Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»
Специальность: 12.00.14
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В результате общетеоретического системного подхода к функционированию элементов государственного механизма Российской Федерации, диссертант пришел к выводу, что институт государственной службы в основе своей организации и функционирования должен базироваться на совокупности черт и принципов демократического правового и социального государства, провозглашенного в ст.ст.1 и7 Конституции Российской Федерации. Сопоставление принципов правового государства и правовых норм, регулирующих систему государственной службы Российской Федерации показывает, что при формировании системы государственной службы нормативное закрепление ее основ осуществлено выборочно; закреплены лишь отдельные принципы правого государства: признание, соблюдение и защита прав человека со стороны государства, механизм гарантий прав и свобод, принципы законности, верховенства конституции по отношению к другим законам. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации выявлены следующие актуальные проблемы, решение которых необходимо для институционализации государственной службы Российской Федерации: а) построение механизмов взаимодействия гражданского общества с государственной службой, преодоления недоверия граждан к служащим; б) преодоление бюрократизма в государственном аппарате в сфере правореализации государственной службы; в) формирование кадровой политики Российской Федерации, соответствующей целям демократического правового социального государства; г) совершенствование механизмов юридической ответственности в системе государственной службы. Обосновывается, что на современном этапе развития правовой системы Российской Федерации инноватизация системы государственной службы Российской Федерации затрагивает вопросы обновления общих принципов построения и взаимодействия ее уровней и элементов на основе правового государства: создание качественно новых отношений и типов взаимодействия между государственными служащими и гражданами; при этом необходимо нормативно определить место и роль непосредственных форм участия государственной службы в системе взаимодействия государства и гражданского общества; поддержка общегуманитарных ценностей правовой культуры в системе государственной службы; создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, национальных, культурных и других особенностей развития российского общества. По мнению диссертанта, институциональный подход к вопросам развития организационно-правовых основ государственной службы позволяет осуществить административное реформирование системы государственной власти как процесса адаптации института государственной службы к глобальным изменениям в обществе, обусловленных мировым экономическим кризисом и требующим инновационно, социально направленных государственно-правовых мер. Реформирование государственной службы Российской Федерации предполагает переориентацию ее деятельности на инновационное развитие отношения аппарата государственной службы к гражданскому обществу как субъекту управления; уважения интересов граждан и действенного контроля за деятельностью государственного аппарата.
  2. Для институционализации государственной службы Российской Федерации необходимо развитие кадрового потенциала Российской Федерации как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества и создание Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ст.80 Конституции Российской Федерации) федерального резерва управленческих кадров, состоящего из профессионально подготовленных, компетентных работников. В качестве предложений по Программе формирования резерва управленческих кадров диссертантом предлагаются следующие направления. Первое направление - формирование федерального резерва управленческих кадров под патронажем Президента Российской Федерации на базе существующих кадровых технологий, которые основываются на анкетном и рекомендательном принципах. В рамках этого этапа можно сформировать кадровый резерв из лиц, уже находящихся на государственной службе. Второе направление связано с нормативным правовым обеспечением Программы формирования резерва управленческих кадров. Программа должна предусматривать на федеральном уровне внесение изменений в действующее законодательство. Третье направление относится к методическим рекомендациям и технологиям формирования Программы резерва управленческих кадров. В Программе следует предусмотреть разработку квалификационных требований к должностям, подлежащим замещению из резерва на основе профессиональных стандартов и методик их определения. Методики должны охватывать стадии реализации Программы, а именно: стадию формирования резерва управленческих кадров; стадию профессионального развития резерва управленческих кадров; стадию востребованности резерва управленческих кадров. Четвертое направление - это финансово-экономическое обеспечение Программы формирования резерва управленческих кадров. Структура кадрового управленческого резерва должна состоять из:- федерального резерва управленческих кадров под патронажем Президента Российской Федерации;- федерального резерва управленческих кадров, состоящих на государственной службе (государственные служащие);- резерва управленческих кадров, находящихся на муниципальной службе (муниципальные служащие);- резерва управленческих кадров потенциально способных по профессионально-личностным качествам замещать должности в государственном и муниципальном управлении.
