- Теоретико-методологической основой становления и развития профессионализма педагога-руководителя в отечественной культуре (конец ХIХ - начало ХХI века) является совокупность следующих положений: становление и развитие профессионализма есть диалектический процесс, в котором изучаются и разрабатываются новые подходы к освоению управленческой деятельности; расширяется инициативность и самостоятельность всех участников инновационных преобразований за счет использования новых организационно-правовых норм развития образовательного учреждения и др.; приоритетным фактором формирования профессионализма педагога-руководителя выступает процесс освоения им ценностно-смысловых ориентиров инновационной деятельности (государственные социальные задания в сфере образования, запросы местного сообщества, возможности и перспективы их реализации в соответствии с особенностями существующей образовательной системы и др.); личностно профессиональная сфера деятельности педагога-руководителя в системе непрерывного педагоги-ческого образования представляет интегративный комплекс, включающий интеллектуальный, информационно-коммуникационный, технологический, рефлексивный и ценностный компоненты.
- Методологическими ориентирами структурирования образовательного процесса, направленного на становление и развитие профессионализма педагога-руководителя в системе непрерывного педагогического образования, являются культурологический и аксиологический подходы как ценностно-смысловые ориентиры профессионально-управленческой деятельности; принципы комплексности в структурировании и функционировании компонентов, составляющих профессионализм педагога-руководителя; идеалосообразности в формировании профессионализма на личностно значимом уровне; полисубъектности в проектно-инновационной деятельности представителей взаимодействующих структур.
- Система становления и развития профессионализма педагога-руководителя включает: цель, задачи, содержание, технологию, педагогические факторы и условия образовательного процесса; интеллектуальный, информационно-коммуникационный, технологический, рефлексивный, ценностный компоненты интегративного комплекса профессионализма руководителя-педагога в контексте методологических ориентиров; позитивные тенденции его становления и развития в системе непрерывного педагогического образования.
- Педагогическими условиями процесса становления и развития профессионализма педагога-руководителя в системе непрерывного образования являются: открытость образовательного пространства учебного заведения для внедрения инноваций; взаимосвязь философско-культурологического и научно-педагогического потенциалов учебного заведения с учетом ценно-стно-смысловых ориентиров государственной политики, особенностей регио-на; отбор и структурирование содержания образования в соответствии с интегративным комплексом профессионализма; самостоятельный поиск педагогами-руководителями путей инновационного развития образования; личностно ориентированные технологии проектной деятельности.
- Ведущими тенденциями процесса становления и развития профессионализма педагога-руководителя в изменяющемся образовательном пространстве выступают: расширение вариативного содержания образования, знаний об инновационном развитии системы образования в стране (государственные и региональные документы модернизации образования, теория, механизмы и практика инновационного управления образовательными системами и др.); внедрение инновационных технологий управления в профессиональную деятельность; развитие способности профессионально ориентироваться в инновационных процессах и принимать соответствующие решения; ориентация на отечественные педагогические ценности (сохранение и развитие традиций отечественной педагогической культуры, служение профессиональному долгу и др.); использование личностно ориентированных технологий в системе непрерывного педагогического образования.
1.Петренко, А.А. В мире социально-гуманитарных профессий: программа элективного курса [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2006. – № 2. – С .44–50 (0,6 п.л. – автор. 0,3 п.л.).
2.Петренко, А.А. Духовно-нравственные аспекты становления и развития профессионализма педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых [Текст] // Тамбовский Вестник университета. Сер: Гуманитарные науки – Тамбов : ТГУ, 2007. – Вып. 3 (47). – С. 205 210 (0,3 п.л.).
3.Петренко, А.А. Проблема развития инновационных процессов в российском образовании и кадрового обеспечения его организации в контексте Болонских соглашений [Текст] // Мир психологии. – М., 2007. – № 1. – С. 148 – 153 (0,5 п.л.).
