Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Юридическая ответственность представляет собой особую правовую форму реакции государства на защиту публичных и частных интересов, заключающуюся в совокупности установленных государством материальных и процессуальных правовых норм в целях понуждения правонарушителя, добровольно не желающего соблюдать установленные нормы поведения, к должному поведению и возложения обязанности претерпевать неблагоприятные для него последствия, а также достижения цели предупреждения правонарушений.
  2. Это определение учитывает специфику современных видов юридической ответственности и значительным образом отвечает требованиям универсальности. Оно подчеркивает институциональность юридической ответственности, а также возможность привлечения к ответственности виновного и оправдания невиновного. Такое понимание юридической ответственности подразумевает все существующие способы воздействия на правонарушителя, то есть как наказательный, восстановительный или компенсационный, так и профилактический или предупредительный.
  3. Административная ответственность есть комплексный правовой механизм реагирования государства на проявление административной противоправности, содержащий материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях.
  4. Основу (основания) административной ответственности составляют дифференцированная административная противоправность, состав административного правонарушения, административное наказание (материально-правовой аспект) и процессуальная форма.
  5. Видами юридической ответственности являются традиционно принятые в юридической доктрине гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная и административная.
  6. Противоправность иных видов правонарушений (в финансовой, бюджетной, налоговой, экологической и иных сферах) и противоправность административных правонарушений по своей сущности идентичны. Видовая специфика противоправности в этих сферах общественных отношений не выявлена ни законодательством, ни в научных исследованиях. Нарушение законодательства в них влечет за собой применение санкций гражданско-правового, уголовного, административного или дисциплинарного наказания.
  7. Выделение в качестве самостоятельного вида ответственности (финансовой, бюджетной, налоговой, экологической и других) не основано ни на объективных критериях, ни на каких-либо характерных особенностях правонарушения в этих сферах, а потому вряд ли возможно.
  8. Меры, применяемые к лицу за нарушение порядка в судебном заседании, именуемые в науке гражданского и уголовного процесса как процессуальная ответственность, по сути дела являются мерами административной ответственности, поскольку их основаниями является административная противоправность.
  9. Анализ соответствующих норм ГПК РФ и УПК РФ, определяющих ответственность в виде штрафов, назначаемых судьей за нарушение порядка судебного заседания, и практика их применения достаточно убедительно доказывают необходимость включения соответствующих норм, содержащих составы административных правонарушений в КоАП РФ. Это позволит ввести дополнительные процессуальные гарантии прав граждан при применении к ним мер административного принуждения, включив в этот процесс возможность обжалования такого рода мер.
  10. Административное правонарушение как основание административной ответственности характеризуется таким признаком, как противоправность, причем административная противоправность имеет межотраслевой характер, поскольку нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призваны защищать соблюдение правил и требований законодательства, относящегося к иным отраслям системы права.
  11. Административное правонарушение представляет собой межотраслевое виновное противоправное действие (бездействие), по своему характеру и степени общественной опасности не отвечающее критериям правонарушения, влекущего гражданско-правовую, дисциплинарную или уголовную ответственность.
  12. Дифференциация административной противоправности проявляется в составе административного правонарушения. Состав административного правонарушения выражает публичные интересы общества и служит источником материально-правовых отношений по поводу оценки конкретных действий (бездействия) на предмет их противоправности за счет оптимально необходимой совокупности имеющих индивидуальное содержание элементов, которая позволяет также отделить одно проявление противоправности административного характера от всех других.
  13. В качестве одной из основных целей административного наказания следует рассматривать восстановление социальной справедливости. В то же время нельзя согласиться с утверждением, что эта мера несет лишь превентивный потенциал. Важной целью административного наказания является и установление общественного порядка и общественной безопасности, порядка осуществления государственной власти.
  14. Юридический процесс представляет собой форму организации любой деятельности. Это правовой механизм, в определенных случаях структурирующий деятельность органов публичной власти по достижению соответствующего материально-правового результата, например: при принятии законодательным органом законодательного акта, при осуществлении правосудия судом при реализации исполнительной власти. Юридический процесс выполняет регулирующую, контрольную и охранительную функции в их органичном единстве.
  15. Административный процесс является самостоятельным видом юридического процесса, он обладает специфическими функциями, отличаясь от законодательного процесса и от судопроизводства. Необходимо выделять административное производство и производство по делам об административных правонарушениях, имея в виду различие в материально-правовом результате.
  16. Административное производство - форма реализации административного процесса органами исполнительной власти. Процессуальную специфику административного производства определяет содержание материально-правовых отношений.
  17. Производство по делам об административных правонарушениях в качестве юридического процесса можно определить как установленный законом порядок достижения баланса публичных и частных интересов при возбуждении дела об административном правонарушении, установлении, исследовании соответствующих доказательств, уяснении иных юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для его разрешения, назначении и исполнении административного наказания, а также прекращения производства по делу в установленных законом случаях.
  18. Производство в судах по делам об административных правонарушениях является видом административного судопроизводства, о котором речь идет в ст. 118 Конституции Российской Федерации.
  19. Сложной проблемой является преобладание в диспозициях норм об ответственности за административные правонарушения, содержащихся в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылок на нарушения правил и требований, которые по сути дела определены подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти.
  20. В целях совершенствования административной ответственности внести изменения в КоАП РФ:- преобладание в диспозициях Особенной части КоАП РФ норм об ответственности за административные правонарушения, содержащих ссылки на нарушения правил и требований, определенных подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти приводит к фактическому установлению ими объективной стороны состава административного правонарушения, тогда как это функция органов законодательной власти. Требуется максимально сократить количество таких норм;- в целях обеспечения исполнения предписаний ст. 1.1 КоАП РФ материальные и процессуальные нормы, касающиеся административных правонарушений, должны быть включены исключительно в КоАП РФ;- несоответствие отдельных норм КоАП РФ и АПК РФ создает дополнительные сложности в правоприменительной практике. Исключить данную проблему позволит унификация норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;- изложить в новой редакции ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ и ч. 1 и ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ;- привести ч. 6 ст. 4.6 КоАП РФ в соответствие с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ;- в ст. 27.1 КоАП РФ предусмотреть право обжалования применения таких мер обеспечения, как изъятие вещей и документов, запрещение эксплуатации транспортных средств.
Список опубликованных работ
I. Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Серков П.П. Введение административного судопроизводства – конституционный долг законодателей // Российская юстиция. 2003. № 12. – 0,1 п.л.