  3. В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ст.80 Конституции Российской Федерации) необходимо создать федеральный орган по управлению государственной службой Российской Федерации, подчиненный непосредственно Президенту Российской Федерации - Федеральное агентство по управлению государственной службой при Президенте Российской Федерации. Такой федеральный орган управления будет обладать самостоятельностью с наделением функций контроля, надзора и оперативного исполнения задач по формированию и регулированию системы государственной службы. Функционирование такого органа должно быть системным, межведомственным и централизованным в той мере, в какой позволяет демократический принцип разделения уровней и ветвей государственной власти в Российской Федерации; цель его создания - системное управление и контроль за процессами организации государственной службы, учитывающие основные направления деятельности и видовое многообразие государственной службы. При этом основные направления функционирования данного органа составляют: правовое регулирование, кадровое обеспечение и финансирование государственной службы, контроль за соблюдением в государственных органах нормативных правовых актов, регулирующих государственную службу.
  4. На основе анализа федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации автор сформулировал и обосновал положение о несоответствии порядка организации государственной службы в отдельных органах государственной власти специфике закрепленных за ними полномочий. Так, государственная гражданская служба в аппарате органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации характеризуется следующими особенностями, которые не учитываются нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: а) аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации определяются регламентами палат с учетом формируемых депутатских объединений; б) на государственной службе в законодательных органах реализуются административно-правовые функции регулирования законодательного процесса, а не осуществление полномочий данного органа; в) поскольку палаты Федерального Собрания РФ обладают юридической самостоятельностью, то кадровое, материальное и техническое обеспечение определяются руководителями палат по согласованию с комитетами по регламенту и организации работы палат; г) согласно ст.94Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации не имеет административной вертикали, а субординация между государственными служащими проявляется лишь во внутренней структуре самого аппарата. Государственная служба в органах судебной власти России, по мнению диссертанта, характеризуется следующими особенностями, которые так же не регулируются законодательством о государственной службе: а) исключительно важное значение при осуществлении государственными служащими своих должностных обязанностей приобретает соблюдение принципов законности, справедливости и своевременности при подготовке и вынесении правоприменительных решений; б) на государственной службе в судебных органах реализуются только функции финансового, материально-технического, организационного, информационного и справочного обеспечения процесса осуществления правосудия, исключающие вмешательства в деятельность судей; в) на работников аппаратов судов налагаются дополнительные ограничения: невозможность выступать в качестве народных, арбитражных и присяжных заседателей; г) для выполнения своих обязанностей государственным служащим аппаратов судов необходимо наличие высокой квалификации в сфере юриспруденции (высшего или среднего специального образования). Таким образом, диссертант считает целесообразным законодательно закрепить федеральными законами специальные нормы права, регулирующие специфику государственной службы в органах различных ветвей государственной власти.
  5. Автор, на основе изучения практики реализации норм права, регулирующих государственную службу Российской Федерации, предлагает собственную классификацию видов государственной службы Российской Федерации. В качестве самостоятельного вида федеральной государственной службы - дипломатическую службу Российской Федерации. Основой такого выделения служат принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и принцип разделения власти. Дипломатическая служба осуществляется в государственных органах, полномочия которых относятся к исключительной компетенции Российской Федерации, и может быть определена следующим образом: «Дипломатическая служба представляет собой федеральную государственную службу профессиональной служебной деятельности граждан на должностях дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации, осуществляющих внешнеполитические функции государства. Таким гражданам присваиваются дипломатические ранги». Обосновывая дипломатическую службу в качестве вида государственной службы, диссертант предлагает внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и федерального закона, регулирующего основы дипломатической службы Российской Федерации.
