Научная тема: «ПСИХОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ШКОЛЬНИКАМИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Понимание текста рассматривается как целенаправленный мотивированный аналитико-синтетический процесс овладения разными видами текстовой информации, сопровождающийся активностью психической деятельности человека, а также соответствующий направленности данного процесса результат. Основным критерием понимания является перевод во внешнеречевой план содержания текста и его концепта. Объективной основой понимания является сам текст, а субъективную основу составляют приемы понимания, используемые читателем. Эффективность психодидактического подхода к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности при обучении чтению состоит в создании условий для осознанного усвоения приемов понимания текста, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст.
  2. Разработанная в рамках психодидактического подхода концептуальная модель формирования умения понимать текст базируется на представлениях о психологических особенностях процесса, организованного целью понять. Данный процесс характеризуется внутренней активностью читателя, состоящей в диалоге с текстом, который опирается на внимание к текстовым сигналам, активность воссоздающего воображения, сохранение необходимой информации в памяти, сопоставление текстовых смыслов с опытом читателя и приводит к итогу понимания - выделению концепта текста. Базовым условием формирования является совместно-распределенное в системе «учитель-ученики-ученик» взаимодействие с текстом. В процессе данного взаимодействия у обучающегося происходит интериоризация приемов понимания, в результате чего данные приемы используются при самостоятельной работе с любым текстом. В качестве других условий, инициирующих использование читателем приемов понимания, рассматривается специальный подбор текстовых материалов, разработка системы соответствующих заданий, обеспечение возможности самоконтроля и самокоррекции их выполнения.
  3. Концептуальная модель формирования приемов понимания текста у начинающих читателей раскрывает психодидактические основания обучения: кого и зачем обучать, чему и как обучать, кому обучать. Данная модель позволяет выстроить новую образовательную технологию формирования у младших школьников умения понимать текст, охватывающую первую ступень школьного обучения (1-4 классы). В исследовании определены цели, задачи, принципы, этапы, содержание, особенности организации процесса обучения, планируемые результаты каждого этапа, а также психологические механизмы, на которых оно строится. Проблема преемственности в формировании у младших школьников приемов понимания текста решается благодаря построению курса обучения по спирали.
  4. Результатом разработки психодидактического подхода к формированию у младших школьников умения понимать текст является создание учебной книги психодидактического типа, позволяющей обеспечить единство цели, содержания и метода обучения пониманию текста в соответствии с психологическими задачами возрастного развития обучающихся. Концепция построения учебника психодидактического типа предполагает его использование для организации субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учениками, учениками между собой и ученика с самим собой. Учебная книга построена на основе максимальной активизации первичного восприятия текста, стимуляции осознавания мыслительных действий, приводящих к получению результата в понимании, самоконтроля усвоения материала, увеличения степени самостоятельности в выполнении заданий, создания условий для переноса формирующихся умений в новую ситуацию. Процессуальная сторона учения обеспечивается особой структурой учебника, специальным подбором текстовых материалов и заданий к ним, диалогичностью изложения учебного материала, разноуровневостью тренировочных заданий, психологически обоснованным использованием внетекстовых элементов и т.д.
  5. Эффективность реализации психодидактического подхода в формировании начинающего читателя проявляется в нескольких аспектах: ценностно-мотивационном, операционном, коммуникативном, рефлексивном и творческом. К показателям эффективности можно отнести потребность в чтении как средстве познания мира и самого себя; учебную успешность, выраженную в показателях успеваемости; развитие теоретического мышления и воображения; сформированность коммуникативных учебных действий; рефлексивное отношение к тому, что и как делать при работе с текстом. В совокупности это обеспечивает высокий уровень готовности к обучению в средней школе, а также способствует раскрытию творческих способностей детей. Психодидактический подход к диагностике и критериям сформированности умения понимать текст определяется теми приемами, которыми овладевают начинающие читатели. Проведенное исследование показало, что высокая результативность обучения приемам работы с текстом связана с систематичностью и последовательностью реализации технологии, заложенной в учебную книгу. Отрывочное, «кусочное» внедрение приводит к снижению уровня понимания текста.
  6. В ходе апробации психодидактической модели обучения пониманию текста установлено, что у младших школьников имеет место гетерохронность в формировании приемов понимания. Особенности становления процесса, направленного на понимание, выявлены в результате качественного анализа индивидуальной работы с текстом школьников, прошедших экспериментальное обучение. Высший уровень сформированности умения понимать текст характеризуется использованием тех приемов понимания, которые востребуются конкретным текстом, самостоятельным выходом на концепт, осознанностью работы с текстом, эмоциональностью индивидуального восприятия, проявлением нравственной позиции читателя. Результаты исследования подтвердили гендерные различия в понимании: в целом девочки показывают более высокий уровень понимания текста. Менее явно это проявляется в понимании концепта текста, более выражены различия в активности читательского воображения. Однако обучение приемам работы с текстом нивелирует гендерные различия в понимании.
  7. Для успешной реализации психодидактического подхода к формированию у младших школьников умения понимать текст необходима профессиональная система психолого-педагогической подготовки учителей. В ее содержание входит знакомство педагога с приемами понимания текста (инвариантом), вариативностью их применения в соответствии с конкретным текстом, психодидактическим подходом к формированию у обучающихся. Особую значимость имеет подготовка будущих учителей, так как многие из них сами испытывают затруднения в понимании текста, причем могут быть некритичны к факту непонимания. С целью обеспечения готовности педагога к обучению школьников пониманию текста разработаны и успешно апробированы специальные программы, включающие контактные и дистантные формы взаимодействия с учителем, а также комплекс методических пособий психодидактического типа.
Список опубликованных работ
Монографические и научно-методические работы

