Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. обосновано, что качество образования, которое автор определяет как соответствие результата образовательных услуг существующим в них потребностям, проявляется через качество вуза, которое имеет ценность для заказчика образовательных услуг. Качество вуза определяется, с одной стороны, качеством основных процессов (образовательных, научных, воспитательных), а с другой - качеством управления процессами. Заказчиками образовательных услуг выступают компоненты среды образовательного пространства: власть, бизнес, общество;
  2. предложена модель управления взаимодействием компонентов образовательного пространства в системе менеджмента качества на принципах синергетики. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохранение и развитие системы образования, создание условий для развития коммуникативных связей между компонентами среды региона: власти, бизнеса, общества, поставщиков и потребителей, а также учета влияния конкурентов с целью одновременно обеспечить развитие многообразия и сохранить стабильность структуры образовательного пространства;
  3. уточнена классификация факторов среды, в соответствии с которой определены и исследованы ключевые факторы, непосредственно влияющие на качество вуза (качество ГОС ВПО и образовательных программ, мотивация обучающихся, качество методического и материально-технического обеспечения, компетентность профессорско-преподавательского состава, качество технологий проверки знаний, качество общего менеджмента вуза), которые задаются взаимодействием компонентов образовательного пространства в системе менеджмента качества. Это позволило разработать функционально-структурную модель формирования системы менеджмента качества образования в вузе, представляющую собой оптимальный алгоритм становления СМК, в которой качество результатов деятельности вузов обеспечивается через управление качеством основных процессов вуза по четырем уровням: административным, проектным, процессным и оценочным (мониторинговым) с учетом влияния ключевых факторов, заданных взаимодействием компонентов образовательного пространства;
  4. предложены новые этапы работы в рамках реализации разработанной четырехстадийной модели формирования, внедрения, сертификации и практического использования СМК вуза, а именно: на второй стадии предварительной организационной работы предусмотрено: а) определение передовой кафедры (отдела), используемой в качестве полигона для формирования и внедрения СМК; б) создание отдела управления качеством на базе этой кафедры; в) проведение диагностического аудита; г) подготовка и утверждение плана мероприятий по формированию процессов и документации СМК на базе передового подразделения; осуществление третьей стадии проектирования и формирования процессов и документации СМК УВПО, первоначально в малом масштабе, на базе передовой кафедры, в том числе: а) формирование команды высшего руководства и проведение SWOT-анализа для концептуального проектирования оргструктуры, основных процессов и структуры документации СМК; б) формирование команд (рабочих групп) из преподавателей и сотрудников передовой кафедры с привлечением руководителей и специалистов других подразделений; в) разработка первоначальных вариантов документов СМК вуза; г) практическое применение разработанной документации на кафедре, мониторинг степени ее готовности к развертыванию в полном масштабе СМК вуза; д) подготовка, согласование и утверждение плана мероприятий по развертыванию документации и процессов СМК в полном масштабе вуза;
  5. разработана четырехэтапная методика формирования и внедрения подсистем измерения и анализа показателей выполнения деятельности (ИАПВД) в процессах СМК вуза, предусматривающая: в рамках второго предварительного организационного этапа: а) определение передовых подразделений, в которых с наибольшей вероятностью будет достигнут успех; б) подготовку и утверждение плана основных мероприятий по формированию и внедрению подсистемы ИАПВД в процессы СМК на базе передовых подразделений; в рамках третьего этапа основной работы по внедрению подсистемы ИАПВД: а) формирование межфункциональной команды для разработки методики и подсистемы ИАПВД на базе передовых подразделений; б) разработка методики ИАПВД в процессах СМК с определением форм документов для сбора и анализа информации; в) внедрение разработанной методики ИАПВД в процессах СМК в практическую деятельность передовых подразделений; г) доработка методики и форм документов, внесение в них изменений на основе опыта работы передовых подразделений с последующим развертыванием подсистемы ИАПВД в масштабе всего вуза;
