Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. в рамках исследования проведена концептуальная разработка организационно-правовых основ механизма обеспечения конституционного права граждан на ВПО в целом и отдельных его составляющих на современном этапе развития российского государства и общества;
  2. диссертант показал отход государства от решения проблем системы высшего образования в период реформирования РФ под лозунгом развития демократии и автономии как принципов государственной политики в области образования. Основным доказательством отсутствия должного внимания государства к проблемам высшей школы является не упорядоченное до настоящего времени правовое регулирование отношений в этой сфере. Управление высшим образованием представлено как важная социокультурная функция государства, определяющая многие перспективы развития общества, и государство обязано сохранять регулирующее и поддерживающее воздействие в этой сфере как путем надлежащего финансирования, так и адекватного правового регулирования. Выявлены основные тенденции дальнейшего развития взаимоотношений между государством и вузами и принципиальное отличие государственного регулирования высшего образования в современных условиях: от управления деятельностью переходят к управлению процессами;
  3. определено значение общественной и региональной составляющей в механизме государственного регулирования высшего образования - это факторы, которые способствуют «выводу» сферы высшего образования из-под непосредственного государственного управления и традиционных методов административно-правового воздействия; они позволяют сохранять определенную автономию системы и обусловливают модификацию компетенции государственных органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации по управлению образованием;
  4. обосновано, что механизм обеспечения конституционного права граждан на ВПО должен формироваться с учетом особенностей и значения ВПО как важного социально-экономического института, учитывать двойственную природу права на образование, его «двойное назначение»: как средства удовлетворения потребностей личности в духовном развитии и системы подготовки профессиональных кадров для нужд экономики и социальной сферы. Организационно-правовыми составляющими этого механизма являются: закрепленная в законе соответствующая функция государства, нормативные правовые акты, прежде всего, составляющие т.н. образовательное законодательство, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, структуры и формы управления системой ВПО, закрепленный нормативно и обеспеченный организационно статус участников образовательных отношений;
  5. перманентное реформирование органов управления образованием отражает взаимную неудовлетворенность государства, общества и системы высшего образования как наиболее активного элемента образовательной сферы сложившимся на протяжении двух веков взаимодействием. Определены специфические методы государственного регулирования высшего образования. Показано, что традиции нормативного правового регулирования отношений в этой сфере, базирующиеся на подзаконных актах, также не удовлетворяют в полной мере задачам устойчивой защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений;
  6. сложность разносторонних отношений по поводу высшего образования обусловливает необходимость их единообразного регулирования в интересах наиболее полного удовлетворения общественных потребностей в деятельности этой системы. Задача может быть решена только путем последовательного развития формирующейся на собственной нормативной основе отрасли права - права образовательного. Логическим завершением процесса должно стать принятие Кодекса РФ об образовании. Принципы государственной политики в области образования следует рассматривать как принципы образовательного права: они положены в основу образовательного законодательства, именно на них следует ориентироваться при формировании нормативной правовой базы образования, и высшего в том числе;
  7. с учетом необходимости соблюдения прав человека в РФ в сфере ВПО предложена модель статуса студента как четырехмерная модель гражданина, включающая в себя конституционный статус российского гражданина, административно-правовой статус члена административного коллектива, общий статус обучающегося и статус участника образовательных отношений. Только универсальный подход позволит обеспечить надлежащую гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО посредством различных отраслей права. Определен элементный состав правового статуса студента: это общеправовая характеристика, правовые основания возникновения статуса, права, обязанности и ответственность студента, гарантии реализации статуса и в целом права на высшее профессиональное образование;
  8. студенты представлены диссертантом как особая социальная группа, требующая и особого государственного воздействия, и особой ответственности. Выявлены причины принципиального различия в правовом статусе российских студентов и студентов ряда зарубежных стран: российское законодательство о высшем образовании обеспечивает автономию вузов, относя вопросы прав и свобод студентов к их компетенции. Фактически регламентация осуществляется не законодательным путем, а через ведомственное нормотворчество, которое в значительной степени сокращает самостоятельность вузов в этих позициях. В развитых странах запада, несмотря на давние и прочные традиции демократии, образовательные отношения регламентируются достаточно жестко. Такие государства и в условиях автономии вузов в интересах подлинной защиты интересов обучающихся стараются максимально конкретизировать их права и обязанности в законе. В РФ статус конкретного студента во многом зависит от уровня демократии и правопорядка в отдельном вузе;
  9. определены такие направления совершенствования административно-правового обеспечения права граждан на ВПО, как известная корректировка демократических взглядов академического сообщества и сохранение административно-правового подхода к регулированию учебного процесса; наличие специальной главы в Кодексе РФ об образовании о статусе студентов; содействие в развитии студенческого самоуправления в установленных рамках; создание в вузах специализированного органа для защиты прав и интересов студентов и иных участников образовательных отношений, отнесение к компетенции административных судов рассмотрения споров в сфере образования.
Список опубликованных работ
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1.Барабанова С.В. К вопросу о принятии Кодекса РФ об обра-зовании//Право и образование. – 2002. - №5. - С. 82-86 (0,5 п.л.).