1.Соболева, О.В. «Человек понимающий»: формирование начинающего читателя / О.В.Соболева. – Курск: Изд-во КГУ, 2009. – 270 с. (16,9 п.л.)

2.Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст / О.В.Соболева. – М.: Баласс, 2009. – 144 с. (9 п.л.)

3.Соболева, О.В. Работа над пониманием текста на уроках обучения грамоте / О.В.Соболева. – Курск: Изд-во КГУ, 2007, - 140 с. (8,8 п.л.)

4.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста в учебниках курса «Русская филология» / О.В.Соболева // Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / под. науч. рук. Г.Г.Граник. – Москва-Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2007. – Глава 4. (1,12 п.л.)

5. Соболева, О.В. Обучение пониманию текста по учебному пособию «Путешествие в Страну Книги (учимся понимать текст)» / О.В.Соболева // Результаты экспериментальной проверки учебников курса «Русская филология» (русский язык и литература). – М.: ИЦ «Мой учебник», 2008. – Раздел 3. (1,7 п.л.)

6.Соболева, О.В. Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями» или «Учимся понимать текст»: Учеб. пособие для детей 5-9 лет. Ч.1 / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. - М.: НПО «Образование», 1994. - 90 с. (5,5.п.л.)

7.Соболева, О.В. Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями» или «Учимся понимать текст»: Учеб. пособ. для детей 5-9 лет. Ч.2 / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. - М.: НПО «Образование», 1995. – 90 с. (5,5 п.л.)

8.Соболева, О.В. Путешествие фантазеров в Страну Книги: Методические рекомендации по факультативному курсу в начальной школе / О.В.Соболева, В.Н.Боева. – Курск: Изд-во КГПУ, 2002. – 36 с. (2,25 п.л.)

9.Соболева, О.В. Программа спецкурса «Обучение младших школьников приемам понимания текста» (для студентов факультетов начального образования) / О.В.Соболева // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. Сборник материалов. – М.: Баласс; Изд.Дом РАО, 2007. – С.200-2006 (0,4 п.л.)

Учебные и методические пособия с грифом Министерства образования и науки РФ

10.Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Учебное пособие по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – М.: НПО «Образование», 1997. – 256 с. (16 п.л.); СПб: Специальная литература, 2003. – 239 с. (15 п.л.); М.: ИЦ «Мой учебник», 2009. – 192 с. (14 п.л.)

11.Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Учебное пособие по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – М.: НПО «Образование», 1998. – 256 с. (16 п.л.); М.: Изд-во ООО «Мой учебник», 2004. – 240 с. (15 п.л.).

12.Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Учебное пособие по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – М.: НПО «Образование», 1998. – 192 с. (12 п.л.); М.: ИЦ «Мой учебник»: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 160 с. (10 п.л.)

