Научная тема: «МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1970-Х ГОДОВ: ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. 1970-е годы представляют собой особый феномен, который обладает неповторимым обликом, философией, ценностной системой и художественным языком.
  2. В 1970-е годы в русской литературе складывается метафизическая парадигма, представляющая собой систему вариантов постановки и решения предельных вопросов онтологического и антропологического свойства; формирование данной парадигмы, пришедшееся на 1960-е годы, ее эволюция в течение 70-х и постепенный переход в новое качество на рубеже 1970-80-х годов следует рассматривать как одно из центральных событий в духовно-эстетической жизни указанного периода, что позволяет считать 1970-е годы прежде всего годами интенсивных метафизических исканий.
  3. Начало формирования метафизической парадигмы в русской литературе 1970-х годов связано преимущественно с вопросами, затрагивающими сферу человеческих эмоций (в частности, состояние беспокойства, страха) и «кризисных состояний» (безумие, сон), которые постепенно начинают осмысляться как пограничные ситуации, выводящие того, кто в них оказался, за рамки естественного порядка вещей - в пространство Смысла. Соответственно данная стадия становления метафизического сюжета 1970-х может быть охарактеризована как стадия поисков метафизических оснований личного бытия («я как мир»).
  4. Стоящие у истоков метафизической парадигмы 1970-х годов И.Бродский и В.Высоцкий обозначают два предельных пути, по которым в дальнейшем пойдет русская художественная метафизика 70-х, - в случае В.Высоцкого это путь предельного напряжения принадлежащих этому миру человеческих сил - волевых, физических, эмоциональных и др., обозначающего границу человеческих возможностей; в случае И.Бродского это практически полное игнорирование этого мира с его ценностями и антиценностями, и напряженный поиск другой перспективы, позволяющей иначе взглянуть на все происходящее с человеком и ставящей прямо и открыто вопрос о смысле мира и человеческого бытия.
  5. Основу метафизического сюжета 1970-х составили поиски духовно-родового начала, если понимать под таковым переживание человеком своего присутствия в мире в единстве со всем, частью чего он себя осознает или стремится осознать («я в мире»). Соответственно главными звеньями этой составляющей метафизической парадигмы становятся представление о счастье, опыт его утраты и тоска по утраченному счастью. Опыт счастливого/несчастного человека приоткрывает опыт сопричастности всему сущему, в направлении которого развивается метафизический сюжет 1970-х гг.
  6. Слово выступает в качестве одной из ключевых составляющих художественного мира кинорежиссера Андрея Тарковского, творчество которого рассматривается в этой работе как центральное явление художественной метафизики 1970-х: при помощи слова А.Тарковский освобождается от эстетического давления и мифологем 60-х (таких как «дружеский круг» и «возвращение домой»); в слове кодирует новое понимание известных истин; слово является для А.Тарковского средством установления диалогического взаимодействия с современностью и способом включения в традицию.
  7. Собственный «метафизический сюжет» А.Тарковского связан с такими понятиями, как «счастье» и его утрата, «страсти» - с производными «страх» и «труд», и, наконец, - тоска по утраченному истоку и стремление вновь обрести единство с ним. Необходимыми звеньями этого сюжета оказываются такие образные и смысловые единицы, как Дом, Мать, История, Сон, Сокровенное, Иное, Апокалипсис и некоторые другие; между этими единицами в кинематографе и всех других формах развертывания «метафизического сюжета» у А.Тарковского осуществляется интенсивное взаимодействие, позволяющее говорить об одновременном присутствии в рамках данного сюжета целого ряда парадигмообразующих элементов метафизической парадигмы 70-х.
  8. Итогом становления метафизического сюжета 1970-х становится выход к переживанию мира как метафизически-устремленного единства смыслов («мир как я»). Этот найденный мир, мир сложноорганизованного смысла, испытывает постоянную угрозу со стороны мира, устремленного к предельной простоте, и нуждается в защите, которая становится главной - метафизической - задачей человека.
  9. Наиболее полное и завершенное отражение эволюция сюжета метафизических поисков, самая напряженная часть которых пришлась на 1970-е годы, нашла в творчестве Венедикта Ерофеева 1950-х - 80-х годов: за два с половиной десятилетия «метафизик» Ерофеев проделал путь от идеи противопоставления («крайних точек» - «бескрайнему», этого центра - другому, и т.д.) к идее Спасения. Постепенно освобождаясь от преобладания горизонтальной, физической, составляющей метафизических интуиций, Вен.Ерофеев усиливает роль вертикали («мета»), выводящей его к переоценке всех ценностей этого мира и ко взгляду на него «с потусторонней точки зрения».
  10. Взаимодействие «метафизик» И.Бродского и Вен.Ерофеева отражает путь, пройденный художественной метафизикой 1970-х от истоков до начала перестройки метафизической парадигмы. Если для И. Бродского была актуальной борьба идеалистического и материалистического, а сама метафизика была для него главным образом способом преодоления власти времени, истории и т.д., то у Вен.Ерофеева метафизика постепенно становится синонимом прощения, объединения крайностей, примирения человека со всем сущим.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Перепелкин М.А. Бездны на краю. И. Бродский и В. Высоцкий: диалог художественных систем: монография. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 176 с. (11 п.л.)