4.Петренко, А.А. Педагогические условия профессионального развития педагога в муниципальных образовательных учреждениях [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2007. – № 9. – С. 19 – 26 (0,7 п.л.).
5.Петренко, А.А. Воспитание педагога в истории отечественной педагогической культуры [Текст] // Преподаватель ХХI век. – М, 2007. – № 3. – С. 87 – 92 (0,5 п.л.).
6.Петренко, А.А. Педагогические условия процесса формирования и развития профессионализма педагога в изменяющейся регионально-муниципальной системе образования [Текст] // Наука и школа. – М., 2007. – № 6. – С. 34 – 337 (0,4 п.л.).
7. Петренко, А.А. Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции [Текст] // Вестник Тамбовского университета. – Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 2(58). – С. 312 – 316 (0,5 п.л.).
8.Петренко, А.А. Развитие профессионализма управленческих кадров в регионе [Текст] // Народное образование. – М., 2008. – № 2. – С. 151 – 155 (0,5 п.л.).
9.Петренко, А.А. Философско-педагогические идеи ученых отечественной культуры о воспитании педагога [Текст] // Российский научный журнал. – М., 2008. – № 2 (3). – С. 130 –135 (0,5 п.л.).
10.Петренко, А.А. Педагогические факторы и условия процесса становления и развития профессионализма педагога-руководителя в системе непрерывного образования [Текст] // Российский научный журнал. – М., 2010. – № 5 (18). – С. 163 –168 (0,5 п.л.).
11.Петренко, А.А. и др. Школа переходит в новое качество: технология внедрения инноваций [Текст] // Народное образование. – М., 2010. – № 7. – С. 173 –181 (0,5 п.л. – автор. 0,3 п.л.).
12.Петренко, А,А. Ведущие тенденции становления и развития профессионализма педагога-руководителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] // Российский научный журнал. – М., 2010. – № 6 (19). – С. 84 –89 (0,5 п.л.).
II. Монографии, учебные, методические пособия и рекомендации
13.Петренко, А.А. Профессионализм педагога, управляющего развитием образования [Текст]: моногр. – Рязань : РИРО, 2006. – 200 с. (9,53 п.л.)
14.Петренко, А.А. Профессиональное становление педагога, управляющего развитием образования [Текст] : моногр. М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования», 2007 – 164 с. (10,0 п.л.)
15. Петренко, А.А. [ и др.] Управление развитием в современной сельской школе: проблемы, поиски, решения [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 1994. – 47 с. (2,94 п.л. – автор. 1,5 п.л.).
16. Петренко, А.А. [ и др.] Система управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе образовательного учреждения на современном этапе [Текст] : метод. пособ.– Рязань : РИРО, 1998. – 74 с. (4,62 п.л. – автор. 2,3 п.л.).
17.Петренко, А.А. [ и др.] Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – Ч. 1 [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 1998. – 103 с. (6,43 п.л. – автор. 4,0 п.л.).
18.Петренко, А.А. [ и др.] Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – Ч. 2 [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 1999. – 100 с. (6,25 п.л. – автор. 3,0 п.л.).
19.Петренко, А.А. [ и др.]. Основные подходы к созданию программы развития системы образования муниципального уровня [Текст] : науч.-метод. пособ. – Рязань : РИРО, 1999. – 62 с. (3,87 п.л. – автор. 2,2 п.л.)
20.Петренко, А.А.[ и др.] Работа руководителя школы по созданию и развитию системы научно-исследовательской деятельности в образовательной сфере [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2000. – 69 с. (4,31 п.л. – автор. 2,0 п.л.).
21. Петренко, А.А. [ и др.] Слагаемые успешной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2000. – 60 с. (3,75 п.л. – автор. 1,5 п.л.).
22. Петренко, А.А. [ и др.] Перспективная модель развития образования на селе: из опыта работы Александровской средней общеобразовательной школы Рязанского района Рязанской области [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2001. – 60 с. (3,5 п.л. – автор. 2,0 п.л.).
