Научная тема: «ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: КОНЦЕПЦИЯ, МОДЕЛЬ, ТЕХНОЛОГИИ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Психолого-акмеологическая концепция комплексной оценки, прогнозирования, коррекции, реабилитации и социализации подростков с делинквентным поведением рассматривается как специальным образом организованный процесс, в ходе и в результате которого у них формируется нормативное поведение.
  2. В рамках указанной концепции реабилитационный потенциал социализации рассматривается как психодинамическое психолого-акмеологическое образование и оперативное психическое состояние, имеющее многокомпонентную структуру, которая может быть определена с помощью многомерных психодиагностических технологий, предусматривающих психолого-акмеологическую квалиметрию уровней выраженности, а также детерминирующих ее симптомокомплексов личностных качеств подростков с делинквентным поведением.
  3. Программа психолого-акмеологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением предполагает создание соответствующих психолого-социальных условий на основе организации социально-приемлемой деятельности в однородном подростковом коллективе с учетом комплекса факторов: социальных (состав семьи, жилищные условия, возможность заниматься полезным делом); индивидуально- психологических (характер, мотивация, ценностные ориентации); социально-психологических (межличностные отношения и конфликтность поведения).
  4. Диагностический комплекс на основе дисперсионного анализа позволяет уточнить вклад психологических и социальных характеристик в формирование нормативного типа поведения у подростков с делинквентным поведением в процессе их психолого-акмеологического сопровождения.
  5. Многомерная математико-статистическая (регрессионная) оценка делинквентной направленности подростков позволяет с высокой точностью и достоверностью определять значимость и задействованность (вклад) интегрального показателя психического здоровья, состояния эмоционально-волевой сферы, психического статуса и социально-психологической адаптации в успешность процессов развития и реабилитации подростков с делинквентным поведением, работающих в условиях специализированного предприятия «Новое поколение».
  6. Программа комплексно-целевой психолого-акмеологической работы, структурно-функциональная модель и технологии профилактической работы формирования нормативного поведения у делинквентных подростков эффективна при наличии сформированного комплекса легитимных методов реализации и оценки изменения ситуации подростка в процессе работы на специализированном предприятии и учете комплекса социальных и психологических характеристик.
Список опубликованных работ
Статьи и публикации в журналах по перечню ВАК России:

1. Белов, В.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних / В.Г. Белов // Вопр. психол. журн. – 2007, №1. – С. 117-125.

2. Белов, В.Г. Основные принципы и современные направления оценки делинквентного поведения у подростков / В.Г. Белов // Вестник Росс. воен-мед. академ. журн. – 2007. № 1 (17), – С. 60 – 64.

3. Белов, В.Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В.Г. Белов // Гуманизация образов. журн. – 2009, № 3. – С. 66 – 72.

4. Белов, В.Г. Арт-терапия в лечении соматизированной депрессии / В.Г. Белов // Вестник Росс. воен-мед. академ. журн. – 2009, № 4. – С. 142 – 146.

5. Белов, В.Г. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов // Ученые запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн. – 2010, № 2(60). – С.26 – 32.

6. Белов, В.Г. Совершенствование профессионального психологического отбора и профориентационных мероприятий в системе министерства внутренних дел / В.Г. Белов // Ученые запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн. – 2010, № 7(65). – С.6 – 12.

7. Белов, В.Г. Проблема определения мотивационной сферы трудного подростка / В.Г. Белов // Ученые запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн. – 2010, № 1(59). – С.14 – 19.

8. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением / В.Г. Белов // Учен. запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн. – 2010, № 9(67). – С. 30 – 38.

9. Белов, В.Г. Нормативная установка в развитии личности подростков как путь преодоления делинквентного поведения / В.Г. Белов, Г.М. Бирюкова // Юр. мысль. журн. – 2010, №2(60). – С.98 – 105 (0,9 п.л./0,4 п.л.).

10.Белов, В.Г.Модель психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн.– 2010, № 8(66). – С. 25 – 32 (0,8 п.л./0,5 п.л.).

11.Белов, В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, П.Е.Тищенко // Ученые запис. универ. им. П.Ф.Лесгафта. журн.– 2010, № 10(68). – С. 22 – 29 (0,8 п.л./0,5 п.л.).

Монографии

13. Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков в трудной жизненной ситуации / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Г.А. Дашдемиров. – Грозный.: Грозненский рабочий, 2010. – 274 с. (11,6 п.л./9,5 п.л.).

14. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением в условиях специализированного предприятия / В.Г. Белов. – СПб. : Пони, 2010. – 98 с. (5,1 п.л.).

Научные статьи, доклады, тезисы докладов и статей

15. Белов, В.Г. Медико-психологические аспекты профориентационных мероприятий / В.Г. Белов, Ю.М. Ибрагимов // Материалы науч. практ. конф. «Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов». СПб. : ВМедА. – 2004. – С. 141 – 144 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

16. Белов, В.Г. Перспективы применения компьютерных видеоигр в практике профессионального психологического отбора / В.Г. Белов, Б.Н. Ушаков, Е.В. Демидова // Материалы науч. практ. конф. «Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов». – СПб. : ВМедА. – 2004. – С. 45 – 48 (0,3 п.л./0,1 п.л.).