  6. разработана модель взаимодействия процессов СМК вуза, особенностями которой следует считать следующее: а) представление, что подпроцессы «8.2.1. Удовлетворенность потребителей»; «8.2.2. Внутренние аудиты (проверки)»; «8.2.3. Мониторинг и измерение процессов»; «8.2.4. Мониторинг и измерение продукции» обеспечивают получение информации о положении дел при осуществлении деятельности в процессах СМК и подготовку входных данных для осуществления процесса «8.4. Анализ данных»; б) представление, что процесс «8.4. Анализ данных» выполняется последовательно в следующем порядке: 1) сначала на уровне кафедр и отделов; 2) далее на уровне деканатов и служб (учебно-методическое управление, управление кадров, планово-финансовое управление и др.); 3) затем на уровне проректоров университета; 4) а затем на уровне представителя руководства, причем, выходом процесса «8.4. Анализ данных» является подготовленный отделом управления качеством и подписанный представителем руководства «Отчет о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения», представляющий собой входные данные для процесса «5.6. Анализ со стороны руководства»; в) точка зрения, что процесс «5.6. Анализ со стороны руководства» является центральным (важнейшим) процессом СМК, выполняемым на уровне высшего руководства и обеспечивающим принятие решений об осуществлении и улучшении всех процессов СМК УВПО; г) представление, что процессы: «1.2. Применение»; «4.1. Общие требования»; «4.2. Требования к документации»; «5.1. Обязательства руководства»; «5.2. Ориентация на потребителей»; «5.3. Политика в области качества»; «5.4. Планирование»; «8.1. Общие положения»; подпроцесс «8.5.1. Постоянное улучшение» и процессы раздела «6. Менеджмент ресурсов» ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - являются средствами (механизмами) осуществления мероприятий стратегического и/или тактического менеджмента, обеспечивающими необходимый уровень осуществления деятельности и/или желаемое улучшение результативности и эффективности используемых в организации процессов СМК; д) представление, что подпроцессы: «8.5.2. Корректирующие действия», «8.5.3 Предупреждающие действия», и процесс «8.3. Управление несоответствующей продукцией» - являются средствами (механизмами) осуществления мероприятий оперативного менеджмента, направленных на обеспечение необходимого уровня качества процессов и продукции (образовательных услуг) вуза;
  7. разработаны модели системного взаимодействия подсистемы ИАУВП, подсистемы ИАУП и механизма УССЗ с другими процессами СМК вуза и графическая модель представления плановых и фактических характеристик входов и выходов процессов, на основании которой предложены подходы к формированию показателей результативности и эффективности процессов СМК;
  8. предложена методика подготовки проектов управленческих решений по результатам оценки тенденций изменения показателей выполнения деятельности (в том числе, показателей результативности и эффективности процессов) в СМК вуза, когда имеющиеся данные можно аппроксимировать: а) линейной зависимостью; б) зависимостью, включающей в себя линейную и периодическую составляющие; в) экспоненциальной зависимостью. Попадания фактических значений показателя относительного тренда в один из четырех интервалов шкалы трендов являются критериями подготовки проектов управленческих решений, предусматривающих выполнение либо предупреждающих, либо корректирующих действий, либо мероприятий по радикальному улучшению процесса, либо осуществление процесса в соответствии с действующей процедурой его выполнения;
  9. разработаны методики сбора и обработки первичной информации с последующим анализом полученных результатов, позволяющие количественно оценивать значения показателей выполнения деятельности (ПВД) и тенденции их изменения, в частности: а) в подсистеме ИАУВП - как для общего показателя удовлетворенности и вовлеченности персонала, так и отдельно для показателя удовлетворенности и для показателя вовлеченности персонала в процессы СМК вуза; б) в подсистеме ИАУП - для показателей удовлетворенности потребителей (студентов, слушателей и работодателей) процессами и результатами деятельности вуза. Эти методики включают в себя: а) разработку форм контрольных листков (анкет); б) периодический сбор первичной информации и ее обработку; в) анализ полученных данных, в том числе, оценку трендов (тенденций) изменения ПВД в процессах СМК; г) подготовку проектов управленческих решений путем сравнения полученных оценок трендов (тенденций) с заранее утвержденными критериями, сформулированными в виде значений трех чисел, представляющих собой границы четырех интервалов на неограниченной числовой оси показателя тренда;
  10. предложен механизм УССЗ, обеспечивающий достижение необходимых целей и результатов деятельности в СМК вуза, предусматривающий: а) установление целей и результатов, которые должны быть достигнуты в процессе осуществления стратегического и среднесрочных бюджетов; б) сбор информации и оценку степени достижения установленных целей и результатов; в) анализ целесообразности, планирование и выполнение коррекций; г) анализ причин выявленных/потенциальных несоответствий, оценку целесообразности планирования и осуществления корректирующих/предупреждающих действий; д) анализ целесообразности улучшения стратегического, среднесрочных (и оперативных) бюджетов основных подразделений и служб вуза; е) планирование, разработку и осуществление проектов внесения изменений для улучшения стратегического и среднесрочных (и оперативных) бюджетов служб и подразделений вуза.
Список опубликованных работ
Монографии и разделы монографий Монографии

