Научная тема: «ДЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Общая проблема девиации носит комплексный междисциплинарный характер. Ее изучение целесообразно проводить применительно к двум типам социальных институтов- тотальным и либеральным, различающимся по степени регламентации исполнения предписанных социальных ролей и уровню юрисдикции социальных санкций. Тотальными являются социальные институты с высокой степенью нормативно-правовой регламентации социальных взаимодействий. В них несоблюдение установленных поведенческих стандартов считается «уклонением» и влечет за собой значимые наказания: социальные санкции, административные, уголовные меры. Либеральными являются социальные институты, в которых поведение индивида носит свободно избираемый, «необязательный» характер; он добровольно, по собственному желанию совершает те или иные поступки, самостоятельно конструирует траекторию поведения в таком институте в соответствии с принятым ролевым репертуаром, добровольно подчиняясь при этом установленным правилам.
  2. Предлагаемый теоретический и эмпирический институциональный социологический подход к изучению феномена социальной конструкции девиации в тотальных и либеральных социальных институтах, основанный на междисциплинарном синтезе, позволяет объяснить представления о феномене девиации с позиций субъективно воспринимаемого риска, в виде которого индивидами воспринимается уровень угроз в тотальных и либеральных институтах. Осознание риска в тотальных институтах приобретает особую остроту; на микроуровне он оценивается как опасность для конкретного индивида, на макроуровне- как опасность для социума.
  3. Существует взаимосвязь между типом социального института и уровнем девиации. Выявлены значимые особенности социального конструирования поведения в тотальных и либеральных институтах. Они детерминированы уровнем угроз. В условиях, когда под угрозой базовые потребности, в тотальных социальных институтах индивид относительно чаще ориентируется на девиацию. Для ограничения распространения девиаций в социальных институтах применяются разнообразные предметные, инновационные, временные, субъектно-объектные механизмы управленческих антидевиационных воздействий.
  4. Выбор индивидами модели социальной конструкции адаптивного или девиантного поведения определяется как субъективным осознанием уровня угроз в тотальном институте, так и социально-психологическими и социокультурными личностными особенностями и является частью диспозиционной структуры личности молодого человека. Формируются различные модели поведения: девиация, адаптивное поведение (в тотальных институтах), которые становятся основой типа социальной конструкции поведения: «уклонение», «позитивизм», «квазипозитивизм», «потенциальное уклонение»; а также адаптация, инновационность, позитивная девиация (в либеральных социальных институтах).
  5. В тотальных институтах девиация на микроуровне выполняет для индивида функцию самозащиты. Каждый индивид самостоятельно избирает для себя стратегию защиты от риска. Если она лежит вне предписываемой социальной роли (правового поля поведения), то к индивиду применяются значимые социальные санкции. В либеральных социальных институтах уровень угрозы базовым потребностям индивида несравненно ниже и социальная конструкция защиты от рисков носит принципиально иной характер, стратегия защиты избирается в зависимости от ценностных ориентаций.
  6. Механизм социального конструирования девиации как частный случай социального конструирования реальности в ситуации субъективно воспринимаемого индивидом риска в тотальных социальных институтах, включает усвоение паттернов и субъективные интерпретации. Он состоит из 19 взаимосвязанных компонентов, включая первичную и вторичную социализацию, осознание угроз, ресоциализацию и соответствующие эмержентные нормы (хабитуализацию, седиментацию, традицию, реификацию и т.д.), агентов социализации на микро-, мезо- и макроуровнях, особенности нарушения идентичности, типичные роли в типичных ситуациях, механизмы индивидуальной презентации и т.д. Такой механизм позволяет объяснить особенности социальной конструкции феномена девиации.
  7. Модель социального конструирования девиации в тотальных институтах, созданная на основе изучения, типологизации особенностей социальной конструкции девиации по двум группам признаков деятельностного и ценностно-ориентационного и эмотивно-мотивационного характера, позволяет объяснить причины и мотивацию феномена девиации и типологизировать модели девиантного поведения («уклонисты», «позитивисты», «квазипозитивисты», «потенциальные уклонисты»).
  8. Модель поведения индивида в либеральном социальном институте (сфера страхования) определяется в основном ценностными ориентациями. Предложенная модель субъективно воспринимаемого риска клиента добровольного страхования позволяет выделить типологические группы («реальный клиент»; «потенциальный клиент»; «не клиент»), принадлежность к которым определяет иерархию оценки индивидом конкретных рисков. При этом основным объектом социального инжиниринга страховых компаний является индивид, для которого материальные ценности обладают приоритетом в ценностной иерархии.
  9. Девиации являются социокультурным конструктом цивилизационного ответа на вызовы эпохи. Более частными категориями являются девиации как форма ответа в тотальных социальных институтах и девиантное поведение в либеральных социальных институтах. Новые социальные отношения и культурные практики чаще воспринимаются вначале как девиация и антикультура- отрицание отживших культурных форм, идей, языка, средств самовыражения; далее как контркультура, потом- субкультура; в процессе укоренения эти культурные стандарты и способы их формирования могут становиться на определенный период социокультурной нормой.
  10. Девиации на макроуровне определяют «взрывоопасное» поле, требу­ющее немедленного нормативного государственного регулирования и ответных действий государства по оптимизации управленческих воздействий. Меры государственного контроля способствуют реализации макрофункции безопасности общества как социальной системы и сохранения социальной стабильности.
  11. Инвалидность является социально продуцируемым конструктом, представляющим собой результат взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми и социальными барьерами, препятству­ющими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими членами социума. Получение инвалидами высшего профессионального образования представляет собой реализацию инновационного типа девиантного поведения. Обучение конструируется инвалидами как модель выхода из ролевого репертуара предписанной им социальной практикой ущербной социальной роли «больного».
  12. В основе бытующих предрассудков и стереотипов лежит медицинская модель инвалидности: результатом наличия у человека дефекта является его неспособность быть полноправным членом общества. Медицинская модель в России и сейчас способствует формированию барьеров среды и отношений в жизни инвалидов, тогда как пришедшая ей на смену социальная модель инвалидности и концепция универсального дизайна среды являются менее дискриминационной социальной практикой.
  13. Предложенная комплексная типология ресурсов социальной защиты населения по четырем основаниям (предметному, субъект-субъектному и субъект-объектному, временному и инновационному) позволяет систематизировать, конкретизировать и увязать мероприятия по реализации антидевиационных практик государственного и социального регулирования, самоорганизации.
  14. Антидевиационные мероприятия должны быть нацелены на системную гуманизацию взаимодействий в тотальных социальных институтах и не только основываться на совершенствовании нормативно-правового обеспечения, конструировании инновационных антидевиационных технологий, но и способствовать формированию социокультурной основы профилактики девиаций. Это возможно путем трансляции и воспроизводства высоких нравственных ценностей; через процессы социализации, вт.ч. посредством внедрения практики нравственного, патриотического, спортивного воспитания (в образовательных, спортивных, социокультурных и иных учреждениях) и формирования смысло-жизненного пространства личности; приобщения различных категорий населения и слоев общества, особенно молодежи, к ценностной сфере культуры, развития таких социально значимых качеств для самоорганизации, как духовность, правосознание, ответственность; гумани­зации массовой культуры и СМИ.
  15. Законотворческая и нормотворческая деятельность в сфере государственного регулирования по разработке новых документов и переработке существующих правовых норм должна учитывать необходимость выявления и контроля уровней девиаций в социальных институтах, а ее результаты должны обеспечивать превентивное противодействие их распространению, исключая приобретение ими параметров социальной нормы и формирование соответствующей социальной практики.
Список опубликованных работ
I. Авторские монографии и разделы в коллективных монографиях