23.Петренко, А.А. Повышение и развитие профессионализма педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст] : автореф … канд. пед. наук. – Рязань : РИРО, 2001. – 23 с. (1,27 п.л.).
24. Петренко, А.А. [ и др.] Развивающаяся начальная школа – основа становления гражданина ХХI века [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2002. – 58 с. (3,8 п.л. – автор. 1,3 п.л.).
25.Петренко, А.А. [ и др.] Школа социального успеха: из опыта работы педагогического коллектива школы № 1 г. Рязани [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2003. – 73 с.(4,3 п.л. – автор.1,2 п.л.).
26.Петренко, А.А. [и др.] Организационно-деятельностные аспекты управления качеством образовательного процесса [Текст] : метод. рекомендации – Рязань: РИРО, 2003. – 37 с. (2,2 п. л.– автор.0,5 п. л.).
27. Петренко, А.А., Беляева, В.А., Профессиональная деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст] : учеб.-метод.. пособ. – Рязань : РИРО, 2003. – 138 с. (8,14 п.л. – автор. 5,0 п.л.)
28. Петренко, А.А. Модернизация содержания методической деятельности в условиях муниципального образования [Текст] : учеб.-метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2003. – 100 с. (5,69 п.л).
29. Организация гражданско-правового образования в Рязанской области: поиски и опыт [Текст] : метод. пособ.: Ч. 1. / авт.-сост. О.П. Мартынов, А.А. Петренко; под ред. Л.В. Мостяевой . – Рязань : РИРО, 2003. – 103 с. (6,04 п.л. – автор. 2,5 п.л.).
30.Организация гражданско-правового образования в Рязанской области: поиски и опыт [Текст] : метод. пособ. / авт.-сост. О.П. Мартынов, А.А. Петренко : под ред. Л.В. Мостяевой – Рязань : РИРО, 2003. – 77 с. (4,53 п.л. – автор. 1,5 п.л.).
31. Петренко, А.А. [и др.] Вариативные модели модернизации образования на селе [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2004. – 79 с. (4,65 п.л. – автор. 2,2 п.л.).
32. Петренко, А.А. [и др.] Проектирование управленческой деятельности [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2004. – 42 с. (2,56 п.л. – автор.1,2 п.л.).
33.Петренко, А.А. Методическая служба в условиях модернизации сферы образования: маркетинговый сервис и сетевая организация [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2004. – 59 с. (3,48 п.л.).
34.Петренко, А.А., Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст] : метод. рекомендации. – М. : АРКТИ, 2004. – 160 с. (10 п.л. – автор. 7,0 п.л.).
35.Петренко, А.А., Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст] : метод. рекомендации. – Москва : АРКТИ; 2 е издание, доп. 2005. – 160 с. (10 п.л. – автор. 7,0 п.л.).
36.Петренко, А.А. [и др.] Проектная деятельность руководителя при управлении образовательным учреждением в условиях модернизации российского образования [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2005. – 50 с. (3,02 п.л. – автор. 1,8 п.л.).
37.Петренко, А.А. [и др.] Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования [Текст] : метод. пособ. – М. : АРКТИ, 2004. – 72 с. (4,5 п.л. - автор. 2,4 п.л.).
38.Петренко, А.А. [и др.] Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования [Текст] : метод. пособ. – М. : АРКТИ; 2 е издание, доп. 2005. – 72 с. (4,5 п.л. – автор. 2,4 п.л.).
39.Петренко, А.А. [и др.] Вариативные модели модернизации сельской школы [Текст] : метод. пособ. – М. : АРКТИ, 2004. – 68 с. (4,25 п.л. – автор. 2,0 п.л.).
40.Петренко, А.А. [и др.] Вариативные модели модернизации сельской школы [Текст] : метод. пособ. (2-е изд. доп.) – М. : АРКТИ, 2005. – 68 с. (4,25 п.л. – автор. 2,0 п.л).
