- Признавая выделение позитивной юридической ответственности наряду с негативной, юридическую ответственность можно определить как добровольное соблюдение физическими лицами и организациями правовых требований, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих правовых обязанностей, а в случае их неисполнения - как обязанность претерпевать предусмотренные законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное противоправное деяние, заключающиеся в лишениях личного, имущественного или организационного характера.
- Сформулировано и обоснованно понятие финансово-правовой ответственности как добровольное соблюдение физическими лицами и организациями правовых требований, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих финансовых обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - обязанность претерпевать предусмотренные финансовым законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное финансовое правонарушение, заключающиеся в лишениях личного, имущественного или организационного характера.
- Финансово-правовая ответственность определена как самостоятельный вид юридической ответственности. Основными разновидностями финансово-правовой ответственности являются налоговая, бюджетная, банковская и валютная ответственность.
- Основанием негативной финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, которое предлагается определить как виновное, противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом финансового правоотношения, за которое финансовым законодательством установлена ответственность. Соответственно признаками финансового правонарушения являются: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
- Разработано понятие финансово-правовых санкций как мер финансово-правовой ответственности, применяемых уполномоченными на то государственными органами к физическим лицам и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящих в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями. В круге финансово правовых санкций выделены налоговые, бюджетные, банковские и валютные санкции.
- Бюджетная ответственность представляет собой добровольное соблюдение правовых требований участниками бюджетных правоотношений, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих бюджетных обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - обязанность претерпевать предусмотренные бюджетным законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное бюджетное правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного и личного неимущественного характера.
- Основанием негативной бюджетной ответственности является бюджетное правонарушение, которое определено как противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное участником бюджетных правоотношений, за которое бюджетным законодательством предусмотрена ответственность.
- Обосновывается вывод, что под бюджетной санкцией следует понимать меру бюджетной ответственности, применяемую уполномоченными на то государственными органами к организациям за нарушение бюджетного законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного или имущественного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемым законом требованиями. Автором обосновано, что среди мер принуждения, перечисленных в БК РФ, финансовыми (бюджетными) санкциями являются штраф, пеня и предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
- Разработано следующее понятие налоговой ответственности: оно представляет собой добровольное соблюдение правовых требований физическими лицами и организациями, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих налоговых обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - обязанность претерпевать предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за совершенное налоговое правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного характера.
- Доказывается, что ответственность банков за нарушения налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ, по своей природе является налоговой. Банки - это специальные субъекты налоговой ответственности. Штраф, применяемый в отношении кредитных организаций в соответствии с главой 18 НК РФ, является мерой налоговой ответственности.
- Сформулировано понятие налоговой санкции как применяемой уполномоченными на то государственными органами к физическим лицам и организациям за налоговое правонарушение меры налоговой ответственности, выраженной в денежной форме и зачисляемой в государственные и муниципальные бюджеты. Налоговые санкции являются разновидностями финансово-правовых санкций. Систему налоговых санкций составляют денежные взыскания - штрафы и пеня. Взыскание недоимки не относится к числу санкций, а является разновидностью правовосстановительных мер государственного принуждения.
- Разработано понятие банковской ответственности как добровольное соблюдение кредитными организациями требований, установленных для них федеральными законами и нормативными правовыми актами ЦБ РФ, а в случае их несоблюдения - обязанность претерпевать предусмотренные действующим законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за совершенное банковское правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного и организационного характера.
- Основанием негативной банковской ответственности является банковское правонарушение, которое определено как противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное кредитной организацией, заключающееся в нарушении ею установленного порядка осуществления банковской деятельности, за которое действующим законодательством предусмотрена ответственность.
- Меры принуждения, перечисленные ст. 74 Закона о ЦБ РФ, нуждаются в систематизации. Среди них финансовыми (банковскими) санкциями являются штраф и отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности. Эти санкции являются финансовыми санкциями - мерами банковской ответственности. Штраф, предусмотренный ст. 74 Закона о ЦБ РФ, и штраф, предусмотренный ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, имеют различную природу. В первом случае - это финансовая (банковская) санкция, а во втором - административное наказание.
- Понятия «отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности» и «аннулирование лицензии» являются нетождественными. В отличие от отзыва лицензии, аннулирование лицензии не является мерой принуждения.