1.Мищенко, Е.С. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации : монография / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 96 с. – 6 п.л. (4 авт. п.л.).

2.Соколова, Л.И. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации : монография /Л.И. Соколова, С.В. Пономарев, Е.С. Мищенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 128 с. – 8 п.л. – (2,7 авт. п.л.).

3.Мищенко, Е.С. Организационные структуры управления в системах менеджмента качества / Е.С. Мищенко – М. : Издательский дом «Спектр», 2010. – 100 с. – 6,25 п.л.

4.Мищенко, Е.С. Система менеджмента качества образования в вузе: формирование и опыт создания : монография / Е.С. Мищенко. – Саратов : Саратовский государственный социально-экономический ун-т, 2010. – 204 с. – 12,75 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

5.Мищенко, Е.С. Развитие образовательной организации, как института качества услуг / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2(70).– С. 381 – 384. – 0,4 п.л.

6.Мищенко, Е.С. Внутриорганизационная инфраструктура системы менеджмента качества организации / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2009. – № 3(71). – С. 339 – 342. – 0,4 п.л.

7.Мищенко, Е.С. К вопросу об аналогии между содержанием деятельности в процессах системы менеджмента качества и функционированием элементов технических систем автоматического управления / Е.С. Мищенко // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2009. – №1(37). – С. 230 – 235. – 0,6 п.л.

8.Мищенко, Е.С. Методология решения проблем в сфере высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2010. – № 01. – С. 103 – 110. – 0,8 п.л.

9.Мищенко, Е.С. Система мониторингов процессов реализации инновационных программ / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2004. – Т. 10, № 1. – С. 300 – 305. – 0,6 п.л.

10.Мищенко, Е.С. Информатизация образования в контексте инновационных процессов / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2007. – Т. 13, № 1. – С. 285 – 300. – 0,6 п.л.

11.Мищенко, Е.С. Модель проектирования системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2010. – Т. 16, № 1. – С. 219 – 223. – 0,5 п.л.

12.Мищенко, Е.С. Методологические аспекты формирования, внедрения и применения системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2010. – Т. 16, № 2. – Рубрика 07. (Препр. 24). – 60 с. – 6 п.л.

13.Мищенко, Е.С. Развитие методологии образовательной организации с позиции системы менеджмента качества образовательной услуги / Е.С. Мищенко // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – № 4. – С. 95 – 98. – 0,4 п.л.

14.Мищенко, Е.С. Проектирование, формирование, внедрение и сертификация системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вестник МАДИ (ГТУ). – 2009. – Вып. 4(19). – С. 85 – 92. – 0,8 п.л. – (0,4 авт. п.л.).

15.Мищенко, Е.С. Взаимосвязь элементов организационной структуры с макропроцессами системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вестник МАДИ (ГТУ). – 2009. – Вып. 4(19). – С. 60 – 65. – 0,6 п.л. – (0,3 авт.п.л.).