13.Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Учебное пособие по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – М.: НПО «Образование», 1998. – 256 с. (16 п.л.); М.: ИЦ «Мой учебник»: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 192 с. (12 п.л.).

14.Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Методическое пособие по литературному чтению / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – СПб: Специальная литература, 2003. – 143 с. (8,9 п.л.)

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК

15.Соболева, О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические / Г.Г.Граник, О.В.Соболева // Вопросы психологии. – 1993. - № 5. - С. 81 - 91. (0,7 п.л.)

16.Соболева, О.В. О понимании мини-текста или Пословица век не сломится / О.В.Соболева // Вопросы психологии. – 1995. -№ 1. - С. 46 - 52. (0,4 п.л.)

17.Соболева, О.В. Диалог с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя / О.В.Соболева, С.А.Дыбленко // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 18 - 22. (0,3 п.л.)

18.Соболева, О.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя к решению проблемы обучения пониманию текста / О.В.Соболева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2005. - №1. – С. 284 - 289. (0,3 п.л.)

19.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста: учебная книга → учитель → ученик / О.В.Соболева // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1. – С. 21 - 28. (0,5 п.л.)

20.Соболева, О.В. Понимание текста: к проблеме формирования Читателя / О.В.Соболева // Вестник Костромского гос.ун-та им.Н.А.Некрасова. Том 12. Серия психологические науки: «Акмеология образования». – 2006. – №1. – С. 26 – 29. (0,25 п.л.)

21.Соболева, О.В. Беседы о чтении (К проблеме понимания текста). Беседа первая: «Угадывать великое в немногом», или О том, что и как понимать в тексте / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8. – С. 3-9 . (0,4 п.л.)

22.Соболева, О.В. Беседа вторая: «Ставьте вопросы, как паруса!», или Что такое диалог с текстом / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №9. – С. 26 – 34. (0,6 п.л.)

23.Соболева, О.В. Беседа третья: «С вопроса, с удивления начинается мышление», или Диалоги о диалоге / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 10. – С. 25-33. (0,6 п.л.)

24.Соболева, О.В. Беседа четвертая: Внимание: Слово! / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 11. – С. 23-30. (0,5 п.л.)

25.Соболева, О.В. Беседа пятая «В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут»…, или О превращениях слова / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 12. – С. 13-18 (0,4 п.л.)

26.Соболева, О.В. Беседа шестая: «Не самолет, а за тридевять земель унесет», или Поговорим о читательском воображении / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 1. – С. 52-58. (0,4 п.л.)

27.Соболева, О.В. Беседа седьмая: «…В страну заповедную к фее Фантазии», или Как включить творческое воображение / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 3. – С. 6-10, № 4. – С. 68-71. (0,6 п.л.)

28.Соболева, О.В. Беседа восьмая: «Мудрость многих, ум одного», или Пословица в обучении пониманию концепта текста / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 6. – С. 3-9. (0,4 п.л.)

29.Соболева, О.В. Беседа десятая: «Коротко да ясно, оттого прекрасно», или Поговорим о понимании главного в тексте / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 9. – С. 37-43. (0,4 п.л.)

30.Соболева, О.В. Беседа одиннадцатая: «Как хорошо уметь читать!», или Работа над пониманием текста в период обучения грамоте / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 11. – С. 5-14. (0,6 п.л.)

31.Соболева, О.В. Беседа двенадцатая: «Не рассказывай о том, что читал, скажи о том, что понял», или О критериях и диагностике понимания текста / О.В.Соболева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 1. – С. 27-33. (0,4 п.л.)

Статьи в научных и научно-методических изданиях

32. Соболева, О.В. Психолого-педагогические аспекты понимания школьниками пословиц / О.В.Соболева // Научный поиск: Исследования молодых ученых: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГПУ, 1994. - С. 3 - 7. (0,3 п.л.)

33.Соболева, О.В. Посвящение в Читатели / О.В.Соболева // Три ключа: Педагогический вестник. Вып.2. – СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1998. - С. 69 - 73. (0,3.п.л.)

34.Соболева, О.В. Развитие самостоятельности в процессе вузовского обучения / О.В.Соболева, П.В.Лебедчук // Проблемы технологической подготовки студентов и школьников. – Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - С. 41 - 45. (0,3 п.л.)