17. Белов, В.Г. Об оценке эффективности мероприятий профессионального психологического отбора / В.Г. Белов, П.Е. Тищенко // Материалы науч. практ. конф. «Проблемы эксплуатации вооружения, военной техники и подготовки инженерных кадров ВМФ». – СПб. : ВМедА. – 2004. – С. 100 – 105 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

18. Белов, В.Г. О необходимости формирования готовности молодежи к военной службе / В.Г. Белов // Материалы науч. практ. конф. «Актуальные проблемы профессионального отбора в учебные заведения МО РФ. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки военного специалиста». – СПб. : ВМедА. – 2004. – С. 94 – 101 (0,8 п.л.).

19. Белов, В.Г. Военно–профессиональная ориентации молодежи как необходимый компонент подготовки к военной службе / В.Г. Белов // Материалы науч. практ. конф. научно-исследовательской лаборатории психолого-педагогической службы. – СПб. : ВМУЗ, 2002. – С. 154 – 159 (0,5 п.л.).

20. Белов, В.Г. Влияние понимания невербальных стимулов подростками на их адаптацию в межличностных отношениях / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Вестник Санкт-Петербургского гос. инст. психол. и соц. работы. журн. – 2005, № 2(60). – С.122 – 134 (1,1 п.л./0,6 п.л.).

21. Белов, В.Г. Мотивы употребления алкоголя у подростков на основании анализа теста «20 высказываний» / В.Г. Белов // Материалы науч. практ. конф. «Актуальные вопросы клинической патофизиологии». – СПб. : ВМедА. – 2005. – С. 144 – 147 (0,3 п.л.).

22. Белов, В.Г. Мотивационная структура личности как основа коммуникации / В.Г. Белов, Е.Л. Волкова // Материалы науч. практ. конф. «X Царскосельские чтения» – СПб. : СПбГИПСР, 2006. – С. 57 – 59 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

23. Белов, В.Г. Компетентностный подход в образовательном процессе трудных подростков как основа профилактики правонарушений в их среде / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы науч. практ. конф. «Компетентностный подход в современном образовании». – СПб. : СПбГИПСР, 2006. – С. 102 – 104 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

24. Белов В.Г. Социальные характеристики у подростков с отклоняющимся поведением / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы науч. практ. конф. «Клиники, дружественные молодежи: опыт и перспективы развития». – СПб. : СПбГИПСР, 2006. – С. 123 – 127.

25. Белов, В.Г. Агрессивность и конфликтность у подростков с отклоняющимся поведением (статья) / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы науч. практ. конф. «Клиники, дружественные молодежи: опыт и перспективы развития». – СПб. : СПбГИПСР, 2006. – C. 49 – 53 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

26. Белов, В.Г. Психические свойства, состояния и характерологические особенности у подростков с отклоняющимся поведением / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы науч. практ. конф. «Клиники, дружественные молодежи: опыт и перспективы развития». – СПб. : СПбГИПСР, 2006. – С. 56 – 64 (0,4 п.л./0,2 п.л.).

27. Белов, В.Г. Профориентационые мероприятия как основа сохранения здоровья человека / В.Г. Белов. – СПб. : Речь, 2006. – С. 186-204 (2,1 п.л.).

28. Белов, В.Г. Медицинская активность как основа здорового образа жизни / В.Г. Белов // Материалы 3-й междунар. конгр. «Человек, спорт, здоровье». – СПб. : НГУ Лесгафта, 2007. – С. 154 – 159 (0,4 п.л.).

29. Белов, В.Г. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека / В.Г. Белов // Вестник Санкт-петербургского гос. инст. психол. и соц. работы. журн. – 2007, Т. 1, № 1. – С. 44 – 48 (0,4 п.л.).

30. Белов, В.Г. Практикум по психологии здоровья. Профессия / В.Г. Белов. – СПб. : Речь, 2007. – С. 643-789 (13,5 п.л.).

31. Белов, В.Г. Социальная поддержка как фактор формирования стрессустойчивости человека / В.Г. Белов // Материалы науч. практ. конф. «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». – СПб. : СПбГИПСР, 2007. – С. 76 – 80 (0,2 п.л.).

32. Белов, В.Г. Инновационные изменения как предпосылка формирования психогений / В.Г. Белов, Н.Н. Туманова // Вестник Санкт-петербургского гос. инст. психол. и соц. работы. журн. – 2008. – Т. 1, № 2. – С. 36 – 42 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

33. Белов, В.Г. Психолого-социальная работа по профилактике употребления психоактивных веществ в молодежной среде / В.Г. Белов // Материалы молодежного психол. соц. конгресса: «Современная психолого-социальная работа: проблемы и решения 2008». – СПб. : СПбГИПСР, 2008. – С. 90 – 95 (0,3 п.л.).

