- Базовый понятийный аппарат в исследованиях региональной безопасности составляют следующие категории: «региональная безопасность», «региональный интерес», «жизненно важный интерес региональной социальной общности», «угроза региональной безопасности», «защита от угроз региональной безопасности», «опасность региональным интересам», «политика обеспечения региональной безопасности», «стратегия обеспечения региональной безопасности».
- Политические процессы и политические институты выступают в современной России факторами безопасности личности, общества и государства. Они оказывают прямое влияние на политику обеспечения региональной безопасности через корпоративный интерес, зачастую не учитывающий национальных ценностей, интересов и целей. Корпоративный интерес оказывает влияние и на политический процесс, и на политический институт, а те, в свою очередь, так или иначе влияют на безопасность личности, общества и государства, на безопасность того или иного региона.
- В российском обществе велика роль латентных политических сил, влияющих на политические институты. Как и вся государственная политика, так и политика обеспечения региональной безопасности подвержена влиянию теневых структур, именуемых группами интересов, группами давления (влияния), лоббистскими группировками. В России теневая практика принятия политических решений наносит ущерб жизненно важным интересам личности, общества и государства.
- Региональная безопасность тесно связана с национальной безопасностью и в федеративном государстве выступает уровнем национальной безопасности. Само федеративное государство как таковое в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, поскольку субъекты Федерации могут активнее использовать свои связи и возможности, в том числе и внешнеэкономические. Региональная безопасность в России - это часть системы национальной безопасности, ее подсистема. Обеспечение региональной безопасности - это вид деятельности государства и общества, выражающийся в защите жизненно важных интересов личности, общества, институтов государства.
- В качестве основных сфер региональной безопасности выступают социальная, политическая, экономическая экологическая, информационная.
- Институциональную подсистему системы обеспечения региональной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей; государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Политика обеспечения региональной безопасности выступает неотъемлемой частью государственной политики регионального развития. Основные направления политики обеспечения региональной безопасности отражаются в Стратегии обеспечения национальной безопасности и конкретизируются в национальных и региональных целевых программах развития и обеспечения безопасности.
- Негосударственная система обеспечения региональной безопасности является необъемлемой составной частью целостной системы обеспечения национальной безопасности. К негосударственной подсистеме региональной безопасности относятся органы местного самоуправления, негосударственный нотариат, адвокатура, негосударственные охранные службы и детективные агентства, общественные объединения граждан и отдельные граждане.
- Концепция региональной безопасности отражает идеальное видение в конкретных исторических условиях феномена региональной безопасности, интересов региональной социальной общности, угроз этим интересам, а также путей защиты интересов от угроз. Политика обеспечения региональной безопасности отражает основные направления деятельности государства и общества по реализации основных целей региональной безопасности. Стратегия региональной безопасности представляет собой набор принципов, мер обеспечения безопасности в конкретных условиях и сферах человеческой деятельности. И политика, и стратегии вытекают из концептуальных положений региональной безопасности.
1. Стрельченко В.В. Региональная безопасность в Российской Федерации. М.: РАГС, 2010. – 20,5 п.л.
2. Стрельченко В.В. Обеспечение безопасности личности: политико-правовой аспект (в соавторстве с Н.В.Синеок, А.Б.Малюткиным, В.В.Остроуховым и др.). М.: РАГС, 2007. – 15,0 п.л. (авторских 5,0 п.л.).
3. Стрельченко В.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности (в соавторстве с Н.В.Синеок, В.В.Остроуховым, М.В.Шекиным и др.). М.: РАГС, 2008. – 14,5 п.л. (авторство не разделено).
4. Стрельченко В.В. Внешняя и внутренняя безопасность России: теория и политика обеспечения. М.: РАГС, 2006. – 14,0 п.л. (авторских 10,0 п.л.).
II. Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
5. Стрельченко В.В. Теоретико-методологические аспекты формирования государственной политики обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации //Социология власти. – 2009. – № 3. – 0,5 п.л.