  6. Изучение правового регулирования гражданской службы субъектов Российской Федерации и соответствующей правоприменительной практики дало возможность диссертанту предложить общую схему структуры законодательства субъекта Российской Федерации о гражданской службе. При подготовке и принятии соответствующих законов субъектов Российской Федерации необходимо учитывать особенности организации гражданской службы, предусмотрев, в частности: а) распределение полномочий между представительным (законодательным) органом и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в области регулирования и контроля за организацией гражданской службы, б) порядок учреждения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, в) перечень должностей гражданской службы категории «руководители», принятых на определенный срок своих полномочий, г) дополнительные гарантии и условия их предоставления гражданским служащим субъекта Российской Федерации; д) правовой статус органа по управлению гражданской службой субъекта Российской Федерации. В диссертации выявляется и анализируется позитивный опыт такого нормативного регулирования в ряде субъектов Российской Федерации (Амурской, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Тюменской областях, Пермском крае и Еврейской автономной области). На основе его обобщения формулируются практические рекомендации по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
  7. По мнению диссертанта, дисциплинарная ответственность государственных служащих за служебные проступки, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации, не учитывает правовую природу статуса государственных служащих как служащих государства, а не служащих отдельных государственных органов, а также ответственность как сущностной характеристики правового государства (баланс прав, обязанностей и ответственности). Дисциплинарная ответственность государственных служащих Российской Федерации представляет собой внутриведомственный институт, который не может обеспечить защиту административно-правового статуса, возникающего у гражданина, состоящего на службе государства как публичного института. Институт государственной службы в России оказался лишен правового механизма реализации ответственности, что не соответствует актуальным задачам реформирования государственной службы. На взгляд автора, Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должен предусматривать конкретные нормы, регулирующие ответственность на государственной службе.
  8. На основе анализа действующего законодательства выделены следующие особенности правового регулирования государственной службы Российской Федерации: данный институт включает в себя наряду с нормами различных отраслей российского права: конституционного, административного, трудового, финансового, так же нормы международного права и нормы специального законодательства о государственной службе; система законодательства о государственной службе имеет трехуровневую структуру: законодательные акты международного, федерального и регионального (субъектов Российской Федерации) уровней. Законодательство о государственной службе образует единую иерархичную систему, в основе построения которой положена юридическая сила правовых источников; правоотношения на государственной службе Российской Федерации регулируются нормами как публичного, так и частного права. Диссертант приходит к выводу, что право государственной службы (служебное право) следует рассматривать как отдельную самостоятельную комплексную отрасль российского законодательства, выделяя ее из системы административного законодательства.
  9. Диссертант представил авторскую этапизацию формирования системы управления государственной службой, которая отражает динамику ее становления, обосновывает последовательность дальнейшего реформирования и развития государственной службы в Российской Федерации. По мнению диссертанта, дальнейшее реформирование системы государственной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа. В частности (2009 - 2010 годах) необходимо реализовывать направления по совершенствованию государственной службы в рамках Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации», а также обновить ее концептуальные основы и создать механизмы апробации предлагаемых нововведений. В этот же период целесообразно принятие новых федеральных законов, а также изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты о государственной службе с учетом правоприменительной практики, выявленных пробелов и коллизий. В последующем (до 2013 года) возможно осуществление новых апробированных информационно-управленских технологий в систему государственной службы Российской Федерации.
Список опубликованных работ
I. Монографии и другие научные издания