41.Петренко, А. А. [и др.] Программы предпрофильных и профильных элективных курсов по русскому языку, истории и обществознанию [Текст] : метод. рекомендации – Рязань : РИРО, 2005. – 126 с. (7,86 п.л. – автор. 2,2 п.л.).
42. Петренко, А.А. Тенденции и перспективные развития методической деятельности в условиях модернизации образования на регионально-муниципальном уровне [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2005.– 76 с. (4,41 п.л).
43.Петренко, А.А. [и др.] Управление переходом к оценке достижений участников образовательного процесса через формирование ключевых компетенций личности в современной школе [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2005. – 60 с. (3,48 п.л. – автор.2,4 п.л.).
44. Петренко, А.А. [и др.] Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской школе [Текст] : метод. рекомендации – Рязань: РИРО, 2005. – 68 с. (3,55 п.л. – автор. 2,1 п.л.)
45. Петренко, А.А., Меркулова, Т.К. Профессионализм педагога, управляющего развитием образования в образовательном учреждении инновационного типа [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2006. – 100 с. (5,81 п.л. – автор. 4,0 п.л.).
46.Петренко, А.А. [и др.] Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст] : метод. пособ. – М.: АРКТИ, 2006. – 60 с (4 п.л. – автор. 2,2 п.л.).
47. Петренко, А.А. [и др.] Педагог, классный руководитель в условиях современного образования [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2006. – 45 с. – (2,79 п.л. – автор. 1,0 п.л).
48.Петренко, А.А. [и др.] Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст] : метод. пособ. 2 е изд. доп. – М. : АРКТИ, 2007. 60 с. (4,0 п.л. – автор. 2,2 п.л.).
49.Петренко, А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа [Текст] : практ. пособ. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с. (5,0 п.л.).
50. Петренко, А.А. [и др.] Программа развития школы как средство обеспечения высокого качества образования [Текст] : метод. пособ. – Рязань : РИРО, 2007. – 87 с. (5,11 п.л. – автор. 2,5 п.л.).
51.Петренко, А. А., Меркулова, Т.К. Инновационные находки школ – победителей конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» [Текст] : метод. рекомендации. – Рязань : РИО, 2008. – 40 с. (2,32 п.л. – автор. 1,5 п.л.).
52.Петренко, А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа [Текст] : практ. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2008. – 80 с. (5 п л.).
53.Петренко, А.А. [и др.] Компетентностный подход в управлении инновационным развитием образовательного учреждения [Текст] : учеб.-метод. пособ. – М. : АРКТИ, 2009. – 136 с. (8,5 п.л.). – автор. 5 п.л.).
54.Петренко, А.А. Проектирование научно-методической деятельности в образовательном учреждении. – Рязань: РИРО, 2010. – 80 с. (5 п.л.)
55.Петренко А.А. и др. Педагогика: программа дисциплины и учебно-методические рекомендации. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2010. – 48 с. – (2,79 п.л. – автор. 1,0 п.л.).
III. Статьи
56. Петренко, А.А. [и др.] Научно-методический аспект управленческой деятельности по учебно-воспитательному процессу [Текст] // Завуч. – М., 1999. – № 2. – С. 58–61 (1,3 п.л. – автор. 0,3 п.л).
57.Петренко, А.А., [и др.] Планирование деятельности заместителя директора школы по учебной работе [Текст] // Завуч. – М., 1999. –№ 2. – С.3–20 (1,8 п.л. – автор. 0,8 п.л.).
58.Петренко, А.А. Предпрофильная подготовка в основной школе: управление процессом введения [Текст] // Управление школой. – М., 2005. – № 20.¬ 6 – 20 окт. – С. 6–12 (0,8 п.л.).
59.Петренко, А.А. Образовательные и социально-педагогические проекты – условие эффективной управленческой деятельности [Текст] // Управление школой. – М., 2005. – № 22. – 16¬30 ноя. – С. 19–23 (0,5 п.л.).
60.Петренко, А.А. Современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципального образования [Текст] // Методист. – М., 2005. – №. 3 – С. 32–35 (0, 4 п.л.).