35.Соболева, О.В. Творчество как основа саморазвития личности / П.В.Лебедчук, О.В.Соболева // Национальное самосознание: поиски и решения. Науч. тр. Курской ГСХА. Т.12. – Курск: Изд-во КГСХА, 2002. - С. 119 - 143. (1,6 п.л.)

36.Соболева, О.В. Обучение приемам понимания текста как одна из задач технологической подготовки школьников / О.В.Соболева // Технологическое образование в школе и вузе: Сб. науч. статей. - Курск: Изд-во КГПУ, 2002. – С.15-17. (0,2 п.л.)

37.Соболева, О.В. Организация самостоятельной работы как один из путей оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов / П.В.Лебедчук, О.В.Соболева // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. Вып. 12. - Киров: МГЭИ, 2002. - С. 138 - 142. (0,3 п.л.)

38.Соболева, О.В. Обучение школьников пониманию текста как одна из задач психодидактики / О.В.Соболева // Текст как единица анализа и единица обучения: Сб.науч.ст. - Курск: Изд-во КГУ, 2002. - С. 25 - 28. (0,25 п.л.)

39.Соболева, О.В. Психолого-педагогические основы обучения пониманию текста начинающих читателей / О.В.Соболева // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т.14. – Тверь: Изд-во "Лилия Принт", 2002. - С. 176 - 186. (0,7 п.л.)

40.Соболева, О.В. Социальный, психологический, педагогический аспекты проблемы понимания текста / О.В.Соболева // Актуальные вопросы научно-практической медицины. Вып.6. - Орел, 2002. - С. 105 – 109. (0,3 п.л.)

41.Соболева, О.В. Как в учебнике решается задача обучения пониманию / О.В.Соболева // 1 сентября. Русский язык. – 2002. - № 14 (326). – С. 12 - 15. (0,25 п.л.)

42.Соболева, О.В. О системе приемов понимания текста на начальном этапе обучения / О.В.Соболева // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - С. 235 - 238. (0,25 п.л.)

43.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста: путь к творчеству / О.В.Соболева // М-лы Х11 Страховских Чтений: Сб.науч.тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - С. 182 - 191. (0,6 п.л.)

44.Соболева, О.В. Обучение младших школьников пониманию текста как одна из задач курса «Русская филология» / О.В.Соболева // Прогимназия – основа гимназического образования (из опыта работы ГОУ «Прогимназия №1755» в рамках ГЭП «Развивающая образовательная среда начальной школы»). – М.: Деп. образования г. Москвы, 2003. - С. 35 - 64. (1,9 п.л.)

45.Соболева, О.В. Счастье - это когда ты понимаешь / О.В.Соболева // 1 сентября. Начальная школа. - 2003.- № 25-26. – С. 5-20. (1 п.л.)

46.Соболева, О.В. Понимание художественного текста: проблемы обучения / О.В.Соболева // Художественное образование в пространстве-времени культуры: Сб.науч.ст. – Курск: Изд-во КГУ, 2004. - С. 157 - 161. (0,3 п.л.)

47.Соболева, О.В. Проблема понимания текста в системе отношений «Учебник – Ученик(и) – Учитель» / О.В.Соболева // Ученые записки Курского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. - № 1. – С. 86-92. (0,4 п.л.).

48.Соболева, О.В. «Человек понимающий»: к проблеме формирования читателя / О.В.Соболева // Межвуз.сборник науч.тр. Вып.2. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2005. – С. 242 - 249. (0,5 п.л.)

49.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста в контексте формирования ключевых компетенций учащихся / О.В.Соболева // Актуальные проблемы технологического и профессионально-педагогического образования: Сб. науч.ст. Ч.2. – Курск: Изд-во КГУ, 2006. – С.103 – 107. (0,3 п.л.)

50.Соболева, О.В. О подготовке будущих учителей к обучению школьников приемам понимания текста / О.В.Соболева // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. Сб. м-лов. – М.: Баласс; Изд.Дом РАО, 2007. – С. 92 – 94. (0,2 п.л.)

51.Соболева, О.В. Совершенствование «умения учиться» в процессе профессиональной подготовки / О.В.Соболева // Проблемы психологии и педагогики высшего профессионального образования. Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГСХА, 2008. – с. 72-76. (0,3 п.л.)

52.Соболева, О.В. Понимание текста: зачем, чему и как учить / О.В.Соболева // 1 сентября. Русский язык. – 2007. - № 23. – с. 29-36. (0,5 п.л.)