2.Перепелкин М.А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания: монография. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – 480 с. (30 п.л.)

Учебные пособия

3.Перепелкин М.А. Анализ лирического произведения: учебно-методическое пособие. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 2001. – 108 с. (6,75 п.л.)

4.Перепелкин М.А. История русского литературоведения ХХ века: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 88 с. (5,5 п.л.)

Статьи в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК

5.Перепелкин М.А. В. Высоцкий: «триптих» о земле // Вестник Самарского государственного университета. – 2006. – №10/2. – С.34-42. (0,6 п.л.)

6.Перепелкин М.А. Поэтический текст в сюжетной структуре «Зеркала» А. Тарковского (1) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Выпуск 11 (55). – С.195-199. (0,6 п.л.)

7.Перепелкин М.А. Поэтический текст в сюжетной структуре «Зеркала» А. Тарковского (2) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Выпуск 12 (56). – С.254-258. (0,6 п.л.)

8.Перепелкин М.А. Образ библиотеки в фильме А. Тарковского «Солярис» // Библиотековедение (Москва). – 2008. – №4. – С.126-130. (0,5 п.л.)

9.Перепелкин М.А. Морфология страха в ранней лирике И. Бродского («В деревянном доме, в ночи…») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2008. – №2. – С.87-94. (0,5 п.л.)

10.Перепелкин М.А. Мотив театра в «Гофманиане» А.А. Тарковского // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – №3 (69). – С.128-135. (0,5 п.л.)

11.Перепелкин М.А. Слово об Апокалипсисе: Василий Розанов и Андрей Тарковский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: «Энтелехия». – 2009. – Том 15. – №19. – С.21-26. (0,4 п.л.)

12.Перепелкин М.А. Стихотворение Арсения Тарковского «Я в детстве заболел…» и его роль в апокалипсическом сюжете «Ностальгии» Андрея Тарковского // Известия Самарского Научного Центра Российской Академии Наук. – 2010. – Т.12, №3(2). – С.495-500. (0,5 п.л.)

13.Перепелкин М.А. «Смещенья… стилей, событий, героев и дат» как конструктивный принцип в поэме Н. Глазкова «Юность Рублева» // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – №1. – С.224-228. (0,5 п.л.)

Статьи в коллективных монографиях, научных журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

14.Перепелкин М.А. «Точка безумия» как художественный феномен (генезис и художественный смысл сюжета душевной болезни в лирике Ольги Седаковой) // VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: специфика художественного сознания. II том. Сборник материалов межвузовской научной конференции. – Магнитогорск, 2001. – С.137-139. (0,3 п.л.)

15.Перепелкин М.А. Трансформация горациевского идеала «золотой середины» и его пушкинского варианта в стихотворении О. Седаковой «Лицинию» // Дергачевские чтения – 2000: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной научной конференции. В 2 ч. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. Ч.2. – С.250-255. (0,4 п.л.)

16.Перепелкин М.А. Концепция города в русской поэзии ХХ века (от Бальмонта к Бродскому) // Город. Культура. Образование. Материалы Международной и Всероссийской конференций «Городская культура как социокультурное пространство развития личности» «Чему и как учить в 21 веке». Апрель - сентябрь 2001 г. – Самара: Изд-во МГПУ, 2001. – С.176-182. (0,5 п.л.)

17.Перепелкин М.А. «Я не то что схожу с ума», но «чувствую - уже хожу по лезвию ноже»: «синдром сумасшествия» в творчестве Высоцкого и Иосифа Бродского // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры ХХ века. Сборник статей. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – С.84-94. (0,6 п.л.)

18.Перепелкин М.А. «Добрый день, моя смерть!..» (интуиция смерти в поэтическом творчестве Иосифа Бродского) // Русское зарубежье – духовный и культурный феномен. Материалы Международной научной конференции. В 2 ч.: Ч.II. – Москва: Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой, 2003. – С.62-69 . (0,5 п.л.)

19.Перепелкин М.А. «Сны» Иосифа Бродского // Славянский мир: общность и многообразие. ХХVII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы областной научно-методической конференции преподавателей истории, языка и культуры славянских народов. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2004. – С.91-93. (0,3 п.л.)