61.Петренко, А.А. Регионально-муниципальная образовательная среда как фактор развития профессионализма педагога-методиста в условиях модернизации современного образования [Текст] // Методист. – М., 2005. – № 6. – С. 13–17 (0,35 п.л).
62.Петренко, А.А. Процессы модернизации сельских образовательных учреждений: факторы влияния и основные подходы [Текст] // Инновации в образовании. – М., 2005. – № 4. – С. 5–22 (1,0 п.л.).
63. Петренко, А.А. На методической дороге. О содержании практической деятельности руководителя методического объединения, заместителя директора по учебной работе [Текст] // Управление школой. – М., 2005. – № 14. – 1–15 июля. – С. 29–34 (0,8 п.л.).
64.Петренко, А.А. «Выращиваем» новые качества учителя. Ориентиры в научно-методическом аспекте управленческой деятельности [Текст] // Управление школой. – М., 2006. – № 5. – 15 марта. – С. 28 –31 (0,3 п.л.)
65. Петренко, А.А. Саморазвитие учащихся: что они хотят? [Текст] // Управление школой. – М., 2006. – № 6. – 16–31 марта. – С. 23–25 (0,3 п.л.).
66.Петренко, А.А. От пчеловодства до железной дороги. Из опыта управления развитием образовательного процесса, ориентированного на профильное обучение в сельской школе [Текст] // Управление школой. – М., 2006. – № 7. – 1–15 апр. – С. 13–17 (0,32 п.л.).
67.Петренко, А.А. Соучастники сближения. О системе работы школы-лицея с родителями учащихся [Текст] // Управление школой. – М., 2006. – № 12. – 16 30 июня. – С. 2–22 (0,3 п.л.).
68. Петренко, А.А. Лицейский дом. Модель воспитательной системы в школе инновационного типа [Текст] // Управление школой. – М., 2006. – № 16. – 16–23 авг.– С. 32–34 (0,8 п.л.).
69.Петренко, А.А. Успешность учащихся в профессионализме учителя (из опыта работ лицея № 52 г. Рязани) [Текст] // Методист. – М., 2006. – № 7. – С. 40–46 (0, 8 п.л.).
70.Петренко, А.А. Развитие профессионализма управленческих кадров в регионе [Текст] // Директор сельской школы. – М., 2006. № 4. – С. 4–16 (0,5 п.л.).
71. Петренко, А.А. Первая школа среди первых в конкурсе [Текст] // Директор сельской школы. – М. , 2006. – № 4. – С. 57–68 (0,5 п.л.).
72.Петренко, А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – М. : ИД «Академия естествознания», 2007. № 1. – С. 41–43 (0,5 п.л.).
73.Петренко, А.А. Учимся управлять. Об опыте организации деловой игры, развивающей гражданскую позицию [Текст] // Управление школой. –М., 2007. – № 1. – С. 34–38 (0,8 п.л.).
74.Петренко, А.А. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст] // Директор сельской школы. – М., 2007. – № 1. – С. 34–44 (0,5 п.л.).
75.Петренко, А.А. Концепция развития одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инновационного типа [Текст] // Инновации в школе. – М., 2007. – № 7. – С. 30–37 (0,7 п.л.).
76.Петренко, А.А. Подготовка педагогических кадров в современных условиях модернизации образования [Текст] // Директор сельской школы. – М., 2007. – № 3. – С. 40–50 (0,5 п.л.).
77.Петренко, А.А. Тенденции формирования профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline: Электронный научно-педагогический журнал». – СПб., 2007. ART 1140. Гос. рег.№ 0420700031. Режим доступа: свободный (0,5 п.л.).
78.Петренко, А.А. Проблема профессионального формирования педагога в современных условиях [Электронный ресурс] //Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline: Электронный научно-педагогический журнал». –СПб., 2007. ART 1140. Гос. рег. № 0420700031. Режим доступа: свободный (0,5 п.л.)
