Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретико-методологические основания полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях современного общества, представленные следующими идеями: диалектического взаимодействия традиционных и современных ценностей в воспитании мужчины и женщины; значимости половой сферы и полоролевого поведения в личностном становлении и развитии человека; необходимости создания специальных педагогических условий полоролевого воспитания; интеграции природосообразного, культурологического, аксиологического, системного, пространственного, деятельностного, духовно-ориентированного подходов; актуализации различных субъект-субъектных (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-виртуальный взрослый), диалогических и рефлексивных отношений в сфере полоролевого воспитания; разнообразия сред и механизмов полоролевого воспитания (идентификация, самоидентификация, дифференциация и пр.). и методологическими принципами: учета психофизиологических и половозрастных особенностей развития личности ребенка; целостности и системности условий полоролевого воспитания; социокультурной обусловленности полоролевого поведения; полоролевой толерантности, обеспечивающий гармоничность полоролевых отношений в ситуации общения; субъектности, определяющий активность взрослых в предъявлении полоролевых позиций и детей в их освоении; единства, взаимодействия и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания.
  2. Концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста включающая следующие компоненты: а) теоретические положения, раскрывающие процесс полоролевого воспитания как социально-, культурно- и личностно- обусловленный процесс, основанный на культурных традициях воспитания и представлениях мальчиков и девочек о современных моделях поведения; как взаимосвязь субъектных подсистем - внешней (педагоги, родители как компетентные носители образцов полоролевого поведения) и внутренней (дети как субъекты полоролевого воспитания); б) ведущие идеи - детства как личностного пространства становления образа «Я» мальчика (девочки) и приобретения им полоролевого опыта; освоения, осмысления и переживания детьми дошкольного возраста полоролевых ценностей (семьи в предъявлении моделей полоролевого поведения, активности личности в освоении полоролевого опыта, воспитания как целенаправленного процесса, традиций как средств формирования полоролевого опыта и др.), сложившихся в истории и культуре народа; пространства полоролевого воспитания как совокупности сред полоролевых отношений, сотрудничества в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок - виртуальный взрослый; учета психофизиологических особенностей при построении процесса полоролевого воспитания детей; значимости пола родителя, педагога в полоролевом воспитании дошкольников в условиях ДОУ и семьи; в) закономерности процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста - универсальные (единство и взаимосвязь образования, полоролевого воспитания и развития дошкольников; обусловленность процесса полоролевого воспитания комплексом факторов, включая социальную структуру общества, духовную и материальную культуру ее членов, стереотипами маскулинности и фемининности, принятыми в обществе; соответствие цели и средств полоролевого воспитания и др.) и специфические (взаимообусловленность внешней и внутренней системы субъектных отношений, полоролевой компетентности взрослых и полоролевой воспитанности детей, поэтапность присвоения и формирования полоролевой идентичности ребенка и др.); г) педагогические условия процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, а именно: научно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания, способствующее становлению профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого воспитания, ориентации родителей на воспитание ребенка в заданных полоролевых позициях; дифференциация относительно пола содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; средовые условия полоролевого взаимодействия; взаимосвязанность субъектных подсистем - внешней (педагоги, родители, как носители полоролевого образа) и внутренней (дети как субъекты полоролевой идентификации); интеграция ценностей культуры и традиций полоролевого воспитания в процесс воспитания и др.
  3. Сущность понятий, пополнивших категориальный аппарат дошкольной педагогики: полоролевая дифференциация - степень культурно-, социально- и личностно-обусловленных различий представлений о «мужском» (также свойственном мальчикам) и «женском» (свойственном девочкам) вариантах поведения и сознания; одним из результатов полоролевой дифференциации может стать полоролевой стереотип - устойчивая и не всегда оказывающаяся функциональной модель полоролевого поведения и сознания; полоролевая идентичность дошкольника - одна из базовых структур социальной и личностной идентичности дошкольника, характеризующая степень сформированности представлений (когнитивный компонент), их принятия (эмоционально-ценностный компонент) о себе, как носителе определенной половой роли и соответствия демонстрируемого поведения этим представлениям (поведенческий компонент); полоролевое воспитание ребенка-дошкольника как социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс становления полоролевой ориентации, идентификации, овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, способами полоролевого поведения в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения; пространство полоролевого воспитания дошкольника - совокупность сред полоролевых отношений, включающих как семейный, так и образовательно-воспитательный компонент, актуализирующих отношения взаимодействия, сотрудничества в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок - виртуальный взрослый и ориентированных на множество разнопорядковых субкультур (художественные, философские, фольклорные тексты, мужские и женские литературные образы и пр.); педагогические условия полоролевого воспитания - ценностно-обоснованная, профессионально- и личностно-значимая совокупность методов, средств, форм и приемов педагогической деятельности, ориентированная на формирование позитивной модели полоролевой идентичности и полоролевое воспитание ребенка; полоролевая воспитанность - мера сформированности социально и лично значимых качеств личности (мужественность-женственность, сила -душевная теплота, забота-поддержка и др.), связанных с полом, проявляющихся в наличии достаточного объема полоролевых знаний, умении адаптивного применения этих знаний в жизни, ценностного отношения к себе как человеку соответствующего пола и т.п.; полоролевая культура - совокупность общечеловеческих (семья, любовь, добро, материнство, отцовство и др.), национальных (народные традиции, обычаи воспитания мальчиков и девочек) и личностных (мужское (женское) достоинство, поддержка, взаимоуважение, толерантность и др.) ценностей, отраженных в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, демонстрируемых моделях поведения и сознания и содержащих информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей разного пола.