- Понятие валютной ответственности определено как добровольное соблюдение резидентами и нерезидентами правовых требований валютного законодательства, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения - обязанность претерпевать предусмотренные действующим законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за виновно совершенное валютное правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного характера.
- Основанием негативной валютной ответственности является валютное правонарушение, которое можно определить как противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное участником валютных правоотношений, за которое действующим законодательством установлена ответственность. Валютное правонарушение определено как разновидность финансового правонарушения, несмотря на закрепление ответственности за валютные правонарушения в КоАП РФ. Природа валютных правонарушений определяется не нормативным правовым актом, в котором законодатель сформулировал составы валютных правонарушений, а предметом правового регулирования валютного права.
- 18. В целях повышения эффективности применения финансово-правовых санкций автором предлагается: - использовать в БК РФ термин «бюджетная ответственность», а не «ответственность за нарушение бюджетного законодательства», т.к. понятие «ответственность за нарушение бюджетного законодательства» включает не только бюджетную ответственность, но и административную, и уголовную ответственности за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные соответственно КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ;- так как содержание ст. 281 БК РФ противоречит ст. 2 БК РФ изложить ее в следующей редакции: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения»;- дополнить БК РФ нормой, закрепляющей виды нецелевого использования бюджетных средств, т.к. отсутствие точного и конкретного перечисления видов нецелевого использования в законодательстве позволяет судам по-разному истолковывать это понятие; - все основания, предусмотренные статьей 283 БК РФ, отразить при установлении ответственности за отдельные виды правонарушений и наоборот все основания применения мер принуждения, которые описываются в отдельных составах бюджетных правонарушений, включить в перечень оснований, предусмотренных ст. 283 БК РФ (например, статьи 290, 291 и т.д.); - изменить формулировки отдельных статей главы 28 БК РФ, так как название статей и их содержание относительно основания применения мер ответственности не совпадают (например, статья 296 БК РФ);- нормы БК РФ привести в соответствие с нормами КоАП РФ, т.к. Бюджетный кодекс РФ устанавливает применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако КоАП РФ устанавливает ответственность только за три вида бюджетных правонарушений, в частности, предусмотренных статьями 289, 290, 291 БК РФ; - отменить нормы НК РФ, которые предоставляют право на бесспорное взыскание штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей как несоответствующие Конституции РФ;- изменить ст. 104 НК РФ, которая предоставляет возможность обойтись без суда налоговому органу и налогоплательщику при привлечении последнего к ответственности. Признание лица виновным в совершении правонарушения должно осуществляться только на основании судебного решения. И эта норма должна быть императивной;- дополнить статью 114 НК РФ пунктом 5.1, закрепляющим порядок поглощения менее строгой санкции более строгой, и изложить его в следующей редакции: «При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, налоговое взыскание налагается в пределах санкции, предусматривающей наказание лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого налогового взыскания»;- в статье 110 НК РФ предусмотреть две формы неосторожности: небрежность и самонадеянность, т.к. на практике возможны случаи совершения правонарушений не только по небрежности, но и по самонадеянности;- включить в КоАП РФ корреспондирующей со ст. 304 БК РФ нормы, устанавливающей ответственность руководителей кредитных организаций за несвоевременное перечисление в бюджет неналоговых доходов и безвозмездных перечислений;- с целью унификации терминологии в Законе о ЦБ РФ вместо термина «санкции» и в Инструкции ЦБ РФ № 59[1] вместо «мер воздействия к кредитным организациям» использовать термин «меры принуждения, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям», т.к. не все эти меры являются санкциями;- включить в перечень мер принуждения, предусмотренные ст. 74 Закона о ЦБ РФ, такую меру как приостановление лицензии на осуществление банковской деятельности. При этом также необходимо установить основания, сроки приостановления и процедуру введения этой меры;- из ст. 15.26 КоАП РФ исключить ответственность юридического лица - кредитной организации и ввести ответственность должностного лица - кредитной организации с целью приведения в соответствие норм КоАП РФ и Указания ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т «О Кодексе РФ об административных правонарушениях» и др.