20.Перепелкин М.А. В. Высоцкий и И. Бродский в контексте художественных поисков ХХ века // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: Материалы Всероссийской конференции и ХХIХ Зональной конференции литературоведов Поволжья (Тольятти, 12-14 октября 2004). Т.1. – Тольятти: ТГУ, 2004.– С.325-327. (0,3 п.л.)

21.Перепелкин М.А. «Природа смеха» в творчестве В. Высоцкого (художественная симптоматика «похмельного синдрома» в стихотворении «Общаюсь с тишиной я...») // Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С.156-166. (0,6 п.л.)

22.Перепелкин М.А. Проблема становления и структура «метафизического кода» в ранней лирике И. Бродского («В темноте у окна») // Памяти профессора В.П. Скобелева: Проблемы поэтики и истории русской литературы ХIХ-ХХ веков. Международный сборник научных статей. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С.318-334. (1 п.л.)

23.Перепелкин М.А. Превращающийся мир Ольги Седаковой («Актеон»: опыт прочтения) // Сборник научных трудов «».– Москва: РосНОУ, 2005. – С.309-319. (0,6 п.л.)

24.Перепелкин М.А. «Сны» в творчестве В. Высоцкого // Филологическая проблематика в системе высшего образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. – Самара: СамГАПС, 2005. – С.183-187. (0,4 п.л.)

25.Перепелкин М.А. «Я чувствую непобедимый «страх» ревизии примет»: к вопросу о влиянии О. Мандельштама на И. Бродского // Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова. Сборник научных статей к шестидесятилетию А.М. Буланова. – Волгоград: Изд-во «Панорама», 2005. – С. 374-379. (0,3 п.л.)

26.Перепелкин М.А. О пути на богомолье: Л.Н. Толстой в художественном сознании Р.-М. Рильке // Многоликий Толстой. Материалы Всероссийской научной конференции. – Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2005. – С.30-33. (0,3 п.л.)

27. Перепелкин М.А. «Поэтический текст» в сюжетной структуре «Сталкера» // Глобальный кризис: метакультурные исследования. Материалы международного научного симпозиума «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти Андрея Тарковского. В 2-х томах. Том II. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. – С.310-315. (0,4 п.л.)

28.Перепелкин М.А. «Кто вы суть?»: (мета)сюжетная структура «баллады» о «тушеношах» // Владимир Высоцкий в контексте художественной культуры: сборник научных статей. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. – С.142-158. (1 п.л.)

29.Перепелкин М.А. Что позволено Юпитеру, то для быка – смерть? Диалектика отношений «человека» и «художника» в стихотворении В. Высоцкого «Когда я отпою и отыграю…» // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках. Граница и опыт границы в художественном языке. Выпуск 4. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. – С.360-368. (0,5 п.л.)

30.Перепелкин М.А. Формула «беспокойства». Структура «бесфабульной» песни В. Высоцкого «Парус»// Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – №5/2 (55). – С.30-37. (0,5 п.л.)

31.Перепелкин М.А. К вопросу о структуре стихотворения А.А. Тарковского «Меркнет зрение – сила моя…» и о его роли в фильме «Ностальгия» // Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы: материалы международной научной конференции. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. – С.260-264. (0,4 п.л.)

32.Перепелкин М.А. Пушкин и Андрей Тарковский: об одной скрытой «цитате» в «Солярисе» // Одиннадцатые Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения: Материалы 11-й международной конференции «Ефремовские чтения» (19 апреля 2008 г.). – СПб.: ЛЕМА, 2008. – С.71-75. (0,4 п.л.)

33.Перепелкин М.А. «На волю птичку выпускаю…»: об одном пушкинском мотиве в «Солярисе» А. Тарковского // Семиозис и культура. Выпуск 4: Сборник научных статей по материалам V Международной конференции «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (17-18 апреля 2008 года). – Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2008. – С.168-174. (0,5 п.л.)

34.Перепелкин М.А. «Птичка» А. Пушкина и «Зеркало» А. Тарковского: к вопросу об интерпретации поэтического сюжета // Материалы ХХХI Зональной конференции литературоведов Поволжья: В 3 ч. Ч.2. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – С.280-286. (0,5 п.л.)

35.Перепелкин М.А. Об одной утаенной пушкинской цитате у Тарковского («Что в имени тебе моем?...») // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 16-17 мая 2008 г.): В 2 частях. Ч.2. – Бийск: БПГУ имени В.М. Шукшина, 2008. – С.29-38. (0,6 п.л.)

36.Перепелкин М.А. К литературной родословной одного героя А. Тарковского. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в структуре «Зеркала» // Наука и культура России. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (26-28 мая 2008). – Самара: СамГУПС, 2008. – С.209-211. (0,3 п.л.)

