аудитории в кризисных ситуациях и децентрализации информационного воздействия в периоды стабильного существования государства. Формы координации целесообразно использовать в оперативном руководстве, содержательном и методическом обеспечении политики формирования позитивного образа РФ, а формы субординации и другие вертикальные связи подчинения - в руководстве всей системой позитивного позиционирования российского государства.
- Организационный механизм формирования позитивного образа государства в России может включать несколько контуров принятия и реализации решений: Совет Безопасности России и Аппарат Совета Безопасности, определяющие миссию, видение и Я-концепцию государства, информационное, правое и организационное обеспечение данной деятельности; межведомственные комиссии (советы) по позиционированию РФ во внутриполитической и внешнеполитической сферах, разрабатывающие конкретные меры и действия, контролирующие их реализацию. Для отечественной аудитории подобные функции может выполнять межведомственная комиссия, координируемая Министерством культуры РФ. Она может включать представителей министерств культуры, образования и науки, Пресс-службы Президента РФ, Министерства обороны РФ, федеральных телеканалов, специализированных СМИ по патриотическому и духовному воспитанию граждан РФ, печатных СМИ. Исполнительными звеньями на местах могут выступить отделы по реализации программ патриотического и духовного воспитания граждан России в системе образования страны и федеральных ведомствах, пресс-службы федеральных органов исполнительной власти с подразделениями по формированию позитивного образа государства в регулируемой сфере общественной жизни, а также указанные средства массовой информации с собственными подразделениями по решению этой задачи. Общий контроль и координацию работы межведомственных комиссий (советов) может взять на себя Руководитель Администрации Президента РФ или Секретарь Совета Безопасности России.
- Обобщенный образ России внутри страны должен включать в себя следующие направления позиционирования государства: формирование образа России как значимого государства в мире; подчеркивание статуса сильной державы, независимой от других государств, обладающей потенциалом самостоятельного развития в сфере продовольствия, энергетики, оборонной промышленности, авиастроения, космической деятельности, транспортных коммуникаций, информационных технологий; демонстрация деятельности государства и промежуточных результатов на пути к созданию в РФ развитой инновационной экономики, социально ориентированной политики, передовой науки, образа богатого культурного развития страны, высокого качества отечественного образования по сравнению с образовательными системами за рубежом, образа патриотичного поведения граждан России в мирном труде и защите Отечества; демонстрация успехов, мер и действий по решению проблем в жизни России, поддержанию политической стабильности, эффективной власти.
- Средства позиционирования позитивного образа российского государства внутри страны предназначены для формирования идентичности и ситуационных образов России в сфере внутренней политики. Они представляют собой систему мер идеологии (способ определения содержания видения, миссии и Я-концепции государства), имиджмейкинга (способ формирования идентичности и ситуационных образов России), техники пропаганды (передача ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в чрезвычайных условиях недиалогового режима коммуникации) и связей с общественностью (передача ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в повседневных условиях диалоговой коммуникации на основе долгосрочных отношений с обществом).
- Организационным механизмом формирования позитивного образа России за рубежом может стать межведомственный координирующий орган, руководимый главой МИД или одним из заместителей руководителя Администрации Президента РФ, и включающий представителей федеральных ведомств, телерадиокомпаний, иновещательных СМИ и др. Исполнительным аппаратом данного органа может служить управление или отдел в составе Департамента общественных связей (печати и информации) МИД РФ, Администрации Президента РФ. Рабочими звеньями в составе ведомств и их крупных подразделений могут быть пресс-службы с отделами (группами, отделениями) по формированию позитивного образа России в масштабах международной организации, страны, региона планеты.
- Образ России на международной арене с учетом национальных интересов нашей страны и позитивных ожиданий иностранных государств, связанных с ролью российского государства в мировой политике, заключается в следующей системе представлений: Россия - сильное независимое государство, готовое к равноправному сотрудничеству, но не поддающееся силовому давлению извне, не поступающееся своим суверенитетом, стремящееся создать пояс добрососедства и партнерства вокруг собственных границ; вторая ядерная держава мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, член группы «G8» («Большой Восьмерки»), обладательница транзитных возможностей континентального значения; в перспективе один из мировых центров силы, лидер на постсоветском пространстве, государство, находящееся в одном ряду с великими европейскими державами по экономическому потенциалу и превосходящее их по параметрам населения и природных ресурсов, равноправный участник в интеграционных объединениях Европы и Восточной Азии.
- Средствами передачи ситуационных образов, системы знаков и символов идентичности государства в текущем периоде времени выступают техники связей с общественностью. Вследствие невозможности применения техник пропаганды как недиалогового режима коммуникации и закрепления образа государства за рубежом, из-за слабости позиций российских средств массовой коммуникации в информационном пространстве других стран и регионов трансляция позитивного образа России за рубежом должна опираться на применение техник связей с общественностью. В силу их направленности на диалоговый режим переноса ситуационных образов, знаков и символов государства в массовое сознание других стран, а также формально-благожелательного налаживания отношений с иностранными аудиториями, формирование образа России в мире возможно на долгосрочной основе.