1. Мкртумова И.В. Социальная конструкция девиации в различных социальных институтах. Казань: Изд-во АУ «ТИСБИ», 2005. 236 с.

2. Мкртумова И.В. (в соавт. Автор — 6 п.л.). Гендерные особенности уклонения от уплаты налогов. Казань: Изд-во АУ «ТИСБИ», 2005. 178 с.

3. Мкртумова И.В. Дихотомия моделей девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции (на примере исследований 2000–2008 гг.). М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. 288 с.

4. Мкртумова И.В. Образование инвалида как сценарий изменения соци-альной роли: на примере исследований социальной конструкции позитивной девиации // Экология и общество: проблемы и перспективы в условиях интеграции России и Белоруссии / Парламентское собрание России и Белоруссии. М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. 383 с. (Автор — 0,5 п.л.).

I.I. Авторские монографии, учебные пособия и статьи в зарубежных изданиях

1. Мкртумова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи: Монография. Ашхабад: Нац.библиотека Республики Туркменистан. Депонент, 1995. 198 с.

2. Мкртумова И.В. Анкета. Ашхабад: Ылым, 1995. 0,5 п.л.

3. Мкртумова И.В. Анкета (туркм.яз). Ашхабад: Изд-во Института истории им. Ш. Батырова Академии наук Республики Туркменистан, 1991. 0,8 п.л.

4. Мкртумова И.В. Анкета (рус.яз). Ашхабад: Изд-во Института истории им. Ш. Батырова Академии наук Республики Туркменистан, 1991. 0,8 п.л.

5. Мкртумова И.В. Социология досуга: Учеб. пособие. Ашхабад: Национальная библиотека Республики Туркменистан. Депонент , 1995. N5677/78. 1,5 п.л.

