Научная тема: «ШКОЛА И ДЕТСТВО В КАРЕЛЬСКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На рубеже XIX - ХХ веков в карельской деревне складывалась принципиально новая модель социализации подрастающих поколений, когда в ее структуре расширялся и закреплялся государственный сегмент: ряд воспитательно-образовательных функций переходил от семьи к школе и учителю. Крестьянские дети становились объектом целенаправленного систематического идеологического воздействия, формировавшего личность в интересах государства.
  2. Школа смогла занять в жизни карельской деревни собственную нишу благодаря выработке адаптационных стратегий, учитывавших местные этнокультурные особенности, в том числе этнопедагогические. В разных частях Карелии отношение к школе в значительной мере определялось языковыми запросами крестьян.
  3. Симбиоз охранительных устремлений духовенства и модернизационных взглядов земцев привел к тому, что в борьбе за «чистоту православия» в школьной работе проявился прозападный вектор, ориентированный на лютеранскую Финляндию.
  4. В отличие от «естественной» семейной повседневности в пространстве рационально «сконструированной» школьной среды жизнь ребенка подчинялась четкой регламентации, протекала «от звонка до звонка», что требовало нового понимания дисциплины и порядка. Освоение детьми прежде не свойственных им социальных ролей вело к тому, что они стали превосходить взрослых по некоторым позициям, в результате чего приниженный статус ребенка в семье стал повышаться.
  5. Являясь адаптером, приспосабливающим достижения цивилизации к условиям местной жизни, школа формировала у детей модернизированную картину мира. Менялся механизм передачи жизненного опыта: устная карельская культура дополнялась письменной русскоязычной культурой. В итоге, школа, так или иначе, развивала способность к мультикультурному действию, расширяла спектр потенциально возможных вариантов жизненного пути для крестьянства. Однако непоследовательная и дискриминационная языковая политика ослабляла модернизационный потенциал «инородческой» школы.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй поло-вине XIX – начале ХХ в. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2002. 102 c. (5,5 а.л.)

Рец.: Гуркина Н.К. Рецензия на книгу О.П.Илюха «Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй половине XIX – начале ХХ в.» // Клио. 2002. № 4 (19). С. 223–225; Turpeinen O. Vienan Karjalan sivistäminen ja politisoiminen // Kainuun Sanomat. 15.01.2003.

2.Школа и детство в карельской деревне в конце XIX – начале XX века. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. 304 с. (22 а.л.)

Рец.: Лойтер С.М. Мир детства и школа в зеркале последних исследований // Карелия. 2008. 27 ноября. С. 14; Колосова Е.М. Рец. на кн.: Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX – начале ХХ века. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2008. № 3. С. 100–102; Большакова О.В. Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX – начале ХХ века. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2009. №2. С. 191–194; Vituhnovskaja-Kauppala M. Lapsuus Itä-Karjalassa vallankumouksen aattona // Historiallinen aikakauskirja. 2009. № 1. S. 114–117.

Публикации в рецензируемых научных журналах, рекомендован-ных ВАК:

3.«Котя, котя, продай дитя…» [детская трудовая миграция в Каре-лии в конце XIX – начале XX вв.] // Родина. 2004. № 11. С. 79–82 (0,5 а.л.)

4.Когда Карелия училась читать (приобщение карельских крестьян к книге и чтению в конце XIX – начале XX вв.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2007. № 1. С. 117–128. (1 а.л.)

5.Рецензия на: P. Hakamies, O. Fišman. Unelma uudesta Karjalasta. / Хакамиес П., Фишман О. Мечта о новой Карелии. Helsinki; Pietari: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Toimituksia, 2007 // Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 182–185. (0,4 а.л.)

6.Новый мир «дитяти-корела». Будни и праздники сельской школы в Карелии // Родина. 2008. № 5. С. 122–125. (0,5 а.л.)

