- Творческое развитие Булата Окуджавы тесно связано с рядом тенденций литературного процесса его времени, как-то: а) расцвет жанра «лирической прозы» («фронтовая лирическая повесть» и «молодая» проза); б) социально-публицистические антисталинистские тенденции, которые в силу цензурных ограничений проявились в печати лишь частично; в) поэтика «искусства фантасмагорического» (понятие Абрама Терца); г) расцвет в 1960-х - 1970-х прозы «персонального» направления (эзоповский эвфемизм Яана Кросса) на исторические сюжеты; д) осмысление экзистенциального опыта частного человека (художника) в так называемой «новой/другой» прозе.
- Произведения Б.Окуджавы на исторические сюжеты связаны с традицией романа вальтер-скоттовского типа, «Капитанской дочки» и русского исторического романа XIX в.; неадекватная оценка их современниками была обусловлена, с одной стороны, требованиями канона, которому отвечал непосредственный предшественник, исторический роман соцреализма, с другой стороны - требованием «достоверности», которое приобрело в обществе 1960-х - 1970-х гг. характер социально-нравственного критерия.
- Работа Окуджавы над историческими источниками носила по сути научный характер: он методически изучал источники по персоналиям, сюжетам, эпохе; начиная с «Бедного Авросимова» из документов черпаются в первую очередь средства культурно-нравственно-психологической характеристики персонажей - в противовес интересу к сюжетам и бытописанию.
- Повтор сюжета собственных более ранних произведений был среди советских прозаиков второй половины ХХ в. явлением закономерным, отражающим потребность художника запечатлеть смену своей экзистенциальной парадигмы, отразить переоценку ценностей, относившихся к ранним этапам становления личности; в частности, Окуджава «переписывает» эпизоды своей автобиографической прозы, отходя от социальной критики и обращаясь к самоиронии и покаянию.
- Если место песен Окуджавы в истории литературы связано с известной тенденцией, когда «<...> из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление», то сложившаяся под влиянием их успеха репутация «певца-гитариста» в дальнейшем препятствовала адекватной интерпретации творчества Окуджавы, широко использовалась поэтому литературными противниками писателя и практически не поддавалась его попыткам на нее повлиять.
- На примере творчества Булата Окуджавы прослеживаются пути взаимодействия между подцензурными произведениями и литературой «самиздата» и «тамиздата», в частности связанные с деятельностью неформальных литературных кружков и «салонов».
- В качестве основного итога нашего исследования, выделив этапы творческого развития Булата Окуджавы, мы предлагаем периодизацию творчества писателя, которая дается в Заключении и завершает текст настоящего автореферата (см. ниже).
2.Бойко С. О кузнечиках / С. С. Бойко // Вопр. лит. – 1998. – № 2. – С. 343–348.
3.Бойко С. Доминанта творчества: Опыт монографич. описания лирики Булата Окуджавы / С. С. Бойко // Филологич. науки. – 1998. – № 3. – С. 52–59.
4.Бойко С. Реминисценции в поэзии Булата Окуджавы и проблема пушкинской традиции / С. С. Бойко // Вестник МГУ. Филология. – 1998. – № 2. – С. 16–24.
5.Бойко С. За каплями датского короля: Пути исканий Булата Окуджавы / С. С. Бойко // Вопр. лит. – 1998. – № 5. – С. 3–31.
6.Бойко С., Зайцев В. «Пока в России Пушкин длится...»: Булат Окуджава и поэты-современники / С. С. Бойко, В. А. Зайцев // Вестник МГУ. Филология. – 1999. – № 6. – С. 7–18.
7.Бойко С. «Дивный выбор всевышних щедрот...»: Филологическое самосознание современ. поэзии / С. С. Бойко // Вопр. лит. – 2000. – № 1. – C. 44–73.
8.Бойко С. «Фантазии» Булата Окуджавы: К вопросу о музыкальных формах в лирическом творчестве / С. С. Бойко // Филологич. науки. 2001. № 1. С. 14–21.
9.Бойко С. Про тысячи тонн словесной руды (Рец. на кн.: Добренко Е. Формовка советского писателя. СПб., 1999) / С. С. Бойко // Вопр. лит. 2001. № 4. С. 338–343.
10.Бойко С. «Чтоб быть современнику ясным…» (Рец. на кн.: В.А. Зайцев. Русская поэзия ХХ века: 1940–1990-е годы. М., 2001) / С. С. Бойко //Вестник МГУ. Филология. 2002. № 2. С. 190–192.
11.Бойко С. Булат Окуджава: Ранний автограф песни / С. С. Бойко // Вопр. лит. 2003. № 5. С. 298–302.