34. Белов, В.Г. Типологические особенности характера у несовершеннолетних правонарушителей / В.Г. Белов, В.В. Федоренко // Материалы 4-й междунар. науч. практ. конф. «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». – СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 142 – 147 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

35. Белов, В.Г. Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников в учебно-воспитательном процессе на современном этапе / В.Г. Белов, В.В. Федоренко // Материалы 4-й междунар. науч. практ. конф. «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». – СПб. : СПбГИПСР, 2009. С. 102 – 104 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

36. Белов, В.Г. Систематика девиантного поведения молодежи / В.Г. Белов, В.В. Федоренко // Материалы VI международной научно-практической конференции «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». – СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 39 – 43 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

37. Белов, В.Г. Профилактика наркозависимого поведения в молодежной среде как основа сохранения здоровья порастающего поколения / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы круглого стола с международным участием «Психология здоровья: новое научное направление». – СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 67 – 71 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

38. Белов, В.Г. Вклад стрессоустойчивости в формирование здоровой личности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Материалы междунар. науч. практ. конф. «Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения»– СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 64 – 68 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

39. Белов, В.Г. Основные направления формирования здорового образа жизни / В.Г. Белов // Материалы 2-го междунар. молодеж. психолого-социального конгресса – СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 22 – 25 (0,2 п.л.).

40. Белов, В.Г. Психология одиночества у детей и подростков с противоправным поведением / В.Г. Белов, Т.А. Данченко / В.Г. Белов, Т.А. Данченко // Материалы междунар. науч. практ. конф. «Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса». – СПб., 2009. – С. 107 – 110 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

41. Белов, В.Г. Методические рекомендации по организации воспитательной работы и социализации несовершеннолетних и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев, Ю.А. Парфенов. – СПб. : ПОНИ, 2009. – 56 с. (7,0 п.л./3,0 п.л.).

42. Белов, В.Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев, Ю.А. Парфенов. – СПб. : ПОНИ, 2009. – 279 с. (32,0 п.л./12,0 п.л.).

43. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 238 – 282 (5,1 п.л.).

44. Белов, В.Г.Психологические ресурсы стрессоустойчивости / В.Г. Белов, Д.П. Ломоть // Материалы заоч. науч. практ. конф. студ. аспирантов и молод. учен. «Актуальные исследования в области психолого-социальной работы» - СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 46 – 49 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

45. Белов, В.Г. Волевая регуляция и здоровый образ жизни / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Материалы заоч. науч. практ. конф. студ. аспирантов и молод. учен. «Актуальные исследования в области психолого-социальной работы». – СПб. : СПбГИПСР, 2009. – С. 117 – 121 (0,2 п.л.).

46. Белов, В.Г. Наука и здоровье: эффективное общение как основа адаптации человека / В.Г. Белов, В.В. Федоренко // Материалы 8-й междунар. науч. практ. конф. «Диалог культур – 2010. Наука в обществе знания». – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 147 – 150 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

47. Белов, В.Г. Неудовлетворительные межличностные отношения как фактор формирования девиантного поведения у подростков / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // Материалы 10-й межвузовской студенческой конференции «PR и социальное управление: экономика, политика и культура. Модернизация России и социальные коммуникации Наука в обществе знания». – СПб. : СПбГИПСР, 2010. – С. 109 – 114 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

48. Белов, В.Г. Психология матери и ребенка / В.Г. Белов, Н.Н. Туманова. – СПб. : Речь, 2010. – С. 40 – 98 (6,2 п.л./3,1 п.л.).

49. Белов, В.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев, Ю.А. Парфенов. – СПб. : ПОНИ, 2010. – 316 с. (40,0 п.л./14,0 п.л.).

50. Белов В.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев, Ю.А. Парфенов. – СПб. : ПОНИ, 2010. – 208 с. (26,0 п.л./9,0 п.л.).

51. Белов, В.Г. Исследование психофизиологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей в условиях исправительного учреждения / В.Г. Белов, С.А. Парфенов // Материалы итоговой конф. воен. науч. общества курсантов и слушателей военно-медицинской академии «Морфология и физиология» – СПб. : СПбГИПСР, 2010. – С. 37 – 42 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

52. Белов, В.Г. Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушительниц на базе специального предприятия «Новое поколение» / В.Г. Белов, М.Г. Дмитриев // «Международный журн. прикладных и фундаментальных исследований». – 2010, №5. – С. 141 – 145 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

53. Белов, В.Г. Профилактика зависимого поведения от психоактивных веществ у подростков / В.Г. Белов, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов. – СПб. : ГИПСР, 2010. – 185 с. (15,3 п.л./5,0 п.л.).

54. Белов, В.Г. Специфика мотивационной сферы делинквентных подростков / В.Г. Белов, Ю.А.Парфенов // Вестник Санкт-петербургского гос. инст. психол. и соц. работы. журн. – 2010. – Т. 13, № 1. – С. 12 – 16 (0,3 п.л./0,2 п.л.).