6. Мкртумова И.В. Самодеятельное художественное творчество: Учеб. пособие. Ашхабад: НБ Республики Туркменистан. Депонент, 1995. N5675/76. 1,2 п.л.

7. Мкртумова И.В. Проблема формирования духовной культуры // Духовная культура в процессе становления. Ашхабад: Ылым, 1995. 0,5 п.л. 8. Мкртумова И.В. Девиация: особенности социального конструирования в различных социальных институтах // Series: Philosophy, Sociology and Psychology. Vol. 5, №1. Facta universitatis, 2006. Pp. 1–7.

9. Mkrtumova I.V. The education of invalid as the scenario of changing of social role: in example of researches of social construction of positive deviation // Сб. н. тр. «Sociology at the crossroads» 39-го Всемирного Конгресса Международного института социологии. Ереван, 2009. 0,5 п.л.

II. Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК России

1. Мкртумова И.В. Социальная конструкция позитивной девиации как фактор повышения качества жизни студента-инвалида // Уровень жизни населения регионов России. М.: Всероссийский Центр уровня жизни, 2010. №7 (149). С. 80-84.

2. Мкртумова И.В. Инклюзивное и дистанционное образование инвалидов: на пути к равным возможностям // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). М.: Правительство Москвы, 2010. №5 (29). 0,4 п.л.

3. Мкртумова И.В. Год учителя и образование инвалидов: этапы обеспечения равных возможностей // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). М.: Правительство Москвы, 2010. №2 (26). С. 86–94.

4. Мкртумова И.В. Профессиональное обучение инвалида как позитивная девиация: особенности социального управления // Уровень жизни населения регионов России. М.: Всероссийский Центр уровня жизни, 2009. №3 (137). С. 43–50.

5. Мкртумова И.В. Генезис моделей социальной конструкции девиации // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. М.: Правительство РФ, РГСУ, 2009. № 3. С. 59–69.

6. Мкртумова И.В. О социальной конструкции девиации в различных социальных институтах: исследование взаимосвязей и закономерностей / Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. М.: Правительство РФ, РГСУ, 2008. №1 (37). С. 25–32.

7. Мкртумова И.В. О социальной конструкции девиации в тотальных социальных институтах / Вестник Казанского государственного технологического университета. Казань: КГТУ, 2004. №1. С. 431–435.

8. Мкртумова И.В., Мустаев РШ. Социально-психологические аспекты девиантного поведения призывников: опыт типологического анализа // Журнал при- кладной психологии. М., 2002. №3. С. 40–45.

III. Учебные пособия

Общее количество – 11 работ, авторским объемом 33,3 п.л., из них наиболее значимые:

1. Мкртумова И.В. Основные понятия культурологии и социологии культуры. Учебное пособие. Кисловодск: КИЭП, 1997. 1,2 п.л.

2. Мкртумова И.В. Социология. Учебное пособие. Кисловодск: КИЭП, 1998. 1 п.л.

3. Мкртумова И.В. (сост.). Культурология. Казань: ТИСБИ, 2001. 5,1 п.л.

4. Мкртумова И.В. (в соавт. Автор — 5 п.л.). Гендер в экономике и социальной сфере: словарь основных понятий. Учеб.-метод. пособие. Казань: АУ «ТИСБИ», 2004. 189 с. (7 п.л.).

5. Мкртумова И.В. (в соавт. Автор  6 п.л.). Нормативно-правовые и социально-культурные ориентации городского населения в Республике Татарстан: Учеб. пособие по социологии. Казань: АУ «ТИСБИ», 2005. 148 с.

6. Мкртумова И.В. (в соавт. Автор — 5 п.л.). Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов боевых действий и военной травмы: Учеб.-метод. пособие-практикум / ФЦП «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2006–2010 годы», подпрограмма «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы». Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и др. М. Маркетинг, 2007. 200 с.

7. Мкртумова И.В. (в соавт. Автор — 3 п.л.). Технологии и методики повседневной комплексной реабилитации молодых инвалидов: Справочно-метод. пособие / ГЦП «Молодежь Москвы 2007–2009 гг.». М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. 175 с.

IV. Статьи в научных журналах и сборниках:

Общее количество – 65 работ, авторским объемом 29,8 п.л., из них наиболее значимые:

1. Мкртумова И.В. Свободное время и духовная культура молодежи. СПб.: СПб. филиал Института социологии РАН, 1992. 1 п.л.

2. Мкртумова И.В. К вопросу о теории диссонансно-консонансной культурной доминанты // Сб. н. тр. Междунар. науч. симпозиума «Экономика и право — стратегии 3000». Кисловодск: КИЭП, 1996. Т. 2. 0,2 п.л.