16.Мищенко, Е.С. Результаты оценки показателей удовлетворенности сотрудников работой и показателя вовлеченности сотрудников в процессы системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко, Л.И. Соколова С.В. Пономарев // Экономика образования / Костромской ГУ. – 2009. – № 3(2). – С. 7 – 15. – 0,9 п.л. – (0,4 авт. п.л.).

17.Мищенко, Е.С. Разработка документов стратегического и оперативного менеджмента при внедрении и практическом использовании системы менеджмента качества в организации / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – Т. 1, № 11(25). – С. 185 – 202. – 0,8.л. – (0,4 авт. п.л.).

18.Мищенко, С.В Осуществление процессов системы менеджмента качества в образовательной организации / С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2008. – Т. 14, № 4. – С. 741 – 754. – 1,4 п.л. – (0,5 авт. п.л.).

19.Золоторева, Ю.А. Теоретическое обоснование качества услуг образовательной организации / Ю.А. Золоторева, Е.С. Мищенко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2008. – Т. 1, № 4(14). – С. 115 – 120. – 0,6 п.л. – (0,5 авт. п.л.).

20.Золоторева, Ю.А. Практическая реализация направлений повышения качества услуг образовательной организации / Ю.А. Золоторева, Е.С. Мищенко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – Т. 1, № 2(16). – С. 125 – 130. – 0,6 п.л. – (0,5 авт. п.л.).

21.Соколова, Л.И. Результаты оценки тенденций изменения показателя удовлетворенности и вовлеченности сотрудников в процессы системы менеджмента качества образовательной организации / Л.И. Соколова, Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – Т. 1, № 1(15). – С. 141 – 147. – 0,7 п.л. – (0,3 авт. п.л.).

22.Бешенков, С.А. Управление качеством образования в образовательном учреждении / С.А. Бешенков, Е.С. Мищенко // Информатика и образование. – 2008. – № 4. – С. 113 – 115. – 0,3 п.л. – (0,2 авт. п.л.).

23.Соколова, Л.И. Методика оценки тенденций изменения показателей результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества образовательной организации / Л.И. Соколова, Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2008. – Т. 1, № 4(14). – С. 147 – 152. – 0,6 п.л. – (0,3 авт. п.л.).

24.Мищенко, Е.С. Влияние трехкомпонентной концепции подготовки международных специалистов на качество дополнительного профессионального образования / Е.С. Мищенко, И.В. Шеленкова / Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2010. – Т. 16, № 2. – С. 437 – 442. – 0,6 п.л. – (0,5 авт. п.л.).

25.Мищенко, Е.С. Разработка, формирование и практическое применение механизма управления стратегическими и среднесрочными затратами в рамках системы менеджмента качества учреждения высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко, Т.Н. Кулюкина, С.В. Пономарев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – № 01(27). – Препринт. – 52 с. – 5,2 п.л. – (2,0 авт. п.л.).

26.Золотарева, Ю.А. Методическое обоснование качества услуг образовательной организации / Ю.А. Золотарева, Е.С. Мищенко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – № 01(15). – С. 200 – 207. – 0,8 п.л. – (0,6 авт. п.л.).

27.Мищенко, Е.С. Применение методики оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования / Е.С. Мищенко, И.В. Шеленкова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2010. – № 01. – С. 124 – 131. – 0,8 п.л. – (0,6 авт. п.л.).

28.Мищенко, Е.С. Условия эффективного внедрения системы менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2010. – № 3(32). – С. 75 – 77. – 0,3 п.л.

Вопросы диссертационного исследования нашли отражение в других публикациях:

29.Мищенко, Е.С. Аналогия между содержанием деятельности в процессах системы менеджмента качества и функционированием элементов технических систем автоматического управления / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей : сб. мат-лов Всерос. междунар. конгресса. – 2008. – С. 115–116. – 0,125 п.л. – (0,05 авт. п.л.).

30.Мищенко, Е.С. К вопросу об оценке тенденций изменения показателя удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко, Л.И. Соколова, С.В. Пономарев // Проблемы развития инженерно-строи¬тельного образования : тр. Междунар. конгресса SIB-2008. – 2008. – Т. 4. – С. 66 – 75. – 0,625 п.л. – (0,3 авт. п.л.).