37.Перепелкин М.А. Пушкин как код. Письмо А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву в сюжетной структуре «Зеркала» А. Тарковского // Коды русской классики: «провинциальное» как смысл, ценность и код: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ Сергея Алексеевича Голубкова (Самара, 29-30 ноября 2007 года). – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – С.267-281. (0,9 п.л.)

38.Перепелкин М.А. Система «книга и свеча» в фильмах А. Тарковского // Филологический журнал: межвузовский сборник научных статей. Вып. XV. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. – С.32-39. (0,5 п.л.)

39.Перепелкин М.А. Письма в «Ностальгии» Андрея Тарковского // ХХХ-е Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянский мир: вера и культура»: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей истории, языков и культуры славянских народов. – Самара: Издательство СНЦ РАН, 2008. – С.220-227. (0,6 п.л.)

40.Перепелкин М.А. Письма в «Солярисе» А. Тарковского // Социум и культура в процессе международной интеграции: изменение феноменов культуры. Сборник материалов междисциплинарной научной конференции молодых ученых и специалистов. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – С.316-329. (0,9 п.л.)

41.Перепелкин М.А. Андрей Тарковский: слово о романтизме // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции «Мир романтизма», Тверь, 26-29 мая 2008 г. Том 13 (37). – Тверь: Тверской гос. университет, 2008. – С.290-297. (0,5 п.л.)

42.Перепелкин М.А. Апокалиптика Тонино Гуэрры // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Серия «Филологические науки». Вып. 4. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2008. – С.178-182. (0,4 п.л.)

43.Перепелкин М.А. Еще о письме Пушкина к Чаадаеву и о его роли в сюжетной структуре «Зеркала» А. Тарковского // Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа ХХ-ХХI веков. Сборник статей 7-й международной конференции. – Армавир, 2009. – С.73-75. (0,4 п.л.)

44.Перепелкин М.А. «Пророк» А. Пушкина в структуре «Зеркала» А. Тарковского // Гуманитарные науки и православная культура. VI Пасхальные чтения. Сборник Шестой научно-методической конференции. – Москва, 2009. – С.82-88. (0,5 п.л.)

45.Перепелкин М.А. А. Пушкин в художественном сознании Андрея Тарковского. «Птичка» в смысловой структуре «Ностальгии» // Болдинские чтения. – Нижний Новгород: Издательство Вектор Тис, 2009. – С.122-139. (1 п.л.)

46.Перепелкин М.А. Метаструктура образа библиотеки в «Солярисе» А. Тарковского // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Сборник материалов Международной научной конференции. – Самара, 2009. – С.147-164. (1 п.л.)

47.Перепелкин М.А. «Собутыльники стиха»: Н.И. Глазков и В.С. Высоцкий // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг.: сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С.128-141. (0,9 п.л.)

48.Перепелкин М.А. Андрей Тарковский – поэт // Пушкинские чтения-2009. Стиль и традиции художественной речи. Материалы ХIV международной научной конференции. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С.279-287. (0,6 п.л.)

49.Перепелкин М.А. Апокалипсические мотивы в творчестве Т. Гуэрры и их место в апокалиптике Андрея Тарковского // Русский язык как духовный и культурный собиратель нации. Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В 2 т. Том 1. – Самара: ООО «Книга», 2009. – С.433-440. (0,5 п.л.)

50.Перепелкин М.А. Возвращение домой: В. Шукшин, А. Макаров и А. Тарковский // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания и 40-летию со дня возрождения первого классического Самарского государственного университета в Самарском крае (Самара, 19-20 ноября 2009): В 2 частях. – Самара: Издательство «СНЦ РАН», 2010. Ч.2. – С.106-113. (0,5 п.л.)

51.Перепелкин М.А. Пушкин и Тарковский // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания и 40-летию со дня возрождения первого классического Самарского государственного университета в Самарском крае (Самара, 19-20 ноября 2009): В 2 частях. – Самара: Издательство «СНЦ РАН», 2010. Ч.2. – С.283-296. (0,7 п.л.)

52.Перепелкин М.А. Фантастическое и метафизическое. «Ариэль» А. Беляева и «Светлый ветер» Ф. Горенштейна и А. Тарковского – от романа к сценарию // В мире научных открытий. – 2010. – №2 (08). Часть 4. – С.41-43. (0,4 п.л.)

53.Перепелкин М.А. Субъектная организация как ключ к смысловой структуре рассказа Ф. Горенштейна «Дом с башенкой» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей: В 2 т. Вып. 9. Т. 1. – М..: МГПИ, 2010. – С.113-118. (0,5 п.л.)

54.Перепелкин М.А. Бодался теленок с чудом: «сердечный» Солженицын и «несердечный» Тарковский // Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке: сб. науч. ст. по итогам V Международной науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – С.226-232. (0,5 п.л.)