79. Петренко, А.А. Развитие профессиональной инновационной деятельности в регионально-муниципальном образовательном пространстве [Текст] // Директор сельской школы. – М., 2007. – № 3. – С. 85–92 (0,5 п.л.).
80. Петренко, А.А. Проблема развития профессионализма педагога в регионально-муниципальной системе образования [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – Рязань : ГОУ ВПО «РГУ имени С.А. Есенина, 2007. – № 3/16. – С. 3–11 (0,7 п.л.).
81.Петренко, А.А., Беляева, В.А. Управление профессиональным становлением специалистов в образовательных системах региона: преподавателей вузов, руководителей образовательных учреждений [Текст] // Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере: материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина, посвященного 70-летию Рязанской области. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, РИД, 2007. – 136 с. – С. 62–64 (0,5 п.л. – автор. 0,25 п.л.).
82. Петренко, А.А. Деловая игра «Государство «Лицей» [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2007. – № 10. – С. 75–78 (0,5 п.л.).
83.Петренко, А.А. Концептуальные основы формирования профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях [Текст] // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2008. – Т. 14. – С. 88–92 (0,5 п.л.).
84.Петренко, А.А. Стремиться к творчеству. Некоторые формы планирования воспитательной работы классного руководителя [Текст] // Управление школой. – М., 2008. – № 3. – 1–15 февр. – С. 44–47 (0,5 п.л.).
85.Петренко, А.А. Первая школа среди первых в конкурсе национального проекта «Образование» [Текст] // Инновационные находки школ – победителей конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» : метод. Рекомендации. – Рязань : РИРО , 2008. – 50 с. (3,02 п.л. – автор. 0,5 п.л.).
86.Петренко, А.А. Концептуальные подходы к развитию образовательного процесса в учреждении инновационного типа [Текст] // Инновационные находки школ – победителей конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» : метод. рекомендации. – Рязань : РИРО, 2008. – 50 с. (3,02 п.л. – автор. 0,5 п.л.).
87. Петренко, А.А. Оптимизация образовательного пространства на муниципальном уровне [Текст] // Управление школой. – М., 2008. – №.26. – С. 23–32 (0,9 п.л.).
88.Петренко, А.А. Мониторинг. Портфолио и электронные пособия [Текст] // Управление школой. – М., 2008. – № 14. –16–31 июля. – С. 23–26 (0,5 п.л.).
89.Петренко, А.А., [и др.] Профессионализм педагога в аксиологической парадигме [Текст] // Гуманитарий. Научно-публицистический альманах. Ежегодник ист.-социол. ин-та Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева. – 2008. – № 7, – С. 200–202 (авт. 0,1 п.л.).
90.Петренко, А.А., [и др.] Ценностный компонент профессионализма педагога [Текст] // Психолого-педагогический поиск. РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань, 2008. – № 1(7). – С. 31–40 (0,5п.л. – автор.0,2).
91.Петренко, А.А. Управление развитием образовательных систем в компетентностной парадигме [Текст] // Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере : материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина / под. ред. А.П. Лиферова. – Вып. 2. – Рязань : РИД, 2009. – 200 с. – С. 72 –76 (0,5 п.л.).
92.Петренко, А.А. и др. Проектирование внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс // Школьное планирование. – М., 2010. – № 3 – С.3-19. (0,5 п.л. - автор. 0,3 п. л.).
93.Петренко, А. А. Проблема формирования профессионализма руководителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов. Т. 8. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. – 652 с. – С.370-374 (0,3 п.л.).
94.Петренко, А.А. и др. Инновационное управление образовательными системами как фактор повышения качества образования [Текст] // Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере : материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ / под ред. А.П. Лиферова. – Вып. 3. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2010. – 188 с. – С.13-14 (0, 1).
IV. Материалы конференций
95.Петренко, А.А. Практический опыт подготовки, запуска и наращивания процессов развития в системе образования Рязанского района [Текст] // Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика : сб. материалов науч.-практ. конф.. – Рязань : РИРО, 1997. – С. 30–34 (0,07 п.л.).