1.Крылова Е.Г. Влияние правовой государственности на форму и содержание государственной службы в России: монография. – М.: Изд-во «Социум», 2006. – 128 с. – 8 п.л.

2.Крылова Е.Г. Развитие системы государственной службы Российской Федерации. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 5,1 п.л.

3.Крылова Е.Г. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / Е.Г.Крылова [и др.] / Под общ. ред. проф. И.Н.Барцица, проф. В.В.Бакушева. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 300 с. – 19 п.л. (авторство не разделено).

4.Крылова Е.Г. Формирование государственной службы Российской Федерации: теория, практика, проблемы институционализации: монография. – М.: «Восход-А», 2008. – 564 с. – 35,25 п.л.

Рецензия: Дмитриев Ю.А. Отзыв на монографию Е.Г.Крыловой «Формирование государственной службы Российской Федерации: теория, практика, проблемы институционализации». // Современное право. – 2009. – № 1 (1). – С. 69.

5.Крылова Е.Г. Институционализация системы государственной службы Российской Федерации: монография. – М.: «Социум», 2009. – 150с. – 9,5 п.л.

Рецензия: Булаков О.Н. Институционализация системы государственной службы Российской Федерации: монография Е.Г.Крыловой // Право и экономика. – 2009. – № 1. – С. 170-171.

II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации

6.Антонова Е.Г. [Крылова Е.Г.] Верховенство закона в структурных преобразованиях государственной власти в России // Хозяйство и право. – 1996. – № 6. – С. 63-71. – 0,5 п.л.

7.Крылова Е.Г. Правовое государство как юридическая форма организации демократического федеративного социального государства // Современное право. – 2006. – № 12 (2). – С. 17-25. – 1 п.л.

8.Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. – 2007. – № 11. – С. 11-19. – 1 п.л.

9.Крылова Е.Г. Социальное государство – конституционная характеристика правового государства // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. – 2007. – № 2. – С. 53-54. – 0,3 п.л.

10.Крылова Е.Г. Профессионализм как основной принцип организации и функционирования государственной службы // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 3. – С. 16-19. – 0,7 п.л.

11.Крылова Е.Г. Федерализм как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 16. – С. 14-19. – 0,8 п.л.

12.Крылова Е.Г. Практика ограничений бюрократии за рубежом // Государственная служба. – 2008. – № 5 (55) (сентябрь-октябрь). – С. 19-27. – 0,6 п.л.

13.Крылова Е.Г. Основы организации государственной службы: некоторые методологические аспекты // Социология власти. – 2008. – № 6. – С. 61-68. – 0,4 п.л.

14.Крылова Е.Г. Правовые аспекты формирование кадрового резерва государственной службы и управления Российской Федерации // Современное право. – 2009. – №1 (1). – С. 65-67. – 0,4 п.л.

III. Учебники и публикации в научных, периодических изданиях, сборниках научных трудов

15.Антонова Е.Г. [Крылова Е.Г.] Государство как целостная система социального управления. - М.: Изд-во «Луч», 1996. – 29c. – 1,0 п.л.

16.Антонова Е.Г. [Крылова Е.Г.] Механизм правового регулирования. – М.: ИНИОН РАН, 1996. – 23с. – 1,0 п.л.

17.Крылова Е.Г. Судебный конституционный контроль в системе органов государственной власти // Государственное и муниципальное управление: теория и практика: сборник научных статей. Выпуск 2 / Под ред. Т.С.Емельяновой. – М.: Изд-во МосГУ, 2004. – С. 46-53. – 0,4 п.л.

18.Крылова Е.Г. Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении / Е.Г. Крылова // Система государственного и муниципального управления: учебник / Под ред. Г.В.Атаманчука. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – Глава 9. – С. 188-211. – 1,4 п.л.

19.Крылова Е.Г. Методологические основы разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы // Актуальные проблемы экономики и права современной России: сборник научных статей межвузовской конференции / Под ред. С.С.Ильина. – М., 2005. – С. 145-151. – 0,4 п.л.

20.Крылова Е.Г. Представительная основа государственной организации // Государственное строительство и право: сборник научн. трудов. Выпуск 11 / Под общ. ред. Г.В.Мальцева. – М., 2005. – С. 15-22. – 0,5 п.л.

21.Крылова Е.Г. Судебный конституционный контроль в системе органов государственной власти // Государственное и муниципальное управление: теория и практика: сборник статей / Отв. ред. Т.С.Емельянова. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 33-41.– 0,5 п.л.