2. Барабанова С.В. Некоторые проблемы реализации консти-туционного права граждан на высшее профессиональное образова-ние//Право и образование. - 2002. - № 6. С. 121-135 (1 п.л.).

3. Барабанова С.В. Программа учебной дисциплины «Право-вые основы организации высшего образования в России»// Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С.74-78 (0,5 п.л.).

4. Барабанова С.В., Бахрах Д.Н. Правовой статус студента в Российской Федерации//Университетское управление: практика и ана-лиз. – 2003.- № 3 (26). С. 95-99 (0,5 п.л.).

5.Барабанова С.В. Правовые гарантии качества образова-тельных услуг в системе ДПО// Материалы Всероссийской конферен-ции «Национальная система качества и оценка эффективности допол-нительного образования с учетом международных требований». При-ложение к журналу «Качество. Инновации. Образование». М., 2003. С. 29 (0,25 п.л.).

6. Барабанова С.В., Бахрах Д.Н. Правовой статус студента и проблемы его нормативного регулирования//Право и образование. – 2004. - № 1. - С. 55-64 (0,8 п.л.).

7. Барабанова С.В., Шиловская Л.Л. Проблемы регла-ментации вузовской жизнедеятельности: экономические и юри-дические аспекты. Консалтинг как способ распространения найденных системных решений//Университетское управление: практика и анализ.- 2004. - № 2 (30). - С. 30-35 (0,6 п.л.).

8. Барабанова С.В. Государственное регулирование образования как социокультурная функция государства//Право и образование. - 2004. - № 3. - С. 59-85 (1,5 п.л.).

9. Барабанова С.В. Правовое обеспечение деятельности ву-зов//Право и образование. - 2005. - №6. - С. 12-17 (0,5 п.л.).

10. Барабанова С.В. Административная реформа в образова-нии и трансформация внутривузовского самоуправления// Право и образование. - 2006.- № 2. - С. 31-38 (0,6 п.л.).

11. Барабанова С.В. Проблемы и перспективы развития зако-нодательства об образовании// Право и образование. - 2006. - № 3. - С. 22-26. (0,5 п.л.)

12. Барабанова С.В. Размышления у парадного подъез-да…(Авторский комментарий к Федеральному закону) //Высшее обра-зование в России. – 2007. - № 9. – С. 34-38 (0,5 п.л.).

13. Барабанова С.В. Инновации в образовании: Федераль-ный закон «Об автономных учреждениях» и новая модель управления вузом// Право и образование. – 2007. - № 11. – С. 4-8 (0,5 п.л.).

14. Барабанова С.В. К вопросу об участии общественности в региональной образовательной политике: опыт Республики Татарстан// Ежегодник российского образовательного законодатель-ства. Том 2.- 2007. – М. – ФЦОЗ. - С.42-53 (1 п.л).

15.Барабанова С.В. Законодательство и образование (Быть ли в России Кодексу об образовании?/ Высшее образование в России. – 2008. - № 2. - С. 79-82 (0,4 п.л.).

16.Барабанова С.В., Д.Н. Бахрах. Проблемы и пробелы пра-вового регулирования ответственности в сфере образования// Ежегод-ник российского образовательного законодательства. Том 3, выпуск 2. - 2008. - М. – ФЦОЗ. – 51-63 (1,5 п.л.).

Монография

17.Барабанова С.В. Государственное регулирование высше-го образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Казань: изд-во Казанского университета, 2004. - 340 с. (21,25 п.л.).