7.Сельская школа и социальная защита детей в Карелии (конец XIX – начало XX вв.) // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 26. 2009. С. 127–140. (0,7 а.л.)

8.Сельская школа в Карелии в конце XIX – начале XX вв.: прелом-ление языковой политики на локальном уровне // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2009. Выпуск 4. С. 89–97. (0,7 а.л.)

9.Библиотеки и народное образование в карельской деревне (конец XIX – начало XX вв.) // Библиотековедение. 2009. № 1. С. 102–107. (0,5 а.л.)

10.Повседневная жизнь сельского учительства Карелии (конец XIX – начало ХХ вв.) // Известия Уральского государственного универ-ситета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2009. № 4 (66). С. 51–62. (1 а.л.)

11.Европейский Север в истории России [Материалы «круглого стола», выступление] // Российская история. 2009. С. 31–32, 37. (0,1 а.л.)

12.Дети и подростки в сфере экономических интересов карельской семьи в конце XIX – начале XX вв. // Вестник Самарского гос. универси-тета. Гуманитарная серия. 2009. № 5 (71). С. 158–163. (0,5 а.л.)

13.Рецензия на: Е.А.Калинина «Народные школы Олонецкого края в XIX – начале ХХ века». СПб.: Дмитрий Буланин, 2009 // Ученые запис-ки Петрозаводского государственного университета. Серия «Обществен-ные и гуманитарные науки». 2010. № 3 (108). С.102–104. (0,4 а.л.)

14.Карельский Филипок: региональные особенности социокультур-ного облика сельского школьника конца XIX – начала ХХ в. // Антропо-логический форум. 2010. № 13 (в печати, 2 а.л.).

Документальные, справочные и библиографические публикации:

15.Образование и культура [в Петрозаводске в XIX веке] // Петроза-водск. 300 лет истории. Документы и материалы в трех книгах. Книга 2. Петрозаводск: Карелия, 2001. 31 а.л. (в соавт., авторский вклад – 3,2 а.л.)

16.Образование [История системы образования в Карелии] // Каре-лия. Энциклопедия в трех томах. Том 1. Петрозаводск: «ПетроПресс», 2007. С. 83–88. (в соавт., авторский вклад – 0,8 а.л.)

Статьи в других научных изданиях:

17.Создание школьной сети и организация народного просвещения в Беломорской Карелии во второй половине XIX – начале ХХ в. // Исто-рические судьбы Беломорской Карелии. Петрозаводск. 2000. С. 64–87. (1 а.л.)

18.Отношение карелов Олонецкой губернии к школе и образованию (конец ХIХ – начало ХХ в.) // Гуманитарные исследования в Карелии. Сборник статей к 70–летию Института языка, литературы и истории. Петрозаводск, 2000. С. 43–48. (0,5 а.л.)

19.Народное образование в Олонце в XIX – начале ХХ в. // Олонец. Историко-краеведческие очерки в двух частях. Часть I. Петрозаводск. 1999. С. 171–182. (0,7 а.л.)

20.Школьная политика и проблемы народного образования в Оло-нецкой и Архангельской Карелии // Финно-угроведение. 2001. № 1. С. 21–29. (0,5 а.л.)

21.Образы и символы России в обучении и воспитании школьников (на материалах Олонецкой и Архангельской Карелии начала ХХ века) // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (история, теория, педагогическая практика). Материалы научной конфе-ренции. Петрозаводск, 2001. С. 294–298. (0,4 а.л.)

22.Обучение ремеслу в школе в начале ХХ века // Мастер и народ-ная художественная традиция русского Севера (доклады III Междуна-родной научной конференции “Рябининские чтения – 99”. Петрозаводск, 2000. С.346–356 (0,5 а.л.).

23.Koulutus Aunuksen Karjalassa 1800-luvun lopulla ja 1900-luvun alussa // Ihmisiä, ilmiöitä ja rakenteita historian virrassa. Studia Carelia Humanistica 16. Joensuu, 2001. S. 180 – 192. (1 а.л.)