22.Крылова Е.Г. Процесс. Принцип. / Е.Г.Крылова, В.В.Антонов, Г.В.Атаманчук // Энциклопедия государственного управления в России: в 4-х томах. Т. IV ч. I «П-С» / Под общей ред. В.К. Егорова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – С. 98-100, 125-126. – 0,2 п.л.

23.Крылова Е.Г. Принципы правовой государственности в контексте реализации Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – 2006. – № 20 (42). – С. 54-60. – 0,5 п.л.

24.Крылова Е.Г. Должности государственной гражданской службы, классные чины. Прохождение государственной гражданской службы. // Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / Под общ. ред. И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – §1. Глава 4. – С. 232-248. – 0,9 п.л.

25.Крылова Е.Г. Правовое обеспечение правил этики в государственных структурах управления // Новое в экономике и управлении: сборник статей. Выпуск 10 / Под ред. С.А.Стрижова. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 67-71. – 0,3 п.л.

26.Крылова Е.Г. Роль принципа разделения властей в организации государственной службы // Право и экономика: сборник научных трудов. – Выпуск 1 / Под ред. С.С. Ильина, Н.Н.Косаренко. – М., 2007. – С. 10-14. – 0,3 п.л.

27.Крылова Е.Г. Социальное государство как основа правового государства // Вестник Национального института бизнеса. Выпуск 1. – М.: Национальный институт бизнеса, 2007. – С. 250 -257. – 0,3 п.л.

28.Крылова Е.Г. Принципы правовой государственности в системе государственной службы в России // Право и экономика: сборник науч. трудов. – Вып. 4. – М.: МГУ, 2007. – С. 37-46. – 0,6 п.л.

29.Крылова Е.Г. Реализация свободы в государственном и муниципальном управлении // Актуальные проблемы государственного управления и местного самоуправления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. – С. 24-26. – 0,2 п.л.

30.Крылова Е.Г. Особенности организации государственной гражданской службы в унитарных и федеративных государствах // Государственное управление и право. Выпуск 5 / Под общ. ред. И.Н.Барцица. – М., 2007. – С. 260-267. – 0,5 п.л.

31.Крылова Е.Г. Принцип государственного управления / Е.Г.Крылова, В.В.Антонов, Г.В.Атаманчук // Государственная служба: энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 284-286. – 0,3 п.л.

32.Крылова Е.Г. Организация государственной службы в зарубежных странах // Государственная служба: теория и практика государственного и муниципального управления: материалы Всероссийской конференции. – Чита: ЧитГУ, 2008. – С. 203-209. – 0,3 п.л.

33.Крылова Е.Г. Правовые основы формирования социального государства // Актуальные проблемы современности: сборник научных статей. – М.: Изд-во МГУ, Национальный институт бизнеса, 2008. – С. 42-48. – 0,4 п.л.

34.Крылова Е.Г. Правовая характеристика социального государства // Право и экономика: сб. науч. трудов. – Вып. 2 / Под ред. Н.Н.Косаренко. – М., 2008. – С. 19-24. – 0,3 п.л.

35.Крылова Е.Г. Реализация принципов правовой государственности в системе государственной службы в России // Право и экономика: сборник науч. трудов. – Вып. 3 / Под ред. Н.Н.Косаренко. – М., 2008. – С. 5-13. – 0,6 п.л.

36.Крылова Е.Г. К вопросу о формировании системы управления государственной службы Российской Федерации // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – С.84-86. – 0,2 п.л.

37.Крылова Е.Г. Система органов исполнительной власти как основа осуществления государственной службы // Право и экономика: сборник научн. трудов. – Вып. 4 / Под ред. Н.Н.Косаренко. – М., 2008. – С. 5-11. – 0,4 п.л.

38.Крылова Е.Г. Концептуальные аспекты становления дипломатической службы как вида государственной службы Российской Федерации // Право и экономика: сборник научн. трудов. – Вып. 1 / Под ред. Н.Н.Косаренко. – М., 2009. – С. 9-16. – 0,5 п.л.