3. Мкртумова И.В. О культурном этноцентризме // Культурология. М., 1998. №4. С. 61–66. (Реф. ВАК)

4. Мкртумова И.В. Использование методов математического моделирования в культурологических исследованиях // Сб. н. тр. «Математическое моделирование и информационные технологии». Кисловодск: КИЭП, 1997. 0,5 п.л. 5. Мкртумова И.В. Правовые и политические процессы Востока и Запада // Сб. н. тр. Межвузовской научной конференции «Высшая школа в условиях социокультурных изменений». Казань: ТИСБИ, 1999. С. 224–225.

6. Мкртумова И.В. Роль государства в распространении ценностно-нормативных культурных комплексов // Сб. статей. Вып. 1. Казань: Изд-во ТИСБИ, 1999. С. 16–23.

7. Мкртумова И.В. Криминализация сферы досуга молодежи (на материалах Туркменистана) // Сб. н. тр. Т. V. Кисловодск: Изд-во КИЭП, 1997. С. 8–39.

8. Мкртумова И.В. Социокультурные ориентации городского населения Республики Татарстан // Сб. н. тр. Межвузовской научной конференции «Высшая школа в усло-виях социокультурных изменений». Казань: ТИСБИ, 1999. С. 208–224.

9. Мкртумова И.В. Восток-Запад: концепция взаимопроникновения культур // Сб. н. тр. Всероссийской конференции «Естественнонаучное образование в структуре высшего образования России». М., 2000. С. 11–13.

10. Мкртумова И.В. (в соавт.). К проблеме реабилитации инвалидов // Вестник ТИСБИ. Казань, 2001. № 1. С. 135–136.

11. Мкртумова И.В. (в соавт.). Типология управленческих ресурсов системы соци-альной защиты населения РТ // Вестник ТИСБИ. Казань, 2001. №2. С. 117–125.

12. Мкртумова И.В. (в соавт.). Опыт гендер¬ного исследования: девиантное поведение в экономической сфере // Международная конференция ЮНЕСКО. Казань: ТИСБИ, 2002. 0,4 п.л.

13. Мкртумова И.В. (в соавт.). Дистанционные технологии в обучении инвалидов // Тезисы докладов межд. конференции. Томск: ТГУ, 2002. 0,3 п.л.

14. Мкртумова И.В. (в соавт.). Методологические подходы к проблеме гендер¬ного исследования девиантного поведения // Сб. н. тр. РГПУ. Ростов, 2003. №1. С. 78–86.

15. Мкртумова И.В. (в соавт.). Гендерные особенности девиантного поведения в экономической сфере // Экономический Вестник Республики Татарстан. Сборник научных трудов. Казань: Госкомстат, 2003. №1. С. 73–83. (Реф.ВАК)

16. Мкртумова И.В. (в соавт.). Страхование как социальный институт: особенности формирования потребностей в страховании (на материалах Республики Татарстан) // Вестник ТИСБИ. Казань: АУ «ТИСБИ», 2004. № 4. 6 с.

17. Мкртумова И.В. (в соавт.). Социальное конструирование риска и социальные детерминанты поведения в сфере страхования // Вестник ТИСБИ. Казань, 2004. №2. С. 199–203.

18. Мкртумова И.В. (в соавт.). Уклонение от призыва на военную службу как форма девиантного поведения призывной молодежи: причины, следствия, факторы преодо-ления // Человек. Власть. Общество. Науч. тр. III Азиатско-Тихоокеанского конгресса психологов. Хабаровск: Дальний Восток, 2004. С. 168–171.

19. Мкртумова И.В. Пути решения проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов боевых действий и военной травмы // Социальная реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Научно-практическая конференция. Сб. материалов. ФЦП «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2006–2010 годы». Хабаровск, 2007. С. 23–29.

20. Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных ин-ститутах: специфика и особенности социальной конструкции // Вестник МНЭПУ. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. С. 33–45.

21. Мкртумова И.В. Пути повышения качества жизни инвалидов: проект «Высшее образование инвалидов» // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ. Программа сотрудничества ЕС и России. Ежеквартальный бюллетень. М.: Папирус, 2009. №4. С. 23–28.

22. Мкртумова И.В. Культура и девиация: к вопросу о генезисе моделей социальной конструкции девиации // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). М.: Правительство Москвы, 2009. №2 (22). С. 32–37. (Реф. ВАК)

23. Мкртумова И.В. МНЭПУ – вуз равных возможностей // Международный научный альманах. Выпуск 7. Галле, М., Минск, 2010, С. 457– 460.

24. Мкртумова И.В. Образование инвалидов – на пути к равным возможностям / Равные возможности – новое качество социальных отношений // Сб. материалов Комиссии Совета при Президенте РФ по делам инвалидов. – М., 2010. С. 48–67.