96.Петренко, А.А., Меркулова, Т.К. Образовательно-культурный центр п. Александрово как возможная модель сельской школы [Текст] // Проблемы, модели и проекты развития образовательных систем различного уровня : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань : РИРО, 1999. – С. 41–44 (0,07 п.л. – автор. 0,03 п.л.).
97.Петренко, А.А. Деятельность по подготовке программ развития муниципальных образовательных учреждений [Текст] // Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности: материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань :РИРО, 1998. – С. 175–180 (0,08 п.л.).
98.Петренко, А.А. Возрождение российского села начинается со школы [Текст] // Региональное образование: реальность, проблемы, перспективы : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань : РИРО, 1999. – С. 44–46 ( 0,03 п.л.).
99.Петренко, А.А. Маскин, В.В. Вариант региональной модели развития образовательного учреждения [Текст] // Региональное образование: реальность, проблемы, перспективы : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань : РИРО, 1999. – С. 34–38 (0,03 п.л. – автор. 0, 01 п.л.).
100.Петренко, А.А. Роль методической службы в подготовке педагога к духовно-нравственному национальному воспитанию учащихся [Текст] // Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях: сб. науч. тр. участников Всерос. практ. семинара. – Рязань : РГПУ, 2000. – С.33–37 (0,03 п.л.).
101.Петренко, А.А. Моделирование методической службы в условиях муниципального образования [Текст] // Разработка и реализация программ развития систем образования. Опыт. Проблемы. Перспективы: тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань :РИРО, 2001. – С. 33–37 (0,03 п.л.).
102.Петренко, А.А. Практические рекомендации по развитию и повышению профессионализма педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст] // Современные технологии в естественно-математическом образовании: тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань : РИРО, 2001. – С. 9–12 (0,02 п.л.).
103.Петренко, А.А. Развивающаяся регионально-муниципальная система образования как фактор реализации культуросообразной профессиональной подготовки педагога-методиста [Текст] // Сб. материалов всерос. конф. «Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования» : тр. Вторых Покровских образовательных чтений. – Рязань : РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. – С.31–35 (0,07 п.л.).
104.Петренко, А.А. Духовно-нравственные аспекты профессиональной деятельности педагога в современных условиях [Текст] // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы межвуз. науч.-практ. конф.: тр. Рязанского института управления и права. Вып. 8 – Рязань : РИУП, 2005. – С. 271 – 272 (0,03 п.л.).
105.Петренко, А.А. Педагогические условия и факторы повышения и развития профессионального уровня педагога-методиста [Текст] // Сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. : «Философия отечественного образования: история и современность». – Пенза: ПГУ, 2006. – С. 46–43 (0,06 п.л.).
106.Петренко, А.А. Методологические основы процесса подготовки личности педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых [Текст] // Сб. материалов всерос. конф.: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность». Четвертые Покровские образовательные чтения. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. – 286 с. – С.58–61 (0,03 п.л.).
107.Петренко, А.А. Управление развитием образовательного процесса, ориентированного на профильное обучение в сельской школе (из опыта работы Рыбновской СОШ 4 Рыбновского района Рязанской области [Текст] // Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф.: «Реструктуризация образовательной сети и реализация концепции профильного обучения: опыт, проблемы, перспективы» – Астрахань : ОИПКП, 2006. – 147 с. – С. 36-45 (0,5 п.л.)
108.Петренко, А.А. Профессиональная подготовка личности педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых [Текст] // Сб. материалов всерос. конф.: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность». Пятые Покровские образовательные чтения. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007. – 284 с. – С. 134–146 (0,5 п.л.).
109.Петренко, А.А. Гражданско-правовое воспитание в образовательном учреждении инновационного типа [Текст] // Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф.. – Рязань : РИРО, 2007. – 169 с. – С. 133–143 (0,5 п.л.).