12.Бойко С. (Рец. на кн.: В.А. Зайцев. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М., 2003) / С. С. Бойко // Филологич. науки. 2004. № 4. С. 120–122.
13.Бойко С. Владимир Набоков и Булат Окуджава: К проблеме литературной репутации / С. С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Фольклористика. 2008. № 9. С. 146–160.
14.Бойко С. Проза Булата Окуджавы на исторические сюжеты в историко-литературном контексте / С. С. Бойко // Филологич. науки. 2010. № 1. С. 3–13.
15.Бойко С. (Рец. на кн.: В.И. Тюпа. Литература и ментальность. М., 2009) / С. С. Бойко // Филологич. науки. 2010. № 1. С. 120–124.
16.Бойко С. «Я познакомился с тобой, война...»: персонажи фронтовой лирической повести и школяр Булата Окуджавы / С. С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия: Филологические науки. Литературоведение и фольклористика. 2010. № 2 (45). С. 173–184.
17.Бойко С. «Он пишет, словно дышит…»: Петр Незнамов, Николай Глазков, Булат Окуджава / С. С. Бойко // Вестник РГГУ. Серия: Филологич. науки. Литературоведение и фольклористика. 2010. № 2 (45). С. 159–172.
18.Окуджава Булат. Стихотворения / Сост. и комм. С. С. Бойко и О. В. Окуджава. М.: ЭКСМО, 2006. 480 с. (Ср.: Бойко С. Комментарии // Там же. С. 397–465).
19.Окуджава Булат. «Так природа захотела» / Сост. и вст. ст. С. Бойко. М.: ЭКСМО, 2006. 256 с. (Ср.: Бойко С. От составителя // Там же. С. 5–8).
20. «Непоправимое родство столетий...»: Историч. тема в поэзии Окуджавы, Городницкого, Высоцкого, Галича / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 1996. № 10–12. С. 45–66.
21.«Этот остров музыкальный...»: Тема музыки и образ музыканта в творчестве О. Мандельштама и Б. Окуджавы / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 1997. № 4–6. С. 21–27.
22.О прагматическом характере употребления слова «атеист» в анкетных высказываниях Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Функциональная лингвистика: прагматика текста : материалы конф. Симферополь, 1997. С. 21–22.
23.Тема поэта и поэзии в лирике Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. Вторые Шешуков. чтения : материалы межвуз. науч. конф. Вып. 4. М.: МПГУ, 1997. С. 28–29.
24.О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов / С. С. Бойко //Мир Высоцкого: Исслед. и материалы : альм. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997. Вып. 1. С. 343–351.
25.Доминанта творчества: объем понятия и его функционирование. Опыт многоуровневого описания лирики Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Литературоведение на пороге XXI века : материалы международ. науч. конф. М.: Рандеву-АМ, 1998. С. 211–217.
26.Окуджава и Бродский / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 1998. № 4–6. С. 55–62.
27.«Новояз» в стихотворениях Б.Окуджавы: «квазиязык» или функциональный стиль? / С. С. Бойко //Функциональная лингвистика: Яз. в соврем. о-ве : материалы международ. конф. (Ялта. 5–9 окт. 1998). Симферополь: CLC, 1998. С. 18–19.
28.Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. II : сб. ст. М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998. С. 472–484.
29.«Путешествие дилетантов» / С. С. Бойко //Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С. В. Стахорского. – М.: Вагриус, 1998. – С. 409–410.
30.«Антимиры » / С. С. Бойко //Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С. В. Стахорского. – М.: Вагриус, 1998. – С. 23–24.
31.«Братская ГЭС» // Энциклопедия литературных произведений / С. С. Бойко / Под ред. С. В. Стахорского. – М.: Вагриус, 1998. – С. 55–56.
32.Лирическая миниатюра Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. Третьи Шешуков. чтения : материалы межвуз. науч. конф. Вып. 5. М.: Кафедра руС. лит. ХХ в. МПГУ, 1998. С. 26–30.
33.«Охота на волков» и «Песенка об Арбате» как два зеркала авторской песни (рец. на кн.: Энциклопедия литературных произведений. М.: Вагриус, 1998) / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 1998. № 10–12.
34.«Новояз» в поэзии Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого / С. С. Бойко //Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 1. – М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1999. С. 269–278.
35.Проблема соотнесенности с пушкинской традицией (на материале поэзии Давида Самойлова) / С. С. Бойко //А.С.Пушкин и мировая культура: Международ. науч. конф. Материалы. М., МГУ, 1999. С. 141–142.
36.Композиционная роль пушкинского контекста в стихотворении Давида Самойлова «Ночной гость» / С. С. Бойко //Университетский пушкинский сборник. М.: Изд-во МГУ. 1999. С. 324–331.