1.Федякин А.В. Образ России: национальные интересы и приоритеты. Моногра-фия. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2005. – 15,5 п.л.
2.Федякин А.В. Формирование позитивного образа государства как задача ин-формационной политики России: история и современные реалии. Монография. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. – 20,2 п.л.
3.Федякин А.В. Зарубежный опыт политики формирования позитивного образа государства: сравнительный анализ теории и практики. Монография. – М.: МИИТ, 2009. – 16,1 п.л.
4.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа государства: регио-нальное измерение. Монография. – М.: МИИТ, 2010. – 20,3 п.л.
Учебники и учебные пособия
5.Современный политический процесс в России: Учебно-справочное пособие / Авт.-сост. В.И. Коваленко, Е.Н. Мощелков, А.В. Федякин. – М.: МНЭПУ, 2002. – 19 п.л. / 2 п.л.
6.Русская социально-политическая мысль X – начала XX века. Антология: Учеб-ное пособие. В 5 т. Т. I-II, V. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. (в соав-торстве с В.И. Коваленко) – 7 п.л. / 6,5 п.л.
7.Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Коваленко. – М.: МГУ, 2010. (в соавторстве с В.И. Коваленко) – 25 п.л. / 5 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
8.Федякин А.В. Проблемы формирования позитивного образа России на между-народной арене // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2003. – № 3. – С. 47-48. – 0,2 п.л.
9.Федякин А.В. О понятии «образ государства» // Вестник Московского универ-ситета. Серия 12. Политические науки. – 2004. – № 5. – С. 73-84. – 0,6 п.л.
10.Федякин А.В. Формирование позитивного образа России в контексте европей-ской интеграции // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2005. – № 2. – С. 48-51. – 0,4 п.л.
11.Федякин А.В. Образ государства как исследовательская задача современной по-литологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2005. – № 3. – С. 3-18. – 1,2 п.л.
12.Федякин А.В. Основные направления политики формирования позитивного об-раза современной России внутри страны // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2006. – № 2. – С. 22-36. – 1 п.л.
13.Федякин А.В. Обобщенный образ России внутри страны и на международной арене: проблемы и перспективы формирования и продвижения // Вестник Московско-го университета. Серия 12. Политические науки. – 2006. – № 6. – С. 70-72. – 0,2 п.л.
14.Федякин А.В. Формирование позитивного образа Советского государства в 1920-е – 1940-е гг.: официальные документы и политическая практика // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2007. – № 2. – С. 11-24. – 0,8 п.л.
15.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа СССР в 1950-е – 1980-е гг. и ее применимость в современных условиях // Вестник Московского уни-верситета. Серия 12. Политические науки. – 2007. – № 4. – С. 29-44. – 0,9 п.л.
16.Федякин А.В. Предпосылки и истоки формирования образов российской госу-дарственности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2008. – № 3. – C. 21-32. – 0,7 п.л.
17.Федякин А.В. Региональное измерение политики формирования позитивного образа государства // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2008. – № 4. – С. 98-100. – 0,2 п.л.
18.Федякин А.В. Политическая преемственность в образе России: история и со-временные реалии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2009. – № 1. – С. 63-72. – 0,6 п.л.
19.Федякин А.В. Справедливое и сильное государство в образе России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2009. – № 3. – C. 28-36. – 0,6 п.л.
20.Федякин А.В. Становление и эволюция организационного механизма политики формирования позитивного образа Российского государства // Вестник Российской нации. – 2010. – № 1-2. – С. 98-127. – 1,5 п.л.
21.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа государства (вопро-сы теории) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2010. – № 3. – C. 11-24. – 0,9 п.л.
22.Федякин А.В. Образ России и ее государственного устройства в общественно-политической мысли Русского Зарубежья // Вестник Российской нации. – 2010. – № 4. – С. 97-130. – 1,5 п.л.
Статьи в других журналах и научных сборниках по теме диссертации
23.Федякин А.В. Роль религиозного фактора в формировании позитивного образа государства // SCHOLA – 2004. Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004. – С. 64-66. – 0,2 п.л.
24.Федякин А.В. Образ государства: вопросы категориального осмысления // Ма-териалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 12-15 апреля 2005 г.). Том 5. – М.: МГУ, 2005. – С. 204-206. – 0,2 п.л.
25.Федякин А.В. Формирование образа государства: зарубежный опыт и россий-ские императивы // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступ-лений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 5. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 488-489. – 0,1 п.л.
26.Федякин А.В. Образ государства: теоретико-методологические аспекты // Ас-пекты: Сб. ст. по филос. проблемам истории и современности: Вып. III. – М.: Совре-менные тетради, 2005. – С. 178-190. – 0,8 п.л.
27.Федякин А.В. Опыт категориального осмысления образа государства // SCHOLA – 2005. Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2005. – С. 292-297. – 0,5 п.л.
28.Федякин А.В. Основные черты образа современной России // Experimentum – 2005. Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. – С. 140-144. – 0,5 п.л.