31.Мищенко, Е.С. Взаимодействие подсистем измерения и анализа как удовлетворенности потребителей, так и удовлетворенности и вовлеченности персонала с процессами системы менеджмента качества образовательной организации / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Кооперация науки, образования, производства и бизнеса: новые идеи и перспективы безопасного развития в ближайшем будущем : 2-я Всерос. науч.-практ. электронная конф. – 2009. – C. 51 – 65. – http://innovatika.web.tstu.ru/ konf.html – 0,9 п.л. – (0,5 авт. п.л.).

32.Мищенко, Е.С. Алгоритм вычисления параметров экспоненциальной зависимости при оценке тенденций изменения показателей удовлетворенности персонала и потребителей организации / Е.С Мищенко, Р.Н. Евлахин // Труды ТГТУ : сб. науч. ст. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – С. 133 – 137. – 0,3 п.л. – (0,2 авт. п.л.).

33.Mischenko, E.S. Bilingual programmes as a new dimension of engeneering education in Russia / E.S. Mischenko, E.V. Dvoretskaya, S.I. Dvoretsky // Proceedings of the 37th International IGIP Symposium “Engineering competencies – traditions and innovations”. – Moscows, Russia, 2008. – P. 173–174. – 0,125 п.л. – (0,05 авт. п.л.).

34.Mischenko, E.S. Teacher training and bilingual education: an integrative approach / E.S. Mischenko, E.V. Dvoretskaya, S.I. Dvoretsky // Proceedings of the 38th International IGIP Symposium “Q2 of E2 – Quality and Quantity of Engineering Educanion”. – Graz, Austria, 2009. – P. 269 – 272. – 0,25 п.л. – (0,08 авт. п.л.).

35.Мищенко, Е.С. Обеспечение нового качества высшего образования через мобильность участников образовательного процесса на основе современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры университета / Е.С. Мищенко, В.Е Подольский и др. // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования : тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 46 с. – 2,875 п.л. – (1,0 авт. п.л.).

36.Мищенко, С.В. СМК. Осуществление процессов системы менеджмента качества в образовательной организации / С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей : сб. мат-лов Всерос. междунар. конгресса. – 2008. – С. 116–117. – 0,125 п.л. – (0,05 авт. п.л.).

37.Быковский, В.В. Проблемы формирования эффективной системы управления инвестициями в регионе : монография / В.В. Быковский, Е.С. Мищенко, Е.В. Быковская. – М. : Изд-во «Машиностроение-1», 2002. – 200 с. – 12,5 п.л. – (5,0 авт. п.л.).

38.Пономарев, С.В. История стандартизации и сертификации : учебное пособие / С.В. Пономарев, Е.С. Мищенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 92 с. – 5,75 п.л. – (3,0 авт. п.л.).

39.Пономарев, С.В. История управления качеством : учебное пособие / С.В. Пономарев, Е.С. Мищенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 84 с. – 5,25 п.л. – (2,75 авт. п.л.).

40.Мищенко, Е.С. Модель постановки и решения проблем в сфере высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Менеджмент качества продукции и услуг : мат-лы III Междунар. научн.-техн. конф. (27–28 апреля 2010 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко : в 2 т. – Брянск : БГТУ, 2010. – Т. 1. – С. 52 – 54. – 0,2 п.л. – (0,1 авт. п.л.).

41.Мищенко, Е.С. Применение SWOT-анализа при решении задач улучшения профориентационной работы в улучшении высшего профессионального образования / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев // Менеджмент качества продукции и услуг : мат-лы III Междунар. научн.-техн. конф. (27–28 апреля 2010 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко : в 2 т. – Брянск : БГТУ, 2010. – Т. 2. – С. 184 – 187. – 0,25 п.л. – (0,125 авт. п.л.).

42.Miszczenko J.S. SWOT Analysis as a tool to improve career preorientation on example of the Tambov State University of Technology // Ekonomia i Zarzadranie. – Vol. 2(2). – Bialystok : Politechnika Bialystoka, 2010. – P. 144 – 152. – 0,7 п.л.