24. «Укреплять границы школами» (народное образование в Бело-морской Карелии во второй половине ХIХ – начале ХХ веков) // Север. 2000. № 12. С. 95–109. (1,5 а.л.)

25.Проблемы народного образования в Олонецкой Карелии в конце ХIХ – начале ХХ века // Вопросы истории Европейского Севера: Про-блемы развития культуры: вторая половина XIX – XX вв. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2002. С. 9–22. (0,5 а.л.)

26.Общественные библиотеки Олонецкой губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков.// Музей и краеведение на Европейском Севере. Мате-риалы международной конференции. Петрозаводск, 2001. С. 117–24. (0,5 а.л.).

27.Behind the Facade of the Soviet School: Ways and Means of Bringing up a “New Individual” in the Schools of Karelia in the 1930s. // Rise and Fall of Soviet Karelia. Helsinki, 2002. С. 49–70. ( 1 а.л.)

28.Karjalan koululaitos 1900-luvun alussa // Carelia. 2002. S. 93–96. (0,5 а.л.)

29.Сельский учитель в Олонецкой губернии: труд и социальный об-лик // Из истории русской интеллигенции. Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р.Лейкиной–Свирской. СПБ., 2003. С. 426–443. (1 а.л.)

30.Традиционные и новые пути социализации подрастающих поко-лений в карельской деревне в конце XIX – начале XX в. // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV Между-народной научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Петроза-водск, 2003. С. 181–184. (0,5 а.л.)

31.Lapsuus Karjalassa. Perhe ja koulu 1800-luvun lopussa ja 1900-luvun alussa // Väesto ja perhe Karjalassa. Joensuu, 2003. S. 180–182. (0,4 а.л.)

32.Die Volksbildung Kareliens im Kontext der Schulpolitik (1860 – 1930) // Studia Slavica Finlandensia. Tomus XIX. Boundaries of earth and consciousness. Ingrian Finns, Karelians, Estonians in an Age of Social Transformation. Proceedings of the Sixth ICCEES World Congress Tampere 2000. Helsinki, 2002. S. 24–34. (1 а.л.)

33.Читательские интересы и возможности сельского населения Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX веков.// Библиотечный вестник Карелии: Вып. 8 (15): I конференция Библиотечной Ассоциации Республики Карелия: док. и материалы. Петрозаводск, 2004. С. 43–48. (0,8 а.л.)

34.Детство в зеркале языка и фольклора Карелии // Народные куль-туры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Вып. 2. Материалы российско-финского симпозиума. Архангельск, 2004. С. 148–155. (0,5 а.л.)

35. «Фактор границы» в жизни карельской школы в начале ХХ ве-ка // Россия и страны Северной Европы: из истории приграничных отно-шений в XVI – XX вв. Материалы международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2003. С. 32–39. (0,4 а.л.)

36.Страницы истории Сердобольского русского начального учили-ща в контексте школьной политики в Финляндии // Сортавальский исто-рический сборник. Вып. 1. Материалы I международной научно-просветительской краеведческой конференции «370 лет Сортавале». Пет-розаводск, 2005. С.106–113. (0,5 а.л.)

37.Формирование новой школьной этики (на материалах Карелии 1920–1930-х годов) // Россия в ХХ в.: Сборник статей к 70-летию чл.-корр. РАН, проф. В.А.Шишкина. СПб., 2005. С. 166–182. (0,8 а.л.)

38.Между «народом» и «властью»: школьный учитель в карельской деревне в конце XIX – начале XX вв. // Российский политический мента-литет: образ власти в глазах общества ХХ в.: Материалы XI Всероссий-ской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 18–19 мая 2007 г. М., 2007. С. 97–103. (0,6 а.л.)