53.Соболева, О.В. Обучение приемам понимания текста как актуальная проблема психологии образования / О.В.Соболева // Актуальные проблемы психологии образования. Сб.науч.тр. Вып.2. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - с.138-148. (0,6 п.л.)

Краткие статьи и тезисы докладов

54.Соболева, О.В. Приемы понимания текста в обучении / О.В.Соболева // Современные методы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Сб.ст. по м-лам межвуз. науч.-пр. конф. – Курск: Изд-во КГПИ, 1991. - С. 91 - 98. (0,5 п.л.)

55.Соболева, О.В. Выделение главной мысли в формировании приемов понимания текста / О.В.Соболева // М-лы Второй науч.-пр.конф. по психологии и педагогике чтения. Вып.1.- М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 67-69. (0,2 п.л.)

56.Соболева, О.В. О некоторых направлениях в решении проблемы понимания текста / О.В.Соболева // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: М-лы Всесоюзной науч.-пр. конф. – М.: Изд-во МГУ, 1991. - С. 66 - 76. Деп. в ВИНИТИ №1445-В91 от 4.04.94. (0,7 п.л.)

57.Соболева, О.В. Процесс сотворчества человека и Космоса при создании и понимании произведения искусства / О.В.Соболева // Мир через культуру: М-лы областной общ.-науч. конф. – Курск: Духовный центр Рерихов, 1996. - С. 73 - 75. (0,2 п.л.)

58.Соболева, О.В. Обучение маленького читателя самостоятельной работе с книгой / О.В.Соболева // Проблемы образования на рубеже ХХ1 века: международный диалог: Тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во «Магистр», 1996, Т.1. - С. 103 - 104. (0,1 п.л.)

59.Соболева, О.В. Использование идей К.Д.Ушинского в обучении пониманию мини-текста / О.В.Соболева // Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа: Тезисы докладов Всерос. науч.-практ.конф. - Курск: Изд-во КГПУ, 1997. - С. 118 -120. (0,2 п.л.)

60.Соболева, О.В. Психологические особенности обучения школьников пониманию текста / О.В.Соболева // Психология и практика: Ежегодник Всероссийского Психологического общества. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998. – С. 202 - 203. (0,1 п.л.)

61.Соболева, О.В. От понимания текста к пониманию человека / О.В.Соболева // Социальная психология – ХХ1 век: М-лы международ. симпозиума. – Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 1999. - С. 307 - 310. (0,25 п.л.)

62.Соболева, О.В. Понимание текста как основа художественной культуры (психологический аспект начального обучения) / О.В.Соболева // Малые города России: культура, традиции, современность: М-лы межвуз. науч.-практ. конф. – Соликамск: Изд-во СПИ, 1999. - С. 166 -170. (0,3 п.л.)

63.Соболева, О.В. Диалог, ведущий к пониманию: социально-психологические аспекты начального обучения чтению / О.В.Соболева // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.3. – Ярославль, 2000. - С. 111 - 115. (0,3 п.л.)

64.Соболева, О.В. Обогащение личности учителя и ученика в работе над пониманием художественного текста / О.В.Соболева // Социальная психология в периоды кризиса общества: Тезисы докладов Всерос. науч. конф. – Набережные челны, 2000. - С. 282-285. (0,25 п.л.)

65.Соболева, О.В. Обучение приемам понимания текста как одна из проблем начального литературного образования / О.В.Соболева // Актуальные проблемы современной образовательной практики: М-лы науч.-пр.конф. – Соликамск, 2001. - С. 137 - 140. (0,25 п.л.)

66.Соболева, О.В. Принципы обучения пониманию текста в педагогической системе К.Д. Ушинского и современной учебной книге / О.В.Соболева // Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д.Ушинского и развитие современного образования: М-лы У Всерос. науч.-практ.конф. Ч.2. – Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - С. 128 -130. (0,2 п.л.)

67.Соболева, О.В. Формирование навыков самостоятельной учебной работы как одна из задач психологической помощи обучающимся / О.В.Соболева // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: М-лы Всерос. науч. практ. конф. - Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - С. 150 - 153. (0,25 п.л.)