6. Стрельченко В.В. Стратегия нуждается в концептуальном обосновании (в соавторстве с А.В.Возжениковым) //Государственная служба. – 2010. – № 3. – 0,3 п.л. (авторство не разделено).
7. Стрельченко В.В. Региональная асимметрия и угрозы целостности страны //Государственная служба. – 2009. – № 1. – 0,5 п.л.
8. Стрельченко В.В. Согласование интересов регионов и федерального центра в современной России //Власть. – 2009. – № 9. – 0,5 п.л.
9. Стрельченко В.В. Внешняя сторона региональной безопасности России //Власть. – 2009. № 4. – 0,5 п.л.
10. Стрельченко В.В. Безопасность промышленных регионов Российской Федерации: проблемы и пути решения //Социология власти. – 2010. – № 4. – 0,5 п.л.
11. Стрельченко В.В. Региональная безопасность в системе национальной безопасности России //Социология власти. – 2010. – № 1. – 0,5 п.л.
12. Стрельченко В.В. Взаимодействие органов государственной власти регионов и федерального центра как политическая проблема //Социология власти. – 2009. – № 6. – 0,5 п.л.
III. Публикации в иных изданиях:
13. Стрельченко В.В. Региональная политика как фактор национальной безопасности // Россия: ключевые проблемы и решения. М.: ИНИОН РАН, 2010. – 1,0 п.л.
14. Стрельченко В.В. Минерально-сырьевая безопасность России в условиях глобализации: состояние и проблемы // Россия: ключевые проблемы и решения. М.: ИНИОН РАН, 2004. – 1,0 п.л.
15. Стрельченко В.В. Характеристика современной минерально-сырьевой безопасности России // Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса в XXI веке. Материалы международной научной конференции. Москва, 11-15 октября 2004 г. М.: РУДН, 2004. – 1,0 п.л.
16. Стрельченко В.В. Основные объекты национальной безопасности //В сб.: Россия: перспективы и пути развития. М.: РАГС, 2005. – 1,0 п.л.
17. Стрельченко В.В. Задачи региональной и муниципальной власти по содействию развития инновационных компаний // Тезисы материалов научно-практической конференции «Перспективы региональной интеграции по разработке инновационных лекарств. г.Химки Московской области: ХИМРАР, декабрь 2005. – 0,6 п.л.
18. Стрельченко В.В. Перспективы развития промышленных территорий как технопарков нового типа (в соавторстве с Д.В.Колобовым) // Тезисы материалов научно-практической конференции «Недвижимость Подмосковья – 2006». г.Химки Московской области, 2006. – 0,3 п.л. (авторство не разделено).
19. Стрельченко В.В. Конкуренция власти или зачем муниципалитету инновационное развитие? (в соавторстве с Д.В.Колобовым, А.А.Иващенко) // Вестник Химкинской инновационной палаты. Вып.1. Химки, 2006. – 2,0 п.л. (авторство не разделено).
20. Стрельченко В.В. Сборник дидактических материалов по общей теории национальной безопасности (в соавторстве с А.В.Возжениковым). М.: РАГС, 1999. – 1,5 п.л. (авторство не разделено).
IV. Лекции, доклады
21. Стрельченко В.В. Курс лекций «Государственное и муниципальное управление» (в соавторстве с Д.В.Колобовым). Химки: МАТ, 2006. – 10,0 п.л.
22. Стрельченко В.В. Наука и образование в туризме (в соавторстве с А.Д.Некипеловым, И.В.Зориным) //Научные, образовательные и региональные проблемы в туризме. Материалы научной конференции. Москва, 19-21 апреля 2007 г. М., 2007. – 14,0 п.л. (авторских 10,0 п.л.).
23. Стрельченко В.В. Регион как объект и субъект национальной безопасности. М.: РАГС, 2002. – 1,0 п.л.