29.Федякин А.В. Образ государства в глобализирующемся мире и перспективы его исследования в рамках политической науки // Материалы XIII Международной науч-ной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 12-15 апреля 2006 г.). Том 4. – М.: МГУ, 2006. – С. 358-359. – 0,1 п.л.
30.Федякин А.В. Содержание и структурные компоненты образа государства // Ас-пекты: Сб. статей по филос. проблемам истории и современности: Вып. IV. – М.: Со-временные тетради, 2006. – С. 278-291. – 1 п.л.
31.Федякин А.В. Основные направления политики формирования позитивного об-раза современной России за рубежом // SCHOLA – 2006. Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. – С. 71-74. – 0,3 п.л.
32.Федякин А.В. К вопросу о значении зарубежного опыта политики формирования позитивного образа государства для современной России // Experimentum – 2007: Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2007. – С. 110-115. – 0,5 п.л.
33.Федякин А.В. К вопросу об актуальности формирования позитивного образа со-временной России // Материалы XIV Международной научной конференции студен-тов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 11-14 апреля 2007 г.). Том IV. – М.: МГУ, 2007. – С. 160-161. – 0,2 п.л.
34.Федякин А.В. Проблемы формирования позитивного образа современной Гер-мании // SCHOLA – 2007: Сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2007. – С. 277-281. – 0,4 п.л.
35.Федякин А.В. Образ современной России: специфика восприятия отечественной и зарубежной аудиториями // Государство – власть – безопасность. Сборник научных статей. В 2 ч. Ч. 1. – Омск: Омский гуманитарный институт, 2007. – С. 71-80. – 0,7 п.л.
36.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа государства: опыт Великобритании // Мировая и российская политика. Сборник статей по политологи-ческим теоретико-методологическим и прикладным проблемам истории и современ-ности. Вып. I. – Чебоксары: Чувашия, 2008. – С. 128-132. – 0,4 п.л.
37.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа государства в зерка-ле современной политической науки // XV Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов»: Секция «Философия, полито-логия, религиоведение». Материалы конференции (10 апреля 2008 г.). – М.: Социаль-но-политическая МЫСЛЬ, 2008. – С. 414-415. – 0,1 п.л.
38.Федякин А.В. Исторические основы образа Российского государства и их со-временные интерпретации // Вестник Российской нации. – 2008. – № 1. – С. 181-200. – 1 п.л.
39.Федякин А.В. Исследование политики формирования позитивного образа госу-дарства: возможности и пределы современной науки // Аспекты: Сб. статей по филос. проблемам истории и современности: Вып. V. – М.: Современные тетради, 2008. – С. 198-206. – 0,7 п.л.
40.Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа государства: опыт США // Мировая и российская политика. Сборник статей по политологическим теоре-тико-методологическим и прикладным проблемам истории и современности. Вып. II. – Сергиев Посад: ИД «Весь Сергиев посад», 2008. – С. 226-236. – 0,8 п.л.
41.Федякин А.В. Исторические модели организационного обеспечения политики формирования позитивного образа Российского государства внутри страны // SCHOLA – 2008: сборник научных статей философского факультета МГУ. – М.: Со-циально-политическая мысль, 2008. – С. 54-60. – 0,5 п.л.
42.Федякин А.В. Китайская модель политики формирования позитивного образа государства // Experimentum – 2009: сборник научных статей философского факульте-та МГУ. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2008. – С. 152-158. – 0,4 п.л.
43.Федякин А.В. Формирование позитивного образа государства как задача госу-дарственной информационной политики // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». – М.: МГУ, 2009. – С. 141-143. – 0,1 п.л.
44.Федякин А.В. Национальная идентичность и политика формирования позитив-ного образа государства // Политическая регионалистика и этнополитология. Сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным проблемам истории и современности. Вып. I. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2009. – С. 152-158. – 0,5 п.л.
45.Федякин А.В. Проблемы и перспективы исследований внешнеполитических со-ставляющих образа государства // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс поли-тологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акто-ры». Москва, 20-22 ноября 2009 г. – М.: РАПН, 2009. – С. 437-438. – 0,1 п.л.
46.Федякин А.В. Региональные образы как слагаемые образа нации: теоретические и практические задачи для государства и гражданского общества // Вестник Россий-ской нации. – 2009. – № 6. – С. 62-82. – 1 п.л.
47.Федякин А.В. Значение транспортного фактора в формировании позитивного образа современного государства на международной арене // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы – 2009». – М.: МИИТ, 2009. – С. I-12 – I-13. – 0,3 п.л.
48.Федякин А.В. Региональное измерение образа государства в системе политиче-ских коммуникаций: теоретико-методологические и прикладные аспекты // Транс-портная политика и политические коммуникации: Сборник статей по политологиче-ским и социологическим теоретико-методологическим и прикладным проблемам ис-тории и современности. Выпуск I. Общенациональное и региональные измерения. – М.: МИИТ, 2009. – С. 113-129. – 0,7 п.л.
49.Федякин А.В. Формирование позитивного образа государства в системе прио-ритетов государственной политики // Мир и политика. – 2009. – № 12. – С. 63-73.– 0,8 п.л.