68.Соболева, О.В. Проблемы взаимодействия в системе учебник - ученик (ученики) - учитель / О.В.Соболева // Проблемы социальной психологии ХХ1 столетия. - Ярославль, 2001, - Т.3. - С. 80 - 83. (0,25 п.л.)

69.Соболева, О.В. Вспоминая марафон / О.В.Соболева // 1 сентября. Русский язык. – 2002. - № 29. – С. 14 -15. (0,1 п.л.)

70.Соболева, О.В. Учебная книга в коллективно-распределенной деятельности на уроке / О.В.Соболева // Социальная психология ХХ1 столетия: М-лы международ. конгресса. - Ярославль, 2002. - Т.3.- С. 136 -140. (0,3 п.л.)

71.Соболева, О.В. Пословица: проблемы понимания / О.В.Соболева // Юдинские чтения - 2002: Слово и образ: М-лы Всерос. науч. конф. - Курск: Изд-во КГПУ, 2002 - С. 187 - 190. (0,25 п.л.)

72.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста как психологическая проблема образования / О.В.Соболева // Ежегодник РПО: М-лы 111 Всерос. съезда психологов. - СПб: Изд-во СПБГУ, 2003. - Т.7. - С. 277 - 281. (0,3 п.л.)

73.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста: роль учителя в коллективно - распределенной деятельности / О.В.Соболева // Социальная психология ХХ1 столетия. – Ярославль, МАПН, 2004. - Т.2. - С. 245-248. (0,3 п.л.)

74.Соболева, О.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя к обучению школьников пониманию текста в коллективно-распределенной учебной деятельности / О.В.Соболева // Развивающее образование: теория и практика подготовки специалиста к реализации развивающих технологий общеобразовательной школы / М-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Курск: КГУ, 2005. - С. 104 - 106. (0,2 п.л.)

75.Соболева, О.В. Развивающий потенциал обучения младших школьников пониманию текста / О.В.Соболева // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе / М-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. – С. 368 - 371. (0,25 п.л.)

76.Соболева, О.В. Работа с текстом в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов / О.В.Соболева // Социальная психология ХХ1 столетия: М-лы симпозиума. - Ярославль, 2005. - Т.2 . – С. 234 -235. (0,1 п.л.)

77.Соболева, О.В. Обучение пониманию текста как одно из направлений развивающей работы с младшими школьниками / О.В.Соболева // М-лы Второй Всероссийск. науч.-практ. конф. психологов-практиков. – М., 2006. – С. 183 -184. (0,1 п.л.)

78.Соболева, О.В. К проблеме реализации психодидактического подхода в работе с текстом / О.В.Соболева // Человек. Власть. Общество: Науч. тр. У Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. - Хабаровск, 2006. – С. 332 – 334. (0,2 п.л.)

79.Соболева, О.В. Обучение работе с текстом как одна из психодидактических проблем непрерывного образования / О.В.Соболева // Непрерывное социальное образование как фактор устойчивого и эффективного развития региона, профессиональной самореализации персонала: М-лы Всерос. научн.-практ. конф. - Курск, РГСУ «Союз», 2006. – 242-246. (0,3 п.л.)

80.Соболева, О.В. От «Человека разумного» к «Человеку понимающему» / О.В.Соболева // Психология ХХ1 столетия. – Ярославль, МАПН, 2007. – Т.2. - С. 238-240. (0,2 п.л.)

81.Соболева, О.В. Развитие познавательных и созидательных способностей младших школьников в работе над пониманием текста / О.В.Соболева // Пед. наследие К.Д. Ушинского и реформы современного образования: идеология, содержание образования, организация: М-лы YIII Всерос. науч.-практ. конф. – Курск, КГУ, 2007. – С. 19-22. (0,25 п.л.)

82.Соболева, О.В. Проблема понимания текста на начальном этапе обучения / О.В.Соболева // Человек. Власть. Общество: Науч. тр. YII Азиатско-Тихоокеанского Международ. конгресса психологов (Токио-Хабаровск). - Хабаровск, 2008. – С. 225-227. (0,2 п.л.)

83.Соболева, О.В. Самосовершенствование речевой культуры в процессе вузовского обучения / О.В.Соболева // Современные проблемы высшего профессионального образования: М-лы науч.-метод. конф. Ч. 2. – Курск, КГТУ, 2009. – С. 237-239. (0,2 п.л.)