37.«Лишь букву и мотив...»: О концепции творчества Булата Окуджавы / С. С. Бойко //«Свой поэтический материк...» Науч. чтения, посвященные 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. М.: АРКТИ. 1999. С. 26–32.
38.«Он ценит одиночество превыше всего...»: Уединение и дружество в стихах Окуджавы/ С. С. Бойко //Вагант-Москва. 1999. № 4–6. С. 31–34.
39.Первые научные чтения, посвященные творчеству Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Вестник МГУ. Филология. 1999. № 6. С. 157.
40.Окуджава / С. С. Бойко, В.А.Зайцев // Русские писатели ХХ века. Биографич. словарь. М., Большая роС. энциклопедия. 2000. С. 514–516.
41.«Ведь у надежд всегда счастливый цвет...»: Надежда – мотив ранних и поздних стихов Окуджавы / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 2000. № 4–6. С. 57–60.
42.Автобиографические рассказы как «автобиографический анекдот» и как лирическая проза / С. С. Бойко //Русская литература ХХ века: Итоги и перспективы. Материалы международ. науч. конф. 24–25 нояб. 2000. М.: МАКС ПресС. 2000. С. 243–244.
43.К вопросу о «дневниковости» в поэзии: Поэма шестидесятников / С. С. Бойко //Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. Четвертые Шешуков. чтения: Материалы межвуз. науч. конф. Вып. 6. М.: Каф. РуС. лит. ХХ в. МПГУ, 2000. С. 4–5.
44.Н. Заболоцкий / С. С. Бойко //CD-ROM. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; 2001. 9300 знаков/
45.М. Петровых / С. С. Бойко //CD-ROM. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; 2001. 6200 знаков
46.Д. Самойлов / С. С. Бойко //CD-ROM. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; 2001. 9000 знаков.
47.А. Тарковский / С. С. Бойко //CD-ROM. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; 2001. 8160 знаков.
48.Рец. на кн.: Русские писатели. ХХ век. Биографии. М., 2000 / С. С. Бойко //Филологические науки. 2001. № 3 С. 92–94.
49.Публикации о творчестве Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры ХХ века: Материалы Первой международ. науч. конф., посвященной 75–летию со дня рождения Булата Окуджавы. М.: Соль. 2001. С. 88–93.
50.Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы в контексте русского языка конца ХХ столетия / С. С. Бойко //Функциональная лингвистика. Язык. Человек. Власть. Материалы конф. Симферополь, 2001. С. 24–26.
51.Русская лит. 40-70-х годов / С. С. Бойко, Г. А. Белая // Русская литература ХХ века: Учебник-хрестоматия по литературе для 12 класса / Таллинн: Коолибри. 2001. С. 254–286.
52.Повесть Булата Окуджавы «Фронт приходит к нам»: промежуточный этап становления прозаика / С. С. Бойко //Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: Пятые Шешуков. чтения. Вып. 7. М.: МПГУ, 2001. С. 14–17.
53.Четыре свидания с Окуджавой: «Внутренний опыт» писателя как основа историзма в романе Б.Окуджавы «Свидание с Бонапартом» / С. С. Бойко //ХХ век и русская литература: Alba Regina Philologiae / Сб. в честь 70-летия Г. А. Белой. М.: РГГУ. 2002. С. 202–222.
54.Почему Булат Окуджава не стал советским детским писателем // Вагант-Москва. 2002. № 7–9. С. 43–48.
55.Рецензия: «Чтоб быть современнику ясным…» (о кн.: Зайцев В. А. Русская поэзия ХХ века: 1940–1990-е годы. М., 2001) / С. С. Бойко //Вестник МГУ. Филология. 2002. № 2. С. 190–192.
56.Литературная репутация и смена культурной парадигмы: на примере творчества Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Традиции русской классики ХХ века и современность. Материалы межд. науч. конф М.: МГУ. 2002. С. 222–223.
57.Потаенная русская поэзия середины ХХ века: к постановке проблемы / С. С. Бойко //Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: Материалы межвуз. науч. конф. Вып. 7. М.: МПГУ, 2002. С. 190–192.
58.О трех пониманиях «романтизма» в критике и литературоведении ХХ века / С. С. Бойко //Мир романтизма: Вып. 6 (30) Материалы международ. науч. конф. «Мир романтизма» (Х Гуляев. чтений). Тверь: ТГУ, 2002. С. 15–22.
59.История русской литературы ХХ века (после 1917 года): Учебно-методический комплекс / Сост. С. С. Бойко. М.: РГГУ, 2003. 58 с.
60.Изустный текст: «Его ни в чем ты не умолишь…» / С. С. Бойко //Вагант-Москва. 2003. № 4, 5, 6. С. 62–67.