Рецензии: Куров С.В. Право и образование. – 2005. - № 4.

Ермошин Г.Т. Высшее образование в России. – 2005. - № 6.

Коллективные монографии

18.Барабанова С.В., Ахмадуллин М.С., Барабанов В.П., Бурди-кова Т.В. и др., всего 14 чел. Кадровое обеспечение инженерного обра-зования: целевая комплексная программа «Педагогические кадры КГТУ» на 1996-2005 годы. Второе издание. Казань: КГТУ, 1999. - 126 с. (7, 9 п.л.)

19.Ахмадуллин М.С., Барабанова С.В., Валеев Р.М., Дьяконов С.Г. и др., всего 5 чел. Концепция развития системы высшего образо-вания в Республике Татарстан. - Казань, 2000. -19 с. (1, 2 п.л.)

20.Барабанова С.В., Бондаренко Е.А., Бурганова Л.А., Валеев Р.М. и др., всего 7 чел. Образовательный менеджмент в Республике Татарстан. Казань, изд-во «Хэтер», 2000. - 100 с. (6, 25 п.л.)

21. Барабанова С.В., Цейтлин Р.С., Бурганова Л.А., Бондарен-ко Е.А. и др., всего 6 чел. Эволюция системы образования Республики Татарстан// «Белая книга» российского образования. Ч. 2. - М., 2000. - С. 73-95 (2, 75 п.л.).

22.Барабанова С.В., Цейтлин Р.С., Иванов В.Г., Курамшин И.Я. и др., всего 7 чел. Система образования в Республике Татарстан: состояние и перспективы. - Казань: РИЦ «Школа», 2001. - 164 с. (10, 25 п.л.)

23. Барабанова С.В., Гумеров А.М., Дьяконов С.Г., Иванов В.Г. и др., всего 7 чел. Концепция развития дополнительного профес-сионального образования в Республике Татарстан. Казань: КГТУ, 2001. - 36 с. (2, 25 п.л.).

24.Барабанова С.В., Харисов Ф.Ф., Галеев В.Н., Галеева Р.Б., всего 11 чел. Концепция развития дополнит. проф. образования в Рес-публике Татарстан: Проект. Казань, 2002. - 12 с. (0, 75 п.л.).

Учебно-методические издания:

25.Барабанова С.В. Законодательство высшей школы (пра-вовые основы организации высшего образования в России): Методиче-ские указания. - Казань: изд-во КГТУ, 1999. - 12 с. (0, 75 п.л.)

26. Барабанова С.В. Гражданское и семейное право: Метод. указания. Казань: изд-во КГТУ, 1999. 36 с. (2,25 п.л.).

27. Барабанова С.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: Метод. указания. Казань: изд-во КГТУ, 1999. 24 с. (1,5 п.л.).

28.Барабанова С.В. ( в соавт.: Дьяконов С.Г., , Галеев И.Х., Гурье Л.И. и др.) Учебно-программное обеспечение подготовки маги-стров высшей технической школы для получения доп. квалификации «Преподаватель вуза». - Казань: изд-во КГТУ, 1999. - 175 с. (1 п.л.)

29. Барабанова С.В. Учебная программа по дисциплине «За-конодательство высшей школы»//Учебно-програм. и справочно-библиограф. обеспечение психолого-педагогического блока образова-тельной программы «Преподаватель высшей школы». – Казань: КГТУ, 2003. - С. 419-436 (1, 1 п.л.).

30.Барабанова С.В. (в соавт.: Макаров Т.Г.) Хозяйственное право: Методические указания. - Казань: КГТУ, 2006. - 83 с. (5,2 п.л.)

31.Барабанова С.В. (в соавт.: А.В. Беляков, Т.В. Чернышева, Н.М. Кирьянова). Организация проверки выполнения филиалами ли-цензионных показателей: методические рекомендации. - Казань, 2008. - 16 с. (1.п.л.)

32. Барабанова С.В. (в соавт.: А.В. Беляков, , Т.В. Черныше-ва, Н.М. Кирьянова). Методическое обеспечение процедуры проверки выполнения лицензионных требований филиалами вузов: методиче-ские указания. Казань, 2008. 26 с. (1, 6 п.л.).