1.Арсланбекова А.З. Правовое регулирование налоговых санкций: Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. (9,8 п.л.);
2.Арсланбекова А.З. Правовое регулирование финансовых санкций: Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. (16,25 п.л.);
3.Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: Монография. Москва: Информ. внедрен. центр «Маркетинг», 2008. (20,75 п.л.);
4.Арсланбекова А.З. Правоведение: Учебник для вузов / Отв. ред. М.И. Абдуллаев. СПб.: Питер, 2003. (51,6/2 п.л.);
5.Арсланбекова А.З. Основы права: Учебник для вузов / Отв. ред. М.И. Абдуллаев. СПб.: Питер, 2003. (50/2 п.л.);
6.Арсланбекова А.З. Вопросы ответственности в финансовом праве: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. (8,1 п.л.);
7.Арсланбекова А.З. Ответственность за нарушение банковского законодательства: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. (1,1 п.л.);
8.Арсланбекова А.З. Правовое регулирование налоговой ответственности: Учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. (4 п.л.);
9.Арсланбекова А.З. Организация финансового контроля в РФ: Учебное пособие. Махачкала: ООО «Деловой мир», 2007. (10,4 п.л.);
10.Арсланбекова А.З. Финансовый контроль: Учебно-методический комплекс. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. (4 п.л.);
11.Арсланбекова А.З. Ответственность в финансовом праве: Учебно-методический комплекс. Махачкала: ООО «Деловой мир», 2007. (3,25 п.л.)
2. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК
12.Арсланбекова А.З. Правовая природа ответственности, применяемой к нарушителям банковского законодательства // Банковское право. М.: Издательская группа «Юрист», 2006. № 2. (0,5 п.л.);
13.Арсланбекова А.З. Проблемы применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Право и политика. М.: Изд. «NOTA BENE» MEDIA TRADE Co, 2006. № 9. (1 п.л.);
14.Арсланбекова А.З. Классификация мер воздействия, применяемых ЦБ РФ к кредитным организациям // Банковское дело. М.: ООО «Агентство Информбанк», 2006. № 6. (1 п.л.);
15.Арсланбекова А.З. Правовая природа ответственности, предусмотренной главой 18 Налогового кодекса РФ // Банковское право. М.: Издательская группа «Юрист», 2006. № 5. (0,3 п.л.);
16.Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в РФ // Банковское право. М.: Издательская группа «Юрист», 2007. № 3. (0,4 п.л.);
17.Арсланбекова А.З. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства // Право и политика. М.: Изд. ООО «НБ-Медиа», 2008. № 3. (0,4 п.л.);
18.Арсланбекова А.З. Проблемы применения административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Закон и право. М.: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2008. № 3. (0,2 п.л.);
19.Арсланбекова А.З. Валютная ответственность в системе юридической ответственности // Закон и право. М.: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2008. № 4. (0,2 п.л.);
20.Арсланбекова А.З. Некоторые проблемы применения ответственности за нарушение банковского законодательства // Российская юстиция. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. № 5. (0,7 п.л.);
21.Арсланбекова А.З. Проблемы организации банковского надзора в РФ // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008. № 6. (0,5 п.л.);
22.Арсланбекова А.З. Проблемы и перспективы развития законодательства о налоговой ответственности // Закон и право. М.: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2009. № 3. (0,2 п.л.);
23.Арсланбекова А.З. Некоторые проблемы развития законодательства о бюджетной ответственности // Закон и право. М.: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2009. № 4. (0,3 п.л.)