61.Луиза: О работе романиста Булата Окуджавы с мемуарным источником/ С. С. Бойко //Булат Окуджава: его круг, его век: Материалы Второй международ. науч. конф. 30 нояб. – 2 дек. 2001 г. М.: Соль, 2004. С. 120–134.
62.«Поправка имени Тарасенкова» / С. С. Бойко //Русская литература XX – XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы международ. науч. конф. 10–11 нояб. 2004. М.: МГУ, 2004. С. 439–442.
63.Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. «Похождения Шипова» / С. С. Бойко //Гротеск в литературе: Материалы конф. к 75-летию профессора Ю. В. Манна. М.; Тверь, 2004. С. 99.
64.Поэзия И. Бродского в восприятии современников // Иосиф Бродский: Стратегии чтения. Материалы международ. науч. конф. 2–4 сент. 2004 г., Москва. М.: Изд. Ипполитова. 2005. С. 472–480.
65.О роли эпиграфов в романах Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Поэтика заглавия: Сб. науч. трудов. М.;. Тверь: Лилия Принт, 2005. С. 324–326.
66.Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. «Похождения Шипова» / С. С. Бойко //Поэтика русской литературы: Сб. статей к 75-летию проф. Ю. В. Манна. М.: РГГУ, 2006. С. 401–422.
67.Раннее творчество Ю. Левитанского в русле соцреализма и смена культурной парадигмы/ С. С. Бойко //Русская литература ХХ–ХХI веков: Проблемы теории и методологии изучения: Материалы Второй Международ. науч. конф. 16–17 нояб. 2006. М.: МГУ, 2006. С. 268–272.
68. [Предисловие] / С. С. Бойко //Живописцева И. О Галке, о Булате, о себе… М.: Булат, 2006. С. 3–4.
69.Окуджава Булат Шалвович / С. С. Бойко //Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10-е изд. М.: Кирилл и Мефодий, 2006. DVD, www.KM.ru 0, 3 п.л.
70. «...Погода стояла прекрасная», или «Это просто сетребьен какой-то»: Заголовочный комплекс в прозе Булата Окуджавы / С. С. Бойко //Вестник РГГУ. 2007. № 7. Серия «Литература. Фольклористика». С. 86–105.
71.«Мне одиннадцать лет…»: Культурная парадигма Булата Окуджавы в хронике «Упраздненный театр» / С. С. Бойко //Миры Булата Окуджавы: Материалы Третьей межд. науч. конф. 18–20 марта 2005. Переделкино. Сб. М.: Соль, 2007. С. 84–93.
72.Калужская повесть Булата Окуджавы «Новенький как с иголочки»: персонаж и литературный процесс / С. С. Бойко //Реальность – литература – текст: Материалы ВсероС. научно-практич. конф. «Калуга на литературной карте России». Калуга: КПГУ им. К. Э. Циолковского, 2007. С. 83–86. «Все, что было его, – нынче ваше...» [Рец. на: Чайковский Р. Истины Булата Окуджавы. Магадан: Кордис, 2006] / С. С. Бойко //Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 4. М.: Булат, 2007. С. 438–445.
74.Документы и историч. труды как источники сюжета в романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» / С. С. Бойко //Русская литература XX–XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Третьей Международ. науч. конф. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 4–5 дек. 2008 г. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 121–124.
75.Маяковский: Поэтика притяжения и отталкивания (раннее творчество Булата Окуджавы) / С. С. Бойко //Творчество В. В. Маяковского в начале ХХI века: Новые задачи и пути исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 388–398.
76. «...Наводил о прошлом справки»: Док. источники в романе Булата Окуджавы «Бедный Авросимов» / С. С. Бойко //Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 5. М.: Булат, 2008. С. 383–400.
77. «Кто знает, что такое слава!..»: Десять лет без Окуджавы / С. С. Бойко //Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 5. М.: Булат, 2008. С. 504–509.
78.Социалистический реализм и смена культурной парадигмы: Поэты «фронтового» поколения / С. С. Бойко //Социокультурный феномен шестидесятых. М.: РГГУ, 2008. С. 104–125.
79.Два «Глотка свободы», или «Бедный Авросимов под маской»: эволюция персонажа в прозе Окуджавы / С. С. Бойко // Булат Окуджава: проблемы жизни и творчества. Материалы I научно-практической конф. молодых ученых. 12 апр. 2008 г. Переделкино. М., 2009. С. 85–101.
80.«Фотограф Жора» Булата Окуджавы и «Отблеск костра» Юрия Трифонова: разрушение революционаризма в прозе 1960-х гг. / С. С. Бойко //Новый филологический вестник. 2009. № 2 (9).– С. 68–82.