110. Петренко, А.А. Современные подходы к профессиональному становлению педагога в научно-методических центрах муниципального уровня // Сб. материалов междунар. науч.-прак. конф. «Классическая дидактика и современное образование». – М., 2007 (электронная версия на сайте: http: lerner.3000.ru) (0,5 п.л.).
111.Петренко, А.А. Проблема подготовки педагога в регионально-муниципальной системе образования [Текст] // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конф., проводимой в рамках международного конгресса «VI Славянские педагогические чтения». – М.: Педагогика, 2007. – 236 с. – С. 158–161 (0,2 п.л.).
112.Петренко, А.А. Воспитание личности педагога в истории отечественной педагогической культуры [Текст] // Сб. Всерос. науч.-практ. конф. «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность». Шестые Покровские образовательные чтения. – Рязань, РГУ. – 2008. – 23–25 окт. – С. 1341–36 (0,03 п.л.).
113.Петренко, А.А. Проблема развития инновационных процессов модернизации российского образования в условиях глобализации [Текст] // Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования : материалы межвуз. науч.-практ. конф., XV Рязанские педагогические чтения. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – 240 с. – С. 160 –161 (0,01 п.л.).
114.Петренко, А.А. Подготовка научно-педагогических кадров в системе дополнительного образования в современных условиях: проблемы, условия развития профессионализма педагогов, методистов [Текст] // Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования : сб. материалов юбилейной науч.-практ. конф . – М. : АПК и ППРО, 2009. – 464 с. – С. 285–288 (0,05 п.л.).
115.Петренко, А.А. Инновационные подходы развития образовательного учреждения [Текст] // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009. – 464 с. – С. 305–306 (0,01 п.л.).
116.Петренко А.А. [и др.] Менеджмент в образовании: новые профили подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» [Текст] // Сб. материалов межвуз. науч-метод. конф. XVI Рязанские пед. чтения. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009.: С. 6–9. (0,3 п.л. – автор. 0,1 п.л.).
117.Петренко, А.А. Духовные ценности – системообразующий компонент целостной личности педагога-профессионала [Текст] // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность : Седьмые Международные Покровские образовательные чтения. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009. – 272 ч. – С. 100 – 101 (0,02 п.л.).
118.Петренко, А.А. Целостность личности педагога-профессионала в воззрениях отечественных ученых [Текст] // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность : Восьмые Международные Покровские образовательные чтения. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009. – 272 ч. – С. 51 – 53 (0,02 п.л.).
119.Петренко, А.А. Воспитание личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры [Текст] // Университет и местное сообщество: материалы межвузов. науч.-метод. конф. ХVII Рязанские педагогические чтения. – Рязань :Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2010. – 200 с. – С.11–12 (0,01 п.л.).
120.Петренко, А.А. Становление профессионализма педагога в истории отечественной философско-педагогической мысли [Текст] // VII Пасхальные чтения: материалы Седьмой науч.-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура» / под. ред. В.Ф. Чертова. – М.: МПГУ, 2010. – 360 с. – С. 341–343 (0,2 п.л.).
121.Петренко, А.А. Технология инновационного развития образовательного учреждения в современных условиях[Текст] // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа: новые функции и компетенции» : материалы межрегион. науч — практич. конф.: ч. 2. – Рязань : РИРО, 2010. – 204 с. - С.119- 129 (0,5 п.л.).
122.Петренко, А. А. Профессиональное образование педагога-руководителя как инновационная образовательная системе [Текст] // Труды четвертых международ. науч. чтений. – М.: Издательство ЭГВЕС, 2010. – 218 с. – С. 165 168 с. (0,3 п.л.).
123.Петренко, А.А. Проектирование как фактор инновационного управления образование [Текст] // Приоритеты и перспективы развития современного школьного и вузовского образования : материалы Российской научно-практ. конф. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина., 2010. – 276 с. – С. 211-212 (0,02).