  4. Культуросообразная модель воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды полоролевого воспитания детей 3-7 лет, объединяющая две подсистемы: внешнюю (образовательно-воспитательную и семейную) и внутреннюю (детское сообщество - одновозрастное, разновозрастное и детско-взрослое, и представленная компонентами:- концептуальным, отражающим социальный заказ общества, определяющим базовые подходы реализации модели (природособразный, системный, культурологический, деятельностный, аксиологический, пространственный, духовно-ориентированный), идеи концепции полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, принципы моделирования пространства полоролевого воспитания (органического единства половозрастных особенностей ребенка, социокультурной среды и педагогических методов в полоролевом воспитании; диалогичности взрослых и детей в жизнедеятельности и общении; культурно-исторической преемственности ценностей полоролевого опыта народа, дифференциации, интегративности и др.);-целевым, направленным на проектирование педагогических условий формирования полоролевых представлений и полоролевого опыта, достижение позитивных результатов в критериях и показателях полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста и полоролевой компетентности педагогов и родителей;-содержательным, представленным стратегиями полоролевого воспитания, включающими актуальные представления взрослых (родителей и воспитателей) о полоролевой дифференциации детей, задачах полоролевого воспитания, доступных методах, средствах и формах межличностного взаимодействия;-средовым, отражающим множество мини сред полоролевого воспитания, характеризующихся различными полоролевыми и социально-педагогическими позициями и отношениями (воспитатель одного пола с ребенком, воспитатель противоположного пола, отец, мать, сверстник противоположного пола, старший ребенок одного пола, старший ребенок противоположного пола и др.);-технологическим, раскрывающим авторскую технологию полоролевого воспитания детей «Семь→О», представляющую последовательность педагогических способов деятельности и интеграцию средств, методов и форм организации детской деятельности и общения; -результативно-оценочным, представленным достигнутым уровнем полоролевой воспитанности ребенка дошкольного возраста.
  5. Содержание полоролевого воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения раскрывается в научно-обоснованной и экспериментально апробированной программе «Мир мальчика и девочки», включающей: двухуровневую модель полоролевой воспитанности дошкольника (соответственно, для 3 - 5 и 6 - 7 лет), представленную составляющими: когнитивной, эмоционально-оценочной, действенно-практической; систему ценностей полоролевого воспитания (семья как модель полоролевого взаимодействия, активность и субъектность личности в освоении полоролевого опыта, самореализация «мужской» («женской») индивидуальности и др.); осваиваемые дошкольниками культурные эталоны, образцы и средства полоролевого поведения воспитания, отраженные в народных и культурных традиции, сказках, играх, песнях и пр.; способы проявления полоролевых отношений дошкольников (забота, поддержка, взаимоуважение, сопереживание, галантность и др.), их маскулинных и фемининных качеств (сила, смелость, дух соревновательности, преданность, нежность, мягкость, понимание других и др.); национально-культурные (традиции и ценности), психологические (идентификация, мотивация, потребности) и педагогические (содержание, методы, средства, среда) механизмы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
  6. Авторская технология полоролевого воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, названная «Семь→О», представляет взаимосвязь трех компонентов: профессионально-педагогический, включающий способы деятельности и интеграцию средств, методов и форм организации педагогической деятельности; средовый, описывающий социокультурную пространственно-предметную среду и включающий «вещные» элементы как знаки и символы полоролевой культуры; результативно-оценочный, представленный достигнутым уровнем полоролевой воспитанности ребенка дошкольного возраста. Технология полоролевого воспитания дошкольников «Семь→О» реализуется поэтапно: обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа; опознание его свойств и характеристик; отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола; отношение к себе и другому как представителю пола; открытие смысла полоролевого поведения для себя; осознание его значимости в жизни людей; определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях. В качестве универсальной единицы технологии полоролевого воспитания определена педагогическая деятельность, обеспечивающая активность, самостоятельность и возможность полоролевой самореализации ребенка в ролевой игре - присвоение социальных и культурных кодов и полоролевого поведения; в диалоге - установление гармоничного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола; в рефлексии - самоанализ образа «Я» мальчика (девочки) с помощью дифференцированных по полу методов и приемов.
  7. Система критериев и показателей:- полоролевой воспитанности детей 3-7 лет - когнитивный (представления о своей видовой, родовой, половой принадлежности, о различных проявлениях мужественности и женственности и др.), эмоционально-оценочный (отношение к себе как человеку соответствующего пола, адекватная мотивированная оценка своего полового образа и др.), действенно-практический (активное воспроизводство полоролевых норм и ценностей и др.), и уровней полоролевой воспитанности детей 3-7 лет (достаточный, средний, недостаточный); - профессиональной компетентности педагогов в сфере полоролевого воспитания - когнитивный (владение теоретическими основами полоролевого воспитания, методами, принципами и закономерностями полоролевого воспитания дошкольников и др.), эмоционально-оценочный (отношение к полоролевой культуре как ценности и др.), действенно-практический (моделирование и способы реализации системы (программы) полоролевого воспитания дошкольников); - полоролевой компетентности родителей - когнитивный (знания в области семейного воспитания и полоролевого развития детей и др.), эмоционально-оценочный (наличие полоролевых ориентаций и ценностей в жизнедеятельности, проявление интереса к традициям полоролевого воспитания дошкольников и др.), действенно-практический (осуществление дифференцированного подхода (в зависимости от пола) к воспитанию детей и др.), выступивших в качестве показателей эффективности апробированной модели пространства полоролевого воспитания дошкольников.
Список опубликованных работ
Научные монографии и главы в коллективных научных монографиях:

1. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Ребенок в мире культуры (Гл. 7). – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – С. 146–187.

2. Татаринцева, Н.Е. Технологии полоролевого воспитания дошкольников в современной социокультурной ситуации [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова (Кн. 2, гл. 3). – Новосибирск: ЦРНС: СИБПРИНТ, 2008. – С. 119–146.

3. Татаринцева, Н.Е. Научно-прикладные аспекты полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева . – Ростов н/Д: Ростиздат, 2010. – 256 с.

4. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: монография / Н.Е. Татаринцева. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 348 с.

Статьи, опубликованные в журналах согласно списку ВАК:

5. Татаринцева, Н.Е. Теория полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 1–2. – С. 80–90.

6. Татаринцева, Н.Е. Педагогические условия полоролевого воспитания дошкольников в семье [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 5. – С. 89–95.

7. Татаринцева, Н.Е. О целях и ценностях полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 6. – С. 90–97.

8. Татаринцева, Н.Е. О полоролевом воспитании дошкольников в контексте современной педагогической реальности [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – С. 28–33.

9. Татаринцева, Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С. 22–33.

10.Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 10. – С. 118–128.

11. Татаринцева, Н.Е. Концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 174–182.

12. Татаринцева, Н.Е. Модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург, 2010. – № 6. – С. 93–101.

13. Татаринцева, Н.Е. Методологические подходы к полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 7. – С. 49–59.

Учебно-методические работы:

14. Татаринцева, Н.Е. Содержание и методическое обеспечение парциальной программы «Мы – мальчики, Мы – девочки» [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч. трудов / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. – Ростов н/Д: РГПУ, 1998. – Вып. 1. – С. 136–145.

15. Татаринцева, Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] / Н.Е. Татаринцева. – Ростов н/Д: РГПУ, 2002. – 59 с.

16. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Программа курса [Текст] / Н.Е. Татаринцева, Л.Е.Агафонова. – Персиановский: ДонГАУ, 2005. – 42 с.

17. Татаринцева, Н.Е.Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Татаринцева. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 90 с.

18. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учебно-практическое пособие / Н.Е. Татаринцева. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 142 с.

19. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Татаринцева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 93 с.

20. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учебно-практическое пособие / Н.Е. Татаринцева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 144 с.

21. Татаринцева, Н.Е. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с молодой семьей как условие воспитания мальчиков и девочек [Текст] // Современная семья и ее ценности: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р.М. Чумичевой, А.А. Раджабова. – Махачкала: Овчинников, 2009. – С. 181–216.

Научные статьи и тезисы, опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках:

22. Татаринцева, Н.Е. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме формирования полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. – Ростов н/Д: РГПУ, 1996. – Ч. 1. – С. 76–82.

23. Татаринцева, Н.Е. Проблема дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в истории педагогики [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. – Ростов н/Д: РГПУ, 1997. – Ч. 1. – С. 13–17.

24. Татаринцева, Н.Е. Учет разнополовых особенностей в коррекции и развитии взаимоотношений мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Региональные подходы к моделированию коррекционной работы в ДОУ. – Ростов н/Д, 1999. – С. 52–56.25. Татаринцева, Н.Е. Проблемы полоролевой социализации мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Современные проблемы дошкольного образования в Южно-Российском регионе на пути в XXI век: материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения З.В. Лиштван и 70-летию РГПУ. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. – С. 135–139.

26.Татаринцева, Н.Е.Многонациональная колыбельная поэзия как средство воспитания мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Славянский педагогический Собор. Тезисы докладов I Международного конгресса (Тирасполь, 26–29 июня 2002 г.). – Бендеры: Полиграфист, 2002. – С. 133-135.

27. Татаринцева, Н.Е.Дифференциальная психология и физиология мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Наука и образование. –2004. – № 1. – С. 96–105.

28. Татаринцева, Н.Е. Формирование полоролевых ориентаций и ценностей в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты формирования личности». – Шадринск: ШГПИ, 2004. – С. 108–112.

29. Татаринцева, Н.Е.Педагогические условия воспитания женственности у девочек дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России». – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – С. 126–131.30. Татаринцева, Н.Е.Подготовка будущих педагогов к работе по полоролевому воспитанию дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования» / под ред. С.Н. Бегидовой. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – Т. 2. – С. 89–91.

31. Татаринцева, Н.Е.Взаимодействие детского сада с молодой семьей как условие повышения педагогической грамотности родителей [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2005. – С. 336–338.

32. Татаринцева, Н.Е.Влияние средств массовой коммуникации на полоролевое развитие дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 4. – С. 84–90.

33. Татаринцева, Н.Е.Семья – главный институт полоролевой социализации и воспитания личности в народной педагогике [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» / под ред. А.В. Бабаян, А.Ю. Гранкина. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С. 177–179.

34. Татаринцева, Н.Е.Использование народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 107–114.

35. Татаринцева, Н.Е. Родительская любовь как основа воспитания мужского и женского начала у дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы Десятых Димитриевских образовательных чтений «Служение народу и отечеству – подвиг благочестия». – Ростов н/Д, 2005. – С. 173–178.

36. Татаринцева, Н.Е. Генезис идеи полоролевого воспитания дошкольников и ее реализация в историко-педагогической мысли России [Текст] / Н.Е. Татаринцева//Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 2. – С. 139–143.

37. Татаринцева, Н.Е.Идеалы и ценности полоролевого воспитания в исторической ретроспективе [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Наука и образование. – 2005. – № 4. – С. 12–16.

38. Татаринцева, Н.Е. Феномен полоролевого воспитания в контексте современной педагогической реальности [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия АМИ / Южное отделение РАО; Международная славянская академия им. Я.А. Коменского; РГПУ. – 2005. – № 2. – С. 29–31.

39. Татаринцева, Н.Е. Социогенетические основания половозрастных различий детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 3. – С. 185–189.

40. Татаринцева, Н.Е.Особенности развития половой идентификации в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 66–73.

41. Татаринцева, Н.Е.Сущность и психологические механизмы полоролевого воспитания дошкольников в современной социокультурной ситуации [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Наука и образование. – 2006. – № 3. –С. 30–38.

42. Татаринцева, Н.Е. Формирование опыта самопознания будущих педагогов как условие качества полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «V Славянские педагогические чтения». – М.: Педагогика, 2006. – С. 178–184.

43. Татаринцева, Н.Е.Полоролевое воспитание дошкольников в многонациональных группах детского сада [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6. – С. 117–130.