3. Статьи, опубликованные в иных изданиях и журналах
24.Арсланбекова А.З. Понятие и природа финансовых санкций // Вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. Вып. 2. (0,1 п.л.);
25.Арсланбекова А.З. Проблемы реализации принципа презумпции невиновности налогоплательщика // Юридический вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. № 1. (0,3 п.л.);
26.Арсланбекова А.З. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Юридический вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. № 2. (0,3 п.л.);
27.Арсланбекова А.З. Общие условия привлечения к налоговой ответственности // Вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. Вып. 5. (0,5 п.л.);
28.Арсланбекова А.З. Проблемы ответственности за нарушение валютного законодательства // Труды молодых ученых ДГУ: Сб. статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. (0,1 п.л.);
29.Арсланбекова А.З. Проблемы определения налоговой правоспособности и дееспособности субъектов налоговых правоотношений // Юридический вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. № 2. (0,1 п.л.);
30.Арсланбекова А.З. Проблемы совершенствования законодательства об ответственности за налоговые правонарушения // Юридический вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. № 2. (0,1 п.л.);
31.Арсланбекова А.З. Характеристика санкций, применяемых за нарушения бюджетного законодательства // Юрист. М.: Издательская группа «Юрист», 2006. № 3. (0,6 п.л.);
32.Арсланбекова А.З. Проблемы применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства: Деп. в ИНИОН РАН от 12.07.2006 г. № 59865. (2 п.л.);
33.Арсланбекова А.З. Характеристика субъектов налоговых правонарушений // Вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. Вып. 2. (0,2 п.л.);
34.Арсланбекова А.З. Понятие ответственности в теории права: Деп. в ИНИОН РАН от 12.12.06 г. № 60112 (2 п.л.);
35.Арсланбекова А.З. Финансово-правовая ответственность в системе юридической ответственности: Деп. в ИНИОН РАН от 4.12.07 г. (2 п.л.);
36.Арсланбекова А.З. Некоторые вопросы совершенствования банковского надзора в России // Вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. Вып. 2. (0,6 п.л.);
37.Арсланбекова А.З. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью: Сб. научных статей. Вып. 3. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. (0,2 п.л.);
38.Арсланбекова А.З. Проблемы определения понятия и природы валютной ответственности // Право и современность: Сб. научно-практических статей / Под ред. Л.И. Бочковой, С.В. Савинова. Вып. 2. Ч. 2. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. (0,2 п.л.);
39.Арсланбекова А.З. Проблемы применения ответственности за нарушения налогового законодательства: Деп. в ИНИОН РАН от 27.02.08 г. (1,8 п.л.);
40.Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции: проблемы теории // Научная жизнь. М.: Издательство «Наука», 2008. № 1. (0,2 п.л.);
41.Арсланбекова А.З. Проблемы определения понятия и состава бюджетного правонарушения // Научное обозрение. М.: Издательство «Наука», 2008. № 2. (0,3 п.л.);
42.Арсланбекова А.З. Анализ правовой природы ответственности банков, предусмотренной Налоговым кодексом РФ // Банковское право. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. № 2. (0,3 п.л.);
43.Арсланбекова А.З. Бюджетный кодекс РФ: проблемы и перспективы развития // Финансовое законодательство: проблемы и перспективы развития: Сб. научных статей. Махачкала: ООО «Деловой мир», 2008. (0,5 п.л.);
44.Арсланбекова А.З. Правовая природа мер воздействия, применяемых Центральным банком РФ к кредитным организациям // Вестник ДГУ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. Вып. 2. (0,5 п.л.)
4. Статьи, опубликованные в материалах конференций
45.Арсланбекова А.З. Проблемы реформирования налогового законодательства как условия функционирования гражданского общества в РФ и Республике Дагестан // Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. (0,1 п.л.);
46.Арсланбекова А.З. Понятие и природа налоговой ответственности // Актуальные проблемы юридической науки в Дагестане: Материалы вузовской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. (0,1 п.л.);
47.Арсланбекова А.З. Проблемы финансово-правовой ответственности // Дагестан в правовом пространстве России: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. (0,1 п.л.);
48.Арсланбекова А.З. Проблемы совершенствования финансового законодательства в Республике Дагестан // Проблемы развития юридической науки в Дагестане: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. (0,1 п.л.);
49.Арсланбекова А.З. Некоторые проблемы привлечения к уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства // Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Нальчик: Изд-во Нальчикского филиала ФГОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», 2008. (0,5 п.л.);
50.Арсланбекова А.З. Проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения банковского законодательства // Международные юридические чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во Омского юридического института, 2008. (0,4 п.л.);
51.Арсланбекова А.З. Проблемы и перспективы развития ответственности за нарушения бюджетного законодательства // Современное финансовое право России: Федеральные и региональные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во СГАП, 2008. (0,5 п.л.);
52.Арсланбекова А.З. Налоговый кодекс РФ: проблемы и перспективы развития // Правовые и социально-экономические проблемы инновационного развития России: Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2008. (0,4 п.л.);
53.Арсланбекова А.З. Проблемы определения правовой природы ответственности банков за невыполнение обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ // История торговли, налогов и пошлин: Материалы Международной научно-методической школы-семинара. Днепропетровск: Изд-во Академии таможенной службы Украины, 2008. (0,5 п.л.);
54.Арсланбекова А.З. Проблемы соответствия норм Налогового кодекса РФ Конституции РФ // 15 лет Конституции РФ: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. (0,4 п.л.).