Научные статьи, материалы конференций

33.Барабанова С.В. Вузы и проблема социального партнер-ства// Социальное партнерство в образовательной сфере России: тео-рия и практика: Материалы международного семинара. Проект Тасис «Управление образованием». - М.: изд-во РАГС, 1999. - С. 141-145 (0.3 п.л.).

34.Барабанова С.В. К вопросу об организационно-правовой форме образовательных учреждений// Исследования и приоритеты в науке и образовании: Труды социально-экономического факультета. Казань: КГТУ, 2000. С. 97-102 (0,4 п.л.).

35.Барабанова С.В. Правовые основания деятельности уни-верситета и проблемы их совершенствования //Развитие стратегиче-ского подхода к управлению в российских университетах. Под ред. Е.А. Князева. Казань: Унипресс, 2001. - С. 63-73 (0,7 п.л.).

36.Барабанова С.В. Некоторые тенденции государственного регулирования высшего образования в Российской Федера-ции//Материалы VI международной научно-практической конферен-ции «Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации». М., 11-12.10. 2001: М.: изд-во РУДН, 2002. С. 111-115 (0,3 п.л.); Юридическое образование и наука.- 2001. - №3. - С. 43-44.

37.Барабанова С.В. Нормативно-правовое регулирование дея-тельности университетских комплексов и организация управления ими// Структурно-функциональные и методические аспекты деятель-ности университетских комплексов: Материалы Всероссийской науч-но-методической конференции. - Казань: КГТУ, 2002. - С. 158-159 (0,4 п.л.).

38.Барабанова С.В. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности в Республике Татарстан// Принцип федерализма в законодательстве об образовании: теория и практика: Материалы VII Международной конференции. - Москва, 2002. - С. 25 (0,1 п.л.).

39.Барабанова С.В. Некоторые проблемы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации//Гос. и муницип. управление: история, теория и практика: Сб. научн. статей и сообщений. Казань, КГТУ, 2002. С. 285-287 (0, 2 п.л.).

40.Барабанова С.В. К вопросу о нормативном регулирова-нии договора на обучение//Материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции «Образовательное право и правовое обра-зование: теоретические и практические аспекты обеспечения единого правового пространства». Часть 1. Теоретические и практические про-блемы образовательного права. - Екатеринбург, 2003. - С.153-156 (0, 25 п.л.).

41.Барабанова С.В. Правовой статус студен-тов//Административное право на рубеже веков. - Екатеринбург, 2003. - С. 324-345 (1, 4 п.л.)

42. Барабанова С.В. Эффективный университетский ме-неджмент как гарантия реализации конституционного права граждан на ВПО//Материалы Первой международной конференции «Стратеги-ческое управление и институциональные исследования в высшем об-разовании». – Казань: Физтехпресс, 2003. - С.59-64 (0,5 п.л.).

43.Барабанова С.В. Особенности государственного регулиро-вания высшего образования в Российской Федерации// Исследования и приоритеты в науке и образовании: Труды соц.-экон. ф-та. Казань: КГТУ, 2003. Т.2. - С. 934-958 (1, 6 п.л.).

44.Барабанова С.В. Организационные основы государствен-ного управления высшим образованием//Соц. управление и регулиро-вание в трансформирующемся обществе. Казань: КГТУ, 2003. - С.257-261 (0,3 п.л.).

45. Барабанова С.В. Нормативное обеспечение права граж-дан на дополнительное профессиональное образование//Служебная лестница. - 2003. - №3. - С. 27-28 (0, 5 п.л.).

46. Барабанова С.В. Проект Кодекса РФ об образовании: проблемы нормативного закрепления статуса студента//Материалы VIII международной конференции «Кодификация законодательства Российской Федерации об образовании: проблемы и перспективы». РУДН, 2003. – С. 40-49 (0,6 п.л.).

47. Барабанова С.В. Проблемы правового статуса студен-та//Права участников образовательных отношений: проблемы теории и практической реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 9-11 октября 2003. Ч. 1. Проблемы обра-зовательного законодательства и права участников образовательных отношений. - Екатеринбург: РГППУ, 2004. - С.104-108 (0, 3 п.л.).

48. Барабанова С.В. Стандарты образования как способ управления качеством//Теории и технологии качества образования в XXI веке: акмеологические и психолого-педагогические аспекты: Ма-териалы международного симпозиума. - Москва – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - С. 19-22 (0, 25 п.л.).