39.Трудовое воспитание детей в карельской семье // Восточная Финляндия и Российская Карелия: традиция и закон в жизни карел: Ма-териалы междунар. семинара историков, посв. 65-летию ПетрГУ. Петро-заводск, 2005. С. 147–153. (0,5 а.л.)

40.Historical realities and symbols in elementary school textbooks (data on Karelia in the first half of the XX century) // The Use and Abuse of History. Ed. Lars Elenius. Luleå: Luleå University of Technology, 2006. P. 132–140. (0,5 а.л.)

41.Карельская семья в конце XIX – начале ХХ вв. (социально-демографические и этнокультурные особенности) // Чело (альманах). Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого. 2006. №2 [36]. C. 46–51. (0,7 а.л.)

42.Identity construction – images and symbols of the frontier in raising soviet schoolchildren // Cross-Cultural Communication and Ethnic Idenities. Eds. Lars Elenius & Christer Karlsson. Stadies in Northern European Histories 5. Luleå: Luleå University of Technology, 2007. P. 69–81. (0,7 а.л.)

43.Rahvas opintiellä: Vuokkiniemen koululaitos 1800- ja 1900-luvulla // Tupenkolahuttajien mailla. Vuokkiniemi esihistoriasta toiseen maailmansotaan. Toim. Paajaste Kai. Jyväskylä, 2006. S. 234–255. (1 а.л.)

44.Дети в карельской семье и за ее пределами: стратегии и практики социализации (конец XIX – начало ХХ вв.) // Нестор № 10. Журнал исто-рии и культуры России и Восточной Европы. Финно-угорские народы России: (проблемы истории и культуры). Источники, исследования, исто-риография. СПб., 2007. С.256 – 281. (2 а.л.)

45.La «frontière verrouillée»: images, symboles et réalités de la frontière dans ľéducation des écoliers soviétiques des années 1930 au début des années 1950 // Frontières du communisme. Mythologies et réalités de la division de ľEurope de la revolution ďOktobre au mur de Berlin / Sous la direction de S. Coeuré et S. Dullin. Paris, 2007. C. 336–357. (1 а.л.)

46.Книжное дело в провинции. Олонецкая губерния // Книга в Рос-сии, 1895–1917. Ред. И. И. Фролова. СПб., 2008. С. 454–467. (1 а.л.)

47.Круг чтения карельского крестьянина в конце XIX – начале XX в. // Краеведческие чтения. Материалы I научной конференции. Пет-розаводск, 2008. С. 19–28 (1 а.л.).

48.Финский фактор в развитии школьного дела в Российской Каре-лии // Финский фактор в истории и культуре Карелии ХХ века. Сб. ста-тей. Гуманитарные исследования, вып. 3. Петрозаводск, 2009. С. 73–87. (1 а.л.)

49. «Золотые поляны детства»: педагогические традиции карель-ской семьи // Образование в поддержку семьи. Материалы «Педагогиче-ских чтений – 2008». Петрозаводск, 2008. С. 54–67. (0,7 а.л.)

50.Языковая среда сельской школы в Карелии в конце XIX – начале ХХ вв.// Финно-угорский мир. 2009. № 1. С. 43–55. (2 а.л.)

51.“Материнская вица – шерстяная”: наказания и поощрения в ка-рельской педагогической культуре (по материалам конца XIX – начала XX века) // Приграничные территории России и Финляндии. Социально-экономические отношения и культурные связи. Выборг, 2009. С. 103–110. (0,4 а.л.)

52.Адаптационные стратегии сельской школы в Карелии в конце XIX – начале XX вв. // Нестор № 13. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Мир детства: семья, среда, школа: Источники, исследования, историография. СПб., 2009. С. 47–58. (1 а.л.)

53.«Учащие»: учитель и учительница в российской деревне в конце XIX – начале ХХ вв. // Социальная история. Ежегодник, 2009. СПб, 2010. С. 68–94. (2 а.л.)