44. Татаринцева, Н.Е. Русская философская традиция – культурологическое основание теории полоролевого воспитания [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Волгоградского государственного технического университета: межв. сб. науч. статей. – Волгоград: ВолгГТУ, 2007. – № 7 (33). – С. 62–65.

45.Татаринцева, Н.Е. Ведущие тенденции и перспективы развития концепции полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. –С. 130–136.

46.Татаринцева, Н.Е. Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 25–32.

47. Татаринцева, Н.Е.Состояние теории и практики полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в России [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 134–138.

48. Татаринцева, Н.Е.Поликультурная направленность содержания полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Сборник докладов конференции, посвященной Дню российской науки. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 25–36.

49. Татаринцева, Н.Е. Специфика построения социокультурного пространства полоролевых отношений в дошкольном учреждении [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию МГПУ «Традиции и инновации в дошкольном образовании». – М.: Том, 2007. – С. 177–179.

50.Татаринцева, Н.Е. Состояние полового воспитания детей и подростков за рубежом [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – Ч. 4. – С. 89–95.

51. Татаринцева, Н.Е. Личностно ориентированные технологии полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Мир детства и образование: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С.74–79.

52. Татаринцева, Н.Е.Ценностно-смысловая специфика процесса полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Международная научно-практическая конференция «Современное общество: проблемы и направления развития». – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – С. 177–179.

53. Татаринцева, Н.Е. Проектирование культуросообразной технологии полоролевого воспитания детей предшкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы международной конференции «Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития». – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 347–353.

54. Татаринцева, Н.Е. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Деточки. – 2007. – № 9. – С. 25–31.

55. Татаринцева, Н.Е. Управление процессом полоролевого воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Известия Южного федерального университета. – 2007. – № 4. – С. 91–97.

56. Татаринцева, Н.Е. Организация самостоятельной деятельности детей в семье как условие формирования мужественности и женственности у дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2008. –№ 1. – С. 116–124.

57. Татаринцева, Н.Е. Культурологические аспекты формирования полоролевой культуры дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: социокультурная компетентность детей в период детства». – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 166–174.

58. Татаринцева, Н.Е. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. – С. 43–50.

59. Татаринцева, Н.Е.Культуросообразная модель полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. 4. – С. 68–75.

60. Татаринцева Н.Е. Воспитательное пространство как среда становления полоролевого опыта ребенка [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. 2. – С. 231–238.

61. Татаринцева, Н.Е. Пространство полоролевого воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно ориентированного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во МП «ЦРЛ», 2008. – С. 79–87.

62. Татаринцева, Н.Е.Поликультурный диалог как составляющая содержания полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. – Ч. IV. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – Ч. 4. –С. 197-203.

63. Татаринцева, Н.Е.Моделирование пространства полоролевого воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Мир детства и образование: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 193–207.

64. Татаринцева, Н.Е. Концептуальные идеи полоролевого воспитания дошкольников в социокультурном пространстве ДОУ [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2009. – С. 466–473.

65. Татаринцева, Н.Е. Ценность метода проектов в современном образовании [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Инновационные технологии обучения в высшей школе: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / под ред. М.Н. Берулавы. – Сочи: Изд-во Черноморской гуманитарной академии, 2009. – Ч. 2. – С. 334–341.

66. Татаринцева, Н.Е. Уберечь от беды [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Деточки. – 2009. – № 10. – С. 45–52.

67. Татаринцева, Н.Е. К проблеме сексуальной безопасности [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Безопасность жизнедеятельности в современном мире: Образование как фактор защиты жизни и здоровья детей. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – С. 449–454.

68. Татаринцева, Н.Е. Влияние социокультурного информационного фона на полоролевое развитие дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 30–37.

69. Татаринцева, Н.Е. Приобщение мальчиков и девочек дошкольного возраста к ценностям русской традиционной культуры [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: материалы докладов международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – С. 441–447.

70. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: цели, задачи, технология [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное образование в XXI веке: материалы Международного научно-практического семинара (Волгоград, 17–19 мая 2010 г.). – Волгоград: Перемена, 2010. – С. 284–290.

71. Татаринцева, Н.Е. Психофизиологические особенности мальчиков и девочек предшкольного возраста [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Гуманизация образования в России: сборник материалов региональной научной интерактивной конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 332–339.

72. Татаринцева, Н.Е. Формирование полоролевой компетентности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXIX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – Ч. 2. – С. 204–210.