49.Барабанова С.В. Некоторые проблемы реализации права на ДПО//Материалы межрегиональной научно-практической конфе-ренции «Инновационные процессы в области образования, науки и производства». - Нижнекамск, 2004. - С. 149-151 (0,4 п.л.).

50. Барабанова С.В. Самоуправление и автономия вуза: воз-можности реальные и мнимые//Социальное управление: реалии и про-блемы российского общества: Сборник научных статей и сообщений. Часть II. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - С. 243-248 (0,4 п.л.).

51.Барабанова С.В. Перспективы развития нормативного обеспечения дополнительного профессионального образова-ния//Региональные проблемы модернизации и развития ДПО Россий-ской Федерации: Материалы Всероссийского совещания. - Казань. 2004. - С. 15-17 (0,4 п.л.).

52.Барабанова С.В. Правовые аспекты студенческого само-управления// Образовательное право: тенденции развития: Сборник статей. М.: изд–во МГУ. 2004. - С. 71–83 (0,8 п.л.).

53.Барабанова С.В. Изучаем образовательное пра-во//Проектирование инновационной модели системы профессиональ-ного образования: проблемы, опыт, тенденции. - Казань: Школа, 2004. - С. 10–12 (0,2 п.л.).

54.Барабанова С.В. Актуальные проблемы административ-но-правового регулирования высшего профессионального образова-ния//Сравнительное правоведение и проблемы современной юриспру-денции. Материалы Международной научно-практической конферен-ции. Екатеринбург: УрГЮА, 2005. – С.86-90 (0,4 п.л.).

55.Барабанова С.В. Проблемы и перспективы развития за-конодательства об образовании//Правовые и организационные про-блемы развития системы образования Российской Федерации: настоя-щее и будущее: Статьи и материалы выступлений участников конфе-ренции (г. Екатеринбург, Российский государственный профессио-нально-педагогический университет, 22–23 ноября 2005 г.)/ Отв. ред. А.А. Воронина. - Екатеринбург, 2006. - С. 135-142 (0,5 п.л.).

56.Барабанова С.В. Нормативные основы безопасности в вузе// Регионы России: проблемы безопасности: Сборник статей и сообщений. - Казань, 2006. - С. 282-284 (0,2 п.л.).

57.Барабанова С.В., Иванов В.Г. Система менеджмента ка-чества в дополнительном профессиональном образовании: опыт КГТУ//Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов: Сборник материалов Всероссий-ской конференции. М. – 2006. - С. 130-132 (0,5 п.л.).

58. Барабанова С.В. Обеспечение публичных интересов в сфере высшего профессионального образования // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов (ма-териалы научно-практической конференции 11 апреля 2007 г.) в Ин-ституте законодательства и сравнительного правоведения при Прави-тельстве Российской Федерации. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. – С. 105-111 (0,5 п.л.).

59.Барабанова С.В. Размышления у парадного подъез-да…(Авторский комментарий к Федеральному закону) //Высшее обра-зование в России. – 2007. - № 9. – С. 34-38 (0, 5 п.л.).

60.Барабанова С.В. Актуальные проблемы правового регу-лирования дополнительного профессионального образования// Роль дополнительного профессионального образования в повышении каче-ства кадрового состава системы образования. Материалы VIII Всероссийской конференции по дополнительному образованию. – М. – МИРЭА, 2007. - С.165-168. (0, 5 п.л.).

61. Барабанова С.В. К вопросу о статусе слушателей систе-мы дополнительного профессионального образования// Дополнитель-ное профессиональное образование. - 2007. - № 6; Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов //Сборник материалов II Всероссийской конференции. - М. – 2007. - С. 63-66 (0,4 п.л.).

62.Барабанова С.В. О некоторых проблемах государствен-ного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере образования// Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для системы гарантии качества образования: материалы III Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции экспертов, привлекаемых к работе в экспертных комиссиях по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений. Часть 2. - М., 2008. - С. 40-55 (1 п.л.).

63.Барабанова С.В. О юридической ответственности в обра-зовании// Кадровое обеспечение инновационных процессов в эконо-мике и образовании России: Материалы IX Всероссийской конферен-ции по дополнительному образованию. – Казань: КГТУ, 2008. - С. 451-454 (0,25 п.л.).