2.Серков П.П. Теоретические и практические проблемы привле-чения к ответственности за административные правонарушения // Российская юстиция. 2006. № 8. – 0,4 п.л.

3.Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения // Российская юстиция. 2007. № 7. – 0,4 п.л.

4.Серков П.П. О нетипичности формы некоторых нормативных правовых актов // Российское правосудие. 2008. № 2 (22). – 0,6 п.л.

5.Серков П.П. Основания возвращения протокола и других материалов дела об административных правонарушениях // Российское правосудие. 2008. № 9 (29). – 2 п.л.

6.Серков П.П. О некоторых аспектах понимания административ-ного правового принуждения // Российское правосудие. 2010. № 6 (50). – 0,5 п.л.

7.Серков П.П. К вопросу о понимании налоговой ответственности // Российское правосудие. 2010. № 8. – 0,5 п.л.

8.Серков П.П. О понятии юридической ответственности // Журнал Российского права. 2010. № 8. – 0,75 п.л.

9.Серков П.П. О сущности бюджетной ответственности // Россий-ское правосудие. 2010. № 8. – 0,75

10.Серков П.П. Характеристика правоотношений в сфере административной ответственности // Государство и право. 2010. № 9. – 1,25 п.л.

11.Серков П.П. О процессуальной ответственности (проблемы теории и практики) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 3. – 0,75 п.л.

II. Монографии, комментарии, учебники, пособия:

12.Серков П.П. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного производства: Моно-графия. - М.: Российская академия правосудия, 2010. – 11 п.л.

13.Серков П.П., Зайцев В.Ю., Пирожков В.Н., Федин А.И. Научно-практическое пособие по разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений (главы 23 - 26 ГПК РФ). Под ред. Серкова П.П.// М.: «Норма», 2006. – 8 п.л. / 2 п.л.

14.Серков П.П., Гончарова Н.Г., Гущин В.В., Калинина Л.А и др. Гл. 1-3 (в соавторстве с Б.В. Россинским). Научно-практическое по-собие по применению Кодекса об административных правонарушениях. Предисловие, главы 1-3, главы 24-26. Под ред. Серкова П.П. // М.: «Норма», 2006. – 56 п.л. / 4,25 п.л.

15.Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях. М.: «Норма», 2008. – 23 п.л. / 11,5 п.л.

16.Серков П.П. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей суда общей юрисдикции. На-учно-практическое пособие. М.: РАП, 2008. – 5,75 п.л.

17.Серков П.П. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Научно-практическое пособие. М.: «Норма», 2009. – 15,96 п.л.

18.Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний. Научно-практическое пособие. М.: «Норма», 2010. – 28 п.л.

III. Научные статьи, тезисы докладов и выступлений на науч-ных конференциях и семинарах:

19.Серков П.П., Воложанин В.П. Административное судопроиз-водство. Ученые записки Ульяновского государственного университета Сер. Государство и право: проблемы, поиски решений. Предложения. Вып.3 (10) – Ульяновск: УлГУ. 1999. – 0,25 п.л.

20.Административно-правовое принуждение в производстве по делам об административных правонарушениях (проблемы теории) // За-кон. 2010. № 6. – 1 п.л.

21.О позитивном аспекте юридической ответственности // Закон. 2010. № 7. – 0,75 п.л.

22.Понятие административной ответственности // Закон. 2010. № 8. – 0,75 п.л.